Научная статья на тему 'Квалификационная характеристика выпускника «На языке» компетентностного подхода (на примере подготовки бакалавров математики)'

Квалификационная характеристика выпускника «На языке» компетентностного подхода (на примере подготовки бакалавров математики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационная характеристика выпускника «На языке» компетентностного подхода (на примере подготовки бакалавров математики)»

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.22(045) Н.А. Баранова

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА «НА ЯЗЫКЕ» КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере подготовки бакалавров математики)

Присоединение России к Болонскому процессу требует реформирования системы образования, которое заключается в поиске новых научно обоснованных подходов для определения, во-первых, целей обучения, во-вторых, принципов отбора содержания образования, а в-третьих, способов для описания результатов обучения.

Таким образом, меняется понимание самого процесса образования. Современное образование становится не просто личностно-ориентированным, то есть направленным на личность как объект обучения и воспитания, но и выступает как личностно-центрированное, то есть направленное на личность как субъект собственного развития. Следовательно, организация учебной среды должна определяться действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его успехами и неудачами, его способностями и возможностями.

Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода в использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует сместить акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности [1].

Рассмотрим пример формулирования целей обучения, представленных в проектах стандартов по подготовке бакалавров математики.

Согласно требованиям данных проектов стандартов процесс изучения фундаментальных дисциплин должен представлять собой постепенное самостоятельное выстраивание студентом картин физико-математических предметов через определение связей между отдельными их частями, а в дальнейшем, и связей между различными и подчас разнородными, на первый взгляд, дисциплинами. Процесс обучения в таком случае необходимо организовать таким образом, чтобы преподаватель готовил, «подводил» студента к самостоятельному «открытию» результата. Этот накапливаемый студентом опыт мыслительного моделирования и является главным результатом обучения.

Поэтому при таком обучении термин «высшее образование» обретает принципиально иное значение - это образование глубоко мыслящей личности, способной в нестандартных ситуациях принимать взвешенные и обдуманные решения и умеющей адекватно ориентироваться в больших и интенсивных потоках информации.

Проекты новых стандартов задают иной способ организации описания результатов обучения, основанный на компетентностном подходе. Компетен-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

ция здесь определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2].

Главная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы включить в образовательную траекторию то, без чего подготовка специалиста не может состояться, что необходимо и достаточно знать и уметь будущему специалисту. В рамках компетентностного подхода построение минимизированных моделей специалистов, а затем их доработка «на развитие» и перспективу является первоочередной задачей для определения образовательных траекторий по достижению ожидаемых результатов обучения. Копмпетент-ностный подход является языком описания образовательных возможностей преподавателей, вытеснив триаду «знания-умения-навыки» (ЗУН) с позиции самого важного структурного элемента, базовой функции построения образовательного процесса. ЗУНы - это язык преподавателя, язык содержания учебных дисциплин; а результат обучения должен быть сформулирован на языке потребителя, заказчика образовательных услуг, в роли которых может выступать как сам обучаемый, так и работодатель.

В рамках компетентностного подхода меняется и представление о тезаурусе специальности. В ЗУН-парадигме тезаурус представляет собой описание учебной информации, усвоенной студентом. Единицей усвоенной информации выступает дескриптор как минимальная неделимая характеристика ЗУН. А именно, процесс обучения рассматривается рядом исследователей как расширение тезауруса при включении в него новой информации. А основным показателем выполнения образовательного стандарта является степень различия между эталонным тезаурусом и тезаурусом личности [1].

В новой компетентностной образовательной парадигме под тезаурусом нами понимается следующее: это система, состоящая из дескрипторов, каждый из которых определен как компетенция, значимой (если не основной) характеристикой которой является ее неделимость на составляющие.

Структура дескриптора состоит из трех элементов: означающее (слово) - формулировка (термин) конкретной компетенции; означаемое (денотат) -заданная компетенция (знание, умение или навык); сигнификат (обобщенное значение, описание денотата через связи с другими дескрипторами) - его роль и место в данном тезаурусе специальности.

Таким образом, для описания тезауруса специальности требуется выделить основные компетенции в выбранной области профессиональной деятельности. Рассмотрим примеры выделенных компетенций, представленных в проектах стандартов бакалавров математики и разбитых на соответствующие модули.

Бакалавр математики должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

общенаучными (ОНК):

ОНК 1. Способность применять знания на практике;

ОНК 2. Исследовательские навыки;

ОНК 3. Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ОНК 4. Способность к анализу информации и адаптации к новым условиям;

инструментальными (ИК):

ИК 1. Умение находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию;

ИК 2. Фундаментальная подготовка по основам профессиональных знаний;

ИК 3. Навыки работы с компьютером;

социально-личностными и общекультурными (СЛК):

СЛК 1. Навыки межличностных отношений;

СЛК 2. Работа в команде;

СЛК 3. Приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни;

б) профессиональными:

общепрофессиональными (ОПК):

ОПК 1. Определение общих форм, закономерностей, инструментальных средств для данной дисциплины;

ОПК 2. Умение понять поставленную задачу;

ОПК 3. Умение формулировать результат;

ОПК 4. Умение строго доказать утверждение;

ОПК 5. Умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат;

профильно-специализированными (ПСК):

ПСК 1. Владение методом алгоритмического моделирования при анализе постановок математических задач;

ПСК 3. Владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе теоретических проблем и задач;

ПСК 7. Умение самостоятельно математически корректно ставить задачи естественнонаучного содержания;

ПСК 8. Обретение опыта самостоятельного различения типов знания [2].

Проведя анализ проектов стандартов для различных образовательных программ подготовки бакалавров физико-математического образования, можно определить соответствие между квалификационной характеристикой выпускника, описанной в категориях «ЗУН» стандартов второго поколения, квалификационной характеристикой выпускника, описанной в компетенциях, и соответствующими им дисциплинами цикла предметной подготовки.

Пример такого соответствия представлен в таблице.

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.

Результат обучения - набор компетенций специалиста - целесообразно представить в виде тезауруса специальности. Описанная таким образом модель выпускника может быть наиболее полно сформулирована только при четком определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2008. Вып. 2

Квалификационная характеристика выпускника (ЗУН)

Квалификационная характеристика выпускника (соответствующие компетенции)

Дисциплины цикла предметной подготовки

В результате изучения студент должен: иметь базовые знания:

в области фундаментальной математики и компьютерных наук; уметь: формулировать и доказывать теоремы, самостоятельно решать классические задачи математики; владеть навыками: практического использования математических методов при анализе различных задач.

ОНК 1. Способность применять знания на практике; ОНК 3. Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

ОНК 4. Способность к анализу информации и адаптации к новым условиям ИК 2. Фундаментальная подготовка по основам профессиональных знаний; ИК 3. Навыки работы с компьютером;

ИК 6. Способность к письменной и устной коммуникации на русском языке; ОПК 3. Умение формулировать результат; ОПК 4. Умение строго доказать утверждение; ОПК 7. Умение грамотно пользоваться языком предметной области;

ОПК 8. Умение ориентироваться в постановках задач; ОПК 9. Знание корректных постановок классических задач;

ОПК 10. Понимание корректности постановок задач; ОПК 16. Выделение главных смысловых аспектов в доказательствах;

ПСК 4. Владение проблемно-задачной формой представления математических знаний; ПСК 11. Возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования._

Базовая

(общепрофессиональная) часть

Математический анализ. Алгебра.

Аналитическая геометрия. Дискретная математика и математическая логика. Дифференциальные уравнения.

Комплексный анализ (теория функций комплексного переменного). Функциональный анализ. Дифференциальная геометрия и топология. Теория вероятностей, случайные процессы.

Вариативная часть (выбор четырех предметов из следующего списка). Действительный анализ. Уравнения с частными производными. Уравнения математической физики. Теория чисел. Математическая статистика.

Методы оптимизации. Математическое моделирование. Теория приближения. Теория графов. Теория чисел и основы криптографии. Методы анализа сложных систем. Конечномерные экстремальные задачи.

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как позволяет описать результаты обучения на языке понятном не только преподавателю, но студентам и работодателям.

Использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов.

* * *

1. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие / Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004.

2. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки «Математика» / УМО по классическому университетскому образованию России. - Режим доступа: http://www.acur.msu.ru/umo/mathematics.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.