2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 378.22(045) Н.А. Баранова
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА «НА ЯЗЫКЕ» КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере подготовки бакалавров математики)
Присоединение России к Болонскому процессу требует реформирования системы образования, которое заключается в поиске новых научно обоснованных подходов для определения, во-первых, целей обучения, во-вторых, принципов отбора содержания образования, а в-третьих, способов для описания результатов обучения.
Таким образом, меняется понимание самого процесса образования. Современное образование становится не просто личностно-ориентированным, то есть направленным на личность как объект обучения и воспитания, но и выступает как личностно-центрированное, то есть направленное на личность как субъект собственного развития. Следовательно, организация учебной среды должна определяться действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями.
Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода в использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует сместить акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности [1].
Рассмотрим пример формулирования целей обучения, представленных в проектах стандартов по подготовке бакалавров математики.
Согласно требованиям данных проектов стандартов процесс изучения фундаментальных дисциплин должен представлять собой постепенное самостоятельное выстраивание студентом картин физико-математических предметов через определение связей между отдельными их частями, а в дальнейшем, и связей между различными и подчас разнородными, на первый взгляд, дисциплинами. Процесс обучения в таком случае необходимо организовать таким образом, чтобы преподаватель готовил, «подводил» студента к самостоятельному «открытию» результата. Этот накапливаемый студентом опыт мыслительного моделирования и является главным результатом обучения.
Поэтому при таком обучении термин «высшее образование» обретает принципиально иное значение - это образование глубоко мыслящей личности, способной в нестандартных ситуациях принимать взвешенные и обдуманные решения и умеющей адекватно ориентироваться в больших и интенсивных потоках информации.
Проекты новых стандартов задают иной способ организации описания результатов обучения, основанный на компетентностном подходе. Компетен-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
ция здесь определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2].
Главная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы включить в образовательную траекторию то, без чего подготовка специалиста не может состояться, что необходимо и достаточно знать и уметь будущему специалисту. В рамках компетентностного подхода построение минимизированных моделей специалистов, а затем их доработка «на развитие» и перспективу является первоочередной задачей для определения образовательных траекторий по достижению ожидаемых результатов обучения. Копмпетент-ностный подход является языком описания образовательных возможностей преподавателей, вытеснив триаду «знания-умения-навыки» (ЗУН) с позиции самого важного структурного элемента, базовой функции построения образовательного процесса. ЗУНы - это язык преподавателя, язык содержания учебных дисциплин; а результат обучения должен быть сформулирован на языке потребителя, заказчика образовательных услуг, в роли которых может выступать как сам обучаемый, так и работодатель.
В рамках компетентностного подхода меняется и представление о тезаурусе специальности. В ЗУН-парадигме тезаурус представляет собой описание учебной информации, усвоенной студентом. Единицей усвоенной информации выступает дескриптор как минимальная неделимая характеристика ЗУН. А именно, процесс обучения рассматривается рядом исследователей как расширение тезауруса при включении в него новой информации. А основным показателем выполнения образовательного стандарта является степень различия между эталонным тезаурусом и тезаурусом личности [1].
В новой компетентностной образовательной парадигме под тезаурусом нами понимается следующее: это система, состоящая из дескрипторов, каждый из которых определен как компетенция, значимой (если не основной) характеристикой которой является ее неделимость на составляющие.
Структура дескриптора состоит из трех элементов: означающее (слово) - формулировка (термин) конкретной компетенции; означаемое (денотат) -заданная компетенция (знание, умение или навык); сигнификат (обобщенное значение, описание денотата через связи с другими дескрипторами) - его роль и место в данном тезаурусе специальности.
Таким образом, для описания тезауруса специальности требуется выделить основные компетенции в выбранной области профессиональной деятельности. Рассмотрим примеры выделенных компетенций, представленных в проектах стандартов бакалавров математики и разбитых на соответствующие модули.
Бакалавр математики должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
общенаучными (ОНК):
ОНК 1. Способность применять знания на практике;
ОНК 2. Исследовательские навыки;
ОНК 3. Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ОНК 4. Способность к анализу информации и адаптации к новым условиям;
инструментальными (ИК):
ИК 1. Умение находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию;
ИК 2. Фундаментальная подготовка по основам профессиональных знаний;
ИК 3. Навыки работы с компьютером;
социально-личностными и общекультурными (СЛК):
СЛК 1. Навыки межличностных отношений;
СЛК 2. Работа в команде;
СЛК 3. Приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни;
б) профессиональными:
общепрофессиональными (ОПК):
ОПК 1. Определение общих форм, закономерностей, инструментальных средств для данной дисциплины;
ОПК 2. Умение понять поставленную задачу;
ОПК 3. Умение формулировать результат;
ОПК 4. Умение строго доказать утверждение;
ОПК 5. Умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат;
профильно-специализированными (ПСК):
ПСК 1. Владение методом алгоритмического моделирования при анализе постановок математических задач;
ПСК 3. Владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе теоретических проблем и задач;
ПСК 7. Умение самостоятельно математически корректно ставить задачи естественнонаучного содержания;
ПСК 8. Обретение опыта самостоятельного различения типов знания [2].
Проведя анализ проектов стандартов для различных образовательных программ подготовки бакалавров физико-математического образования, можно определить соответствие между квалификационной характеристикой выпускника, описанной в категориях «ЗУН» стандартов второго поколения, квалификационной характеристикой выпускника, описанной в компетенциях, и соответствующими им дисциплинами цикла предметной подготовки.
Пример такого соответствия представлен в таблице.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.
Результат обучения - набор компетенций специалиста - целесообразно представить в виде тезауруса специальности. Описанная таким образом модель выпускника может быть наиболее полно сформулирована только при четком определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2008. Вып. 2
Квалификационная характеристика выпускника (ЗУН)
Квалификационная характеристика выпускника (соответствующие компетенции)
Дисциплины цикла предметной подготовки
В результате изучения студент должен: иметь базовые знания:
в области фундаментальной математики и компьютерных наук; уметь: формулировать и доказывать теоремы, самостоятельно решать классические задачи математики; владеть навыками: практического использования математических методов при анализе различных задач.
ОНК 1. Способность применять знания на практике; ОНК 3. Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ОНК 4. Способность к анализу информации и адаптации к новым условиям ИК 2. Фундаментальная подготовка по основам профессиональных знаний; ИК 3. Навыки работы с компьютером;
ИК 6. Способность к письменной и устной коммуникации на русском языке; ОПК 3. Умение формулировать результат; ОПК 4. Умение строго доказать утверждение; ОПК 7. Умение грамотно пользоваться языком предметной области;
ОПК 8. Умение ориентироваться в постановках задач; ОПК 9. Знание корректных постановок классических задач;
ОПК 10. Понимание корректности постановок задач; ОПК 16. Выделение главных смысловых аспектов в доказательствах;
ПСК 4. Владение проблемно-задачной формой представления математических знаний; ПСК 11. Возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования._
Базовая
(общепрофессиональная) часть
Математический анализ. Алгебра.
Аналитическая геометрия. Дискретная математика и математическая логика. Дифференциальные уравнения.
Комплексный анализ (теория функций комплексного переменного). Функциональный анализ. Дифференциальная геометрия и топология. Теория вероятностей, случайные процессы.
Вариативная часть (выбор четырех предметов из следующего списка). Действительный анализ. Уравнения с частными производными. Уравнения математической физики. Теория чисел. Математическая статистика.
Методы оптимизации. Математическое моделирование. Теория приближения. Теория графов. Теория чисел и основы криптографии. Методы анализа сложных систем. Конечномерные экстремальные задачи.
2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как позволяет описать результаты обучения на языке понятном не только преподавателю, но студентам и работодателям.
Использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов.
* * *
1. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие / Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004.
2. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки «Математика» / УМО по классическому университетскому образованию России. - Режим доступа: http://www.acur.msu.ru/umo/mathematics.pdf