тановленным требованиям, предотвращении появления проблем качества, выявлении областей его улучшения.
Полученные данные анализируются Отделом качества и руководством ИСОбр. Результаты анализа используются для уточнения и актуализации целей, принятии решений о выделении необходимых ресурсов, повышения степени удовлетворенности потребителей.
На основании анализа со стороны руководства определяются корректирующие и предупреждающие действия и планируются мероприятия по улучшению качества практической подготовки студентов в Институте социального образования УрГПУ.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Социальная работа». Квалификация: специалист. - М., 2002.
2. Методические рекомендации по внедрению Типовой модели системы качества образовательного учреждения / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков и др. - СПб.: ПИФ.еош, 2007.
3. Салимова Т. А. Управление качеством: Учеб. по специальности «Менеджмент организации». - М.: Омега-Л, 2007. - 414 с.
4. Субетто А. И. Доктрина качества высшего образования в России // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: Коллектив. науч. моногр. / Под науч. ред. А. И. Субетто: В 3 т. - СПб.: Смольный ун-т РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005. - Т. 1. -С. 32-43.
Л. Д. Старикова
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается необходимость получения дополнительного экономического образования студентами профессионально-педагогического вуза. Уточнены уровни профессиональной компетентности субъектов деятельности: обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Рассмотрены понятия экономической образованности и компетентности будущих специалистов.
In this article necessity of reception of additional economic education is considered by students of professional - pedagogical high school. Levels of professional competence of subjects of activity are specified: knowledge, professional readiness, professional experience and professionalism. Concepts of economic erudition and competence of the future experts are considered.
В обновляющейся России образование выступает, пожалуй, единственной работоспособной технологической сферой, активно участвующей в становлении личности человека, сферой воспроизводства ее жизненных идеалов, проектов и их реализации. Образование становится приоритетной областью не только накопления знаний и формирования умений и навыков, но и создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов; областью трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. В государственных документах отражены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, а также воспитания подрастающего поколения.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; осмысление новых тенденций в развитии педагогической науки и образования, изменение места и роли образования в общественных процессах; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в областях образования, культуры, искусства, науки, новых наукоемких технологий и экономики; создание основы для устойчивого развития страны. Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер воспроизводства инноваций создает необходимые условия для быстрого подъема качества жизни каждого человека в условиях рыночной экономики.
Профессиональное образование следует рассматривать как взаимосвязь и взаимодействие двух основных компонентов: производственно необходимого и социально необходимого образования. Конечно, в реальности они переплетены и едины (хотя зачастую находятся в противоречивых отношениях), и очень важно их функционально различать. В настоящее время налицо несоответствие российского образования потребностям человека, общества и экономики, что вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры современного профессионального образования.
Перед педагогической наукой и практикой встает задача создания принципиально новой образовательной системы, ориентирующейся на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI в. Будущему педагогу предстоит не только решать чисто профессиональные задачи, но и активно участвовать в созидании человека нового мышления, в частности экономического. В связи со сказанным можно констатировать необходимость получения студентами педагогического вуза дополнительного экономического образования.
В этой проблеме есть три ключевые позиции, которые можно выразить следующими вопросами. Для чего каждому специалисту в области педагогики экономическое образование? Что оно собой представляет? Как осуществляется? Причем представление названных позиций является действительно ключевым и для тех, кто данное образование приобретает, и для тех, кто этот процесс организует и поддерживает, т. е. и для студентов, и для преподавателей.
Материалы исследования, проведенного Лабораторией подготовки специалистов в высшей школе под руководством Е. Э. Смирновой, показывают, что возникновение новых структур образования обусловлено острой общественной потребностью в изменении и дополнении содержания образования на всех его ступенях и во всех формах. Наиболее быстрое развитие получила сфера подготовки кадров по специальностям, ориентированным на рыночную экономику.
Экономическое образование - прежде всего важнейшая общекультурная, общеобразовательная составляющая в системе профессиональной подготовки любого специалиста.
Экономическая образованность ни в коей мере не сводится лишь к простой совокупности выученных знаний по экономике. Она ориентирует специалиста на их практическое применение, представляя собой «живое знание» (В. П. Зинченко), необходимое для понимания и осуществления преобразовательных действий, достижения наибольших результатов с наименьшими затратами временных, трудовых и материальных ресурсов. Именно в этом проявляется практическая ценность экономического образования, содействующего наряду с другими факторами развитию чувства социальной ответственности и его реализации в разносторонней и позитивной активности человека.
Экономическая образованность является обязательным элементом компетентности специалиста, особенно руководителя. Необходимы и социальная ответственность, и компетентность, чтобы сознательно, в соответствии с общественным статусом, производственной необходимостью или человеческой потребностью, брать на себя право влиять на других, их деятельность, планы, намерения. Когда они оказываются в прямой производственной зависимости, становятся востребованными педагогические и экономические знания и умения, нужные для работы: ответственность как бы оснащается и педагогически, и экономически грамотными средствами реализации.
Еще одно обстоятельство, дающее ответ на вопрос, зачем будущему педагогу (пока еще студенту вуза) экономическое образование, связано с его целенаправленностью. В отличие от элементарных экономических знаний и умений, которыми в большей или меньшей степени владеет каждый человек, почерпнувший информацию и опыт прежде всего в различных собственных жизненных ситуациях и жизни окружающих, и в отличие от фрагментарности, случайности и неизбежной субъективной окрашенности почерпнутого,
экономическое образование предлагает систему объективных, выверенных наукой и жизненным опытом представлений теоретического и прикладного характера, предназначенных для субъективного применения людьми в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой даны следующие определения: профессионал - человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя); настоящий профессионал - человек, который работает высокопрофессионально; профессионализм -хорошее владение своей профессией; профессиональный - занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией. Профессионал полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности, профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Подструктурой профессионала является профессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
• социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
• специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
• персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
• аутокомпетентность - адекватное представление о своих социальнопрофессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.
Э. Ф. Зеер выделяет еще один вид компетентности - экстремальную профессиональную компетентность, т. е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о следующих видах компетентности в зависимости от уровня:
• общекультурной (уровень образованности, достаточный для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанный на
общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления культуры);
• методологической (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности);
• допрофессиональной (уровень образованности, достаточный для получения после завершения общего образования профессионального образования в избранной области).
• профессиональной компетентности.
Важнейшей особенностью профессионала является способность использовать, применять свои знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий. Эти психолого-дидактические конструкты называются компетенциями. Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.
Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании стран Европейского сообщества:
• социальная - способность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
• коммуникативная - определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
• социально-информационная - характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• когнитивная - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, умение самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
• специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э. Ф. Зеер).
Представляется, что принятие Государственного стандарта высшего профессионального образования, в основу которого положен компетентнос-тный подход, повлияет на формирование профессиональных компетенций специалиста.
Новые общественно-экономические отношения обусловливают необходимость развития образовательных систем, обеспечивающих экономическую подготовку специалиста на различных этапах его обучения. В условиях становления рынка особое значение приобретают экономические знания и навыки выпускников вузов любого профиля. Специалист с высшим образованием должен владеть методами экономического анализа и прогнозирования как на локальном уровне своего предприятия или организации, так и в более крупном масштабе. В связи с этим приобретают актуальность исследования, направленные на развитие системы непрерывного экономического образования.
Значительные возможности в организации экономического образования различных уровней предоставляет система дополнительного образования. В научно-педагогической литературе дополнительное образование рассматривается как структурный компонент непрерывного профессионального образования (Н. Ш. Валеева, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, А. М. Кочнев, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, Л. Г. Семушина). Имеющиеся исследования в области дополнительного образования касаются, в основном, методологических и теоретических аспектов развития данной системы профессионального образования, но практически не затрагивают сферы проектирования его содержания. Анализ источников по изучаемой проблеме показал, что если в целом вопросы непрерывного экономического образования находят довольно широкое отражение в научно-педагогической литературе, то дополнительное экономическое образование специалистов неэкономического профиля является сравнительно мало освещенной областью. Частные методические аспекты непрерывного экономического образования интенсивно разрабатываются в рамках высшей школы, однако и в этом случае обнаруживаются значительные пробелы:
• не определена сущность понятия «дополнительное экономическое образование»;
• не разработана модель подготовки специалиста с дополнительным высшим экономическим образованием;
• отсутствуют научно обоснованные подходы к проектированию содержания дополнительного экономического образования и диагностике знаний обучаемых.
На основании вышеизложенного следует констатировать характеризующие современное состояние дополнительного экономического образования специалистов неэкономического профиля противоречия:
• между необходимостью проектирования содержания дополнительного экономического образования и отсутствием в профессиональной педагогике соответствующей научно обоснованной технологии;
• потребностью в объективизированной оценке уровня обученности студентов по дополнительной специальности и отсутствием соответствующих педагогических контрольных материалов для диагностики дополнительных экономических знаний;
• необходимостью оценки эффективности модели подготовки специалиста с дополнительным экономическим образованием и отсутствием критериев ее оценивания.
Разрешение названных противоречий требует не только дальнейшего осмысления, но и поиска результативных путей его претворения в подготовку таких специалистов в системе профессионально-педагогического образования.
Литература
Зеер Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 245 с.
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации// Вопр. психологии. - 1993. - № 14. - С. 23-27.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1994. - 944 с.
Смирнова Е. Э., Смотрина Т. А. О процессах демократизации в школе // Социол. исследования. - 2001. - № 4. - С. 94-99.