Научная статья на тему 'Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога'

Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2293
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОДУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-САЙТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PRODUCTIVE SELF-REALIZATION / CRITERIA FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / EDUCATIONAL WEBSITES / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибан Олег Николаевич, Грибан Ирина Владимировна

Статья посвящена профессиональной самореализации личности, которая является сегодня одной из ключевых междисциплинарных проблем, изучаемых представителями психологии, философии, социологии, культурологии и педагогики. В качестве ключевого условия продуктивной самореализации педагога выделены стремление и способность к саморазвитию. Авторы исходят из того, что особую роль в профессиональной деятельности педагога в современных условиях играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства. Проанализирован потенциал современных образовательных веб-ресурсов как средства профессиональной самореализации педагога. Представлена типология образовательных веб-сайтов, которые могут выступать площадками для самореализации, позволяя создавать в процессе профессионального труда общественно полезный продукт, способствуя повышению удовлетворенности работника самим процессом и результатом труда и общественному признанию значимости труда работника, его достижений. Современные образовательные веб-ресурсы подразделяются на следующие группы: веб-сайты учебных заведений; веб-проекты, позволяющие осуществлять образовательный процесс дистанционно; веб-сайты, распространяющие образовательную информацию; веб-сайты для проведения научных исследований; веб-сайты информационно-справочного характера; веб-сайты соревновательных Интернет-проектов; веб-сайты учебно-методических объединений; образовательные сообщества в социальных сетях; образовательные веб-сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибан Олег Николаевич, Грибан Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational websites as a means of professional self-realization of a teacher

The article is devoted to the problem of self-realization, which is nowadays one of the key interdisciplinary problems to be researched by psychologists, philosophers, sociologists, culturologists and teachers. Aspiration for self-development and ability to achieve it are considered to be key conditions for fruitful self-realization of a teacher. Today a special role in professional activity of a teacher is assigned by authors to educational websites as part of the worldwide computer network. The potential of modern educational web resources as a means of professional self-realization of a teacher has been analyzed. The authors offer a typology of educational websites, which can serve as a basis for self-realization, helping to create something generally useful in the course of professional activity, enhancing teacher's satisfaction with the working process itself, of product of work, contributing to public recognition of the teacher's work significance and his or her achievements. Modern educational web resources are subdivided into the following groups: websites of educational institutions; web projects for conducting distance education; websites for educational information dissemination; websites for conducting scientific researches; directory websites; websites of competitive internet projects; websites of educational-methodological associations; educational communities in social networks; educational web services.

Текст научной работы на тему «Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371.124:004.738

ББК Ч402.684.3 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01

Грибан Олег Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Грибан Ирина Владимировна,

кандидат исторических наук, директор музея истории УрГПУ; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-САЙТЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная самореализация; продуктивная самореализация; критерии профессиональной самореализации; образовательные веб-сайты; информационная компетентность.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена профессиональной самореализации личности, которая является сегодня одной из ключевых междисциплинарных проблем, изучаемых представителями психологии, философии, социологии, культурологии и педагогики. В качестве ключевого условия продуктивной самореализации педагога выделены стремление и способность к саморазвитию. Авторы исходят из того, что особую роль в профессиональной деятельности педагога в современных условиях играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства. Проанализирован потенциал современных образовательных веб-ресурсов как средства профессиональной самореализации педагога. Представлена типология образовательных веб-сайтов, которые могут выступать площадками для самореализации, позволяя создавать в процессе профессионального труда общественно полезный продукт, способствуя повышению удовлетворенности работника самим процессом и результатом труда и общественному признанию значимости труда работника, его достижений. Современные образовательные веб-ресурсы подразделяются на следующие группы: веб-сайты учебных заведений; веб-проекты, позволяющие осуществлять образовательный процесс дистанционно; веб-сайты, распространяющие образовательную информацию; веб-сайты для проведения научных исследований; веб-сайты информационно-справочного характера; веб-сайты соревновательных Интернет-проектов; веб-сайты учебно-методических объединений; образовательные сообщества в социальных сетях; образовательные веб-сервисы.

Griban Oleg Nikolaevich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Advertizing and Public Relations, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Griban Irina Vladimirovna,

Candidate of History, Director of USPU History Museum, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

EDUCATIONAL WEBSITES AS A MEANS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF A TEACHER

KEY WORDS: professional self-realization, productive self-realization, criteria for professional self-realization, educational websites, information competence.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of self-realization, which is nowadays one of the key interdisciplinary problems to be researched by psychologists, philosophers, sociologists, culturologists and teachers. Aspiration for self-development and ability to achieve it are considered to be key conditions for fruitful self-realization of a teacher. Today a special role in professional activity of a teacher is assigned by authors to educational websites as part of the worldwide computer network. The potential of modern educational web resources as a means of professional self-realization of a teacher has been analyzed. The authors offer a typology of educational websites, which can serve as a basis for self-realization, helping to create something generally useful in the course of professional activity, enhancing teacher's satisfaction with the working process itself, of product of work, contributing to public recognition of the teacher's work significance and his or her achievements. Modern educational web resources are subdivided into the following groups: websites of educational institutions; web projects for conducting distance education; websites for educational information dissemination; websites for conducting scientific researches; directory websites; websites of competitive internet projects; websites of educational-methodological associations; educational communities in social networks; educational web services.

Профессиональная самореали- проблем, изучаемых представителями пси-

зация личности является сегодня хологии, философии, социологии, культу-

одной из ключевых междисциплинарных рологии и педагогики. Разработка и осмыс-

© Грибан О. Н., Грибан И. В., 2015

ление теоретических основ профессиональной самореализации была осуществлена исследователями из США (У. Джеймс, Р. Кетелл, Г. Мюнстерберг), Великобритании (Дж. Кокс, Ч. Мейерс, Ч. Спирмен), Германии (Ф. Гизе, О. Липман, В. Штерн), Франции (В. Анри, А. Бине,

A. Пьерон, Т. Симон). Среди отечественных исследователей следует отметить работы

B. В. Байлука, В. А. Боброва, Б. С. Гер-шунского, С. И. Кудинова [10].

Профессиональной самореализации педагогов посвящены исследования А. В. Ба-таршева, Т. С. Дороховой, А. М. Кириченко, Т. Ф. Масловой, В. Р. Осколковой и др.

Анализ подходов современных авторов к определению термина «профессиональная самореализация» позволяет сделать вывод, что большинство исследователей трактуют ее как процесс развития и реализации своих возможностей и задатков в профессиональной деятельности [3, 8, 11, 15].

В. В. Байлук отмечает, что «профессиональная самореализация может быть в основном продуктивной, положительной, в основном отрицательной или сочетать в себе положительную и отрицательную самореализацию». Под продуктивной профессиональной самореализацией В. В. Байлук понимает такую деятельность, которая «детерминируется истинными потребностями общества, истинными потребностями и возможностями личности, т. е. строится на позитивной ценностнонормативной базе, и соответствует и требованиям к данному виду деятельности общества, и требованиям к нему ее субъекта» [1, с. 211].

В рамках нашей статьи особый интерес представляют критерии профессиональной самореализации человека, выделенные В. В. Байлуком: 1) производство в процессе профессионального труда общественно полезного продукта; 2) удовлетворенность работника самим процессом и результатом труда, а также материальным вознаграждением за труд; 3) общественное признание значимости труда работника, его достижений [1, с. 211].

А. В. Батаршев считает, что применительно к педагогической сфере понятие «профессиональная самореализация» в обязательном порядке должно дополняться прилагательным «продуктивная», поскольку она всегда имеет положительную направленность. В качестве условий продуктивной профессиональной самореализации исследователь выделяет потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании, мотивацию к творческому потенциалу и дивергентному мышлению [3, с. 63].

Таким образом, продуктивная самореализация педагога невозможна без его

стремления к саморазвитию и способности «идти в ногу» со временем, а сам процесс саморазвития является одновременно и целью, и средством профессиональной самореализации.

Проблема профессиональной самореализации педагога приобретает особую актуальность в условиях внедрения в сферу образования новых информационных технологий, что приводит к изменению роли учителя в образовательном процессе, его педагогических воззрений и методологических подходов, готовности передавать свои знания и опыт на новом теоретическом и практическом уровнях. Как отмечает О. М. Корчажкина, педагог перестает быть единственным источником информации для обучаемых. Преподаватель должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в высокотехнологичную, современную, отвечающую требованиям информационного общества [9, с. 170].

Мы считаем, что современный уровень развития информационных технологий предоставляет широкие возможности для профессиональной самореализации учителей. Особую роль в этом процессе играет активное внедрение в школы и вузы сети Интернет - глобальной компьютерной вычислительной сети с практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю [14, с. 242].

Развитие сети Интернет преобразило мировую образовательную систему: изменилась техническая оснащенность образовательных учреждений, расширился доступ к мировым информационным ресурсам, появились новые виды, методы и формы обучения, ориентированные на активную познавательную деятельность обучаемых, обучение в сотрудничестве и т. д. [15, с. 7].

Первые шаги по внедрению сети Интернет в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Однако они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения сети в образовательных учреждениях разных уровней: большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями; необходимость затратной по времени подготовки дополнительных учебно-методических материалов. Следует отметить, что современный этап применения сети Интернет в образовании характеризуется накоплением и переработкой опыта, поиском путей повышения качества обучения. В настоящее время ресурсы сети Интернет активно используются школьными учителями, преподавателями ссузов и вузов, учениками и

студентами, преподающими и изучающими как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины.

Интернет-ресурсы не только создают условия для организации учебного процесса, но и выступают площадками для самореализации, позволяя педагогам обмениваться опытом, создавать в процессе профессионального труда образовательный продукт, демонстрировать свои разработки и достижения коллегам, участвовать в профессиональных и творческих конкурсах. Отметим, что особую роль в профессиональной деятельности педагога играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства. Под образовательным веб-сайтом мы понимаем систему размещенных в компьютерной сети под общим адресом электронных документов, позволяющую осуществлять целенаправленный процесс обучения.

Исследователь С. В. Панюкова предлагает деление образовательных веб-сайтов на распределенные и локализованные. К первым она относит ресурсы, которые распределены в локальной или глобальной сети и могут быть доступны одновременно многим пользователям. Локализованными являются электронные издания образовательного назначения, которые издаются на физических носителях (жестких дисках, DVD и т. п.). К недостаткам последних автор относит сложность внесения дополнений и изменений [12, с. 68]. При таком подходе образовательные веб-сайты следует отнести к группе распределенных ресурсов. Однако количество образовательных веб-сайтов постоянно растет, что приводит к необходимости их дальнейшей, более дробной, ти-пологизации, которая позволит эффективнее подходить к поиску и использованию Интернет-ресурсов учителями.

1. Веб-сайты учебных заведений. Такие веб-сайты позволяют, с одной стороны, найти информацию о деятельности образовательного учреждения, с другой - являются площадкой, на которой педагоги могут заявить о своих достижениях. Это Интернет-ресурсы учреждений общего среднего образования, в том числе с организацией дистанционных родительских собраний, проведением конкурсов, с информационной поддержкой, коммуникациями с внешним миром; сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов, училищ); сайты факультетов и кафедр вузов; сайты высших учебных заведений [6].

2. Веб-сайты дистанционного образования - веб-проекты, позволяющие осуществлять образовательный процесс посредством телекоммуникационных сетей. А. Н. Тихонов выделяет следующие функции

дистанционного образования: передача печатной учебной и методической литературы; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных сетей [1, c. 207; 13 c. 3-4]. В эту группу входят сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования; различные электронные задачники, лабораторные практикумы, курсы лекций и т. п.; сайты для тестирования, оценки знаний. Интересными примерами таких ресурсов являются проекты «Домашняя школа» (веб-сайт: school.interneturok. ru), интернет-система дистанционной подготовки экспертов к ЕГЭ - fipi.ru.

3. Веб-сайты, распространяющие образовательную информацию: виртуальные библиотеки (например, «Университетская библиотека ONLINE» - biblioclub.ru); журналы и газеты образовательной тематики (Издательский дом «Первое сентября» - ps.iseptember.ru); виртуальные музеи (музей-заповедник «Сталинградская битва», предоставляющий уникальную возможность посетить экскурсии в режиме онлайн - stalingrad-battle.ru). Эти ресурсы позволяют быстро получить доступ к современной научной и методической литературе, не выходя из дома, что имеет большое значение для современного учителя в условиях постоянной нехватки свободного времени.

4. Веб-сайты для проведения научных исследований. Это ресурсы, на которых размещены исследовательские работы учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников; виртуальные научные лаборатории; так называемые «творческие мастерские»; сайты научно-исследовательских и учебных центров. В качестве примера можно выделить платформу «Глобальная школьная лаборатория» - globallab.org. Благодаря таким ресурсам, учителя могут организовывать и курировать совместную исследовательскую деятельность учеников не только в межшкольном, но и международном формате.

5. Веб-сайты информационно-справочного характера. В эту группу входят различные электронные энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия» -megabook.ru); сайты-словари (например, сервис «Яндекс Словари» - slovari.yandex.ru); сайты-каталоги (примером может служить международный открытый каталог конспектов уроков для учителей - кон-спекты-уроков.рф); базы данных («Мемориал» - обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период - obd-memorial.ru); сайты,

44

содержащие информацию о проводимых конференциях, конкурсах, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах (Открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров - konferencii.ru).

6. Веб-сайты соревновательных Интернет-проектов. Сайты для формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями, школьниками и родителями; сайты олимпиад и викторин; сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики; ресурсы для проведения образовательных конкурсов (например, сайт на котором проводится конкурс на лучшую учебную презентацию - учебныепрезента-ции.рф). Как правило, такие сайты предоставляют возможность для получения свидетельств и дипломов об участии в конкурсах, что позволяет обогатить портфолио педагогов. Нередко победа в таких конкурсах поощряется материальным вознаграждением.

7. Веб-сайты учебно-методических объединений - сайты методического объединения учителей по школьным предметам; сайты для тематических телеконференций и вебинаров по вопросам образования; сайты творческого взаимодействия учителей, преподавателей в сети; сайты для повышения квалификации педагогических кадров. Пример такого сайта - «Открытый класс» - openclass.ru. Важной особенностью таких ресурсов является возможность комментирования и оценивания (то есть общественного признания) размещенных педагогом работ, что способствует повышению удовлетворенности педагога результатами собственного труда.

8. Образовательные сообщества в социальных сетях. Социальная сеть - интерактивный многопользовательский вебсайт, содержание которого наполняется самими участниками сети [17]. Сообщества в социальных сетях - это тематические объединения педагогов по профессиональным интересам (например, сообщества для учителей: vk.com/upresent и ok.ru/konspekti). Такие сообщества предоставляют широкие возможности для общения с коллегами, обмена опытом и информацией, самопрезентации [7].

9. Образовательные веб-сервисы -это сайты, которые позволяют создавать и хранить образовательные продукты (например, презентации) в режиме реального времени. Интересным примером является веб-сервис нелинейных презентаций -Prezi.com.

Таким образом, современные образовательные веб-сайты предоставляют широкий спектр возможностей для профессиональ-

ной самореализации педагога, в соответствии с критериями, указанными выше. Вместе с тем, необходимо отметить, что несмотря на наличие большого количества образовательных ресурсов, в системе образования зачастую возникают несоответствия между возможностями информационных технологий и их реальным применением в профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что часть школьных учителей, преподавателей вузов, студентов не владеет необходимыми информационными компетенциями, требуемыми для эффективного применения компьютерных технологий, в том числе образовательных ресурсов. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются - появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, геоинформационных системах и т. п. Трудности освоения компьютерных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и четкого представления о формировании информационной компетентности педагога, что заставляет учителя на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий [2].

Под информационной компетентностью педагога мы понимаем интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе саморазвития, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса [3, с. 9]. Современный педагог должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объемом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в учебной деятельности: самостоятельно определять цели познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с обучаемыми, в том числе посредством ресурсов сети Интернет.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что тенденции развития современного общества требуют от педагога готовности быть постоянным учеником, который должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с тре-

бованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень, осваивая новые информационные технологии; всегда стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию; быть готовым самостоя-

тельно вносить изменения в свою профессиональную деятельность, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсен Б. Бент. Мультимедиа в образовании. М., 2007.

2. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г. / под ред. Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014.

3. Батаршев А. В. Психолого-педагогическая концепция самореализации педагога профессиональной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 62-69.

4. Грибан О. Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2011. №5. С. 31-41.

5. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов исторического факультета педагогического вуза : fвтореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2012.

6. Грушевская В. Ю., Грибан О. Н. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. №5. С. 49-55.

7. Диков А. В. Социальные сети на службе педагога // Народное образование. 2013. № 9. C. 200-205.

8. Дорохова Т. С. К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С. 120-123.

9. Корчажкина О. М. Обучение в условиях информатизации // Народное образование. 2008. № 6. С. 169-175.

10. Кудинов С. И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. 2011. №4 (18). С. 431-434.

11. Осколкова В. Р. Психолого-педагогические аспекты профессиональной самореализации педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. №10. С. 13-16.

12. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М, 2010.

13. Тихонов А. Н. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. №3. С. 3-10.

14. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы. М. 2009.

15. Ширшов Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий. М. Университетская книга, : Логос, 2006.

16. Шрамко Н. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34-38.

17. Якушина Е. В. Социальные сети как способ профессионального роста педагога // Школьные технологии. № 6. 2011. C. 142-145.

LITERATURE

1. Andersen B. Bent. Multimedia v obrazovanii. M., 2007.

2. Bayluk V. V. Professional'naya samorealizatsiya lichnosti // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sbornik materialov i dokladov Mezhdunarodnoy konferentsii, Ekaterinburg, 29-30 maya 2014 g. / pod red. G. M. Romantseva, V. A. Kopnova. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014.

3. Batarshev A. V. Psikhologo-pedagogicheskaya kontseptsiya samorealizatsii pedagoga professional'noy shkoly // Pedagogika. 2011. № 9. S. 62-69.

4. Griban O. N. Metodika razvitiya informatsionnoy kompetentnosti studentov istoricheskogo fakul'teta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Chelyabinsk, 2011. №5. S. 31-41.

5. Griban O. N. Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti studentov istoricheskogo fakul'teta pedagogicheskogo vuza : fvtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb, 2012.

6. Grushevskaya V. Yu., Griban O. N. Sistemy upravleniya kontentom i obucheniem kak instrumenty sozdaniya informatsionnoy sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. №5. S. 49-55.

7. Dikov A. V. Sotsial'nye seti na sluzhbe pedagoga // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 9. C. 200-205.

8. Dorokhova T. S. K voprosu o professional'noy samorealizatsii sotsial'nykh pedagogov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. №4. S. 120-123.

9. Korchazhkina O. M. Obuchenie v usloviyakh informatizatsii // Narodnoe obrazovanie. 2008. № 6. S. 169-175.

10. Kudinov S. I. Psikhologicheskiy analiz professional'noy samorealizatsii lichnosti psikhologov // Vektor nauki TGU. 2011. №4 (18). S. 431-434.

11. Oskolkova V. R. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty professional'noy samorealizatsii pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. №10. S. 13-16.

12. Panyukova S. V. Ispol'zovanie informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazova-nii. M, 2010.

13. Tikhonov A. N. Tekhnologii distantsionnogo obucheniya v Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1994. №3. S. 3-10.

14. Fedotova E. L. Informatsionnye tekhnologii i sistemy. M. 2009.

15. Shirshov Е. V., Efimova Е. V. Organizatsiya ucheЪnoy deyatel,nosti V vuze na osnove informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy. М. Universitetskaya kniga, : Logos, 2006.

16. Shramko N. V. Usloviya samorealizatsii lichnosti V oЪrazovatel,noy srede vuza // Pedagogiche-skoe oЪrazovanie V Rossii. 2011. № 4. S. 34-38.

17. Yakushina Е. V. Sotsial,nye seti kak sposoЪ professional,nogo rosta pedagoga // Shkol,nye tekhnologii. № 6. 2011. С. 142-145.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. В. Анисимова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.