Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации системы it- сопровождения студентов в рамках программы «Двойной диплом»'

Оценка эффективности реализации системы it- сопровождения студентов в рамках программы «Двойной диплом» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА IT-СОПРОВОЖДЕНИЯ / ВЕБ-САЙТ ВУЗА / EFFECTIVENESS / COOPERATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / SYSTEM OF IT-ACCOMPANIMENT / WEBSITE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширин Д.А.

На основе анализа проблем, с которыми сталкиваются участники совместных образовательных программ, на основе собственного и зарубежного опыта, автором была разработана система информационно-технологического (IT) сопровождения, направленная на успешную адаптацию, обучение, профессиональное и личностное развитие студентов с помощью информационных технологий. Инструментом системы IT-сопровождения выступает информационный ресурс (веб-сайт), который обеспечивает участников программы всей необходимой информацией. В данной статье представлены результаты исследования эффективности реализации системы IT-сопровождения студентов на примере программы «Двойной Диплом» в Университете НовГУ Великого Новгорода (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF EFFECTIVENESS IN REALIZATION OF SYSTEM IT - ACCOMPANIMENT FOR STUDENTS IN THE PROGRAM “DOUBLE DIPLOMA”

We developed an IT-support system aimed at successful adaptation, training, professional and personal development of students through information technologies based on the analysis of the problems faced by participants of joint educational programs and our own and foreign experience. The IT-support system tool is the informational resource (web site) that provides all the necessary information to the participants. This article presents the research results of the effectiveness implementation of the IT-support system for students based on an example of the program “Double Diploma” at the Novgorod State University in Veliky Novgorod (Russia).

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации системы it- сопровождения студентов в рамках программы «Двойной диплом»»

УДК 378.16

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ IT- СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В

РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ»

Д. А. Ширин

THE EVALUATION OF EFFECTIVENESS IN REALIZATION OF SYSTEM IT — ACCOMPANIMENT FOR STUDENTS IN THE PROGRAM "DOUBLE DIPLOMA"

D.A.Shirin

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, dmitry_shirin@yahoo.de

На основе анализа проблем, с которыми сталкиваются участники совместных образовательных программ, на основе собственного и зарубежного опыта, автором была разработана система информационно-технологического (IT) сопровождения, направленная на успешную адаптацию, обучение, профессиональное и личностное развитие студентов с помощью информационных технологий. Инструментом системы IT-сопровождения выступает информационный ресурс (веб-сайт), который обеспечивает участников программы всей необходимой информацией. В данной статье представлены результаты исследования эффективности реализации системы IT-сопровождения студентов на примере программы «Двойной Диплом» в Университете НовГУ Великого Новгорода (Россия).

Ключевые слова: эффективность, совместная образовательная программа, система IT-сопровождения, вебсайт вуза

We developed an IT-support system aimed at successful adaptation, training, professional and personal development of students through information technologies based on the analysis of the problems faced by participants of joint educational programs and our own and foreign experience. The IT-support system tool is the informational resource (web site) that provides all the necessary information to the participants. This article presents the research results of the effectiveness implementation of the IT-support system for students based on an example of the program "Double Diploma" at the Novgorod State University in Veliky Novgorod (Russia). Keywords: effectiveness, cooperative educational program, system of IT-accompaniment, website of higher education institution

В результате активно развивающейся интернационализации образования и создания единого европейского образовательного пространства все большую популярность набирают совместные образовательные программы, в ходе реализации которых предполагается разработка двумя и более странами общей образовательной программы, завершающейся двойным или многосторонним дипломом [1, с. 8]. Участники совместных образовательных программ получают возможность обучаться в вузе-партнере и пользоваться информационными ресурсами другой страны, что, в свою очередь, требует создания необ -ходимых условий для сопровождения и поддержки участников, для обеспечения качественного образования.

Учитывая тот факт, что современное информационное общество характеризуется двумя ведущими тенденциями — глобализацией информационных процессов и увеличением сервисной составляющей всех процессов, постановка вопроса о разработке сис-

темы 1Т-сопровождения студентов в рамках международных образовательных программ затрагивает обе эти тенденции: информационные технологии как технологическая составляющая системы и сопровождение как сервисная.

Проведя подробный анализ понятия сопровождение и его возможности в современном обществе [2, с. 22], мы определили информационно-технологическое сопровождение (далее ИТ-сопровождение) студентов как процесс целенаправ-ленного и последовательного взаимодействия, с по -мощью информационных технологий, для успешной адаптации, обучения, профессионального и личностного развития студентов, участников международных образовательных программ.

В рамках данного исследования, под эффективностью системы 1Т-сопровождения мы рассматриваем достижение положительного результата после внедрения системы и решение выявленных проблем с минимальными затратами ресурсов.

Для оценки эффективности реализации системы информационно-технологического сопровождения студентов в процессе реализации международной образовательной программы «Двойной Диплом» мы рассматривали экспериментальную программу «Двойной диплом», которая осуществлялась на психолого-педагогическом факультете НовГУ с 2004 года. Договор, заключенный университетами двух городов (Великого Новгорода и Хильдесхайма), впервые открыл германским и российским студентам возможность по окончании обучения получить сразу два диплома. Так как программа «Двойной диплом» подразумевает обучение в течение, как минимум, двух семестров в университете-партнере, в результате анализа опроса и анкетирования студентов, пребывающих в вузе-партнере, нами были сформулированы основные проблемы, степень выраженности которых отражена в критериях оценки эффективности системы информационно-технологического сопровождения.

1. Информационные проблемы (доступности информации; актуальности данных; своевременного информационного обеспечения).

2. Лингвистические проблемы овладения знаниями и навыками основной деятельности (изучение практического языка, языка специальности; понимания речи преподавателя).

3. Этнокультурные проблемы межличностного взаимодействия и взаимодействия с окружающей со-

циальной средой (межкультурная коммуникация, повседневное общение; доступ к информации на родном языке).

4. Проблемы безопасности и обеспечения недеятельности (расизм и уличная преступность; легализация и подтверждение статуса; регистрационно-визовые мероприятия, связанные с заполнением разнообразных анкет, заявлений и других документов).

5. Проблемы профессиональной самореализации (получение работы, связанной со знанием языка; необходимость «оправдания ожиданий»).

6. Преодоление психоэмоциональной нагрузки (ложное ощущение свободы, граничащее с одиночеством; психологический стресс, чувство страха и тревоги перед неизвестностью, тоска по родине, близким людям; религиозные факторы, способствующие развитию депрессии и препятствующие успешной адаптации студентов).

7. Необходимость интеллектуальной адаптации (недостаток уровня базовых знаний по фундаментальным дисциплинам и различие учебных программ средней школы; сложность при работе с литературой).

Исследование оценки эффективности системы информационно-технологического сопровождения проводилось по каждой выделенной проблеме. Студентам, участвующим в программе «Двойной диплом», предлагалось оценить каждую из 7 проблемам по 10-балльной шкале, где «1» — «практически не

Рис. Оценка эффективности реализации системы IT-сопровождения студентов в рамках программы «Двойной Диплом»

сталкивались», а «10» — «часто сталкивались». Анализ анкетирования респондентов показал следующие результаты.

Проблема доступности и актуальности информации, а также ее своевременного обновления была оценена респондентами на 7,5 баллов. После внедрения системы информационно-

технологического сопровождения показатель проблемы снизился на 47% (3,5 балла). Решение данной проблемы мы видим в создании сайта, обеспечивающего студентов всей необходимой информацией, и наличии административного сопровождения, которое, в свою очередь, отслеживает актуальность и своевременное обновление информационной базы.

Показатель эффективности системы информационно-технологического сопровождения по лингвистическим проблемам имеет низкое значение. Если до внедрения системы 1Т-сопровождения респонденты оценили эту проблему в 8 баллов, то после внедрения — показатель снизился на 0,5 балла. Мы считаем, что столь низкий результат объясняется тем, что проблема использования практического (разговорного) языка, или трудности в понимании речи преподавателей, скорее, зависят от уровня знаний студента или индивидуальных способностей. Данный вопрос будет дорабатываться нами позднее.

До внедрения системы 1Т-сопровождения респонденты оценили этнокультурные проблемы на 7 баллов из 10. После внедрения системы 1Т-сопровождения показатель снизился на 28% (2 балла), и составил 5 баллов. Трудности в повседневном общении, трудности доступа к информации на родном языке, проблема питания, традиций кухни, досуга, условий — все эти вопросы мы постарались решить в процессе реализации системы ИТ-сопровождения. Культурно-досуговые мероприятия, встречи и совместные занятия, как в родном университете, так и в университете-партнере, поддержка тьюторов, а также онлайн общение со студентами, имеющими опыт обучения в программе «Двойной Диплом», помогли снизить показатель этнокультурных проблем.

Проблема безопасности и обеспечения жизнедеятельности включает в себя многие факторы. Так, например, по словам респондентов, с проблемой расизма или уличной преступностью они не сталкивались, в то время как регистрационно-визовые мероприятия, продление виз, заполнение разнообразной документации вызывали у них трудности. Показатель 6 баллов после внедрения системы ИТ-сопровождения снизился на 30% (2 балла). Основные вопросы, связанные с оформлением документов, заполнением анкет и виз, были также решены с помощью привлечения тьюторов и размещения информации на вебсайте.

Оценка респондентов проблемы профессиональной самореализации имеет низкий показатель — 3 балла. После внедрения системы ИТ-сопровождения показатель упал на 0,5 балла. Такой результат объясняется тем, что в рамках проекта «Двойной Диплом» вопрос трудоустройства отсутствует. Студенты, находящиеся на обучении в университете-партнере, не имеют права работать, так как целью поездки являет-

ся только учеба, и финансовая сторона решается обеспечением ежемесячной стипендии, удовлетворяющей все потребности студента. Косвенно эта проблема касается студентов только в прохождении научно-педагогической практики в вузе-партнере, что объясняет данные показатели.

До внедрения системы ИТ-сопровождения, проблемы преодоления психоэмоциональной нагрузки были оценены респондентами на 7 баллов. Психологический стресс, связанный с временным переездом в другую страну, отсутствием родной речи и близких людей, как правило, проходит в период адаптации студента. Конечно, здесь необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности, но в целом можно сказать, что с помощью поддержки кураторов и тьюторов, а также знакомства с культурой, страной и новыми условиями на подготовительном этапе реализации системы ИТ-сопровождения удалось снизить показатель на 47% (с 7 баллов на 4 балла).

Показатель оценки проблемы необходимости интеллектуальной адаптации респонденты оценили в 4 балла. После внедрения системы ИТ-сопровождения показатель снизился на 25% (1 балл). Проанализировав результаты беседы, можно сделать вывод, что уровень знаний студентов, предварительная подготовка в родном университете, их готовность к обучению в университете-партнере помогает им в процессе обучения. С проблемой нехватки знаний по фундаментальным знаниям или работы с литературой студенты сталкиваются не часто. Реализация целостной системы ИТ-сопровождения, направленной на повышение профессионального и личностного развития, успешную адаптацию и организацию учебного процесса, решает проблему необходимости интеллектуальной адаптации и сопровождает студента, участвующего в программе «Двойной Диплом» на протяжении всего его обучения.

Проанализировав характер и специфику каждой проблемы, возникающей у студентов, обучающихся по программе «Двойной Диплом», мы выделили два основных показателя оценки эффективности системы ИТ-сопровождения студентов: показатель информированности и показатель адаптированности.

Согласно рисунку, можно сделать вывод, что результат внедрения системы ИТ-сопровождения имеет положительный характер. С учетом сроков реализации системы (полгода), нам удалось снизить (в среднем на 25—30%) уровень встречающихся проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, обучаясь по программе «Двойной Диплом».

Кроме того, в рамках анализа исследования эффективности системы ИТ-сопровождения студентов (наблюдение, анкетирование, неформализованные беседа и интервью), была выявлена важность создания информационного ресурса (веб-сайта), а также выдвинуты пожелания респондентов по информационной наполняемости сайта. Так, например, студенты, участвующие в программе «Двойной диплом», выделили значимость сведений о культуре и традициях, а также важность всех основных контактов по проекту. Руководители проекта, в рамках проводимой беседы, подтвердили необходимость размещения ин-

формации об оформлении, и защите «Двойного Диплома», а также посчитали наличие обратной связи и открытых вопросов всех участников программы хорошим инструментом рефлексивно-диагностического компонента. Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что система ^-сопровождения отвечает требованиям процесса реализации программы «Двойной диплом», обеспечивая необходимой информацией всех участников международной образовательной программы.

Результатом реализации системы ГГ-сопровождения служит успешная адаптация, обучение, профессиональное и личностное развитие студентов, участников международных образовательных программ. Таким образом, организация процесса сопровождения студентов, обучающихся в вузе-партнере, достигается путем формирования целостной системы, с помощью информационных технологий. Учитывая ряд специфических проблем, с которыми сталкиваются участники совместных образовательных программ, система ГГ-сопровождения требует постоянного совершенство-

вания и своевременной корректировки.

1. Артамонова Ю.Д., Демчук А. Л., Караваева Е.В. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М.: КДУ, 2011. 56 с.

2. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 6. С. 22-24.

References

1. Artamonova Yu.D., Demchuk A.L., Karavaeva E.V. Sovmestnye obrazovatelnye programmy vuzov: sostoianie, problemy, perspektivy [Joint educational programs of higher education institutions: state, problems, prospects]. Moscow, KDU Publ., 2011. 56 p.

2. Donina I.A., Shirina T.G., Shirin D.A. Sistema IT-soprovozhdeniia uchastnikov obrazovatelnykh program [IT-support system for the participants of educational programs]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 2014, no. 6, pp. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.