Научная статья на тему 'Инновационное экономическое образование. Проектирование кластера компетенций'

Инновационное экономическое образование. Проектирование кластера компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATIVE ECONOMIC EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / EDUCATIONAL STANDARDS OF THE LEADING INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носков Михаил Валерианович, Аширбагина Наталья Леонидовна, Бурмистрова Наталия Александровна, Кормильцева Елена Александровна

Обсуждается проблема организации инновационного экономического многоуровневого образования, направленного на устранение разрыва между требованиями работодателей и предоставляемыми образовательными услугами. Обоснована необходимость конкретизации результата образования на этапе целеполагания в виде кластера компетенций с учетом требований регионального работодателя в условиях государственно-частного партнерства. Представлен опыт Финансового университета при Правительстве РФ в разработке образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», определяющего возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовым коэффициентом» важности отдельных компетенций и системном единстве уровней высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носков Михаил Валерианович, Аширбагина Наталья Леонидовна, Бурмистрова Наталия Александровна, Кормильцева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ECONOMIC EDUCATION. DESIGNING OF COMPETENCES CLUSTER

The article discusses the problem of organization of the innovative economic multilevel education directed on the elimination of the breaking off between requirements of the employers and provided educational services. The requirement of the specification of the result of the education at the stage of establishing the purpose in the form of competences cluster taking into account the requirements of the regional employer in the conditions of public-private partnership is proved. The article presents the experience of Financial University under the Government of the Russian Federation in development of the Educational standard of the higher education in the Economy direction defining possibility of design of educational process according to «weight coefficient» of the importance of separate competences and system unity of levels of the higher education.

Текст научной работы на тему «Инновационное экономическое образование. Проектирование кластера компетенций»

администрации школ при работе по оказанию адресной помощи педагогам в доведении их квалификации до уровня требований профессионального стандарта педагога, и в октябре 2015 г ее прошли во всех 72 образовательных организациях Кемерова и 26 образовательных организациях Белова.

Опираясь на результаты диагностики и выданные рекомендации, в образовательной организации можно разработать программы повышения уровня готовности учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации или индивидуальные образовательные маршруты. Повторная диагностика после реализации индивидуального образовательного маршрута учителя позволит отследить динамику изменения показателей.

Таким образом, диагностика готовности учителей к педагогической деятельности в условиях стандартизации позволяет не только отслеживать ситуацию изменения ее показателей, но и служит средством управления, так как позволяет своевременно реагировать на динамику изменений, обновлять содержание и формы методической работы, совершенствуя развивающую образовательную

среду, повышая готовность учителей к работе в современных условиях.

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241 п-П8 . - Режим доступа: http:// www.mpgu.edu/bitnix/admin/text0000000001.pdf

2. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования. — Кемерово, 2005. — С. 64.

3. Могилев А. В. Появился ли учитель нового поколения при реализации ФГОС педобразования? // Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 38.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.12.2009 № 788 (с изм. от 31.05.2011). — URL: httpZ/минобрнауки.рф/ документы/1909.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. — URL: http://www.ng.nu/2013/12/18/ pedagog-dok.html.

6. Ямбург Е. А. Ищу учителя, или Как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 103.

УДК/UDC 378.4 М. В. Носков, Н. Л. Аширбагина,

Н. А. Бурмистрова, Е. А. Кормильцева

M. Noskov, N. Ashirbagina, N. Burmistrova, E. Kormiltseva

инновационное экономическое образование.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНцИЙ

INNOVATIVE ECONOMIC EDUCATION. DESIGNING OF COMPETENCES CLUSTER

Обсуждается проблема организации инновационного экономического многоуровневого образования, направленного на устранение разрыва между требованиями работодателей и предоставляемыми образовательными услугами. Обоснована необходимость конкретизации результата образования на этапе целепо-лагания в виде кластера компетенций с учетом требований регионального работодателя в условиях государственно-частного партнерства. Представлен опыт Финансового университета

при Правительстве РФ в разработке образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», определяющего возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовым коэффициентом» важности отдельных компетенций и системном единстве уровней высшего образования.

The article discusses the problem of organization of the innovative economic multilevel education directed on the elimination

of the breaking off between requirements of the employers and provided educational services. The requirement of the specification of the result of the education at the stage of establishing the purpose in the form of competences cluster taking into account the requirements of the regional employer in the conditions of public-private partnership is proved. The article presents the experience of Financial University under the Government of the Russian Federation in development of the Educational standard of the higher education in the Economy direction defining possibility of design of educational process according to «weight coefficient» of the importance of separate competences and system unity of levels of the higher education.

Ключевые слова: инновационное экономическое образование, компетентност-ный подход, образовательные стандарты ведущих вузов, государственно-частное партнерство.

Keywords: innovative economic education, competence-based approach, educational standards of the leading institutions of higher education, public-private partnership.

Государственная стратегия развития образования, направленная на повышение конкурентоспособности нашей страны на рынке образовательных услуг, диктует актуальность разработки и внедрения инновационных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации с ориентацией на потребности реального сектора экономики регионов. Такая стратегия определяет необходимость расширения академических свобод вузов в формировании структуры и содержания образования, а также участия работодателей в целевой подготовке кадров на всех этапах образовательного процесса. Модель взаимодействия участников образовательного процесса традиционно включает целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный этапы. В статье представлен опыт конкретизации результатов образования на этапе целеполагания в виде кластера компетенций с учетом требований регионального работодателя, определяющего возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовыми коэффициентами» важности отдельных компетенций и системном единстве уровней бакалавриата и магистратуры на примере направления «Экономика».

Образовательный стандарт высшего образования ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика»

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» подготовка кадров по направлению «Экономика» осуществляется в рамках реализации программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр», магистратуры с присвоением квалификации «магистр», а также подготовки кадров высшей квалификации с присвоением квалификации «исследователь. Преподаватель-исследователь».

Проанализируем требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, представленные в о

бразовательном стандарте высшего образования ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика», утвержденном приказом Фи-нуниверситета от 08.09.2014 № 1588/о [3]. Заметим, что Финуниверситет включен в перечень ведущих вузов, которые согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, п. 10) «... имеют право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» [2].

В соответствии с образовательным стандартом Финуниверситета выделены следующие виды деятельности, определяющие профессиональные задачи академического бакалавра по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»: экономическая деятельность, носящая расчетно-аналитический и прикладной исследовательский характер. В перечне видов профессиональной деятельности магистра по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» в соответствии с уровнем подготовки определена экономическая деятельность, носящая научно-исследовательский, проектно-экспертный и организационно-управленческий характер.

В соответствии с видами деятельности и профессиональными задачами академического бакалавра и магистра направления

«Экономика» конкретизируем роль образовательных компетенций как заранее заданных результатов образования.

ВФГОС 3+ принята интегрированная классификация образовательных компетенций, инвариантная для рассматриваемых нами уровней подготовки высшего образования, которая включает следующие группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [2]. В свою очередь Образовательный стандарт Финуниверситета содержит универсаль-

ные компетенции, профессиональные компетенции направления, профессиональные компетенции профиля (направленности) программ бакалавриата и магистратуры (табл. 1). Профессиональные компетенции профиля (направленности) представлены в контексте формирования вариативной части образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика» в Омском филиале Финуниверситета с ориентацией на потребности регионального сектора экономики региона.

Таблица 1

Коды компетенций Универсальные компетенции

Общенаучные компетенции (ОНК)

ОНК-1 Способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности Способность использовать общенаучные знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности Бакалавр Магистр

ОНК-2 Владение культурой мышления, способность к анализу и мировоззренческой оценке происходящих закономерностей Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Бакалавр Магистр

Инструментальные компетенции (ИК)

ИК-1 Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникации Владение навыкам публичной (официально-деловой и научной) речи Бакалавр Магистр

ИК-2 Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения Владение навыками использования программных средств и баз данных, умение работать в глобальной компьютерной сети Бакалавр Магистр

ИК-3 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и обработки информации Владение современной системой источников и поиска информации Бакалавр Магистр

ИК-4 Способность оформлять аналитические и информационные материалы по результатам выполненной работы Способность оформлять результаты исследования в форме аналитических записок, докладов и научных статей Бакалавр Магистр

ИК-5 Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность применять методы прикладных научных исследований Бакалавр Магистр

ИК-6 Способность применять знания иностранного языка на уровне, достаточном для межличностного общения и учебной деятельности Способность владеть иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную и исследовательскую деятельность Бакалавр Магистр

ИК-7 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности Способность применять профессиональные правовые знания Бакалавр Магистр

ИК-8 Владение и применение методов физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Бакалавр

ИК-9 Владение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Бакалавр

Требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры

по направлению «Экономика»

Продолжение таблицы 1

Социально-личностные компетенции (СЛК)

СЛК-1 Способность и готовность к продолжению образования и самообразованию Способность к саморазвитию, личностному росту, проявлению лидерских качеств Бакалавр Магистр

СЛК-2 Готовность к индивидуальной и командной работе, соблюдению этических норм в межличностном профессиональном общении Владение навыками организации межличностных отношений Бакалавр Магистр

СЛК-3 Способность предлагать и обосновывать варианты управленческих решений Готовность принимать организационно-управленческие решения и нести ответственность Бакалавр Магистр

Системные компетенции (СК)

СК-1 Способность применять полученные знания на практике Способность проводить научные исследования, оценивать результаты Бакалавр Магистр

СК-2 Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию Способность к самостоятельному изучению новых методик и методов исследования, изменению научного и производственного профиля деятельности Бакалавр Магистр

СК-3 Способность к постановке целей и задач исследований, выбору оптимальных путей и методов их достижения Способность к творчеству, выдвижению самостоятельных гипотез Бакалавр Магистр

Профессиональные компетенции направления (ПКН)

ПКН-1 Владение основными научными понятиями и категориальным аппаратом современной экономики и их применение Способность к выявлению проблем и тенденций в современной экономике при решении профессиональных задач Бакалавр Магистр

ПКН-2 Способность на основе существующих методик, нормативно-правовой базы и новых решений разрабатывать и рассчитывать финансово-экономические показатели на микро-, мезо- и макроуровнях Способность осуществлять постановку проектно-исследовательских задач, разработку инновационных проектов, выбор методов и технологий для их реализации, создавать методические и нормативные документы Бакалавр Магистр

ПКН-3 Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты Способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов при постановке и решении экономических задач Бакалавр Магистр

ПКН-4 Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности Бакалавр Магистр

ПКН-5 Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений Способность управлять бизнес-процессами, финансовыми потоками и финансовыми рисками на основе интеграции знаний из смежных областей Бакалавр Магистр

ПКН-6 Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях Способность анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, предлагать стратегические подходы экономического развития на микро-, мезо- и макроуровнях Бакалавр Магистр

ПКН-7 Способность применять знания для просветительской деятельности в области основ экономических знаний Способность применять знания для просветительской деятельности в области финансовой грамотности населения Бакалавр Магистр

Продолжение таблицы1

Профессиональные компетенции профиля (направленности) (ПКП) программ бакалавриата и магистратуры, дополнительные компетенции магистерской программы (ДКМП)

Профиль (магистерская программа) Бухгалтерский учет, анализ и аудит (Учет, анализ и аудит)

ПКП-1 Обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь пользоваться российскими и международными нормативными документами и владеть знаниями ведения бухгалтерского, финансового учета, управленческого учета и формирования финансовой отчетности, анализа финансово-экономической деятельности экономических субъектов и проведения контрольных процедур Владеть знаниями в области международных, национальных и российских стандартов организации и осуществления учетно-аналитических и контрольных процессов, уметь определять предпочтительные области их применения Бакалавр Магистр

ПКП-2 Иметь навыки организации и ведения бухгалтерского, финансового и управленческого учета любых участков деятельности экономических субъектов Обладать навыками осуществления функций руководителей в учетно-аналитической и контрольной сферах деятельности экономических субъектов Бакалавр Магистр

ПКП-3 Иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов Знать основные тенденции развития учета, анализа и аудита, уметь проводить научные исследования в данной сфере Бакалавр Магистр

ПКП-4 Иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм Уметь обосновать рациональность и результативность сложившихся методов обоснования управленческих решений в конкретных условиях функционирования экономического объекта, своевременно определить необходимость их адаптации к меняющимся условиям и выбрать методы, мотивирующие необходимые изменения Бакалавр Магистр

ПКП-5 Знать возможности и уметь эффективно работать в среде специальных программных продуктов, применяемых для выполнения бухгалтерско-аналитических и контрольных функций в экономическом субъекте Бакалавр

Профиль Государственные и муниципальные финансы

ПКП-1 Способность собирать и обобщать данные, необходимые для характеристики основных направлений бюджетно-налоговой и долговой политики Бакалавр

ПКП-2 Способность выбирать и использовать оптимальные методы и методики расчета финансовых показателей Бакалавр

ПКП-3 Способность оценивать показатели проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, использовать результаты оценки в ходе разработки предложений по развитию государственных и муниципальных финансов Бакалавр

Профиль Финансы и кредит

ПКП-1 Способность выполнять профессиональные обязанности по осуществлению текущей деятельности финансово-кредитных институтов, разрабатывать современные финансовые и кредитные услуги и продукты, реализовывать их на российском и международном финансовых рынках Бакалавр

ПКП-2 Способность готовить информационно-аналитическое обеспечение для разработки прогнозов, стратегий и планов деятельности финансово-кредитных институтов; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения Бакалавр

ПКП-3 Способности готовить мотивированные обоснования принятия управленческих решений по кругу операций, выполняемых финансово-кредитными институтами Бакалавр

Окончание таблицы 1

ПКП-4 Способность рассчитывать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для выявления тенденций в функционировании и развитии финансового сектора и хозяйствующих субъектов Бакалавр

ПКП-5 Способности анализировать и оценивать риски денежно-кредитной и финансовой сферы, разрабатывать и осуществлять мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования финансовых инструментов для минимизации финансовых потерь как на макроуровне, так и в деятельности финансово-кредитных институтов Бакалавр

ПКП-6 Способность использовать зарубежный опыт в целях совершенствования финансово-кредитного механизма в Российской Федерации и обеспечения финансовой стабильности национальной экономики Бакалавр

ПКП-7 Способности осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по повышению эффективности деятельности финансово-кредитных институтов, а также государственных органов в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений Бакалавр

Магистерская программа Оценка бизнеса и корпоративные финансы

ПКП-1 Способность осуществлять анализ и обработку финансовой информации, необходимой для разработки обоснованных стоимостно-ориентированных финансовых прогнозов и планов стратегического, текущего и оперативного развития коммерческих и некоммерческих организаций, анализировать и контролировать ход их выполнения Магистр

ПКП-2 Способность осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по повышению эффективности и стоимости активов коммерческих и некоммерческих организаций, инвестиционных проектов, формировать оптимальную структуру капитала, обеспечивать ее оперативную корректировку и минимизацию затрат на привлечение капитала Магистр

ПКП-3 Способность осуществлять планирование и реализацию мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности и повышению стоимости коммерческих и некоммерческих организаций Магистр

ДКМП-1 Способность работать в команде Магистр

ДКМП-2 Знание корпоративного законодательства и способности применять соответствующие нормы на практике Магистр

ДКМП-3 Способность самостоятельно овладевать новыми знаниями, в том числе касающимися использования современных моделей и соответствующих информационных технологий для решения аналитических и исследовательских задач, связанных с оценкой бизнеса Магистр

ДКМП-4 Способность свободно владеть профессиональным категориально-понятийным аппаратом корпоративных финансов Магистр

ДКМП-5 Знание основных теоретических положений и ключевых концепций, направлений развития научно-практической мысли специалистов в области оценки бизнеса и корпоративных финансов Магистр

ДКМП-6 Способность систематизировать и обобщать информацию по вопросам корпоративных финансов и оценивать эффективность инвестиций и финансовых решений на основе действующей нормативно-правовой базы, типовых методик и моделей, современных компьютерных программ Магистр

ДКМП-7 Способность соблюдать принципы корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса в организации эффективной деятельности компаний и защите прав собственников Магистр

ДКМП-8 Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии Магистр

Экспертиза компетенций при разработке Образовательного стандарта осуществлялась представителями академического сообщества: профессорско-преподавательским составом, студентами, выпускниками, представителями высших учебных заведений учеб-

но-методического объединения (УМО) по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, а также работодателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с действующим законодательством структура образовательных программ бакалавриата и магистратуры вклю-

чает наряду с обязательной (базовой) частью и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). В Омском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с целью проектирования вариативной части образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика» с учетом реализуемых профилей (магистерских программ) было проведено социологическое исследование требований региональных работодателей.

Проектирование кластера компетенций бакалавров и магистров направления «Экономика» с учетом требований регионального работодателя. Опыт социологического анализа Государственно-частное партнерство сегодня активно развивается во многих сферах экономики. Одной из приоритетных сфер применения механизмов государственно-частного партнерства в России является социальная инфраструктура, и прежде всего образование [1].

В Омском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации осуществляется договорная форма социального партнерства, представленная широким спектром соглашений с региональными работодателями — государственными учреждениями, коммерческими и общественными организациями, в числе которых Министерство финансов Омской области, Управление Федерального казначейства по Омской области, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, ОАО «Сибирские приборы и системы», ООО «СибСтройИнвест», Омская региональная общественная организация Вольного экономического общества России, НКО «Фонд энергосбережения Омской области» и др.

В организациях-партнерах Омского филиала Финуниверситета было проведено социологическое исследование. Цель исследования — выяснить «весовой коэффициент» важности отдельных компетенций. Участникам исследования было предложено оценить каждую компетенцию как обязательную, желательную или лишнюю. В исследовании приняли участие руководители экономических служб, главные бухгалтеры, экономисты 13 государственных учреждений, 8 коммерческих и 2 общественные организации. Респонденты подошли к делу не формально, не только выставив оценку, но и комментируя ее.

Результаты анализа анкет свидетельствуют о том, что мнение работодателей по поводу компетенций, включенных в образовательный стандарт Финуниверситета, совпадает и имеет позитивную окраску. Неоднозначность оценок проявилась в оценке компетенций, связанных с владением методами физической культуры, методами защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф и иностранным языком. Компетенции ИК-8 и ИК-9 были оценены как лишние в более чем 50 % анкет, что свидетельствует, на наш взгляд, о сохраняющейся в нашем обществе недооценке важности физической культуры. Хотя в одной из анкет было отмечено, что потребность и умение поддерживать физическую форму и правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, безусловно, важны, но они представляют интерес не столько для работодателя, сколько для самого выпускника университета.

Признавая желательность владения выпускником иностранным языком как на уровне, достаточном для межличностного общения, так и на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность (ИК-6), некоторые респонденты в своих комментариях указывали на невостребованность этой компетенции в провинции.

Удивление вызвал факт отрицательной оценки компетенции ПКН-7 в 30 % анкет. Треть респондентов считает, что способность вести просветительскую деятельность в области экономических знаний и финансовой грамотности населения является лишней для выпускника экономического вуза. Возможно, это объясняется тем, что отвечавшие на вопросы анкеты считают работу экономистов не «публичной», а в большей степени «кабинетной».

В целом результаты анализа анкет демонстрируют тот факт, что работодатели признают обязательность или как минимум желательность практически всех компетенций, включенных в образовательный стандарт Финуниверси-тета по направлению подготовки «Экономика».

Обращаясь к более детальному анализу особенностей формирования вариативной части образовательных программ бакалавриата и магистратуры в зависимости от перечня востребованных работодателями компетенций, выберем реализуемые в Омском филиале Фин-университета профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и магистерскую программу «Учет, анализ и аудит». На примере блока дисциплин предметной области «Математика» детализируем указанные особенности (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные компетенции, формируемые средствами дисциплин предметной области «Математика»

Уровень образования Дисциплина Коды компетенций

Базовая часть образовательной программы

Бакалавриат Высшая математика ИК-4, ИК-5, ПКН-3

Основы финансовых вычислений ИК-5, ПКН-3, ПКН-6

Методы оптимальных решений ИК-5, ПКН-3, ПКН-6

Теория вероятностей и математическая статистика ИК-5, ОНК-1, ПКН-3, ПКН-4, СК-1

Эконометрика ИК-2, ИК-5, ПКН-3, СК-1, СК-2

Вариативная часть образовательной программы

Бакалавриат Элементы линейной алгебры и балансовые модели в экономике ОНК-2, ИК-2, ИК-5

Элементы дискретной математики ИК-2, ИК-5, СЛК-3

Магистратура Математические основы финансовых решений ПКН-3, ПКН-4, ПКН-5, СК-1

Эконометрические исследования в экономике ИК-2, ИК-4, ПКН-2, СК-1

Результаты анализа анкет работодателей демонстрируют высокий «весовой коэффициент» образовательных компетенций, формируемых базовыми дисциплинами предметной области «Математика». Из них в качестве наиболее востребованных, по мнению работодателей, можно выделить компетенции ИК-2, ИК-5. С другой стороны, прослеживается необходимость формирования компетенций ОНК-2, СЛК-3 на уровне бакалавриата, а также компетенций ИК-2, ИК-4, СК-1, ПКН-2, ПКН-3, ПКН-4, ПКН-5 — в рамках реализации магистерской программы.

Полученные результаты социологического исследования оказали существенное влияние на формирование вариативной части образовательных программ и наряду с другими критериями определили необходимость включения следующих дисциплин предметной области «Математика»:

• «Элементы линейной алгебры и балансовые модели в экономике. Элементы дискретной математики» (уровень бакалавриата);

• «Математические основы финансовых решений. Эконометрические исследования в экономике» (уровень магистратуры).

Целесообразность разработки вариативной части образовательных программ определяется, на наш взгляд, достаточно объектив-

ной возможностью формировать очерченный круг компетенций выпускников, демонстрирующих владение культурой мышления, способность к анализу и мировоззренческой оценке происходящих закономерностей, способность применять методики расчетов и основные методы прикладных исследований по завершении подготовки на уровне бакалавриата. В рамках магистерской программы подготовки проектируемый кластер компетенций определяет способность осуществлять постановку проектно-исследовательских задач, разработку инновационных проектов, выбор методов и технологий для их реализации, а также способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов, оценки эффективности экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности.

Вышесказанное определяет качество подготовки выпускников направления «Экономика» в контексте реализации многоуровневого высшего образования с учетом потребностей инновационной региональной экономики.

Развитие профессионального образования сегодня должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсами такого сотрудничества являются

единые стандарты образования, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам рынка труда, — с другой стороны. При развитии такого партнерства государство получает развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес может влиять на качество подготовки выпускников, а учебные заведения реализуют инновационные образовательные программы.

Представленный в статье опыт проектирования кластера образовательных компетенций, отраженных в стандартах высшего образования в качестве параметров образовательной и профессиональной подготовки, конкретизирует требования к компетентностной сфере выпускников, в том числе к содержательному наполнению компонентов профессиональной

компетентности будущих бакалавров и магистров направления «Экономика». Это, в свою очередь, определяет возможность разработки образовательных программ в части детализации базовых и вариативных дисциплин с учетом требований современного рынка труда.

1. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. — 2013. — № 12. — С. 137-139.

2. Чучалин А. И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России. — 2015. — № 4. — С. 14-25.

3. Образовательный стандарт высшего образования ФГО-БУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. fa.nu/dep/metod/doc/Pages/default.aspx.

УДК/UDC 378 Н. В. Ефремова, Е. С. Штанько, П. И. Ефремова

N. Efremova, E. Shtanko, P. Efremova

подготовка специалиста СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

SPECIALIST OF CULTURAL FIELD TRAINING IN MODERN CONDITIONS

В современной России активно осуществляются преобразования в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере культуры. Появились новые объекты культуры, которые определили востребованность специалистов с высоким духовно-нравственным и личностным потенциалом, обладающих художественно-творческими способностями, предприимчивостью, инициативностью, инновационным и креативным мышлением, способных ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации, владеющих продю-серскими, промоутерскими, маркетинговыми видами деятельности, как и различными способами организаторской, управленческой деятельности.

Задачи, возникающие перед вузами, требуют формирования у будущих специалистов новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, способности реализовать профессиональную деятельность, адекватную времени.

Традиционная система высшего образования в области культуры не в полной мере со-

ответствует этим требованиям и, акцентируя внимание на культуроохранных, культуротвор-ческих, социопедагогических функциях будущего специалиста, не уделяет должного внимания его субъектной организационно-управленческой функции. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, подходов, содержания, технологии образовательного процесса является актуальной проблемой, что предопределяет необходимость внедрения инноваций в структуру профессиональной парадигмы.

In modern Russia, the transformations actively carry out in various spheres of society, including the sphere of culture. There are new objects of culture which defined the demand of professionals with artistic and creative abilities, enterprising, initiative, innovative and creative thinking, who can navigate in the current socioeconomic situation, possessing the producing, promotion, marketing activities, different ways of cultural, organizational, management activities, with high moral and personal potential.

The tasks, which appear in front of the higher education organizations, require the formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.