42 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
УДК 376.352:378.147.88
ББК Ч453.093+Ч448.027 ГСНТИ 14.29.25
Код ВАК 13.00.03
Конюхова Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected].
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: люди с проблемами зрения, незрячие студенты, профессиональное образование незрячих, самостоятельная работа студентов с нарушениями зрения с учебной информацией, проблемы незрячих студентов в процессе самостоятельной работы с учебной информацией.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты анкетирования обучающихся со зрительной де-привацией, получающих высшее образование в 2015-2016 учебном году в образовательных организациях высшего образования г. Екатеринбурга. Проведенный опрос позволил автору выявить, проанализировать и обобщить комплекс проблем, возникающих у данной категории обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе их самостоятельной работы с учебной информацией. Действующее федеральное законодательство в сфере образования содержит предписания по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но результаты опроса показали, что указанная категория обучающихся по-прежнему регулярно сталкивается с достаточно обширным комплексом проблем при получении ими высшего образования в условиях инклюзивного образования, в том числе и в процессе самостоятельной работы с учебной информацией. Для частичного решения спектра выявленных проблем предложен перечень рекомендаций по организации образовательной среды в образовательных организациях высшего образования, совершенствованию деятельности профессорско-преподавательского состава при проведении учебных занятий для лиц с глубокими нарушениями зрения. Даны предложения по изменению содержания библиотечного обслуживания обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора, разработке методических материалов с учетом особых образовательных потребностей незрячих студентов.
Konyukhova Elena Yuryevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
INDIVIDUAL WORK OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED STUDENTS WITH ACADEMIC INFORMATION: PROBLEMS AND RECOMMENDATIONS FOR THEIR SOLUTION
KEYWORDS: visually impaired people, blind and visually impaired students, professional education of the blind, individual work of visually impaired students with academic information, problems of blind students during the process of individual work with academic information.
ABSTRACT. The article presents the results of surveys of students with visual deprivation, receiving higher education in the 2015-2016 academic year in educational institutions of higher education in Ekaterinburg. The survey allowed the author to identify, analyze and summarize complex issues arising from this category of students with special educational needs in the process of their independent work with training information. The existing Federal legislation in the field of education contains provisions on the organization of the educational process for persons with disabilities. But the results of the survey showed that these students still regularly face with a rather extensive set of problems in obtaining their higher education in conditions of inclusive education, including the process of independent work with educational information.
To partially address the spectrum of problems the author identified and offered a list of recommendations on the organization of the educational environment in the educational institutions of higher education, to improve the activities of the teaching staff in conducting training sessions for individuals with profound visual impairment. The proposals for changes in the library services to the students with visual disorders and for the development of teaching materials taking into account the special educational needs of blind students are given.
бокими нарушениями зрения с учебной информацией в образовательной организации высшего образования является актуальной проблемой. Действующие федеральные нормативно-правовые акты регламентируют создание в образовательных организациях высшего образования специальных условий для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья [16]. Кроме того, государством гарантируется инвалидам
Вс
д
(соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования на самостоятельную работу обучающихся отводится 60% от общей трудоемкости освоения основных образовательных программ бакалавриата и 70% при освоении основных образовательных программ магистратуры [14]. В этой связи создание условий для самостоятельной работы студентов с глу-
© Конюхова Е. Ю., 2016
право на получение необходимой информации, в том числе обеспечение федеральных государственных образовательных организаций высшего образования литературой, изданной в специальных форматах для незрячих и слабовидящих [15].
Несмотря на нормы действующего федерального законодательства, в действительности студенты с нарушениями функций зрительного анализатора, обучающиеся в образовательных организациях высшего образования г. Екатеринбурга, в процессе получения образования сталкиваются с целым комплексом проблем при осуществлении самостоятельной работы с учебной информацией.
По данным Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых в образовательных организациях высшего образования г. Екатеринбурга на 2015—2016 учебный год обучается 47 студентов — инвалидов по зрению, в том числе 21 незрячий и 26 слабовидящих.
Незрячие —подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.
Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и све-тоощущение, периферическое и бинокулярное зрение) [12].
С целью получения объективных данных о проблемах, которые возникают у незрячих студентов образовательных организаций высшего образования г. Екатеринбурга в процессе самостоятельной работы с учебной информацией, нами было проведено анкетирование данной категории обучающихся. В опросе приняло участие 12 незрячих молодых людей, обучающихся по образовательным программам высшего образования различного уровня, из них 8 человек обучаются по программе бакалавриата, 2 — по программе магистратуры и 2 — по программе аспирантуры.
При ответе на вопросы анкеты, направленной на выявление проблем, возникающих при самостоятельной работе с учебной информацией, всеми респондентами на первое место была поставлена проблема самостоятельного поиска информации для подготовки к практическим занятиям и для осуществления научно-исследовательской работы. При этом все
100% респондентов отметили, что они вынуждены обращаться за помощью в поиске учебной информации к нормально видящим друзьям или родственникам. Эта проблема обусловлена, прежде всего, отсутствием в библиотеках образовательных организаций высшего образования учебной литературы, изданной в специальных форматах (на аудионосителях или рельефно-точечным шрифтом Брайля).
На сегодняшний день незрячие обучающиеся могут использовать в процессе самостоятельной работы с учебной информацией специальное программное обеспечение экранного доступа «Jaws for Windows» (Jaws). Программа экранного доступа Jaws предоставляет возможность незрячим пользователям получить доступ к информации, представленной в электронных библиотеках и на информационно-образовательных порталах. Благодаря речевому синтезатору через аудиокарту компьютера информация с экрана переводится в звуковую.
Наличие у незрячих обучающихся возможности работы с учебной информацией с использованием специального программного обеспечения и компьютерной тифлотех-ники не решает проблему самостоятельной подготовки к занятиям полностью. Так как для работы с информацией «на слух» студентам с глубокими нарушениями зрения требуется большее количество времени, чем их нормально видящим одногруппникам.
Кроме того, следует отметить и еще одну проблему, которая возникает у незрячих обучающихся в процессе самостоятельной работы с учебной информацией из сети Интернет. Так, лишь два человека из опрошенных отметили, что они могут работать с информацией с информационно-образовательных и учебных порталов, представленной в любых форматах. К сожалению, учебная информация в сети Интернет достаточно часто представлена в формате pdf, тогда как инвалиды по зрению без дополнительного специального программного обеспечения и сформированных навыков его использования с файлами, представленными в вышеуказанном формате, работать самостоятельно не могут. Для людей с глубокими нарушениями зрения доступны для самостоятельной работы документы, подготовленные в текстовом редакторе Microsoft Word.
Помимо проблем, возникающих в процессе самостоятельного поиска учебной информации, обучающиеся с глубокими нарушениями зрения испытывают проблемы и при представлении выполненных научно-исследовательских работ в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессорско-преподавательским составом образовательных организаций высшего об-
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
разования. Все 12 респондентов отметили, что для оформления и форматирования рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ они обращаются за помощью к нормально видящим людям из ближайшего окружения.
Еще одна проблема, отмеченная всеми незрячими обучающимися: представление преподавателями при проведении аудиторных занятий части учебной информации в форме мультимедийных презентаций. Безусловно, учебная информация, представляемая визуально, недоступна для обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора.
Конечно, для организации самостоятельной работы с учебной информацией лицами с проблемами зрения в образовательных организациях высшего образования должны быть созданы места, оборудованные специальным программным обеспечением, предназначенным для незрячих, и компьютерной тифлотехникой. На сегодняшний день лишь в отдельных университетах г. Екатеринбурга такие места созданы. Важно обратить внимание, что лишь 3 человека из 12 опрошенных были осведомлены о наличии специально оборудованных для незрячих компьютерных пользователей мест для работы с учебной информацией в той образовательной организации, в которой они получают высшее образование. Несмотря на наличие этих мест в отдельных образовательных организациях, обучающиеся этих организаций отмечали их отсутствие. Этот факт свидетельствует о неинформированности обучающихся с глубокими нарушениями зрения о наличии в образовательной организации, в которой они обучаются, специальных условий для их обучения. Все 100%, принявших участие в анкетировании, отметили, что они самостоятельно приобретали компьютерную тифлотехнику и программное обеспечение, необходимые для самостоятельной работы с учебной информацией.
Для решения вышеуказанных проблем мы предлагаем перечень рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса для студентов со зрительной деприва-цией в образовательных организациях высшего образования с учетом имеющихся у данной категории обучающихся особых образовательных потребностей:
1. Создание в образовательных организациях высшего образования мест, оборудованных компьютером с программным обеспечением для незрячих пользователей, и информирование студентов с проблемами зрения о наличии и расположении таких мест в университете.
2. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего студентам с нару-
шениями зрения необходимую техническую помощь при работе с учебной информацией.
3. Использование профессорско-преподавательским составом образовательных организаций при проведении аудиторных занятий в учебных группах, в которых обучаются студенты с нарушениями зрения, только аудиальных методов обучения.
4. Включение профессорско-преподавательским составом в учебно-методические комплексы перечня заданий и учебных материалов, адаптированных для использования незрячими и слабовидящими студентами.
5. Организация бесплатной электронной доставки документов (копий статей из периодических изданий и фрагментов книг) студентам с ограниченными возможностями здоровья из фондов библиотек образовательных организаций высшего образования.
6. Обеспечение библиотек образовательных организаций высшего образования литературой, изданной в специальных форматах для незрячих и слабовидящих (рельефно-точечным шрифтом, на аудио-носителях, крупным шрифтом) из фондов специальных библиотек для слепых через систему межбиблиотечного абонемента.
7. Адаптация учебных порталов и официальных сайтов образовательных организаций высшего образования для использования представленной на них информации людьми с проблемами зрения.
Подводя итог, можно резюмировать, что среди всех студентов с ограниченными возможностями здоровья именно незрячие студенты испытывают наибольшие трудности в процессе самостоятельной работы с учебной информацией. Прежде всего, потому, что наибольшее количество информации человек получает при помощи зрительного анализатора. Проблемы самостоятельной работы с учебной информацией студентов с глубокими нарушениями зрения усугубляются отсутствием в большинстве образовательных организаций высшего образования специальных условий для обучения незрячих. Решению выявленных нами проблем будет способствовать соблюдение действующего федерального законодательства в сфере образования, регламентирующего организацию учебно-воспитательного процесса для студентов с нарушениями зрения. При этом при создании специальных условий для незрячих и слабовидящих, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования, должны учитываться степень нарушения зрения, индивидуальные потребности студентов со зрительной депривацией, специфика направления и профиля обучения и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Функции профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2014. да ll. С. 6-l6.
2. Грибан О. Н., Грибан И. В. Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога // Педагогическое образование в России. 20l5. N° 3. С. 42-47.
3. Дегтерев В. А. Самоменеджмент как ключевая компетенция развития личности студента // Педагогическое образование в России. 20l5. Ж 3. С. 65-7!.
4. Зарубина И. Н. Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения // Дефектология. 2004. да 3. С. 29-33.
5. Ларионова И. А. Качество социального профессионального образования и самореализация личности // Педагогическое образование в России. 20l5. Ж 3. С. 72-7S.
6. Мамедова Е. Ю. Специфические образовательные трудности и потребности студентов-инвалидов, обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена / Инклюзия и особый ребенок: система ценностей : материалы XX Международной конференеции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», Санкт-Петербург, l7-l9 апреля 20l3 г. СПб., 20l3. С. ll0-ll7.
7. Набокова Л. А. Зарубежные ассистивные технологии и компьютерные устройства нового поколения // Дефектология. 20l4. Ж l. С. 73-S6.
S. Плаксина Л. И Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы // Школьный вестник. 2004. Ж 4. С. l-l4.
9. Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции / М-во образования РФ ; ВОС ; ГНУ «Ин-т коррекц. педагогики РАО» ; Регион. обществ. орг. инвалидов «ИРИС» ; ред. И. Б. Антонова, И. Н. Зарубина, Т. Н. Иванова и др. М. : Флинта : Наука, 2003.
10. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья : (из опыта работы) / Департамент образования г. Москвы ; Гос. образоват. учреждение сред. проф. образования «Поли-техн. колледж Ш 39» ; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекц. педагогики РАО» ; сост. О. А. Антонова, Т. Р. Стрелкова. М. : Сфера, 2009.
11. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 9-ll ноября 2009 г. Волгоград, 2009.
12. Специальная педагогика: в 3-х т. : учебное пособие для студентов высшых учебных заведений / под ред. Н. М. Назаровой. М. : Академия, 2007. Т. 2: Общие основы специальной педагогики. 2007.
13. Тарасова Е. Ю. Некоторые рекомендации по формированию у студентов с глубокими нарушениями зрения навыков самостоятельной работы с учебной информацией // Самостоятельная работа студентов в современном образовательном учреждении: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Международной конференции. Екатеринбург, l7-20 марта 20l0 г. Екатеринбург, 20l0. С. 67-73.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «050100 — Педагогическое образование». URL: http : / / www.minobrnauka.rf.
15. Федеральный закон от 24 ноября l995 г. Ж 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Система КонсультПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/.
16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Ж 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Система КонсультПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/.
REFERENCES
1. Bayluk V. V. Funktsii professional'noy samorealizatsii lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж ll. S. 6-l6.
2. Griban O. N., Griban I. V. Obrazovatel'nye veb-sayty kak sredstvo professional'noy samorealizatsii peda-goga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. Ж 3. S. 42-47.
3. Degterev V. A. Samomenedzhment kak klyuchevaya kompetentsiya razvitiya lichnosti studenta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. Ж 3. S. 65-7l.
4. Zarubina I. N. Professional'noe obrazovanie lits s narusheniyami zreniya // Defektologiya. 2004. Ж 3. S. 29-33.
5. Larionova I. A. Kachestvo sotsial'nogo professional'nogo obrazovaniya i samorealizatsiya lich-nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. Ж 3. S. 72-7S.
6. Mamedova E. Yu. Spetsificheskie obrazovatel'nye trudnosti i potrebnosti studentov-invalidov, obuchayushchikhsya v RGPU im. A. I. Gertsena / Inklyuziya i osobyy rebenok: sistema tsennostey : materialy XX Mezhdunarodnoy konferenetsii «Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyy mir detstva», Sankt-Peterburg, l7-l9 aprelya 20l3 g. SPb., 20l3. S. ll0-ll7.
7. Nabokova L. A. Zarubezhnye assistivnye tekhnologii i komp'yuternye ustroystva novogo pokoleniya // Defektologiya. 20l4. Ж l. S. 73-S6.
8. Plaksina L. I Professional'noe obrazovanie lits s narusheniem zreniya: opyt, problemy, perspektivy // Shkol'nyy vestnik. 2004. да 4. S. l-l4.
9. Professional'noe obrazovanie lits s narusheniem zreniya: problemy, opyt, perspektivy : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / M-vo obrazovaniya RF ; VOS ; GNU «In-t korrekts. peda-gogiki RAO» ; Region. obshchestv. org. invalidov «IRIS» ; red. I. B. Antonova, I. N. Zarubina, T. N. Ivanova i dr. M. : Flinta : Nauka, 2003.
10. Professional'noe obrazovanie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : (iz opyta raboty) / Departa-ment obrazovaniya g. Moskvy ; Gos. obrazovat. uchrezhdenie sred. prof. obrazovaniya «Politekhn. kolledzh Ж 39» ; Gos. nauch. uchrezhdenie «In-t korrekts. pedagogiki RAO» ; sost. O. A. Antonova, T. R. Strelkova. M. : Sfera, 2009.
46 НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
11. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Volgograd, 9-11 noyabrya 2009 g. Volgograd, 2009.
12. Spetsial'naya pedagogika: v 3t. : uchebnoe posobie dlya studentov vysshykh uchebnykh zavedeniy / pod red. N. M. Nazarovoy. M. : Akademiya, 2007. T. 2: Obshchie osnovy spetsial'noy pedagogiki. 2007.
13. Tarasova E. Yu. Nekotorye rekomendatsii po formirovaniyu u studentov s glubokimi narusheniyami zre-niya navykov samostoyatel'noy raboty s uchebnoy informatsiey // Samostoyatel'naya rabota studentov v sov-remennom obrazovatel'nom uchrezhdenii: teoriya i praktika : sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoy konferentsii. Ekaterinburg, 17-20 marta 2010 g. Ekaterinburg, 2010. S. 67-73.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya «050100 — Pedagog-icheskoe obrazovanie». URL: http : / / www.minobrnauka.rf.
15. Federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 1995 g. № 181-FZ «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Fed-eratsii» // Sistema Konsul'tPlyus. URL: http://www.consultant.ru/popular/.
16. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Sistema Konsul'tPlyus. URL: http://www.consultant.ru/popular/.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук.