УДК 372 (072)
Н. П. Кетова
НОВАЯ ПАРАДИГМА ПОДГОТОВКИ МАРКЕТОЛОГОВ: МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Изложены походы к проектированию новых образовательных программ подготовки маркетологов, с приоритетом магистерских программ, учитывающих переход на двухуровневую систему высшего образования в России.
Approaches to formation of new educational programs for specialists in marketing include prior attention to master programs, especially taking into account transfer to two-level system of higher education in Russia.
19
Переход к двухуровневой системе высшего образования в России предполагает разработку и внедрение образовательных программ нового поколения, основанных на принципах опережающего методологически обоснованного и практически инновационного ориентированного образования, компетентностного подхода и кредитно-модульной системы.
Это в полной мере относится к развитию системы подготовки марке-тологов-бакалавров и магистров путем проектирования образовательных программ на основе планирования компетенций выпускников.
Южный федеральный университет с 2009/10 учебного года переходит на многоуровневую систему подготовки маркетологов, с приоритетом магистерских программ. Поэтому проблема реализации новой парадигмы такой подготовки для университета весьма актуальна, поскольку ее решение обеспечивает органичную интеграцию выпускников отделения «Маркетинг» в европейское научно-образовательное пространство и международное признание реализуемых в университете образовательных программ.
В настоящее время в Южном федеральном университете (ЮФУ) активизировался процесс проектирования образовательных программ, в частности, по маркетингу.
При проектировании новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров ориентиром является новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), кроме того, учитываются критерии общественно-профессиональной аккредитации программ для обеспечения их качества и международного признания.
Требования к компетенциям выпускников по программам менеджмента и одного из их блоков — маркетинга, а также другие критерии АИОР, разработанные для общественно-профессиональной аккредитации программ, являются удобным ориентиром для проектирования образовательных программ на основе компетентностного подхода (табл. 1).
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 19 — 24.
Таблица 1
Этапность разработки проектирования образовательной программы подготовки магистров по направлению «Маркетинг» на основе планирования компетенций
20
Этап Содержание
1. Подготовительный (подготовка исходных данных для проектирования программы, планирование ее качества) 1.1. Определение общих требований к компетенциям маркетологов: на основе стандартов; выпускников программы 1.2. Определение специфических требований стратегических партнеров — потенциальных работодателей к компетенциям выпускников образовательной программы 1.3. Определение профессиональных и личностных компетенций выпускников образовательной программы, которые вуз способен обеспечить собственными силами 1.4. Определение профессиональных и личностных компетенций выпускников образовательной программы, которые способен обеспечить стратегический партнер вуза (вуз, НИИ, компания и др.) 1.5. Формирование итогового набора компетенций вытускников образовательной программы, согласованного со стратегическими партнерами вуза — потенциальными соисполнителями и заказчиками
2 Основной (проектирование образовательной программы, оценка ее качества) 2.1. Определение целей образовательной программы и результатов обучения (знания, умения, компетенции) 2.2. Оценка кредитной стоимости (ЕСГС) результатов обучения по образовательной программе 2.3. Формирование матрицы: результаты обучения — дидактические единицы (модули) образовательной программы 2.4. Оценка кредитной стоимости (ЕСГС) и временного ресурса дидактических единиц (модулей) образовательной программы 2.5. Определение видов учебных занятий, их кредитная оценка (ECTS) и временной ресурс, определение необходимого организационно-методического обеспечения для достижения соответствующих результатов обучения 2.6. Выбор и разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения по образовательной программе 2.7. Определение элементов оценки, выбор методов и средств достижения результатов обучения, качества освоения образовательной программы в целом
В содержательном плане образовательная программа (ОП) подготовки магистров предусматривает изучение следующих учебных циклов:
М-1 — гуманитарный, социальный и экономический цикл;
М-2 — математический и естественный цикл;
М-3 — профессиональный цикл;
М-4 — практика и (или) научно-исследовательская работа;
М-5 — итоговая государственная аттестация.
В концепции образовательной программы, которая обосновывается на подготовительном этапе, представлена основная идея программы, объясняется необходимость ее создания, отражены особенности подготовки специалистов и уникальность их компетенций.
Исходными данными для проектирования программы являются, с одной стороны, мировые требования к компетенциям специалистов в
области маркетинга и требования к компетенциям вытускников на уровне международных стандартов, с другой — специальные требования потенциальных работодателей, которые ожидают трудоустройства вытускников и рассчитывают на их особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов профессиональной научноисследовательской, проектной, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Исходные данные для проектирования образовательной программы по маркетингу интегрируются в виде перечня профессиональных и личностных компетенций (табл. 2), которые в последующем дифференцируются для формирования целей образовательной программы и результатов обучения.
Таблица 2
Классификация компетенций выпускников ЮФУ по направлению подготовки «Маркетинг» с квалификацией (степенью) «Магистр»
Компе- тенция Направленность
1. Универсальные 1.1. Общенаучные (ОНК): ОНК-1 — способность с научных позиций оценивать рыночные процессы в контексте общественного развития; ОНК-2 — понимание математических и концептуальных моделей социально-экономического развития; ОНК-3 — объективная оценка процессов развития цивилизации; ОНК-4 — восприятие глобалистических тенденций развития человечества; ОНК-5 — приверженность к гуманитарным тенденциям и ценностям 1.2. Инструментальные (ИК): ИК-1 — корректное общение; ИК-2 — работа с компьютером на уровне профессионального пользователя; ИК-3 — анализ проблем маркетинга; ИК-4 — владение одним из иностранных языков (чтение, перевод, свободное общение); ИК-5 — работа с информацией, в том числе маркетинговой; ИК-6 — навык публичного выступления; ИК-7 — умение составления документов; ИК-8 — исследование процессов управления маркетингом и проблемных ситуаций 1.3. Социально-личностные и общекультурные: СЛК-1 — межкультурные отношения; СЛК-2 — управление эмоциями; СЛК-3 — самообразование и саморазвитие; СЛК-4 — методологическая культура; СЛК-5 — самоорганизация; СЛК-6 — предприимчивость; СЛК-7 — коммуникабельность; СЛК-8 — ответственность; СЛК-9 — гражданственность; СЛК-10 — креативность
22
Окончание табл. 2
Компе- тенция Направленность
2. Про- фес- сио- наль- ные 2.1. Общепрофессиональные (ОПК): ОПК-1 — практическое использование знаний в области маркетинга, теории потребительского поведения, маркетинговых коммуникаций, маркетинговых компетенций, управления, стратегического маркетинга, менеджмента; ОПК-2 — объективная оценка проблем развития компании в маркетинговой среде и определение эффективных вариантов их разрешения; ОПК-3 — способность организации исследования, обобщения его результатов; ОПК-4 — оценка потребителей, сегментирование рынка, правовые характеристики управления решений; ОПК-5 — разработка товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики компании; ОПК-6 — разработка и реализация маркетинговых инноваций; ОПК-7 — обоснование маркетинговой стратегии управления компанией 2.2. Специальные профессиональные: СПК-1 — исследовательский подход к маркетингу; СПК-2 — маркетинговый анализ; СПК-3 — управление маркетинговой деятельностью; СПК-4 — работа с маркетинговой информацией; СПК-5 — проведение деловых совещаний и переговоров; СПК-6 — консультирование; СПК-7 — формирование благоприятной деловой атмосферы деятельности маркетинговой службы компании; СПК-8 — принятие рациональных маркетинговых решений
Приведенные компетенции отражают системность подготовки современных магистров-маркетологов, необходимость их умения активно участвовать в руководстве компании, реализовыпвать на практике маркетинговые технологии управления, планировать маркетинговые мероприятия с учетом стратегии компании. Компетенции магистров по направлению подготовки «Маркетинг» предполагают умение магистров организовать маркетинговую деятельность, осуществлять эффективный контроль, обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучать поведение потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и обосновывать мероприятия по ее повыгшению.
При формулировании целей образовательной программы по маркетингу исходными являются следующие рекомендации: каждая цель соответствует одному или более запросу потребителей, она должна пониматься и разделяться той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять.
При разработке программы учитывается то, что не все цели будут обязательно достигнуты каждым из вытускников программы, однако
ориентиром является комплекс компетенций, сформулированных по полному кругу требований.
Четко сформулированные и опубликованные цели образовательной программы по маркетингу обеспечивают предоставление потребителям необходимой информации об областях профессиональной подготовки, профиле программы, видах профессиональной деятельности, к которой подготовлен выпускник.
Как показывает первый опыт проектирования образовательной программы по направлению «Маркетинг» на основе планирования компетенций, реализуемой при подготовке специалистов, такой подход повышает готовность «маркетинговых» студентов к поиску и получению новой информации, необходимой для решения инженерных задач в области интеграции знаний применительно к своей сфере деятельности, к активному участию в инновационной деятельности компаний, стремление реализовать сформировавшиеся компетенции на практике, работать в «команде».
Результаты обучения магистров по программе корреспондируются с ее целями. Определяются не более 12 — 15 основных результатов обучения, при этом используются исходные данные, полученные в конце подготовительного этапа проектирования программы.
При формулировании результаты обучения по образовательной программе задаются в терминах знаний, умений и компетенций, приобретаемых всеми выпускниками программы. Каждый результат обучения сформулирован таким образом, чтобы магистрант смог продемонстрировать его достижение по окончании программы.
В совокупности результаты обучения по отдельным модулям (дисциплинам) программы должны приводить к достижению результатов обучения по образовательной программе в целом.
Результаты обучения по образовательной программе оцениваются в условных единицах — кредитах. Современная кредитная система БСТБ является ресурсно-ориентированной. Один кредит представляет собой оценку учебной нагрузки магистранта, которая позволяет ему освоить некоторую часть программы. Исходный норматив в системе БСТБ — количественная оценка части образовательной программы, соответствующей одному году обучения — 60 кредитов (30 кредитов за семестр).
Представляется, что в модифицированной кредитной системе БСТБ уже в скором времени будут введены уровни кредитов, и она будет ориентирована не на измерение временных ресурсов для достижения результатов обучения, а на оценку самих результатов обучения.
Использование БСТБ при проектировании образовательной программы подготовки магистров показывает, что уровень кредита — это важная дополнительная характеристика результатов обучения, указывающая на сложность и глубину приобретенных знаний и умений, степень самостоятельности и ответственности их применения.
Таким образом, изучение возможностей подготовки магистров по направлению «Маркетинг» в формате компетентного подхода позволяет сделать ряд выводов.
23
24
1. Стратегическая ориентация процесса подготовки маркетологов с квалификацией (степенью) «магистр» на формирование компетенций отражает общеевропейскую тенденцию перехода на многоуровневую систему вузовского образования. В ЮФУ такой переход реализуется в рамках проектирования образовательной программы подготовки магистров по направлению «Маркетинг» на основе планирования компетенций и введения этих программ для организации учебного процесса в 2009/10 году.
2. Образовательная программа подготовки маркетологов-магистров включает две группы компетенций: универсальные и профессиональные. Первая группа содержит три блока компетенций — общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные. Вторая группа представлена профессиональными компетенциями, конкретизированными в общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенциях.
3. Введение специально спроектированной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Маркетинг», сочетающейся с кредитно-модульной системой обучения, позволит не только сформировать общенаучные, исследовательские и инструментальные компетенции у выпускников, но и создать условия для подготовки высококлассных специалистов в сфере маркетинга, способных применять продвинутые маркетинговые технологии при поддержании и стимулировании продаж в рамках бизнес-ориентации, давать точные оценки маркетинговой среды компании с использованием современных методик, активно продвигать гибкие системы ценообразования, формировать положительный имидж фирмы; а также обладающих знаниями и навыками для работы с иностранными партнерами.
Об авторе
Н. П. Кетова — д-р экон. наук, проф., ЮФУ.