Научная статья на тему 'Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста'

Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Елена Михайловна, Жданова Елена Юрьевна

В статье перечисляются требования к современным специалистам, которым предстоит заниматься профессиональной деятельностью в условия информационного общества. Задачей учебных заведений является формирование профессиональной культуры специалиста, которая формируется с учетом социальных требований общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE MODERN EXPERT

Requirements to modern experts who should be engaged in professional activity in conditions of information society are listed in article. A task of educational institutions is formation of professional culture of the expert which is formed taking into account social requirements of society.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста»

психолого-педагогическое направление

Р. В. Сущенко

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...

FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS: CONCEPTUAL ASPECTS

© 2015

R.V. Suschenko, candidate of Sciences in public administration, associate Professor of the Department of transport technologies

Zaporozhye National Technical University, Zaporozhye (Ukraine)

Abstract. The article reveals the conceptual approaches and features of formation of administrative culture of Railway Engineers in higher education. The author describes the directions and the terms of updating the process, taking into account current market conditions and peculiarities of the development of railway industry.

Keywords: Railway Transport Engineers, management culture, formation, value.

УДК 378.147

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2015

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Е.Ю. Жданова, ведущий специалист Центра научных журналов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье перечисляются требования к современным специалистам, которым предстоит заниматься профессиональной деятельностью в условия информационного общества. Задачей учебных заведений является формирование профессиональной культуры специалиста, которая формируется с учетом социальных требований общества.

Ключевые слова: информационное общество, профессиональная культура, информационная культура, творческое развитие, самообразование.

Процесс образования, т.е. процесс усвоения учащимся систематизированных знаний, умений, навыков и опыта не является достаточным для подготовки специалиста, живущего в новом информационном обществе. Миссия системы образования состоит не только в том, чтобы подготовить учащихся к профессиональной деятельности, но и обеспечить сбалансированные профессиональное, индивидуальное и общественное направления образования, облегчить рост личности, совершенствование и развитие гражданского самосознания.

Для того чтобы понять, каким же быть специалисту, которому надлежит жить и работать в новом информационном обществе, выделим ряд требований, предъявляемых к нему.

Поскольку в информационном обществе основным содержанием труда становится его интеллектуальный компонент, основанный на общенаучных и общепрофессиональных знаниях и умениях, то одним из главных качеств специалиста является умение творчески осмыслить производственную ситуацию. Интеллектуальный труд предполагает прежде всего работу с информацией, а суть труда состоит в анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении информации, что требует высокого уровня развития и владения способами интеллектуальной деятельности, обладания аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями [1].

Современный специалист может полноценно выполнять свои функции в изменяющемся мире только в случае, если ему доступен высокий уровень не только технического, но и социального развития. При принятии профессиональных решений необходимо учитывать все последствия противоречий, возникающих между экономической и экологической, экономической и социальной системами, опасных как для экономического процесса, так и для благополучия людей. Специалист нового общества не должен ставить критерии оценки экономической деятельности в зависимость от технической осуществимости или экономической эффективности проекта. Он должен формулировать их на основе общей системной оценки экологической, социальной и экономической целесообразности.

Внедрение новых технологий, связанных, как правило, с дорогостоящей уникальной техникой, с ценны-

ми сырьевыми материалами и продуктами, с особым риском в сохранении нормальной экологической обстановки, требует от специалиста высокой степени ответственности за принимаемые решения. Только люди с широким кругозором, пониманием закономерностей действия механизмов, ясным представлением о возможных последствиях правильного или неправильного принятия решения будут ответственно выполнять свои функции.

Роль фактора управленческой культуры в условиях современного производства многократно возрастает. Усиление позиций в конкурентной борьбе зависит от качества управления. Каждый работник должен быть заинтересован в качестве продукции, должен находиться в поиске путей совершенствования методов и форм организации производства, в борьбе со всеми видами потерь на производстве [2].

Усложнение социально-психологических условий деятельности, объектов и средств труда, технологии, их гибкость, увеличение объема информации требуют от человека новых способностей, например, абстрактного мышления, владения общесистемным мировоззрением.

Актуальным становится объединение нескольких видов деятельности, которые ранее были характерны для разных специальностей. То есть речь идет о возникновении специальностей с многопрофильными знаниями и видами деятельности (например, информатика + строительство, строительство + реализация строительной продукции, административная информатика и др.).

Нельзя забывать об информационном направлении в воспитании личности. Культурный уровень человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Информационная культура предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение приложить эти знания для чего-либо, в связи с чем-либо и их совершенствование в процессе деятельности. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. Творческая личность реализует сама себя, ее нельзя сформировать, а можно только воспитать [3].

Е.М. Третьякова, Е.Ю. Жданова

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

психолого-педагогическое направление

Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества специалиста соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде. Это дает основания говорить о месте и значимости профессиональной культуры, путей ее формирования как важного фактора развития и становления профессиональных качеств личности [4].

С учетом всего перечисленного в Тольяттинском государственном университете был разработан практикум для студентов направления «Строительство». На занятиях по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования в строительстве»» студенты имеют возможность заниматься проектированием зданий на персональном компьютере (ПК). Разработанная методика позволяет формировать такие составные части профессиональной культуры специалиста, как:

- ответственность за выполняемую работу - ошибки при проектировании могут привести к отказу заказчика от эксплуатации, а в худшем случае и к разрушению здания;

- эстетическое воспитание - здание или сооружение должно быть не только правильно спроектировано, но и быть эстетически привлекательным;

- умение правильно распределить свое время - студент может оценить свои реальные способности по выполнению чертежей с использованием ПК;

- экономическая культура - проект должен быть экономически выгодным;

- экологическая культура - возможно ли размещение здания в данном районе (например, производственное предприятие не может находиться в жилой застройке);

- творческое развитие - вычерчивание конструкций нестандартной формы требует проявления творческих способностей, фантазии.

Итак, профессиональная культура специалиста является совокупностью нескольких культур: экономической, экологической, эстетической, информационной [5]. Только такой комплексный подход к воспитанию специалиста может обеспечить переход его образования в самообразование, развития - в саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 400 с.

2. Эриксен, Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / Т.Х. Эриксен. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 208 с.

3. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Музалёв, А. А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы / А. А. Музалёв // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1040-1045.

5. Чернова, Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения / Ю. К. Чернова. - Москва - Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. - 163 с.

INTEGRATED APPROACH TO FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE MODERN EXPERT

© 2015

E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy» E.Yu. Zhdanova, a leading expert of the Center of scientific journals

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract: Requirements to modern experts who should be engaged in professional activity in conditions of information society are listed in article. A task of educational institutions is formation of professional culture of the expert which is formed taking into account social requirements of society.

Keywords: information society, professional culture, information culture, creative development, self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.