Научная статья на тему 'Преемственность в решении комплексных задач производственной практики на физико-математическом факультете педвуза'

Преемственность в решении комплексных задач производственной практики на физико-математическом факультете педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ЛОКАЛЬНЫЕ / LOCAL / ЧАСТИЧНО ЛОКАЛЬНЫЕ / PARTIALLY LOCAL / НЕЛОКАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / NON-LOCAL PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ / COMPLEX TASK PRACTICE / PROFESSIONAL / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / VERSATILE SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова М. В., Даммер М. Д., Карасова И. С., Леонова Е. А.

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у студентов профессиональных компетенций на производственной практике. Выделены комплексные задачи её организации и проведения (бакалавриат, IV V курсы), которые соотнесены с профессиональными действиями, универсальными умениями, способами владения ими. Осуществлена классификация компетенций с позиции преемственности в решении комплексных задач практики. С помощью матрицы компетенций и сопоставительно-обобщающей таблицы обоснованы функции нелокальных компетенций. Функционально-деятельностный и компетентностный подходы позволили определить совокупность предпосылок для осуществления преемственных связей. Преемственность в реализации образовательных программ практики, компетенций, профессиональных видов деятельности, технологий обучения и диагностирования способствует совершенствованию производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова М. В., Даммер М. Д., Карасова И. С., Леонова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE SOLVING COMPLEX PROBLEMS OF PRODUCTION PRACTICES ON THE PHYSICO-MATHEMATICAL FACULTY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers a problem of students' professional competences forming in the production practice. The work selects complex problems of its organization and conducting (BA, IV-V courses) that are associated with professional actions, generic skills, ways of owning them. The work shares a classification of competences from the position of continuity in the solution of complex problems of practice. With the help of the matrix of competencies and comparative synthesis table the researchers substantiate functions of the non-local competences. The functional-activity and competence approach allowed us to determine a set of prerequisites for the implementation of successive links. Continuity in the implementation of educational programs, practices, competences, professional activities, learning technologies and diagnostics contributes to the improvement of production practices.

Текст научной работы на тему «Преемственность в решении комплексных задач производственной практики на физико-математическом факультете педвуза»

CONTINUITY IN THE SOLVING COMPLEX PROBLEMS OF PRODUCTION PRACTICES ON THE PHYSICO-MATHEMATICAL FACULTY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article considers a problem of students' professional competences forming in the production practice. The work selects complex problems of its organization and conducting (BA, IV-V courses) that are associated with professional actions, generic skills, ways of owning them. The work shares a classification of competences from the position of continuity in the solution of complex problems of practice. With the help of the matrix of competencies and comparative synthesis table the researchers substantiate functions of the non-local competences. The functional-activity and competence approach allowed us to determine a set of prerequisites for the implementation of successive links. Continuity in the implementation of educational programs, practices, competences, professional activities, learning technologies and diagnostics contributes to the improvement of production practices.

Key words: continuity, local, partially local, non-local professional competence, complex task practice, professional, versatile skills.

М.В. Потапова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

М.Д. Даммер, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

И.С. Карасова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Е.А. Леонова, канд. пед. наук, доц. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕШЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДВУЗА

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 14.04.2017 г. № 16-445 по теме «Функционально-деятельностный подход к разработке единых требований к качеству подготовки будущих педагогов на производственной практике».

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у студентов профессиональных компетенций на производственной практике. Выделены комплексные задачи её организации и проведения (бакалавриат, IV - V курсы), которые соотнесены с профессиональными действиями, универсальными умениями, способами владения ими. Осуществлена классификация компетенций с позиции преемственности в решении комплексных задач практики. С помощью матрицы компетенций и сопоставительно-обобщающей таблицы обоснованы функции нелокальных компетенций. Функционально-деятель-ностный и компетентностный подходы позволили определить совокупность предпосылок для осуществления преемственных связей. Преемственность в реализации образовательных программ практики, компетенций, профессиональных видов деятельности, технологий обучения и диагностирования способствует совершенствованию производственной практики.

Ключевые слова: преемственность, локальные, частично локальные, нелокальные профессиональные компетенции, комплексные задачи производственной практики, профессиональные действия, универсальные умения.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), учебным планом вуза, квалификационной характеристикой выпускника производственная практика является важным компонентом профессиональной подготовки будущего учителя (физики, математики, информатики) на физико-математическом факультете. Она обеспечивает применение теоретических знаний и умений, приобретенных в вузе по дисциплинам психолого-педагогического цикла (базового и вариативного блоков учебного плана), представленных в форме модулей [1; 2].

Все рабочие программы производственной практики (РППП) по вышеназванным дисциплинам структурируются одинаково. Они включают следующие компоненты:

1. Пояснительная записка: 1) общие сведения; 2) виды профессиональной деятельности, реализуемые студентами на практике; 3) место практики в структуре образовательной программы; 4) цели и задачи практики; 5) перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики в форме требований к знаниям, умения, действиям.

2. Содержание практики: 1) темы, вопросы дисциплины; 2) виды работ; 3)перечень заданий; 4) сроки выполнения; 5) трудоемкость в часах; 6) самостоятельная работа; 7) методическое обеспечение; 8) код формируемых компетенций.

3. Содержание самостоятельной работы: 1) тема для самостоятельного изучения; 2) задания для самостоятельного изучения; 3) задание для самостоятельного выполнения; 4) количество часов на выполнение задания; 5) методическое обеспечение самостоятельной работы; 6) формы отчётности.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 1) перечень основной и дополнительной литературы; 2) перечень учебно-методической литературы для выполнения самостоятельной работы; 3) перечень ресурсов Интернет.

5. Фонды оценочных средств: 1) оценочные средства контроля формируемых компетенций; 2) типовые контрольные задания и иные материалы для текущего контроля; 3) шкалы оценивания знаний, умений, действий; 4) требования к выбору и отбору заданий для промежуточной аттестации, порядок ее проведения; 5) способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации, правила расчета коэффициента сформированности компетенций.

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины: перечень информационных технологий; описание материально-технической базы.

Учитывая общую структуру и одинаковые требования к составлению и реализации РППП, все кафедры, курирующие производственную практику, в период подготовки студентов в вузе реализуют одинаковую по форме рабочую программу изучения дисциплин (РПД): методика обучения (физике, математике, информатике); педагогика, психология, школьная гигиена и здоро-вьесберегающие технологии. Все РПД конструируются в соответствии с принципом преемственности, который предусматривает обоснованный отбор компетенций для реализации задач профессиональной подготовки будущих учителей. Чтобы решить задачу такого отбора критериев (компетенций), их показателей и индикаторов, характеризующих преемственные связи, за основу взяты методики Т.Н. Гнитецкой, А.В. Петрова и М.В. Потаповой [3; 4; 5; 6].

Метод матриц позволил установить преемственные связи между компетенциями, формируемыми на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла и на производственной практике. Например, матрица компетенций включает три общепрофессиональных (ОПК) и двенадцать профессиональных (ПК) компетенций для отслеживания способности и готовности студентов-практикантов организовывать и проводить такие виды деятельности как педагогическая, проектная, исследовательская, методическая (табл.1).

Таблица 1

Матрица компетенций, формируемых на производственных (педагогической и научно-исследовательской) практиках

Код компетенции Дисциплины кафедр

Физика Математика Педагогика Психология Школьная гигиена

4курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс

Пед. прак. НИР

ОПК-2 + + + + + + +

ОПК-4 + + + + +

ОПК-5 + +

ПК-1 + + + +

ПК-2 + + + + + +

ПК-3 + +

ПК-4 + + + + +

ПК-5 +

ПК-6 +

ПК-7 + + +

ПК-8 +

ПК-9 +

ПК-10 +

ПК-11 +

ПК-12 +

+ - проверяемые компетенции в текущем контроле + - проверяемые компетенции в промежуточном контроле

Частота используемых компетенций на практике, как видно из таблицы, неодинаковая. Некоторые из них являются «локальными», потому что формируются на одной дисциплине. К таким компетенциям относим: ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12. Локальный характер этих компетенций определяется спецификой выбора видов деятельности. Например, компетенция ПК-12 (способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся) формируется при выполнении заданий квалификационной работы. Такие компетенции, как ОПК-5, ПК-1, ПК-3, которые формируются в предметной области знаний (физика, математика, информатика), целесообразно отнести к «частично локальным». Нелокальные компетенции формируются на производственной практике в условиях преемственных связей психолого-педагогических дисциплин. Для осуществления этого процесса необходимо соотнести задачи практики, задания, разработанные кафедрами, способствующие формированию практических действий и умений, определяющих их базис. В соответствии с вышеизложенным к нелокальным компетенциям следует отнести: ОПК-2, ОПК-4, ПК-2, ПК-4, ПК-7, ПК-10 [7].

Кафедры, курирующие практику, определяют задачи, по результатам выполнения которых оценивается профессиональная подготовка студентов-практикантов в процессе реализации вышеназванных видов деятельности. Эти задачи имеют комплексный характер, определяемый совокупностью усложняющихся видов деятельности, реализуемых студентами поэтапно на основе преемственных связей на педагогических практиках (табл. 2).

На основе преемственных связей осуществим сопоставительный анализ комплексных задач, реализуемых на педагогических практиках, с профессиональными действиями и универсальными умениями [8].

Успешность выполнения комплексных задач, реализуемых с помощью профессиональных действий на практике, зависит от сформированных профессиональных компетенций в вузе на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла в соответствии с разработанными кафедрами РПД. На производ-

ственной практике процесс совершенствования компетенций продолжается на основе формирования готовности и способности студента-практиканта к профессиональной деятельности в качестве учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности. Такие нелокальные компетенции, способствующие реализации комплексных задач практики, можно успешно сформировать у студента-практиканта на основе преемственных связей. Организация и проведение производственной практики в условиях компетентностного подхода предполагает реализацию социальных, методологических и процессуальных предпосылок (рис. 1).

Анализ структурных и содержательных компонентов предпосылок позволил выявить педагогические условия их осуществления. В первом блоке предпосылок (социальном) преемственность в осуществлении образовательных программ, программ практики успешно реализуется через установление связи между компетенциями, формируемыми при выполнении комплексных заданий. Во втором блоке предпосылок (методологическом) преемственность в реализации видов профессиональной деятельности (педагогической, проектной, исследовательской, методической) определяет содержание педагогических условий их реализации. Третий блок предпосылок (процессуальный) раскрывает преемственные связи между составляющими процесса обучения (технологиями), формами диагностирования профессиональных достижений студентов-практикантов [9].

Таким образом, выявленные предпосылки реализации ком-петентностного подхода, позволили определить педагогические условия его осуществлении образовательных программ практики; преемственность в организации видов профессиональной деятельности студентов-практикантов в соответствии с принципами и закономерностями процесса познания; преемственность в исследовании технологии обучения и форм проверки результатов освоения программ.

Представим преемственность в формировании нелокальных компетенций в процессе решения студентом-практикантом

Таблица 2

Сопоставительный анализ задач и действий по формированию комплексных профессиональных умений

№ Комплексные задачи практики (педагогической, бакалавриат 1У-У курс) Профессиональные действия по формированию универсальных умений

1 1. Изучить структуру и содержание учебных программ и учебников, по которым работает школа. 2. Осуществить методологический и методический анализ учебного материала той темы, уроки по которой предстоит провести, выделив основные идеи, основополагающие понятия, законы, модели материального объекта, принципы. 3. Изучить структуру тематического плана, плана внеклассной работы по предмету. 4. Изучить план работы классного руководителя. 1. Анализ требований к необходимым знаниям, умениям, действиям (ПСП); компетенциям (ФГОС ВО); предметным, метапредметным и личностным результатам (ФГОС ООО, ФГОС СОО); 2. Выделение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы; 3. Генерализация содержания учебного материала, представление его с помощью знаково-образной наглядности; 4. Составление тематического плана, конспектов учебных занятий, плана внеклассной работы по предмету, работы классного руководителя.

2 1. Изучить способы и приемы организации различных видов самостоятельной работы с учащимися на учебных занятиях и во внеклассной работе. 2. Выделить компоненты процесса обучения (тип обучения, виды познавательной деятельности, формы организации учебного занятия, методы и средства обучения), соотнести их с уровневым характером знаний, формируемых у учащихся по данной теме. 3. Изучить способы работы с оборудованием и современными техническими средствами с целью применения в учебно-воспитательном процессе. 1. Организация самостоятельной работы учащихся (с учебником, по решению задач, выполнению опыта, использованию дидактических средств, в т.ч. компьютерных). 2. Использование обобщенных планов изучения структурных элементов знания (явления, факты, понятия, закон, теория). 3. Использование демонстрационного и фронтального эксперимента (натурного, виртуального) в соответствии с обобщенным планом проведения опыта: выявление условий, формулирование гипотезы, объяснение физической сути явлений, закономерностей, выявление противоречий на основе проблемных ситуаций.

3 1. Изучить опыт работы учителей и классных руководителей по использованию современных форм, методов, средств обучения и воспитания обучающихся. 1. Применение изученного опыта в активизации познавательной деятельности учащихся на основе активных методов обучения, нетрадиционных форм организации занятий (ролевая игра, собеседование, кейс-технологии и др.), форм обучения и воспитания (коллективные, групповые, индивидуальные).

4 1. Организовать воспитательную работу с классом, отдельными учащимися, активом класса в соответствии с психологическими исследованиями, проводимыми по заданиям кафедр психологии, БЖ и МБД. 2. Овладеть приемами работы классного руководителя с учащимися класса, используя индивидуальный и дифференцированный подходы. 3. Использовать современные способы работы с учащимися класса (диалоговую форму на основе собеседования, личностно ориентированные технологии воспитания, проектные методы организации практической деятельности) 1. Проведение различных видов внеурочной воспитательной деятельности; 2. Организация внеклассной работы по предмету. 3. Организация и проведение воспитательной работы с классом по плану классного руководителя. 4. Организация воспитательной среды для проведения мероприятия. 5. Выявление обоснованного выбора методов и технологий проведения воспитательного мероприятия. 5. Формирование замысла, реализуемого в задачах воспитательного мероприятия.

5 1. Формировать профессиональные компетенции, характеризующие способность и готовность студентов совершенствовать у учащихся познавательную самостоятельность и активность, мотивацию и интерес к изучению предметов, общественной работе. 2. Использовать факторы образовательной среды для формирования комплексного благополучия обучающихся. 1. Составление психологической характеристики ученика (коллектива) на основе наблюдения, анкетирования, тестирования и анализа результатов исследования. 2. Формирование форм мышления (анализ, синтез, сопоставление, моделирование, аналогия, выдвижение гипотезы, обобщение и систематизация). 3. Оформление результатов исследования с использованием статистических методов, графического инструментария для наглядного представления результатов педагогического эксперимента. 4. Создание условий в образовательной организации, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

комплекса задач практики, разработанных кафедрами психолого-педагогического цикла, с помощью знаково-образной наглядности (табл. 3).

Выделенные нелокальные компетенции (ОПК-2, ОПК-4, ПК-2, ПК-4, ПК-7, ПК-10) формируются у студентов-практикантов комплексно на основе заданий, составленных кафедрами, курирующими практику. Среди этих компетенций есть такие, которые реализуют большую часть задач практики при выполнении заданий по предмету, педагогике, психологии, школьной гигиене (ПК-4, ПК-7, ПК-10).

Выполнение задач практики связано с формированием профессиональных компетенций (ОПК-2, ПК-2, ПК-4, ПК-7, ПК-10), показателями которых служат универсальные действия,

такие как: 1) применение изученного опыта в активизации познавательной деятельности учащихся на основе активных методов обучения, нетрадиционных форм организации занятий (ролевая игра, собеседование, кейс-технологии и др.), форм обучения и воспитания (коллективные, групповые, индивидуальные). 2) проведение различных видов внеурочной воспитательной деятельности; 3) организация внеклассной работы по предмету; 4) организация и проведение воспитательной работы с классом по плану классного руководителя; 5) организация воспитательной среды для проведения воспитательного мероприятия; 6) выявление обоснованного выбора методов и технологий проведения воспитательного мероприятия; 7) формирование замысла, реализуемого в задачах воспитательного

Л Ч О

и ч

о =

о -

о

В

h (J

о В h X

h =

s

о »

а а в

л

M

а

ч

л «

а

a

»

ч

(j

о =

«

а

a

«

a

»

(j F

a

h «

а о

H

Вариативность выбора и усложнения задач использования технологий обучения, воспитания, диагностирования результатов освоения профессиональных компетенций студента-практиканта

Освоение современных технологий с элементами инноваций Освоение традиционных технологий с элементами инноваций

1 1

Бакалавриат: способность формировать ЗУВ Магистратура: готовность применять ЗУВ

Технологии осуществления педагогического процесса в образовательной организации: по развитию деятельности, стимулированию самостоятельности, активности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

Формы осуществления обратной связи: проверка, контроль, учет, оценивание, результатов профессиональной деятельности

Функции диагностики качества образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитательная, развивающая, контрольная

Диагностика: экспертиза качества освоения профессиональных компетенций

X

Технологическая

Диагностическая

П РОЦЕССУАЛ ЬНАЯ

Профессиональной ^методической)

Проектной

Научно-исследовательской

J.

СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИИ ПО УПОРЯДОЧЕННОСТИ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО, ПРОЦЕДУР И ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Установление границ выполнения закономерностей педагогической системы Выбор процедур и правил взаимодействия субъектов образовательного процесса

1 1

Выявление педагогических факторов, при которых взаимосвязи проявляются Действия по совершенствованию взаимосвязей между частями целого

1-Г

Вскрытие существенных, объективных, устойчивых, повторяющихся взаимосвязей между компонентами педагогической системы __________I.

____I._________

Закономерности профессиональной деятельности

1-г

Действия по согласованности (внутренней), упорядоченности, частей целого

___________I____I____1________

Организация видов профессиональной деятельности

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРЕБОВАНИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТНЦИИ

I

Образовательные дисциплины (РПОД)

I

I

Производственные практики (РППП)

I

I

I

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

I

ФГОС ВО бакалавриат

I -

I

Ф1 ОС ВО магистратура

I

Закон "Об образовании в РФ"

X

бакалавриат

................*........................

магистратура

....................*.......................

УЧЕБНЫЙ план подготовки

I ~

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Социальный заказ общества

Реализация социального заказа вузом

Ш^ШШ^ЛШШШШ

Рис.1. Модель педагогических условий реализации компетентностного подхода (Е.А. Селезнева)

Таблица 3

Преемственность в формировании нелокальных компетенций как фактор реализации комплексных задач практики

Учебный предмет ▲ Педагогика ■ Психология • Школьная гигиена ♦

№ Комплексные задачи практики Нелокальные компетенции

ОПК-2 ОПК-4 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-10

1. Изучить структуру и содержание учебных программ и учебников, по которым работает школа ■

2. Осуществить методологический и методический анализ учебного материала той темы, уроки по которой предстоит провести, выделив основные идеи, основополагающие понятия, законы, модели материального объекта, принципы ▲ ▲

3. Изучить структуру тематического плана, плана внеклассной работы по предмету ■ ▲

4. Изучить план работы классного руководителя ■ ■

5. Изучить способы и приемы организации различных видов самостоятельной работы с учащимися на учебных занятиях и во внеклассной работе ▲ ▲ ■ ▲ ■

6. Выделить компоненты процесса обучения (тип обучения, виды познавательной деятельности, формы организации учебного занятия, методы и средства обучения), соотнести их с уровневым характером знаний, формируемых у учащихся по данной теме ▲ ▲ ▲

7. Изучить способы работы с оборудованием и современными техническими средствами с целью применения в учебно-воспитательном процессе ▲ ▲ ▲

8. Изучить опыт работы учителей и классных руководителей по использованию современных форм, методов, средств обучения и воспитания обучающихся ▲ ■

9. Организовать воспитательную работу с классом, отдельными учащимися, активом класса в соответствии с психологическими исследованиями, проводимыми по заданиям кафедр психологии, БЖ и МБД

10. Овладеть приемами работы классного руководителя с учащимися класса, используя индивидуальный и дифференцированный подходы ▲ ■• ■•

11. Использовать современные способы работы с учащимися класса (диалоговую форму на основе собеседования, личностно ориентированные технологии воспитания, проектные методы организации практической деятельности) ▲ ■ ▲

12. Формировать у учащихся познавательную самостоятельность и активность, мотивацию и интерес к учебно-воспитательной деятельности ▲

13. Использовать факторы образовательной среды для формирования комплексного благополучия обучающихся ♦ ♦ ▲■

мероприятия; 8) составление психологической характеристики ученика (коллектива) на основе наблюдения, анкетирования, тестирования и анализа результатов исследования; 9) развитие мышления на основе использования приемов анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, аналогии, выдвижения гипотезы, обобщения и систематизации; 10) оформление результатов исследования с использованием описательно-обобщающих и графических приемов по диагностированию качеств личности обучающихся результатов педагогического эксперимента; 11) создание условий в образовательной организации, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Производственная практика реализует совокупность комплексных задач, сформулированных кафедрами психолого-педагогического цикла. Их решение способствует формированию профессиональных действий (универсальных умений) у студентов-практикантов в процессе выполнения педагогической, проектной, методической, исследовательской видов деятельности. Требования к их осуществлению сформулированы в новых стандартах (ФГОС ВО) с помощью компетенций. В статье обосновано, что все выделенные компетенции выполняют разные функции. Учитывая этот факт, используя известные методики, авторы осуществили классификацию компетенций (локальные, нелокальные, частично локальные).

Библиографический список

1. Нагорнова А.Ю. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2016.

2. Потапова М.В., Леонова Е.А., Селезнева Е.А. Модель организации производственной педагогической практики в условиях модернизации педагогического образования. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016; 4(38): 77 - 84.

3. Афремов Л.Л., Гнитецкая Т.Н. Теориявнутрипредметныхимежпредментыхсвязей. Владивосток: Издательство Дальневосточного ун-та, 2005.

4. Гнитецкая Т.Н. Научно-методические и теоретические аспекты ВПС. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владивосток, 1998.

5. Петров А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.

6. Потапова М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа-педвуз): монография. Издательство «Прометей», МГПУ, 2008.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 года № 91.

8. Воровщико С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Универсальные учебные действия деятельности в обучении по новым стандартам: XV-я Всероссийская научно-педагогическая конференция, г. Москва, 7 - 9 ноября 2012: 1 - 8.

9. Селезнева Е.А. Теоретические предпосылки реализации компетентностного подхода в организации производственной практики в педвузе. Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции 11 января 2016г. № 3. г. Санкт-Петербург, 2016: 100 - 103.

References

1. Nagornova A.Yu. Novye razvivayuschie tehnologiipedagogicheskojpraktiki: kollektivnaya monografiya. Ul'yanovsk: Zebra, 2016.

2. Potapova M.V., Leonova E.A., Selezneva E.A. Model' organizacii proizvodstvennoj pedagogicheskoj praktiki v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2016; 4(38): 77 - 84.

3. Afremov L.L., Gniteckaya T.N. Teoriya vnutripredmetnyh i mezhpredmentyh svyazej. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo un-ta, 2005.

4. Gniteckaya T.N. Nauchno-metodicheskie i teoreticheskie aspekty VPS. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladivostok, 1998.

5. Petrov A.V. Razvivayuschee obuchenie. Osnovnye voprosy teorii i praktiki vuzovskogo obucheniya fizike: monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU «Fakel», 1997.

6. Potapova M.V. Propedevtika vnepreryvnom fizicheskom obrazovanii (shkola-pedvuz): monografiya. Izdatel'stvo «Prometej», MGPU, 2008.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki) (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09 fevralya 2016 goda № 91.

8. Vorovschiko S.G. Dostoinstva i nedostatki perechnya universal'nyh uchebnyh dejstvij federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obschego obrazovaniya. Universal'nye uchebnye dejstviya deyatel'nosti v obucheniipo novym standartam: XV-ya Vserossijskaya nauchno-pedagogicheskaya konferenciya, g. Moskva, 7 - 9 noyabrya 2012: 1 - 8.

9. Selezneva E.A. Teoreticheskie predposylki realizacii kompetentnostnogo podhoda v organizacii proizvodstvennoj praktiki v pedvuze. Aktual'nye voprosy psihologii ipedagogiki vsovremennyh usloviyah: sbornik nauchnyh trudov po itogam nauchno-prakticheskoj konferencii 11 yanvarya 2016g. № 3. g. Sankt-Peterburg, 2016: 100 - 103.

Статья поступила в редакцию 05.12.17

УДК 372.878.82

Seregin N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaulm Russia),

E-mail: [email protected]

THEORY AND PRACTICE OF THE MODERN MUSICAL EDUCATION. The article studies a psychological-didactic paradigm of the optimal organization of musical education. Innovative technologies based on a polydisciplinary basis have been identified, having a personality-value orientation of designing a new type of developing musical and educational environments that require improved means, methods of teaching and teaching aids of the new generation. The psychodactical system of musical activity deepens the development of specific areas of the psyche in the educational process and fixes them with the sensory sphere. New interactions in the system of relations musician-teacher - musician-student - educational information - music-performing activity are claimed.

Key words: psychodactics, musical activity, diagnostics, personal qualities, musician-performer, innovation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обоснована психолого-дидактическая парадигма оптимальной организации музыкального образования. Выявлены инновационные технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих музыкально-образовательных сред, требующие усовершенствованных средств, методов обучения и учебных пособий нового поколения. Психодидактическая система музыкальной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Востребуются новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность».

Ключевые слова: психодидактика, музыкальная деятельность, диагностика, личностные качества, музыкант-исполнитель, инноватика.

Современная парадигма образования ориентируется на необходимость интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, целенаправленное формирование критического и творческого мышления. Такая векторная направленность требует воспитывать информационную компетентность обучающихся, формировать способности быстрой социальной адаптации в изменяющемся мире. Деятельность в различных областях музыкального искусства обладает мощными психолого-педагогическими факторами. Общеизвестны развивающие и адаптационные возможности музыкальной де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.