Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта'

Сущность и содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРОВ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурилин А.В.

железнодорожный транспорт оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Он обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки с необходимым уровнем безопасности и комфорта. Наличие высокого уровня профессионально-управленческой культуры инженеров, осуществляющих эксплуатацию подвижного состава и транспортных сооружений, является необходимым условием эффективной работы железнодорожного транспорта и его дальнейшего развития. Знание сущности и содержания профессиональноуправленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта позволяет сформировать ее основы в процессе обучения студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурилин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта»

А.В. Чурилин

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

THE ESSENCE AND SCOPE OF PROFESSIONAL MANAGEMENT CULTURE

ENGINEERS RAILWAY

Аннотация: железнодорожный транспорт оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Он обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки с необходимым уровнем безопасности и комфорта. Наличие высокого уровня профессионально-управленческой культуры инженеров, осуществляющих эксплуатацию подвижного состава и транспортных сооружений, является необходимым условием эффективной работы железнодорожного транспорта и его дальнейшего развития. Знание сущности и содержания профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта позволяет сформировать ее основы в процессе обучения студентов в вузе.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, профессионально-управленческая культура инженеров, обучение студентов в вузе.

Abstract: rail transport has a significant impact on the economy. It provides freight and passenger services with the necessary level of safety and comfort. The presence of a high level of professional and managerial culture of engineers engaged in operation of rolling stock and transport facilities is essential for efficient operation of rail transport and its further development. Knowledge of the nature and content of professional-managerial culture of Railway Engineers can build its foundations in the learning process of students in high school.

Keywords: rail transport, professional management culture of engineers, training of students in high school.

В современном мире роль железнодорожного транспорта определяется важностью этой отрасли для любой сферы экономики. Профессиональная подготовка в вузах инженеров по эксплуатации подвижного состава и путевых технических сооружений призвана подготовить их к деятельности, обеспечивающей эффективность работы железнодорожного транспорта и безопасность его эксплуатации. Выпускники вузов должны способствовать инновационному развитию железнодорожного транспорта страны и обеспечить формирование кадрового состава отрасли, который отвечал бы современным требованиям и мог решать профессиональные задачи управления железнодорожным транспортом [5].

Полученное образование позволяет выпускникам работать практически в любой технической области этой отрасли, требующей знаний управленческой деятельности. Непременным условием является наличие профессионально-управленческой культуры инженеров, на основе системы ценностей профессиональной деятельности для анализа процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности. Необходимость осуществлять целенаправленную политику, эффективно действовать в условиях качественного развития железнодорожной сети страны потребовала качественно иной подготовки инженеров путей сообщения, обладающих профессионально-управленческой культурой. В данных условиях специальное исследование сущности и содержания профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта в процессе их профессиональной подготовки в вузе, представляется принципиально важным.

© А.В. Чурилин, 2012

Для раскрытия вопросов структуры и содержания профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта, следует отметить, что уровень образования с давних времен сравнивался с уровнем культуры человека. Так, в словаре С.И. Ожегова культуре дается следующее определение: «Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [4]. За прошедшие годы многие как отечественные (П.С. Гуревич, В.А. Бачинин, М.С. Каган, В.М. Межуев, П.А. Сорокин и др.), так и зарубежные (Дж. Тайлор, Д. Ронер, Х. Триандис и др.) ученые представили свои определения культуры, указывая, что она имеет личностно-творческую природу. Базовая культура личности, как система, состоит из ряда подсистем: гражданской, нравственной, трудовой, эстетической, физической и др. Общая культура человека «пронизывает» все действия людей и объединяет их в нечто целостное с особым образом жизни, как опыт конкретного человека с первых мгновений жизни формирует его личностные психические характеристики. Очевидно, что культурная среда накладывает свой отпечаток на эти характеристики и это необходимо учитывать при обучении студентов в вузе [2]. Для выяснения специфики культуры как социального феномена необходимо выявить то общее основание, на котором она возникает, а также способ бытия, которым она сама является. Таким общим основанием является сущность человека. Взаимосвязь сущности человека и культуры заключается в том, что они выступают как соотношение сущности и действительности, то есть культура представляет собой одну из интегративных форм проявления человеческой сущности, одну из форм человеческой действительности. Следовательно, в основании сущности человека и культуры лежит процесс удовлетворения жизненных потребностей человека и соответствующих им видов профессиональной деятельности. Поэтому культура представляет собой социально-деятельный аспект человеческой действительности. Деятельность же выступает как процесс, способ и средство удовлетворения потребностей человека, преобразования цели в результат и как предпосылки его жизнедеятельности [1]. Эффективная управленческая деятельность в управлении железнодорожным транспортом невозможна без формирования у будущих специалистов основ профессионально-управленческой культуры.

В то же время в науке и практике еще не выработаны научно-методические основы формирования профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта, отсутствуют обоснованные характеристики сущности и содержания понятия, критерии комплексной оценки процессов профессионального развития будущих инженеров и усвоения ими профессиональных и этических ценностей, норм и правил профессионально-управленческой культуры. Кроме специальных знаний и умений в сфере профессиональной деятельности, инженеру железнодорожного транспорта необходим высокий уровень общей профессиональной культуры и, особенно, в сфере управления.

Анализ литературы показал, что сложились определенные предпосылки исследования проблем формирования профессиональной культуры специалистов технической сферы. В частности, раскрыты такие проблемы, как подготовка и управление кадрами различных отраслей экономики (Г.В. Мальцев, Е.В. Охотский, А.В. Понеделков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Сулемов, А М. Омаров и др.); становление личности профессионала и формирование управленческой культуры специалистов (В.К. Белолипецкий, А.А. Деркач, Л.В. Мардахаев, А.К. Маркова, А.П. Чернышов и др.); психолого-педагогические аспекты формирования культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки (А.И. Абрамова, А.Ф. Беликов, Н.И. Болдырев, Ю.К. Васильев, А.Т. Глазунов, Л.П. Кураков, Б.М. Левин, Р.З. Хайруллин и др.).

Исходя их необходимости обеспечения эффективности функционирования организаций железнодорожного транспорта к профессионально-управленческой культуре инженеров железнодорожного транспорта предъявляют такие требования как: способность организовать и обеспечить необходимый уровень управления персоналом

с учетом назначения учреждения отделения железной дороги, специфики региона и стоящих управленческих задач; умение выделять основные факторы, существенно влияющие на процесс и результат управления отдельными людьми и коллективами; умение прогнозировать и предупреждать ситуации риска при подготовке и эксплуатации подвижного состава, зданий и сооружений [3]. С учетом вышеизложенного, сущность профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта можно определить как совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, позволяющую осуществлять ему управленческую деятельность в технической сфере организаций железнодорожного транспорта по эксплуатации подвижного состава и объектов дорожной инфраструктуры.

При этом, как любая культура, профессионально-управленческая культура инженеров железнодорожного транспорта включает систему ценностей, принятых в профессиональной среде и разделяемых большинством работников, которую можно определить как определенный набор идеальных образований, профессиональных нормативов и трудовых традиций, оказывающих существенное влияние на формирование основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта. Ценность представлена как общепризнанная норма, сформированная в определенной профессиональной среде, которая задает нормы и стандарты поведения, и оказывает влияние на выбор поведенческого образца. Проведенный мониторинг среди руководителей, инженеров и иных специалистов железнодорожного транспорта позволил выделить группы ценностей, составляющих основу профессионально-управленческой культуры современного инженера путей сообщения как специалиста в управлении: этическая (знание моральных принципов управленческой деятельности) готовность к принятию управленческого решения в соответствии с законодательством регионального и федерального уровней; верность своему делу, честность и правдивость.

Компонентами, характеризующими содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта являются: когнитивный, включающий знания, умения и навыки в данной сфере профессиональной деятельности; аксиологический, включающий морально-нравственные ценности отражающие специфику управленческой деятельности; поведенческий, определяющий приемы и правила осуществления эффективной профессиональной деятельности в области управления. Результатом проявления указанных компонентов выступает повседневное поведение специалиста, рассматриваемое как процесс реализации профессиональных установок личности, в которых проявляется профессионально-управленческая культура инженера железнодорожного транспорта в виде бесконфликтного, уважительного отношения к людям, к принятым правилам, а также проявление самоуважения, ответственности и настойчивости в исполнении управленческих решений.

В полном объеме экспериментальная работа реализована на базе Калужского филиала МИИТа в процессе подготовки инженеров путей сообщения в 2010-2011 гг. Данные мониторинга профессиональной деятельности выпускников 2011 года демонстрируют устойчивую динамику роста профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта, работающих в различных организациях и на различных должностях. Следует отметить глубокое понимание студентами необходимости формирования основ профессионально-управленческой культуры как одного из важных условий их успеха в самостоятельной работе после окончания вуза. Результаты экспериментальной работы подтверждают эффективность специально отобранных содержания, форм, методов и средств профессиональной подготовки студентов в учебном процессе вуза для формирования основ профессионально-управленческой культуры будущих инженеров. Полученные данные позволяют утверждать, что сформированные у выпускников основы профессионально-

управленческой культуры позволили им не только быстро адаптироваться в различных организациях, но и осуществить карьерный рост.

Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы данные позволяют сделать вывод о том, что выявленные сущность и содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта в целом адекватно раскрывают данное понятие.

Литература

1. Горяйнова Н.М. Формирование управленческой культуры у будущих менеджеров средствами гуманитарных дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2006.

2. Культурология: Учебное пособие // Под ред. Г.В. Драча. - М., 2003.

3. Майба И.А. Повышение эксплуатационной эффективности фрикционных систем железнодорожного подвижного состава. - М., 2005.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

5. Савин В.И. Кадры железнодорожного транспорта: Сборник должностных и производственных (по профессии) инструкций. - М., 2005.

О.Л. Шепитько

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

REGIONAL CUT OF REALIZATION OF THE ECONOMIC MECHANISM

IN AGRICULTURE

Аннотация: рассмотрены особенности реализации экономического механизма в сельском хозяйстве региона и направления его совершенствования в границах требований ВТО.

Ключевые слова: экономический механизм, регион, цена, субсидии, воспроизводство, доходы.

Abstract: the realization's features of the economic mechanism in region's agriculture and the ways of perfection according to requirements of WTO are considered.

Keywords: economic mechanism, region, price, subsidies, reproduction, income.

Одной из проблем устойчивого развития сельского хозяйства, повышения его эффективности является несовершенство экономического механизма. И если на отраслевом уровне государство предоставляет равные возможности использования инструментов воздействия на аграрную экономику, то на мезоуровне реализация экономического механизма имеет свои особенности, обусловленные как биоклиматическим, так и экономическим потенциалом регионов. Данный аспект выводит регионы на особое место при оценке и выработке направлений совершенствования экономического механизма, так как позволяет адаптировать его к условиям функционирования агробизнеса, адекватным стратегическому развитию территориальных образований. Одним из таких регионов является Волгоградская область, сельское хозяйство которой, также как и страны в целом, испытывают на себе прессинг фондопроизводящих и обслуживающих сфер АПК, издержки агропродовольственной политики государства, неотработанность инструментов

© О.Л. Шепитько, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.