то, что явления реально существующего мира предстают перед исследователем в совершенно ином, неожиданном и даже запрещенном бытовой практикой сочетании или таком положении, которое позволяет раскрыть сущность внутренней структуры. Наиболее наглядными примерами являются открытия в естествознании - начиная от законов классической механики и заканчивая современными открытиями в различных его областях. Именно такие процессы протекают в области научного познания, потому что его главной целью является выявление и объяснение явлений и законов реального мира. Данное утверждение является проявлением известного положения об условности любой знаковой системы, отличии обозначающего от обозначаемого. Для исследователя оказывается более интересным и важным определить закономерности деформации рассматриваемой системы. Если же речь идет о текстах, то этот случай является уникальным в том плане, что, как правило, речь идет о неполном воплощении физической системы в тексте, описывающем систему, с одной стороны, и большем богатстве текста, чем созданной физической системы, как его модели, с другой. Рассмотрим модели текстов научного нехудожественного типа, в которых каждый уровень требует только одного системного описания. Упорядоченность текста данного типа задает ситуацию (социальную, моральную, пространственную и пр.) и утверждает ее незыблемость. Этим определяется некоторый порядок и исключается его нарушение, некоторое событие, либо наоборот, ведет к совершению некоторого события [2, с. 198].
Элементарная модель текста может быть представлена в следующем виде: некоторое выделенное и имеющее внешнюю границу сообщение, одновременно внутренне неоднородно. Как правило, оно состоит из двух или более субтекстов
Библиографический список
низшего порядка, или является сплавом неоднородных текстовых участков, которые порождают «... внутренние смысловые токи за счет неоднозначных и не до конца детерминированных внутренних перекодировок между смыслами элементов разных рядов» [5, с. 501].
Основные процессы, в которых реализуется социальнокоммуникативная функция текста: 1) общение между людьми - передача информации от носителя преемнику (например, от педагога - студенту), 2) общение между человеком и культурой (передача культурных ценностей от поколения поколению), 3)общение личности самой с собой (внутреннее общение). Именно две первые функции текста реализуются в педагогических системах.
Но текст, как и информация вообще, обнаруживает свойства самоорганизующихся систем. «При структурном усложнении текст обнаруживает свойства интеллектуального устройства: он не только передает вложенную в него извне информацию, но и трансформирует сообщения и вырабатывает новые» [2, с. 160]. Таким образом, ценность сообщения для получателя оказывается пропорциональна трудности расшифровки, то есть различию между кодами отправителя и получателя. Ценность информации оказывается в том, что в процессе ее декодирования происходит активизация интеллектуального центра получателя.
Итак, в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: на основе проведенных исследований предпринята попытка сформулировать закон умножения информации и закон сохранения плотности информации, создать модель обмена информацией и рассмотреть ее применение в педагогических системах.
1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш.шк., 1989.
2. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, 2002.
3. Ракитов, А.И. О природе эмпирического знания // Логическая структура научного знания. - М., 1965.
4. Успенский, Б.А. Условность в искусстве // Б. А. Успенский, Ю.М. Лотман. Об искусстве. - С. -Петербург: Искусство-СПБ, 1998.
5. Лотман, Ю.М. Феномен культуры: учен. зап. Тартуского гос. Ун-та (Труды по знаковым системам, Х) Тару, 1978. - Вып. 463.
Статья поступила в редакцию 05.12.09
УДК 378
И.С. Карасова, д-р пед. наук, проф. ЧГПУ, г.Челябинск, Е-mail: [email protected] Е.А. Леонова, канд. пед. наук, доц., ЧГПУ, г.Челябинск, Е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В работе описана структура и содержание модульно-рейтинговой системы оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике, которая является базисом инновационного подхода в выборе статистических методов для определения результативности всех видов деятельности студента-практиканта.
Ключевые слова: производственная педагогическая практика, модульно-рейтинговая система оценивания, инновационный подход, балльная шкала временных затрат.
Оценка учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике связана с рядом трудностей, которые обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективные трудности определяются многогранным характером практики, её задачами, функциями, выполняемыми студентом-практикантом на практике, наконец, заданиями кафедр вуза (предметными по основной и дополнительной специальности, педагогики, психологии, валеологии). Субъективные трудности определяются совокупностью отчётной документацией, которую студент-практикант должен представить по результатам своей профессиональной деятельности.
Устранить объективные и субъективные трудности можно совершенствуя различные аспекты педагогической практики, например, осуществляя выбор необходимых в данных
условиях критериев и показателей отслеживания результатов деятельности студента-практиканта.
Для разработки модульно-рейтинговой системы оценивания результатов педагогической практики необходимо определить объём модуля, его структуру и содержание, подходы в начислении баллов, в оценке «веса» модуля в целом и отдельных его компонентов, осуществив выбор статистического метода для начисления баллов.
Отдельные этапы производственной педагогической практики можно назвать модулями, потому что каждый ее этап связан не только с самостоятельными задачами, но и требованиями к реализации этих задач, временными затратами. Каждый модуль характеризуется системой параметров: 1) название курса; 2) вид практики; 3) вид блока; 4) продолжительность практики (число недель); 5) временные затраты преподавателя на руководство практикой; 6) временные за-
траты студентов на выполнение программы практики (шесть часов ежедневной работы).
Представим все возможные виды практики в обобщённой форме (табл. 1), а их продолжительность и задания курирующих кафедр студентам-практикантам соотнесем с отдельными модулями (табл. 1, 2).
Таблица 1
Таблица 2
В числителе дроби указано число курирующих кафедр, в знаменателях - общее число заданий от кафедр. Содержательную деятельность кафедр можно представить по блокам: предметный (методический) по основной специальности; предметный (методический) по дополнительной специальности; педагогический; психологический; валеологический; организационный.
Временные затраты на руководство практикой, выраженные в часах, утверждённые ректором вуза, представлены в отдельной графе (табл. 3).
Таблица 3
1 Предметный по основной специальности Методист по специальности основной 8 1 0
2 Предметный по дополнительной специальности Методист дополнительной специальности по 8 9
3 Педагогический Руководитель педагогике по 4 4
4 Психологический Руководитель психологии по 3 3
5 Валеологический Руководитель валеологии по 1 -
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что «трудозатраты», определяемые числом часов, выделенных на руководство практикой, не одинаковы у преподавателей разных кафедр. Этот факт можно принять в качестве ведущего для определения суммарного балла в оценке объема и значимости заданий по каждому блоку модуля.
Соотношение значимости содержания (задач и требований к их реализации) отдельных блоков модуля в соответствии со статистическим подходом, разработанным В.П. Симоновым Е.Г. Черненко и описанным в [1], выражается с помощью линейного ряда нечётных чисел (1:3:5:7:9). Принимая во внимание два фактора - временные затраты преподавателей на руководство практикой и выбранную 100-балльную шкалу для оценки деятельности преподавателей, можно получить следующее соотношение баллов: 4:12:20:28:36.
Таким образом, временные затраты преподавателей по осуществлению методического руководства практикой по основной специальности можно оценить в 36 баллов; деятельность преподавателей по осуществлению руководства практикой по дополнительной специальности в 28 баллов; деятельность педагогов по руководству практикой в 20 баллов; деятельность преподавателей по психологии - в 12 баллов; деятельность преподавателей по валеологии - в 4 балла (табл. 4).
Таблица 4
Балльная шкала временных затрат преподавателей на руководство практикой______________________________________________
Я - я № Название блоков модуля Б Л О К И
Орган и зацио н ный Валео логич еский Психо логич еский Педаг о гическ ий Предм . (доп. спец) Пре дм. (осн. спец .)
1 Предметный (методический) блок по основной специальности 9 36
2 Предметный (методический) блок по дополнит. специальности 7 28
3 Педагогический 25 о
4 Психологический 3 12
5 Валеологический 1 4
6 Организационный 0 2
В таблицу 4 включен ещё один блок - организационный, связанный с деятельностью факультетского руководителя педпрактики. Шкалу порядка (1:3:5:7:9) можно преобразовать в ранговую (0, 1, 3, 5, 7, 9), выделив в ней нулевой ранг, соответствующий организационной деятельности факультетского руководителя. Временные затраты факультетского руководителя можно оценить, например, в 2 балла. Однако, в 100балльную шкалу оценивания эти баллы можно не включать, потому что этот вид работы факультетского руководителя можно отнести к инвариантной составляющей, относящейся не к содержательной, а организационной части практики. Внутри блока максимальный балл за отдельные виды деятельности необходимо распределить в соответствии с пооперационным анализом компонентов этой деятельности и выразить с помощью совокупности баллов (табл. 5).
Временные затраты руководителей практики
№ Блоки в модуле Руководитель практики Временн
ые
п затраты/
/ Курс
п I V
V
Модуль, соотнесённый с видом практики
М од ул ь Вид практики ус Кр Продол житель ность Кафедра, ответственная за практику
I Непрерывна я педагогичес кая практика (НПП) II 1 неделя Кафедра педагогики
II Непрерывна я педагогичес кая практика (НПП) III 1 неделя Специальные кафедры
III Летняя педагогичес кая практика (ЛПП) III 3 недели Кафедра педагогики
IV Производств енная педагогичес кая практика (ППП) IV 6 недель Кафедры основной и дополнительной специальностей, педагогики, психологии, валеологии
V Производств енная педагогичес кая практика (ППП) V 8 недель Кафедры основной, дополнительной специальностей, педагогики, психологии
Таблица 5
Виды деятельности преподавателей, курирующих предметный блок модуля__________________________________________________
№ п / п Виды деятельности, выполняемые преподавателями- групповыми руководителями практики Баллы за от-дельные виды деятельно-сти
1 Проведение установочной конференции в образовательных учреждениях 2
2 Изучение тематического плана работы учителя-предметника в данном образовательном учреждении. Определение тематики пробных и зачётных учебных занятий для студентов-практикантов 2
3 Консультация по методике проведения пробных уроков 4
4 Посещение и анализ пробных уроков 4
5 Консультация по методике проведения зачётных уроков 4
6 Посещение и анализ зачётных уроков 4
7 Консультация по организации внеклассной работы по предмету 4
8 Посещение и анализ внеклассных мероприятий (кружков, элективных курсов, массовых мероприятий) 4
9 Консультация по подготовке отчётной документации 4
1 0 Подготовка и проведение заключительной конференции в образовательном учреждении 2
1 1 Подготовка выступления студента-практи-канта на заключительной конференции в вузе по проблеме «Из опыта моей работы...» или «Из опыта работы группы в данной школе» 2
Всего 36 баллов
Временные затраты студентов на педагогической практике определяются их недельной нагрузкой. При шестичасовой занятости в день и шестичасовой недели, временные трудозатраты составят 36 часов в неделю. За это время студент-практикант должен выполнить программу педагогической практики, которая включает совокупность задач и требований, предъявляемых разными кафедрами, курирующими деятельность студентов на практике. Можно предположить, что объём заданий, выполняемых студентами по отдельным блокам неодинаковый, он может соответствовать количеству баллов, выделенных кафедрам. Тогда «вес» этих заданий в соответствии с используемым статистическим методом можно определить как ряд нечётных чисел (1:3:5:7:9) и выразить в баллах: 4:12:20:28:36.
Каждый студент, выполняя различные задания по всем блокам, может получить 100 баллов, что соответствует выполнению всех заданий в полном объеме. Преподаватели прописывают содержание своих заданий в соответствии с теми баллами, которые выделены кафедре. Используя технологию перевода баллов в отметку [2], можно оценить качество выполнения заданий по пятибалльной шкале в отметках. Рассмотрим на конкретном примере распределение баллов и перевод их в отметку для предметного (методического) блока по основной специальности (табл. 6).
Вычисление баллов по отдельному блоку производится по формуле:
N
B = 2 (К^ * к- ) , где Ni - количество заданий в ь * 1=1 4
ом блоке (в рассмотренном примере-5);
V - вес ,]-ого задания в 1-ом модуле (для первого зада-
3Ч]
ния из приведенного выше примера вес составляет 14);
к-- - коэффициент, определяющий качество и своевре-
У
менность выполнения задания.
Рейтинг студента может измениться в зависимости от сроков сдачи задания, при этом суммарный балл может снизиться (табл. 7).
Таблица 6
Виды заданий по предметному блоку (методическому) по основной специальности, выраженные в баллах и отметках
№ п/ п Виды заданий, выполняемых студентом-прак-тикантом О ц е н к а в б а л л а х
1 Проведение уроков (учебных занятий) в образовательном учреждении (владение профессиональными умениями) 1 4
Проведение внеклассной работы по предмету: 1 0
2 • ежедневная, еженедельная индивидуальная работа по предмету (дополнительная работа консультации) • проведение массового мероприятия (КВН, конкурсы, вечера) / организация и проведение элективных занятий, кружка, факультативов • проведение исследовательской работы по предмету в связи с выполнением курсовой и квалификационной работы 2 4 4
Подготовка отчётной документации: 8
3 • разработка конспекта учебного занятия; • разработка конспекта внеклассного мероприятия; • написание развёрнутого отчёта о проделанной работе, включающего анализ и систематизацию трудностей, испытываемых при организации и проведении внеклассных занятий. 2 2 4
4 Подготовка выступления на заключительную конференцию по проблеме: «Из опыта моей работы» 2
5 Участие в олимпиаде по методике «Организация и проведение учебных занятий» 2
Всего: 3 6
Таблица 7
Показатели, понижающие коэффициент
№ Показатели, понижающие коэффициент Изменение коэффициента ку
1 Сдача заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи -0,2
2 Сдача заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока -0,5
3 Каждая пересдача задания -0,1
Перевод полученных по отдельным блокам баллов в отметки может осуществляться по технологии В.П. Беспалько [2], тогда отметку «5» студент может получить, набрав от 32 до 36 баллов, что соответствует достаточной профессиональ-
2-й уровень (ре-продуктивный) Студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов
3-й уровень (продуктивный) Студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями
4-й уровень (творческий) Студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение дидактическими умениями
ной готовности их к педагогической деятельности. Отметка «4» может быть поставлена за баллы от 28 до 31, а отметка «3» - от 24 до 27 баллов.
Количество баллов за модуль в целом вычисляется следующим образом:
т
Я = Т В. , где т - количество блоков по дисцип-
1 1 1 = 1
лине; В^рейтинг студента по 1-ому блоку.
Максимальное количество баллов (100) составляет 100% необходимой профессиональной подготовки студента -практиканта. Отметку «5» студент получает, набрав не менее 90 баллов, что составляет 90%. Отметка «4» ставится при набранном балле от 80 (80%) до 89 (89%), отметка «3» - от 70 баллов (70%) до 79 (79%). Таким образом, полученные студентом баллы позволяют оценить достижения студента, как по отдельным блокам, так и по практике в целом.
Помимо распределения «весовых» показателей для оценивания различных видов деятельности студентов важным, на наш взгляд, является выбор способов оценивания учебнопрофессиональных достижений, а именно результатов выполнения заданий каждым студентом - практикантом.
Содержание отдельных видов заданий (табл.6) направлено на формирование определенных типов умений. Эти умения разнообразны по функциям и по объему действий - многие являются комплексными. В соответствии с принципом единства обучения, воспитания и развития практика, бесспорно, способствует интеграции знаний и умений, полученных студентами на занятиях по психологии, педагогике, теории и методике обучения предмету, поэтому оценку уровня развития этих умений необходимо осуществлять в соответствии с задачами практики по педагогике, психологии, методике обучения предмету.
В качестве инструмента для отслеживания сформиро-ванности важнейших профессиональных умений предлагается «Карта развития профессиональных умений». Данная карта включает совокупность умений, разбитых в соответствии с исследованиями Н. В. Кузьминой на группы: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные [3]. Внутри групп умения распределены по подгруппам в соответствии с формирующими их видами педагогической деятельности студента-практиканта. В настоящее время существуют различные иерархии уровней развития дидактических умений. Один из вариантов такой иерархии представлен в таблице 8.
Таблица 8
Проверка каждого умения осуществляется на основе определенных показателей. Качество их выполнения и, соответственно, достигнутый уровень умения оценивается методистом по специальности, а также руководителями по педагогике и психологии. Кроме этого уровень развития каждого умения оценивается самим студентом.
В итоговом отчете по практике студент предоставляет заполненную и подписанную всеми руководителями практики карту, а также анализ своих профессиональных умений на основе карты и конкретные цели в плане развития своих профессиональных умений. Карта развития профессиональных умений, включающая показатели достижений студентов в ходе осуществления таких видов взаимодействий руководителей практики и студентов, как консультация по разработке учебного занятия; наблюдение за деятельностью во время занятия; обсуждение проведенного студентом занятия; собеседование по предоставленному отчету.
Комплексная оценка отдельных умений позволяет рассчитать коэффициент для оценивания результатов выполнения задания. Допустим, проведение уроков в образовательном учреждении требует сформированности на определенном уровне 10-ти различных умений. Максимальный балл за достигнутый уровень умений, таким образом, составит 40. В соответствии с картой развития для конкретного студента эти 10 умений, например, суммарно оценены в 35 баллов. Тогда выполнение задания будет оценено так: 14 баллов* 35/40= 12,3 балла.
Таким образом, сочетание эмпирического подхода, основанного на статистическом методе определения «весовых» коэффициентов в разработке модульной структуры педагогической практики на основе рейтинговой системы контроля деятельности студента-практиканта, и представленного способа отслеживания сформированности его профессиональных умений позволяет решить проблему оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике.
Иерархия уровней развития умений
Уровень Характеристика умений студента
1-й уровень (интуитивный) Студент не владеет дидактическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно.
Библиографический список
1. Карасова, И.С. Рейтинговая оценка учебно-профессиональных достижений студентов по результатам педагогической практики / И.С. Кара-сова, Н.А. Соловьёва // вузовское преподавание: проблемы и перспективы: Материалы VIII международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2007 г. - Челябинск: Издательство ЧгПУ, 2007.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Москва и ПОМО России, 1945.
3. Гребенюк, Т.Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического факультета: методическое пособие. - Калининград: Калинингр. ун-т., 1999.
Статья поступила в редакцию 21.11.09
УДК 378
В.В. Латюшин, к.п.н., проф., ректор ЧГПУ; Р.С. Димухаметов, д-р пед. наук, проф. ЧГПУ;
Н.А. Соколова, д-р пед. наук, проф. ЧГПУ; Е.М. Харланова, докторант ЧГПУ, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО АКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ