Отметим, что основной проблемой студентов была их невнимательность при выполнении упражнений по алгоритму или вовсе отказ от него, что приводило студентов к дополнительным проблемам. В результате проведения контроля, включавшего анкетирование студентов, первый вариант алгоритма был дополнен и усовершенствован, а учебная работа была оптимизирована.
1. Абдуллахитов Р. Ш. Английский язык. Практика перевода : учеб. пособие для студентов по направлению информационно-коммуникационные технологии / под. ред. Н. В. Поповой. Грозный : Изд-во ЧГУ, 2014. 167 с.
2. Абдуллахитов Р. Ш. Редактирование субтитров профессионально-ориентированных видеофрагментов как средство формирования переводческой компетенции студентов неязыкового вуза // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания в образовательных организациях разного типа : материалы Респ. науч.-практ. конф. (г. Воткинск, 17 октября 2015 г.). Ижевск : Изд. центр «Удмуртский ун-т», 2015. С. 5-7.
3. Абдуллахитов Р. Ш. Технология формирования переводческой компетенции студентов неязыкового вуза посредством электронных ресурсов [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters) : электрон. науч. журн. 2015. № 10 (октябрь). ART 421. URL: http://www.emissia.org/ offline/2015/2421.htm.
4. Абдуллахитов Р. Ш., Попова Н. В. Реферативный перевод текстов как средство формирования универсальных компетенций // Неделя науки СПбПУ : материалы науч. форума с междунар. участием / Гуманитарный институт. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. Ч. 1.
5. Артемьева О. А., Макеева М. Н., Мильруд Р. П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 160 с.
6. Издательское агентство типограф [Электронный ресурс]. URL: http://www.tgraf.ru/correct.html (дата обращения: 07.12.2015).
7. Коряковцева H. Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык. M. : Изд-во АРКТИ, 2002. 176 с.
8. Латышев Л. К. Технология перевода. M. : Академия, 2008. 320 с.
9. Одинокая M. А. Технология интерактивного обучения как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза (на базе дисциплины «Иностранный язык») : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2015. 252 с.
10. Павельева Т. Ю. Mетодическое развитие умений письменной речи студентов средствами учебного Интер-нет-блога : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. M., 2010. 21 с.
11. Попова H. В., Абдуллахитов Р. Ш. Формирование переводческой компетенции студентов при обучении иностранному языку посредством лингводидактической адаптации аутентичных учебников // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. Вып. 3 (17). С. 374-385.
12. Сысоев П. В., Евстигнеев M. H. Mетодика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.-метод. пособие. M. : Глосса-Пресс ; Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 180 с.
13. Черкасов А. К. Mетодика развития социокультурных умений студентов посредством веб-форума : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. M., 2012. 24 с.
14. üommon European Framework of reference for languages, 001 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/framework_ en.pdf (дата обращения: 17.12.2015).
15. Google-переводчик. Google [Электронный ресурс]. URL: http://translate.google.ru/ (дата обращения: 05.12.2015).
16. Remacha Esteras S. Infotech English for computer users. Student's Book Fourth Edition. Cambridge University Press, 2008. 168 p.
1 7. YouTube [Электронный ресурс]. URL: http://www. youtube.com/ (дата обращения: 10.12.2015).
УДК/UDC 378.147 Н. А. Бурмистрова
N. Burmistrova
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
THE DIDACTIC CONDITIONS OF THE LEVEL-STRUCTURED MATHEMATICAL TRAINING IN THE UNIVERSITY OF ECONOMICS
В статье обсуждается проблема конструирования дидактических условий обучения математике с позиций реализации многоуровневой математической подготовки на приме-
ре направления «Экономика». Представлен анализ различных педагогических интерпретаций термина «дидактические условия», результаты которого характеризуют отсутствие
единых, принимаемых научным сообществом положений о природе дидактических условий. Выявлена необходимость конструирования дидактических условий в образовательном пространстве современного вуза как методологического ориентира проектирования предметных методик обучения в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3+). Автором обоснованы дидактические условия реализации многоуровневой математической подготовки студентов экономического университета в логике ведущей позиции компетентностного подхода и системном единстве уровней бакалавриата и магистратуры.
The article deals with the problem of creation of the didactic conditions in teaching mathematics from a perspective of level-structured mathematical education using the example of the course «Economics». The authors analyze different pedagogic interpretations of the term 'didactic conditions'. The results of this analysis show that there is no consistent concept of the nature of the didactic conditions approved in the academic circles. That's why it is necessary to create didactic conditions in educational environment of the modern higher educational institution that can help to set up the methodological benchmark of development of subject teaching methods in the context of the federal state educational standards (FGOS VO 3+). The authors substantiate the didactic conditions of the level-structured mathematical education of the students of university of economics in the context of the competency-based approach and the integrality of Baccalaureate and Master's degree programme.
Ключевые слова: дидактические условия, многоуровневая математическая подготовка экономистов, компетентностный подход, бакалавриат, магистратура.
Keywords: didactic conditions, multilevel mathematical training of economists, competence approach, bachelor's degree, master's degree.
Государственная стратегия развития отечественной высшей школы в условиях реализации ФГОС ВО 3+ определяет актуальность подготовки выпускников, обладающих готовностью и способностью компетентно выполнять профессиональные функции в соответствии с направлением и уровнем образования.
Рассмотрим особенности проектирования дидактических условий в образовательном пространстве современного вуза как методологического ориентира реализации предметных методик обучения в целях обеспечения качества многоуровневой математической подготовки в экономическом университете.
Анализ современной образовательной ситуации показал, что в научном сообществе отсутствуют единые согласованные представления о природе дидактических условий. Так, например, в философии термин «условие» определяет отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, составляя при этом среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [9].
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова включает трактовку термина «условие» в качестве обстоятельства, от которого что-либо зависит [6].
Очевидно, что понятие «условие» можно определить как среду, обстановку, обстоятельства, обеспечивающие предметам и явлениям их дальнейшее существование и развитие.
Осмыслению понятия «условие» в педагогике и дидактике посвящены работы ученых Ю. К. Бабанского [2], Р. С. Гараевой [4], П. И. Пидкасистого [7] и др. Анализ различных вариантов представленных интерпретаций показывает, что трактовка термина «дидактические условия» определяет комплекс организационных форм, методов, средств обучения, диагностики результатов, ориентированный на совершенствование различных аспектов образовательного процесса.
Так, В. Ш. Набиев предлагает феномен «дидактические условия» рассматривать как фактор, определяющий устойчивое состояние процесса формирования компетентности студента, при котором влияние каждого отдельного условия, равно как и результирующее влияние всех дидактических условий, позволяет иметь объективно значимые, научно обоснованные дидактические закономерности получения ожидаемого образовательного результата [5].
Учитывая вышесказанное, под дидактическими условиями реализации многоуровневой математической подготовки студентов экономического университета будем понимать комплекс мер, направленных на повышение качества подготовки выпускников
к выполнению функций в сфере будущей профессиональной деятельности.
Проектирование дидактических условий обусловливает учет факторов, которые определяют цель, содержание дисциплины, требования к уровню освоения образовательной программы. В свою очередь, в качестве факторов, влияющих на формирование продуктов дидактического процесса, можно выделить: учебный материал, организационно-педагогическое влияние, обучаемость студентов и время. Принимая во внимание, что обучаемость студентов — это данность, учебное время определено графиком учебного процесса, среди перечисленных факторов конструировать можно лишь два — учебный материал и организационно-педагогическое влияние, то есть организационные формы, методы и средства обучения [3].
В контексте реформирования российского высшего образования, повышения его практической ориентации и инвестиционной привлекательности выполнено достаточное количество исследований в русле конструирования условий практико-ориентированного обучения: педагогических, дидактических, методических, организационно-управленческих и др. Наиболее важные из этих условий группируются в рамках формирования мотивационно-цен-ностных установок, ориентации содержания предметного обучения на требования современного рынка труда, создания профессионально подобной обучающей среды, использования инновационных методов обучения, мониторинга личностного и профессионального становления выпускников и пр.
Определим дидактические условия реализации многоуровневой математической подготовки студентов на примере направления «Экономика» в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры. При решении поставленной задачи представляется важным отметить, что система российского высшего образования в условиях реализации ФГОС ВО 3+ определяет цели обучения через образовательный результат, выраженный в терминах освоенного выпускниками кластера компетенций, которые сложны и многоаспектны по своей структу-
ре и содержанию. В свою очередь, качество математического образования в условиях многоуровневой подготовки характеризуется математической компетентностью выпускника как составляющей его профессиональной компетентности. Под математической компетентностью будущих бакалавров и магистров направления «Экономика» понимаем интегративную характеристику личности, выражающую способность и готовность использовать математические знания, умения, навыки, опыт деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с направлением и уровнем подготовки [1].
Очевидно, что проблема формирования компетентностной сферы будущих бакалавров и магистров экономики средствами многоуровневой математической подготовки сопряжена прежде всего с переходом вузов в режим инновационного развития, ориентированного на реализацию основных направлений реформы высшего экономического образования. Опыт такой работы есть в Финансовом университете при Правительстве РФ.
Проанализируем требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, представленные в образовательном стандарте высшего образования Финуниверситета по направлению подготовки «Экономика» [8]. Образовательный стандарт содержит следующие группы компетенций: универсальные компетенции, включающие общенаучные (ОНК), инструментальные (ИК), социально-личностные (СЛК) и системные компетенции (СК), а также профессиональные компетенции направления (ПКН), профессиональные компетенции профиля / направленности (ПКП) программ бакалавриата и магистратуры.
На примере профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» программы бакалавриата и магистерской программы «Учет, анализ и аудит», реализуемых в рамках направления «Экономика» в Омском филиале Финунивер-ситета, рассмотрим содержание матрицы компетенций соответствующих образовательных программ, формируемых дисциплинами предметной области «Математика» (табл.).
Таблица
Кластер компетенций, формируемых дисциплинами предметной области «Математика»
Уровень образования Дисциплина Компетенции Коды компетенций
Базовая часть образовательной программы
Бакалавриат Высшая математика Способность оформлять аналитические и информационные материалы по результатам выполненной работы Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты ИК-4 ИК-5 ПКН-3
Основы финансовых вычислений Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях ИК-5 ПКН-3 ПКН-6
Методы оптимальных решений Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях ИК-5 ПКН-3 ПКН-6
Теория вероятностей и математическая статистика Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов Способность применять знания на практике ИК-5 ОНК-1 ПКН-3 ПКН-4 СК-1
Эконометрика Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты Способность применять полученные знания на практике Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию ИК-2 ИК-5 ПКН-3 СК-1 СК-2
Вариативная часть образовательной программы
Бакалавриат Элементы линейной алгебры и балансовые модели в экономике Владение культурой мышления, способность к анализу и мировоззренческой оценке происходящих закономерностей Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения Способность применять методики расчетов и основные методы исследований ОНК-2 ИК-2 ИК-5
Элементы дискретной математики Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения Способность применять методики расчетов и основные методы исследований Способность предлагать и обосновывать варианты управленческих решений ИК-2 ИК-5 СЛК-3
Окончание таблицы
Магистратура Математические основы Способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов при постановке и решении экономических задач ПКН-3
финансовых Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность ПКН-4
решении экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности Способность управлять бизнес-процессами, финансовыми потоками и финансовыми рисками на основе интеграции знаний из смежных областей Способность проводить научные исследования, оценивать результаты ПКН-5 СК-1
Эконометри- Владение навыками использования программных средств и баз ИК-2
ческие данных, умение работать в глобальной компьютерной сети
исследования Способность оформлять результаты исследования в форме ИК-4
в экономике аналитических записок, докладов и научных статей Способность осуществлять постановку проектно-исследовательских задач, разработку инновационных проектов, выбор методов и технологий для их реализации, создавать методические и нормативные документы Способность проводить научные исследования, оценивать результаты ПКН-2 СК-1
Анализ содержания таблицы позволяет выявить компетенции, имеющие наиболее высокий «весовой коэффициент» важности с учетом вклада базовых и вариативных математических дисциплин в их формирование. Например, высокий «весовой коэффициент» демонстрируют компетенции ИК-2, ИК-5, формируемые как на уровне бакалавриата, так и в рамках магистерской программы и характеризующие способность использовать математические методы для решения стандартных профессиональных задач с применением современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения, интерпретировать полученные математические результаты.
В свою очередь достаточно высокий «весовой коэффициент» важности имеют компетенции ОНК-2, СЛК-3, формируемые на уровне бакалавриата и демонстрирующие актуальность владения культурой мышления, способность к анализу и мировоззренческой оценке происходящих закономерностей, а также способность предлагать и обосновывать варианты управленческих решений, нести ответственность за них.
Аналогичная ситуация в рамках магистерской программы наблюдается для компетенций ПКН-2, ПКН-5 с достаточно высоким «весовым коэффициентом», которые определяют способность осуществлять постановку проек-тно-исследовательских задач, применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов, оценивать эффективность экономиче-
ских проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности.
Результаты анализа содержания компетенций, имеющих высокий и достаточно высокий «весовой коэффициент» важности, с точки зрения математической составляющей профессиональной подготовки демонстрирует особую значимость умений построения и использования математических моделей для описания и прогнозирования экономических процессов, владения при этом компьютерными методами обработки информации, а также способности выполнять содержательную интерпретацию полученных результатов. Очевидно, что обращение в рамках дисциплин предметной области «Математика» к примерам математических моделей, их построению и использованию для описания и прогнозирования профессиональных объектов способствует целенаправленному формированию предметной компетентности студентов средствами общей математической подготовки на уровне бакалавриата и готовит фундамент для изучения общепрофессиональных дисциплин в магистратуре.
Вышесказанное подтверждает правомерность направленности вектора математической подготовки в контексте идей опережающего обучения, обеспечивающего формирование активной и мобильной личности, способной быстро ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, обладающей знаниями и умениями не только в рамках предметной компетентности, но и готовой к творческому переосмыслению социально
и личностно обусловленного опыта и выработке на его основе новых инновационных решений в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии с направлением и уровнем подготовки.
Вектор направленности многоуровневой математической подготовки на профессиональный контекст обеспечивает возможность проектирования предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности с использованием активных и интерактивных методов обучения, что добавляет в образовательный процесс ряд моментов, создающих возможность содержательной реализации компетентностного подхода, в том числе:
• ориентация образовательного процесса на развитие кластера компетенций, определяющих профессиональные задачи будущего выпускника;
• последовательное проектирование в процессе организации учебной деятельности форм и условий профессиональной деятельности;
• определение ведущей позиции совместной деятельности, межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, учитывающей должностные и личностные интересы будущих выпускников;
• системность и междисциплинарность формируемых образовательных результатов.
При определении дидактических условий реализации многоуровневой математической подготовки наряду с проектированием содержания математического образования, ориентированного на обогащение учебным материалом, обеспечивающим опережающий характер обучения с использованием метода математического моделирования, а также внедрением инновационных технологий обучения, актуализирующих вектор направленности математической подготовки на профессиональный контекст, представляется значимым выделить роль объективной оценки уровня результатов предметного обучения с позиций компетент-ностного подхода, используя дидактические возможности педагогического мониторинга.
Известно, что терминологический смысл понятия «мониторинг» происходит от латинского слова monitor, что значит напоминающий, надзирающий. Термин широко используется в различных областях и означает систематическое наблюдение за исследуемым процессом с целью выявления его соответствия ожидаемому результату. Выступая необходимым компонентом процесса обучения, педагогический мониторинг идет дальше традиционной диаг-
ностики образовательных результатов благодаря регулярности, строгой направленности и высокой технологичности [3].
В роли объекта педагогического мониторинга будем рассматривать математическую компетентность как результат предметной математической подготовки студентов направления «Экономика» с позиций компетентност-ного подхода. Отмечая существенное влияние мониторинга на качество образовательных результатов, выраженных в терминах ФГОС ВО 3+, полагаем необходимым выделить возможность преобразования внешней информации о сильных и слабых сторонах личности студента во внутреннюю саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг и, как следствие, саморазвитие будущего бакалавра или магистра [3].
Таким образом, представленные в рамках настоящей статьи дидактические возможности реализации многоуровневой математической подготовки студентов направления «Экономика» определяют необходимость выделения в качестве комплекса мер, обеспечивающих достижение высокого уровня образовательных результатов, следующих дидактических условий:
• проектирование содержания математического образования в его базовой и вариативной части, ориентированного на обогащение учебным материалом, обеспечивающим опережающий характер обучения с использованием метода математического моделирования в условиях сочетания фундаментальной и профессиональной направленности обучения математике;
• внедрение инновационных технологий обучения дисциплинам предметной области «Математика», актуализирующих вектор направленности многоуровневой математической подготовки на профессиональный контекст, что определяет возможность проектирования в процессе обучения математике предметного и социального контекстов профессиональной деятельности будущих бакалавров и магистров;
• мониторинг уровня математической компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускников с позиций системного единства образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
Представленный комплекс взаимосвязанных дидактических условий обучения математике определяет устойчивое состояние процесса формирования нового, компетент-ностного уровня математической подготовки
будущих бакалавров и магистров, поскольку влияние каждого отдельного условия, равно как и результирующее влияние всех дидактических условий, позволяет иметь объективно значимые, научно обоснованные дидактические закономерности получения ожидаемого образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+.
1. Концепция многоуровневой математической подготовки в системе высшего экономического образования / Н. В. Алексенко, Н. А. Бурмистрова, Н. И. Ильина, М. В. Носков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: www.science-education. ru/129-21644.
2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М. : Знание, 1981. 96 с.
3. Бурмистрова Н. А. Методическая система обучения математике будущих бакалавров направления «Экономи-
ка» на основе компетентностного подхода : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2011. 364 с.
4. Гараева Р. С., Васильева А. А. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 349-361.
5. Набиев В. Ш. Педагогика высшей школы: дидактические условия и закономерности обучения бакалавров. - Ульяновск : Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2012. 75 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М. : ООО «ИТИ Технологии», 2005. 944 с.
7. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М. : Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
8. Образовательный стандарт высшего образования ФГО-БУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика» [Электронный ресурс]. URL: http://www. fa.ru/dep/metod/doc/Pages/default.aspx
9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. М. : Сов. энциклопедия,1983. 836 с.
УДК/UDC 378.147:51 В. М. Федосеев
V. Fedoseyev
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
COMPETENCE-BASED APPROACH TO PROFESSIONAL EDUCATION AND REALISTIC TRADITIONS OF TEACHING MATHEMATICS
В статье рассматривается связь компетентностного подхода к профессиональному образованию с реалистическими традициями преподавания математики. В частности, обращается внимание на лабораторный метод обучения, в котором математические методы применяются для исследования вещественно-предметных объектов. Обосновывается необходимость подобного вида методической работы, приводятся примеры.
Connection of competence-based approach to professional education with realistic traditions of teaching mathematics is discussed in the article. In particular the attention is paid to a laboratory method of training in which mathematical methods are applied to research of material and substantive objects. The author proves the need for a similar type of methodical work and gives the examples.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, методика обучения математике, реалистические традиции, лабораторный метод.
Keywords: professional education, competence-based approach, mathematics training technique, realistic traditions, laboratory method.
В настоящее время в профессиональном образовании Российской Федерации в качестве основного методологического подхода к преподаванию учебных дисциплин регламентируется компетентностный подход. В отношении математической подготовки специалистов данный подход предполагает такое отношение к учебным вопросам, при котором формирование способности применять математику к решению профессиональных задач становится основной целью обучения. Соответственно этой цели должна строиться и методика преподавания математики в вузе. В связи с этим автору хотелось бы обратить внимание на одну сторону методики обучения решению прикладных задач, связанную со способом постановки задачи. Собственный педагогический опыт позволяет судить о том, что игнорирование указанного ниже различия часто приводит