Научная статья на тему 'К проблеме педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики'

К проблеме педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / TEACHING INTERNSHIP / GUIDANCE / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучалина Александра Ивановна, Ляхова Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается проблема сопровождения студентов на практике в контексте гуманизации образования. Предлагается модель педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде на практике, способствующая личностно-профессиональному развитию. Выявлены и содержательно наполнены компоненты сопровождения студентов в период практики. Представлены возможности информационно-образовательной среды для сопровождения студентов в условиях практики. Полученные результаты могут быть использованы для повышения качества прохождения практики студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучалина Александра Ивановна, Ляхова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF STUDENTS' PEDAGOGICAL GUIDANCE IN THE INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT DURING INTERNSHIPS

The paper addresses the problem of students' guidance during internships in the context of humanization of education. The authors introduce a model of students' pedagogical guidance in the informational and educational environment in the practice, promoting personal professional development. Components of students's guidance during internships are revealed and substantially filled. Possibilities of the informational and educational environment for guiding students during internships are presented. The received results can be used for improvingthe quality of students'practical training.

Текст научной работы на тему «К проблеме педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики»

УДК 378.147

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ

А. И. Чучалина, О. Г. Ляхова

PROBLEM OF STUDENTS’ PEDAGOGICAL GUIDANCE IN THE INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT DURING INTERNSHIPS

A. I. Chuchalina, O. G. Lyakhova

В статье рассматривается проблема сопровождения студентов на практике в контексте гуманизации образования. Предлагается модель педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде на практике, способствующая личностно-профессиональному развитию. Выявлены и содержательно наполнены компоненты сопровождения студентов в период практики. Представлены возможности информационно-образовательной среды для сопровождения студентов в условиях практики. Полученные результаты могут быть использованы для повышения качества прохождения практики студентами.

The paper addresses the problem of students’ guidance during internships in the context of humanization of education. The authors introduce a model of students’ pedagogical guidance in the informational and educational environment in the practice, promoting personal professional development. Components of students’s guidance during internships are revealed and substantially filled. Possibilities of the informational and educational environment for guiding students during internships are presented. The received results can be used for improvingthe quality of stu-dents’practical training.

Ключевые слова: педагогическая практика, сопровождение, информационно-образовательная среда, структурно-функциональная модель, обратная связь.

Keywords: teaching internship, guidance, informational and educational environment, structurally functional model, feedback.

Актуальной задачей, стоящей перед российским образованием, является достижение его нового качества. Подготовка новой формации педагогов на основе компетентностного подхода позволяет преодолеть разрыв между знаниями, умениями и навыками, получаемыми в ходе образования, и стоящими перед специалистом производственными реалиями, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Современный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, обладать мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение [5]. Ориентация на новые цели образования (компетенции) требует изменения содержания изучаемых предметов, методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Важнейшим компонентом профессиональной подготовки является педагогическая практика. В сфере физической культуры и спорта практика для студента является сложным и ответственным этапом на пути к профессии, сложной формой учебного процесса, как в организационном, так и в методическом плане. Попадая на практику, студент оказывается в непривычной для него среде, где начинает соизмерять свои усилия в соответствии с реальными условиями и конкретными ситуациями [18]. Принимает теоретические знания и

реализует практические умения, обеспечивает готовность и возможность организовать процесс обучения и управлять его реализацией в ходе осуществления преподавательской деятельности. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления. Основным условием организации практики является разносторонняя ориентация студентов на все виды и работы педагогической деятельности (организационная, учебно-методическая, учебно-исследовательская и внеклассная).

Вместе с тем, переход российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, обусловил необходимость развивать у студентов большой спектр общепедагогических, общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы в решении новых сложных социально-педагогических задач. Связано это с тем, что главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, освоенные обучающимися в процессе профессионального обучения. В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют у выпускника способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи. Кроме того, структура профессиональной деятельности учителя физической культуры обозначена профессиональным стандартом. В соответствии со стратегией современ-

118 ©С А. И. Чучалина, О. Г. Ляхова, 2014

ного образования он существенно наполняется компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Таким образом, на практике с одной стороны практически все компетенции реализуются студентом в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с другой стороны виды профессиональной деятельности обусловлены профессиональным стандартом.

В ходе практики возникают реальные жизненно важные для студента проблемные ситуации, для которых он должен найти правильное решение, что, в свою очередь, требует квалифицированной помощи в построении индивидуальной траектории деятельности студента и оказание ему консультативной, методической, психологической поддержки со стороны руководителя практики. Такой помощью может стать сопровождение деятельности студента на практике.

Термин «сопровождение» активно используется в теории и практике образования. Сопровождение в высшей школе представляет собой многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению студента, его личностно-профессиональному развитию. При этом сопровождение студента выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию, где осуществляется квалифицированная помощь в формировании ориентационного поля профессионального развития и пси-холого-педагогическую поддержку [14]. Интерес представляет мнение М. И. Губановой, которая рассматривает процесс сопровождения как двухсторонний процесс. С одной стороны, сопровождение проявляется как помощь студенту в его личном росте, установка на эстетическое понимание, открытое общение. С другой стороны, как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения студента, где ему создаются условия для профилактического решения педагогических проблем, для понимания смысла, назначения, ценности, содержание педагогической деятельности, особенности ее реализации [7]. Анализ исследований показал отражение многих аспектов сопровождения в процессе профессиональной подготовки. Различают психолого-педагогическое, педагогическое, методическое, научное, научно-методическое и другие виды сопровождения [3; 4; 6; 12; 15]. В зависимости от области применения, представлена сущность каждого вида сопровождения и указано, на кого направлено сопровождение.

Одним из требований федеральных стандартов профессионального образования является создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Существуют различные подходы к изучению информационно-образовательной среды, терминология в этой области до сих пор находится в процессе формирования (В. Д. Сячин, Е. С. По-лат, Е. В. Лобанова и др.). В основном в определениях информационно-образовательной среды акцентируется внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования.

Несмотря на широкую представленность научных работ, публикаций по вопросам сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки, использования информационно-образовательной среды образовательного учреждения в учебном процессе, до настоящего времени крайне мало исследований посвященных сопровождению студентов на практике. Так, Т. В. Баракина предлагает обеспечение электронного сопровождения педагогической практики студентов посредством образовательного портала педагогического университета [2]. В условиях реализации компетентностного подхода И. Г. Маракушина и А. Н. Буторина, рассматривают вопрос концептуализации технологии организации и научно-методического сопровождения практики студентов [11], А. В. Анисимова предлагает модель сопровождения практики в контексте информационного подхода [1]. Помимо традиционных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, С. Г. Гусева предлагает использовать виртуальное сопровождение педагогической практики [8]. Как особую форму сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики И. Е. Емельянова [9] рассматривает тьютор-ство.

Следует отметить, что практика как важная часть педагогического процесса представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие руководителя практики и студента-практиканта, которое направленно на обеспечение непрерывного и последовательного овладения студентами умениями и навыками профессиональной деятельности, систематизацию каждым студентом полученных знаний. В научных исследованиях сопровождение рассматривается как взаимодействие, а педагогическое сопровождение - как его вид, который отражает управляемую сторону процесса развития человека в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми [13]. На наш взгляд, более корректно отражает термин Н. О. Яковлева, которая под педагогическим сопровождением понимает педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания [19].

Таким образом, можно говорить о том, что педагогическое сопровождение студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики включает совокупность последовательных действий, обеспечивающих для них создание максимально комфортных условий в процессе практики: диагностика существа возникшей проблемы; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана [10].

Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день не изучены критерии и показатели эффективности педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики, не раскрыто влияние сопровождения на результат самостоятельной работы студента-практи-

канта, не изучен характер взаимодействия студентов между руководителями практики, студентами и интерактивными источниками учебной информации, не обозначен полифункциональный характер этого сопровождения.

Педагогическая практика - самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане, так как для ее организации необходимо учесть не только нормативные требования к организации учебного процесса, но и приспособить процесс обучения к условиям базовой организации. Кроме того, групповой руководитель не просто использует информационно-образовательную среду, но и сам разрабатывает образовательные разделы (блоки) и вводит их в единое образовательное пространство.

Поэтому, оказание помощи студенту в реализации видов профессиональной деятельности не может ограничиваться учебно-методическими материалами, консультированием руководителя практики. Следует отметить, что и групповому руководителю и студенту-практиканту приходится взаимодействовать в новой образовательной среде, принципиально отличающейся

от той, в которой они привыкли взаимодействовать при традиционном общении. Несмотря на то, что студент в период практики сам планирует и реализует свою деятельность, групповой руководитель не только не утратил своих ведущих позиций, но его профессиональные функции приобрели качественно новые формы и содержание.

Анализ изученной литературы позволил представить информационно-образовательную среду как педагогическую систему, которая объединяет в себя информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [17]. Проблему педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики можно решать, на наш взгляд на основании предлагаемой структурно-функциональной модели (рисунок).

Государственный заказ

I

ФГОС ВПО

Л г

Рабочая программа практик

Информационный блок

Психологический блок

Методический блок

Организационноуправленческий блок

Диагностический блок

Организационная работа

Учебно-методическая работа

Учебно-исследовательская работа

I

Внеклассная работа

Информационно -образовательная среда

J--L

Уровень подготовки студента-практиканта к самостоятельной работе

Рис. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения студентов в информационно-образовательной среде в процессе практики

Структурно-функциональная модель представляет собой совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющую определенную целостную систему, позволяющую обеспечить профессиональную поддержку студенту в процессе педагоги-

ческой практики в информационно-образовательной среде.

Основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответст-

венного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО основной целью педагогической практики является формирование умений и компетенций в практической деятельности учителя физической культуры на основе знаний, полученных в ходе изучения дисциплин профессионального цикла. Реализация цели осуществляется основной образовательной программой, где педагогическая практика занимает ведущее место. Рабочей программой практики регламентированы виды работ студента-практиканта: организационная, учебнометодическая, учебно-исследовательская, внеклассная.

Для организационной работы характерны мероприятия организационного характера: участие в установочной конференции; интервьюирование директора школы, учителя физической культуры, классного руководителя, врачом школы и учащимися; знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими содержание общего среднего образования в разделе «Физическая культура»; составление индивидуального плана работы на период практики; консультации с методистами университета и руководителями педагогической практики. Участие в подготовке мест для проведения занятий по физической культуре и спорту, изготовление и ремонт спортивного инвентаря, нестандартного оборудования.

Анализ программы, реализуемой на базе практики, разработка документов планирования учебного процесса по физической культуре (годовой план-график, поурочный четвертной план, план-конспект, технологическая карта учебного занятия), подготовка и проведение уроков физической культуры, посещение и анализ уроков, проводимых учителями и студентами-практикантами, осуществление контроля и учета успеваемости учащихся включает в себя учебнометодическая работа.

Для учебно-исследовательской работы характерно изучение и проведение педагогического наблюдения учебно-воспитательного процесса по физической культуре, изучение технологий и проведения хронометрирования, пульсометрии и педагогического анализа урока физической культуры, оценивание уровня подготовленности (технической и физической) учащихся.

Внеклассная работа по физической культуре включает разработку плана внеклассной спортивномассовой работы, разработку конспектов секционных занятий и проведение их, разработку нормативных документов и проведение спортивных соревнований, составление сценария внеклассного спортивно-массового мероприятия и проведение его, проведение мероприятий по формированию ЗОЖ, агитационно-пропаган-дистких и профориентационных мероприятий.

Таким образом, содержание видов работ педагогической деятельности, предлагаемых студенту, тесно связано с функциональными обязанностями учителя физической культуры и его профессиональной деятельностью.

Сопровождение студента-практиканта представлено в виде пяти взаимосвязанных блоков: информа-

ционный, психологический, методический, организационно-управленческий и диагностический. Так, информационный блок представляет собой электронную доску объявлений, которая позволяет организовать систему оперативного информирования студента по различным вопросам организации практики: указания по составлению индивидуального плана работы на неделю, план характеристики базового учреждения, расписание индивидуальных консультаций и методических занятий, расписание уроков, копилка учителя и прочее. Доска объявлений позволяет просматривать краткое содержание всех объявлений, подробное содержание конкретного объявления, добавление, редактирование объявления и доставку его студенту-практиканту. Кроме того, чтобы обеспечить знакомство студента с конфиденциальной информацией, предназначенной только этому студенту и никому больше, организуется особый «ящик» - портфель студента, просмотр содержимого которого доступен только тому, для кого он предназначен.

Для психологического блока характерна работа со студентами, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в профессиональной деятельности. Так, изолированный от учебного заведения, лишенный постоянного общения с преподавателями и своими коллегами, студент может испытывать психологический дискомфорт, остро переживать свою изолированность, ощущать некоторое пренебрежение к себе или откровенное игнорирование по сравнению с другими студентами. К тому же существует вероятность того, что содержание учебных материалов в таких условиях может быть неадекватно им интерпретировано. Поэтому для педагогической практики очень важно помочь наладить постоянные контакты обучаемого с администрацией и преподавателями образовательного учреждения, а также со своими коллегами, разобщенными между собой территориально. Кроме того, представленные в этом блоке диагностические материалы помогают студенту самостоятельно выявить сою проблему, преодолеть внутренний страх перед самостоятельной работой в качестве учителя физической культуры, барьеры в общении с обучающимися и прочее.

Методический блок представляет информацию методического характера. Например, для обеспечения учебно-методической работы: инструкция по правилам безопасности при выполнении физических упражнений, методические указания по составлению документов планирования учебной работы, методические требования к написанию конспектов. Возможно предоставление в качестве примера электронных вариантов годового плана - графика прохождения учебного материала, поурочно - тематический план на четверть, конспекты или технологические карты урока физической культуры, видеоматериалы уроков физической культуры. Для выполнения учебно-исследовательской работы: методические требования по проведению пульсометрии, исследования плотности урока физической культуры, исследования познавательных интересов учащихся на уроке физической культуры и педагогический анализ урока физической культуры. Методические требования к написанию конспектов сек-

ционных занятий, разработке нормативных документов спортивных соревнований характерны для обеспечения внеклассной работы. В качестве примера возможен электронный вариант предоставления планов секционных занятий, нормативных документов спортивных соревнований.

Организационно-управленческий блок предусматривает планирование, организацию и проведение учебного процесса, а также педагогической практики. Важным элементом создания психологического комфорта для находящихся на расстоянии от учебного заведения (иногда значительном) студентов служит информирование о всех сторон практики. Например, следует напоминать студентам о выполнении индивидуального плана работы на неделю, с тем, что предстоит им сделать и в каком режиме предстоит работать. Необходимо уделять внимание различным новостям практики. Положительный эффект для налаживания доверия и формирования межличностных связей между участниками практики дает «визитная карточка». Например, визитная карточка учителя физической культуры представлена его фотографией и сведениями о профессиональной деятельности. Студент может поместить любую информацию о себе.

Диагностический блок характеризуется изучением эффективности готовности каждого студента к профессиональной деятельности, профессиональной рефлексии. Рефлексии представлены следующими компонентами:

1. Самооценка стратегии деятельности на практике. Любая деятельность нуждается в целеполагании, в том числе и деятельность студента-практиканта. Хотя программа практики содержит цели и задачи профессиональной деятельности, тем не менее, каждый должен ответить на вопрос «Зачем?» и оценить свои возможности достижения этих целей и задач, реализуя профессионально-педагогические качества своей личности.

2. Самооценка процесса педагогической деятельности. В процессе педагогической деятельности важным становится не только реализация педагогической деятельности, но и текущая самооценка студентом-практикантом основных выполненных действий: выбор средств и способов деятельности, анализ, проявление творчества, что обеспечивает эффективность самостоятельной работы. Для обучения студентов-практикантов самооценки процесса педагогической деятельности предлагается карта экспресс-анализа самостоятельной работы, уровня анализа и проявления творчества.

3. Самооценка результата педагогической деятельности на практике. Успешность студента-практиканта в процессе педагогической деятельности приводит к

удовлетворенности собой как специалистом, что оказывает влияние на развитие механизма самоопределения личности каждого студента. Информативным способом фиксирования самооценки результатов педагогической деятельности является тест «Я могу с уверенностью сказать, что...». Вместе с тем, самооценка может стать корректором педагогической деятельности будущего специалиста [16].

Кроме того, контроль успеваемости студента по всем видам работ педагогической деятельности осуществляется с помощь балльно-рейтинговой системы. Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости студентов является основным элементом системы зачетных единиц. Успешность изучения программы практики в системе зачетных единиц оценивается суммой набранных баллов (исходя из 100 возможных) и включает две составляющие. Первая составляющая - оценка преподавателем итогов выполнения видов работ в течение практики (max - 80, min - 47). Вторая составляющая оценки по практике - оценка знаний студента на собеседовании (max - 20, min - 12).

Каждый блок сопровождения содержит элемент обратной связи. В качестве таких элементов выступают дискуссионные формы, индивидуальные и групповые консультации. Наиболее эффективным средством для организации групповых обсуждений являются дискуссионные форумы во всех их разновидностях. В них могут быть организованы отдельные группы студентов (бригада студентов группового руководителя) для бесед, дискуссий и обсуждений по различной тематике, может проводиться общая беседа всех студентов-практикантов. Беседы и дискуссии могут быть управляемыми (моделируемыми) групповым руководителем или методистом с базы практики, или полностью свободными, протекающими только среди ее участников. Индивидуальные консультации лучше всего проводить по электронной почте. Студент посылает вопрос, групповой руководитель дает пояснение (режим off-line). Преимуществом использования электронной почты является то, что в нее можно вложить ответы с графиками, рисунками, фотографиями, видеофрагменты и прочее. Ни каких ограничений для полноценного взаимодействия студента с групповым руководителем нет.

Таким образом, сопровождение студентов в процессе педагогической практики определяется возрастающими современными требованиями к профессиональной подготовке и позволяет оптимизировать управление образовательным процессом в квазипрофессиональных условиях. Решение указанной проблемы будет реализовано на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Литература

1. Анисимова, А. В. Модель сопровождения практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода / А. В. Анисимова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. -2011. - № 7. - С. 69 - 76.

2. Баракина, Т. В. Обеспечение электронного сопровождения педагогической практики студентов посредством образовательного портала Омского государственного педагогического университета / Т. В. Баракина // Интернет - свободный, безопасный, образовательный. Межрегиональная научно-практическая конференция (18 -19 октября 2013 г., г. Омск): сб. мат.; под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.

- С. 141 - 143.

3. Бережнова, Л. Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2005. - Т. 5. - № 12. - С. 109 - 123.

4. Богословский, В. И. Научные школы в информационно-образовательном пространстве педагогического университета / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин // Инновации в системе педагогического образования: материалы Всероссийской научной конференции “Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования”. - Барнаул, 1999. - С. 140 - 144.

5. Габдрахманова, Е. В. Организационно-педагогические условия организации педагогической практик студентов вуза в условиях реализации ФГОС / Е. В. Г абдрахманова // Современные проблемы науки и образования. - 2013.

- № 3. - С. 260 - 267.

6. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып. 3. - М., 1995. - С. 58 - 64.

7. Губанова, М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников /

М. И. Губанова // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 32 - 39.

8. Гусева, С. Г. Виртуальное сопровождение педагогической практики / С. Г. Гусева // Тезисы докладов конференции "Информационная среда вуза XXI века": III Всероссийская научно-практическая конференция, (Петрозаводск, 21 - 25 сентября 2009 г.). - Петрозаводск, 2009. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/10457.doc

9. Емельянова, И. Е. Тьюторство как особая форма сопровождения будущих учителей в процессе педагогической практики / И. Е. Емельянова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 9. - С. 44 - 46.

10. Ляхова, О. Г. Возможности информационно-образовательной среды вуза для сопровождения студентов в образовательном процессе / О. Г. Ляхова // Интернет - свободный, безопасный, образовательный. Межрегиональная научно-практическая конференция (18 - 19 октября 2013 г., г. Омск): сборник материалов; под общ. ред. М. П. Лап-чика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. - С. 231 - 233.

11. Маракушина, И. Г. Модель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода / И. Г. Маракушина, А. Н. Буторина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2011. - № 6. - С. 144 - 150. - (Серия: Гуманитарные и социальные науки).

12. Полянский, М. С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения / М. С. Полянский // Инновации в образовании. - 2001. - № 3. - С. 103 - 114.

13. Романова, С. П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры / С. П. Романова, В. В. Игнатов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 166 - 170.

14. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: научнометодическое пособие / отв. ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 9 - 14.

15. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. - М.: Академия, 2005. - 128 с.

16. Чучалина, А. И. Самоорганизованная модель управления производственной практикой студентов в физкультурном вузе / А. И. Чучалина // Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе производственной практики. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - С. 54 - 57.

17. Чучалина, А. И. К проблеме определения особенностей и показателей эффективности самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде / А. И. Чучалина, О. Г. Ляхова // Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития: материалы X Международной научно-практической конференции-выставки. - Томск: Графика DTP, 2011. - С. 27 - 29.

18. Чучалина, А. И. Организация работы группового руководителя на практике: учеб. пос. / А. И. Чучалина,

Н. А. Коротаева. - Омск: СибГУФК, 2007. - 128 с.

19. Яковлева, Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н. О. Яковлева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2012. - № 4(263). - С. 46 - 49. - (Серия: Образование. Педагогические науки).

Информация об авторах:

Чучалина Александра Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета заочного и дистанционного обучения Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, 8(3812) 36-42-10, [email protected]

Alexandra I. Chuchalina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Correspondence and Distance Learning, Siberian State University of Physical Culture and Sport.

Ляхова Ольга Геннадьевна - аспирант кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, документовед отдела производственной практики, 8(3812) 36-36-08, [email protected]

Olga G. Lyakhova - post-graduate student at the Department of Pedagogics, Document Manager at the Department of Internships, Siberian State University of Physical Culture and Sport.

Статья поступила в редколлегию 25.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.