Научная статья на тему 'Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами'

Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE SPECIALISTS / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / STRUCTURAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL CULTURE / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринев Станислав Яковлевич

В статье рассматриваются процессы формирования профессиональной культуры через призму выполнения профессиональных функций и возможность дальнейшего самосовершенствования специалиста, что проявляется путём единства личностных и профессиональных качеств индивида, степень владения им достижениями и профессиональными компетенциями, социально-профессиональной мобильностью, способствующей социальному и духовному развитию в условиях вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринев Станислав Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG FUTURE PROJECT MANAGEMENT SPECIALISTS

The article considers the process of professional culture formation through the prism of professional functions performance and the possibility of further specialist self-improvement, which is manifested through the unity of the personal and professional qualities of the individual, the degree of his knowledge achievements and professional competence, social and professional mobility, which contributes to the social and spiritual development in conditions of entering the European educational space.

Текст научной работы на тему «Аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами»

года жизни.

Полученные результаты показывают, что на начальном этапе обучения средний показатель для экспериментальной группы составил qэксп = 1,46 до обучения и дэксп = 4,46 после обучения. Для контрольной группы эта величина до обучения составила дконтр = 1.53 и после обучения дконтр = 3,93. Полученные результаты показывают, что дети до обучения по своей неоднородности ответов составляли для экспериментальной группы 64%, для контрольной - 71,4%. После обучения этот уровень у экспериментальной группы остался практически неизменным - 67%, у контрольной составил 89%. Показатели вариативности составили в экспериментальной группе до обучения 64,9%, после обучения 67,9; в контрольной группе 66% до обучения и 94% после обучения.

Полученные результаты позволяют констатировать, что у детей контрольной группы произошли незначительные изменения в объеме эмоциональных представлений и умениях их вербализировать, эмотивная лексика присутствует редко. Данные свидетельствуют о том, что после проведения психолого-педагогического эксперимента у детей экспериментальной группы качественно изменился характер вербализации эмоциональных представлений. Эмоциональные представления приобрести большую устойчивость, подвижность, что позволило повысить навыки понимания, аргументирования, обобщения отвлеченных понятий и нахождения адекватных эмотивных ассоциаций. Эти изменения связаны с формированием представлений об эмотивной лексике как средстве выражения различных эмоциональных состояний. Обогащение лексики детей с исходной категори-ально-эмотивной семантикой, проявляющейся в знаниях разных способов словообразования и умения ими пользоваться для решения коммуникативных задач, стала разнообразнее и точнее, что обеспечило актуализацию эмоциональных представлений в речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько А.Г. Психологические познавательные процессы: сущность представлений и их виды. Мн.: 2007.187 с.

2. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998. 208 с.

3. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лекси-ко-семантической системе языка. Воронеж, 2009.158 с

4. Галеева Е.В., Галкина И.А. Эмоциональные представления и их вербализация у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 53-55.

5. Прохорова П.В. Вербализация тендерного концепта «й"аи» в диалектной картине мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 32-34.

6. Галкина И.А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 69-71.

7. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 196-198.

8. Галеева Е.В. Эмоциональные представления, их механизм и процесс отражения в речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 82-83.

9. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 23-25.

10. Шадрина Л.Г., Аверина М.Н. К вопросу о развитии образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 298-300.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE VERBALIZATION OF EMOTIONAL PERFORMANCES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

© 2014

E.V.Galeeva, the senior lecturer of department of «Psychology and pedagogy of preschool education» I.A. Galkina, candidate of psychological Sciences, associate Professor of department of «Psychology and

pedagogy of preschool education»

East Siberian state Academy of education, Irkutsk (Russia)

Annotation: In the article the problem of verbalization of emotions, the content of the lexicon, which reflects the sphere of emotions, used in children of preschool age, pedagogical technologies of their formation.

Keywords: emotional state, emotional performances, verbalization, lexical semantics, emotiveness, emotive lexicon.

УДК 378.22:008:[005.91-051]

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

© 2014

С.Я. Гринев, аспирант кафедры педагогического мастерства и менеджмента Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко, Полтава (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются процессы формирования профессиональной культуры через призму выполнения профессиональных функций и возможность дальнейшего самосовершенствования специалиста, что проявляется путём единства личностных и профессиональных качеств индивида, степень владения им достижениями и профессиональными компетенциями, социально-профессиональной мобильностью, способствующей социальному и духовному развитию в условиях вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

Ключевые слова: культура, профессиональная культура, будущие специалисты, структурные компоненты профессиональной культуры, управление проектами, критерии.

Постановка проблемы. Понятие «культура» является обобщающим и имеет несколько значений. Например, говорят о культуре общества, части общества, отдельной личности и наконец, о культуре отдельных видов деятельности.

В структуре культуры личности особое значение принадлежит профессиональной культуре личности. Она занимает важное место и как предмет исследова-

ния, и как фактор, являющийся значимым для объяснения, понимания поведения работников, и особенно будущих специалистов - людей, которые должны обладать специальными знаниями и навыками в любой отрасли, быть высококвалифицированными специалистами с широкой эрудицией и высоким общекультурным уровнем. Поэтому освещение этих вопросов требует дальнейшего пересмотра спорных трактовок, их анализ и решения.

Анализ последних исследований и публикаций. Феномен профессиональной культуры исследовался многими ведущими специалистами в сфере социологии труда и социологии культуры (Р. Крылова, Н. Лукашевич, Д. Маркевич, Г. Соколова, и др.). Во второй половине XX в. профессиональная культура (как часть общей культуры) рассматривается не только как форма человеческой деятельности, но и как важнейший аспект жизнедеятельности личности, как социальная деятельность, состоящая из взаимосвязанных целостных феноменов, которые не сводятся только к определенному комплексу знаний, умений и навыков.

Цель статьи - на основе анализа научных источников охарактеризовать аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами.

Изложение основного материала. Профессиональная культура в современных условиях развития рыночных отношений является чрезвычайно важным компонентом повышения эффективности проектной работы. Она заключается в подъеме профессиональной деятельности каждого человека в общих нормах выполнения определенного вида труда. Несомненно, являясь важным показателем социальной зрелости личности, профессиональная культура является и комплексом личностных знаний, умений, навыков, качеств, определяющих готовность к реализации своих сущностных сил в конкретной сфере общественного труда.

Под критериями формирования профессиональной культуры специалиста имеются в виду существенные признаки, свидетельствующие о достижении того или иного уровня сформированности профессиональной культуры специалиста. Уровень - это степень сформи-рованности профессиональной культуры, определенный результат развития; критерии - измерители уровней. Между ними есть определенная динамическая связь: если его раскрыть, можно выработать наиболее оптимальную систему критериев.

В современных исследованиях структурными компонентами профессиональной культуры считаются: аксиологический (ценностный), операциональный и лич-ностно-творческий. Чтобы специалист овладел всеми компонентами профессиональной культуры и был готовым к решению вышеуказанных задач, содержание каждой учебной дисциплины должно быть гуманизованым. Такой подход при его целенаправленном использовании постепенно становится стилем социально и профессионально ориентированного мышления специалиста, в структуре которого ценности культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий специалист выступает носителем прогрессивной общественного сознания, общей и профессиональной культуры [1].

В структуре профессиональной культуры выделяют две стороны: первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональный интерес, знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Профессиональное сознание является таким видом отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных отдельному виду профессиональной деятельности.

Профессиональную культуру можно рассматривать на разных уровнях развития. Начальный уровень можно условно охарактеризовать как информационный. Здесь степень сформированности системы профессиональных знаний и взглядов еще не достаточно широк, профессиональные способности находятся на стадии формирова-

ния. Отношение к труду может быть сужено утилитарными факторами. Чем выше уровень знаний и умений, чем шире опыт, тем более вероятно, что человек в своей сфере труда может достичь определенных высот. Для высшего уровня характерны и широкий профессиональный кругозор, и большой объем профессиональных знаний, интересов и умений, и творческое понимание производственной ситуации как проблемной задачи, и способности решать его продуктивно, оригинально, эффективно [2].

Высокий уровень сформированности профессиональной культуры определяется с помощью двух характеристик: общей и специальной. Общая профессиональная культура специалиста заключается в единстве убежденности в социальной значимости труда и своей профессии, развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, активности и инициативности; готовности эффективно, быстро и качественно решать производственные задачи, возникающие; свободного владения нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении основами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта. Специальная профессиональная культура у специалистов разного профиля включает качества, которые значительно отличаются даже в пределах одного профиля. Для отражения этой совокупности качеств служат узкоспециальные разделы профессио-грам.

Уровень профессиональной культуры участников проекта можно оценить пользуясь соответствующими показателями для отдельных элементов проекта. Сюда засчитывают показатели моральных, юридических, экономических, организационных, технологических и эстетических норм:

1. Моральные нормы регулируют поведение человека в сфере морали, все отношения в обществе, в том числе, управления. Соблюдение моральных норм в процессе проектной деятельности является важным показателем уровня культуры специалиста.

2. Юридические нормы содержатся в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах. Уровень профессиональной культуры в значительной степени зависит от степени разработки юридических норм и использования их в процессе реализации проекта.

3. Экономические нормы устанавливают значения экономических показателей, которые должны быть достигнуты в процессе проектной деятельности. К ним, например, относятся финансово-кредитные и стоимост-но-калькуляционные нормы, экономического стимулирования и др. Наличие экономических норм и степень их соблюдения в процессе проектной деятельности также характеризующие профессиональную культуру.

4. Организационные нормы устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности отдельных подразделений и лиц, а также их взаимоотношения и взаимодействие, правила внутреннего распорядка, последовательность и периодичность выполнения разнообразных операций и различных видов деятельности. В процессе разработки и использования организационных норм должны быть четко установлены и зафиксированы обязанности работников, объем, направления, периодичность и места формирования информации, процессы ее обработки и использования [3].

5. Технические нормы устанавливают пропорции между живым и неживым трудом. Основываясь на научных рекомендациях, система управления проектами применяет нормы оснащенности подразделений соответствующими техническими средствами.

6. Эстетические требования и нормы распространяются как на технические средства и устройства, используемые в процессе управления, так и на внешнюю среду.

Формирование профессиональной культуры участников проектной деятельности происходит под влиянием следующих факторов:

- повышение уровня общей культуры населения Украины;

- повышение уровня специального образования кадров проектной деятельности;

- развитие теории управления проектами;

- накопления практического опыта проектной деятельности;

- повышения квалификации кадров;

- рост требований к управленческим кадрам.

Основы как профессиональной, так и общей культуры закладываются всесторонней подготовкой специалиста, которая включает: фундаментальную методологическую и мировоззренческую подготовку; широкую гуманитарную подготовку; теоретическую и практическую подготовку по профильным дисциплинам; творческую подготовку по специальности; подготовку в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, формирование навыков самостоятельной творческой деятельности. Указанные главные направления подготовки включают ряд взаимосвязанных, более частичных по содержанию форм подготовки: экономический, математический, социальную, социально-психологическую, педагогическую, управленческую, правовую, экологическую и др. Их объем и содержание ориентированы на специальность и соотносятся с потребностями каждой конкретной отрасли в обществе [4].

Профессиональная культура как способ реализации жизненных сил человека в проектной деятельности обусловливает целеустремленность персонала, установку на творческое применение, расширение и углубление имеющихся знаний, получение новых знаний на основе обобщения опыта и поиска новых путей и методов деятельности [5-9]. Профессиональная культура стимулирует активность, инициативность и ответственность участников проекта за свои действия и их возможные последствия [10]. Это дает возможность достичь поставленной цели проекта в предусмотренные или более короткие сроки, с запланированным или лучшим результатом.

В Полтавском национальном педагогическом университете имени В. Г. Короленко на кафедре педагогического мастерства и менеджмента открыта магистратура по подготовке специалистов по специальности 1801 Специфические категории Специализация: 8.18010013 Управления проектами.

Управление проектами - это процесс управления командой и ресурсами проекта с помощью специфических методов, благодаря которым проект завершается успешно и достигает своей цели.

Руководящее звено в любой системе материального и нематериального производства должна обладать соответствующими знаниями и умениями менеджмента. Для магистрантов разработаны интересные, направленные на формирование их профессиональной культуры курсы.

Рассмотрим отдельные разделы программы обучения направления подготовки 1801 Специфические категории Специализация: 8.18010013 Управления проектами:

1. Философия и методология науки - ознакомление студентов с актуальными вопросами философии науки и главным этапами ее становления. Анализируются основополагающие мировоззренческие и методологические проблемы современного состояния науки. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям изменения научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые.

2. Правовые основы деятельности высшей школы -усвоение магистрантами теоретических вопросов правовых основ деятельности высшей школы, основных юри-

дических терминов, нормативно-правовых актов, которые регулируют образовательные отношения в высшей школе, формирования практических навыков для непосредственного участия в деятельности высшей школы.

3. Процессы управления проектами - овладение общетеоретическими основами процессов управления проектами; усвоение алгоритмов применения процессного подхода к управлению проектами; ознакомление с возможностями применения автоматизированных систем процессного подхода управления проектами. Задача: овладеть общетеоретическими основами процессного управления проектами; усвоить алгоритм применения процессного подхода к управлению проектами; ознакомиться с возможностями применения автоматизированных систем процессного подхода управления проектами.

4. Управление профессиональной деятельностью - формирование у магистрантов знания о психологической сущности, закономерностях и общественных функциях процесса управления на современном этапе развития образования и экономики Украины, выработка практических умений анализа управленческих ситуаций. Задачи: изучить закономерности организации управленческого процесса и возникающие в его время отношения между людьми; методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований; систему и методы активного воздействия на объект управления и способы предвидения и прогнозирования исследуемых процессов.

5. Технология управления проектами - формирование у магистрантов представлений о сущности проектной деятельности, определение цели и задач проекта, выбор методов его реализации, выработка практических умений планирования и реализации проекта в соответствии с общей логикой проектной деятельности.

6. Принятие решений в управлении проектами - студенты должны: знать функции, классификацию, типологию, условия и факторы качества принятия решений, технологию и методику процесса разработки управленческих решений. Уметь анализировать ситуацию принятия управленческих решений, овладеть процедурой принятия управленческих решений.

7. Управление проектами и программами - овладение методикой управления проектами и программами. Основными задачами изучения дисциплины является осознание теоретических основ управления проектами и программами и овладение методикой управления проектами и программами.

Будущие специалисты проектного менеджмента имеют возможность проходить квалификационные стажировки на предприятиях, в органах государственного управления, социальной сферы. Большинство квалификационных магистерских работ выполняется слушателями по заказу предприятий Полтавщины и соседних областей, и будут реализованы как эффективные проекты материального и нематериального характера.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, на основе анализа научных источников нами охарактеризованы аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами. Определено, что формирование профессиональной культуры участников проектной деятельности происходит под влиянием следующих факторов: повышение уровня общей культуры населения Украины; повышение уровня специального образования кадров проектной деятельности; развитие теории управления проектами; накопления практического опыта проектной деятельности; повышения квалификации кадров; рост требований к управленческим кадрам. Перспективой дальнейших исследований является вопрос об определении педагогических условий формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами.__

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7. Хохленкова ЛА. Роль экономической куль-

1. Гавров С. Н. Нацюнальна культура й модершзащя туры в формировании профессиональной компетен-суспiльства I Гавров С.Н. M.: Наука, 2004. 178 с. ции будущих специалистов сферы сервиса II Вестник

2. Балабанова Л.В. Оргашзащя пращ менеджера Поволжского государственного университета сервиса. Л.В. Балабанова, О.В. Сердюк. - К.: ВД «Професюнал», Серия: Экономика. 2011. № 15. С. 77-80.

2004. 304 с. 8. Добрыдень A3. Культура общения как составля-

3. Каган M. С. Фiлософiя культури. Становлення й ющая профессионального мастерства педагога II Aзимут розвиток I Каган M. С. Спб.: Лань, 1998. 301 с. научных исследований: педагогика и психология.

4. Кузнецова Т. Ф. Культура: теори й проблеми 2013. № 2. С. 11-14.

Т. Ф. Кузнецова, В. M. Mежуев, И. О. Шайташв. M.: 9. Тимушкин A3. Оценка профессиональной под-

Наука, 2005. 284 с. готовленности будущих преподавателей физической

5. Mыхнюк M.^ Цели развития профессиональ- культуры II Вектор науки Тольяттинского государственной культуры преподавателей специальных дисциплин ного университета. 2011. № 4. С. 493-495.

ПТУЗ II Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 10. Гриньов С. Я. Розвиток професшно1 культури

63-66. майбуттх фах1вщв проектного менеджменту в умовах

6. Базавлуцкая ЛМ. Организаторская культура как мапстратури С. Я.Гриньов Проблеми подготовки сучас-результативность профессиональной деятельности ме- ного вчителя: збiрник наукових праць Уманського дер-неджера II Вектор науки Тольяттинского государствен- жавного педагогичного унiверситету iменi Павла Тичини I ного университета. Серия: Педагогика, психология. [ред. кол.: Побiрченко Н. С. (гол. ред.) та ш.]. Умань: ФОП 2012. № 2. С. 35-37. Жовтий О. О., 2013. Випуск8. Частина2. - С. 152 - 158.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG FUTURE PROJECT MANAGEMENT SPECIALISTS

© 2014

S.Y. Griniov, postgraduate student of the Department of pedagogical skill and management

Poltava National Pedagogical University named after V. G. Korolenko, Poltava (Ukraine)

Annotation: The article considers the process of professional culture formation through the prism of professional functions performance and the possibility of further specialist self-improvement, which is manifested through the unity of the personal and professional qualities of the individual, the degree of his knowledge achievements and professional competence, social and professional mobility, which contributes to the social and spiritual development in conditions of entering the European educational space.

Keywords: culture, professional culture, future specialists, structural components of professional culture, project management, criteria.

УДК 378.14

СИСТЕМА IT-СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© 2014

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Т.Г. Ширина, аспирант Д.А. Ширин, аспирант

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы сопровождения участников международных образовательных программ. На основе российского и зарубежного опыта представлена целостная система IT-сопровождения, инструментом которой выступает информационный ресурс^еЬ^йе).

Ключевые слова: международная деятельность вуза, совместные образовательные программы, академическая мобильность, информационно-технологическое сопровождение, информационный ресурс (Web-site).

Интернационализация системы высшего образования ведет к активному развитию международной деятельности вузов. Если раньше представление о международной деятельности университета было связано только с академической свободой, мобильностью отдельных представителей высшей школы и свободным обменом информацией, то сейчас, университеты являются партнерами в реализации совместных образовательных программ и научно-образовательных проектов. В процессе их реализации предполагается интеграция ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах, чтобы участники университета-партнера имели доступ к интегрированным академическим ресурсам, обеспечивающим высокое качество образования в данной предметной области. [1;5] Поэтому очень важно организовать необходимые условия для поддержки и сопровождения участников. Коммуникативные и дистанционные технологии позволяют, на наш взгляд, сделать международное сотрудничество университета более информативным и интенсивным. [4]. В связи с этим, мы считаем необходимым уделить достаточное внимание процессу сопровождения с помощью информационных технологий,

направленного на успешную адаптацию и эффективное сотрудничество университетов в рамках реализации совместных образовательных программ.

Проведя подробный анализ понятия «сопровождение» и его возможности в современном обществе [2;3], мы определили информационно-технологическое сопровождение как процесс целенаправленного и последовательного взаимодействия, с помощью информационных технологий, для успешной адаптации, обучения, профессионального и личностного развития участников международных образовательных программ.

Как правило, работа по созданию условий информационно-технологического сопровождения участников международных образовательных программ требует комплексного решения. В процессе реализации совместных образовательных программ участниками могут выступать как студенты, так и профессорско-преподавательский состав (дисциплины для иностранных студентов, командировки в университет для чтения лекций, совместной научной работы, конференций и т.д.).

Проанализировав процесс реализации совместной образовательной программы (на примере про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.