Научная статья на тему 'Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике'

Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасова И. С., Леонова Е. А.

В работе описана структура и содержание модульно-рейтинговой системы оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике, которая является базисом инновационного подхода в выборе статистических методов для определения результативности всех видов деятельности студента-практиканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасова И. С., Леонова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике»

Условия - внешние и внутренние обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие действию факторов развития, например: готовность к деятельности, стимулирующая среда, материально-техническая и ресурсная обеспеченность др. Часто понятие «условия» трактуется широко, и тогда к ним относят причины, факторы развития, технологии, методики, средства обучения, воспитания и развития, управленческое сопровождение и др. [6].

Педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие достижение в образовательном процессе. В философской науке категория «условие» трактуется как:

- среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;

- обстановка, в которой что-нибудь происходит;

- данные требования, из которых стоит исходить.

По мнению В.А. Андреева, педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей [7].

Для внедрения спроектированной нами теоретической модели требуется разработка педагогических условий эффективности воспитательного процесса по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве УДОД. Успешность выделения условий зависит от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут.

Отдельные, случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Выделяются необходимые и достаточные педагогические условия.

Необходимые условия эффективного функционирования какой-либо системы - это условия, без которых она не может работать в полной мере.

Библиографический список

Достаточные условия - это условия, которых достаточно для ее нормальной работы [7, с. 165].

Необходимость условий должна следовать из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы учреждения дополнительного образования, путей построения авторской системы и результатов констатирующего этапа эксперимента. Невозможность получения желаемых результатов без обеспечения предлагаемых условий будет означать их необходимость для эффективности системы.

Достаточность выводится из результатов опытноэкспериментальной работы. Если данные срезов, проведенных в ходе эксперимента, отражают стабильный качественный рост формируемых свойств (знаний, умений, навыков, компетентностей, качеств личности и т.д.) и значительное превосходство обучающихся той экспериментальной группы, в которой осуществлялись все условия, над обучающимися остальных групп и в особенности контрольной группы, то можно сделать вывод об эффективном функционировании исследуемого явления, следовательно, предложенные условия достаточны.

Анализ изучаемой проблемы позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в опытно-экспериментальной работе:

1. программно-методическое сопровождение процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;

2. создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника;

3. создание банка произведений художественногражданского содержания;

4. включение в игровую деятельность гражданского содержания;

5. информационно-гражданственное насыщение детей посредством экскурсионно-краеведческой работы.

Итак, предложенная нами структурно-функциональная модель воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования включает в себя ряд блоков, каждый из которых, по нашему мнению, будет ценным и необходимым в достижении поставленной цели.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Штофф, В.А. Моделирование и философия. - М-Л., «Наука», 1966.

3. Круглова, Л.Ю. Модернизация профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования на основе интегративноразвивающего подхода: монография. - М.: «Полицентр», 2006.

4. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М.: Наука, 1980.

5. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. - Екатеринбург, 2000.

6. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: изд. центр «Академия», 2008.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1.

8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: изд-во Центр ВЛА-ДОС, 2006.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 378

И. С. Карасова, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике ЧГПУ, г. Челябинск,

Е-mail: [email protected]; Е.А. Леонова, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В работе описана структура и содержание модульно-рейтинговой системы оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике, которая является базисом инновационного подхода в выборе статистических методов для определения результативности всех видов деятельности студента-практиканта.

Ключевые слова: производственная педагогическая практика, модульно-рейтинговая система оценивания, инновационный подход, балльная шкала временных затрат.

Оценка учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике связана с рядом трудностей, которые обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективные трудности определяются многогранным характером практики, её задачами, функциями, выполняемыми студентом-практикантом на практике, наконец, заданиями кафедр вуза (предметными по основной и дополнительной специальности, педагогики, психологии, валеологии). Субъективные трудности определяются совокупностью отчётной документацией, которую студент-практикант должен представить по результатам своей профессиональной деятельности.

Устранить объективные и субъективные трудности можно совершенствуя различные аспекты педагогической практики, например, осуществляя выбор необходимых в данных условиях критериев и показателей отслеживания результатов деятельности студента-практиканта.

Для разработки модульно-рейтинговой системы оценивания результатов педагогической практики необходимо опре-

делить объём модуля, его структуру и содержание, подходы в начислении баллов, в оценке «веса» модуля в целом и отдельных его компонентов, осуществив выбор статистического метода для начисления баллов.

Отдельные этапы производственной педагогической практики можно назвать модулями, потому что каждый ее этап связан не только с самостоятельными задачами, но и требованиями к реализации этих задач, временными затратами. Каждый модуль характеризуется системой параметров: 1) название курса; 2) вид практики; 3) вид блока; 4) продолжительность практики (число недель); 5) временные затраты преподавателя на руководство практикой; 6) временные затраты студентов на выполнение программы практики (шесть часов ежедневной работы).

Представим все возможные виды практики в обобщённой форме (табл. 1), а их продолжительность и задания курирующих кафедр студентам-практикантам соотнесем с отдельными модулями (табл. 2).

Таблица 1

Модуль Вид практики Курс Продолжитель- ность Кафедра, ответственная за практику

I Непрерывная педагогическая практика (НПП) II 1 неделя Кафедра педагогики

II Непрерывная педагогическая практика (НПП) III 1 неделя Специальные кафедры

III Летняя педагогическая практика (ЛИП) III 3 недели Кафедра педагогики

IV Производственная педагогическая практика (ППП) IV 6 недель Кафедры основной и дополнительной специальностей, педагогики, психологии, валеологии

V Производственная педагогическая практика (ППП) V 8 недель Кафедры основной, дополнительной специальностей, педагогики, психологии

Таблица 2

В числителе дроби указано число курирующих кафедр, в знаменателях - общее число заданий от кафедр. Содержательную деятельность кафедр можно представить по блокам: предметный (методический) по основной специальности; предметный (методический) по дополнительной специально-

сти; педагогический; психологический; валеологический; организационный.

Временные затраты на руководство практикой, выраженные в часах, утверждённые ректором вуза, представлены в отдельной графе (табл. 3).

Таблица 3

Временные затраты руководителей практики

№ п/п Блоки в модуле Руководитель практики Временные затраты/ Курс

IV V

1 Предметный по основной специальности Методист по основной специальности 8 10

2 Предметный по дополнительной специальности Методист по дополнительной специальности 8 9

З Педагогический Руководитель по педагогике 4 4

4 Психологический Руководитель по психологии З З

З Валеологический Руководитель по валеологии 1 -

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что «трудозатраты», определяемые числом часов, выделенных на руководство практикой, не одинаковы у преподавателей разных кафедр. Этот факт можно принять в качестве ведущего для определения суммарного балла в оценке объема и значимости заданий по каждому блоку модуля.

Соотношение значимости содержания (задач и требований к их реализации) отдельных блоков модуля в соответствии со статистическим подходом, разработанным В.П. Симоновым Е.Г. Черненко и описанным в [3], выражается с помощью линейного ряда нечётных чисел (1:3:5:7:9). Принимая во внимание два фактора - временные затраты преподавателей

на руководство практикой и выбранную 100-балльную шкалу для оценки деятельности преподавателей, можно получить следующее соотношение баллов: 4:12:20:28:36.

Таким образом, временные затраты преподавателей по осуществлению методического руководства практикой по основной специальности можно оценить в 36 баллов; деятельность преподавателей по осуществлению руководства практикой по дополнительной специальности в 28 баллов; деятельность педагогов по руководству практикой в 20 баллов; деятельность преподавателей по психологии - в 12 баллов; деятельность преподавателей по валеологии - в 4 балла (табл. 4).

Таблица 4

Балльная шкала временных затрат преподавателей на руководство практикой

№ Название блоков модуля Б Л О К И

п/п Организа- ционный Валеологи- ческий Психоло- гический Педагоги- ческий Предм. (доп. спец) Предм. (осн. спец.)

1 Предметный (методический) блок по основной специальности 6 3

2 Предметный (методический) блок по дополнит. специальности 7 28

3 Педагогический 5 20

4 Психологический 3 12

5 Валеологический 1 4

6 Организационный 0 2

В таблицу 4 включен ещё один блок - организационный, связанный с деятельностью факультетского руководителя педпрактики. Шкалу порядка (1:3:5:7:9) можно преобразовать в ранговую (0, 1, 3, 5, 7, 9), выделив в ней нулевой ранг, соответствующий организационной деятельности факультетского руководителя. Временные затраты факультетского руководителя можно оценить, например, в 2 балла. Однако, в 100балльную шкалу оценивания эти баллы можно не включать,

потому что этот вид работы факультетского руководителя можно отнести к инвариантной составляющей, относящейся не к содержательной, а организационной части практики. Внутри блока максимальный балл за отдельные виды деятельности необходимо распределить в соответствии с пооперационным анализом компонентов этой деятельности и выразить с помощью совокупности баллов (табл. 5).

Таблица 5

Виды деятельности преподавателей, курирующих предметный блок модуля

№ п/п Виды деятельности, выполняемые преподавателями -групповыми руководителями практики Баллы за отдельные виды деятельности

1 Проведение установочной конференции в образовательных учреждениях 2

2 Изучение тематического плана работы учителя-предметника в данном образовательном учреждении. Определение тематики пробных и зачётных учебных занятий для студентов-практикантов 2

3 Консультация по методике проведения пробных уроков 4

4 Посещение и анализ пробных уроков 4

5 Консультация по методике проведения зачётных уроков 4

6 Посещение и анализ зачётных уроков 4

7 Консультация по организации внеклассной работы по предмету 4

8 Посещение и анализ внеклассных мероприятий (кружков, элективных курсов, массовых мероприятий) 4

9 Консультация по подготовке отчётной документации 4

10 Подготовка и проведение заключительной конференции в образовательном учреждении 2

11 Подготовка выступления студента-практиканта на заключительной конференции в вузе по проблеме «Из опыта моей работы...» или «Из опыта работы группы в данной школе» 2

Всего 36 баллов

Временные затраты студентов на педагогической практике определяются их недельной нагрузкой. При шестичасовой занятости в день и шестичасовой недели, временные трудозатраты составят 36 часов в неделю. За это время студент-практикант должен выполнить программу педагогической практики, которая включает совокупность задач и требований, предъявляемых разными кафедрами, курирующими деятель-

ность студентов на практике. Можно предположить, что объём заданий, выполняемых студентами по отдельным блокам неодинаковый, он может соответствовать количеству баллов, выделенных кафедрам. Тогда «вес» этих заданий в соответствии с используемым статистическим методом можно определить как ряд нечётных чисел (1:3:5:7:9) и выразить в баллах: 4:12:20:28:36.

Каждый студент, выполняя различные задания по всем блокам, может получить 100 баллов, что соответствует выполнению всех заданий в полном объеме. Преподаватели прописывают содержание своих заданий в соответствии с теми баллами, которые выделены кафедре. Используя технологию

перевода баллов в отметку [1], можно оценить качество выполнения заданий по пятибалльной шкале в отметках. Рассмотрим на конкретном примере распределение баллов и перевод их в отметку для предметного (методического) блока по основной специальности (табл. 6).

Таблица 6

Виды заданий по предметному блоку (методическому) по основной специальности, выраженные в баллах и отметках

№ п/п Виды заданий, выполняемых студентом-практикантом Оценка в баллах

1 Проведение уроков (учебных занятий) в образовательном учреждении (владение профессиональными умениями) 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Проведение внеклассной работы по предмету: 10

• ежедневная, еженедельная индивидуальная работа по предмету (дополнительная работа консультации) • проведение массового мероприятия (КВН, конкурсы, вечера) / организация и проведение элективных занятий, кружка, факультативов • проведение исследовательской работы по предмету в связи с выполнением курсовой и квалификационной работы 2 4 4

3 Подготовка отчётной документации: 8

• разработка конспекта учебного занятия; • разработка конспекта внеклассного мероприятия; • написание развёрнутого отчёта о проделанной работе, включающего анализ и систематизацию трудностей, испытываемых при организации и проведении внеклассных занятий. 2 2 4

4 Подготовка выступления на заключительную конференцию по проблеме: «Из опыта моей работы» 2

5 Участие в олимпиаде по методике «Организация и проведение учебных занятий» 2

Всего: 36

Вычисление баллов по отдельному блоку производится по формуле:

N

в =? (V, * к,)

1 1 , где N - количество заданий в 1-ом блоке (в рассмотренном примере-5);

V.

1 - вес ,1-ого задания в 1-ом модуле (для первого задания из приведенного выше примера вес составляет 14);

к,

1 - коэффициент, определяющий качество и своевременность выполнения задания.

Рейтинг студента может измениться в зависимости от сроков сдачи задания, при этом суммарный балл может снизиться (табл. 7).

Таблица 7

Показатели, понижающие коэффициент

№ Показатели, понижающие коэффициент кг і Изменение коэффициента у

1 Сдача заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи -0,2

2 Сдача заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока -0,5

3 Каждая пересдача задания -0,1

Перевод полученных по отдельным блокам баллов в отметки может осуществляться по технологии В.П. Беспалько [1], тогда отметку «5» студент может получить, набрав от 32 до 36 баллов, что соответствует достаточной профессиональной готовности их к педагогической деятельности. Отметка «4» может быть поставлена за баллы от 28 до 31, а отметка «3» - от 24 до 27 баллов.

Количество баллов за модуль в целом вычисляется следующим образом: т

X

Я =

і = 1

В.

г

, где т - количество блоков по дисциплине;

В

рейтинг студента по і-ому блоку.

Максимальное количество баллов (100) составляет 100% необходимой профессиональной подготовки студента-

практиканта. Отметку «5» студент получает, набрав не менее 90 баллов, что составляет 90%. Отметка «4» ставится при набранном балле от 80 (80%) до 89 (89%), отметка «3» - от 70 баллов (70%) до 79 (79%). Таким образом, полученные студентом баллы позволяют оценить достижения студента, как по отдельным блокам, так и по практике в целом.

Помимо распределения «весовых» показателей для оценивания различных видов деятельности студентов важным, на наш взгляд, является выбор способов оценивания учебнопрофессиональных достижений, а именно результатов выполнения заданий каждым студентом-практикантом.

Содержание отдельных видов заданий (табл.6) направлено на формирование определенных типов умений. Эти умения разнообразны по функциям и по объему действий - многие являются комплексными. В соответствии с принципом единства обучения, воспитания и развития практика, бесспорно, способствует интеграции знаний и умений, полученных сту-

дентами на занятиях по психологии, педагогике, теории и методике обучения предмету, поэтому оценку уровня развития этих умений необходимо осуществлять в соответствии с задачами практики по педагогике, психологии, методике обучения предмету.

В качестве инструмента для отслеживания сформирован-ности важнейших профессиональных умений предлагается «Карта развития профессиональных умений». Данная карта включает совокупность умений, разбитых в соответствии с

исследованиями Н. В. Кузьминой на группы: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные [2]. Внутри групп умения распределены по подгруппам в соответствии с формирующими их видами педагогической деятельности студента-практиканта. В настоящее время существуют различные иерархии уровней развития дидактических умений. Один из вариантов такой иерархии представлен в таблице 8.

Таблица 8

Иерархия уровней развития умений

Уровень Характеристика умений студента

1-й уровень (интуитивный) Студент не владеет дидактическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно.

2-й уровень (репродуктивный) Студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов

3-й уровень (продуктивный) Студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями

4-й уровень (творческий) Студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение дидактическими умениями

Проверка каждого умения осуществляется на основе определенных показателей. Качество их выполнения и, соответственно, достигнутый уровень умения оценивается методистом по специальности, а также руководителями по педагогике и психологии. Кроме этого уровень развития каждого умения оценивается самим студентом.

В итоговом отчете по практике студент предоставляет заполненную и подписанную всеми руководителями практики карту, а также анализ своих профессиональных умений на основе карты и конкретные цели в плане развития своих профессиональных умений. Карта развития профессиональных умений, включающая показатели достижений студентов в ходе осуществления таких видов взаимодействий руководителей практики и студентов, как консультация по разработке учебного занятия; наблюдение за деятельностью во время занятия; обсуждение проведенного студентом занятия; собеседование по предоставленному отчету.

Комплексная оценка отдельных умений позволяет рассчитать коэффициент для оценивания результатов выполне-

Библиографический список

ния задания. Допустим, проведение уроков в образовательном учреждении требует сформированности на определенном уровне 10-ти различных умений. Максимальный балл за достигнутый уровень умений, таким образом, составит 40. В соответствии с картой развития для конкретного студента эти 10 умений, например, суммарно оценены в 35 баллов. Тогда выполнение задания будет оценено так: 14 баллов* 35/40= 12,3 балла.

Таким образом, сочетание эмпирического подхода, основанного на статистическом методе определения «весовых» коэффициентов в разработке модульной структуры педагогической практики на основе рейтинговой системы контроля деятельности студента-практиканта, и представленного способа отслеживания сформированности его профессиональных умений позволяет решить проблему оценивания учебнопрофессиональных достижений студентов на педагогической практике.

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Москва и ПОМО России, 1945.

2. Гребенюк, Т.Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического факультета: Методическое пособие / Т.Б. Гребенюк. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 1999.

3. Карасова, И.С. Рейтинговая оценка учебно-профессиональных достижений студентов по результатам педагогической практики / И.С. Кара-сова, Н.А. Соловьёва // вузовское преподавание: проблемы и перспективы. Материалы VIII международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2007 г. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2007.

4. Симонов, В.П Образовательный институт: измерение, достоверность, надёжность / В.П. Симонов, Е.Г. Черненко // Педагогика.- 1994. - №

Статья поступила в редакцию 8.10.10

УДК 378.4

О.В. Мухаметшина, ассис. кафедры ОГиСЭДв филиале ГОУВПО «ЧГПУ», г. Миасс,

E-mail: Muhametshina2010@ mail.ru

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНЦИЯ»

В статье даны определения таких понятий как компетенция и ключевые компетенции, профессиональная компетенция и коммуникативная компетенция. Выделены основные факторы, обусловливающие необходимость внедрения понятия ключевых компетенций в практику подготовки и оценки специалистов.

Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.