Научная статья на тему 'Курс «История социальной педагогики» как средство социализации будущих бакалавров в контексте новых ФГОС'

Курс «История социальной педагогики» как средство социализации будущих бакалавров в контексте новых ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / HISTORY OF SOCIAL PEDAGOGY AS AN ACADEMIC SUBJECT / FEDERAL STATE STANDARD OF HIGHER EDUCATION / SOCIALIZATION / COMPETENCIES / FORMS AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна

В статье обосновывается необходимость изучения учебного предмета «История социальной педагогики» как средства развития у студентов компетенций, сформулированных в новом Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, необходимых для их профессиональной и личностной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“History of Social Pedagogy” Educational Course as Means of Socialization of Future Bachelors in the Context of New Federal State Educational Standards

The necessity of the study of the “History of Social Pedagogy” discipline as a means of students' competencies development is substantiated in the article. The competencies are formulated in the new Federal State Standard of higher education required for professional and personality socialization of students.

Текст научной работы на тему «Курс «История социальной педагогики» как средство социализации будущих бакалавров в контексте новых ФГОС»

ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРС «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ФГОС

В статье обосновывается необходимость изучения учебного предмета «История социальной педагогики» как средства развития у студентов компетенций, сформулированных в новом Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, необходимых для их профессиональной и личностной социализации.

История социальной педагогики в качестве учебного предмета преподается в рамках подготовки бакалавров по направлению 050400, психолого-педагогическое образование, предмета, нормативно обусловленного новым Федеральным стандартом ВПО [1]. Согласно данному стандарту, будущий бакалавр (социальный педагог, педагог-психолог) должен обладать определенным набором компетенций.

Не углубляясь в дискуссии по вопросам определения понятий «компетентность» и «компетенция», оговоримся, что под «компетенцией» мы будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Т.С. Дорохова

Ключевые слова:

история социальной педагогики как учебный предмет, Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, социализация, компетенции, формы и методы обучения и воспитания.

В Стандарте выделено несколько групп компетенций, в частности: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции социального педагога и педагога-психолога. Сформированные компетенции позволяют выпускникам успешно социализироваться как в профессиональной, так и личностной сферах. Уточним, что под «социализацией» в социально-педагогическом аспекте можно понимать, с одной стороны, усвоение индивидом социокультурных реалий, необходимых для его нормальной интеграции в общество, с другой - его самореализацию.

Предмет «История социальной педагогики» позволяет усвоить обучающимся важнейшие сведения о возникновении, становлении и развитии практики и теории целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального образования и социального обучения) на социальное развитие и становление человека с древности и до нашего времени; акцентирует внимание на увеличении научных знаний о ребёнке как объекте и субъекте воспитания, о возможности создания комфортных условий для его социализации [2].

«История социальной педагогики» как предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, так как позволяет развить у студентов определенные компетенции (знания, умения, навыки, способы деятельности), необходимые для успешной социализации как личностной, так и профессиональной.

На высокий воспитательный и образовательный потенциал курса указывают также и задачи, которые ставятся и решаются в процессе его изучения. В частности:

- расширение общекультурного кругозора студентов;

- пробуждение у студентов интереса к историко-педагогическому наследию и потребности в его изучении и усвоении;

- формирование исторического сознания и самосознания студентов как основы личностной рефлексии и осознания себя в триаде «прошлое-настоящее-будущее»;

- формирование и развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения; творческого подхода в их профессиональной деятельности, их гражданского бытия и процесса собственной социализации;

- развитие умений выражать и обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам истории социальной педагогики.

Решению данных задач, а, следовательно, развитию определенных компетенций способствует как содержание, так и методический компонент

курса «История социальной педагогики». Остановимся подробнее на том, как те или иные компетенции развиваются в рамках рассматриваемого курса.

К общекультурным компетенциям, развиваемым непосредственно в процессе преподавания « Истории социальной педагогики», относятся:

- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

- владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений;

- владение моральными нормами и основами нравственного поведения;

- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [1].

Среди общепрофессиональных компетенций можно выделить:

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства [1].

Содержание курса выстроено таким образом, что студенты, пользуясь историческим методом, могут проследить эволюцию социально-педагогической практики от первобытного общества до современного, выявив при этом общие и специфические черты социального воспитания и социального обучения:

- в цивилизациях Древнего Востока (Египет, государства Месопотамии, Индия, Китай);

- в античных цивилизациях( Древняя Греция и Рим);

- в христианских цивилизациях Европы и мусульманских - Азии в период Средневековья;

- в буржуазных цивилизациях Европы;

-- в условиях глобализации в современных цивилизациях Европы, Америки, Азии, Африки.

При этом особое внимание уделяется социально-педагогической практике, развивавшейся в России в различные исторические периоды.

На первый взгляд, события и явления, происходившие несколько веков назад, могут показаться малозначимыми для современных студентов. Однако актуализации исторических знаний способствует использование таких приемов, как опора на имеющийся у студентов опыт, связь изучаемого материала с жизнью, а также методов самопознания.

В процессе изучения средств социального воспитания у народов в различные исторические периоды студентам даются задания - вспомнить свои любимые игры, игрушки, методы социального воспитания, использовавшиеся в семье и школе; проанализировать их; выбрать наиболее результативные, которые предположительно могут использоваться самими студентами в будущем; обосновать свою позицию.

Особенно продуктивной в этом аспекте является тема «Социальное воспитание в русской народной педагогике». Студенты анализируют русский фольклор (народные сказки, песни, пословицы, поговорки, скороговорки), обычаи и традиции, сопровождающие наиболее важные моменты жизни (социализации) человека, а также различные календарные праздники. На основе полученных знаний они разрабатывают методические рекомендации и сборники фольклорных средств социального воспитания, которые можно применять на практике в образовательных учреждениях различного вида по отношению к разным категориям детей.

Во втором полугодии студенты методом опроса и анализа документов (фотографий, писем и проч.) из семейного архива проводят исследование своих семейных ценностей, традиций, их влияния на процесс социализации членов семьи, принадлежащих к разным поколениям; выявляют их взаимосвязь с культурными, социально-экономическими, политическими характеристиками исторического периода.

Помимо практики социального воспитания и социального обучения в курсе «История социальной педагогики» изучается генезис социально-педагогической теории (от зарождения социально-педагогических идей в рамках философских учений Древнего Востока; социально-педагогической мысли, развивавшейся в эпоху Античности и Средневековья до появления социально-педагогической теории, получившей свое оформление в конце XIX века).

В этом плане бесценным источником для развития общекультурных компетенций у студентов является информация о жизни и деятельности великих педагогов, философов, общественных деятелей, внесших значительный вклад в социально-педагогическую теорию и практику. Данная информация позволяет студентам не только проследить генезис общечелове-

ческих ценностей, идеалов воспитания, средств социализации, основанных на гуманистических принципах, но и определить те из них, которые станут приемлемыми для их собственной социализации, а также социально-педагогической деятельности, которую они будут осуществлять в дальнейшем (в профессиональной практике и семейной жизни).

Что касается методов самопознания, то наиболее продуктивными в данном случае будут самоанализ (благодаря которому студенты выявляют свои жизненные установки, модели поведения, систему взглядов, ценностей и проч.) и метод сопоставления (позволяющий оценить собственные ментальные характеристики, сравнивая их с присущими различным индивидам и социальным группам в различные исторические периоды, и выявить характеристики, которые целесообразно развивать у себя). В свою очередь, данное сопоставление невозможно без накопления знаний по истории социальной педагогики. Для этого используются разнообразные методы: лекции, беседы, дискуссии (дискуссия-диалог, дискуссия-спор, мозговой штурм), проблемное изложение, частично-поисковый метод. На семинарских занятиях могут использоваться анализ первоисточников (нормативных документов, авторских педагогических текстов), письменные и устные опросы; а также - дискуссионные («Эстафета», «Вертушка», «Круглый стол» др.); игровые (деловые, организационно-деятельностные); проблемные методы (методы критического мышления, метод случаев, анализа конкретной ситуации и т.д.) [3].

Одной из наиболее продуктивных форм организации образовательного процесса в данном случае является самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов, в первую очередь, предполагает организацию индивидуальной познавательной деятельности по освоению основного содержания профессионального образования и рассматривается как базовое звено в подготовке современного специалиста. В данном случае обучение должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель - студент», «студент - студент» и др., организуемого для достижения общей цели [4].

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Федеральный государственный стандарт - Режим доступа : http://standart.edu.ru свободный - Центр дистанционного образования «Эйдос». - Рус. яз.

2. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов [Текст] / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

3. Дорохова Т.С. Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2013. -№2. - С.49-53.

4. Дорохова Т.С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов [Текст] // Педагогическое образование в России / Т.С. Дорохова. - 2011. - №4. - С. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.