Научная статья на тему 'Формирование управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта: концептуальный аспект'

Формирование управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта: концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MANAGEMENT CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ЦЕННОСТЬ / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко Роман Витальевич

Процесс проектирования содержания профессионального образования будущего инженера железвнедорожного транспорта модели XXI века требует реформирования системы высшего инженерного образования, качественно нового подхода к определению его цели, задач и содержания. Одной из ведущих тенденций развития и совершенствования современного образования является переход к ценностной парадигме, требующей развития системы взглядов, которые интегрируют аксиологические основы традиционных и инновационных процессов. В статье раскрыты концептуальные подходы и особенности формирования управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко Роман Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS: CONCEPTUAL ASPECTS

The article reveals the conceptual approaches and features of formation of administrative culture of Railway Engineers in higher education. The author describes the directions and the terms of updating the process, taking into account current market conditions and peculiarities of the development of railway industry.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта: концептуальный аспект»

УДК 378.6:656.2.071.1:043.3/5

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© 2015

Р. В. Сущенко, кандидат наук по государственному управлению, доцент кафедры транспортных технологий

Запорожский национальный технический университет, Запорожье (Украина)

Аннотация: Процесс проектирования содержания профессионального образования будущего инженера железв-недорожного транспорта модели XXI века требует реформирования системы высшего инженерного образования, качественно нового подхода к определению его цели, задач и содержания. Одной из ведущих тенденций развития и совершенствования современного образования является переход к ценностной парадигме, требующей развития системы взглядов, которые интегрируют аксиологические основы традиционных и инновационных процессов. В статье раскрыты концептуальные подходы и особенности формирования управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инженер железнодорожного транспорта, управленческая культура, формирование, ценность.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Зримой приметой времени является переосмысление профессиональных ценностей инженера железнодорожного транспорта, поиск путей формирования ярких творческих личностей инженеров, умеющих в современных условиях утверждать собственные модели культуры управления жизнью, производством, людьми.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня все больше ученых (Т. Гура, О. Игнатюк, А. Пономарев, А. Романовский, Л. Товажнянский, Т. Шаргун и др.) в процессе проектирования содержания профессионального образования будущего инженера модели XXI века склоняются к мысли о необходимости реформирования системы образования, качественно нового подхода к определению его цели, задач и содержания. Одной из ведущих тенденций развития и совершенствования современного образования является переход к ценностной парадигме, требующей развития системы взглядов, которые интегрируют аксиологические основы традиционных и инновационных процессов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Раскрыть концептуальные подходы и особенности формирования управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта в высших учебных заведениях.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Уже первый опыт научных поисков показал: в рамках традиционного вузовского преподавания, ориентированного только на получение специальных знаний, умений и навыков, эта задача не может быть реализована. Требуется переоценка концептуальной стратегии непрерывного инженерного образования, смена прежних теоретических моделей подготовки и переподготовки железнодорожных кадров, новое понимание сути и назначения инженерной деятельности с учетом обновления всех сфер жизни общества.

Как и любая сфера человеческой деятельности, управление является конкретизацией общей деятельности инженера. Потому управленческая культура перестала быть узкоспециализированной, все больше становясь сущностной характеристикой жизнедеятельности любого современного специалиста и в этой связи имеет жизненную ценность, как для самого инженера, так и для железнодорожного хозяйства. Наличие управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта является залогом успешной его жизнедеятельности, творческого развития и профессионального становления. Потому эта проблема усиленно, объективно и своевременно поднимается на уровень научного исследования развития управленческой культуры всех граждан Украины.

В настоящее время, говоря об особой ответственно-

сти инженера за безопасность движения, исследователи на разных уровнях начали поднимать вопрос уже о культуре коллективного управления в условиях железных дорог, все более ответственно заявлять о роли человеческого фактора, об осуществлении прямой и косвенной регуляции профессионального взаимодействия и взаимоконтроля, нахождении действенных форм воздействия инженера на организацию качественной полноценной работы, на развитие коллективов, их совершенствование.

Управленческую роль современного грамотного инженера железнодорожного транспорта можно сравнить, проводя параллель с действиями дирижера: ...дирижер стоит в одиночестве. Он находится на возвышении, хорошо видимый оркестру и залу. Все - и оркестранты, и слушатели - подчиняются его движениям, приказания отдаются движениями руки или руки и палочки. Дирижер - вождь всех собравшихся в зале. Он видит весь оркестр, и каждый, в свою очередь, чувствует и знает, что он его видит и слышит. Дирижер всемогущ, ибо каждый из музыкантов знает лишь свою партию, а дирижер - всю партитуру. Он точно знает, что позволено каждому в определенный момент и что делает каждый в данный момент. Он видит и слышит каждого в любой момент, что дает ему свойство вездесущности. Он управляет всеми сторонами морального мира, мгновением руки разрешает то, что должно произойти, и запрещает то, что не должно. Он «разворачивает» весь сценарий (партитуру) в его одновременности и последовательности, становясь владыкой мира [4, с. 29].

По нашему мнению, понятие «управленческая культура инженера железнодорожного транспорта» - это есть:

- ответственность, и понимание не только значимости, но и динамики жизни;

- модернизация моральных ориентиров и профессиональных ценностей;

- достойный уровень освоения высоких технологий и их поддержка,

- опережающий стиль их практического использования;

- своевременность и эффективность решений;

- адекватность профессиональных практических действий;

- умение обогащать имеющихся в коллективе положительных ценностей и традиций; преодоление рас-кольного сознания;

- изменение отношения к научному знанию и учету мирового опережающего производственного опыта.

И хотя разница в управленческой подготовке управленцев и инженеров железнодорожного транспорта весьма существенна, рациональность и эффективность их управленческой культуры во многом влияет на всю практическую деятельность отрасли, независимо от конкретной функциональной роли.

Г. Атаманчук доказал, что в условиях рыночной

экономики, частной собственности, свободы, предпринимательства в высокой управленческой культуре нуждается каждый человек. Необходимо осмысленное отношение каждого грамотного человека к управлению, а не «слепое» подчинение ему под давлением конкретных механизмов. В то же время важен комплексный подход к трактовке самой сути управленческой культуре граждан. Все ее составные: управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение; отношение к управленческим институтам - имеют значение и должны учитываться в развитии и оценке ее уровня [3, с. 371].

Ибо многое в жизни инженера железнодорожного транспорта зависит от наличия у него культуры управления и ему часто приходится в различных формах решать свои вопросы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, для чего требуется управленческая компетентность во всей сложности, динамичности и противоречивости, обусловленности, обоснованности и эффективности.

Названные составляющие управленческой компетентности и культуры инженера железнодорожного транспорта выступают непосредственно как объективная необходимость вовлечения его в процессы разработки, принятия и исполнения управленческих решений системно и последовательно.

Между тем перед ним не открываются такие возможности из-за управленческой некомпетентности и плохой информированности, из-за не вовлеченности в управленческие процессы, отсутствия управленческих знаний, дарований и увлечений.

Опыт многих стран, добившихся продвижения в развитии экономики и железнодорожном транспорте в целом, отчетливо подтверждает: управленческая культура инженеров является предпосылкой и условием совершенствования их профессионализма, уважительного психологического контакта с властью, активного проявления управленческой культуры, интеллектуальных взаимосвязей, обмена информацией.

Дело осложняется тем, что в процессе профессиональной подготовки инженерных кадров для железнодорожного транспорта отсутствует целенаправленный поиск путей педагогического перехода будущего инженера от обучения к профессиональному самообучению, развитию способности адекватно воспринимать собственные личностные качества. Этому способствует: стимулирование свободомыслия, максимальная эмоциональная вовлеченность в конкретную управленческую ситуацию, тренировка восприимчивости в приобретении новых навыков объективного анализа сложных управленческих решений в железнодорожной отрасли.

Как видим, речь идет о создании педагогических условий для формирования не только управленческой, но и профессиональной культуры, которую известный исследователь инженерной деятельности А. Пономарев рассматривает, как «осознание и ощущение специалистом своей профессии и соответствующей деятельности как одной из высших жизненных целей». По его мнению, «профессиональной культурой выступает определенная совокупность материальных и духовных ценностей, вырабатываемых людьми соответствующей профессии. Она включает специфический способ организации их деятельности, отношение этих людей к своей работе и ее результатам, а также их отношение к себе, друг к другу, к другим людям и обществу в целом, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности» [5, с. 45-46].

По нашему глубокому убеждению, пренебрежение этими вопросами со стороны высшей школы не только существенно снижает уровень профессионализма выпускаемых инженеров, но и заметно ограничивает возможности их инновационного мышления, возможности коммуникации, их творческой и личной профессиональной самореализации.

Необходимо также отметить, что в результате «перед нами возникает талантливая, способная конструктивная творческая и, одновременно одномерная личность, которая творит свой мир по законам «логики металла», а не «логики человеческих отношений» [1, с. 33].

Полностью соглашаясь с таким результатом, многие исследователи сегодня формирование будущих специалистов чисто технического направления органично связывают управленческую культуру с профессиональной: «в содержательном отношении профессиональная культура рассматривается как определенная целостная совокупность знаний, умений и навыков человека, относящихся к сфере его профессиональной деятельности, его отношения к себе как к специалисту и к своей деятельности, а также к ее ценностному восприятию этим человеком. В этом смысле профессиональная культура представляет собой продолжение и развитие его общей культуры, и ее своеобразное преломление в сфере профессиональной деятельности. В то же время она представляет собой уровень техники и технологии, организации производства и соблюдения установленных требований к содержанию качества труда и к продукции на всех стадиях управления этим процессом» [2, с. 74].

Эти же вопросы исследуют представители педагогики высшей школы. Речь идет о назрелой необходимости внесения изменений в выбор целей профессиональной подготовки специалистов, в ее содержание. Особая роль при этом отводится формированию управленческой культуры, от которой прямо зависит и качество функционирования предприятий, и психологическое состояние людей, и их отношение к работе, к выполнению своих профессиональных функций.

Отсюда вывод: высшие учебные заведения, готовящие специалистов железнодорожного транспорта, призваны корректировать профессиональную подготовку специалистов с учетом тенденций общественного развития и в соответствии с логикой развития научно-технического и социального прогресса.

По глубокому убеждению А. Романовского, «лучшей управленческой элитой будет новая генерация руководителей, подготовленной, благодаря новой образовательной системы так, что «все инженеры, которые готовятся в высших технических учебных заведениях Украины, станут основой будущей управленческой элиты, которая одновременно с получением технических знаний, должна научиться современным технологиям управления параллельно с современной гуманитарной подготовкой».

По его мнению, в результате реализации такого подхода инженеры должны стать профессионалами-управленцами, широко образованными в гуманитарных науках. По своим убеждениям они должны быть, прежде всего, гуманистами, высокоморальными, духовно развитыми лидерами, которые могут принимать все управленческие решения, исходя из приоритетов общечеловеческих ценностей [6, с. 16].

Таким образом, совершенно очевидно, что в условиях, с одной стороны, общей демократизации общественной жизни, а с другой, - в условиях всевозрастающих противоречий между деятельностью человека и ее негативными результатами существенно возрастает роль и значение личностного фактора, который становится решающим как основной источник и главный резерв эффективности производственной сферы, научно-технического и социального прогресса. То есть, инженер рассматривается сегодня не только и не сколько как субъект производства, а, прежде всего, как определяющий фактор развития социума, создавая и новый уровень делового общения, стимулирующее созидательный процесс сотрудничества, и сотворчества в коллективах на основе морально-этических принципов и эффективной с точки зрения профессиональной педагогики, психологической комфортности человеческой коммуникации.

Именно в связи с этим принято считать, что «истин-

Р. В. Сущенко психолого-педагогическое

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ... направление

ный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина города, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной» (Р. Эмерсон). Следовательно, любое производство, уровень его результативности зависит и еще больше будет зависеть в будущем от того, на сколько максимально оно служит на благо человека, в том числе и железнодорожный транспорт.

Учитывая все изложенное выше, мы рассматриваем наиболее важные сегменты в изменении профессиональной подготовки инженеров железнодорожного транспорта, в частности, такие:

- ориентация преподавателей высших учебных заведений на перевод в осуществлении профессионального образования инженеров железнодорожного транспорта от прошлого к будущему в условиях современного информационного общества;

- для повышения вузовского педагогического процесса, качественного его функционирования необходимо формировать целостностно-системное представление о нем;

- основное предназначение организаторов профессиональной подготовки инженеров железнодорожного транспорта - целенаправленная и соответственная ее направленность на обеспечение условий самоопределения в жизни и профессии, самореализации личности в течение всей жизни;

- реализация новой образовательной парадигмы связана с изменением педагогического мышления, ориентацией методического обеспечения профессиональной подготовки на активное проявление студентами своей эрудиции, профессиональных знаний не во время зачетов и экзаменов, а в процессе занятий, умения мыслить в глубоком мировоззренческом диапазоне, выходя за рамки сложившихся ранее схем и стереотипов в условиях духовного взаимообогащения;

- трансформация на новых концептуальных основах процесса созидания творческого потенциала в освоении будущей инженерной профессии с помощью уже известной «креативной педагогики», в результате которой создается новый учебный план, новый учебный процесс, новый учебный материал и, наконец, - и это самое главное - новый творец вузовского педагогического процесса, постоянно профессионально изменяющаяся личность преподавателя, вызывающая у студентов желание меняться как личность внутреннюю необходимость и жизненную профессиональную потребность, воплощая таким образом важнейший принцип классической педагогики - органическое единство профессионального образования и воспитания, пронизывая все составляющие профессиональной подготовки будущего инженера железнодорожного транспорта;

- моделирование в ВУЗе методики обеспечения внутренней логической стройности профессиональной подготовки инженеров, которой зачастую не хватает и которая характеризует содержательные связи многочисленных изучаемых будущим инженером учебных предметов.

Предметом особой заботы и важности была и остается малоразработанной в профессиональной педагогике проблема, которая требует серьезного критического осмысления, это проблема программирования и самопрограммирования самими студентами личностной подготовки к осознанному адаптационному карьерному самоопределению и саморазвитию в различные социально-экономические периоды.

В условиях обновления и реформирования всех сфер железнодорожной отрасли в стране обострилась потребность в глобальном повышении управленческой культуры молодых инженеров, деловитости и дисциплине, высокой служебной ответственности, инициативном и творческом подходе инженера к вопросам готовности компетентного использования на производстве современной науки управления, обеспечивающей чуткость и заботу о людях, объективный анализ положительных 76

сторон и недочетов в работе всех подразделений, тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением принятых решений, поощрения в процессе повышения людьми качества работы, стимулирование опережающего передового опыта, осуществления поиска дополнительных финансовых средств.

Всему этому способствует наличие в профессорско-преподавательском коллективе единой линии и согласованности в целеполагании профессиональной подготовки будущих инженеров для железнодорожной отрасли будущего.

Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев педагогического состава ВУЗа, степень его влияния на профессиональную подготовку студентов, будущих инженеров и наличие в самом железнодорожном учебном заведении такой разветвленной управленческой структуры, которая способна организовать полноценное взаимодействие, координацию работы всех подразделений, руководствуясь такими важными педагогическими и управленческими принципами:

- персональная ответственность за успешную профессиональную подготовку, ответственное выполнение задач с ней связанных;

- умение выделять главные новые задачи в профессиональной подготовке инженеров и концентрировать усилия преподавателей на их решении;

- поддержание и стимулирование благожелательного психологического климата, согласованности и делового сотрудничества всех управленческих органов и др.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, как и любая сфера человеческой деятельности, управленческая культура действительно является конкретизацией общей деятельности инженера. Потому она (управленческая культура) перестала быть узкоспециализированной, все больше становясь сущностной характеристикой жизнедеятельности любого современного специалиста и в этой связи имеет жизненную ценность, как для самого инженера, так и для железнодорожного хозяйства. Наличие управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта является залогом успешной его личной жизнедеятельности, творческого развития и профессионального становления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андрущенко В. П. Педагопчна поезiя внутрш-нього духу iнженера: проблема вщкриття, виховання i реатзацд / В. П. Андрущенко // Проблеми та перспекти-ви формування нацюнально! гумаштарно-техшчно! ель ти : збiрник наукових праць. - Вип. (9). - Харшв: НТУ «ХП1», 2004. - С. 29-40.

2. Артеменко Н. Г. Корпоративная культура как фактор эффективности управления социально-производственной системой / Н. Г. Артеменко // Теорiя i практика сощального управлшня. - № 1. - 2007. - С. 87-89.

3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления; курс лекций / Г. В. Атаманчук. - [4-е изд., стер.]. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 579 с. -(Университетский учебник).

4. Опрятный С. Н. Концептуальная власть (власть идей и людей): монография / Опрятный С. Н., Опрятная О. С. - Запорожье: Изд-во Классического приватного университета, 2010. - 224 с.

5. Пономарьов О. С. Формування професшно! культури фах1вщв у системi завдань вищо! школи / О. С. Пономарьов // Науковi пращ. Т. 46. - Вип. 33. Педагопчш науки. Микола!в: МДГУ iм. П. Могили, 2006. - С. 43-47.

6. Романовський А. Г. Гумаштарно-техшчна елгга -поступ з минулого в майбутне / А. Г. Романовський // Традицп i нацюнально-культурний поступ: зб.наук. пр. - Харшв: НТУ «ХП1», 2005. - С. 13-18.

FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF RAILWAY TRANSPORT ENGINEERS: CONCEPTUAL ASPECTS

© 2015

R.V. Suschenko, candidate of Sciences in public administration, associate Professor of the Department of transport technologies

Zaporozhye National Technical University, Zaporozhye (Ukraine)

Abstract. The article reveals the conceptual approaches and features of formation of administrative culture of Railway Engineers in higher education. The author describes the directions and the terms of updating the process, taking into account current market conditions and peculiarities of the development of railway industry.

Keywords: Railway Transport Engineers, management culture, formation, value.

УДК 378.147

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2015

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Е.Ю. Жданова, ведущий специалист Центра научных журналов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье перечисляются требования к современным специалистам, которым предстоит заниматься профессиональной деятельностью в условия информационного общества. Задачей учебных заведений является формирование профессиональной культуры специалиста, которая формируется с учетом социальных требований общества.

Ключевые слова: информационное общество, профессиональная культура, информационная культура, творческое развитие, самообразование.

Процесс образования, т.е. процесс усвоения учащимся систематизированных знаний, умений, навыков и опыта не является достаточным для подготовки специалиста, живущего в новом информационном обществе. Миссия системы образования состоит не только в том, чтобы подготовить учащихся к профессиональной деятельности, но и обеспечить сбалансированные профессиональное, индивидуальное и общественное направления образования, облегчить рост личности, совершенствование и развитие гражданского самосознания.

Для того чтобы понять, каким же быть специалисту, которому надлежит жить и работать в новом информационном обществе, выделим ряд требований, предъявляемых к нему.

Поскольку в информационном обществе основным содержанием труда становится его интеллектуальный компонент, основанный на общенаучных и общепрофессиональных знаниях и умениях, то одним из главных качеств специалиста является умение творчески осмыслить производственную ситуацию. Интеллектуальный труд предполагает прежде всего работу с информацией, а суть труда состоит в анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении информации, что требует высокого уровня развития и владения способами интеллектуальной деятельности, обладания аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями [1].

Современный специалист может полноценно выполнять свои функции в изменяющемся мире только в случае, если ему доступен высокий уровень не только технического, но и социального развития. При принятии профессиональных решений необходимо учитывать все последствия противоречий, возникающих между экономической и экологической, экономической и социальной системами, опасных как для экономического процесса, так и для благополучия людей. Специалист нового общества не должен ставить критерии оценки экономической деятельности в зависимость от технической осуществимости или экономической эффективности проекта. Он должен формулировать их на основе общей системной оценки экологической, социальной и экономической целесообразности.

Внедрение новых технологий, связанных, как правило, с дорогостоящей уникальной техникой, с ценны-

ми сырьевыми материалами и продуктами, с особым риском в сохранении нормальной экологической обстановки, требует от специалиста высокой степени ответственности за принимаемые решения. Только люди с широким кругозором, пониманием закономерностей действия механизмов, ясным представлением о возможных последствиях правильного или неправильного принятия решения будут ответственно выполнять свои функции.

Роль фактора управленческой культуры в условиях современного производства многократно возрастает. Усиление позиций в конкурентной борьбе зависит от качества управления. Каждый работник должен быть заинтересован в качестве продукции, должен находиться в поиске путей совершенствования методов и форм организации производства, в борьбе со всеми видами потерь на производстве [2].

Усложнение социально-психологических условий деятельности, объектов и средств труда, технологии, их гибкость, увеличение объема информации требуют от человека новых способностей, например, абстрактного мышления, владения общесистемным мировоззрением.

Актуальным становится объединение нескольких видов деятельности, которые ранее были характерны для разных специальностей. То есть речь идет о возникновении специальностей с многопрофильными знаниями и видами деятельности (например, информатика + строительство, строительство + реализация строительной продукции, административная информатика и др.).

Нельзя забывать об информационном направлении в воспитании личности. Культурный уровень человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Информационная культура предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение приложить эти знания для чего-либо, в связи с чем-либо и их совершенствование в процессе деятельности. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. Творческая личность реализует сама себя, ее нельзя сформировать, а можно только воспитать [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.