УДК 37.013.42 ББК Ч466.0
ГСНТИ 14.07.01
Код ВАК 13.00.01
Дорохова Татьяна Сергеевна,
доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация; профессиональная самореализация; профессиональная самореализация социальных педагогов; компетенции; компетентность; профессиональное самосознание.
АННОТАЦИЯ. Ррассматриваются компетентности (общекультурные и профессиональные), психологические качества и ценностные основания как составляющие профессиональной готовности, влияющие на профессиональную самореализацию социальных педагогов. Особое внимание в этом контексте уделяется профессиональному самосознанию. При этом обосновывается необходимость его целенаправленного формирования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.
Dorokhova Tatiana Segeevna,
Associate Professor, Department of Psychology and Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE QUESTION OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SOCIAL TEACHERS
KEY WORDS: self-realization; professional self-realization; professional self-realization of social workers; competence; competency; professional identity.
ABSTRACT. The article discusses competence (cultural and professional), psychological qualities and evaluative foundations as the components of professional readiness which affect professional fulfillment of social educators. Particular attention is devoted in this context to professional consciousness. At the same time the article stresses the necessity of its purposeful formation in the training of social educators.
Проблема1 профессиональной самореализации личности относится к числу междисциплинарных, так как изучается различными отраслями научного исследования: философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой, менеджментом. Это в свою очередь подтверждает актуальность указанной проблемы как для науки, так и для практики.
Фундаментальные основы теории профессиональной самореализации заложили Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кетелл в США, в Великобритании - Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс, во Франции - А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон, в Германии активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие. В России профессиональному развитию были посвящены многочисленные исследования, проведенные, В. А. Бобровым, Т. Т. Джамгаровым, К. К. Платоновым, Б. Ф. Ломовым, Е. А. Климовым, А. А. Крыловым, М. А. Дмитриевой, В. Н. Дружининым, Л. А. Коростылевой, В. Д. Шадриковым, А. И. Нафтульевым и др. [1, с. 443]. Проблемы позитивной самореализации личности разрабатываются научной школой В. В. Байлука в Уральском государственном педагогическом университете и регулярно отражаются в материалах научно -исследовательских конференций разного уровня.
1 Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 - Свердловская область. Заявка № 14-16-66047. Проект «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
Обобщая взгляды различных ученых на феномен самореализации можно выделить общие основания его изучения. В частности, самореализация рассматривается как:
- цель (через достижения человека);
- состояние (через удовлетворенность собственной самореализацией);
- результат (уровень успешности по критерию успеха - неуспеха и наличия необходимых личностных свойств);
- итог (осмысление отрезков жизненного пути).
В данной статье понятие «профессиональная самореализация» будет пониматься в значении процесса и результата про-
фессионального развития человека как
субъекта профессиональной деятельности,
характеризующего осуществление его по-
тенциальных возможностей в сфере про-
фессиональной деятельности.
Из данного определения видно, что готовность к профессиональной деятельности (способность к осуществлению потенциальных возможностей в профессиональной деятельности) является важнейшим условием успешной профессиональной самореализации. Что же включает в себя готовность к профессиональной деятельности социального педагога?
Во-первых, наличие у будущего специалиста компетенций и компетентностей, определенных стандартом. В разработку понятийного аппарата компетентностного подхода в профессиональном образовании большой вклад внесли такие исследователи, как В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя,
© Дорохова Т. С., 2014
Ю. Г. Татура, А. В. Хуторский и др. Несмотря на некоторую неопределенность в вопросе о дефиниции рассматриваемых понятий, большинство современных исследователей под компетентностью понимают совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо (в нашем случае профессиональной) сфере [2].
Компетентности, формируемые у социального педагога, можно условно разделить на ключевые (базовые) и профессиональные.
Термин «ключевая компетентность» указывает на то, что она является «ключом», основанием для других, более конкретных предметно ориентированных (профессиональных) компетентностей. В настоящее время отсутствует общепринятый подход к их типологии. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпро-фессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
В основу классификации ключевых компетентностей можно положить инвариантные виды деятельности современного социального педагога. Независимо от конкретного места работы он должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности: познавательной, коммуникативной, управленческой, ценностно-смысловой, гражданско-общественной, информационной, научно-исследовательской, здо-ровье-сберегающей и культурно-досуговой [3]. Следовательно, в перечень ключевых (базовых) компетентностей социального педагога, обучающегося по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр), целесообразно включить следующие:
- когнитивную или познавательную (владение культурой мышления, способность к анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей ее достижения; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы);
- коммуникативную (способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; владение одним из иностранных языков);
- управленческую или социальноорганизационную (готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности);
- компетентность в ценностно-смысловой ориентации (способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в
своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества);
- компетентность в гражданско-об-щественной деятельности (готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества);
- информационно-компьютерную (готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; готовность работать с компьютерными средствами управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях);
- компетентность в здоровьесбереже-нии (готовность использовать методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий);
- креативную компетентность и компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Что касается профессиональных компетентностей, то для успешной профессиональной самореализации социальному педагогу необходимо знать особенности различных категорий детей и взрослых, испытывающих проблемы в социализации, с которыми ему приходится работать; владеть умениями и навыками использования социально-педагогических технологий (профилактики, адаптации, реабилитации, ресоциализации, сопровождения и т. д.), форм, методов, приемов социально-педагогической деятельности в зависимости от проблемы и имеющихся для ее решения ресурсов.
Как указывалось выше, компетентность - это некая характеристика личности, а следовательно, в личностной характеристике специалиста помимо знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления его профессиональной деятельности, не меньшее значение имеют психологические качества и ценностные установки. В особенности это важно для таких профессий, как социальный педагог. Среди наиболее значимых для социального педагога психологических качеств можно выделить: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданст-
венность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность [4, с. 250].
Данные психологические качества формируются у будущего специалиста благодаря специфическим ценностным установкам, характерным для профессии социального педагога. Основными ценностными установками социального педагога являются «уважение и признание достоинства личности человека; принятие его таким, как он есть; признание многообразия и неповторимости его личности; признание права человека на самоопределение, на ошибку, на реализацию своих потенциальных возможностей; неосуждающее отношение к человеку; вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию» [5, с. 44-45].
Но и этого для успешной профессиональной самореализации социального педагога часто бывает недостаточно. У социального педагога должно быть сформировано специфическое профессиональное самосознание.
Профессиональное самосознание
включает представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:
1) сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
2) знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
3) знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
ЛИТЕРАТУРА
4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
5) представление о себе и своей работе в будущем [6].
Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой процессов, которые происходят в нем, является основой внутренней мотивации к профессиональной деятельности. Следовательно, именно данная характеристика будет определяющей в решении таких проблем, как адаптация молодого специалиста к условиям работы, качество реализуемой деятельности, склонность к профессиональнымде-формациям.
Между тем, в отличие от компетентностей, современная система профессиональной подготовки специалистов и в частности социальных педагогов не нацелена на формирование профессионального самосознания. Технологии подобной деятельности в современном вузе отсутствуют, что приводит к низкому уровню адаптивности и в целом готовности выпускников к профессиональной деятельности и, как следствие, неспособности работать в социально-педагогической сфере (что отражают показатели числа студентов педагогических специальностей, работающих по профессии, уровень текучести кадров в системе образования, особенно среди молодежи) [7].
Подводя итог сказанному выше, можно отметить следующее. Среди факторов успешной профессиональной самореализации социальных педагогов можно выделить в качестве наиболее значимых наличие общекультурных и профессиональных компетенций и компетентностей, представляющих собой совокупность общих и специфических узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, психологических качеств и ценностных установок, а также профессионального самосознания. Причем в современной системе профессиональной подготовки социальных педагогов последнему фактору внимания практически не уделяется, что приводит к снижению уровня профессиональной самореализации специалистов. Это в свою очередь актуализирует указанную проблему и требует доработки ее как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
1. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Горбанева Л. А. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. № 4(18). 2011. С. 431-434.
2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод пособие. М., 2005.
3. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. №1. 2010. С. 72-77.
4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пособ. Ростов н/Д. : Феникс, 2003.
5. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-педагогический аспект : моногр. М. : ВЛАДОС, 2010.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004.
7. Дорохова Т. С. «Профессионализм» и «компетентность» педагога: соотношение понятий // Понятийный аппарат педагогики иобразования. Вып. 7. Екатеринбург : СВ-96, 2012. С. 300-306.
8. Байлук В. В., Ларионова И. А. Научно-педагогическая школа института социального образования: самореализация субъектов социальной сферы в современном социуме // Педагогическое образование в России. 2011. №4. С. 6-12.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.