ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ФГОС
В статье обосновывается необходимость изучения учебного предмета «История социальной педагогики» как средства развития у студентов компетенций, сформулированных в новом Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, необходимых для их профессиональной и личностной социализации.
История социальной педагогики в качестве учебного предмета преподается в рамках подготовки бакалавров по направлению 050400, психолого-педагогическое образование, предмета, нормативно обусловленного новым Федеральным стандартом ВПО [1]. Согласно данному стандарту, будущий бакалавр (социальный педагог, педагог-психолог) должен обладать определенным набором компетенций.
Не углубляясь в дискуссии по вопросам определения понятий «компетентность» и «компетенция», оговоримся, что под «компетенцией» мы будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Т.С. Дорохова
Ключевые слова:
история социальной педагогики как учебный предмет, Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, социализация, компетенции, формы и методы обучения и воспитания.
В Стандарте выделено несколько групп компетенций, в частности: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции социального педагога и педагога-психолога. Сформированные компетенции позволяют выпускникам успешно социализироваться как в профессиональной, так и личностной сферах. Уточним, что под «социализацией» в социально-педагогическом аспекте можно понимать, с одной стороны, усвоение индивидом социокультурных реалий, необходимых для его нормальной интеграции в общество, с другой - его самореализацию.
Предмет «История социальной педагогики» позволяет усвоить обучающимся важнейшие сведения о возникновении, становлении и развитии практики и теории целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального образования и социального обучения) на социальное развитие и становление человека с древности и до нашего времени; акцентирует внимание на увеличении научных знаний о ребёнке как объекте и субъекте воспитания, о возможности создания комфортных условий для его социализации [2].
«История социальной педагогики» как предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, так как позволяет развить у студентов определенные компетенции (знания, умения, навыки, способы деятельности), необходимые для успешной социализации как личностной, так и профессиональной.
На высокий воспитательный и образовательный потенциал курса указывают также и задачи, которые ставятся и решаются в процессе его изучения. В частности:
- расширение общекультурного кругозора студентов;
- пробуждение у студентов интереса к историко-педагогическому наследию и потребности в его изучении и усвоении;
- формирование исторического сознания и самосознания студентов как основы личностной рефлексии и осознания себя в триаде «прошлое-настоящее-будущее»;
- формирование и развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения; творческого подхода в их профессиональной деятельности, их гражданского бытия и процесса собственной социализации;
- развитие умений выражать и обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам истории социальной педагогики.
Решению данных задач, а, следовательно, развитию определенных компетенций способствует как содержание, так и методический компонент
курса «История социальной педагогики». Остановимся подробнее на том, как те или иные компетенции развиваются в рамках рассматриваемого курса.
К общекультурным компетенциям, развиваемым непосредственно в процессе преподавания « Истории социальной педагогики», относятся:
- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
- владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений;
- владение моральными нормами и основами нравственного поведения;
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [1].
Среди общепрофессиональных компетенций можно выделить:
- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства [1].
Содержание курса выстроено таким образом, что студенты, пользуясь историческим методом, могут проследить эволюцию социально-педагогической практики от первобытного общества до современного, выявив при этом общие и специфические черты социального воспитания и социального обучения:
- в цивилизациях Древнего Востока (Египет, государства Месопотамии, Индия, Китай);
- в античных цивилизациях( Древняя Греция и Рим);
- в христианских цивилизациях Европы и мусульманских - Азии в период Средневековья;
- в буржуазных цивилизациях Европы;
-- в условиях глобализации в современных цивилизациях Европы, Америки, Азии, Африки.
При этом особое внимание уделяется социально-педагогической практике, развивавшейся в России в различные исторические периоды.
На первый взгляд, события и явления, происходившие несколько веков назад, могут показаться малозначимыми для современных студентов. Однако актуализации исторических знаний способствует использование таких приемов, как опора на имеющийся у студентов опыт, связь изучаемого материала с жизнью, а также методов самопознания.
В процессе изучения средств социального воспитания у народов в различные исторические периоды студентам даются задания - вспомнить свои любимые игры, игрушки, методы социального воспитания, использовавшиеся в семье и школе; проанализировать их; выбрать наиболее результативные, которые предположительно могут использоваться самими студентами в будущем; обосновать свою позицию.
Особенно продуктивной в этом аспекте является тема «Социальное воспитание в русской народной педагогике». Студенты анализируют русский фольклор (народные сказки, песни, пословицы, поговорки, скороговорки), обычаи и традиции, сопровождающие наиболее важные моменты жизни (социализации) человека, а также различные календарные праздники. На основе полученных знаний они разрабатывают методические рекомендации и сборники фольклорных средств социального воспитания, которые можно применять на практике в образовательных учреждениях различного вида по отношению к разным категориям детей.
Во втором полугодии студенты методом опроса и анализа документов (фотографий, писем и проч.) из семейного архива проводят исследование своих семейных ценностей, традиций, их влияния на процесс социализации членов семьи, принадлежащих к разным поколениям; выявляют их взаимосвязь с культурными, социально-экономическими, политическими характеристиками исторического периода.
Помимо практики социального воспитания и социального обучения в курсе «История социальной педагогики» изучается генезис социально-педагогической теории (от зарождения социально-педагогических идей в рамках философских учений Древнего Востока; социально-педагогической мысли, развивавшейся в эпоху Античности и Средневековья до появления социально-педагогической теории, получившей свое оформление в конце XIX века).
В этом плане бесценным источником для развития общекультурных компетенций у студентов является информация о жизни и деятельности великих педагогов, философов, общественных деятелей, внесших значительный вклад в социально-педагогическую теорию и практику. Данная информация позволяет студентам не только проследить генезис общечелове-
ческих ценностей, идеалов воспитания, средств социализации, основанных на гуманистических принципах, но и определить те из них, которые станут приемлемыми для их собственной социализации, а также социально-педагогической деятельности, которую они будут осуществлять в дальнейшем (в профессиональной практике и семейной жизни).
Что касается методов самопознания, то наиболее продуктивными в данном случае будут самоанализ (благодаря которому студенты выявляют свои жизненные установки, модели поведения, систему взглядов, ценностей и проч.) и метод сопоставления (позволяющий оценить собственные ментальные характеристики, сравнивая их с присущими различным индивидам и социальным группам в различные исторические периоды, и выявить характеристики, которые целесообразно развивать у себя). В свою очередь, данное сопоставление невозможно без накопления знаний по истории социальной педагогики. Для этого используются разнообразные методы: лекции, беседы, дискуссии (дискуссия-диалог, дискуссия-спор, мозговой штурм), проблемное изложение, частично-поисковый метод. На семинарских занятиях могут использоваться анализ первоисточников (нормативных документов, авторских педагогических текстов), письменные и устные опросы; а также - дискуссионные («Эстафета», «Вертушка», «Круглый стол» др.); игровые (деловые, организационно-деятельностные); проблемные методы (методы критического мышления, метод случаев, анализа конкретной ситуации и т.д.) [3].
Одной из наиболее продуктивных форм организации образовательного процесса в данном случае является самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов, в первую очередь, предполагает организацию индивидуальной познавательной деятельности по освоению основного содержания профессионального образования и рассматривается как базовое звено в подготовке современного специалиста. В данном случае обучение должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель - студент», «студент - студент» и др., организуемого для достижения общей цели [4].
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Федеральный государственный стандарт - Режим доступа : http://standart.edu.ru свободный - Центр дистанционного образования «Эйдос». - Рус. яз.
2. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов [Текст] / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
3. Дорохова Т.С. Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2013. -№2. - С.49-53.
4. Дорохова Т.С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов [Текст] // Педагогическое образование в России / Т.С. Дорохова. - 2011. - №4. - С. 39-43.