ЮБИЛЕЙ
Институту социального образования УрГПУ — 20 лет
УДК 378.63 7 (470.5)
ББК Ч48 4 (2)
В. В. Байлук, И. А. Ларионова
Екатеринбург
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
ГСНТИ 14.01.21 Код ВАК 13.00.01; 07.00.10
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция; научная школа; интеграционные процессы; самореализация; функция; показатели; научно-педагогическая школа.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема организации научной школы в Институте социального образования УрГПУ, обосновывается актуальность выбранного направления исследований, выделяются количественные и качественные показатели, определяются концептуальные основания, цель, задачи и направления деятельности школы.
V. V. Bailuk, I. A. Larionova
Ekaterinburg
SCIENTIFIC PEDAGOGICAL SCHOOL OF THE INSTITUTE OF SOCIAL EDUCATION: SELF-REALIZATION IN MODERN SOCIETY
KEY WORDS: integrity; scientific school; integrative processes; self-realization; functions; rates; scientific pedagogical school.
ABSTRACT. The problem of organizing of a scientific school in the Institute of Social Education of USPU is discussed, topicality of the chosen direction of research is proved, qualitative and quantitative indexes are singled out, concept research works, goals and problems of the scientific research school are identified.
Проблема интеграции науки и образования достаточно известна и не является новой ни для ученых, ни для работников сферы образования. Развитие современного отечественного образования вне контекста науки невозможно, что подтверждается
© Байлук В. В., Ларионова И. А., 2011
многочисленными обращениями представителей научных школ к данной проблематике.
В российских нормативно-правовых документах настоятельная необходимость развития и государственной поддержки интеграционных процессов в
сфере науки и образования была целенаправленно признана сравнительно недавно. До принятия закона об интеграции ее правовое регулирование в России было представлено положениями федеральных законов о науке и образовании.
Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целью кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.
Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:
- проведением высшими учебными заведениями научных исследований и разработок за счет грантов или иных источников финансирования;
- привлечением высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) иной научной деятельности;
- осуществлением высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научнообразовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;
- реализацией научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;
- созданием высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- созданием научными организациями на базе высших учебных заведений лабораторий, школ, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в по-
рядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос о создании в ИСОбр научной школы (НШ) — это вопрос о стратегическом развитии Института. Понятие «научная школа» давно утвердилось в отечественной философии науки и определяется как способ и форма организации корпоративной научной деятельности, реализующей единство процессов научного познания и передачи накопленных знаний. НШ — особая форма кооперации научного труда, исследовательский, творческий коллективов, его члены не обязательно имеют формальную принадлежность к какому-либо одному структурному подразделению (университету, НИИ и т. д.). Участники научной школы изучают сходные научные проблемы и включены в неформальную систему коммуникации. Во главе НШ стоит общепризнанный лидер (или лидеры), который в силу своего научного авторитета признается как лидер всеми участниками данной школы. Научный лидер может одновременно занимать место официального руководителя кафедры, института, факультета, но может официальным руководителем и не являться.
Конституирующей основой НШ является научная идея и разработанная на ее основе исследовательская программа. Научная программа и теоретико-методологические основы ее разработки образуют парадигму НШ, определяют ее стиль мышления. Понятие «парадигма» было введено американским науковедом Т. Куном. Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, выступающих основанием выбора проблем и образцом для их решения. Мы выделяем следующие функции НШ:
1) главная функция — проведение научных исследований, забота о научной смене, подготовка кандидатов и докторов наук;
2) НШ, представляя собой динамичную единицу науки, должна обеспечивать преемственность научных знаний и создание оптимальных условий для его развития;
3) важнейшей функцией НШ является духовно-нравственная функция. Она
предполагает: а) ориентацию всех участников НШ на такие ценности, как стремление к поиску истины; принесение пользы обществу; удовлетворенность занятием научной деятельностью; б) организацию тесного, постоянного неформального общения исследователей, обмен идеями, обсуждение результатов исследований. Ученый формируется не только под непосредственным воздействием теоретико-методологических оснований школы, но и под влиянием участников школы — их личных качеств, ценностных ориентаций, стиля мышления, мотивации; в) методологическое обучение представителями старшего поколения НШ начинающих исследователей, воспитание у них научно-этической культуры;
4) в НШ следует выделять также презентационную функцию, связанную с представлением ее идей во внешнем научном сообществе, с обоснованием их продуктивности и защитой от критики. Вместе с тем к другим сходным НШ следует быть открытым и не впадать в изоляционизм;
5) обеспечение самовоспроизводимо-сти (устойчивости во времени) НШ, т. е. постоянное рекрутирование новых участников, их научный рост на основе диалектического сочетания традиции и новаторства в научной деятельности;
6) тиражирование научных идей с использованием специализированных научных журналов и сборников.
К качественным показателям НШ
относятся:
1) оценка квалификации научных кадров в рамках диссертационных советов;
2) признание научных достижений участников НШ государством (государственные награды, почетные звания);
3) признание научных достижений участников НШ научным сообществом и общественными организациями (избрание в государственные и научные академии, включение в руководящие органы научных сообществ и т. д.);
4) внешние научные связи на национальном и международном уровнях (участие в работе научных сообществ, доклады на крупных научных конференциях и т. д.).
Количественные показатели НШ включают:
1) количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций;
2) количество выпущенных монографий, сборников научных трудов и журналов;
3) публикации в наиболее авторитетных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах (в том числе в журналах ВАК);
4) количество подготовленных учебных пособий (особенно с грифами);
5) привлечение денежных средств для финансирования науки (гранты, премии, заказы, хоздоговоры).
НШ в условиях вуза обычно является одновременно и научно-педагогической школой (НПШ), формирующей будущих ученых педагогов.
В НПШ значимы следующие составляющие:
1) использование авторских инновационных результатов исследований в преподавании (педагогической деятельности);
2) создание учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс по различным дисциплинам в соответствии со специальностью;
3) постоянное пополнение НПШ за счет выпускников магистратуры и аспирантуры;
4) тиражирование научных идей через разнообразные научно-методические мероприятия (семинары, конференции, школы, круглые столы и др.).
Наличие НПШ — важнейший признак по-настоящему инновационного института. Определим концептуальные основания НПШ в Институте социального образования УрГПУ.
1. Основу деятельности НПШ составляют следующие направления:
- социально-педагогическое — это ориентация на общественно-государственный заказ;
- научно-теоретическое — ориентация на развитие педагогической науки;
- научно-методическое — ориентация на удовлетворение потребностей педагогической практики.
2. Исследования, проводимые в рамках НПШ, должны сочетать в себе фундаментальные и прикладные исследования.
3. Приоритетным в деятельности НПШ в ИСОбр является образовательный процесс в сфере социального образования и его теоретико-методологическое и методическое обоснование.
Так, темой исследования НПШ в Институте социального образования является «Самореализация субъектов социальной сферы в современном социуме». Под социальной сферой здесь понимается система социального образования и сфера деятельности социальных работников, социальных педагогов и специалистов по связям с общественностью и рекламе. К субъектам социальной сферы относятся педагоги всех уровней образования и учащиеся, специалисты социальной работы, социальные педагоги, специалисты по связям с общественностью и рекламе и их клиенты.
4. Задачи исследовательской деятельности в рамках научного направления
1. Осуществить анализ самореализации личности как категории социальногуманитарных наук и определить ее роль на современном этапе их развития.
2. Выявить особенности 3 блоков видов самореализации субъектов социальной сферы:
а) базовых видов: познавательной, нравственной и эстетической самореализации;
б) эзотерических видов: самопознания, самопроектирования, самообразования, самовоспитания, самооздоров-ления, самоуправления.
в) экзотерических видов: профессиональной самореализации, гражданской, духовной, семейной, коммуникативной, экономической и досуговой.
3. Определить содержание и выявить условия успеха и причины неудач в самореализации таких субъектов социальной сферы, как:
- педагоги всех образовательных учреждений;
- школьники и студенты;
- социальные работники, социальные педагоги, специалисты по рекламе и связям с общественностью;
- клиенты социальной работы и социально-педагогической деятельности.
4. Осуществить разработку научно обоснованных рекомендаций по содействию самореализации всех субъектов социальной сферы.
5. Научно-практические конференции по направлению исследований
Конференции субъектов социальной сферы
2011 «Самопознание и самопроектирование субъектов социальной сферы как форма и условие их самореализации»
2012 «Самообразование и самовоспитание субъектов социальной сферы как формы и условия их самореализации»
2013 «Профессиональная самореализация субъектов социальной сферы»
2014 «Духовная самореализация субъектов социальной сферы»
2015 «Гражданская самореализация субъектов социальной сферы»
Конференции могут проводиться на всероссийском, региональном и городском уровнях. В конференциях могут принимать участие вузы страны, региона или города, средние профессиональные образовательные учреждения, средние школы, учреждения социальной защиты. Конференции будут ежегодно проводиться в начале декабря.
Студенческие
научно-практические конференции
2011 «Гражданская самореализация личности: гражданское воспитание и самовоспитание школьников и студентов»
2012 «Духовная самореализация личности: духовное воспитание и самовоспитание школьников и студентов»
2013 «Коммуникативная самореализация личности: коммуникативное воспитание и самовоспитание школьников и студентов»
2014 «Правовая самореализация личности: правовое воспитание и самовоспитание школьников и студентов»
2015 «Досугово-бытовая самореализация личности: досугово-бытовое воспитание и самовоспитание школьников и студентов»
6. Методологические и методические семинары, тематически отвечающие задачам разрабатываемой темы
Тема методологического семинара — теоретические вопросы самореализации субъектов социальной сферы; тема методического семинара — прикладные вопросы самореализации социальной сферы: формы, методы, технологии, законы.
Методологический семинар проводится 8 раз в учебном году, методический — 4 раза.
7. Издание научно-практического журнала «Социально-гуманитарный вестник»
Издается с 2011 г. Периодичность —
4 номера в год. Объем — 70 страниц.
8. Подготовка к печати монографий и учебных пособий
2011- 2012 Байлук В. В. «Основы самореализации личности» моногр.
Зыскина М. А. «Самореализация личности в пожилом возрасте» моногр.
2011- 2012 Шрамко Н. В. «Становление социальной зрелости студентов как условие их самореализации» моногр.
2013 Байлук В. В., Москалева А С. «Оздоровительная самореализация личности» учеб. пособие
2014 Беляева М. А. «Репродуктивное сомооп-ределение современной молодежи» учеб. пособие
2014 Байлук В. В., Майданова Т. В. «Самоуправление деятельностью студента» учеб. пособие
2013 Коротун. А. В. «Правовая самореализация личности» учеб. пособие
2013 Ахьямова И. А. учеб.
«Коммуникативная само- пособие
реализация учащейся
молодежи»
9. Издание сборников статей
2010, «Самостоятельная работа сб.
2011 в современном образовательном учреждении: теория и практика» (в 3 ч.) (по итогам междунар. конф. 17—20 марта 2010 г. ) ст.
2012 «Самостоятельная работа сб.
в системе высшего обра- ст.
зования»
2013- «Самостоятельная работа сб.
2014 субъектов социальной сферы как форма их самореализации». Предполагается 4 раздела: 1) самостоятельная работа педагогов всех образовательных учреждений; 2) самостоятельная работа школьников и студентов; 3) самостоятельная работа социальных работников, социальных педагогов и специалистов по рекламе и связям с общественностью; 4) самостоятельная работа клиентов социальной работы и социальнопедагогической деятельности ст.
2011, Публикация итогов 5-ти 5
2012, научно-практических кон- сб.
2013, ференций специалистов ст.
2014, социальной сферы
2015
2011, Публикация итогов 5-ти 5
2012, научно-практических кон- сб.
2013, ференций школьников и ст.
2014, студентов
2015
2011, Издание статей докладчи- 5
2012, ков, выступавших на мето- сб.
2013, дологических и методиче- ст.
2014, ских семинарах в ИСОбр
2015
2014 «Саморазвитие и самофунк- кол-
ционирование как механизмы лект.
самореализации субъектов моногр.
социальной сферы»
10. Издание учебно-методических пособий
2012 «Опыт организации само- кол-
стоятельной работы сту- лект.
дентов в процессе препо- учеб.
давания различных учеб- посо-
ных дисциплин в ИСОбр бие
как условие их учебно-
познавательной самореа-
лизации»
2013 «Опыт самопознания и кол-
профессиональной само- лект.
реализации педагогов» учеб. посо- бие
2014 «Опыт самореализации кол-
социальных работников и лект.
социальных педагогов в учебное
различных социальных посо-
учреждениях» бие
2015
«Изучение учебных дисциплин как средство самопознания, воспитания и самовоспитания студентов»
кол-
лект.
учебное
посо-
бие
11. Подготовка и защита:
- магистерских диссертаций,
- кандидатских диссертаций,
- докторских диссертаций.
12. Развитие координационных связей
с другими учреждениями и организациями:
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области; Министерством социальной защиты Свердловской области; УрО РАО, Департаментом по делам молодежи, вузами РФ и города Екатеринбурга; Институтом социального образования РАО (Москва) и др. — и международного сотрудничества: Белоруссия, Казахстан, Украина и другие страны.
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. В. А. Дегтерев