Научная статья на тему 'Проектирование информационно-образовательного портала "педагогическая практика" на основе функционально-ориентированной методологии'

Проектирование информационно-образовательного портала "педагогическая практика" на основе функционально-ориентированной методологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / INFORMATION AND EDUCATIONAL PORTAL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СТРУКТУРНО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / STRUCTURAL AND SYSTEMIC ANALYSIS / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА IDEF0 / IDEF0 FUNCTIONAL TECHNOLOGY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даммер М.Д., Леонова Е.А., Карасова И.С.

В статье рассматривается применение функционально-ориентированной методологии IDEF0 для моделирования процесса производственной педагогической практики студентов, описания его структуры и организации. Данная модель является ядром концепции организации и проведения производственной (педагогической) практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В концепции отражены как развитие, так и оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в различных видах профессиональной деятельности (педагогической, методической, проектной, исследовательской). На основе концепции проектируется информационно-образовательный портал «Педагогическая практика». Представлены основные подходы к организации педагогической практики, принципы и задачи разработки информационно-образовательного портала «Педагогическая практика», описание функциональной модели «Организация педагогической практики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTION-ORIENTED METHODOLOGY IN DESIGNING OF THE INFORMATION AND EDUCATION WEB PORTAL “TEACHING PRACTICE”

The work considers introduction of function-oriented methodology IDEF0 into modeling the process of students’ teaching practice, descriptions of its structure and organization. This model is central in the concept of organization and realization of students’ pedagogical practice (bachelors of Pedagogical Education). The concept involves both the development and assessment of students’ professional competences levels in different types of professional activity (pedagogical, methodical, project, research). On the basis of the concept the authors design the information and education portal “Teaching Practice”. The researchers have presented the main approaches to the organization of teaching practice, principles and objectives of the development of the information and educational portal “Teaching Practices”, description of the functional model “Organization of pedagogical practice”.

Текст научной работы на тему «Проектирование информационно-образовательного портала "педагогическая практика" на основе функционально-ориентированной методологии»

Операционный компонент модели, выполняет формирующую функцию, предполагает овладение и дальнейшая реализация курсантами медиакомпетенций, отвечающих специфике целей и содержания профессиональной деятельности будущего офицера в региональных условиях. В ходе опытно-экспериментальной работы нами был апробирован следующий алгоритм формирования медиакомпетености курсантов: аналитико - диагностирующий (выявление исходного уровня сформированно-сти способности, диагностика выявления состояния проблемы необходимости применения средств медиа в образовательном процессе вуза.), ориентационный (освоение курсантами основ медиаобразования, использования основных потенциалов медиа в учебной и самостоятельной работе; знакомство с основными источниками получения медиатекстов; организации вводных медиаобразовательных занятий, разработка классических форм работы медиатекстами и их презентацией), этап практической работы (применение курсантами полученных знаний, умений, навыков на практике, с целью формирования опыта медиаобра-зовательной деятельности.) [3], рефлексивный (оценка и анализ приобретенного личностного, социального и профессионального опыта), этап последствия (трансляция и апробация приобретённых знаний, умений и навыков, опыта в практике реальных отношений).

Формирование медиакомпетентности личности, овладение курсантами медиаобразовательных технологий осуществлялось посредствам интеграции медиаресурсов и медиаинформации: в изучение дисциплин тактико-специальной, общественно государственной подготовки и общевоинские уставы (литературно-имитационные творческие задания для анализа персонажей медиатекстов; театрализовано-ролевые творческие задания, способствующих иконографическому анализу медиатекста на учебных занятиях; идентификационный анализ медиатекстов на учебных занятиях; литературно-аналитические творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов) [1], применения информационно-коммуникативных технологий при построении учебной работы (веб-потрфолио, веб-квесты, кейсы и др.); в деятельность инициативных объединений (по курсам, учебным группам), через организацию творческих и проектных заданий, предусматривающих активное взаимодействие с медиаресурсами.

Библиографический список

В качестве педагогических условий, способствующих эффективной организации медиаобразования в военном вузе, нами выделены следующие: насыщение медиасодержанием образовательное пространство военного вуза; синхронизация элементов содержания медиаобразования на основе обеспечения преемственности и междисциплинарности; обеспечение подготовки субъектов образовательного пространства военного вуза к использованию актуальных медиаобразовательных технологий.

Рефлексивно-оценочный компонент модели отражает демонстрируемый курсантом уровень сформированности меди-акомпетентности, а также включает в себя перечень основных способов замера формируемой компетентности.

Для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии: мотиваци-онный (ориентация личности на активное использование ме-диатехнологий в профессиональной деятельности; проявление интереса к профессионально значимой медиаинформации и потребность ее поиска средствами медиа; потребность в информационном обогащении средствами медиа и др.); когнитивный (знает учебные и воспитательные возможности средств медиа; владеет знаниями о методах и способах использования медиа в профессиональных интересах; способен производить эффективные и ответственные медиатексты/медиапродукты и др.); практико-операциональный (владеет различными способами реализации медиатехнологий; может обеспечивать вариативность содержания собственной деятельности на основе средств медиа; умеет работать с техническими средствами и др.); коммуникативный (умеет оказывать целенаправленное воздействие на аудиторию посредством медиасреды; способен к общению в ме-диасреде (личной и профессиональной коммуникации); оценочный (способен работать с медиа информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации и взаимосвязи с ранее изученным и др.) [4; 5].

Таким образом, основанием моделирования процесса организации медиаобразования в военном вузе является понимание необходимости формирования медиакомпетентности курсанта как интегративного качества личности и ресурса для эффективного осуществления информационно-образовательных, социальных технологий и профессиональной деятельности.

1. Дудулин B.B. Проблемы профессионального роста современного военного специалиста. Мир образования - образование в мире. 2009; 3 (35).

2. Федоров A.B. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва, 2007.

3. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих РФ на период до 2020 года. Москва, 2008.

4. Мантуленко B.B. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006.

5. Жилавская ИБ. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009.

References

1. Dudulin V.V. Problemy professional'nogo rosta sovremennogo voennogo specialista. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; 3 (35).

2. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentovpedagogicheskogo vuza. Moskva, 2007.

3. Strategicheskij plan sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya ipodgotovki voennosluzhaschih i gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhaschih RF na period do 2020 goda. Moskva, 2008.

4. Mantulenko V.V. Ispol'zovanie mul'timedijnyh sredstv v uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universi-tet», 2006.

5. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii. Tomsk: TIIT, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.11.16

УДК 378.14

Dammer M.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: dammermd@cspu.ru

Leonova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: leonova@cspu.ru.;

Karasova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: dammermd@cspu.ru

FUNCTION-ORIENTED METHODOLOGY IN DESIGNING OF THE INFORMATION AND EDUCATION WEB PORTAL "TEACHING PRACTICE". The work considers introduction of function-oriented methodology IDEF0 into modeling the process of students' teaching practice, descriptions of its structure and organization. This model is central in the concept of organization and realization of students' pedagogical practice (bachelors of Pedagogical Education). The concept involves both the development and assessment of students' professional competences levels in different types of professional activity (pedagogical, methodical, project, research). On the basis of the concept the authors design the information and education portal "Teaching Practice". The researchers have presented the main approaches to the organization of teaching practice, principles and objectives of the development of the information and educational portal "Teaching Practices", description of the functional model "Organization of pedagogical practice".

Key words: teaching practice, structural-functional model, information and educational portal, modeling, methodology, structural and systemic analysis, IDEF0 functional technology, design of information systems.

М.Д. Даммер, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: dammermd@cspu.ru

Е.А. Леонова, канд. пед. наук, доц. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: leonova@cspu.ru;

И.С. Карасова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: dammermd@cspu.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДОЛОГИИ

В статье рассматривается применение функционально-ориентированной методологии IDEF0 для моделирования процесса производственной педагогической практики студентов, описания его структуры и организации. Данная модель является ядром концепции организации и проведения производственной (педагогической) практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В концепции отражены как развитие, так и оценка уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов в различных видах профессиональной деятельности (педагогической, методической, проектной, исследовательской). На основе концепции проектируется информационно-образовательный портал «Педагогическая практика». Представлены основные подходы к организации педагогической практики, принципы и задачи разработки информационно-образовательного портала «Педагогическая практика», описание функциональной модели «Организация педагогической практики».

Ключевые слова: педагогическая практика, структурно-функциональная модель, информационно-образовательный портал, моделирование, методология, структурно-системный анализ, функциональная методика IDEF0, проектирование информационной системы.

Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей в условиях современных требований к результатам освоения образовательных программ требует постановки новых задач по организации и проведению педагогических практик [1]. На физико-математическом факультете ЮУрГГПУ разработана концепция организации и проведения производственной (педагогической) практики, отражающая как развитие профессиональных компетенций у студентов бакалавриата, так и оценивание уровня их сформированности.

В основание концепции положена структурно-функциональная модель, которая раскрывает проектную, содержательную, управленческую и профессиональную функции в организации педагогической практики. Модель отображает взаимосвязь педвуза (администрации, групповых руководителей курирующих кафедр) и работодателей (администрации баз практики, учителей, классных руководителей) в осуществлении методического руководства различными видами профессиональной деятельности студентов-практикантов.

Проведение производственной практики структурируется в соответствии с содержательно-управленческой функцией руководителей практики и студента-практиканта. В соответствии с этим определена структура нормативно-методической документации - рабочей тетради студента-практиканта:

• нормативно-организационный блок производственной практики: регламент организации производственной практики в образовательной организации;

• блочная структура содержательно-управленческой деятельности студента-практиканта и групповых руководителей практики;

• информационно-методический блок деятельности практиканта и факультетского руководителя практики;

• координационно-диагностирующий блок деятельности факультетского руководителя по подведению итогов педагогической практики.

Оценка профессиональных достижений студента на практике осуществляется в балльно-рейтинговой системе. В условиях текущего контроля диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций осуществляется групповыми руководителями с помощью многомерного инструментария, а именно технологической карты анализа учебного занятия, воспитательного мероприятия, выполнения заданий по психологии, здоровьесберегающим технологиям. Обобщение результатов производственной (педагогической) практики осуществляется с помощью статистического подхода к оценке интегральной компетенции на основе весовых коэффициентов [2; 3].

Отдельное внимание уделено выявлению мнения работодателя по оценке готовности студентов-практикантов к осу-

ществлению основных видов профессиональной деятельности (педагогической, проектной, методической, исследовательской). Деятельность работодателей (учителей, классных руководителей) по оценке уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов-практикантов осуществляется как в балльной, так и в словесной форме.

В настоящее время в педвузе профессиональная подготовка бакалавров с двумя профильными направленностями реализуется в условиях производственной педагогической практики, включающий два этапа: первый - на IV курсе и второй - на V курсе. Опытно-экспериментальная работа по реализации концепции, которая проведена в рамках педагогической практики студентов бакалавриата IV курса, подтвердила действенность предложенных подходов, но вместе с тем позволила идентифицировать ряд проблем, связанных с координацией и оптимизацией управления организацией педагогической практики. Выявленные проблемы решит создание единого информационного пространства педагогической практики. Сопровождение деятельности всех субъектов практики реализуется в информационно-образовательной среде путем интеграции информационных ресурсов и сервисов на базе информационно-образовательного портала «Педагогическая практика».

В основу разработки информационно-образовательного портала (ИОП), обеспечивающего единую точку входа к информационным ресурсам и сервисам по педагогической практике, помимо соответствия экономическим требованиям должны быть заложены следующие принципы:

• обеспечение безопасного персонифицированного доступа к информационным ресурсам и сервисам для различных групп пользователей через Web-интерфейс;

• масштабируемость, готовность системы к быстрому наращиванию ресурсов в результате развития потребностей пользователей системы;

• высокая гибкость системы, которая позволяет осуществлять интеграцию необходимых приложений независимо от аппаратной и программной реализации.

Внедрение ИОП позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение доступа субъектов практики к информационным ресурсам через единый интерфейс, что не потребует от пользователя глубокого знания различных информационных систем;

• создание сервисов портала, необходимых для эффективной реализации балльно-рейтинговой оценки уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций у студентов-практикантов и выявления проблем в подготовке будущих учителей;

• обеспечение планирования студентами - практикантами выполнения заданий по реализации педагогической, проектной,

научно-исследовательской деятельности и контроля этой деятельности со стороны руководителей практики;

• предоставление возможности для оперативного взаимодействия субъектов педагогической практики.

Важным этапом проектирования информационного портала, как информационной системы (ИС), является моделирование предметной области. Для того, чтобы получить адекватный предметной области проект ИС в виде системы правильно работающих программ, необходимо иметь целостное, системное представление модели, которое отражает все аспекты функционирования будущей информационной системы. Под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая структуруилифункционированиеисследуемойпредметной области и отвечающая основному требованию - быть адекватной этой обл аоти [4].

Для правильного отображения взаимодействий компонен-новИСважнйотущесйвлятьсивместнйемоделнройаниетаких компонентов, особенно с содержательной точки зрения объектов и функций. Существенно помогает в решении таких задач моттдобогттсйруетурного системного анализа. Структурный анализ - это метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора, азатем сотадизиоуется.пртдбрбтаттурат-хическую структуру с все большим числом уровней. К ключевым ионттиямструксурного айалиуб относятся[4]:

• операция - элементарное (неделимое) действие, выпол-няевиойз однзм рибпчед месте;

• функция - совокупность операций, сгруппированных по определенному признаку;

• бизмес-процнсс-зввзаннад совткйпность фтиквит, й ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы тзссцаутстпвобукт (мредмет, услуга.научиое озфытие, идея), представляющая ценность для потребителя;

в чo))сpо•ecc-ЗвзнecзГ—зцecc,явлуюнмеcя структврныо элементом некоторого бизнес-процесса и представляющий цен-мосотдпя позреДмтиля;

• бизнес-модель - структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных с данными, документами, оргзнизамиойюымозвйнимтми о пвиоимиобопктсву^т-ражающими существующую или предполагаемую деятельность втедпреятиб.

Существуют различные методологии структурного модели-

ммттоых еледтетвчде—мть функционально-ориентированные и объектно-ориентированные

ки, наиболее известной из которых является методика IDEF, рассматривают организацию как набор функций, преобразующий поступающий поток инфор-

мации в выходной поток. Процесс преобразования информации потребляет определенные ресурсы.

Функциональный подход к моделированию предметной области позволяет достаточно подробно и всесторонне описать процессы организации и проведения практики, которые отображаются с помощью построенной нами структурно-функциональной модели. На ее основе представим описание основных процессов, которое должно быть положено в основу проектирования информационной системы.

Организационно-проектная функция. Педагогическая практика организуется сначала в вузе. В организации принимают участие: ректор, проректор по учебной работе, начальник от-еелаоиенныхи пpоиивoбcтйтнниlз пбакйик , дикан, заведующие кафедрами, факультетский, групповые руководители, отделы и помразделйеия ввие(юродичeoкиЧптдeo, отмел кабров, бухгалтерия).

O(йвкдчмсeaликyнтзинт-мновe сввоктпнтстйвязовских документов (приказов ректора об организации и проведении практик, договоров на оказание услуг по руководству практикой, распоряжений по направлению студентов-практикантов в базовые и опорные образовательные организации, акта сдачи-приемки услдг пт здкбводетву пйУЧтскoИ, сестнй,виообзчтмз для бухгалтерии вуза на оплату по договорам).

Дcoттвотсевзиc договоромнапроседензипсактики, директор образовательной организации издает соответствующее р^сп^ртжев^^^н^^^н^^'^енийнoивплейтклacоных рвководителей для работы с практикантами; распределение студентов-практикантов по классам для решения задач, связанных с совершен-сйоовтнисм итчpoфeтвиoйaлы^ейптмгумoози).

Организационно-содержательная функция. Групповые ру-кoвoдияeле, (дредметные,

педагогики, психологии, безопасности жизнедеятельности) осу-ществыяютоттедичeикoe рoкoйoдвтвепoикнчкйе;тeкущий контроль качества выполнения рабочей программы по практике, а тткмтоотвoдятюpямeжyточную аттестацию.

Факультетский руководитель решает организационные вопросы при подготовке и проведении практики, в том числе прове-дoйиeилoaничoчиoMиитогткoкгy нфтре ициУ;ззиеlиoдействие с администрацией образовательной организации.

Органuзтмuoннз-опыозлтзчecкaя <Ыyнед^-.Лдминистрация образовательной организации осуществляет проектирование урачтиои в отзузовательотчоргт—изсции. Директор организует установочную конференцию, издает распоряжение по образовательной организации о распределении студентов-практикантов по классам для проведения занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий, а также о назначении учителей, классных

Ll-1-гП;т об уровне оскоення по учебным

гнсикшжкзд

Положение о irpaiertate. Договоры с 00

Организация к проведение ПрОН£БОГСТ£&ННОН (ПЩЦГОГКЧеСКОЙ) ГфЦГГИХИ

о р.

»ж

АО

Цель:

Моделирование текущих процессов в организации практики

Точка зрения:

Факультетский руководитель

Баш практик

Итоговый

OT4«

СЕймння об уровне ПК студентов

Руководители i Eyi)

Рис. 1. Контекстная диаграмма функциональной модели «Организацияпедагогическойпрактики»

Рис.2.ДиаграммадекомпозицииА0

руководителей для осуществления педагогического руководства студентами. Студенты-практиканты знакомятся с направлениями деятельности образовательной организации в области обучения, воспитания, развития обучающихся; изучают оснащение кабинетов оборудованием.

Организационно-профессиональная функция. Групповые руководители от вуза и педагоги от школы осуществляют методическое руководство различными видами профессиональной деятельности в процессе формирования компетенций у студентов-практикантов.

На основе структурно-функциональной модели выполняется построение функциональной модели IDEF0. Целью функциональной методики IDEF0 является построение функциональной схемы исследуемой системы, описывающей все необходимые процессы с точностью, достаточной для однозначного моделиро-

вания деятельности системы. Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Описание системы представляется как совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм IDEF0.

Вершиной древовидной структуры является контекстная диаграмма. Она является самым общим описанием системы и ее взаимодействия с внешней средой. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма функциональной модели «Организация педагогической практики».

После описания системы в целом производится разбиение ее на крупные фрагменты - диаграммы декомпозиции. Декомпозиция контекстной модели в соответствии со структурно-функциональной моделью организации и проведения производственной (педагогической) практики приводит к выделению таких бизнес-процессов:

С1

ЭжаЗмшлёнйё-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План к сроки мероприятий

Информация от руководителей

13-

Свелекия об уровне освоения ЗУВ по учеоньш дисциплинам

Программа гграггики

деятельности £

0 р. АдгВГ

План

Информация об образовательной среде

Расписание

Ми. рек.

' ИОДГОТОВН I

тельная t

работа : Ор A4 3 ß

Разработки

Проведение мероприятий А44

Расписание конс^-льтации

Сведения о провел еннъга мероприятиях

^ Ц^ройгнь

ревень провел emi»^

Взаимодействие t с руководителям« 0р. A45f

Базы практик

М2

Р лсоводнтелк (вуз)

М1

Сведения об

уромн ПК

♦студентов

Подготовка отчета

0 р. А46

Рис.3.Диаграммадекомпозиции«Организационно-профессионалынаядеятельность»

• организационно-проективная деятельность;

• организационно-содержательная деятельность;

• организационно-управленческая деятельность;

• организационно-профессиональная деятельность.

На рис. 2 представлена диаграмма декомпозиции А0. На ней определены роль каждого процесса во взаимодействии с внешней средой, взаимосвязь процессов посредством передачи той или иной информации (документов).

Процессы, представленные функциональными блоками на диаграмме А0, также подлежат декомпозиции, т.е. более подробному описанию. Каждый из выделенных на диаграмме А0 процессов представим более детально.

1. Организационно-проективная деятельность:

• проектирование нормативной базы практики;

• подготовка документов на кафедрах;

• подготовка документов в деканате;

• юридическое и финансовое сопровождение практики;

• оформление приказов;

• подготовка общего отчета по практике.

2. Организационно-содержательная деятельность:

• методическое руководство практикой;

• текущий контроль;

• промежуточная аттестация;

• подготовка отчета по каждому блоку;

3. Организационно-управленческая деятельность:

• проектирование практики в образовательной организации;

• распределение студентов-практикантов, назначение учителей, классных руководителей;

• сопровождение практики;

Библиографический список

• взаимодействие с вузом;

4. Организационно-профессиональная деятельность:

• ознакомление с условиями работы;

• планирование деятельности;

• подготовительная работа;

• проведение мероприятий;

• взаимодействие студентов-практикантов с руководителями;

• подготовка отчетности.

Таким образом, все процессы диаграммы А0 подлежат декомпозиции. Этот уровень декомпозиции представим на примере процесса «Организационно-профессиональная деятельность». Соответствующая диаграмма А4 показана на рис. 3.

Аналогично выполняется построение диаграмм А1-А3. Таким образом, решается задача построения формального описания рабочих процедур организации педагогической практики. Построенная модель дает достаточно полное представление о функциях, реализуемых в ходе проведения практики. Высокая степень детализации исследуемого процесса позволяет выполнить проектирование структуры информационно-образовательного портала «Педагогическая практика» и выявить требования к его функциональности.

Статья публикуется при поддержке гранта (в рамках конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям вузов-партнеров по сетевому взаимодействию; тема исследования: «Разработка концепции информационно-образовательного портала «Педагогическая практика» (договор № 16-897 от «07» июля 2016 г., руководитель проекта - Е.А. Леонова).

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 декабря 2015 года № 1426. Available at: http://fgosvo.ru/news/2/1583

2. Карасова И.С., Леонова Е.А. Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2010; № 5 (24): 111 - 115.

3. Потапова М.В. Современный инструментарий отслеживания компетенций и универсальных учебных действий обучающихся. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014; 2: 181 - 193.

4. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем: учебное пособие. 2-е изд., испр. Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (urovenbakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 04 dekabrya 2015 goda № 1426. Available at: http://fgosvo.ru/ news/2/1583

2. Karasova I.S., Leonova E.A. Innovacionnye podhody v ocenke uchebno-professional'nyh dostizhenij studentov na pedagogicheskoj praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2010; № 5 (24): 111 - 115.

3. Potapova M.V. Sovremennyj instrumental otslezhivaniya kompetencij i universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayuschihsya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 2: 181 - 193.

4. Grekul V.l., Denischenko G.N., Korovkina N.L. Proektirovanie informacionnyh sistem: uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. Moskva: Internet-Universitet Informacionnyh Tehnologij; BINOM. Laboratoriya znanij, 2008.

Статья поступила в редакцию 25.11.16

УДК 373.6:004.738.5

Demchuk L.A., postgraduate, Comprehensive school № 148 (Chelyabinsk, Russia), E-mail: larisa.demchuk@mail.ru

VIRTUAL WORLD OF GAMES AS A FORM OF SOCIAL EXCLUSION OF TEENAGERS. The article outlines boundaries of adolescence and a leading type of activity - intimate-personal communication. It is proved that in case such communication is insufficient or ineffective, adolescents experience social exclusion, one form of which is the virtual world of games, world of your own success and significance. The work presents results of the empirical research, conducted in several schools in Chelyabinsk. 1648 adolescents from 5-9 grades took part in this research. The research has specified positive aspects of hobbies for teenagers, who play computer games, providing players a sense of presence, the development of new roles, so necessary in this age of the situation of social success. However, it is noted that most computer games are individual, and overreliance on computer games creates greater alienation of the adolescent from the real life. As a mechanism to prevent and reduce social exclusion adolescence the proposed program of the revival of culture of collective game, disclosed the conditions of its successful introduction into practical work.

Key words: adolescent, social exclusion, interactive game, virtual world.

Л.А. Демчук, соискатель, МАОУ «СОШ № 148», г. Челябинск, E-mail: larisa.demchuk@mail.ru

ИГРОВОЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье обозначены границы подросткового возраста и ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение. Доказывается, что при недостаточности или неэффективного такого общения подростки испытывают социальное отчуждение, одной из форм которого является игровой виртуальный мир, мир собственной успешности и значимости. В качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.