Научная статья на тему 'К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий'

К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорова Лариса Владимировна

Обосновывается необходимость развития психологической культуры обучающихся в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проанализированы требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Представлены эмпирические результаты исследования составляющих психологической культуры, которые дают представление о понимании (знании) обучающимися своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, способов взаимодействия с ними, приемов самопознания и саморазвития, способов выхода из конфликтных ситуаций; о наличии/отсутствии опыта сотрудничества, разрешения конфликтов. Предпринята попытка соотнесения личностных результатов освоения образовательной программы, компонентов психологической культуры и программ по психологии, реализуемых в современной школе. Представлен опыт разработки национальных стандартов преподавания психологии в школе, ориентированных на повышение качества учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скорова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Psychological Culture of Students as a Condition Formation of Universal Educational Actions

The article provides rationalization for necessity of learner psychological culture development in terms of requirements of basic education federal state education standards. Requirements to personality results of concentration program completing are analyzed. The author presents empirical results of the study of psychological culture components providing insight into learners’ understanding of their inner world and that of other people, ways of interacting with them, self-knowing and self-development styles, means of resolving conflict situations, being experienced or inexperienced in cooperating and conflict resolving.The article aims at correlating personality results of concentration program completing, psychological culture components and psychology education programs realized in modern schools. Experience of national standards development of psychology teaching at schoolaimed at curriculum refinement is presented.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий»



Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 10. С. 58-66

Серия «Психология»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.923.5

К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий

Л. В. Скорова

Иркутский государственный университет E-mail: [email protected]

Аннотация. Обосновывается необходимость развития психологической культуры обучающихся в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проанализированы требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Представлены эмпирические результаты исследования составляющих психологической культуры, которые дают представление о понимании (знании) обучающимися своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, способов взаимодействия с ними, приемов самопознания и саморазвития, способов выхода из конфликтных ситуаций; о наличии/отсутствии опыта сотрудничества, разрешения конфликтов. Предпринята попытка соотнесения личностных результатов освоения образовательной программы, компонентов психологической культуры и программ по психологии, реализуемых в современной школе. Представлен опыт разработки национальных стандартов преподавания психологии в школе, ориентированных на повышение качества учебных программ.

Ключевые слова: психологическая культура, универсальные учебные действия.

Современное школьное образование ориентировано на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (далее - стандарты), разработку основных образовательных программ, которые не только определяют содержание и организацию образовательного процесса, но и нацелены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья [6].

Анализ нормативно-правового обеспечения образования, в том числе стандартов, свидетельствует о том, что в основе понимания образования лежат психологические основания: психологические особенности развития личности (интеллектуальные, духовно-нравственные, творческие, профессиональные), психологические механизмы деятельности и общения, которые способствуют формированию ценностных установок, опыта деятельности и компетенций; а

само образование направлено на становление человека как субъекта своей жизни, деятельности и развития. Это позволяет говорить о необходимости развития психологической культуры у обучающихся на всех уровнях образования посредством преподавания психологии как учебной дисциплины. Кроме того, можно сделать вывод и о том, что образование современного человека будет зависеть от содержания психологического образования, направленного на развитие базисной психологической культуры, в состав которой входят:

- психологическая грамотность как владение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами взаимодействия;

- психологическая компетентность как способность эффективно использовать психологические знания;

- ценностно-смысловой компонент как совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психологии человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими;

- рефлексия как отслеживание целей, процесса и результатов деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также осознание себя как изменяющейся личности, субъекта [4].

Выделяют несколько направлений в изучении психологической культуры личности:

- изучение сущности, структуры, функций и методов исследования психологической культуры личности (О. И. Мотков, Н. Н. Обозов, Л. С. Колмогорова и др.);

- исследование психологической культуры в рамках профессиональной культуры: психологическая культура учителя (И. Б. Котова, Е. И. Рогов, Н. И. Лифинцева, А. Б. Орлов, В. В. Семикин и др.), психолога образования (И. В. Дубровина, Е. Е. Сапогова, Н. И. Исаева, И. В. Аксенова и др.), руководителя (Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.) и др.;

- изучение особенностей и условий развития и функционирования психологической культуры у школьников (Л. С. Колмогорова, М. Р. Битянова и др.) и студентов в процессе обучения (В. А. Ильин, Т. В. Шубницына, И. В. Савельева и др.);

- исследование особенностей формирования психологической культуры в системе дополнительного образования детей (А. В. Егорова, М. В. Попова и др.);

- изучение психологической культуры межличностных, взаимных отношений (Н. Н. Обозов и др.);

- исследование психологической культуры родителей и ее влияния на детско-родительские отношения (Е. А. Овсянникова, А. В. Гумницкая и др.).

Психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности (Н. И. Исаева); инвариант любого вида профессиональной культуры (Е. А. Яценко); часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающей освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений понимания осо-

бенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности (Е. А. Климов); комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений (О. И. Мотков); понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми (Н. И. Обозов); одно из наиболее гармоничных психологических образований, которое является «механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминантой психологического здоровья и фактором качества любой человеческой деятельности» (В. В. Семикин).

При всем многообразии подходов к пониманию психологической культуры наиболее популярным в педагогической практике является подход Л. С. Колмогоровой. Она рассматривает психологическую культуру как составную часть общей культуры человека, являющуюся сложноструктурированным образованием, позволяющим человеку понимать свой внутренний мир, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующую самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающую состояние внутреннего благополучия [4]. В наших работах [8] мы придерживаемся данного подхода и уточняем: психологическая культура представляет собой часть общей культуры человека, благодаря которой он способен понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей, различающихся по возрастным, национальным, половым и другим признакам; готов и способен эффективно взаимодействовать с ними, оптимально решать психологические проблемы; стремиться к саморазвитию, гармонизации своего внутреннего мира и отношений с окружающими.

В условиях реализации образовательных стандартов интерес к проблеме развития психологической культуры повышается. Это объясняется тем, что стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения образовательных программ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, личностные качества, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, правосознание, экологическую культуру [6].

Кроме того, одной из задач современного образования становится формирование совокупности универсальных учебных действий (далее - УУД) как психологической составляющей содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1]. Среди главных видов УУД выделяют четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Личностные универсальные

учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные - организацию обучающимся своей учебной деятельности; коммуникативные - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия, направленные на постановку и решения проблем [1]. Полагаем, что развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса обеспечит формирование всей системы УУД, способствующей становлению и развитию психологических особенностей личности.

Настоящее исследование направлено прежде всего на установление соответствия между личностными результатами освоения основной образовательной программы и структурными компонентами психологической культуры. В соответствии с требованиями стандарта личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают, в частности:

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии и традициям других народов, формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию на протяжении всей жизни;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем [9].

Таким образом, требования к содержанию образовательных программ начальной, основной и средней школ, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах, позволяют рассматривать обучение и воспитание школьников в контексте развития психологической культуры как составляющей общей культуры и увидеть возможности психологии как учебной дисциплины в выполнении требований стандарта. Следует отметить значимость психолого-педагогического сопровождения, разрабатываемого образовательными учреждениями при реализации образовательных стандартов, и программ мониторинга универсальных учебных действий [3].

В рамках данной работы нами было проведено исследование, направленное на изучение составляющих психологической культуры, которые дают представление о понимании (знании) обучающимися своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, способов взаимодействия с ними, приемов самопознания и саморазвития, способов выхода из конфликтных ситуаций; о наличии/отсутствии опыта сотрудничества, разрешения конфликтов и т. п. С этой целью был модифицирован опросник Л. С. Колмогоровой. При формулировании вопросов (заданий) мы исходили из описания универсальных учебных действий, представленных в основных образовательных программах, и требований к результатам их освоения, содержащихся в стандартах. Примеры вопросов по некоторым видам УУД представлены ниже в табл. 1.

Полученные в результате опроса более 1260 обучающихся (не изучающих психологию) образовательных учреждений г. Иркутска и Иркутской области данные позволили выделить проблемы в психологической составляющей образования. Так, выявление знаниевого компонента психологической культуры - психологической грамотности - показало, что 64,2 % старшеклассников считают, что они не имеют правильного понимания различных аспектов содержания своего внутреннего мира, 74,63 % считают, что имеют некоторые представления об индивидуально-психологических особенностях личности, но они не готовы учитывать их во взаимодействии с другими людьми. Кроме того, обнаружены интерес школьников (79,1 %) к способам самопознания и неумение (58,21 %) использовать приемы саморазвития и конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации (26,8 %). Все это свидетельствуют о необходимости развития психологической культуры у обучающихся посредством преподавания психологии в школе.

Таблица 1

Примеры вопросов и заданий по некоторым видам универсальных учебных действий

Виды УУД Примеры вопросов и заданий

Личностное, про- Чтобы правильно выбрать профессию, нужно учесть свои

е фессиональное,

н т жизненное само- Зачем необходимо знать, что такое личностное и профес-

с о определение сиональное самоопределение?

Действие Побуждение к действию называется ...

смыслообразования Какое значение для меня имеет учение?

Какой смысл я вкладываю в ...

Планирование На восприятие и первое впечатление о другом человеке

учебного сотрудни- влияют .

е ы чества с учителем Коммуникативный человек - это ...

н в и и сверстниками Если человек выражает внешнее согласие по поводу чего-

Й либо и при этом он внутренне не согласен, это значит ...

к и Столкновение противоположно направленных позиций,

н му целей, интересов, мнений людей называется .

м м Уважение к человеку, человеческому достоинству, чело-

о « веколюбие называется ...

Разрешение Чтобы эффективно разрешить конфликты, необходимо ...

конфликтов В конфликтной ситуации я обычно ...

Следует отметить, что в учреждениях общего образования реализуются программы по психологии. Многие из них ориентированы на конкретный возраст и решение конкретных задач, способствующих в том числе формированию универсальных учебных действий. Нами было проанализировано содержание программ по психологии, реализуемых в современной школе, на предмет возможности их использования с целью формирования универсальных учебных действий и достижения требований стандарта к личностным результатам. Так, реализация программы «Психологическая азбука» (И. В. Вачков, Т. А. Аржа-каева, А. Х. Попова), направленная на становление самосознания и саморазвития детей младшего школьного возраста и ориентированная на ознакомление с материалом, позволяющим повысить психологическую компетентность, способствует формированию стремления к самопознанию и саморазвитию; программа «Жизненные навыки» (С. В. Кривцова), цель которой - целостное развитие эмоционального интеллекта, способствует формированию навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. В таблице 2 приведены примеры программ по психологии, реализация которых способствует не только формированию психологической культуры школьников, но и развитию универсальных учебных действий.

Кроме того, при разработке программы формирования личностных, коммуникативных и регулятивных УУД могут быть использованы работы, в которых предлагаются подходы к развитию психологической культуры личности в условиях внешкольной среды [7].

Таблица 2

Примеры программ по психологии, способствующие формированию УУД

Личностные результаты в соответствии со стандартом Компоненты психол. культуры Наименование программы

Осознанное, ценностное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению Мотивационно-ценностный «Психология» (М. В. Попова) «Психология в школе» (И. В. Дубровина) «Психология» (Р. С. Немов)

Способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Операционно-деятельностный «Я - подросток» (А. В. Микляева) «Жизненные навыки» (С. В. Кривцова)

Стремление к самопознанию и саморазвитию Мотивационно-ценностный «Психологическая азбука» (И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова) «Уроки психологии в начальной школе» (И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Когнитивный «Уроки психологии в начальной школе» (И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер)

Развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Операционно-деятельностный «Я - подросток» (А. В. Микляева) «Жизненные навыки» (С. В. Кривцова)

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве Когнитивный и операционно- деятельностный «Я - подросток» (А. В. Микляева) «Жизненные навыки» (С. В. Кривцова)

Овладение обучающимися УУД происходит в процессе изучения различных учебных предметов, каждый из которых обеспечивает специфические возможности для их формирования, исходя из предметного содержания. Поэтому нам представляется значимым создание и реализация информационно-образовательных программ психологического просвещения всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) [7]. Полагаем также, что назрела необходимость разработки стандартов преподавания психологии в школе. И в этом плане интересен мировой опыт. Так, в 1999 г. Американской психологической ассоциацией были разработаны национальные стандарты преподавания психологии в школе с целью повышения качества учебных программ, а в 2011 г. ею были одобрены изменения. Пересмотренный стандарт преподавания психологии в школе в настоящее время включает семь основных разделов: научные исследования, биопсихология, развитие и обучение, социально-культурный контекст, познание, индивидуальные различия, приложения психологической науки, а также разделы, предполагающие социальные взаи-

модействия, социально-культурное разнообразие, здоровье и профессиональные приложения. Поэтому учитель психологии должен быть хорошо осведомлен о важности культурного разнообразия для понимания человеческого поведения и взаимодействия и демонстрировать разнообразие и различия отдельных вопросов в процессе обучения психологии. Вопросы расовой, этнической, культурной, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, инвалидности, религии, социально-экономического положения, национального происхождения и старения также включены в курс психологии [5]. Председатель рабочей группы, доктор философии Amy Fineburg (Birmingham) отмечает, что психология становится наиболее популярным курсом по выбору школьников и национальные стандарты позволяют рассматривать психологию не только в качестве факультатива, но и в качестве основной научной дисциплины [5].

Серьезное внимание к психологии как учебному предмету уделяется не только в США. Такую тенденцию можно наблюдать во всем мире. В последние два десятилетия отмечается интерес к интернационализации психологических знаний в преподавании и обучении психологии. Национальные и международные организации, связанные с преподаванием психологии, объединились в International Teaching of Psychology Network (InterTOP Network): общество по преподаванию психологии и управление учебными ресурсами в области психологии Американской психологической ассоциации, отдел преподавателей и исследователей в области психологии, ассоциация преподавателей психологии Британского психологического общества, секция преподавания психологии Канадской психологической ассоциации, Бразильская ассоциация психологического образования, отдел преподавателей и исследователей в области психологии Ирландского психологического общества, Международный союз психологических наук и др. Основная миссия InterTOP Network - содействие международной связи среди учителей, ученых и исследователей в области преподавания и обучения психологии. Регулярными становятся конференции по вопросам преподавания психологии: Ванкувер (Канада), 2013 г., 2011 г., 2009 г.; Кейптаун (Южная Африка), 2012 г.; Сидней (Австралия), 2010 г.; Осло (Норвегия), 2009 г.; Вашингтон (США), 2008 г.; Санкт-Петербург (Россия), 2008 г. Поэтому есть все основания говорить о новом этапе развития психологического образования.

В отечественной практике психологическое образование рассматривается как целенаправленный процесс развития психологической культуры, а также развития психологического и духовно-нравственного здоровья обучающихся на всех уровнях образования. Как отмечает И. В. Дубровина, наиболее сензи-тивными для приобщения человека к культуре вообще и психологической культуре в особенности являются школьные годы [2]. Поэтому и возникает необходимость не только использования возможностей психологии для развития познавательных процессов, личностных особенностей и т. п. посредством реализации краткосрочных программ, тренингов, но и целенаправленного изучения психологии как учебного предмета в школе и разработки стандарта (концепции) психологического образования.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] / А. Г. Асмоло-ва. - URL: school100-sochi.ru/files/Programma_razvitiya4.doc.

2. Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе / И. В. Дубровина // Вопр. психологии. - 2005. - № 6. - С. 46-54.

3. Качимская А. Ю. К вопросу о проектировании системы мониторинга универсальных учебных действий обучающихся основной школы /А. Ю. Качимская // Культура. Наука. Образование. - 2013. - № 3. - С. 131-140.

4. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. -М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.

5. Национальные стандарты преподавания психологии в школе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apa.org /education/k12/national-standards.aspx.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.минобрнауки.рф/ документы /922/файл/748/ФГОС_ НОО^.

7. Рубцов В. В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В. В. Рубцов. - URL: web.ruscenter.ru/conf2/ rubcov.doc.

8. Скорова Л. В. Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей / Л. В. Скорова // Сиб. психол. журн. - 2012. - № 12. - С. 169-173

9. Федеральные государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/543.

On the Problem of Psychological Culture of Students as a Condition Formation of Universal Educational Actions

L. V. Skorova

Abstract. The article provides rationalization for necessity of learner psychological culture development in terms of requirements of basic education federal state education standards. Requirements to personality results of concentration program completing are analyzed. The author presents empirical results of the study of psychological culture components providing insight into learners' understanding of their inner world and that of other people, ways of interacting with them, self-knowing and self-development styles, means of resolving conflict situations, being experienced or inexperienced in cooperating and conflict resolving. The article aims at correlating personality results of concentration program completing, psychological culture components and psychology education programs realized in modern schools. Experience of national standards development of psychology teaching at school aimed at curriculum refinement is presented.

Keywords: psychological culture, universal learning activities.

Скорова Лариса Владимировна Skorova Larisa Vladimirovna

кандидат психологических наук, доцент Candidate of Sciences (Psychology)

Иркутский государственный университет Associate Professor 664003, г. Иркутск, ул. К. Марка, 1 Irkutsk State University

e-mail: [email protected] 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.