Научная статья на тему 'Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов'

Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / VOCATIONAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS / COMPETENCE / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / VALUES / METHODOLOGY / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна

Представляются методологические основания и методы самовоспитания студентов. При этом развитие самовоспитания рассматривается в контексте изучения блока исторических дисциплин как элемента профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-EDUCATION AS THE TASK OF VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS

Methodological bases and methods of self-education of students are presented. Thus self-education development is considered in the context of studying historical disciplines as element of vocational training of the future social teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов»

УДК 378 .6 + 37.037.5 ББК Ч481.352

Т. С. Дорохова

Екатеринбург

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная подготовка; профессиональная подготовка социальных педагогов; компетенции; саморазвитие; самовоспитание; ценности; методология; методы.

АННОТАЦИЯ. Представляются методологические основания и методы самовоспитания студентов. При этом развитие самовоспитания рассматривается в контексте изучения блока исторических дисциплин как элемента профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

T. S. Dorokhova

Ekaterinburg

DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-EDUCATION AS THE TASK OF VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS

KEY WORDS: vocational training; vocational training of social teachers; competence; self-development; self-education; values; methodology; methods.

ABSTRACT. Methodological bases and methods of self-education of students are presented. Thus self-education development is considered in the context of studying historical disciplines as element of vocational training of the future social teachers.

Человек в течение всей жизни является объектом воспитания. Однако его результативность оказывается значительно выше, если человек становится не только объектом, но и субъектом воспитания, иначе говоря, когда воспитание трансформируется в самовоспитание. Еще Л. С. Выготский говорил, что всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание. Для того чтобы в процессе самовоспитания индивидуально усвоенные ценностные и поведенческие установки не противоречили общественным и чтобы сам процесс был действительно эффектив-

© Дорохова Т. С., 2011

ным, необходимо вначале формировать, а потом развивать навыки самовоспитания на разных этапах социализации человека, в том числе на этапе профессиональной подготовки.

Определим понятие «профессиональная подготовка». В законе РФ «Об образовании» оно трактуется очень узко. В частности, под подготовкой понимается «приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ». Профессиональная подготовка осуществляется «в образовательных учреждениях начального профессиональ-

ного образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах)...» [5. С. 20], т. е., согласно данному закону, понятие «профессиональная подготовка» к системе высшего профессионального образования не относится (!). Между тем как в реальной образовательной практике, так и в научных трудах рассматриваемое понятие употребляется по отношению ко всем уровням профессионального образования (начального, среднего и высшего).

Например, М. А. Галагузова и Ю. Н. Галагузова под профессиональной подготовкой понимают как процесс, так и результат формирования готовности к определенной профессиональной деятельности [2. С. 18]. В качестве структурных компонентов профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования они выделяют:

- содержательный (ГОСы ВПО и образовательные программы ВПО);

- организационный (вузы и другие учреждения и организации, обеспечивающие функционирование ВПО);

- управленческий (органы управления ВПО и подведомственные им учреждения и организации).

Для того чтобы определить понятие «профессиональная подготовка социальных педагогов», рассмотрим новые стандарты высшего профессионального образования (содержательный компонент). Так, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «психологопедагогическое образование» (квалификация «магистр») в качестве основополагающих характеристик выпускника приводятся компетенции, которые делятся на три основные группы: общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные.

Не углубляясь в дискуссию по поводу определения понятия «компетенции», отметим, что в нашем понимании они представляют собой совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, черт характера), зада-

ваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Отсюда профессиональная готовность социальных педагогов может быть определена как процесс и результат формирования у студентов общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для качественной продуктивной деятельности в области социальной педагогики.

В рассматриваемом стандарте в разделе «Характеристика профессиональной деятельности» среди профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен магистр социальной педагогики, обозначено «формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании». В разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры» среди общекультурных компетенций обращает на себя внимание «способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7)».

В словарно-энциклопедической литературе саморазвитие определяется как умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений; развитие человека собственными силами, без содействия каких либо внешних сил [4]. Если считать, что самовоспитание, по определению В. В. Байлука, представляет собой «формирование воспитанником тех или иных качеств у себя самого» [1. С. 28], то можно рассматривать его как неотъемлемую и важнейшую часть процесса саморазвития. Таким образом, согласно ФГОС ВПО, одной из задач профессиональной подготовки социальных педагогов является развитие у студентов навыков самовоспитания.

«Самовоспитание, — считает В. В. Бай-лук, — выступает как процесс становления качеств, свойств, функциональных способностей личности, процесс выработки умений, навыков, привычек строить свою жизнедеятельность в соответствии с определенными норма-

тивными требованиями (нормами культуры или антикультуры, нормами светской или религиозной жизни и т. д.)» [Там же. С. 29]. Базовой составляющей процесса самовоспитания, фактором, определяющим, какие именно качества личности и поведенческие установки будут сформированы у человека, являются ценности.

Понятие «ценность» имеет сложную смысловую направленность и многомерную классификацию. В профессиональной подготовке социального педагога ценности, понимаемые как высшие смыслы человеческого существования, имеют первостепенное значение. Это прежде всего ценность человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, благополучие людей, социальная ответственность и др.

На основе ценностей социальный педагог, как всякий профессионал, формирует определенные ценностные ориентации, образующие основу его сознания и поведения. Основными ценностными ориентациями социального педагога являются: «.уважение и признание достоинства личности человека; принятие его таким, как он есть; признание многообразия и неповторимости его личности; признание права человека на самоопределение, на ошибку, на реализацию своих потенциальных возможностей; неосуждающее отношение к человеку; вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию» [2. С. 44—45].

На наш взгляд, формированию профессионально значимых ценностей и ценностных ориентаций у студентов способствует блок исторических дисциплин. Данные дисциплины отличаются друг от друга содержательной стороной, но их методологическая и методическая характеристики являются общими, что позволило нам объединить данные дисциплины в один блок.

Результатом самовоспитания должно стать совершенствование личности социального педагога, ее мировоззренческой составляющей (развитие ценностей, ценностных ориентаций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в области социальной педагогики) и поведенческой состав-

ляющей (развитие умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности в области социальной педагогики). Поэтому процесс изучения дисциплин исторического блока (как элемента профессиональной подготовки) в контексте развития навыков самовоспитания будет рассматриваться как двухкомпонентный. Первым компонентом будут являться ценностные ориентации, сформированные на этапе профессиональной подготовки, на которые впоследствии будет ориентироваться социальный педагог в процессе самовоспитания. Вторым — умения и навыки, которые впоследствии будет использовать социальный педагог в процессе самовоспитания. В силу того что формат данной статьи не позволяет представить указанные компоненты в полном объеме, рассмотрим лишь методологические основания и некоторые методы развития навыков самовоспитания студентов — будущих социальных педагогов.

Методология в науке выступает как всеобщий способ познания. Методология, с одной стороны, — область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности, с другой — представляет совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. По мнению ряда ученых, современная методология выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности, т. е. рассматривает науку с точки зрения практики, культуры, человека, во-вторых, решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности. Исходя из этого, мы можем рассмотреть методологические основания изучения студентами, будущими социальными педагогами, дисциплин исторического блока в контексте развития навыков самовоспитания.

Наиболее значимым в свете рассматриваемой проблемы можно считать аксиологический подход, который органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как в них человек рассматривается как высшая ценность и само-

цель социального развития. Благодаря аксиологическому подходу в процессе изучения дисциплин исторического блока студенты на примере жизни и деятельности знаменитых политических лидеров, военачальников, деятелей культуры, педагогов, психологов, социальных педагогов и т. д. выявляют ценности, профессионально значимые для социального педагога.

Очень важен также культурологический подход, который позволяет рассматривать проблемы образования и социальной педагогики в общекультурном и социальном контексте. На первый план при этом выступает интеграция личности, обладающей национальной и общечеловеческой культурой, в условиях конкретно-исторического сообщества в систему социально-ценностных (общественных) отношений. Будущие социальные педагоги должны осознать значимость любой культуры, их многообразие и неповторимость, принять особенности личности как норму и т. д.

Важны также компетентностный и партисипативный подходы. Компе-тентностный подход направлен на изучение компетентности как интегрального результата непрерывного образования личности и субъекта профессиональной деятельности [6]. Данный подход позволяет студентам, во-первых, осознать необходимость формирования тех или иных компетенций, необходимых как для профессиональной самореализации, так и для самовоспитания, во-вторых, использовать различные методы для их формирования.

Наконец, в настоящее время в системе профессиональной вузовской подготовки (в частности, в изучении дисциплин исторического блока), на наш взгляд, является актуальным применение методологических подходов, заимствованных из других сфер, например из менеджмента. Таким заимствованным подходом является партисипа-тивный. Он означает: 1) возрастание самостоятельности студентов, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении своей деятельностью; 2) голос каждого студента при решении профессиональных задач и

проблем; з) целенаправленное использование индивидуального и группового потенциала в решении проблем; 4) консультации, поиск согласия, ориентация на совместное принятие решений; 5) диалогический тип взаимодействия [3. С. 26].

Из указанных методологических подходов вытекают и методы, используемые в процессе изучения студентами дисциплин исторического блока и нацеленные на формирование навыков самовоспитания. Под методами в данном случае понимаются способы достижения какой-либо цели в познавательном или практическом освоении человеком действительности. Естественно, рассматриваемые методы являются «активными», т. е. позволяют студентам самостоятельно осваивать необходимые знания, развивать те или иные умения и навыки, а следовательно, формировать готовность к профессиональной деятельности. Роль педагога в данном случае сводится к организации учебного процесса (мотивация студентов к активной образовательной деятельности, предоставление необходимых средств обучения и т. д.).

Среди наиболее эффективных методов можно выделить исследовательский, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, метод критики и самокритики.

Самостоятельная исследовательская работа студентов с первоисточниками, документами, дополнительной литературой (отрывки из трудов философов и социальных педагогов) позволит развить у них навыки анализа, сравнения, обобщения и другие, необходимые для исследовательской деятельности.

Решение дискуссионных исторических задач нацелено не столько на поиск правильного ответа, сколько на формирование собственной аргументированной позиции. Повышению мотивации к творческой деятельности служат игровые задания: викторины,

кроссворды, шифрограммы, ребусы, шарады и другие разнообразные головоломки. Подобные задания могут быть придуманы самими студентами.

Поисковая деятельность, итогом которой являются доклады и рефераты,

подготовленные самостоятельно на материалах музеев, региональных архивов, семейных преданий, а также анализа дополнительной литературы, источников и т. д., которые студенты представляют во время практических занятий, поможет сформировать не только научно-исследовательские, но и коммуникативные умения и навыки. Во время защиты своих работ студенты могут использовать метод критики и самокритики.

Указанные методы являются как образовательными, так и воспитательными, потому что в процессе самостоятельной работы у студентов формируются социально и профессионально значимые ценности, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности качества, черты характера. Основная педагогическая задача в данном случае состоит в том, чтобы помочь студенту осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить осознанно управлять ими, вызывать мотивацию, ставить це-

ли своего совершенствования. Если подобное взаимодействие педагога и студента в процессе профессиональной подготовки является регулярным, то данные элементы самовоспитания превращаются в навык.

Таким образом, развитие навыков самовоспитания будущих социальных педагогов посредством изучения дисциплин исторического блока, во-первых, позволит сформировать ценности и ценностные ориентации, необходимые для успешной профессиональной деятельности (что является базовой составляющей профессии социального педагога, так как, не обладая указанными ценностями, он попросту не сможет помогать людям), во-вторых, совершенствовать умения и навыки, которые в совокупности с ценностными ориентациями формируют общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции, что, согласно ФГОС ВПО, является основной задачей профессиональной подготовки социальных педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАЙЛУК В. В. Человекознание : моногр. : в 5 кн. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. Кн. 5 : Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов.

2. ГАЛАГУЗОВА М. А., ГАЛАГУЗОВА Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы : науч.-пед. аспект : моногр. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

3. ДОРОХОВА Т. С. Основные методологические подходы в преподавании истории социальной педагогики // Материалы методологического и методического семинаров Ин-та социального образования за 2009—2010 годы. Екатеринбург : Форт Диалог-Исеть, 2011. Вып. 5.

4. ЕФРЕМОВА Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. / ред.-сост. Т. Ф. Ефремова. М. : АСТ ; Астрель, 2007. Т. 3.

5. ЗАКОН Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от 5.01.96) // Бюл. гос. ком. РФ по высш. Образованию. 1996. № 2.

6. ХУТОРСКОЙ А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во МГУ, 2003.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.