Научная статья на тему 'Переход к инновационному образованию стратегическая задача УрГПУ'

Переход к инновационному образованию стратегическая задача УрГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE THINKING / COMPETENCE-BASED APPROACH / NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES / URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович

На примере Уральского государственного педагогического университета рассматриваются пути и возможности формирования инновационного мышления студентов при реализации компетентностного подхода на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошев Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition to innovative education as a necessary condition of implementation of new educational standard

The formation of innovative students' thinking is considered in Ural State Pedagogical University. This formation is based on competence approach of the new Federal State Educational Standard of professional education in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Переход к инновационному образованию стратегическая задача УрГПУ»

УДК 378.1 ББК Ч 481

Б. М. Игошев

Екатеринбург

ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ -СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА УРГПУ

ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.08

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное мышление; компетентностный подход; новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; Уральский государственный педагогический университет.

АННОТАЦИЯ. На примере Уральского государственного педагогического университета рассматриваются пути и возможности формирования инновационного мышления студентов при реализации компе-тентностного подхода на основе нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Igoshev В. М.

TRANSITION TO INNOVATIVE EDUCATION AS A NECESSARY CONDITION OF IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARD

KEY WORDS: innovative thinking; competence-based approach; new Federal State Educational Standard of professional education in Russian universities; Ural State Pedagogical University.

ABSTRACT. The formation of innovative students’ thinking is considered in Ural State Pedagogical University. This formation is based on competence approach of the new Federal State Educational Standard of professional education in Russian universities.

Ekaterinburg

дной из наиболее характерных сферы и процессы жизнедеятельности

особенностей современного эта- людей. На цивилизационном уровне

па в развитии человеческого общества противоречивые по своей сути процессы

является непрерывно нарастающая ин- глобализации и интеграции обусловли-

тенсивность и динамичность разномас- вают трансформацию традиционного

штабных и разнонаправленных измене- национально-культурного бытия чело-

ний, которые глобально охватывают все века и ставят его перед необходимостью

постоянно быть готовым к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптируясь к изменяющимся условиям и гибко взаимодействуя с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Интенсивное развитие и обновление техники и технологий непрерывно изменяют качество и условия профессиональной деятельности, заставляя работника на протяжении всей его трудовой жизни неоднократно осваивать новые способы и виды деятельности в профессии, повышать уровень квалификации и образования, менять место работы и даже профессию. Объемы и сложность информации, которую современный человек вынужден осваивать во всех сферах своей жизни — социальной, экономической, профессиональной, бытовой и др., — нарастают лавинообразно, требуя от человека умения оперативно обновлять свои знания, гибко ориентируясь в непрерывно изменяющейся информационной среде. Иными словами, человек в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами — быть подвижным, готовым к любым инновациям и не бояться их, быстро и эффективно «встраиваться» в любые условия, приспосабливаться к разным обстоятельствам бытия, быть мобильным.

Анализ реальной школьной практики и изучение результатов психологопедагогических и социологических исследований свидетельствуют о недостаточной готовности учителей вести инновационную деятельность. Это связано с тем, что образовательный процесс высшего и непрерывного педагогического образования не моделирует структуру этой деятельности и не готовит к ее реализации системно.

Недавно принятый новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет попытку уст-

ранения этого недостатка.

Компетентностный подход, положенный в парадигму нового стандарта, проявляется в том, что от студента уже требуются не столько знания, сколько умения по их самостоятельному приобретению и использованию.

В требованиях к результатам освоения основных образовательных про-грамм1 перечисляются не знания и умения, а группы компетенций.

Например, в группе общекультурных компетенций (ОК) можно назвать следующие:

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

• способность анализировать мировоззренческие, социально и лично-стно значимые философские проблемы (ОК-2);

• способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

• готовность взаимодействовать с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Среди общепрофессиональных компетенций (ОПК) укажем такие:

• осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

• способность использовать систематизированные теоретические и

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (бакалавр)

практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

• способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

Компетенции в области педагогической деятельности (ПК) включают в себя следующие:

• способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

• готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

И наконец, компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

• способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения (ПК-9);

• способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Перечисленные компетенции наглядно свидетельствуют, что традиционное обучение при переходе к подготовке бакалавров и магистров значительно трансформируется, что повлечет за собой серьезные структурные, содержательные и организационные изменения в учебном процессе.

Так, например, в стандарте определяется, что лекционные занятия не могут составлять более 40% аудиторных занятий. Это еще раз подтверждает, что придется не на словах, а на деле серьезно заняться организацией самостоятельной

работы студентов, в процессе которой они и должны приобретать все вышеперечисленные компетентности.

Предпочтение будет отдаваться дискуссионным, проблемным методам обучения, организации проектной деятельности. При этом надо сохранить логику и целостность наук, изучение которых сегодня построено на основе традиционной системы лекционно-лабораторных занятий.

Естественно, что смена традиционного, когнитивно-ориентированного образования на инновационное — процесс весьма болезненный и непростой, но необходимый.

Опираясь на известную модель Российского образования 2020, УрГПУ как ведущий педагогический вуз Уральского региона видит в педагогическом образовании систему формирования интеллектуального капитала в сфере производства и передачи знаний о развитии лучших человеческих качеств в процессе обучения и воспитания, подготовки подрастающего поколения к инновационной деятельности во всех областях экономики и общественной жизни. Поэтому само педагогическое образование в идеологии УрГПУ является сегодня одной из главных сфер производства инноваций. Оно выступает первым звеном инновационной цепочки: образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций. При этом педагогические инновации должны обезопасить первое звено инновационного развития экономики России от застревания во вчерашнем дне, способствовать реализации в сфере образования основных черт инновационной экономики и информационной цивилизации, к которым относятся:

- максимальная гибкость и нелинейность организационных форм;

- включение процессов обновления знания во все компоненты педагогических систем;

- опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс социального и экономического развития;

- непрерывное, основанное на мониторинге изменений социальноэкономической и образовательной среды, обновление педагогических (в широком смысле) технологий на основании реализации двух инновационных контуров (первый — создание педагогических новаций, новых научных идей, методов и технологий, второй — их внедрение, апробация и расширенное освоение).

Таким образом, УрГПУ ориентирует свою деятельность на новые требования российского общества к результатам образования, и в первую очередь на соответствие запросу на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению. Именно поэтому одним из главных направлений научно-педагогической деятельности УрГПУ стала разработка педагогических систем развития креативности всех субъектов образовательного процесса со всесторонней поддержкой одаренности обучаемых во всех ее социально значимых проявлениях. Неразрывно связанным с творческим развитием педагогических систем направлением научных исследований УрГПУ является научное обоснование и разработка системы экспертизы качества педагогических инноваций, разработка необходимых для этого критериев, решение задачи организации экспертизы педагогических инноваций.

Результаты этой работы определили ведущую роль УрГПУ в научнометодическом сопровождении процесса реализации в Уральском регионе

Национального приоритетного проекта «Образование», в поддержке инновационных практик в школах, колледжах и вузах Свердловской, Курганской, Тюменской, Челябинской и др. областей.

УрГПУ не только культивирует свои заслужившие широкую известность авторские научные школы (научные школы Т. Н. Шамало, А. С. Белкина, П. С. Попеля, Н. Л. Лейдермана), но и оказывает научную поддержку авторских школ, методов и технологий в учреждениях образования Уральского региона.

На основе своих научно-методических разработок УрГПУ активно формирует ориентированный на широкий круг потребителей образовательных услуг массив учебных и справочных материалов, которые находят применение как в основных образовательных программах, так и в дополнительном образовании.

В своей научной и образовательной деятельности УрГПУ последовательно решает проблемы поиска ответов на системные для российского образования вызовы:

- реализуемая в университете и транслируемая в учреждениях — партнерах система менеджмента качества образования противопоставлена застаревшей для многих учреждений образования тенденции снижения качества образования;

- развитие докторантуры, аспирантуры и магистратуры позволили удовлетворить требования потребителей образовательных услуг к уровню преподавания как в университете, так и в учреждениях, в которых работают выпускники УрГПУ;

- развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой (РАО, РАН), промышленностью, бизнесом и властными структурами обеспечили университету возможность интеграции академических ценностей и предпринимательства, а на их основе — реализации инновационных проектов, направленных на формирова-

ние профессиональной мобильности выпускников и профессорско-преподавательского состава университета, которые противопоставлены вызовам обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке и обеспечения механизмов социального перемешивания;

- реализация компетентностного подхода на основе интеграции с аксиологическим подходом в университете направлена на снятие такого социального раздражителя, как перегрузка детей знаниями и одновременное недополучение ими полезных умений, а также несформиро-

ванность их мотивационноценностной сферы.

УрГПУ исходит из того, что в перспективе педагогическое образование должно взять на себя функции обеспечения, психолого-педагогической и методической поддержки процесса реализации возможности каждой семьи, каждого человека в определении необходимого ему вида и уровня образования. В этом смысле педагогическое образование в перспективе становится общим высшим образованием, так как выполнение функции родителя на стадии воспитания и образования детей требует от любого человека высокой психолого-педагоги-ческой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.