УДК 378.13 ББК Ч48-951.2
А. Н. Ковтунова
Екатеринбург
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее учебное заведение; инновационная образовательная деятельность; качество образования; принципы инновационной образовательной деятельности; сферы инновационной образовательной деятельности; участники инновационной образовательной деятельности; цели инновационной образовательной деятельности; этапы организации инновационной образовательной деятельности.
АННОТАЦИЯ. Описывается опыт организации инновационной деятельности в одном из структурных подразделений вуза. Обозначаются цели, задачи и направления инновационной образовательной деятельности, определяются ее основные участники. Детально описываются этапы осуществления инновационной деятельности, предлагаются критерии определения ее результативности.
А. N. Kovtunova
ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN HIGH SCHOOOL
KEY WORDS: high school, innovative educational activity; quality of education; directions of innovative educational activity; educational innovation; principles of educational innovative activity; spheres of educational innovative activity; participants of educational innovative activity; gols of educational innovative activity; steps of organization of educational innovative activity.
ABSTRACT. The experience of organization of educational innovative activity in one of the departments of a high school are described. Goals, tasks and directions of educational innovative activity are identified, its main participants are found. The steps of carrying out the educational innovative activity are characterised in detail.
ГСНТИ 14.01.11; 14.15.15 Код ВАК 13.00.01
Ekaterinburg
стать инновационным. Общие и специ-интеграция производства, информати- фические особенности инновационной
зация общества требуют соответствую- образовательной деятельности исследова-
щих изменений в образовании — харак- лись в трудах Н. В. Кузьминой, В. И. Заг-
скоренное социально-экономи- тер образовательного процесса должен
© Ковтунова А. Н., 2011
вязинского, М. М. Фридмана и др. В настоящее время они изучаются А. А. Ар-ламовым, А. С. Белкиным, В. И. Журавлевым, Н. Ф. Вишняковой, М. В. Клариным, С. Д. Поляковым, М. М. Поташником, М. В. Радченко, В. И. Слобод-чиковым, О. Г. Хомерики, Н. Р. Юсуфбе-ковой и др. В зарубежной педагогике проблемы планирования инноваций и управления инновационными процессами исследуют Р. Адам, Л. Андерсон, Х. Барнет, Л. Бригс, Т. Давила, А. Кинг, Е. Роджерс, Б. Шнайдер и др.
Понятие «инновация» не имеет однозначного толкования. Не углубляясь в детальный анализ дефиниции с позиций разных подходов, приведем определения понятий «образовательная инновация» и «инновационная образовательная деятельность».
Инновационная педагогическая (образовательная) деятельность — педагогическая (образовательная) деятельность, направленная на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический (образовательный) продукт, внедряемый на рынке образовательных услуг, в новый или усовершенствованный педагогический (образовательный) процесс, в практическую педагогическую (образовательную) деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Педагогическая (образовательная) инновация — результат педагогической (образовательной) инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового педагогического (образовательного) эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты [4].
В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) пробле-
мам разработки и внедрения образовательных инноваций уделяется первостепенное внимание.
В УрГПУ разработана собственная инновационная программа развития [2], имеется многолетний опыт работы по использованию инновационных технологий в образовании, который по итогам доклада заведующего кафедрой инновационных образовательных технологий А. С. Белкина был одобрен и рекомендован к дальнейшему внедрению Бюро Президиума Российской академии образования.
С целью своевременного выявления, учета, оценки, поддержки и тиражирования всех видов инновационных теорий и технологий ведется Реестр инновационных теорий и технологий [5].
Разрабатывают, внедряют и распространяют инноваци структурные подразделения УрГПУ. Институт социального образования (ИСОбр) является одним из ведущих подразделений. В ИСОбр обучаются около 3 тысяч студентов очной и заочной форм обучения (по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Связи с общественностью», «Реклама»), работают более 100 преподавателей и сотрудников.
Внутренним документом, определяющим порядок осуществления инновационной деятельности, является «Положение об инновационной деятельности ИСОбр» [6].
Целью инновационной деятельности ИСОбр является обеспечение перехода на качественно новый уровень всех сфер деятельности Института в соответствии с возможностями, потребностями, требованиями инновационной экономики.
Задачи инновационной деятельности ИСОбр:
• повышение качества профессио-
нального образования студентов;
• повышение качества профессиональной деятельности преподавате-
лей и сотрудников;
• содействие распространению инновационных разработок.
Основные принципы инновационной
деятельности ИСОбр:
• непрерывное развитие инновационного потенциала;
• комплексное осуществление инноваций, при котором все виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга;
• материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности сотрудников и преподавателей;
• единство научного и образовательного процессов, управленческой деятельности и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
• формирование инновационных проектов по приоритетным направлениям исследований, определяемых государственной, региональной и вузовской инновационной политикой;
• поддержка ведущих научных коллективов, научных и научнопедагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, научного творчества молодежи;
• включение студентов в инновационную деятельность Института совместно с ППС;
• интеграция науки и образования в международное сообщество. Инновационная деятельность ИСОбр
осуществляется в сферах:
• содержания образования;
• учебно-методического обеспечения методико-технологической организации процесса обучения;
• методико-технологической организации процесса воспитания;
• взаимодействия образовательного учреждения с социальной средой;
• технического оснащения образовательного процесса;
• управления образовательным процессом;
• научно-методических исследований;
• повышения квалификации кадров.
К основными направлениями инновационной деятельности ИСОбр относятся:
• разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, учебно-методических комплексов; учебных дисциплин;
• разработка и апробация новых механизмов управления институтом, направленных на модернизацию управления образованием;
• создание и развитие новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.); объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализацию модели образовательного сообщества;
• разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;
• разработка и апробация новых специализаций, направлений подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы;
• совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Участники инновационной деятельности в институте:
- руководство в лице директора, заместителя директора по качеству и инновациям, руководители структурных подразделений и направлений деятельности;
- преподаватели и сотрудники, являющиеся разработчиками инноваций;
- студенты.
Участники инновационной деятельности вне института:
- органы государственной власти и местного самоуправления, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющие регулирование инновационной деятельности;
- стратегические партнеры, фирмы, предприятия и организации, заинтересованные в результатах инновационной деятельности и участвующие в этой деятельности;
- кредитные учреждения или инновационные фонды, а также различные другие фонды, включая зарубежные, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;
- общественные объединения;
- любые организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, внедряющие инновационные проекты.
Основной формой реализации инновационной деятельности ИСОбр является инновационный проект. Конкретная тематика инновационных проектов ИСОбр предлагается Министерством образования и науки РФ, Министерством образования и науки Свердловской области, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», другими организациями, а также самостоятельно определяется институтом в соответствии с основными приоритетами его развития.
Инновационная деятельность в ИСОбр осуществляется поэтапно и включает в себя 6 основных этапов.
1. На этапе диагностики происходит выявление проблем в различных сферах деятельности Института, причин их возникновения, возможных последствий. Несоответствия обнаруживаются в ходе осуществления контрольных мероприятий (полусеместровой аттестации, экзаменационной сессии, итоговой конференции по практике, защиты курсовой работы); при опросах заинтересованных сторон (студентов, абитуриентов, работодателей, родителей и др.); при проведении внутренних аудитов; при анализе руководством ИСОбр степени достижения поставленных целей, при анализе функционирования СМК в целом; при проведении самообследования и самоанализа; при прохождении ИСОбр процедуры внешних проверок (Министерством образования и науки РФ, сертификационными органами, пожарной, санитарной инспекциями и др.). Информация о выявленном несоответствии заносится в бланк Инновационного предложения (раздел А).
2. Этап внесения инновационного предложения. Инновационным предложением является любая идея, направленная на создание или изменение технологий, методов, организационных форм и пр., характеризующаяся: новизной, полезностью, воспроизводимостью, отсутствием побочных отрицательных эффектов. Инновационное предложение должно быть направлено на предупреждение или устранение причины возникновения проблемы. Информация о сути предложения заносится в бланк Инновационного предложения (раздел В). После регистрации в отделе качества ИСОбр инновационное предложение выносится на рассмотрение совета по качеству.
3. Этап оценки инновационного предложения. К основным критериям, на основании которых совет по качеству ИСОбр делает заключение, относятся: новизна, полезность, воспроизводимость, отсутствие возможных побочных отрицательных эффектов. В результате рассмотрения ин-
новационного предложения может быть принято одно из трех решений: «одобрить, разработать инновационный проект», «направить на доработку», «отклонить». Информация о результатах оценки заносится в бланк Инновационного предложения (раздел С). Все бланки Инновационных предложений сохраняются в архиве отдела качества ИСОбр, доступ к которому разрешен любому сотруднику (по согласованию с руководителем).
4. Этап оформления инновационного проекта. Инновационное предложение должно быть детально проработано и оформлено в виде проекта в соответствии с предъявляемыми требованиями. Законченные тексты инновационных проектов регистрируются и направляются на дальнейшую экспертизу.
5. Этап экспертизы инновационного проекта. Экспертиза инновационных проектов проводится лицами из числа членов совета по качеству. При необходимости к экспертизе привлекаются другие сотрудники ИСОбр, а также представители сторонних организаций и общественности. При проведении экспертизы принимается во внимание:
• актуальность проекта, соответствие стратегии ИСОбр;
• новизна / оригинальность;
• практическая полезность результатов осуществления проекта (включая возможность переноса результатов в другие подразделения);
• наличие необходимых для реализации проекта ресурсов;
• степень риска при осуществлении проекта;
• объективность приведенных в проекте данных о его эффективности.
По результатам экспертизы оформляется экспертное заключение, которое оглашается на заседании совета по качеству. Инновационные проекты, прошедшие экспертизу и получившие положительные заключения, включаются в планы работы ИСОбр.
6. Этап реализации инновационного проекта. Для реализации проекта распоряжением директора ИСОбр определяется рабочая группа. Руководителем рабочей группы назначается автор инновационного проекта, специально отобранные сотрудники или внешние исполнители. При необходимости организуется участие членов проектной группы в семинарах, школах, конференциях, обучение на курсах повышения квалификации по направлениям инновационной деятельности. На каждом последующем заседании совета по качеству руководитель проектной группы должен представить краткий отчет о ходе реализации проекта. По завершении проекта руководителем группы осуществляется презентация его результатов на заседаниях совета по качеству, кафедр, Ученого совета ИСОбр. Для содействия расширенному внедрению инновационных идей в практику других образовательных учреждений организуются презентации на симпозиумах, конференциях, выставках.
По итогам учебного года проводится общая оценка результативности инновационной деятельности ИСОбр. С этой целью вычисляются: коэффициент участия сотрудников в выдвижении инновационных предложений, коэффициент качества предложений, коэффициент внедрения принятых предложений и др.
Активное участие преподавателей и сотрудников ИСОбр в инновационной деятельности поощряется путем:
- премирования авторов на основании актов об успешном внедрении инновационного предложения в образовательный процесс и регистрации его в Реестре инновационных теорий и технологий;
- выделения средств для поддержки профессиональной деятельности (тиражирование книг, приобретение оборудования, командировки и др.);
- внедолжностного карьерного роста: предоставления возможности воз-
главить работу по реализации инновационного проекта;
готовки и повышения квалификации;
награждения «Знаком качества ИСОбр».
направления на конференции, семинары и престижные курсы перепод-
2.
3-
4.
5-
6.
7.
8.
9.
10.
ТЕРАТУРА
ДАВИЛА Т., ЭПШТЕЙН М. ДЖ., ШЕЛДОН Р. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2007.
ИГОШЕВ Б. М. Образование — путь в будущее : ориентиры качественного образования / Б. М. Игошев // Управление качеством образования : проблемы непрерывного образования : сб. науч. ст. V междунар. науч. -практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. ИННОВАЦИОННАЯ политика высшего учебного заведения / под ред. Р. Н. Федосовой. М. : ЗАО «Издательство “Экономика”», 2006.
ИННОВАЦИОННЫЕ образовательные теории и технологии УрГПУ / под ред. А. С. Белкина; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.
КОРТОВ С. В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское управление : практика и анализ. 2004. №1.
ПОЛОЖЕНИЕ о регистрации инновационных теорий и технологий / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
ПОЛОЖЕНИЕ об инновационной деятельности / Урал. гос. пед. ун-т ; ИСОбр. Екатеринбург, 2008.
РАДЧЕНКО М. В. Совершенствование инновационной деятельности вузов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Ставр. гос. ун-т. Ставрополь, 2005.
СЛОБОДЧИКОВ, В. И. Инновации в образовании : основания и смысл [Электронный ресурс]. URL : http ://www.niro.nnov.ru.
СТРАТЕГИЯ 2020 : политические условия модернизации России [Электронный ресурс]. URL: http//www.edinros.ru.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. Н. Поздняк