Вахрамеева М.В.
к.э.н., доцент Финансового университета
Чинаева Т.И.
к.э.н., доцент Финансового университета
Шпаковская Е.П.
к.э. н., доцент Финансового университета
МЕСТО СТАТИСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»1
Ключевые слова: образовательный стандарт, уровни подготовки, компетенции, подготовка кадров, объекты профессиональной деятельности, образовательная программа.
Keywords: educational standards, training levels, competencies, training, objects of professional activity, educational program.
В российской статистике за последние четверть века произошли существенные изменения, обусловленные в первую очередь проводимыми реформами по следующим основным направлениям:
1) усовершенствование процесса сбора, систематизации и обработки статистической информации;
2) пересмотр и концептуальное изменение расчета статистических показателей в соответствии с действующими международными стандартами и требованиями времени;
3) расширение возможностей представления статистических данных всем заинтересованным пользователям в необходимом объеме и детализации.
Коренные преобразования в статистике были вызваны сменой политического устройства страны, переходом от жесткой командно-административной системы управления к рыночным экономическим отношениям. Государственная статистика в СССР представляла собой мощную структуру, обладающую в достаточном объеме методологическим и кадровым потенциалом, финансовыми и материальными ресурсами. Однако решить задачи по информационному обеспечению общества необходимой статистической информацией в соответствии с новыми политическими и экономическими реалиями статистическая служба уже не могла.
В процессе реализации программы реформирования статистики за прошедшие годы была проведена большая работа, направленная на формирование официальной статистической информации о социальном и экономическом положении страны по различным аспектам в соответствии с новыми условиями функционирования экономики и российской статистической службы. Вместе с тем, глобализация информационного пространства ставит перед международным статистическим сообществом новые задачи, которые актуальны и для нашей страны, как части этого сообщества. В первую очередь следует отметить увеличение спроса на статистическую информацию со стороны различных категорий заинтересованных пользователей. Круг потребителей информационных услуг в сфере статистики существенно расширился, а также изменился их состав, возрос уровень требований к предоставляемым статистическими органами данным. Интерес к базам статистических данных проявляют не только государственные структуры, но и представители частного бизнеса, научное сообщество, учащиеся и отдельные категории населения.
В настоящее время для принятия текущих и стратегических управленческих решений, выполнения определенных аналитических процедур, выявления сложившихся закономерностей в развитии экономики необходима статистическая информация совершенно другого качества. Она должна быть оперативной, достоверной, актуальной и представленной в доступном для пользователей формате.
Однако следует принять во внимание, что сегодня отчетная нагрузка на хозяйствующие субъекты различных форм собственности достаточно большая, особенно нуждаются в снижении такой нагрузки респонденты, относящиеся к малому бизнесу. В связи с этим для удовлетворения потребности в информации необходимо искать дополнительные надежные источники информации, гармонизировать систему показателей финансовой и статистической отчетности, шире использовать различные виды статистического наблюдения.
Другой существенной задачей является адекватность данных официальной статистики о реальном состоянии и уровне развития экономики, где постоянно возникают новые явления и процессы, формируются определенные тенденции, которые требуют статистического изучения и оценки.
Изменения в мире влекут за собой иную расстановку акцентов в системе статистических показателей. Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц в рамках подготовки доклада Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса высказал мнение, что особое внимание следует уделить социально ориентированным
1 Статья написана в рамках реализации общеуниверситетской комплексной темы «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений».
статистическим показателям для характеристики удовлетворенности населения своей жизнью, уровня общественного прогресса, эффективности управления по различным аспектам1.
Следует заметить, что для осуществления мониторинга состояния и развития мировой экономики, демографических процессов и ряда других ключевых позиций приоритет будет отдан национальным статистическим данным, что существенно повышает статус статистических органов в деле создания и поддержания на должном уровне информационной базы, а также статистики в целом как науки.
Сложившаяся конъюнктура в сфере получения и использования статистической информации предъявляет требования не только к статистическим органам, но и к потребителям статистической информации: первые должны обеспечить сбор и представление данных в соответствии с международными стандартами, а вторые — иметь достаточный уровень знаний и практических навыков ее применения для решения широкого спектра вопросов. В этой связи в настоящее время актуальной задачей является подготовка образовательными учреждениями классных специалистов, которые смогут использовать статистическую информацию должным образом для получения максимального эффекта в своей практической деятельности.
На европейском пространстве в 1999 г. 29 европейских стран была подписана Болонская декларация, к которой в 2003 г. присоединилась Россия.
Основными задачами, намеченными Болонской декларацией, являются:
• введение двухуровневого обучения;
• введение кредитной системы (введение системы зачетных баллов);
• контроль качества образования;
• расширение мобильности специалистов на европейском рынке труда;
• обеспечение трудоустройства выпускников;
• обеспечение привлекательности европейской системы образования2.
Последовавшая реформа высшего образования во многом и была определена присоединением России к Болон-скому процессу, что само по себе является важным событием и может быть охарактеризовано с положительной стороны. В образовательных системах стран-участниц Болонского процесса есть много интересного и поучительного для нас с точки зрения организации учебного процесса, распределения учебной нагрузки, оценки приобретенных учащимися знаний и умений, определения трудоемкости освоения образовательных программ и т.д. Вместе с тем, нам не следует пренебрегать собственным опытом и забывать свои достижения в сфере образования. По нашему мнению, следует перенять все лучшее у западных коллег и адаптировать приобретенные знания к нашей действительности, что позволит усовершенствовать отечественную систему образования и вывести ее на новый качественный уровень.
В рамках реформирования образования с целью повышения качества подготовки высокопрофессиональных кадров за последние двадцать лет в сфере высшего образования были разработаны и внедрены три поколения государственных образовательных стандартов. Соблюдение положений стандартов является обязательным условием для получения государственной аккредитации высшими учебными заведениями. Следует заметить, что далеко не во всех странах-участницах Болонского процесса, существует жесткая стандартизация образования. Например, в Великобритании введение стандартов и требование их обязательного соблюдения вызвало негативную реакцию со стороны преподавателей университетов, что позволило им отстоять свою точку зрения на формирование структуры и содержания образовательных программ.
Последнее поколение федеральных государственных образовательных стандартов нацелено на определение результатов освоения студентами образовательных программ, то есть приобретенные в процессе обучения компетенции. В стандартах нет требований к содержанию образовательных программ, структуре учебных планов (кроме базовых дисциплин). Такая направленность стандартов, с одной стороны, позволяет образовательным учреждениям самостоятельно определять структуру и содержание учебного процесса в части вариативных программ, а с другой стороны, студентам получить необходимые знания в рамках изучения не только обязательных дисциплин, но и выбранных ими самостоятельно. Вместе с тем, в федеральных образовательных стандартах четко определены требования к условиям реализации образовательных программ в части их кадрового, методического, информационного, материального и финансового обеспечения. Таким образом, образовательные учреждения имеют возможность формировать и реализовы-вать свою деятельность с учетом сложившейся ситуации на рынке труда и потребностей конкретных работодателей, развития приоритетных направлений научных исследований, сложившейся международной практикой.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»3 федеральные государственные образовательные организации высшего образования (перечень утверждается Президентом Российской Федерации) имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты на всех уровнях высшего образования, в том числе «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» («Финуниверситет»). Существенным условием использования на практике этого права является требование о том, что условия реализации и результаты освоения образовательных программ, включенных в такие образовательные стандарты, не могут иметь уровень ниже, чем закрепленный в федеральных стандартах.
1 Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. -www.stiglitz-sen-fitoussif
2 Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: Монография / Под общ. ред. Р.М. Нижего-родцева и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С. 57; Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. -М.: 0ргсервис-2000, 2006.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Работа по созданию образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Экономика» была завершена в «Финуниверситете» в 2015 году. Рассмотрим более подробно содержание стандарта высшего образования по направлению «Экономика»1.
Собственный образовательный стандарт «Финуниверситета» - это единый стандарт по соответствующему направлению подготовки, в рамках которого посредством четкого определения областей, видов и задач профессиональной деятельности и системы компетенций были взаимно увязаны все уровни образования: академический бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся, является важнейшей составной частью образовательного стандарта любого уровня образования и характеризует требования к результатам освоения программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Для бакалавриата и магистратуры в рамках подготовки кадров по направлению «Экономика» выделены следующие профили: «Анализ рисков и экономическая безопасность (хозяйствующих субъектов)»; «Банковское дело и рынок ценных бумаг»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Государственные и муниципальные финансы»; «Государственный финансовый контроль»; «Корпоративные финансы»; «Международные финансы (на английском языке)»; «Мировая экономика и международный бизнес»; «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»; «Налоги и налогообложение»; «Страхование». Программы аспирантуры (научной специальности) группируются по следующим направлениям: «Экономическая теория»; «Экономика и управление народным хозяйством»; «Финансы, денежное обращение и кредит»; «Бухгалтерский учет, статистика»; «Математические инструментальные методы экономики»; «Мировая экономика».
Для каждого уровня высшего образования по направлению «Экономика» в целом и в разрезе профилей сформированы требования к результатам освоения программ в разрезе отдельных компетенций. Компетенции сгруппированы следующим образом:
- Требования к результатам освоения программ по направлению подготовки «Экономика»:
- универсальные компетенции: общенаучные компетенции выпускников (ОНК), инструментальные компетенции выпускников (ИК), социально-личностные компетенции выпускников (СЛК), системные компетенции выпускников (СК);
- профессиональные компетенции (ПКН).
- Требования к результатам освоения профильной части программ по направлению подготовки «Экономика» (ПКП):
- профессиональные компетенции профиля программ бакалавриата и магистратуры;
- профессиональные компетенции направленности программ аспирантуры (научной специальности).
В настоящее время высшее профессиональное образование должно обеспечить возможность выпускникам реализовать полученные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки в своей деятельности по избранной специальности с максимальным эффектом. Существенное значение для достижения этой цели имеет выбор уровня высшего образования: бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Для каждого уровня высшего образования стандартом сформированы области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников соответствующих программ.
На основании положений образовательного стандарта при выборе определенного уровня высшего образования учащийся должен реально оценивать собственные силы и способности, а также перспективы в дальнейшем поиске работы, выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных для определенных должностей, профессиональном росте и т. д. Очевидно, что далеко не каждый студент, получивший степень бакалавра или магистра, имеет желание и потенциал для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью. В любом случае в процессе обучения в бакалавриате студент должен приобрести необходимый объем знаний, умений и навыков, который позволит ему конкурировать на рынке труда и при определенных условиях продолжить образование для повышения своей квалификации.
С нашей точки зрения, для подготовки высококвалифицированных кадров особое внимание следует уделить профессиональным компетенциям направления, т. к. направление подготовки ориентирует образовательную программу соответствующего уровня на конкретную область деятельности выпускников. В этой связи более подробно рассмотрим место и значение статистических дисциплин для выполнения требований к результатам освоения программ в разрезе профессиональных компетенций.
Покажем развитие и трансформацию компетенций по направлению подготовки «Экономика» по уровням образования на примере. В образовательном стандарте предусмотрено, что профессиональные задачи выпускника по уровню подготовки «бакалавриат» включают умение рассчитывать финансово-экономические показатели, осуществлять учетно-аналитическую, контрольную и статистическую деятельность. В соответствии с этим в образовательном стандарте прописана в числе прочих профессиональных компетенций направления ПКН-4 «Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов». Профессиональные задачи выпускника магистратуры усложняются. В стандарте в их перечень входит умение осуществлять постановку задач проектно-исследовательского характера, выбор методов и технологий для их реализации, создавать методические и нормативные документы. Соответственно и профессиональная компетенция ПКН-4 для этого уровня подготовки предполагает не просто способность рассчитать, оценить какие-то экономические показатели, а формулируется как «Способность
1 Образовательные стандарты высшего образования ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика» и «Менеджмент» по уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. - М.: Финансовый университет, 2015.
разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности». Объектами профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, как указано в стандарте, являются проблемы функционирования экономических агентов, рынков, систем, а к числу его профессиональных задач относится экспертно-консалтинговая деятельность. Соответственно в образовательном стандарте это нашло отражение в профессиональной компетенции ПКН-4 «Способность к экспертной и консалтинговой деятельности в области экономики, управления и финансов».
Для решения вышеназванных задач учащиеся на каждом уровне образования должны обладать определенными статистическими знаниями и навыками, чтобы успешно овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, в том числе ПКН-4. В первую очередь они должны овладеть теоретическими основами и практикой работы с различными информационными источниками, умением собирать и систематизировать статистические данные, доступно их представить для дальнейшего анализа. Эти вопросы подробно рассматриваются в рамках изучения дисциплины «Статистика» в бакалавриате.
В процессе обучения в магистратуре студенты должны детально изучить статистическую методологию и практику ее применения для разработки проектов и проведения исследований по различным направлениям, создания нормативных документов. Высший уровень профессиональной подготовки кадров (аспирантура) должен обеспечить возможность продвинутого изучения методов статистического анализа и применения их на практике для решения системных задач функционирования рынков и отдельных их участников, проведения экспертной оценки, в выработке управленческих решений.
По нашему мнению, статистические дисциплины являются необходимым элементом образовательных программ для подготовки высококвалифицированных экономических кадров. Приобретая статистические знания, студенты разных уровней подготовки получают возможность широко применять на практике методы для проведения качественного экономического анализа, оценки рисков и принятия важных управленческих решений.