Научная статья на тему 'Система IT-сопровождения участников образовательных программ'

Система IT-сопровождения участников образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / INTERNATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / COLLABORATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INFORMATION RESOURCE (WEB-SITE) / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС (WEB-SITE) / IT SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ширина Татьяна Геннадьевна, Ширин Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены проблемы сопровождения участников международных образовательных программ. На основе российского и зарубежного опыта представлена целостная система IT-сопровождения, инструментом которой выступает информационный ресурс(Web-site).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ширина Татьяна Геннадьевна, Ширин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT SUPPORT SYSTEM FOR THE PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROGRAMS

In the article we describe problems of support system for the participants of international educational programs. Basing on Russian and foreign experience we present an integral IT support system which tool is information resource (Web-site).

Текст научной работы на тему «Система IT-сопровождения участников образовательных программ»

С.Я. Гринев

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7. Хохленкова Л.А. Роль экономической куль-

1. Гавров С. Н. Нацюнальна культура й модершзащя туры в формировании профессиональной компетен-суспiльствa I Гавров С.Н. М.: Наука, 2004. 178 с. ции будущих специалистов сферы сервиса II Вестник

2. Балабанова Л.В. Оргашзащя пращ менеджера Поволжского государственного университета сервиса. Л.В. Балабанова, О.В. Сердюк. - К.: ВД «Професюнал», Серия: Экономика. 2011. № 15. С. 77-80.

2004. 304 с. 8. Добрыдень А.В. Культура общения как составля-

3. Каган М. С. Фiлософiя культури. Становлення й ющая профессионального мастерства педагога II Азимут розвиток I Каган М. С. Спб.: Лань, 1998. 301 с. научных исследований: педагогика и психология.

4. Кузнецова Т. Ф. Культура: теори й проблеми 2013. № 2. С. 11-14.

Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайташв. М.: 9. Тимушкин А.В. Оценка профессиональной под-

Наука, 2005. 284 с. готовленности будущих преподавателей физической

5. Мыхнюк М.И. Цели развития профессиональ- культуры II Вектор науки Тольяттинского государственной культуры преподавателей специальных дисциплин ного университета. 2011. № 4. С. 493-495.

ПТУЗ II Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 10. Гриньов С. Я. Розвиток професшно1 культури

63-66. майбуттх фах1вщв проектного менеджменту в умовах

6. Базавлуцкая Л.М. Организаторская культура как мапстратури С. Я.Гриньов Проблеми подготовки сучас-результативность профессиональной деятельности ме- ного вчителя: збipник наукових праць Уманського дер-неджера II Вектор науки Тольяттинского государствен- жавного педагопчного унiвepситeту iмeнi Павла Тичини I ного университета. Серия: Педагогика, психология. [ред. кол.: Побipчeнко Н. С. (гол. ред.) та ш.]. Умань: ФОП 2012. № 2. С. 35-37. Жовтий О. О., 2013. Випуск8. Частина2. - С. 152 - 158.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG FUTURE PROJECT MANAGEMENT SPECIALISTS

© 2014

S.Y. Griniov, postgraduate student of the Department of pedagogical skill and management

Poltava National Pedagogical University named after V. G. Korolenko, Poltava (Ukraine)

Annotation: The article considers the process of professional culture formation through the prism of professional functions performance and the possibility of further specialist self-improvement, which is manifested through the unity of the personal and professional qualities of the individual, the degree of his knowledge achievements and professional competence, social and professional mobility, which contributes to the social and spiritual development in conditions of entering the European educational space.

Keywords: culture, professional culture, future specialists, structural components of professional culture, project management, criteria.

УДК 378.14

СИСТЕМА IT-СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© 2014

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Т.Г. Ширина, аспирант Д.А. Ширин, аспирант

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы сопровождения участников международных образовательных программ. На основе российского и зарубежного опыта представлена целостная система IT-сопровождения, инструментом которой выступает информационный ресурс^еЬ^йе).

Ключевые слова: международная деятельность вуза, совместные образовательные программы, академическая мобильность, информационно-технологическое сопровождение, информационный ресурс (Web-site).

Интернационализация системы высшего образования ведет к активному развитию международной деятельности вузов. Если раньше представление о международной деятельности университета было связано только с академической свободой, мобильностью отдельных представителей высшей школы и свободным обменом информацией, то сейчас, университеты являются партнерами в реализации совместных образовательных программ и научно-образовательных проектов. В процессе их реализации предполагается интеграция ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах, чтобы участники университета-партнера имели доступ к интегрированным академическим ресурсам, обеспечивающим высокое качество образования в данной предметной области. [1;5] Поэтому очень важно организовать необходимые условия для поддержки и сопровождения участников. Коммуникативные и дистанционные технологии позволяют, на наш взгляд, сделать международное сотрудничество университета более информативным и интенсивным. [4]. В связи с этим, мы считаем необходимым уделить достаточное внимание процессу сопровождения с помощью информационных технологий,

направленного на успешную адаптацию и эффективное сотрудничество университетов в рамках реализации совместных образовательных программ.

Проведя подробный анализ понятия «сопровождение» и его возможности в современном обществе [2;3], мы определили информационно-технологическое сопровождение как процесс целенаправленного и последовательного взаимодействия, с помощью информационных технологий, для успешной адаптации, обучения, профессионального и личностного развития участников международных образовательных программ.

Как правило, работа по созданию условий информационно-технологического сопровождения участников международных образовательных программ требует комплексного решения. В процессе реализации совместных образовательных программ участниками могут выступать как студенты, так и профессорско-преподавательский состав (дисциплины для иностранных студентов, командировки в университет для чтения лекций, совместной научной работы, конференций и т.д.).

Проанализировав процесс реализации совместной образовательной программы (на примере про-

И.А. Донина, Т.Г. Ширина, Д.А. Ширин СИСТЕМА ^-СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

граммы «Двойной Диплом» НовГУ и Университета Хильдесхайм), нами были выделены часто встречающиеся проблемы среди студентов и преподавателей. Проблема доступности и актуальности необходимой информации; проблема изучения практического и специального языка, языковой барьер; проблема психологического стресса, чувство одиночества; трудности в работе с иностранной литературой и т.д.

Таким образом, проанализировав специфику совместных образовательных программ, а также обозначив возникающие проблемы, с которыми сталкиваются участники программы «Двойной Диплом», мы сформулировали Систему информационно-технологического сопровождения, направленную на успешную адаптацию, обучение, профессиональное и личностное развитие.

Рис. 1. Система ГГ-сопровождения участников образовательных программ

Структуру системы информационно-технологического сопровождения определяют четыре ее компонента: концептуально-целевой, содержательно-процессуальный, организационно-управленческий и рефлексивно-диагностический.

Концептуально-целевой компонент содержит в себе цель, принципы и подходы.

Цель: создание системы информационно-технологического сопровождения для успешной адаптации, обучения, профессионального и личностного развития участников международных образовательных программ.

Концептуальную основу системы информационно-технологического сопровождения оставляют следующие принципы: принцип системности и целостности - означает взаимосвязь и взаимодействие всех содержательных компонентов; принцип ситуативности - учет совокупности обстоятельств и условий, побуждающих принимать решения и предпринимать управленческие действия; принцип непрерывности и открытости - обеспечивает всем субъектам муниципального образования свободу в выборе направления непрерывного профессионально-творческого развития; принцип информатизации - предполагает оптимальное использование современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Методологическая основа модели опирается на следующие подходы: системный, заключающийся в том, что любой аспект управления рассматривается одновременно и как система, и как элемент более крупной, объемлющей его системы; гуманистический — поддержка и защита в социальном, правовом, педагогическом и медико-психологическом аспектах; средовой подход представляет собой теоретическую основу действий, продуктом которых является среда, а конечным результатом - тип личности.

Содержательно-процессуальный компонент включает в себя этапы реализации системы информационно-

технологического сопровождения:

Подготовительный этап (агитация новых участников, подготовка к участию в проекте, оформление документации);

Основной (обучение, помощь в адаптации, организации образовательного процесса, знакомство с университетом, культурой, традициями и законами);

Заключительный (рефлексия, сбор результатов обучения, оформление документов).

Также к содержательно-процессуальному компоненту относится Сайт, как инструмент системы информационно-технологического сопровождения, который заключается в сборе, обработке, хранении и поиске информации, а также в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме. Сайт может содержать в себе следующие разделы:

- О программе

- Подготовка к участию

- Обучение в программе

- Защита ВКР

- Сведения об университете

- Особенности культуры вуза-партнера

- Контакты

- Открытое обсуждение вопросов

- Мероприятия и события и др.

Организационно-управленческий компонент обусловлен наличием кураторов, отвечающих за организацию учебного процесса и тьюторов, выполняющих функции поддержки процесса постоянного самоопределения, передавая свой опыт, сопровождая студента во всех сферах его жизни.

Особую роль в организационно-управленческом компоненте системы информационно-технологического сопровождения играет административное сопровождение. В нашем исследовании функции административного сопровождения реализуются, в большей степени, посредством наполнения, изменения, координирования Сайта. То есть, организационно-управленческие функции реализуются с помощью информационных технологий как механизм целостной системы сопровождения.

Рефлексивно-диагностический компонент системы информационно-технологического сопровождения раскрывает в себе критерии и результат реализации системы. Проанализировав проблемы, на решение которых нацелено создание информационно-технологического сопровождения, а также с учетом цели, нами были выделены следующие критерии оценки эффективности реализации системы информационно-технологического сопровождения: информированность и адаптирован-ность. Говоря о критериях оценки эффективности реализации системы информационно-технологического сопровождения, стоит обратить внимание на цикличный характер рефлексивно-диагностического компонента. Процесс информационно-технологического сопровождения является непрерывным, постоянно дополняющимся, в ходе которого обновляются и совершенствуются информационные ресурсы, используя все более совершенные технологии.

Таким образом, совершенствование процесса сопровождения достигается путем формирования целостной системы, на основе собственного и зарубежного опыта с учетом специфических проблем, с которыми сталкиваются участники совместных образовательных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы/Ю.Д. Артамонова. А.Л.Демчук, Е.В.Караваева. - М.: КДУ, 2011. - 56 с.

2. Бережнова Л.Н., Семикин В.В. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие. -СПб, 2002.

И.А. Донина, Т.Г. Ширина, Д.А. Ширин

СИСТЕМА IT-СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

3. Богословский В.И. Научное сопровождение об- конференции/ Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. разовательного процесса: методологические характери- 5. Певзнер М.Н. Интернационализация высшего об-стики. Монография. -СПб, 2002. разования: от международных контактов к стратегиче-

4. Новые информационные технологии в образова- скому партнерству [Текст] / М.Н. Певзнер, А.Г. Ширин // нии. Материалы международной научно-практической Педагогическое образование и наука. - 2004. - №4.-С. 47-49.

IT SUPPORT SYSTEM FOR THE PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROGRAMS

© 2014

I.A. Donina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of professional pedagogical education and social management T.G. Shirina, postgraduate student D.A. Shirin, postgraduate student

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Velikiy Novgorod (Russia)

Annotation: In the article we describe problems of support system for the participants of international educational programs. Basing on Russian and foreign experience we present an integral IT support system which tool is information resource (Web-site).

Keywords: international activity of university, collaborative educational programs, academic mobility, IT support, information resource (Web-site).

УДК 372.461

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К УСВОЕНИЮ ЛЕКСИКИ УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2014

А.В. Жаровская, аспирант

Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника, Ивано-Франковск (Украина)

Аннотация: В статье анализируется состояние готовности будущих педагогов к усвоению лексики учащихся начальной школы. Обоснованно концептуальные подходы к речевой подготовки учителя начальной школы. Автор раскрывает принципы усвоения профессиональной речи и обнаруживает педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к усвоению лексики младших школьников.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, лексика, ученики начальной школы.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема подготовки будущих учителей особенно обострилась в связи с переходом к рыночной экономике. Именно поэтому современное развитие педагогической науки требует инновационных подходов к системе подготовки специалистов начальной школы. Формирование педагогов нового типа возможно только при условии переориентации и усовершенствования путей, методов, средств, технологий в учебно-воспитательном процессе высших педагогических учебных заведений.

В лингводидактических и методологических исследованиях обосновываются отдельные аспекты языковой, речевой, методической подготовки учителей. Украинскими и российскими учеными рассмотрены пути формирования языковой личности студентов и школьников (Г. Богин, Л. Паламар, Л. Струганец, Т. Симоненко и др.).

Вместе с тем в педагогике отсутствуют научные работы, в которых обосновывалась бы система профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в современных социокультурных условиях. В силу этого актуальной является проблема подготовки учителя начальной школы в единстве культурно-языковой личности и профессионально компетентного специалиста-исследователя, у которого сформированы языково-мотивационная, коммуникативно-информационная, операционно-деятельностная готовность к творческой педагогической, научной и самообразовательной деятельности. Усовершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы с учетом компетентностно-ориентированного подхода является важным фактором влияния на качество личностной культуры, учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности, учебно-поисковых и педагогических практик в условиях высшего педагогического учебного заведения.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научных исследований демонстрирует, что сегодня педагогические университеты осуществляют подготовку

студентов на основе инновационных подходов. В то же время в процессе подготовки существует ряд противоречий, преодоление которых представляет существенный практический и теоретический интерес, в частности противоречие между социокультурными преобразованиями и традиционной системой профессиональной подготовки учителей начальной школы.

В контексте исторического анализа проблема профессиональной подготовки была актуальной во все времена. Понятие «готовность» к профессиональной педагогической деятельности в исследованиях ученых (Ф. Гоноболин, Н. Кузьмина, М. Кобзев, В. Сластенин и др.) определяется как сложное социально-педагогическое явление, которое включает комплекс индивидуально-психологических качеств личности и систему профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности [1].

Проблема профессиональной компетентности в теории и практике высшей школы является довольно актуальной, ей посвящено немало научных трудов, в которых определяются разные подходы к ее решению. Анализируя эти работы (В. Сластенин, Ю. Алферов, С. Антипова, Ф. Гоноболин, В. Кричевский, Л. Семушина и др.) можно выделить несколько направлений в исследовании содержания педагогической подготовки, педагогического мастерства. За основу определения готовности берется профессиограмма, то есть модель будущего специалиста, представляющая собой систему требований и дающая возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки. Таким способом, определяются теоретические знания, педагогические умения и навыки, необходимые для реализации учебно-воспитательных функций педагога.

Второе направление рассматривает классификацию педагогических умений и навыков по ведущим компонентам педагогической деятельности (Н. Кузьмина): конструктивным, организаторским, коммуникативным, гностическим, требующим от педагога соответствую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.