Научная статья на тему 'Научное обоснование формирования профессиональной культуры будущих специалистов'

Научное обоснование формирования профессиональной культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / QUALIFICATION / COMPETENCE / EDUCATION / PROFESSIONAL MATURITY / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надвоцкая Валерия Валерьевна

Автор рассматривает и соотносит понятия компетентностного и квалификационного подходов, такие как «квалификация», «компетентность», «образованность», «профессиональная культура», анализирует их взаимосвязь и место на «лестнице» профессиональных достижений специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Basis for the Formation of Future Expert's Professional Culture

The author examines and relates the concepts of competency and professional approaches, such as «qualification», «competence», «education», «professional culture» and analyzes their relationship and their place on the «ladder» of specialist's professional achievements.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование формирования профессиональной культуры будущих специалистов»

ББК 74.58

В.В. Надвоцкая

Научное обоснование формирования профессиональной культуры будущих специалистов

VV. Nadvotskaya

Scientific Basis for the Formation of Future Expert’s Professional Culture

Автор рассматривает и соотносит понятия компе-тентностного и квалификационного подходов, такие как «квалификация», «компетентность», «образованность», «профессиональная культура», анализирует их взаимосвязь и место на «лестнице» профессиональных достижений специалиста.

Ключевые слова: квалификация, компетентность, образованность, профессиональная зрелость, профессиональная культура.

The author examines and relates the concepts of competency and professional approaches, such as «qualification», «competence», «education», «professional culture» and analyzes their relationship and their place on the «ladder» of specialist’s professional achievements.

Key words: qualification, competence, education, professional maturity, professional culture.

В связи с переходом на стандарты третьего поколения в качестве критерия вузовской профессиональной подготовки основным становится понятие «компетентность специалиста», понимаемое как сложный комплекс характеристик. Оно включает в себя, помимо когнитивной и операционально-технологической, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и др. При этом компетентность не сводится к набору компетенций. Рассматривая различия между этими понятиями, подчеркнем, что знаниями, умениями и опытом определяется компетентность человека, а способность мобилизовать их в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности [1, с. 31] .

При этом важным является решение вопроса о соотношении понятий компетентностного и квалификационного подходов. Это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов, определяют приоритеты квалификационного или компетентностного подходов. Квалификационный подход означает, что профессиональная образовательная программа увязывается, как правило, с объектами (предметами) труда, соотносится с их характеристиками и не свидетельствует о том, какие способности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека во многих контекстах. Компетенция, по нашему мнению, как сфера приложения знаний, умений и навыков человека содержит ее деятельностный контекст и предполагает наличие у студентов вуза внутренней

мотивации к качественному выполнению отдельных видов деятельности.

Компетенция соотносится со способностью реализовать этот опыт (знания) с умелостью, действенностью при решении типовых и творческих задач. Это понятие вытекает из компетентности, являясь формой ее проявления. Обладать компетенцией означает проявить компетентность, т.е. применить полученные знания в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах (рис. 1).

Представляется важным ответить на вопрос: почему понятие «квалификация» неполно без социальноэтического компонента? Производственные процессы современности таковы, что требуют от специалиста этических установок (генная инженерия, нанотехнологии, компьютерные технологии и пр.). Эти процессы и технологии могут быть использованы для преступных или необдуманных целей (клонирование, хакерство и т.д.).

Компетентность тесно связана с мировоззрением человека, его установками, мотивами, намерениями, ведь специалист всегда действует на основе выбора: на благо или во вред обществу, на благо профессии или для собственного интереса. Правильно или неправильно человек понимает усвоенные знания и их целевое использование - от этого зависит успешность его как специалиста, поскольку правильность понимания, а не сумма знаний определяет успешность его деятельности, а значит, и меру реализации всех его жизненно важных интересов.

С теоретической точки зрения правильнее рассматривать компетентность в ряду понятий «грамотность - квалификация - компетентность», которые

- социальноличностные и

о бщ екул ьтур н ы е компетенции;

- инструментальные компетенции;

- общенаучные компетенции

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ------- t -----------------------

- общепрофессиональные компетенции (базовые);

- профессиональноспециализированные компетенции

t

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

----------1-------------т---------

группа универсальных компетенций (ключевых), инвариантных к области деятельности

группа

профессиональ-

компетенций

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

- компетенции организационноуправленческой деятельности;

- компетенции научноисследовательской деятельности;

- компетенции проектно-

ко н стру кгор с ко й деятельности

Рис. 1. Структура компетентности выпускника вуза

являются слагаемыми более широкого понятия «образованность».

Понятие «образованности» введено С.И. Гессеном и развито в работах В.С. Леднева, Н.С. Сахаровой, Г.Н. Серикова, А.П. Тряпицыной и других ученых. Исследователи едины во мнении, что образованность -это результат образования, т.е. набор свойств и качеств, возникших у человека в процессе обучения и воспитания на основе его природных данных. Связь между категориями носит иерархический характер. В своем составе образованность содержит: систему теоретических знаний и умений; опыт деятельности, в том числе творческой; совокупность эмоционально-аксеологических норм и отношений к предмету образования (И.А. Лернер, А.И. Уман, В.С. Леднев). Следовательно, образованность представляет собой единое целое, но в теоретическом плане можно выделить несколько компонентов, точнее, инвариантных признаков, которые и составляют сердцевину образованности. С.Ф. Багаутдинова, Т.Я. Мельникова, Г.Н. Сериков называют эти инвариантные признаки: осведомленность, сознательность, действенность и умелость; они могут быть описаны конкретными критериями. В зависимости от сформированности этих признаков по указанным критериям можно выделить уровни образованности. «Профессиональная образованность» любого уровня удостоверяется присвоением человеку соответствующей профессиональной квалификации и признанием его как специалиста.

По сути, профессиональная квалификация является свидетельством того, что профессиональная образованность человека достигла такого состояния, при котором он способен самостоятельно трудиться по соответствующему профилю и уровню в определенной сфере» [2, с. 303].

Все три понятия ряда «грамотность - квалификация - компетентность» обозначают способность индивида к успешной деятельности в той или иной области практической жизни. Различия в их содержании состоят в том, что каждая из категорий отражает определенную грань названной способности, а образованность - это знаниевая база для исполнения компетенций, направленность личности на их осуществление, на рост квалификации, полную самореализацию и развитие личности в труде. В этом смысле профессиональная образованность - это интегративное качество личности, предопределяющее успех профессиональной деятельности специалиста. Высокий уровень профессиональной образованности связан с социальной зрелостью человека и подразумевает значительную долю культурной составляющей всех элементов образованности.

Грамотность является базовой категорией (когнитивная категория, гностический феномен), поскольку складывается из совокупности знаний и умений оперировать знаковыми системами естественных и искусственных языков при осмыслении и выполнении тех или иных задач.

Термин «квалификация» - скорее образовательный феномен, указывающий на уровень профессиональной обученности и натренированности. Он характеризует меру освоения профессии (или иного вида деятельности) по степени готовности человека к выполнению задач определенного уровня сложности.

Компетентность - это прежде всего оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела», это скорее когнитивно-этическая категория. Термин употребляется применительно к лицам социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их пониманию дела, а также знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от понятия

«квалификация», нейтрального в нравственно-этическом отношении, термин «компетентность» подразумевает способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям его общественного и служебного долга. В этом смысле «компетентность», будучи социальным феноменом, понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности (например инженера, педагога, врача) в системе социального и технологического разделения труда. В смысловом поле компетентность соотносится с понятиями «осведомленность». «эрудированность», «усвоенность социального опыта», намеренность этот опыт применить и обосновать свою позицию (выбор) (рис. 2).

Рис. 2. Представление понятия «образованность»

Поскольку компетентность является частным случаем образованности, в содержание которой включены знания, опыт деятельности, в том числе творческой, усвоение норм и отношений, рассмотрим образованность как категорию компетентностного подхода. В качестве инвариантных признаков такого базового понятия, как «образованность» в науке выделяют, как мы отметили выше, осведомленность, сознательность, умелость, действенность. Именно эти инвариантные признаки, на наш взгляд, позволяют лучше понять видовые категории «компетентность», «компетенция», «квалификация» и соотнести их с метакатегорией «профессиональная культура». Каждый из признаков имеет разную степень проявления у отдельных людей, т.е. его можно измерить.

Признаками осведомленности человека являются его эрудированность, системность усвоенного социального опыта и способность его воспроизвести. Соответствующими критериями осведомленности являются смысловая точность, полнота и объем

воспроизведения. Природоопределенными предпосылками служат память, мыслительные процессы. Индивидуальный характер осведомленности связан с интересами, жизненным опытом, личностным потенциалом человека.

Сознательность, по Г.Н. Серикову, это мера «воздействия усваиваемого человеком социального опыта на его способности выражать свое собственное отношение к себе и к окружению». Ее признаками являются логичность в рассуждениях, осмысленная намеренность применять знания, способность делать логические выводы из усвоенного социального опыта (выбор), обосновывать истинность знания. Природоопределеннными предпосылками сознательности являются мыслительные процессы, свойства и виды мышления, индивидуальная картина мира человека.

Действенность - это проявляемая внутренняя готовность и намерение действовать в соответствии с усвоенными теоретическими знаниями, бази-

рующимися на осведомленности и сознательности. Признаками действенности являются внутренняя направленность на применение знаний, способность соотносить знания с практическими задачами, активность. Степень активности является критерием сформированности готовности к деятельности в структуре образованности человека. Природоопределенные предпосылки действенности - темперамент, эмоционально-личностные особенности человека, его система ценностей и смыслов.

Умелость - это мера способностей человека выражать свои актуальные потребности, пользоваться знаниями и способами деятельности в жизни и профессии. Признаки умелости - способность расчленять знания, строить логические конструкции, синтезировать знания для решения практических задач. Критериями умелости считают сформированные умения и навыки, сложившиеся способности и опыт применения знаний. Умелость невозможна без осведомленности, сознательности и действенности, что и дает право отождествлять сформированную умелость с достигнутым уровнем образованности. Следовательно, природоопределенную основу умелости составляют вышеперечисленные особенности человека. На уровне умелости возможно достижение качественно иного уровня образованности без количественного расширения ее объема, лишь за счет внутренних процессов усвоения, систематизации, оценки поступивших сведений, за счет выработки или изменения ценностного отношения к ним (рис. 3) [2, с. 303].

Если осведомленность и сознательность можно расширять, например, через формирование теоретиче-

ского мышления и системы ценностей, то умелостью и действенностью можно управлять. Практически умелость проявляется во владении соответствующими компетенциями, т.е. уровень умелости - это и есть уровень компетенции, а содержание действенности и умелости раскрывается через понятия «компетенция» и «квалификация». Компетентность же соотносится с осведомленностью и сознательностью специалиста, его способностью осуществлять профессиональные компетенции. Следовательно, категория «образованность» является понятием более общим, родовым, а «профессиональная образованность» - видовым.

Любая профессиональная образованность (инженерная, медицинская и т.д.) может быть описана признаками видового понятия: осведомленность, сознательность, действенность, умелость, которые неразрывно связаны с внутренней индивидуальной культурой специалиста.

Высокий уровень образованности, как мы уже отметили, подразумевает значительную долю культурной составляющей во всех ее элементах, если рассматривать культуру как высшее достижение в какой-либо сфере человеческой деятельности. Любая культура является диалектическим соединением двух процессов: опредмечивания (создания культурных ценностей) и распредмечивания (освоения культурного наследия). А.А. Касьян в своей работе справедливо, на наш взгляд, характеризует процесс распредмечивания, происходящий в таких специальных социальных институтах, как процесс образования [3, с. 183]. В свою очередь, образованному человеку, по мнению В.С. Библера, присущи «потенции к воспроиз-

Рис. 3. Взаимозависимость образованности, квалификации, компетентности и компетенций

водству культуры, к самопорождению культурных инноваций», т.е. опредмечиванию, созданию ценностей культуры [4, с. 29]. Как справедливо отметил Е.В. Квятковский, опредмечивание всегда связано с самореализацией личности, в том числе и с профессиональной самореализацией, когда человек создает определенный продукт (вещь, способ деятельности, образец отношения и т.д.), становящийся впоследствии частью этой профессиональной (и шире - человеческой) культуры. Ясно, что опредмечивание (созидание, творчество) требует подготовленности и, следовательно, связано с достаточным для творчества уровнем профессиональной образованности человека [5, с. 32].

М.С. Каган выделяет три уровня функционирования культуры: общий, особенный и единичный. Ю.А. Рождественский выделяет три вида культуры по ее носителям и способам пользования:

• культура общества - это вся совокупность фактов культуры; на исключительное владение или использование их не имеет права ни частное лицо, ни какой-либо коллектив;

• культура коллектива - акт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, служит источником деятельности этого сообщества;

• культура личности - знание фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умение пользоваться культурой и личный опыт. Культура личности служит источником личных достижений, а также культуры коллектива и культуры общества [6, с. 112].

Культура имеет множественную размерность, что дает возможность выделять локальные культуры: культуру быта, культуру общения, культуру речи, валеологическую культуру, правовую и т.д. Профессиональная культура - это мера и способ

творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий. Таким образом, это обобщенная характеристика разнообразных видов деятельности профессионала, она предполагает развитие интересов, ценностных ориентаций, способностей личности в течение длительного времени. Профессиональная культура тесно сопряжена с высоким уровнем профессионального самосознания и выражается в адекватности самооценок, полном осознании профессиональных требований и своих возможностей, в формировании умений соотносить эти требования со своими возможностями, в наличии профессиональной рефлексии. Развитие профессионального самосознания является ведущим условием становления профессионала как субъекта собственного профессионального пути, который способен превратить свой труд в объект творческого преобразования. Перечисленные критерии указывают на «дозу» личностного в развитии профессионала и называются «профессиональной зрелостью». Чем развитее самосознание, тем выше уровень (степень) профессиональной зрелости. Проявлением профессиональной зрелости исследователь считает наличие у человека сформированных представлений о профессиональном долге, совести, чести, смысле своей профессиональной деятельности [3, с. 183].

Профессиональная зрелость - это не столько этап профессиональной деятельности, связанный со стажем и опытом работы, сколько следствие интрагенной активности самого человека как индивида, личности, субъекта деятельности и единства требований профессии вкупе с профессиональной подготовкой. Г.И. Хозяинов называет этот высший уровень профессионализма мастерством (рис. 4) [7, с. 105].

Рис. 4. Лестница профессиональных достижений специалиста

Таким образом, в нашем понимании термины «профессиональная грамотность», «квалификация», «компетентность», «компетенция», «профессиональная зрелость (мастерство)» являются ступеньками лестницы профессиональных достижений дипломированного специалиста в процессе

его профессионального роста и развития. Задача же научно-образовательного процесса вуза - формирование компетентностей и компетенций будущих специалистов и развитие их готовности к самореализации на основе полученной профессиональной образованности.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 2002. - №2 (14).

2. Сериков ГН. Образование и развитие человека. - М., 2002.

3. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. - Н. Новгород, 1996.

4. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1998. - №6.

5. Квятковский Е.В. Самоопределение личности как педагогическая проблема // Педагогика. - 1993. -№2.

6. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. - М., 2002.

7. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.