УДК 159.923.5
Л.В. Скорова
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВРАЧЕЙ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
В статье обоснована значимость психологической культуры в профессиональной деятельности врача. Представлены результаты пилотажного исследования психологической культуры врачей. Излагается опыт ее развития в системе дополнительного образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей. Предлагаются основные стратегии работы с врачами, направленные на развитие у них психологической культуры. Ключевые слова: психологическая культура, стратегии работы с врачами
TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE DEVELOPMENT OF DOCTORS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
L.V. Skorova
Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
The article describes the importance of psychological culture of the doctors professional activity. It presents the results of the pilot research of doctors psychological culture and the experience of its development in the additional education system by the programs of advanced training and professional retraining of doctors. Also a paper provides the basic work strategy with doctors to develop their psychological culture. Key words: psychological culture, strategy of work with the doctors
Профессиональная деятельность врачей связана с постоянными межличностными взаимодействиями с коллегами и пациентами, эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, необходимостью быстро принимать решения, даже при отсутствии полной информации, находить приемлемые для себя и других людей способы действий и поведения; сопряжена эмоциональной вовлеченностью в проблемы окружающих. Все это требует умения регулировать свои эмоции, действия, поведение, поддерживать положительный эмоциональный фон пациентов, умения противостоять стрессу, владения коммуникативными навыками, а также способами взаимодействия с людьми и способами управления собой. Данные умения и навыки, выработанные врачом в процессе деятельности, представляют собой поведенческие, ценностные, мотивационные проявления психологической культуры личности.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблемам психологического благополучия врачей. Так, А.Д. Гольменко описывает концептуальные подходы к профилактике эмоционального выгорания медицинских работников [2]; О.В. Баранова разрабатывает механизмы создания антистрессовых программ [1]. Вместе с тем, вопросы развития психологической культуры у врачей в рамках дополнительного образования освещены недостаточно полно.
Известно, что психологическая культура является частью профессиональной культуры. В рамках профессиональной культуры изучалась психологическая культура учителя (И.Б. Котова, Е.И. Рогов, Н.И. Лифин-цева, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.), психолога образования (И.В. Дубровина, Е.Е. Сапогова, Н.И. Исаева, И.В. Аксенова и др.), руководителя (Г.И. Марасанов,
Н.Т. Селезнева и др.), менеджера (Г.И. Марасанов, Н.Т. Селезнева и др.), юриста (И.В. Будовская, А.Б. Гребенников, И.В. Савельева и др.), государственных служащих (A.C. Гусева, В.И. Долгова и др.), журналиста (В.И. Кузин и др.). Некоторые составляющие психологической культуры изучались и у врачей. Так, на основе исследований Я.Л. Коломинского [6], который рассматривает психологическую культуру как уровень самопознания человека, который определяет его отношение к окружающим людям, к самому себе, к природе и т.д., В.П. Дуброва и И.В. Елкина, отмечают, что профессионально-психологическая культура врача включает в себя два основных блока:
1. Теоретический или теоретико-концептуальный блок содержит результаты теоретической деятельности.
2. Практический блок или «психологическая деятельность» связан с деятельностью личности по психологическому самообслуживанию, обращенной внутрь человека и обслуживающей его собственный внутренний мир. Эта деятельность самопознания связана, во-первых, со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности человека и, во-вторых, с формированием собственных внутренних инстанций [3].
Большинство исследователей рассматривают психологическую культуру как часть общей культуры человека. Так, Л.С. Колмогорова полагает, что под психологической культурой взрослого мы понимаем часть общей культуры человека, благодаря которой он способен понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей, эффективно взаимодействовать с людьми, различающимися по возрастным, национальным, половым и другим при-
знакам, оптимально решать профессиональные и жизненные психологические проблемы; имеет опыт самореализации, стремится к саморазвитию, гармонизации внутреннего мира, отношений с окружающими и проектированию собственной жизни [5]. В своих работах [8] мы придерживаемся этого подхода. Вместе с тем считаем, что психологическая культура может быть описана через совокупность присвоенных личностью умений и навыков самопознания, саморазвития, саморегуляции, самоорганизации и конструктивного взаимодействия. Безусловно, очень важно знать способы взаимодействия с другими людьми, приемы разрешения конфликтных ситуаций, способы самоорганизации и т.п. Однако без отработки (тренировки) этих знаний сложно говорить о выработке и использовании в профессиональной деятельности оптимальных (продуктивных) механизмов взаимодействия и саморазвития. Именно психологическая культура способна обеспечить устойчивое психологическое благополучие личности и, по меткому замечанию О.И. Моткова, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни» [7].
Поэтому полагаем, что психологическую культуру как важнейшую профессиональную характеристику врача, необходимо развивать не только в период обучения по программам высшего и среднего образования, но и в системе дополнительного образования.
Пилотажное исследование с целью выявления уровня психологической культуры было проведено в 2009-2011 гг. на базе учреждений здравоохранения г. Иркутска и Иркутской области (180 человек) с использованием методики О.И. Моткова «Психологическая культура личности», модифицированной нами, которая направлена на изучение следующих компонентов психологической культуры:
• психологическая грамотность как показатель владения психологическими знаниями, правилами и нормами в сфере общения, психической деятельности, способами взаимодействия с людьми и способами управления собой;
• конструктивность общения как показатель выраженности умений сочувствовать, управлять собой в конфликтных ситуациях;
• психическая саморегуляция как умение человека регулировать свои эмоции, поведение, действия, умение поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях;
• самоорганизованность как умение планировать и распределять свое время, доводить начатые дела до конца, выполнять обещания;
• саморазвитие как умение управлять собой, быть собранным, организованным, способным к саморазвитию личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности [7].
Результаты исследования показали, что наибольшее количество респондентов(62 %) отметили у себя низкий уровень развития психологической грамотности: они испытывают затруднения в выборе адекватных способов взаимодействия с людьми, с учетом их индивидуально-психологических,
возрастно-половых, этнопсихологических особенностей, в способах управления конфликтами. Треть опрошенных отметили неумение управлять своими эмоциями, неготовность к самостоятельному поиску новых методов и средств выполнения своей деятельности и развитию тех качеств личности, которые необходимы для успешного ее выполнения. Кроме того, 12 % респондентов отметили, что не всегда могут отвлекаться от неприятных переживаний и поддерживать позитивный эмоциональный тон. Поэтому основная цель работы со слушателями на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки заключалась в опробовании различных способов и приемов саморазвития, саморегуляции, самоорганизации и конструктивного взаимодействия, что и составляет содержание психологической культуры.
В связи с этим, нами был разработан модуль «Психологическая культура личности», в котором можно условно выделить три блока.
1. Содержание первого блока «Психология личности» направлено на представление индивидуально-психологических, возрастно-половых, этнопсихологических особенностей и их учет во врачебной практике.
2. Второй блок «Психология профессионального общения и конфликтология» предполагает выработку навыков эмпатического межличностного общения, использования вербальных и невербальных средств общения, управления конфликтами, эффективного взаимодействия с коллегами, пациентами, а также социальных навыков, развитие умения располагать к общению для выяснения причин заболевания и изменения состояния пациента.
3. В третьем блоке «Психология саморазвития» представлены технологии развития, самосознания, самоконтроля, некоторых личностных качеств, тайм-менеджмента, управления эмоциями, навыков управления собой и пациента.
Апробация модуля проходила при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей на базе Института дополнительного образования Восточно-Сибирской государственной академии образования.
При разработке содержательной части модуля мы исходили из основных функций общей психологической культуры человека:
• сохранение и трансляция достижений в психологических взглядах, умениях, способах деятельности, методах, которые создали бы преемственность поколений и условия для последовательного прогресса человечества;
• обеспечение социальной адаптации, результативного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по возрастным, национальным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внутренней и внешней деятельности человека, направленной на решение проблем на базе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;
• ориентирование, планирование в процессе жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» человеком своей жизни, судьбы;
• обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля;
• активизация процессов самосовершенствования, самореализации, саморазвития;
• гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни;
• обеспечение прогрессивных изменений, обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека.
Необходимым условием эффективности учебных занятий с врачами по развитию психологической культуры является мотивация, мотивационная готовность аудитории к активному взаимодействию. Мы исходили из того, что мотивация представляет собой одну из форм детерминации деятельности человека, определяющей выбор того или иного поведения в данных социально-исторических условиях [4]. А поскольку психологическую культуру можно рассматривать как сложную психологическую деятельность по присвоению умений и навыков саморазвития, саморегуляции, самоорганизации и конструктивного взаимодействия, то и содержание занятий строилось исходя из того, что субъекты программ дополнительного образования - сложная, саморазвивающаяся и самообразовывающаяся система, движущаяся к самому себе от самого себя с учетом необратимости развития [4], а, значит, априори готовы к освоению способов действий и поведения, способствующих оптимальной организации своей профессиональной деятельности и своего развития.
Учитывая это, при организации учебных занятий мы исходили из того, что успех в работе с врачами по развитию психологической культуры будет определяться используемыми стратегиями, технологиями и методами, которые не являются принципиально новыми и описаны автором, в частности, в предыдущих работах [8]. В системе дополнительного образования при реализации краткосрочных курсов повышения квалификации врачей и программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» нами использовались следующие стратегии:
1. Стратегии обучения ассертивному поведению, которая предполагает развитие умений внимательно слушать, стремления понять точку зрения другого человека, стремления к достижению компромисса. Для реализации стратегии нами были использовались модели игрового обучения:
• просмотр видеозаписи, показывающий эффективные модели поведения человека в проблемных ситуациях;
• распределение и проигрывание роли для игры в моделируемой ситуации с целью отработки эффективных способов поведения.
2. Стратегии самоуправляемого обучения, которая основана на теориях развития эмоционального интеллекта. На занятиях использовались упражнения, направленные на развитие самосознания, самооценки, самоконтроля, социальных навыков, а также таких личностных качеств как уверенность в
себе, открытость, адаптивность, инициативность и оптимизм (при работе в группе с молодыми врачами).
3. Коммуникативные стратегии обучения, целью которых является научить понимать, прогнозировать и контролировать успех или неудачу в личных, профессиональных или общественных контактах. Их использование эффективно при развитии навыков межличностного общения.
4. Стратегические тренинги, цель которых -предоставление взрослым инструментов для выполнения различных действий: самодиагностика, выделение сильных и слабых сторон; осознание того, что помогает наиболее эффективно развивать психологическую культуру; применение уже известных и новых действий и умений; осуществления самоконтроля и мониторинга приобретаемых умений, перенос известных действий на новое содержание деятельности.
Во время занятий актуализировались новые(ранее - потенциальные) потребности и мотивы самоорганизации себя и своей деятельности, что давало возможность не только «примеривания» способов саморазвития, саморегуляции, самоорганизации и конструктивного взаимодействия, но и выбора тех, которые являются потенциально возможными для решения конкретных задач профессиональной деятельности или действенными моделями поведения в различных ситуациях; возникали качественно новые состояния, которые являлись следствием «примеривания» новых возможностей.
Апробация модуля позволяет говорить о некоторых личных достижениях слушателей. Вместе с тем, следует отметить целесообразность включения психологической составляющей в программы дополнительного образования врачей с целью сохранения их психологического благополучия и оптимальной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА REFERENCES
1. Баранова О.В. Стресс в профессиональной деятельности педагогов и создание антистрессовых программ // Культура. Наука. Образование. - 2014. -№ 3 (28). - С. 124-133.
Baranova OV (2014). The stress in teachers' professional work and development of the antistress programs [Stress v professional'noj dejatel'nosti pedagogov i sozdanie antistressovyh programm]. Kul'tura. Nauka. Obrazovanie, 3 (28), 124-133.
2. Гольменко А.Д., Хаптанова В.А., Выговский Е.Л., Ильин В.П. и др. Концептуальные подходы к профилактике эмоционального выгорания медицинских работников. - Иркутск, 2014. - 163 с.
Golmenko AD, Khaptanova VA, Vygovskyy EL, Ilyin VP et al. (2014) Conceptual approaches to the prevention of burnout of health care workers [Konceptual'nye podhody k profilaktike jemocional'nogo vygoranija medicinskih rabotnikov], 163.
3. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 28-32.
Dubrova VP, Elkin IV (2000). The image of the ideal doctor in the perceptions of higher medical school students [Obrazec ideal'nogo vracha v predstavlenijah studentov vysshej medicinskoj shkoly]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 4, 28-32.
4. Зимонин И.Н. Сущность мотивации образовательной деятельности как нелинейного системного процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 8. -C. 13-15.
Zimonin IN (2014). Substance of motivation of educational activity as nonlinear system process [Sushchnost motivacii obrazovatel'noj dejatel'nosti kak nelinejnogo sistemnogo processa]. Gumanitarnye, social'no-jekonomi-cheskie i obshhestvennye nauki, 8, 13-15.
5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. - М., 2002. - С. 37.
Kolmogorova LS (2002). Diagnostics of schoolchildren psychological culture [Diagnostika psihologicheskoj kul'tury shkol'nikov], 37.
6. Коломинский Я.Л. Психологическая культура
- условие и цель деятельности психолога // Психология. - 2000. - № 2. - С. 9-12.
Kolominsky JL (2000). Psychological culture - factor and purpose of psychologist activity [Psihologicheskaja kul'tura
- uslovie i cel' dejatel'nosti psihologa]. Psihologija, 2, 9-12.
7. Мотков О.И. Психологическая культура в мозаике личности: результаты исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/ x5283.htm.
Motkov OI. Psychological culture in the mosaic of personality: research results [Psihologicheskaja kul'tura v mozaike lichnosti: rezul'taty issledovanij]. http://hpsy. ru/public/x5283.htm.
8. Скорова Л.В. Развитие психологической культуры взрослых // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2012. - № 4 (51). - C. 36-38.
Skorova LV (2012). Development of adults psychological culture [Razvitie psihologicheskoj kul'tury vzroslyh]. Psi-hopedagogika vpravoohranitel'nyh organah, 4 (51), 36-38.
Сведения об авторах Information about the authors
Скорова Лариса Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии образования и развития личности ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1; e-mail: [email protected])
Skorova Larisa Vladimirovna - Candidate of Psychological Sciences, Docent, Head of the Department of Psychology of Education and Personality Development of Irkutsk State University (664003, Irkutsk, ul. Karla Marksa, 1; e-mail: [email protected])