Научная статья на тему 'К вопросу о разработке компетентностной характеристики магистра педагогики'

К вопросу о разработке компетентностной характеристики магистра педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ / COMPETENCE / MASTER OF PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна

В статье определены требования, структура в компетентностной характеристики магистра педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of Competence Characteristics of Master's degree in Pedagogics

The requirements, structure and Competence characteristics of the master's degree in pedagogics are defined

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке компетентностной характеристики магистра педагогики»

УДК 378.018

Л. А. Шипилина

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГИСТРА ПЕДАГОГИКИ

В утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. говорится о ее основной цели - обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

В педагогической науке и практике с показателем «качество образования» обычно связывают результат обучения, который фиксируется в ныне действующих стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в форме квалификационной характеристики. В ГОС высшего профессионального педагогического образования доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей как готовность выпускников к будущей педагогической деятельности, уровень профессиональной мотивации и других свойств и качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Проблема несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитости форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики вызывает острую необходимость обращения к вопросам разработки моделей конкурентоспособных выпускников.

В настоящий момент это находит отражение в проектах ФГОС - 3, разработкой которых занимаются авторитетные исследователи, ими проведена значительная работа по созданию концептуально-методологических оснований стандартов (Л. С. Гребнев, О. М. Карпенко, Я. И. Кузьминов, Л. Л. Любимов, Д. В. Пузанков, И. Б. Федоров, В. Д. Шадриков и др.).

В преддверии перехода к подготовке высококвалифицированных кадров для системы образования по ФГОС - 3 актуальным для практики организации подготовки становится вопрос о разработке основных образовательных программ, основу которых составляет компетентностная характеристика выпускника. Разработчики сталкиваются с проблемой поиска содержательного наполнения данной характеристики компетенциями, их структурой и технологического алгоритма моделирования.

В Омском государственном педагогическом университете предпринята попытка разработки таких характеристик на уровне выпускающих кафедр. Так, например кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления является выпускающей кафедрой для направления 540600 - Пе-

дагогика в части специализированной магистерской образовательной подготовки 540608М «Организационная психология в образовании». На кафедре ряд лет работает методологический семинар, участники которого, работая в проблемном поле современного профессионального образования, среди актуальных проблем выделили и пытаются разработать в научно-практическом плане проблему создания моделей конкурентоспособного выпускника педагогического университета. И хотя компетентностная характеристика, строго говоря, не является собственно моделью выпускника, а представляет собой требования к результатам освоения основной образовательной программы ВПО, на наш взгляд, она имеет прямое отношение к таковой по своему содержательному компоненту.

Первый вопрос, который возникает у разработчиков, естественно, связан с выбором концептуальных оснований компетентностной характеристики.

Введение в название характеристики выпускника термина «компетент-ностная» вполне оправданно обращает исследователей к положениям ком-петентностного подхода, усиленно разрабатываемого российской научной общественностью. Компетентностный подход является методологическим инструментом, адекватным для описания результатов образования (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. И. Субетто и др.).

В компетентностной характеристике выпускника цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Результаты образовательного процесса, сформулированные на основе компетен-тностного подхода, охватывают наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.

Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты обучения делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области). В условиях России реализация компетентностного подхода выступает дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [1].

Основу компетентностного подхода составляют понятия «компетенция» и «компетентность». И первое, с чем сталкиваются разработчики компетен-тностных характеристик выпускника, это обозначение (принятие для себя) сути этих категорий, поскольку в науке существует так называемая проблема определений компетенций/компетентностей. В данной статье мы не ставим перед собой задачу исследования различных точек зрения и научных позиций относительно сути определений данных понятий. Эту задачу для себя мы решали в процессе работы методологического семинара. Поэтому в концепции разработки компетентностной характеристики магистра педа-

гогики со специализацией «Организационная психология в образовании» нами разделяется определение этих понятий академиком А. И. Субетто, который с позиций квалитологического подхода анализирует их следующим образом.

Во-первых, компетентностный подход, утверждает автор, формирует компетентностный формат описания качества человека. Качество человека в образовательном пространстве есть отражение качества образования (в соответствии с «принципом отражения»). Раскрывая онтологию компе-тентностного подхода, А. И. Субетто определяет компетенции и компетентности как сложные свойства в системе качества человека, которые подчиняются в своем «движении» принципам теории качества, являются сложными структурными и динамическими образованиями [6, с. 11-13]. Компетенция и компетентность, как компоненты, качества человека эксплицируются на рисунке [6, с. 19]:

Во-вторых, раскрывая смысл соотношения категорий «компетенция» и «компетентность», А. И. Субетто соотносит их как потенциальное и актуальное. Это позволяет ему определить компетенцию как совокупность потенциальных свойств или как подкачество в системе потенциального качества выпускника вуза. Это означает, что компетенция выступает новообразованием в структуре качества обучающегося в системе высшего профессионального образования, формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы. Компетентность же есть не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности. Компетентность есть мера актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности выпускника в соответствующих видах деятельности [6, с. 20].

По сути вышесказанного, можно констатировать: вуз определяет компетенции выпускника в основной образовательной программе как результаты образовательного процесса; компетентность же должен определить работодатель на рабочем месте при реализации специалистом (магистром) конкретных видов профессиональной деятельности как своего рода квалификацию выпускника.

Далее, следуя логике выбора концептуальных оснований для разработки компетентностной характеристики магистра педагогики, появляется необходимость определения системы компетенций.

Поскольку в проектах ФГОС - 3 компетенции представлены в классификации, основу которой составляют компетенции, нашедшие свои характеристики в проекте TUNING, то при формировании компетентностной

качество

свойство

мастерство

компетенции

компетентность

качества человека

Схема экспликации компетенции/компетентности

характеристики магистра педагогики, мы воспользовались данной классификацией [9]. В компетентностной характеристике нашего магистра компетенции имеют соответственно следующую структуру:

1. Универсальные компетенции:

а) общенаучные;

б) инструментальные;

в) социально-личностные и общекультурные.

2. Профессиональные компетенции:

а) общепрофессиональные;

б) профильно-специализированные.

Следующим шагом в разработке концептуальных оснований компетентнос-тной характеристики магистра педагогики стало определение видов профессиональной деятельности и задач к каждому виду деятельности соответственно. При этом мы опирались на существующие в психологии педагогике представления о видовом разнообразии деятельности педагога, учитывали специфику деятельности магистра педагогики, в частности, акцент делали на особенностях его научно-исследовательской деятельности, а также на виды деятельности магистра педагогики, зафиксированные в ГОС ВПО.

Кроме того, предметом особой важности стало выделение содержания деятельности выпускника, получившего образование по программе «Организационная психология в образовании» на основе ее целевых установок.

Цель магистерской программы «Организационная психология в образовании» заключается в обеспечении фундаментальной подготовки высоко -квалифицированных специалистов для системы образования, обладающих глубокими знаниями в области организационной психологии, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы с людьми и способных к самостоятельной научно-исследовательской и научнопедагогической деятельности.

Организационная психология в образовании как теоретическое, научное и практическое знание имеет важное значение для областей, связанных с исследованием и обеспечением учета, коррекции и проектирования психологических особенностей работы человека в рамках целостных организаций - образовательных учреждений, разного рода служб. Первостепенное внимание в организационной психологии уделяется психологическому обеспечению функционирования организационных структур и психологическим аспектам активности человека как служащего организации, таких как проектирование организационных взаимодействий, управление социальными процессами, оптимизация процессов принятия решения на организационном уровне и др. [3].

Специалисты, прошедшие подготовку по данной программе, могут работать в качестве консультантов администрации различных организаций и учреждений в системе образования при планировании организационных изменений, связанных с вопросами привлекательности труда в организа-

ции, анализа причин текучести кадров, планирования инновационных изменений в организации. Они могут проводить психологическую экспертизу нормативной документации, рабочих мест, условий труда, систем стимулирования и мотивации труда, систем распределения трудовых функций, а также работать психологами исследователями, преподавателями.

Организационная психология требует от специалиста очень разных компетенций. С одной стороны, человек должен быть психологом, то есть очень хорошо понимать других людей, уметь устанавливать контакт, говорить на языке собеседника. С другой стороны, хороший организационный психо -лог - профессионал в определенных предметных областях. Он знает, например, как проводить ассессмент-центр или тренинги, или как осуществить программу мотивации, или программу по внедрению инноваций, спрогнозировать организационные изменения и многое другое [7].

Выбор концептуальных оснований разработки компетентностной характеристики позволил перейти к главному: формулированию системы компетенций магистра педагогики как результатов его образования, которые должны давать представление о нем как о профессионале. Основным методом, который применялся разработчиками при формулировке и систематизации компетенций магистра педагогики, являлся метод модерации [5].

Таким образом, компетентностная характеристика магистра педагогики, специализирующегося в области организационной психологии в образовании, как система требований к результатам освоения выпускником основной образовательной программы ВПО, может быть представлена в следующих позициях:

1. Область профессиональной деятельности - образовательные и научные учреждения разного типа, в которых магистр педагогики (организационный психолог), обладающий соответствующими компетенциями, осуществляет психологическое обеспечение функционирования организационных структур, способен решать проблемы, возникающие в оргструктурах системы образования в связи с трудом людей.

Выпускники магистратуры по образовательной программе «Организационная психология в образовании» могут работать в высших учебных заведениях, учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, органах управления образованием, в научно-исследовательских институтах, любых учреждениях, в которых требуется профессиональное владение проблемами организационной психологии в качестве психо -логов, исследователей, преподавателей, консультантов.

2. Объекты профессиональной деятельности:

- организационное развитие учреждения (организации);

- поведение человека в организационной среде.

3. Виды и задачи профессиональной деятельности магистра педагогики (организационного психолога):

Выпускники магистерской специализированной программы «Организа-

ционная психология» по направлению 540600 Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей степени (квалификации):

- научно-исследовательской;

- преподавательской;

- коррекционно-развивающей;

- консультационной;

- культурно-просветительской;

- организационно-воспитательной;

- социально-педагогической.

Задачи научно-исследовательской деятельности магистра:

- планирование и проведение исследований в области психологии труда и организационной психологии;

- изучение возможностей и разработка технологий адекватного применения психологических знаний для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»;

- осуществлять поиск, создать, распространять, применять новшества и творчество в психологическом сопровождении организационного развития и поведения человека в организационной среде;

- исследование проблем влияния психологических факторов на организационную эффективность на индивидуальном (организация как совокупность взаимодействующих индивидов), групповом (влияние эффектов групповой психологии на поведение, совместную деятельность, структуру и взаимоотношения в подразделениях и организации в целом), организационном (влияние организационной среды на эффективность деятельности, особенности поведения и отношений отдельных работников, групп, коллективов) уровнях.

Задачи преподавательской деятельности магистра:

- организация и осуществление процесса обучения персонала управления в учреждении (организации) пониманию психологических эффектов и реакций сотрудников на всевозможные проявления организационной среды, оптимизации процессов принятия решения на организационном уровне, управлению социальными процессами в организации;

- организация и осуществление процесса обучения сотрудников учреждения (организации) организационным взаимодействиям на основе овладения психологией личности, социальной психологией, психологией труда, общей психологией, психологией развития.

Задачи коррекционно-развивающей деятельности магистра:

- диагностика, проектирование и коррекция психологических особенностей работы человека в рамках целостных организаций (отношение к труду, удовлетворенность трудом, мотивация и стимулирование труда, безопасность труда и т. п.);

- оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей и т. п.);

- аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

- психологическое сопровождение процессов адаптации и развития карьеры работников в учреждении (организации);

- психологическое проектирование организационного развития;

- диагностика, проектирование и коррекция психологических особенностей организационных взаимодействий (стиль руководства, межличностные отношения в коллективе и т. п.).

Задачи консультационной деятельности магистра:

- профессиональная ориентация и консультирование, психологическая помощь в профессиональном самоопределении;

- психологическая экспертиза нормативной документации, рабочих мест, условий труда, систем стимулирования и мотивации труда, систем распределения трудовых функций, привлекательности труда в организации, причин текучести кадров, планирования инновационных изменений и т. п.

- психологическое сопровождение (консультирование руководителей учреждений (организаций) реализации организационной власти как базового организационно-психологического процесса.

Задачи культурно-просветительской деятельности магистра:

- формирование и пропаганда групповых норм, морали, организационной культуры;

- пропаганда здорового образа жизни и взаимоотношений;

- пропаганда и распространение психологических знаний об организации, о человеке в организации, о психологии менеджмента;

- формирование общей культуры личности сотрудников.

Задачи организационно-воспитательной деятельности магистра:

- воспитание психологической культуры сотрудников;

- формирование организационной культуры;

- создание «команды»;

- изучение условий труда, организации рабочих мест;

- воспитание сотрудников организации на основе личностного подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей;

- проектирование и осуществление профессионального самообразования и самовоспитания.

Задачи социально-педагогической деятельности магистра:

- психологическое обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- профилактика и разрешение конфликтов;

- успешная социализации личности сотрудников учреждения (организации);

- профилактика благонадежности сотрудников учреждения (организации);

- обеспечение лояльности сотрудников к ценностям и миссии организации.

4. Компетенции выпускника - магистра педагогики (организационного психолога):

Выпускник должен обладать следующими компетенциями по данному направлению и профилю подготовки ВПО:

а) универсальными;

б) профессиональными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Универсальные компетенции:

Выпускник демонстрирует:

общенаучные компетенции (ОНК):

- владение знаниями основных философских категорий и концепций, направлений и теорий в философии и социологии науки (ОНК 1);

- владение базовыми знаниями в области гуманитарных, экономических и социальных наук, математических и естественных наук и др. (ОНК 2);

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОНК 3);

- способность применять знания на практике (ОНК 4);

- владение культурой мышления (ОНК 5);

- владение технологией научного исследования (ОНК 6);

инструментальные компетенции (ИК):

- менеджмент времени (ИК 1);

- способность к проектированию (ИК 2);

- способность решения проблем (ИК 3);

- инновационные способности (ИК 4);

- умение работать в команде (ИК 5);

- способность к когнитивной деятельности (ИК 6);

- ориентацию на клиента (ИК 7);

- базовые знания в области информатики и современных информационных технологий (ИК 8);

- владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, персоналий, кластеров проблем, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий) (ИК 9);

- навыки делового общения и этикета (ИК 10);

- навыки диалога, логического доказательства и убеждения (ИК 11);

- способность работать самостоятельно (ИК 12);

- способность устной презентации (ИК 13);

- способность к рефлексии (ИК 14);

- владение системой эвристических методов и приемов (ИК15);

социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК):

- владение базовыми знаниями в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности (СЛК 1);

- здоровый образ жизни (СЛК 2);

- понимание и соблюдение базовых ценностей культуры (СЛК 3);

- гражданственность (СЛК 4);

- гуманистическую ориентированность (СЛК 5);

- приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности (СЛК 6);

- правопослушность (правовая культура) (СЛК 7);

- креативное мышление (способность к творчеству) (СЛК 8);

- деятельность в иноязычной среде (СЛК 9);

- готовность к социально-культурному диалогу (СЛК 10);

- развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру (СЛК 11);

- толерантность (СЛК 12);

- способность к социальной адаптации (СЛК 13);

- умение работать самостоятельно в коллективе, руководить и подчиняться (СЛК 14);

- владение навыками культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт (СЛК 15);

- инициативу (СЛК 16).

Профессиональные компетенции:

Выпускник демонстрирует:

Общепрофессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности (ОПНИ):

- умение анализировать научную литературу по направлению исследования (ОПНИ 1);

- самостоятельность в составлении плана психолого-педагогического исследования (ОПНИ 2);

- способность анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ОПНИ 3);

- умение профессионально участвовать в научных дискуссиях (ОПНИ 4);

- представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ОПНИ 5);

- владение навыками методологической культуры (ОПНИ 6).

Профильно-специализированные компетенции в области научно-исследовательской деятельности (ПСНИ):

- владение знаниями необходимой совокупности методологических представлений и методических навыков в области психологии труда и организационной психологии (ПСНИ 1);

- готовность изучения возможностей и разработки технологий адекватного применения психологических знаний для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором» (ПСНИ 2);

- владение навыками поиска, создания, распространения, применения новшеств в психологическом сопровождении организационного развития и поведения человека в организационной среде (ПСНИ 3);

- умения исследовать проблемы влияния психологических факторов на организационную эффективность на индивидуальном (организация как совокупность взаимодействующих индивидов), групповом (влияние эффектов групповой психологии на поведение, совместную деятельность, структуру и взаимоотношения в подразделениях и организации в целом), организационном (влияние организационной среды на эффективность деятельности, особенности поведения и отношений отдельных работников, групп, коллективов) уровнях (ПСНИ 4).

Общепрофессиональные компетенции в области преподавательской деятельности (ОПП):

- готовность к проектированию, организации целостного образовательного процесса в образовательном учреждении (ОПП 1);

- способность решать профессионально-педагогические и личностные проблемы в условиях неопределенности (ОПП 2);

- готовность к инновационной деятельности в своей предметной области (ОПП 3);

- позитивное отношение к педагогической деятельности в целом и к объектам (субъектам) педагогической деятельности (ОПП 4);

- способность отбирать содержание учебного материала, разрабатывать варианты заданий для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы обучающихся (ОПП 5);

- способность выбирать и обосновывать технологии обучения, адекватные учебным целям, возрастным и индивидуальным особенностям субъектов обучения (ОПП 6);

- умения проводить мониторинг проблем и достижений субъектов образовательного процесса (ОПП 7);

- владение знаниями и соблюдение норм и правил педагогической этики (ОПП 8);

- способность и готовность к взаимодействию с субъектами обучения, умение организовывать их взаимодействие в процессе обучения (ОПП 9);

- способность критически анализировать профессиональный опыт коллег, психолого-педагогическую, методическую литературу и нормативную документацию (ОПП 10);

- готовность апробировать инновационные методы и технологии в своей профессиональной деятельности, анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в процесс обучения (ОПП 11).

Профильно-специализированные компетенции в области преподавательской деятельности (ПСП):

- готовность к организации и осуществлению процесса обучения персонала управления в учреждении (организации), пониманию психологических эффектов и реакций сотрудников на всевозможные проявления организационной среды, оптимизации процессов принятия решения на организационном уровне, управлению социальными процессами в организации (ПСП 1);

- готовность к организации и осуществлению процесса обучения сотрудников учреждения (организации) организационным взаимодействиям (ПСП 2);

- владение умением использовать активные методы обучения (тренинги, организационно-деятельностные, проблемно-деятельностные игры и проч.) (ПСП 3).

Общепрофессиональные компетенции в области в области коррекционно-развивающей деятельности (ОПКР):

- готовность осуществлять диагностику психолого-педагогических процессов и состояний, оценивать индивидуальный и коллективный опыт (ОПКР 1);

- владение диагностическим инструментарием изучения индивидуальных особенностей субъектов деятельности и отношений (ОПКР 2);

- владение умением поставки целей, обоснованного отбора содержания, выбора методик коррекционно-развивающей деятельности (ОПКР 3);

- владением умением диагностировать, проектировать и корректировать собственную профессиональную деятельность (ОПКР 4).

Профильно-специализированные компетенции в области коррекционноразвивающей деятельности (ПСКР):

- готовность осуществлять диагностику, проектирование и коррекцию психологических особенностей работы человека в рамках целостных организаций (отношение к труду, удовлетворенность трудом, мотивация и стимулирование труда, безопасность труда и т. п.) (ОПКР 1);

- владение навыками оценки персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей и т. п.) (ОПКР 2);

- готовность осуществлять аттестацию должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление про-фессиограмм, должностных инструкций) (ОПКР 3);

- готовность к психологическому сопровождению процессов адаптации и развития карьеры работников в учреждении (организации) (ОПКР 4);

- владение навыками психологического проектирования организационного развития;

- готовность осуществлять диагностику, проектирование и коррекцию психологических особенностей организационных взаимодействий (стиль руководства, межличностные отношения в коллективе и т. п.) (ОПКР5).

Общепрофессиональные компетенции в области консультационной деятельности (ОПК):

- знание ведущих направлений современного консалтинга и коучинга, умение их использовать в практической работе (ОПК 1);

- готовность разрабатывать и управлять проектами (ОПК 2);

- способность порождать новые идеи (ОПК 3);

- владение навыками искусного поведения (психологическое мастерство (ОПК 4);

- способность управлять группой коллег, партнеров, участников временных коллективов (ОПК 5);

- способность к интеграции, побуждению высказывать различные мнения и подходы; способность к стимулированию креативного поведения (ОПК 6);

- способность к осуществлению посреднической деятельности (ОПК 7);

- владения навыками осуществления экспертной оценки (ОПК 8).

Профильно-специализированные компетенции в области консультационной деятельности (ПСК):

- способность к анализу и психологической экспертной оценке социально-управленческих ситуаций, проектов, программ, систем стимулирования и мотивации труда, распределения трудовых функций и т. п. (ПСК 1);

- готовность осуществлять профессиональное консультирование и психологическую помощь в профессиональном самоопределении (ПСК 2);

- готовность осуществлять организационно-психологический консалтинг в реализации организационной власти, выбора стиля руководства, формирования климата организации и т. п. (ПСК 3);

- владение навыками организационно-психологического коучинга в вопросах развития профессиональной карьеры сотрудников (ПСК 4).

Общепрофессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности (ОПКП):

- готовность повышать свою профессиональную квалификации и общий культурный и профессиональный уровень (ОПКП 1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- здоровый образ жизни (ОКПК 2);

- способность работать в иной культурной среде (ОПКП3);

- владение знаниями и понимание профессиональных этических норм (ОПКП 4);

- владение знаниями особенностей российской и зарубежной культуры, особенностей взаимовлияния культур, форм современной культуры (ОПКП 5);

- способность к профессионально-культурным коммуникациям (ОПКП 6).

Профильно-специализированные компетенции в области культурно-просветительской деятельности (ПСКП):

- готовность к формированию и пропаганде групповых норм, морали, организационной культуры;

- владеет навыками пропаганды здорового образа жизни и взаимоотношений в организации;

- готовность к пропаганде и распространению психологических знаний об организации, о человеке в организации, о психологии менеджмента;

- способность устанавливать культурные коммуникации между сотруд -никами организации.

Общепрофессиональные компетенции в области организационно-воспитательной деятельности (ОПОВ):

- способность к организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности сотрудников (ОПОВ 1);

- владение знаниями о принципах организации управленческих процессов (ОПОВ 2);

- владение навыками научной организации труда (ОПОВ 3);

- способность работы в команде (ОПОВ 4);

- владение умением вести переговоры (ОПОВ 5);

- организаторские способности (ОПОВ 6);

- способность работать концентрированно и дисциплинированно (ОПОВ 7);

- готовность и способность к лидерству (ОПОВ 8).

Профильно-специализированные компетенции в области организационно-воспитательной деятельности (ПСОВ):

- владение знаниями основных управленческих функций и методов их реализации (ПСОВ 1);

- способность оперативно принимать решения, в т. ч. в кризисных ситуациях (ПСОВ 2);

- способность к выработке нестандартных решений (ПСОВ 3);

- способность к разработке проектов и владение методами их реализации (ПСОВ 4);

- готовность к воспитанию психологической культуры сотрудников (ПСОВ 5);

- готовность к формированию организационной культуры (ПСОВ 6);

- владение навыками создания «команды» (ПСОВ 7);

- владение навыками изучения условий труда, организации рабочих мест (ПСОВ 8);

- готовность к воспитанию сотрудников организации на основе личностного подхода (ПСОВ 9);

- готовность к формирование у них духовных, нравственных ценностей (ПСОВ 10);

- владение навыками проектирования и осуществления профессионального (само-) образования и (само-) воспитания (ПСОВ 11).

Общепрофессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности (ОПСП):

- способность к конструктивному поведению в конфликтах (ОПСП 1);

- владение навыками социального взаимодействия (социальная интерактивность) (ОПСП 2);

- готовность следовать социальным стандартам и этике (ОПСП 3).

Профильно-специализированные компетенции в области социально-педагогической деятельности (ПССП):

- владение знаниями и умениями по психологическому обеспечению благоприятного социально-психологического климата в коллективе (ПССП 1);

- способность к управлению конфликтами (ПССП 2);

- владение знаниями и умениями по организации процесса социализации личности сотрудников учреждения (организации) (ПССП 3);

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА БУДУЩЕГО...

- владение навыками осуществлять профилактику благонадежности сотрудников учреждения (организации) (ПССП 4);

- владение знаниями и умениями по обеспечению лояльности сотруд -ников к ценностям и миссии организации (ПССП 5).

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / Колл. авт. под ред. Я. И. Кузьми-нова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

3. Занковский, А. Н. Организационная психология: Учебное пособие. / А. Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Лазаренко, И. Р. Основы модерации: Учебное пособие / И. Р. Лазаренко. -Барнаул: Изд-во БГПУ. - 178 с.

6. Субетто, А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А. И. Субетто. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006 - 72 с.

7. Трофимова, Е. Организационная психология. Повышение конкурентоспособности бизнеса через развитие человеческих ресурсов / Е. Трофимова. - http:// www.activemind.ru

8. European Qualification Frameworks. http://www. esib. org.

9. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm.

10. Хайновская Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы её формирования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 99 - 106

УДК 376

Ю. Н. Егорова

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Социально-педагогическое образование предполагает овладение не только общими знаниями и умениями (коммуникативные, диагностические, организационно-деятельностные, интеракциональные, проектировочные), характеризующими специальность в целом, но и специальными знаниями и умениями, являющимися отличительной чертой специализации социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.