Научная статья на тему 'ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации обучающихся'

ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1609
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМОПОЗНАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА / GENERAL SECONDARY EDUCATION / METHODOLOGY OF ACTIVITY / SELF-EDUCATION / SELF-COGNITION / SELF-ACTUALIZATION / TECHNOLOGIES OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS / TERMINAL / INSTRUMENTSL AND SOCIAL QUALITIES OF STUDENTS / POLISUBJECTIVITY OF STUDENTS / SELF-COGNITION AS AN INTEGRATIVE FACTOR OF REALIZATION OF THE REQUIREMENTS OF THE STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

Анализ Стандарта осуществлен с позиции деятельностной методологии. Отмечается концептуальная нечеткость Стандарта и отсутствие в нем таких базовых видов деятельности обучающихся, как самопознание и самовоспитание, из-за чего воспитание обучающихся в основном сведено к воспитательному воздействию на них педагогов. Провозглашая ориентацию на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, Стандарт не дает каких-либо технологий их достижения. Доказывается, что самопознание обучающихся интегративный фактор реализации требований Стандарта, а рефлексивная культура обучающихся выступает как высший уровень их культуры, поскольку именно с ее помощью определяется их личностная и социальная ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal State Educational Standard of General Secondary Education in the Light of Self-education, Self-cognition and Self-actualization of Students

Conceptual vagueness of the Standard and absence of such basic types of students’ activity as self-cognition and self-education is proved; as a result students’ upbringing is limited by the teachers’ upbringing activity. Proposing orientation on reaching personal, metasubject and subject results by the students, the Standard doesn’t offer any technologies to reach the set goals. It is proved that self-cognition of the students is an integrative factor of realization of the Standard’s requirement; reflexive culture of the students is the top level of their culture as it helps to determine their personal and social responsibility.

Текст научной работы на тему «ФГОС основного общего образования в свете самообразования, самопознания, самовоспитания и самореализации обучающихся»

УДК 37.013 ББК Ч402.3

ГСНТИ 14.01.11

Код ВАК 13.00.01

Байлук Владимир Васильевич,

доктор философских наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nina5940@mail.ru.

ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ САМООБРАЗОВАНИЯ, САМОПОЗНАНИЯ, САМОВОСПИТАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: основное общее образование; деятельностная методология; самообразование; самопознание; самовоспитание; самореализация; технологии саморазвития обучающихся; терминальные, инструментальные и социальные качества обучающихся; полисубъектность обучающихся; самопознание как интегративный фактор реализации требований Стандарта.

АННОТАЦИЯ. Анализ Стандарта осуществлен с позиции деятельностной методологии. Отмечается концептуальная нечеткость Стандарта и отсутствие в нем таких базовых видов деятельности обучающихся, как самопознание и самовоспитание, из-за чего воспитание обучающихся в основном сведено к воспитательному воздействию на них педагогов. Провозглашая ориентацию на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, Стандарт не дает каких-либо технологий их достижения. Доказывается, что самопознание обучающихся - интегративный фактор реализации требований Стандарта, а рефлексивная культура обучающихся выступает как высший уровень их культуры, поскольку именно с ее помощью определяется их личностная и социальная ответственность.

Bailuk Vladimir Vasilievieh,

Doctor of Philosophy, Professor of the Chair of Social Work Technologies, Institute of Social Education, the Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN THE LIGHT OF SELF-EDUCATION, SELF-COGNITION AND SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS

KEY WORDS: general secondary education; methodology of activity; self-education; self-cognition; selfactualization; technologies of self-development of students; terminal, instrumentsl and social qualities of students; polisubjectivity of students; self-cognition as an integrative factor of realization of the requirements of the Standard.

ABSTRACT. Analysis of the Standard is undertaken from the point of view of the methodology of activity. Conceptual vagueness of the Standard and absence of such basic types of students’ activity as self-cognition and self-education is proved; as a result students’ upbringing is limited by the teachers’ upbringing activity. Proposing orientation on reaching personal, metasubject and subject results by the students, the Standard doesn’t offer any technologies to reach the set goals. It is proved that self-cognition of the students is an integrative factor of realization of the Standard’s requirement; reflexive culture of the students is the top level of their culture as it helps to determine their personal and social responsibility.

МЕТОДОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНДАРТА. В ФГОС Основного общего Образования указано [2], что в его основе лежит системно-деятельностный подход. При его реализации необходимо исходить из следующих представлений о человеческой деятельности как системе. Любая деятельность человека - взаимодействие субъекта и объекта (субъекта), в котором субъект, на основе того или иного осознания своих потребностей и возможностей, ставит определенные цели и посредством использования тех или иных средств в определенных условиях стремится получить намеченный результат. Если выделить важнейшие потребности, которые стремится удовлетворить современный человек, и те объекты, на которые направлена его активность, то мы получим представление о видах человеческой деятельности и их системе в современном обществе. К ним относятся

деятельность познавательная, нравственная, эстетическая, профессиональная, общественно-политическая, образовательная, правовая, религиозная, здравоохранительная, экологическая, экономическая, семейно-половая, коммуникативная, бытовая и досуговая. В каждый из этих видов деятельности всякий человек непосредственно или опосредованно включается либо в качестве субъекта, либо объекта, либо объекта и субъекта. Человек не может быть свободным от общества, живя в нем. В связи с этим всякий индивид есть, с одной стороны, нечто одно, единое, целое, обозначаемое как «Я-самость» (он выделен в мире). С другой стороны, поскольку он включен во все виды деятельности, «погружен» в них, его «Я» одновременно представляет собой множество деятельностных «Я»: «Я» познавательное, нравственное, эстетическое, профессиональное, общественно-политическое (социальное или гражданское), этни-

© Байлук В. В., 2014

ческое, самообразовательное, самовоспита-тельное, правовое, коммуникативное, религиозное, семейно-половое, оздоровительное (валеологическое), экологическое, экономическое, бытовое, досуговое и историческое (каждый индивид имеет личную историю и является продуктом истории своей страны). При этом познавательное «Я» человека разделяется на «Я», познающее внешний мир, и «Я», познающее самого себя (самопознава-тельное «Я»).

Отмечу сразу, что требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы связаны с функционированием почти всех выделенных мною деятельностных «Я» (кроме досугового и бытового), в рамках которого обучающиеся выступают в роли субъектов, а результаты деятельности представляют собой следствия их активности. Однако в Стандарте результаты различных видов деятельности определены, а сами виды деятельности отсутствуют, хотя всякое формирование, воспитание личности возможно только в деятельности. Это - закон педагогики.

Какова структура видов деятельности индивида? Если исходить из тех конкретных объектов, с которыми взаимодействуют индивиды, и тех целей, которые они перед собой ставят, то можно выделить три блока (группы) видов деятельности индивида. Я их буду рассматривать как продуктивные виды деятельности, хотя, разумеется, они могут быть и деструктивными.

К первой группе относятся те виды деятельности, в которых объект активности индивида находится и в нем самом, и за пределами него, а целью является получение благ для самого себя и других, и которые, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой - выступают сторонами всех других видов деятельности. Это деятельность познавательная, нравственная и эстетическая. Поскольку все они связаны с такими базовыми ценностями человеческой жизни, как истина, добро, красота, я их предлагаю называть базовыми видами деятельности, лежащими в основе всех других видов деятельности личности обучающегося и человека вообще.

Ко второй группе видов деятельности индивида относятся те из них, в которых он одновременно является и субъектом, и объектом. Это самообразовательная деятельность (самообразование), самопознава-тельная (самопознание), самовоспитатель-ная (самовоспитание) и самооздоровитель-ная (самооздоровление). Так как эти виды деятельности осуществляются только внутри индивида (в них в роли объекта выступа-

ет сам индивид), их можно назвать внутренними, или эзотерическими (от греческого слова со значением «внутренний»). Посредством этих видов деятельности индивид делает самого себя, производит свою субъектность. Ввиду того что внутренним видам деятельности, деланию собственной субъектности принадлежит решающая роль в производстве, жизнь человека зависит прежде всего от того, насколько он сам себя образовал, познал, воспитал и в какой степени заботится о своем здоровье.

К третьей группе видов деятельности относятся те, в которых объект активности находится вне индивида, выступает по отношению к нему как нечто внешнее. Назовем эти виды деятельности внешними, или экзотерическими (от греческого слова со значением «внешний»). К первой подгруппе этих видов деятельности относятся те, в которых индивид производит блага и для других, и для себя. Это деятельность профессиональная, общественно-политическая (гражданская или социальная), правовая, экологическая, коммуникативная и семейно-половая. Ко второй подгруппе относятся те виды деятельности, в которых индивид осуществляет производство благ только для самого себя. Это бытовая, экономическая и досуговая деятельность. Экзотерическим видам деятельности принадлежит определяющая роль, так как в них утверждаются основные ценности бытия и основные виды субъектности индивида.

Достижение обучающимися в процессе освоения основной образовательной программы результатов, соответствующих ее требованиям, связано прежде всего со внутренними (эзотерическими) видами деятельности: самообразованием, самопознанием, самовоспитанием и самооздоров-лением. Закономерная взаимосвязь трех первых видов деятельности обучающегося -основа универсальной технологии его саморазвития.

Первый этап. Самообразование обучающегося. Этап включает две стадии: 1) самообразование (учебная активность обучающегося) в процессе образовательного взаимодействия с учителями, 2) полностью самостоятельная учебно-познавательная деятельность, прежде всего при выполнении домашних заданий. Цель самообразовательной деятельности обучающегося - овладение знаниями по данному учебному предмету, предполагающее понимание смысла этих знаний. Овладеть знаниями - значит познать определенную часть мира, построить частную картину мира (например, биологическая научная картина мира - это система знаний о биологической реальности, языковая научная кар-

тина мира - система знаний о языковой реальности, политическая научная картина мира - система знаний о политической реальности и т. д.). В связи с этим, на мой взгляд, ошибочным является положение стандарта о том, что только естественные науки способствуют построению научной картины мира. Все восемь предметных областей и 22 учебных предмета основной образовательной программы дают обучающимся знания о различных подсистемах мира, а заключающиеся в них знания представляют собой частные научные картины мира. Обобщенные же знания наук об обществе и природе представляют собой общую (философскую) научную картину мира, которая определяет мировоззрение человека. На основе той или иной освоенной научной картины мира, ее понятий определяется стиль (способ, культура) мышления обучающегося,

ведь мышление - это оперирование понятиями. Кроме того, усвоенные обучающимся понятия различных учебных предметов (а за ними стоят соответствующие науки) выступают методами в его самостоятельном (прежде всего эмпирическом) познании явлений мира, например при проведении учебных экспериментов.

Конечный результат самообразовательной деятельности обучающегося - его образованность. Образованность означает, что он в результате освоения различных предметных областей сформировал в своей голове их гносеологические образы, образы подсистем мира, и стал образованным. Однако это понятие в Стандарте почему-то отсутствует. Вместо него в ряде случаев используется понятие грамотности (например, экологическая грамотность). В русском языке у прилагательного «грамотный» выделяются следующие значения: «1) умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок;

2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области» [1, с. 143] (выделено нами. - В. Б.). Слово «образованный» означает «получивший, имеющий образование, ... имеющий разносторонние знания» [Там же, с. 436], а связанное с ним «образование» - «1) получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; 2) совокупность знаний, полученных в результате обучения» [Там же, с. 436]. Таким образом, термин «образованность» (производный от прилагательного «образованный») для обозначения результата образования (в узком смысле слова) является более подходящим.

Виды самообразования обучающихся определяются видами их деятельности (на-

пример, самообразование эстетическое, коммуникативное, валеологическое и т. д.).

Второй этап. Самопознание обучающегося. Итак, знания о мире, в котором живет обучающийся, он получил. А что дальше? В ходе освоения знаний о мире у обучающегося возникают вопросы такого типа: «Как использовать эти знания?», «А кто я такой в этом мире?» Осваивая разные предметные области, познавая относящиеся к ним процессы и явления, обучающийся в той или иной мере, с одной стороны, осознает или интуитивно чувствует, что они относятся и к нему (например, биологические процессы, нравственность, язык и т. д.), что со многими предметами (людьми, животными) он сходен, что он тоже часть окружающего мира, а с другой - чувствует и в определенной мере осознает, что он не похож на другие явления мира, например на животных, других людей, что он отличается от них. В результате в подростковом возрасте (с 10-11 до 15 лет) у обучающегося начинается развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. У него возникают вопросы: «Кто я такой?», «Почему я такой?», «Как я отношусь к себе?», «Каким я хочу быть?» и др.

Так как обучающийся есть часть мира, его эхо, зеркало, фактически «вмонтирован» во все его процессы и явления, то учителя при изучении обучающимся различных учебных предметов должны демонстрировать ему, что постигая, например, анатомию человека, обществознание, язык и т. д., ученик познает и себя, но с точки зрения того общего, или всеобщего (универсального), что присуще всем людям. Обучающийся в этом случае может рассуждать подобным образом: «Поскольку,

к примеру, всем людям присуща способность мыслить, а я тоже человек, значит, эта способность присуща и мне». В Стандарте это явление фиксируется в терминах «идентичность» («формирование гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей быть понятым» (8; здесь и далее цифрами обозначены требования, содержащиеся в различных разделах и подразделах ФГОС ООО [2])) и «самоидентификация» («формирование основ ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности» (11)). То общее, что объединяет обучающегося с явлениями социума и природы, я предлагаю называть «“Я” универсальным» в человеке.

Из сказанного можно сделать принципиально важный вывод: «Все науки, которые постигают обучающиеся при освоении учебных предметов, являются не только

науками о мире, но и науками о самопознании обучающихся». Учебные дисциплины дают учащимся знания об их «Я» универсальном. При осознании обучающимися этой истины у них начинает формироваться личный интерес к освоению разных учебных предметов, учащиеся уясняют, что изучают не абстрактную биологию или нравственность, что посредством изучения этих предметов они одновременно познают себя, открывают свое «Я» универсальное.

Итак, первый этап универсальной технологии саморазвития обучающегося - самообразование, которое идет параллельно с познанием своего «Я» универсального. Затем у обучающегося возникают новые вопросы: «Где мне применять полученные знания о мире? Чем я отличаюсь от других людей? В чём моя уникальность и как её познавать?» И оказывается, что методом познания обучающимся своего «Я» уникального являются все те понятия, которые он освоил в процессе изучения разных учебных предметов. Например, в учебнике по обще-ствознанию в разделе о социализации дается представление о темпераменте, в курсе основ духовно-нравственной культуры народов России - представление о совести.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ СВОЕГО «Я» УНИКАЛЬНОГО

Первый этап. Опираясь на знания о темпераменте и совести, обучающийся ставит следующие вопросы: «Каков мой темперамент? Каков я с точки зрения совести?» Эти вопросы, являющиеся личными проблемами, служат пусковыми механизмами самопознания. Результат такого во-прошания - знание о незнании обучающимся себя в соответствующих аспектах. Выявленное же незнание формирует потребность в знании, становится импульсом поиска ответов на поставленные вопросы. Принципиально важно отметить, что обучающийся только в том случае сознательно познает себя, когда сам ставит вопросы относительно себя и ищет ответы на них, истину. Если нет вопросов, то нет и самопознания, а нет самопознания - нет и саморазвития. Отметим, что постановка вопросов и поиск ответов на них, истины, — это движущая сила и учебного познания (самообразования), и всякого познания, в том числе учебно-исследовательского. Отмечу также и то, что в Стандарте такая фундаментальная ценность, как истина, даже не упоминается.

Второй этап связан с самостоятельным наблюдением обучающегося за различными проявлениями своей жизнедеятельности под углом зрения усвоенных понятий. Результат этих наблюдений - вероятностный вывод (гипотеза) о том, что, например,

у индивида, скорее всего, холеристический темперамент, а совесть не всегда чиста.

Третий этап. Проверка гипотезы тем же методом - наблюдением. На основе вторичных самонаблюдений обучающийся может сделать вывод и решить (самоопределиться), что, например, у него холерический темперамент и он не может похвастаться чистой совестью, потому что порой поступает как эгоист, лжет.

СТУПЕНИ САМОПОЗНАНИЯ

1. Предметное самопознание. Его

методологическая основа - теоретические знания разных наук. Цель - получение обучающимся знаний о себе, о том, каким он является сам по себе, безотносительно к чему-либо. В этом самопознании обучающийся описывает свои разнообразные действия, поступки, проявления и стремится их объяснить, найти их причину. Выявив у себя, например, неуверенность, он может поставить вопрос: «Откуда у меня появилось это качество?»

2. Оценочное самопознание. Его методологическая основа - прикладное (нормативное) знание. Содержанием нормативного знания являются требования общества к личности и личности к самой себе. Стандарт основного общего образования - это тоже система требований общества к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Эти требования также выступают критериями оценки результатов обучения как самими обучающимися, так и учителями. Цель оценочного самопознания - выявление отношения к самому себе, своей значимости, ценности. Результат этой ступени - самооценка, которая является следствием соотнесения предметного знания о себе с нормативным знанием (нормами, требованиями, образцами и т. д.) и выявления степени соответствия установленным нормам.

3. Проектное самопознание (са-мопроектирование). Его непосредственная основа - предметное и оценочное знание обучающегося о самом себе, а цель -конструирование своего будущего, своего «Я» идеального, или «Я»-проектов. Конструирование «Я»-проектов - это высшая форма самопознания личности, определение своего жизненного пути, своей судьбы.

Самопроекты - непосредственная основа самообразования, самовоспитания и самореализации обучающегося во всех видах его деятельности. Виды самопознания обучающегося определяются видами его деятельности (самопознание нравственное, эстетическое, валеологическое, коммуникативное и др.).

Сделаем промежуточные выводы.

1. Ставя на основе усвоенных научных знаний вопросы относительно самого себя и

ища ответы на них, обучающийся мотивирует себя к самопознанию и развивает в ходе него креативность.

2. Обучающийся учится использовать научные знания не только в процессе самопознания, но также, по его образцу, и в других видах познания (например, в учебно-исследовательской и проектной деятельности).

3. Учащийся осознает «железную» логику самопознания: без предметного самопознания нельзя осуществить самооценоч-ное познание, а без первого и второго - построить обоснованный «Я»-проект.

4. Учителя при рассмотрении различных учебных предметов должны пробуждать у обучающихся интерес к ним самим и организовывать их самопознание.

Интегральный результат самопознания обучающихся - система предметных, оценочных и проектных самоопределений, которые интегрируются из различных деятельностных «Я»-концепций (например, гражданская «Я»-концепция, эстетическая «Я»-концепция, экологическая «Я»-концепция и др.). Деятельностные «Я»-концеп-ции в конечном счете принимают вид само-проектов развития обучающегося, которые определяют смысл работы, цели, средства их достижения, готовность и способность достигать успеха в соответствующих видах деятельности.

Если в частных «Я»-концепциях определяется смысл различных видов деятельности, то в общей «Я»-концепции определяется смысл всей жизни обучающегося. Это, на мой взгляд, сводится к ответу на два вопроса. 1. Для кого жить? Варианты ответа: 1) жить прежде всего для себя или исключительно для себя (эгоизм); 2) жить прежде всего для других (альтруизм); 3) жить и для себя, и для других (эгоальтруизм). 2. Как жить? Возможные варианты: 1) ориентироваться в основном на адаптацию, приспособление к условиям жизни, на исполнение указаний извне; 2) без отрицания функциональных сторон жизни ориентироваться прежде всего на творческий подход ко всем видам своей деятельности.

Результатом изучения обучающимися всех учебных предметов, на мой взгляд, должно быть построение ими «Я»-концеп-ций тех видов деятельности, с которыми связаны соответствующие предметы. При изучении, например, искусства это художественная «Я»-концепция, физической культуры - оздоровительная «Я»-концепция; их формирование соответственно означает осуществление художественного и оздоровительного самоопределения.

Анализ Стандарта с позиции деятельностной методологии. При рас-

смотрении самопознания и самоопределения обучающихся принципиально важно учитывать их единство и различие. Результат самопознания - знания о себе. Знания о себе - основа самоопределения. Однако самоопределение не сводится к знанию о себе. Самоопределение — это ценностная позиция обучающегося. Это его готовность осуществлять в соответствии с имеющимся знанием определенную деятельность, это его убеждение. Так, например, знать, что надо быть честным, и быть готовым поступать честно - это далеко не одно и то же.

Результатом самопознания и самоопределения обучающегося является его самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как индивидуальности. При этом самосознание может рассматриваться не только как результат самопознания, но и как процесс (я осознаю себя). В Стандарте используются термины «самоопределение» («готовность и способность обучающихся к личностному самоопределению» (4)), «самосознание» в виде осознания («осознающий свои обязанности перед семьей, обществом» (3); «осознанно выполняющий правила здорового образа жизни» (3)]; «осознание своей этнической принадлежности» (5); «осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания» (34)). Собственно самосознание фигурирует только два раза: «национальное самосознание» и «правовое самосознание» (10), хотя в принципе речь о соответствующем самосознании должна идти при рассмотрении всех видов деятельности обучающегося (самопознание нравственное, учебное, эстетическое, социальное, коммуникативное и др.). Самым странным является то, что в Стандарте отсутствует исходное, родовое ко всем указанным понятие «самопознание». Что касается уровней самопознания — предметного, самооценочного и самопроектного, - то представления о них используются только фрагментарно, чаще всего спорадически, да и то только по отношению к отдельным видам деятельности обучающегося. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Предметное и самооценочное самопознание. В Стандарте эти феномены нашли отражение в следующих положениях: «Совершенствование в изучении иностранного языка, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки» (10), «формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств, оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической куль-

турой» (23), - а также в том, что для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов предусматривается использовать в качестве средств «самоанализ и самооценку, самонаблюдение» (29). Есть и другие положения Стандарта, в которых отражены рассматриваемые понятия.

Проектное самопознание, или са-мопроектирование. Следует сразу же отметить, что термин «самопроектирова-ние» в Стандарте отсутствует. Упоминаются только его частные виды: целеполагание, планирование, моделирование и принятие решения. Вследствие этого не учитывается то, что конечные продукты самопроектиро-вания - самопроекты - это инструменты самоуправления обучающегося. Эту мысль подтверждают следующие формулировки Стандарта: «способность ставить цели и строить жизненные планы» (5), ««самостоятельно планировать учебную деятельность» (5), - а также другие.

Вывод. В Стандарте при рассмотрении отдельных видов деятельности обучающегося различные формы самопознания упоминаются фрагментарно, беспорядочно, т. е. отсутствует ориентация на целостное самопознание обучающегося в школьной жизни. Тем не менее и представленные в Стандарте положения о самопознании свидетельствуют, что самопознание обучающегося есть собственный элемент всех видов его деятельности и достижения в них успеха, саморазвитие человека возможно только на основе познания себя. Самопознание предполагает познание обучающимися своих потребностей и возможностей, построение самопроектов и оценку результатов их реализации. Самопознание, или саморефлексивность, — самое главное системообразующее качество человека. Вот почему для освоения основной образовательной программы в рамках основного общего образования необходимо читать обучающимся курс «Самопознание», выявлять и использовать самопознавательный потенциал всех учебных дисциплин.

Из сказанного вытекает следующее:

1) самопознание обучающегося в образовательной деятельности - системообразующий фактор; 2) важнейшая задача основного общего образования - учить обучающихся самопознанию. Для этого, в свою очередь, необходимо ввести учебный предмет «Самопознание и самореализация личности». Целостный результат самопознания -объективные представления о «Я» (познан-ность «Я»).

Итак, в процессе образования и самообразования у обучающихся формируются научные картины мира различных подсис-

тем человека, образованность, система знаний о мире, а в процессе самопознания на основе научной картины мира (знаний о мире) - научная картина самого себя, «Я»-концепция, система знаний о самом себе. Поскольку результат самопознания -новые знания о себе, оно также относится к саморазвитию.

Третий этап универсальной технологии саморазвития обучающегося - его самовоспитание, которое предполагает и внешнее воспитание.

После того как на определенном этапе своей деятельности обучающийся получает знания о мире и о самом себе, у него, естественно, возникают следующие вопросы: «Где можно использовать эти знания?» и «Как можно их использовать?» Поскольку в процессе оценочного самопознания обучающийся определяет не только свои достоинства, но и недостатки, у него появляется стремление изменить себя. Так запускается механизм самовоспитания обучающегося.

Самовоспитание обучающегося -сознательная деятельность, которая направлена на самоформирование и самоиз-менение своих качеств, находящих интегративное выражение в становлении своей субъектности. Самовоспитание начинается в подростковом возрасте (12-15 лет) и, отмечу еще раз, связано с осознанием подростком своих положительных и отрицательных качеств, поступков и их самооценкой. Ребёнок рассуждает примерно следующим образом: «Это честный поступок. Я отдала девочке красивый значок, который она потеряла. А если бы я его не отдала, то это был бы нечестный поступок».

Начало самовоспитания в собственном смысле слова связано с появлением у подростка стремления к самопознанию, с осознанием своих положительных и отрицательных качеств, ведущим затем к осознанию связей между качествами своей личности и своими поступками. Именно в этом возрасте возникает недовольство собой и стремление стать лучше, ставятся цели по формированию тех или иных качеств. Подросток как бы говорит себе: «Я хочу воспитать у себя волю, настойчивость, подготовиться к труду».

В рассматриваемый период подросток проявляет всё большую самостоятельность, стремление к независимости, а внешнее воспитание со стороны учителей и родителей в виде прямых требований и стимулирующих поощрений и наказаний за их выполнение или невыполнение теряет свою силу: ребенок начинает всё больше отвергать требования извне, хотя и не знает, куда самому двигаться в процессе индивидуализации и каким образом. У него возникает

определенный душевный вакуум. И если подобный вакуум не замещается под руководством учителей формированием ценностных ориентаций на самообразование, самопознание, самовоспитание, интересом к этим процессам, которые способны обеспечить индивидуализацию, то он заполняется разного рода отрицательными влияниями, обусловленными злом, действующим во внешней среде. Из-за отсутствия условий для индивидуализации и позитивной реализации подростком своих возможностей его самоутверждение может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению. Именно в состоянии описанной неопределенности школьники становятся жертвами всякого рода ловцов «неокрепших душ».

Разумеется, переориентация воспитания в основном общем образовании с внешнего воспитания на самовоспитание обучающихся не означает отрицание первого. Речь идет о смещении акцента в целостном воспитании обучающегося с внешнего воспитания на самовоспитание и на организацию этого самовоспитания с опорой на самопознание.

Непосредственная цель самовоспитания, как и внешнего воспитания, — формирование у обучающегося субъектности для всех видов его деятельности, включая самообразование и самопознание. Осуществляться самовоспитание может только в деятельности, так как имеет деятельностную природу. Воспитание вне деятельности -пустой звук.

Предмет самовоспитания обучающегося — система качеств. Качества личности -это такие формирующиеся или сформированные ее компоненты, которые предопределяют воздействие на объект или взаимодействие с ним. Они разделяются на следующие группы:

1) терминальные (от латинского прилагательного «конечный»), связанные с ответом на вопрос «Чего я хочу», определяющие направленность деятельности. Это потребности, интересы, цели, мотивы, установки, идеалы. В них выражается готовность личности осуществлять определенную деятельность. Показателями этой готовности являются такие характеристики, как целеустремленность, целенаправленность;

2) инструментальные, иначе говоря, качества-средства, или своеобразные инструменты (орудия деятельности), определяющие способность личности целесообразно воздействовать на объекты деятельности, т. е. то, что она может делать (связаны с ответом на вопрос «Что я могу»). Эти качества также можно назвать технологиче-

скими. К ним относятся прежде всего прикладные знания, умения, навыки, компетенции, креативность;

3) социальные. Это тоже качества-средства, но в них выражается система отношений человека к действительности: отношение к другим людям, народу, стране и ее истории и культуре, к труду, учебе и их результатам, к самому себе и т. д. Социальные качества — это типичные для данного субъекта способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (например, такие положительные качества, как чуткость, гуманность, правдивость, внимательность, ответственность и др.). Основанием многообразных социальных качеств личности являются нравственные качества, а в роли интегрального для них качества выступает ответственность. Если терминальные качества личности отражают то, что она хочет, инструментальные - что может, то социальные - что должна делать, как надо поступать.

Знания личности о мире и о себе превращаются в ее производительные силы только через ее качества. Поэтому все личностные результаты, метапредметные и предметные, могут рассматриваться как те качества, которые обучающийся должен сформировать в процессе освоения основной образовательной программы в рамках основного общего образования. Качества обучающегося — это его ценности, имеющие личностное и социальное значение.

Качества обучающегося, или его субъ-ектность, интегрирующая их, во всех видах его деятельности функционируют как причины, а результаты, продукты этих видов деятельности - как следствия. Например, на основе знания о честности человек формирует такое качество, как честность, а честность - причина того, что он говорит правду. Нет необходимых качеств - нет и причин, а если причины не действуют, то не возникают и следствия.

Рассмотрим теперь в свете изложенных выше идей о самовоспитании отдельные компоненты Стандарта основного общего образования.

Терминальные качества нашли отражение в следующих положениях Стандарта.

Личностные результаты: «Сфор-мированность мотивации к обучению и целенаправленной мотивации деятельности»; «ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности» (4); «на основе мотивации к обучению и познанию формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию» (5).

Метапредметные результаты:

«Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» (6) и др.

Предметные результаты. В связи с различными видами деятельности обучающегося вспоминаются разные составляющие терминальных качеств - то потребности, то мотивы, то интересы, то цели, то установки, то идеалы, то убежденность, то готовность. Иногда они встречаются в сочетании: мотивы и цели, мотивы и потребности, мотивы и интересы. О терминальных качествах оздоровительной деятельности, связанной с учебным предметом «физкультура», не сказано ни слова. Замечу, однако, что детерминантами направленности каждого вида деятельности обучающихся являются и потребности, и интересы, и мотивы, и цели, и установки, и идеалы.

Инструментальные качества. Их основаниями, как отмечалось, являются прикладные знания, умения, навыки, компетентность, креативность, а интегральным выражением — способность. Данные качества дают обучающемуся возможность успешно воздействовать на объекты (взаимодействовать с ними) различных видов деятельности. Инструментальные качества в Стандарте нашли отражение в следующих формулировках.

Личностные результаты: «Развитие ... компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора» (6); «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми...» (6); «развитие ... творческой деятельности эстетического характера» (6).

Метапредметные результаты.

В первых пяти пунктах все умения связаны с самопознанием в учебно-познавательной деятельности обучающегося: «умение ставить цели познавательной деятельности, планировать е1, оценивать»; «умение самостоятельно планировать пути достижения целей...» и др.

В Стандарте наиболее полно представлены инструментальные качества обучающегося. Это связано с многообразием осуществляемых обучающимся видов деятельности в процессе освоения основной образовательной программы. Чаще всего для фиксации инструментальных качеств используются термины ««умения», ««навыки», затем, по убывающей, - «способности», «компетентности», «освоение» (приемов работы), «приобретение опыта» (степень овладения умениями), ««учебные действия», а в ряде случаев - ««культура» («формирование основ художественной культуры», «овладение основами совре-

менной культуры безопасности жизнедеятельности»). Естественно, возникает вопрос, почему термин «культура» используется только в отношении двух видов деятельности обучающегося: культура обучающегося — это уровень его общего индивидуального развития на основе усвоения социального опыта. Она включает и приобретение знаний о мире и о себе, и их использование в процессе самовоспитания терминальных, инструментальных и социальных качеств, и использование всех этих ресурсов в процессе самореализации. Отсутствие терминологического единообразия затрудняет применение Стандарта.

Социальные качества. В них, как отмечалось, выражается отношение личности к действительности. Они нашли отражение в следующих формулировках Стандарта: «Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России»; «воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»; «формирование ответственного отношения к учению»; «приятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» и др.

Социальные качества в Стандарте выражаются терминами гражданская идентичность, патриотизм, ответственность, долг, уважительное отношение, доброжелательное отношение, заботливое отношение, бережное отношение, толерантность, веротерпимость.

Итак, выше рассмотрены качества обучающихся, которые являются результатом освоения ими основной образовательной программы основного общего образования. Теперь естественно ответить на вопрос о том, какие в Стандарте используются средства, инструменты, необходимые для достижения указанных в нем результатов. Это развитие, воспитание, формирование, совершенствование, освоение, овладение, приобретение, самосовершенствование, социализация. Объединяет все эти воздействия на обучающегося то, что они нацелены на становление его личности, субъектности. То, что в этих процессах объектом является обучающийся, очевидно. Ясно и то, что субъектом в них является учитель. Но учитывается ли в полной мере в Стандарте роль субъектности обучающегося?

В процессе образования субъектность обучающегося фигурирует в виде его самообразования. Как уже отмечалось, фрагментарно, спорадически учитывается эта субъ-ектность и в самопознании. А вот определению роли самовоспитания в формировании

у обучающегося различных качеств явно не повезло. Подтверждением этого является не только отсутствие в Стандарте термина «самовоспитание», но и однократность использования термина «самосовершенствование». Таким образом, из Стандарта следует, что едва ли не единоличным субъектом воспитания обучающегося выступает учитель. Однако внешнее воспитание подростков с 12 до 16 лет, стремящихся к независимости, нацеленных на самостоятельное решение вопросов о том, какими стать, является, как уже говорилось, малоэффективным.

Воспитание всегда связано с определенными нормативными требованиями к личности, которые она должна выполнять. Однако для внутренней готовности выполнять эти требования личность должна осознать их, найти в них личностный смысл, сделать выбор и принять их (интериоризировать). Только после этого она будет действовать в соответствии с ними. Иначе говоря, внешнее воспитание обучающегося в подростковом возрасте только тогда достигает цели, когда оно опосредуется его самопознанием и самовоспитанием. Как говорил К. Д. Ушинский (18241870), «никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Если же внешнее воспитательное воздействие не опосредуется указанными выше внутренними процессами обучающегося, то он сопротивляется выполнению внешних требований, отвергает их. Правда, требования он может и выполнять, но только до тех пор, пока над ним стоит, так сказать, «учитель-надзиратель». Нет учителя - и ничего не делается. Кроме того, внешнее воспитание во всех его формах имеет эпизодический характер, а самовоспитанием культурный человек должен заниматься непрерывно, хотя бы для поддержания тех положительных качеств, которые у него есть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самовоспитание обучающегося без самопознания невозможно. Чтобы научить обучающегося самовоспитанию, вначале надо научить его самопознанию. А самопознание возможно только на основе владения знаниями различных учебных предметов, которые служат методологией самопознания. Это является доказательством от обратного эффективности универсальной технологии образования в виде следующей цепочки: самообразование — самопознание — самовоспитание.

Приведу свой прогноз в отношении перспектив внедрения Стандарта в образовательную практику. Если в основном общем образовании не будет задействована предлагаемая технология и если в преподавании принципиально не будет смещен ак-

цент с передачи предметных знаний обучающимся и с внешних к ним требований выполнять требования Стандарта на стимулирование самостоятельного обучения, самообразования, самопознания, самовоспитания, результаты, которые предусмотрены в Стандарте, не будут достигнуты.

Мало поставить верные цели, надо также определить адекватные средства их достижения. Я убежден, что одним из таких средств является внедрение в образовательные процессы основного общего образования указанной выше универсальной технологии и культивирование таких видов деятельности обучающихся, как самопознание и самовоспитание. Во-первых, самопознание пробуждает у обучающегося интерес к самому себе, а интерес к самому себе вызывает интерес к учебным предметам, так как только усвоенные в процессе их изучения знания могут помочь познать себя, во-вторых, знания о своих недостатках, выявленные в ходе самопознания, побуждают обучающегося к самоизменению, самовоспитанию.

В Стандарте сказано, что он устанавливает личностные, метапредмет-ные и предметные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Достигаемые результаты в виде сформированных целей, мотивов, умений, навыков, компетенций, ответственности и т. д. представляют собой совокупность, сумму, множество. Однако личность обучающегося - это не только множество разнообразных качеств, но и нечто одно, единое, «Я», самость (цельность) В чем же эти качества интегрируются? Ответа на этот вопрос в Стандарте нет.

На наш взгляд, совокупность различных качеств, проявляемых в отдельных видах деятельности, интегрируется в таком качестве обучающегося, как субъ-ектность. Обучающийся как субъект — это носитель соответствующих требованиям характеристик, готовый и способный успешно осуществлять ту или иную деятельность, активно действовать в этом мире. В его деятельность вовлечены все качества: и терминальные, и инструментальные, и социальные. Соответственно результат деятельности обучающегося обусловлен системным эффектом от взаимодействия его качеств. Если субъектность обучающегося соответствует требованиям культуры, то она является культурной субъектностью. Следовательно, целью основного общего образования является не просто достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, а формирование у обучающегося такого системного, интегратив-

ного качества, как культурная субъектность. При этом каждому виду деятельности обучающегося соответствует определенная культурная субъектность: коммуникативная, учебно-познавательная, эстетическая, валеологическая и др. Следовательно, субъ-ектность обучающего является поликуль-турной субъектностью.

Впрочем, полисубъектность обучающегося - это тоже не простая совокупность, множество разных субъектностей, а их система. Системность субъектности выражается во взаимосвязи у обучающегося различных видов деятельности. Нами уже были рассмотрены взаимосвязи между самообразовательной, самопознавательной и самовоспитательной деятельностью обучающегося. Но они связаны и с другими видами деятельности (например, самообразовательная деятельность обучающегося, его учение связано с бытовой и семейной деятельностью), а эти другие виды деятельности связаны между собой (например, коммуникативная деятельность обучающегося связана не только с его учебно-познавательной деятельностью, но и с семейной). Чтобы связь между различными видами деятельности обучающегося была, так сказать, нормальной, развитие их должно быть относительно гармоничным. Значит, в Стандарте основного общего образования должна была быть заложена идея не только разностороннего, но и относительно гармоничного развития обучающихся. Таким образом, идея советского общества о всестороннем и гармоничном развитии личности сохраняет свою актуальность и сегодня.

У обучающегося, естественно, возникают следующие вопросы: «Зачем нужно заниматься самообразованием, познавать себя, воспитывать себя? Зачем нужно разносторонне, гармонично и культурно развиваться?» Ответов на эти вопросы в Стандарте тоже нет. Обучающийся должен осознать (а учителя ему в этом помочь), что всё это необходимо, во-первых, для того чтобы интегрироваться в общество, стать, так сказать, принятым обществом, «своим», а не «чужим», т. е. разделяющим его ценности, во-вторых, чтобы быть готовым и способным продолжить свое образование в колледже или вузе, в-третьих, чтобы в будущем быть успешным в своей профессиональной деятельности. При этом обучающимся необходимо помочь осознать принципиальную особенность профессиональной деятельности: она, в сравнении с другими видами деятельности, наиболее полисубъект-на. Соответственно практически все виды деятельности, которыми обучающийся занимается в процессе получения основного общего образования (познавательная, нрав-

ственная, эстетическая, экологическая, коммуникативная и др.), являются и составляющими профессиональной деятельности. Обучающийся, формируя в них культурную субъектность, одновременно формирует и профессиональную субъектность. В-четвёртых, и это, возможно, самое главное, своей активной позитивной деятельностью в школе, направленной на саморазвитие, обучающийся создает условия не только для самореализации уже в школе, но и для самореализации во взрослой жизни.

В связи с этим отметим, что идея самореализации в Стандарте присутствует только в пункте об условиях реализации основной образовательной программы, в котором отмечено, что они должны обеспечивать возможность самореализации обучающегося через организацию учебной и внеучеб-ной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта и в виде формирования конкретных способов самореализации (33). Однако при рассмотрении различных видов деятельности обучающегося (эстетической, учебно-познавательной, оздоровительной, экологической и др.) понятие самореализации почему-то не используется. Критерием позитивной самореализации обучающегося провозглашается производство благ для себя и других (общества) при ненанесении никому вреда.

Самопознание обучающихся как

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА. Итак, универсальная технология образовательной деятельности обучающегося в процессе получения им основного общего образования включает образование/самообразование, самопознание, воспитание/самовоспитание, самореализацию. Эта технология обеспечивает саморазвитие и самореализацию обучающегося во всех видах его деятельности. При этом интегральная роль в образовательной деятельности обучающегося принадлежит его самопознанию. Это определяется тем, что самопознание обеспечивает:

1) взаимосвязь в деятельности обучающегося образования и самообразования;

2) взаимосвязь в деятельности обучающегося внешнего воспитания и самовоспитания;

3) взаимосвязь в деятельности обучающегося самообразования и самовоспитания;

4) взаимосвязь самообразования и самовоспитания обучающегося с его самореализацией, так как приобретение знаний и качеств осуществляется только на основе

разработанных им в процессе самопознания проектов самореализации. А через самореализацию обучающегося за рамками образовательной среды обеспечивается взаимосвязь образования и общества;

5) взаимосвязь разрозненных знаний различных наук в относительно упорядоченные подсистемы в виде личностных научных картин мира;

6) контроль за процессом осуществления во всех видах деятельности обучающегося, а при необходимости - внесение в деятельность корректив;

7) оценку результатов всех видов деятельности обучающегося и определение путей их самосовершенствования;

8) результатом самопознания в виде самосознания определяется ответственность обучающегося.

Чтобы эффективно организовывать самообразование, самопознание, самовоспитание и самореализацию обучающихся, учителя сами должны систематически заниматься самообразованием, самопознанием, самовоспитанием и самореализацией. Можно сформулировать следующий закон инновационного образования: уровень

саморазвития и самореализации обучающегося находится в прямой зависимости от уровня саморазвития и самореализации учителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1997.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. И. Коновалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.