УДК 378.6+378.147
ББК 448-951.85 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
А. А. Симонова A. A Simonova
Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ
INNOVATIVE ORIENTATION OF TEACHERS’ TRAINING FOR TEACHING AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH HEALTH PROBLEMS AND CHILDREN WITH DIFFICULT CONDITIONS OF LIFE
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из главных задач педагогической инноватики - подготовке педагогов к инновационной деятельности на примере проведения инновационного форума педагогов- победителей инновационных проектов.
Ключевые слова: инновационная направленность подготовки педагогов, инновационный форум, условия внедрения инноваций.
Сведения об авторе: Симонова Алефтина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет, проректор по учебной работе. Контактная информация: 620017, пр. simonova@uspu.ru.
Abstract: The article is devoted to one of the chief tasks of pedagogical innovation, i.e. preparation of teachers to innovative activity on the example of innovation forum of teachers-winners of innovative projects competition.
Key words: innovative orientation of teachers’ training, innovative forum, conditions of innovations implementations.
About the author: Simonova
Aleftina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor.
Place of employment: The Ural State Pedagogical University, Vice-rector for Educational Activity.
^осмонавтов, 26, каб.210, Екатеринбург;
Эффективность внедрения тех или иных педагогических инноваций (проектов, программ, технологий, концепций, методов и приемов) зависит от целого ряда факторов самого разного свойства, неоднократно обсуждавшихся в специальных исследованиях. Наиболее общие методологически значимые аспекты инновационной деятельности, в том числе проблемы систематизации педагогических инно-
© Симонова А. А., 2011
ваций, исследуются в рамках относительно новой научной отрасли — педагогической инноватики (А. И. Субетто, А. В. Хуторской,
Н. Р. Юсуфбекова и др.). Во многих работах (Н. М. Борытко, Е. Кустабаева, С. А. Новоселов, К. С. Пигров, В. Ю. Пузыревский,
Н. В. Соколова, А. И. Субетто, Г. Тахтамышева и др.), рассматриваются социальные и этические аспекты внедрения инноваций в
образовательный процесс, осмысляется их роль в развитии образования и общества, проблемы мнимости и подлинности инноваций.
Большое внимание исследователи уделяют также проблемам внедрения инноваций в педагогическое образование (М. Р. Асадуллин, В. А. Бордовский, Б. М. Игошев, Т. К. Клименко, М. Н. Костикова, В. Л. Моложавенко, Г. И. Прозумен-това и др.).
И хотя инновации относятся к различным уровням системы образования и весьма разнообразны по своим целям, содержанию, масштабам, степени новизны, характеру и радикальности вносимых в педагогический процесс изменений и новшеств и т.д., основными факторами, условиями их внедрения являются:
— технологическая (в том числе методическая) проработанность инновационных идей и моделей, обеспечивающая их практическую реализацию на уровне учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении (образовательной структуре), т.е. непосредственно в системе взаимодействия «педагог — обучающийся»;
— готовность педагогических работников (учителей, преподавателей, воспитателей) к инновационной деятельности.
Достаточно четко данная проблема рассматривается в работе
В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, где подчеркивается, что в понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения,
обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. И далее эти же авторы обосновывают необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования и определяют факторы, характеризующие современную образовательную деятельность как инновационную.
Во-первых, инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, в условиях динамичности содержания, форм, условий образовательной деятельности существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, создают реальную ситуацию усиления их конкурентоспособности [2].
Изучение практики повышения квалификации педагогов пока-
зывает, что большинство программ ограничивается изучением научных наработок или наблюдением за действиями передовиков педагогического опыта. Недостаточно используются методы вовлечения слушателей в проектирование если не инновационных, то хотя бы новых ситуаций, имеющих повышенный уровень неопределенности. Как отмечает Е. В. Коротаева, «степень научной и прикладной значимости инновационных процессов крайне неоднородна: есть инновации, которые сами субъекты, их осуществляющие, не расценивают как новшества, и, наоборот, часто за открытия в научно-педагогической мысли выдаются отдельные эпизоды, а не система деятельности» [1, с. 128].
Примером формы организации подготовки педагогов к инновационной деятельности, положительно и системно влияющей на развитие инновационного потенциала работников системы образования, можно считать Инновационный форум педагогов. Инновационный форум, в котором принимают участие руководители и педагоги — победители ПНП «Образование», других инновационных конкурсов, участники сетевых инновационных площадок, проводится в Екатеринбурге с 2007 г. в марте месяце. На этом форуме проходит анализ и обсуждение инновационных идей, начинаний и проектов в образовательных учреждениях Екатеринбурга, организуется выставка инновационных проектов. Результатом работы круглых столов являются пред-
ложения по разработке и внедрению инновационных идей и определяется тема педагогических чтений года, проведения педагогических мастерских, мастер-классов на период с октября по февраль следующего года.
Например, 22 марта 2011 года в г. Екатеринбурге прошел IV Инновационный форум педагогов г. Екатеринбурга по теме «Школьный урок — пути инновационного развития».
В мероприятиях форума приняли участие более 200 педагогов, победителей из образовательных учреждений всех районов Екатеринбурга. Информационно-методические центры всех районов города представили инновационные наработки педагогов по актуальным проблемам развития урока и образовательного процесса в целом. Уральский государственный педагогический университет представил экспозицию проекта «Педагогические династии УрГПУ».
Практическая часть форума была организована в форме круглых столов и строилась по направлениям:
1. Продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока (педагоги).
2. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного развития урока (педагоги-психологи).
3. Создание инновационной информационно-коммуникационной образовательной среды (педагоги).
4. Научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение инновационного разви-
тия урока (методисты ИМЦ, руководители ШМО и кафедр, руководители ассоциаций педагогов, заместители руководителей).
5. Формирование инновационного урока для обучения детей с проблемами здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (педагоги).
На наш взгляд, основная ошибка организаторов мероприятий, имеющих целью получение новых, а иногда и инновационных результатов заключается в недостаточно продуманной схеме организации деятельности участников. Поэтому считается важным определять алгоритм работы секций.
При проведении форума-2011 алгоритм работы был следующим:
1. Формулирование причин, порождающих необходимость нововведений.
2. Опредление негативных качеств обучающихся, преодолеть которые крайне затруднительно средствами современного урока.
3. Определение причин и форм сопротивления нововведениям, выявление дефицита инновационных компетенций у персонала (руководителей, педагогов, вспомогательного персонала).
4. Предложения - в соответствии с направлением работы секции.
5. Критерии и методы оценки нововведений в практику урока (по теме работы секции).
6. Ресурсное обеспечение инноваций: а) позитивная позиция родителей — конкретно, в чем выражается; б) готовность персонала школы — к каким действиям; в) финан-
сово-экономическое обеспечение — каковы источники и уровень финансирования, механизмы стимулирования; г) материально-техническое оснащение — каков уровень оснащения; д) нормативно-правовое обеспечение — какая нормативная база в данном образовательном учреждении должна быть по отношению к учащемуся, педагогу, руководителю, чтобы гарантировать соблюдение их прав в период инновационных преобразований.
Ниже приведены некоторые результаты работы секций по разным направлениям.
Инновационным образовательным технологиям применительно к школьной практике должны быть присущи:
1. Для обучающихся: доступность; современность технологий с опережающим эффектом; уместность, целесообразность; учет индивидуального субъектного опыта; практикоориентированность; составление индивидуальных траекторий обучения (образовательных маршрутов); наглядность, мобильность предлагаемого материала; взаимодействие с педагогами на уровне тьюторских, партнерских отношений.
2. Для педагогов: внедряе-мость; измеряемость; не мода, а целесообразность внедрения; интеграция; технология не должна нарушать синергию урока; должна выполнять условия социального заказа и отвечать требованиям современного общества, новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Механизмы внедрения на уровне педагогов:
- система непрерывного образования (курсы повышения квалификации);
- внедрение имеющихся инновационных технологий, опыта педа-гогов-новаторов;
- обмен опытом разработанных, внедренных инновационных технологий (семинары, мастер-классы, творческие лаборатории, работа с изданиями, интернет-ресурсами).
3. Рекомендации для родителей: открытость (целеполагание,
содержание, прогноз результатов); эффективное сотрудничество (всеобуч, тренинги, приглашение специалистов, «Совет отцов», «Познавательный годовой тур»); активные формы привлечения к учебному процессу (родители-специалисты к участию в занятиях, дни открытых дверей, дни науки (труда).
Механизм внедрения на уровне родителей: организация системы партнерских отношений с родителями как полноправными участниками образовательного пространства.
4. Для администрации: готовность к совместному сотрудничеству и инновациям с педагогами, социальными партнерами; создание нормативно-правовой основы инновационной деятельности в образовательных учреждениях; организация инновационной среды образовательного учреждения.
Механизмы внедрения на уровне администрации:
• создание программы развития образовательного учреждения в
соответствии с социальным заказом (образовательной стратегией);
• минимизация возможных рисков при внедрении инновационных технологий в практику (систему) уроков;
• ресурсное оснащение образовательного учреждения, повышение уровня квалификации, компетентности педагогов;
• обеспечение возможностей материального поощрения педаго-гов-новаторов через гранты, материальное стимулирование новаторской деятельности;
• создание сетевого взаимодействия участников образовательного сообщества различного масштаба;
• организация системы социального партнерства.
Участники форума разработали критерии и методы оценки нововведений в практику урока:
• доля учителей, успешно прошедших обучение и повышение квалификации по современным технологиям образования;
• доля учителей эффективно использующих информационнокоммуникативные технологии в работе;
• доля семей, имеющих возможность оперативно получать информацию об успеваемости и посещаемости детей;
• доля детей, которым созданы условия для образования, в том числе с использованием дистанционных технологий;
• доля детей, активно использующих информационную образовательную среду в своей ежедневной деятельности.
5. Ресурсное обеспечение нововведений: кадровые (квалифицированные, креативные педагоги); инициативные, креативные родители. Данная формулировка показывает, что педагоги, как правило, не рассматривают ресурсы в полном смысле этого понятия, а обращают внимание лишь на собственные качества. В то же время исследователи подчеркивают, что ресурсное обеспечение необходимо рассматривать и обеспечивать в нескольких аспектах: психологическом, педагогическом, социальном, организационном, экономическом и др. [3].
Участники форума определили наиболее значимые проблемы, интересные для обсуждения педагогическому сообществу, а также разработали рекомендации по направлениям работы секций, которые могут быть использованы при планировании научно-методиче-
ской работы, как в образовательном учреждении, так и на уровне районов и города (приведены примеры для сферы работы с детьми с проблемами здоровья и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации):
- повышение роли методических объединений учителей и специалистов в обновлении содержания и технологий общего и специального (коррекционного) образования;
- организация взаимодействия педагогических, медицинских и социальных служб с целью ознакомления и учёта влияния диагноза ребенка и его образа жизни на уровень его обучаемости и способы усвоения материала;
- использование позитивного ресурса семьи в решении проблем образования ребенка;
- определение главным критерием учебных и воспитательных мероприятий сохранение здоровья ребенка, его полноценную социализацию и психологическую безопасность;
- инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях по-ликультурного и поликонфессио-нального общества;
- инновационные проекты по организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
- формирование культуры безо-
пасного образа жизни, развитие системы психолого-педагогичес-
кого и медико-социального сопровождения обучающихся и воспитанников;
- научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение инновационного развития учебных занятий и воспитательных мероприятий;
- инновационная направленность информационно-коммуникационной образовательной среды в интересах обучающихся, воспитанников и педагогов;
- формирование механизмов планирования и оценки качества инновационных процессов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
- разработка и внедрение типовых вариантов образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение исследования по изучению потребностей семьи в различных формах и видах инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;
- создание условий для детей, находящихся в сложных условиях жизни (дети-мигранты, дети-билингвы, дети-сироты, педагогически запущенные дети);
- создание условий для организации семейных клубов для родителей детей-инвалидов на базе учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставление доступа к получению общего образования де-тям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и другими проблемами посредством создания безбарьерной среды, в том числе через дистанционное образование и видеоконференции;
- мониторинг уровня комфортности психологического климата педагогического коллектива, готовности педагогов к инновационной деятельности, уровня психоло-го-педагогической компетентности педагогических работников, выявление их профессиональных затруднений, степени эмоционального выгорания, профессиональной направленности личности;
- осуществление личностно адаптированной системы непрерывного образования педагогов.
По результатам работы Форума-2011 можно сделать следующие выводы:
1. Педагоги и руководители образовательных учреждений города проявляют позитивное отношение к
необходимости преобразований урока. Наблюдается процесс освоения в реальной образовательной практике инновационного продукта как путем охвата все новых секторов образовательного пространства, так и специализации и комбинирования инновационных звеньев в отдельных направлениях образовательной деятельности, в частности в рамках урока. Результат — положительная динамика инновационной активности и формирование «точек инновационного роста», селекция инновационных приоритетов в практике образования.
2. В процессе работы секций рассмотрены направления инновационного развития урока по отношению ко всем субъектам образовательного процесса. Формируются инновационные кластеры в структуре взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования.
3. Анкетирование участников показывает, что повышение уровня инновационности обсуждаемой темы снижает интерес к проблеме, обсуждаемой на форуме. Мы объясняем подобный феномен тем, что уменьшается доля педагогов в чью зону ближайшего развития входит данная проблематика. Педагогам не хватает знаний и технологий разрешения проблемы. В то же время актуальные, знакомые проблемы вызывают большой интерес и высокий уровень активности при обсуждении.
4. Анкетирование участников форума показало, что 85% участников признали проводимую форму
разработки проблем наиболее эффективной.
Литература
1. Коротаева, Е. В. К вопросу об инновациях в образовательном процессе и их оценке / Е. В. Коротаева // Мир образования. — Образование в мире. — 2005. — № 1. — С. 127—135.
2. Сластенин, В. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия-нов ; под ред. В. А. Сластени-на. — М. : Академия, 2002. — 576 с.
3. Хомерики, О. Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. — М. : Новая школа, 1994. — 64 с.