Научная статья на тему 'Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики'

Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"IMAGE I" / МЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕНТАЛИТЕТ / ОБРАЗ / ОБРАЗ "Я" / САМОПОЗНАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MENTAL APPROACH / MENTALITY / SELF-COGNITION / SELF-EDUCATION / SELF-UPBRINGING / SELF-REALIZATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна

Предпринимается попытка теоретически обосновать значимость ментального подхода для самопознания, понимаемого как средство успешной самореализации личности. Деятельностный аспект ментального подхода показан на примере преподавания истории социальной педагогики. Демонстрируются его возможности для формирования у студентов — будущих специалистов социальной сферы навыков самопознания посредством изучения данного учебного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL APPROACH AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF SELF-COGNITION OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF HISTORY OF SOCIAL PEDAGOGY

An attempt to prove theoretically the importance of mental approach for self-cognition as means of successful self-realization of the personality is undertaken. The second aspect of mental approach (activity) is presented on the example of teaching History of Social Pedagogy. From this point of view its opportunity to create skills of self-cognition of students by means of studying of this subject is shown.

Текст научной работы на тему «Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики»

УДК 37.041 ББК Ч448.478

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

Дорохова Татьяна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: 70571@mail.ru.

МЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ментальный подход; менталитет; образ; образ «Я»; самопознание; самообразование; самовоспитание; самореализация; социализация.

АННОТАЦИЯ. Предпринимается попытка теоретически обосновать значимость ментального подхода для самопознания, понимаемого как средство успешной самореализации личности. Деятельностный аспект ментального подхода показан на примере преподавания истории социальной педагогики. Демонстрируются его возможности для формирования у студентов — будущих специалистов социальной сферы навыков самопознания посредством изучения данного учебного предмета.

Dorokhova Tatiana Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

MENTAL APPROACH AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF SELF-COGNITION OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF HISTORY OF SOCIAL PEDAGOGY

KEY WORDS: mental approach; mentality; «image I»; self-cognition; self-education; self-upbringing; selfrealization; socialization.

ABSTRACT. An attempt to prove theoretically the importance of mental approach for self-cognition as means of successful self-realization of the personality is undertaken. The second aspect of mental approach (activity) is presented on the example of teaching History of Social Pedagogy. From this point of view its opportunity to create skills of self-cognition of students by means of studying of this subject is shown.

Успешная социализация в современном мире предполагает постоянную готовность к изменениям. Просто приспособиться к окружающему социуму сегодня недостаточно. Личность стремится самореализоваться, т. е. «осуществить себя, достигнуть желаемых целей, добиться необходимых результатов, успеха» [1. С. 12]. Личность самореализуется на протяжении всей жизни, а не только в стенах образовательного учреждения. И для самоосуществ-ления, достижения успеха в профессиональной или личной сфере каждому необходимо на протяжении всей жизни самостоятельно приобретать какие-либо знания, умения, развивать в себе те или иные личностные качества. Поэтому у выпускника высшего учебного заведения должны быть сформированы навыки самообразования и самовоспитания, являющиеся условием успешной самореализации.

В данном случае под самообразованием мы будем понимать приобретение систематических знаний, умений и навыков в какой-либо области общественной жизни (например, для студентов это в первую очередь сфера будущей профессии), предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося, органично сочетающийся с самостоятельностью изучения материала. Самовоспитание — процесс становления качеств, свойств, функциональных способностей личности.

Оба эти процесса взаимообусловлены. Самообразование может выступать средством самовоспитания, так как способствует выработке таких моральных качеств, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, внутренняя организованность, трудолюбие и др. В свою очередь, самовоспитание позволяет человеку за счет сформированных моральных качеств достичь большего успеха в самообразовании.

Самопознание (получение знаний о себе в психологическом, социальном, физиологическом аспектах) также является взаимосвязанным с данными процессами. Так, исследователь проблем человекознания В. В. Байлук определяет самопознание как «познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид, и смысл которого состоит в обеспечении его самореализации» [2. С. 16]. Следовательно, самопознание является одним из условий успешного самообразования, самовоспитания и самореализации. Вышесказанное актуализирует проблему развития навыка самопознания в условиях высшего учебного заведения, в частности в процессе подготовки будущих специалистов социальной сферы. Остановимся подробнее на сущностных характеристиках самопознания.

Самопознание отличается от познания окружающей действительности с точки зрения субъект-объектных характеристик

© Дорохова Т. С., 2013

(как уже было сказано выше, субъектом и объектом самопознания является один и тот же индивид). Но сущностно данные процессы идентичны, так как представляют собой создание образа познаваемого предмета. Являясь результатом познания, образ несет в своем содержании как эмоционально наполненное чувственное начало, так и рациональное, осознаваемое, способное оформиться в суждениях. В психологии в качестве результата самопознания часто рассматривают «образ Я» (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн и др.) [6. С. 74].

Из вышесказанного становится понятным, что любой образ, как и «образ Я», не идентичен познаваемому объекту, так как является лишь его отражением, а следовательно, детерминирован многочисленными факторами. Данные факторы можно условно разделить на две большие группы:

- связанные непосредственно с исследователем (уровень его интеллектуальной подготовки; теоретические основания, принятые им как базовые концепты; ценностные установки; наконец, цели, которые он ставит в процессе познавательной деятельности);

- связанные с окружающей исследователя действительностью (культурные основания; уровень развития науки и техники; уровень социально-экономического и политического развития конкретного социума и человечества в целом).

Исходя из этого, резонно предположить, что для получения результата, максимально приближенного к объективному (создания образа, наиболее полно отражающего реальный объект), в процессе познания необходимо изучить объект со всех сторон, использовать как можно больше способов его описания, разнообразных методологических подходов.

Как общенаучная категория подход имеет две трактовки. Согласно первой, он рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, положенное в основу исследовательской деятельности, согласно второй — как направление изучения объекта (предмета) исследования.

Однако, по мнению ряда ученых, подход включает в себя не только совокупность определенных принципов и теоретических положений, но и соответствующие им способы деятельности. Иначе говоря, в структуре подхода как целостного явления выделяются два уровня:

- теоретический, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой исследовательской деятельности, осуществляемой с позиций и в

рамках данного подхода, являются ядром ее содержания;

- деятельностный, обеспечивающий выработку и применение в процессе такой деятельности целесообразных способов и форм ее осуществления, адекватных концептуально ориентированному содержанию [5. С. 173].

Одним из методологических подходов, который позволяет многообразно «отразить» познаваемый объект, познать его с разных сторон, а значит, создать максимально объективный «образ Я» в процессе самопознания, на наш взгляд, является ментальный подход.

Отметим, что, несмотря на обилие исследований, посвященных ментальному подходу в различных областях социогума-нитарного знания (истории, философии, культурологи, психологии и т. д.), в педагогике его потенциал раскрыт явно недостаточно. Более того, понятия «менталитет» и «ментальность» в науке не имеют однозначной дефиниции. Скорее наоборот: подходы к их определению отличаются значительным многообразием. Это обусловлено, во-первых, тем фактом, что указанные понятия являются объектом изучения различных областей социогуманитарного знания (философии, психологии, истории, социологии, культурологии, антропологии), во-вторых, отсутствием единой междисциплинарной системной теории, способной объединить поливариантные трактовки определения, структуры, динамики развития и механизма функционирования менталитета.

В данной статье под менталитетом будет пониматься сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений комплекс основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение [4. С. 15]. Исходя из вышесказанного, под ментальным подходом можно понимать совокупность методологических принципов, теоретических положений и соответствующих им способов деятельности, позволяющих исследовать объект (общество, социальные группы и личность) в контексте ментальных характеристик, т. е. через устойчивые, сформировавшиеся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений характеристики, такие как жизненные установки, модели поведения, эмоции, система взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся у исследуемого объекта знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию

ценностей, присущих конкретной культурной традиции.

Подобная трактовка ментального подхода дает нам возможность рассматривать менталитет как детерминанту личностного развития на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, национальном, цивилизационном. Таким образом, студенты — будущие специалисты социальной сферы, формируя свой «образ Я» на основе ментального подхода, изучают себя на следующих уровнях:

- индивидуальном (свои жизненные установки, модели поведения, эмоции и пр.);

- групповом (модели поведения, систему взглядов, норм, умонастроений группы. При этом учитываются ментальные характеристики семьи как малой группы, в которой формировалась личность студента, и студенческого окружения как группы, в которой происходит профессиональное становление личности студента);

- национальном (национальные характеристики, иерархию ценностей, присущих отечественной культурной традиции);

- цивилизационном (общечеловеческие ценности).

При этом на двух последних уровнях процесс самопознания осуществляется опосредованно: студенты соотносят свои ментальные характеристики с национальными и общечеловеческими. На наш взгляд, одним из средств самопознания в данном случае может выступить такая учебная дисциплина, как история социальной педагогики.

История социальной педагогики включает важнейшие сведения о возникновении, становлении и развитии практики и теории целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального образования и социального обучения) на социальное развитие, становление, формирование, человека (независимо от того, как оно протекает — в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы») с древности и до нашего времени. История социальной педагогики акцентирует внимание на возрастании научных знаний о ребенке как объекте и субъекте воспитания, о возможности создания комфортных условий для его социализации. Под социализацией в социально-педагогическом аспекте можно понимать, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социокультурных реалий (в частности, ментальных оснований социума), необходимых для его нормальной интеграции в общество, с другой — процесс его самореализации.

Возможность обращения к истории социальной педагогики в данном контексте опирается на систему аргументов.

Онтологический аргумент. Ментальные характеристики личности, группы,

народа не являются статичными, неизменными, они формируются и развиваются под влиянием изменения исторических условий. (Оговоримся, что изменение ментальных характеристик происходит с разной скоростью на разных уровнях. Самым консервативным в данном случае является национальный менталитет.) Изучение истории социальной педагогики позволяет проследить генезис социального воспитания, а также факторов, влияющих на него, а следовательно, и специфических особенностей социализации.

Аксиологический аргумент. Одной из базовых ментальных характеристик являются ценности (личностные, групповые, национальные, общечеловеческие). Историк социальной педагогики исследует ценности различных народов и социальных групп как одну из детерминант социального воспитания, процесса социализации.

Гносеологический аргумент. История социальной педагогики как теория (с позиций научной рациональности) раскрывает и описывает те или иные закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства изучаемых предметов, явлений, процессов [6. С. 71]. Это делает целесообразным ее изучение через призму ментального подхода, позволяющего акцентировать внимание на изучении закономерностей и фундаментальных свойств таких явлений, как жизненные установки, модели поведения, система взглядов, оценок, норм индивидов и социальны групп в различные исторические периоды, являющихся, в свою очередь, предметом изучения истории социальной педагогики. При этом в основу ментального подхода будут положены следующие принципы:

- хронологический, позволяющий рассматривать ментальные характеристики личности, группы, общества как многомерное, развивающееся явление, имеющее сложную структуру и разнообразные формы взаимодействия с социально-педагогической реальностью;

- принцип историзма, предполагающий рассмотрение ментальных оснований и социально-педагогических фактов, явлений, событий, в частности особенностей социального воспитания и социального образования, в широком контексте конкретного исторического периода;

- ретроспективизма, рассматривающий прогностическую значимость ментальных оснований имеющегося историко-педагогического наследия для решения современных проблем социально-педагогической практики и теории.

Рассмотрим, каким образом история социальной педагогики в контексте менталь-

ного подхода позволяет студентам развивать навыки самопознания. В процессе изучения средств социального воспитания различных народов в разные исторические периоды студентам даются задания: вспомнить свои любимые игры, игрушки, методы социального воспитания, использовавшиеся в семье и школе (факторы, влияющие на формирование ментальности на личностном уровне); проанализировать их; выбрать наиболее результативные, которые предположительно будут использоваться самими студентами в будущем; обосновать свою позицию.

Изучая тему «Социальное воспитание в средневековой Европе», студенты проводят исследование моделей поведения, эмоции, системы взглядов, оценок, норм своей студенческой группы; на основе сравнительного анализа указанных феноменов с их средневековыми аналогами выявляют генетические связи; исследуют влияние ментальных характеристик студенческой группы на личностные.

Во втором полугодии студенты методом опроса и анализа документов (фотографий, писем и др.) из семейного архива проводят исследование своих семейных ценностей, традиций, их влияния на процесс социализации членов семьи, принадлежащих к разным поколениям; выявляют взаимосвязь данных ценностей с культурными, социально-экономическими, политическими характеристиками исторического периода, тем самым осуществляя процесс самопознания как на личностном, так и на групповом уровнях.

Во время изучения темы «Социальное воспитание и социальное образование в народной педагогике» студенты анализируют русский фольклор (народные сказки, песни, пословицы, поговорки, скороговорки, пес-тушки и др.), обычаи и традиции, сопровождающие наиболее важные моменты жизни (социализации) человека, а также различные календарные праздники. Данный анализ позволяет им познать особенности русского менталитета и соотнести их со своими собственными (национальный уровень самопознания).

Бесценным источником для исследования менталитета на национальном и цивилизационном уровнях является информация о жизни и деятельности великих педагогов, внесших значительный вклад в социально-педагогическую теорию и практику. Данная информация позволяет студентам не только проследить генезис общечеловеческих ценностей, идеалов воспитания, средств социализации, основанных на гуманистических принципах, но и определить те из них, которые станут приемлемыми для их собственной социализации, а также

социально-педагогической деятельности, которую они будут осуществлять в дальнейшем (в профессиональной практике и семейной жизни).

Деятельностный уровень ментального подхода в рассматриваемом контексте представлен, с одной стороны, методами самопознания, с другой — изучения истории социальной педагогики. Что касается методов самопознания, то наиболее продуктивными в данном случае будут самоанализ (благодаря которому студенты выявляют свои собственные жизненные установки, модели поведения, систему взглядов, ценностей и др.) и метод сопоставления (который позволяет оценить собственные ментальные характеристики путем их сравнения с присущими различным индивидам и социальным группам в разные исторические периоды, выявить, какие из данных характеристик целесообразно развивать у себя). В свою очередь, данное сопоставление невозможно без накопления знаний по истории социальной педагогики. Для этого используются разнообразные познавательные методы, среди которых — лекции с элементами методов показа, беседы, дискуссии (дискуссия-диалог, дискуссия-спор, мозговой штурм), проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый метод). На семинарских занятиях могут использоваться анализ первоисточников (нормативных документов, авторских педагогических текстов), письменные и устные опросы, а также дискуссионные («Эстафета», «Вертушка», «Круглый стол» и др.), игровые (деловые, организационно-деятельностные), проблемные методы (методы критического мышления, метод случаев, анализа конкретной ситуации и т. д.).

Одной из наиболее продуктивных форм организации образовательного процесса в данном случае является самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов в первую очередь предполагает организацию индивидуальной познавательной деятельности по усвоению основного содержания профессионального образования и рассматривается как базовое звено в подготовке современного специалиста. В данном случае обучение должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной, связанной с руководством самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель —

студент», «студент — студент» и других, организуемого для достижения объединяющей участников цели.

Опираясь на сделанные ранее выводы о взаимообусловленности процессов самопознания, самовоспитания, самообразования и самореализации, можно предположить, что результатом развития навыков самопознания должно стать совершенствование личности студента, ее мировоззрен-

ческой (развитие ценностей, ценностных ориентаций) и поведенческой (развитие умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности) составляющих [3. С. 41]. В связи с этим процесс изучения истории социальной педагогики в контексте ментального подхода будет способствовать успешной самореализации личности студента — будущего специалиста социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАИЛУК В. В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12—17.

2. БАИЛУК В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. В 3 ч. Ч. 1. Теоретические основы самопознания личности : моногр. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2009.

3. ДОРОХОВА Т. С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов / / Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 39—43.

4. ЕМЕЛЬКИНА И. В. Российский менталитет: сущность, объем понятия и социальная роль : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2011.

5. КРАЕВСКИЙ В. В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Эйдос : интернет-журн. 2003. 2 дек. иКЬ : http://www.eidos.ru/joumal/2003/0711-03.htm.

6. РОММ Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов : моногр. Новосибирск : Наука ; Изд-во НГТУ, 2007.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.