Научная статья на тему 'Педагогизация процесса формирования управленческой культуры будущего инженера железнодорожного транспорта'

Педагогизация процесса формирования управленческой культуры будущего инженера железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MANAGERIAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНЖЕНЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ENGINEER OF RAILWAY TRANSPORT / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко Роман Витальевич

Статья посвящена проблеме педагогизации процесса формирования у будущих инженеров железнодорожного транспорта управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки. Обосновываются направления, условия обновления этого процесса с учетом современных рыночных условий и особенностей развития в этих условиях железнодорожной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко Роман Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF MANAGERIAL CULTURE OF FUTURE ENGINEERS OF RAILWAY TRANSPORT

The article is devoted to the problem of making more pedagogically oriented the formation of managerial culture of future engineers of railway transport in the process of professional training. The author describes the directions and the terms of updating the process, taking into account current market conditions and peculiarities of the development of railway industry.

Текст научной работы на тему «Педагогизация процесса формирования управленческой культуры будущего инженера железнодорожного транспорта»

УДК 378.032

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

© 2014

Р. В. Сущенко, кандидат наук по государственному управлению, доцент кафедры

транспортных технологий

Запорожский национальный технический университет, Запорожье (Украина)

Аннотация: Статья посвящена проблеме педагогизации процесса формирования у будущих инженеров железнодорожного транспорта управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки. Обосновываются направления, условия обновления этого процесса с учетом современных рыночных условий и особенностей развития в этих условиях железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: управленческая культура, профессиональная подготовка, инженер железнодорожного транспорта, преподаватель.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество ставит задачи, устанавливает нормы, определяет новые приоритеты в содержании самого понятия «инженер железнодорожного транспорта» на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе и в понимании понятия «управленческая культура».

Однозначно одно: управленческая культура в рамках иерархии любого коллектива или организации - дело очень тонкое, сложное и деликатное. Тут содержится обширная сфера педагогического, социально-психологического влияния на профессиональное становление специалиста. Главное - владеть его составными не только для налаживания рациональных производственных взаимоотношений, но и для успешного их динамического саморазвития.

Особенно необходима сформированность управленческой культуры для тех, кто связан с современными транспортными системами, требованиями рынка транспортных услуг.

Анализ последних исследований и публикаций. Сегодня все больше ученых (Т. Гура, О. Игнатюк, А. Пономарев, А. Романовский, Л. Товажнянский, Т. Шаргун и др.) в процессе проектирования содержания профессионального образования будущего инженера модели XXI в. склоняются к мысли о необходимости реформирования системы образования, качественно нового подхода к определению его цели, задач и содержания. Одной из ведущих тенденций развития и совершенствования современного образования является переход к ценностной парадигме, требующей развития системы взглядов, которые интегрируют аксиологические основы традиционных и инновационных процессов.

Для железных дорог требуются инженеры, которые смотрят на свою отрасль целостно и осознают свое место в преобразовательных процессах, происходящих в сфере управления и своего личного участия в них. Без управленческой культуры успешная профессиональная деятельность инженера железнодорожного транспорта становится беспредметной, а участие в управлении не приобретает желаемой рациональности. Только настойчивые, последовательные управленческие действия и поступки современных и будущих инженеров железнодорожного транспорта способны работать на перспективу.

Цель статьи - раскрыть основные педагогические аспекты формирования у будущих инженеров железнодорожного транспорта управленческой культуры в процессе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Управленческая культура инженера как комплексное явление формируется и реализуется также комплексно в процессе профессиональной вузовской подготовки. Ее формирование - процесс педагогический, связанный с усвоением демократических форм ведения профессиональной деятельности, норм морали, закреплением их в стиле работы, в обычаях и традициях вуза, в предметно преобразующем вузовском педагогическом процессе.

Эти кардинальные изменения должны быть отражены в новой парадигме высшего технического образования, в концептуальных подходах к определению новых функций современного преподавателя вуза и требований к нему со стороны социума, бизнеса, государства.

Вовлеченность всего преподавательского состава железнодорожных высших учебных заведений в поиски возможностей профессиональной подготовки современных и будущих инженеров к пониманию значимости управленческой культуры как социально-психологического фактора успешного воздействия на создание благоприятного климата взаимоотношений в группах, коллективах, в общности способствует их будущей успешной деятельности, ускорению ее преобразования как необходимого условия успешного профессионального продвижения в изменяющихся условиях жизни и социума.

Активное проявление управленческой культуры -это особое проявление инженером честного, уважительного, разумно организованного, планируемого и моделируемого процесса необходимых изменений, принятия, исполнения мудрых производственных управленческих решений, определения собственного профессионального саморазвития.

На вопрос, как это осуществлять, ответ может дать только современная профессиональная педагогика. Однако, в научной литературе по профессиональной педагогике в Украине отсутствуют сегодня научные исследования, связанные с педагогизацией профессиональной подготовки инженеров железнодорожного транспорта, с исследованием приоритета в этом процессе человеческого фактора, необходимого в формировании управленческой культуры современного инженера в работе с людьми.

Чтобы реально приблизить вузы железнодорожного транспорта к современным требованиям рынка, повысить культуру труда их будущих выпускников, в Украине с этой целью начали уже сегодня создаваться во многих технических и других непедагогических вузах специальные кафедры педагогики и психологии (Харьковский политехнический университет, Харьковский и Киевский экономические университеты, университеты спорта и медицины и др.).

Показательно, что вузовские управленцы, которые еще несколько лет назад, что называется, на дух не принимали психологов, теперь не могут грамотно управлять научными коллективами. Сегодня явно наметилась потребность каждого гражданина Украины обращения к миру психологии управленческой культуры с целью личностного и профессионального развития [1, с. 379].

Достоверно доказано, инженер, получивший диплом о высшем образовании в железнодорожном вузе, где профессиональная подготовка сводилась к овладению только тех дисциплин, которые связаны непосредственно с наукой и техникой, становится сегодня специалистом узкого профиля.

Однако, для современного инженера не должны быть проблемой обогащение своего международного кругозора, умение анализировать, производить общее впечат-

ление о себе как зрелого современного специалиста в процессе переговоров с заказчиками, субподрядчиками при заключении разнообразных сделок, наличие четких представлений о том, каким образом следует опережать конкурентов, компетентно отстаивать свое мнение, знать чужую культуру и собственную.

С этой целью кафедры транспортных вузов уже сегодня призваны разрабатывать учебные программы, выходящие за рамки узкой специализации. Важное значение при этом имеют специальные теоретические и практические разработки специальных педагогических рекомендаций для успешного овладения студентами навыками инженера-управленца, реализуемыми посредством социально-педагогического воздействия на людей [2].

Иными словами, имеется в виду формирующая педагогическая роль инженера железнодорожного транспорта, его управленческая культура. На успех работы инженера влияют конкретные поступки и действия должностных лиц, морально-психологический климат в коллективе, определяемый как служебными отношениями, так и неформальными, личными взаимосвязями. «Для служебных отношений с точки зрения их социально-психологического обеспечения актуальным выступает совпадение престижа должности с личным авторитетом того, кто ее занимает» [3, с. 379].

В профессиональной жизни инженера железнодорожного транспорта его управленческая культура влияет на интеллектуальные, эмоциональные и волевые взаимосвязи в переплетении, сотрудничестве и столкновении темпераментов, устойчивость чувств, характеров, воли, мыслей и других психологических характеристик.

Во всех этих проявлениях нужен инженеру железнодорожного транспорта социальный опыт и авторитет: «Это: и целеполагание, и ответственность за результаты общей деятельности, координация и организация совместной деятельности (знание, кто, что, когда и как должен делать); контроль совместных и индивидуальных действий; мотивирование поведения и действий; осуществление коммуникативных связей внутри и вне коллектива и многое другое» [4, с. 167].

Практически авторитет инженера выражается и в способности направить деятельность группы людей в нужное русло, не прибегая к принуждению.

Современные вузовские программы курсов профессиональной подготовки представителей любых железнодорожных инженерных специальностей (например, подвижного состава, экономики транспорта, инфраструктуры, планирования перевозок и др.) для ускоренного приближения студентов к современной реальности призваны рекомендовать включать такие новые дисциплины, как маркетинг, интегрированное транспортное планирование, транспортная связь, информатика, психология и педагогика производственных отношений и др.

В этой связи важно отметить, что все эти вопросы и представляют в самом университете общее образовательное пространство, отражают и характеризуют в технических вузах уровень сформированности управленческой культуры, что сегодня воспринимается сотрудниками неоднозначно, в своей основе оно сводится к определенным структурно-содержательным составляющим, с разработкой и введением только тех вузовских предметов, учебных стандартов и норм, которые привнесены «сверху», что не позволяет без специальной педагогической подготовки преподавателей корректировать, обновлять педагогическую деятельность, связанную с профессиональной подготовкой инженеров железнодорожного транспорта к выполнению ими в будущей деятельности и управленческих функций.

Чтобы совершенствовать профессиональную подготовку и вузовскую систему образования, достигать в современной профессиональной подготовке единства целей, согласованных действий, обеспечивать совокупность необходимых для этого условий и отношений взаимодействия в формировании единого образовательного пространства,

для корректировки и обновления профессионализма будущих инженеров железнодорожного транспорта, развития их управленческой культуры, необходимо не только учитывать особенности этого профессионально-образовательного пространства, но и находить научно обоснованный ответ на вопрос, как его преобразовывать.

Сложнее всего то, что проблему единства профессионально-образовательного пространства и его обновления нельзя решить приказами ректоров университетов или навязать сверху. Для ее решения требуется педагогизация этого пространства для целенаправленного формирования новой культуры и социальных, и учебных, и научных отношений, высокого качества общей управленческой культуры в университетах по горизонтали и по вертикали.

В результате исследования выше изложенных проблем, мы пришли к выводу, что понятие «единое профессионально-образовательное пространство» следует рассматривать как особый педагогический и социально-культурный феномен, способствующий преобразованию вузовского учебного процесса, устойчиво и постоянно развивающегося в новой исторической среде, в реальном изменяющемся обществе, пространственно-временном контексте, отличающегося высокой управленческой и коммуникативной культурой, ее устойчивостью и мобильностью.

В настоящее время обострилась потребность отечественной высшей школы в подготовке будущих инженеров железнодорожного транспорта с высокоразвитым духовно-нравственным потенциалом, у которых в процессе получения высшего профессионального образования полученные знания не должны опережать их духовно-нравственного развития, поскольку без должной культуры и воспитанности эффективного вузовского педагогического процесса не получится. Без создания в нем «культурного напряжения» не получится и соответствующего профессионально-образовательного пространства в высшем учебном заведении.

Следовательно, само выдвижение идеи создания в техническом вузе единого профессионально-образовательного пространства «культурного напряжения» в условиях гуманизации и демократизации его целей и содержания требует соответствующего теоретико-педагогического обоснования, четкого определения существенных характеристик современного вузовского педагогического процесса, осуществляющего его реализацию.

Именно поэтому представляется целесообразным современный вузовский педагогический процесс рассматривать как «процесс взаимного профессионально-духовного обогащения преподавателей и студентов в условиях благоприятного климата учебных отношений, диалогической культуры, интеллектуального сотворчества» [5, с. 40].

Это положение в профессиональной педагогике считается центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к формированию управленческой культуры, согласно которому управленческая культура инженера понимается как мир воплощения профессиональных ценностей, что позволит создавать условия для развития индивидуальности, самостоятельного решения жизненных задач, самоформирования готовности к достойной не только профессиональной жизни в любом социуме.

Итак, для достижения органической взаимосвязи профессионально-образовательного пространства и вузовского педагогического процесса важнейшим условием, от которого зависит успешное формирование осознанного понимания будущим инженером предстоящих его ценностей и изменений содержания его труда, правильный и своевременный выбор путей своего карьерного роста в стремительно изменяющейся реальности, является реальная готовность главного организатора профессионального воспитания студентов - преподавателей вуза.

Чтобы профессионально-образовательное пространство в железнодорожных высших учебных заведениях в наше время соответствовало требованиям социума, чтобы это пространство стало управляемым, единым и общим, вся совокупность названых его характеристик

должна пронизывать все стороны и составные части всей вузовской подготовки, стать основой профессиональной деятельности каждого преподавателя, организатора вузовского педагогического процесса.

В этой связи в силу складывающихся условий, когда информация очень быстро обновляется: между сдачей экзамена по определенной дисциплине и началом профессиональной деятельности в каждой сфере появляется много нового, профессиональная деятельность преподавателя современного вуза становится принципиально инновационной. Обновление высшего профессионального образования должно происходить на основе интеграции достижений педагогической и научной деятельности преподавателя вуза, что также делает возможным его профессиональное и личностное принятие студентами, его профессиональной позиции.

Таким образом, проведенный нами анализ существующей практики профессиональной подготовки студентов в технических вузах показал, что педагогизация инженерного образования предусматривает разработку концептуальных подходов к определению новых функций профессиональной деятельности преподавателя железнодорожного вуза и требований к нему со стороны социума, бизнеса, государства, железнодорожной отрасли, в связи с чем совершенно не случайно проблемы формирования у студентов управленческой культуры выходят в современном профессионально-образовательном пространстве на передний план. Время требует преподавателя, владеющего не властью над студентом, а на базе высокого уровня профессиональных знаний, психолого-педагогического взаимодействия, расширения своего духовного мира в своей педагогической деятельности профессионала, умеющего встать на позицию другого, увидеть, поднять, повысить его духовный статус, вести реальный продуктивный диалог, в данном случае - в сфере деятельности инженера железнодорожного транспорта.

Вместе с тем в рамках исследования установлено, что транспортные вузы комплектуют штаты сотрудников в основном из своих выпускников. Само по себе это явление можно назвать положительным. Вместе с тем, более 70 % преподавателей Украины этих вузов не имеют педагогического образования, что, с одной стороны, формально не позволяет им осуществлять высокопрофессиональную педагогическую деятельность, а с другой стороны, этот факт вызывает внутренний дискомфорт у самих преподавателей в связи с постоянно возникающими новыми профессиональными задачами.

Отсутствие педагогического образования у большинства преподавателей вуза создает определенные трудности в их понимании профессиональной деятельности инженера железнодорожного транспорта. Исследованием (опросами) были охвачены преподаватели вуза с разным стажем работы.

Прежде всего, мы обратились с вопросом о том, насколько знакомы преподаватели с тем, какую роль в профессиональной подготовке выпускника той или иной специальности железнодорожного вуза выполняет их курс преподавания; как он влияет на модернизацию их профессиональной деятельности в будущем; влияет ли преподаваемый ими курс на формирование управленческой

культуры будущего инженера, в частности.

Обобщенные данные анкетирования показали, что подавляющее большинство преподавателей не только не знакомы с этой проблемой: многие не придают особого значения вопросам формирования управленческой культуры.

Некоторые преподаватели культуру управления рассматривают только как контроль и оценку результатов работы действующего инженера. Такие управленческий функции, как анализ, проектирование, планирование, принятие управленческих решений, мотивация, коррекция т. п. назывались сравнительно редко.

Наблюдения, беседы с преподавателями показали, что большинство из них особое внимание уделяют отбору и систематизации материала, выбору методов и средств обучения, контролю. При этом формирование у будущих инженеров управленческой культуры не всегда воспринимается как способ совершенствования профессиональной подготовки, что в итоге свидетельствует не о ее комплексности и целостности, а о ее фрагментарности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, профессиональная подготовка современного инженера железнодорожного транспорта требует уточнения и обновления цели профессионального образования, соответствующей современным требованиям работодателей и нацеленной на перспективу с учетом широкого использования и новейших информационных технологий.

В заключение выделим наиболее важные педагогические выводы исследования: педагогической особенностью профессиональной подготовки инженеров железнодорожного транспорта является не технократическая, а культурно-ценностная парадигма, которая базируется на приобретение студентами не узкой специальности, а соответствующих тенденциям развития этого вида транспорта в Украине - профессионализма и управленческой культуры. Главным критерием оценки эффективности железнодорожного вуза является его открытость до педагогических инноваций, адаптации европейского и мирового опыта. Дальнейших исследований требует вопрос определения педагогических условий процесса формирования управленческой культуры будущего инженера железнодорожного транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. 579 с.

2. Груздева О. Г. Подготовка инженеров железнодорожного транспорта в странах ЕЭС (На примере германии и Великобритании). Профессиональное образование России, 2012. № 4.

3. Деркач А. А. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития. М., 2003.

4. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.

5. Сущенко Т.И. Особенности педагогического процесса высшей школы в эпоху приоритета личности / Т.И. Сущенко // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегия, практика. М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2011. 438 с.

PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PROCESS OF FORMATION OF MANAGERIAL CULTURE OF FUTURE ENGINEERS OF RAILWAY TRANSPORT

© 2014

R. V. Suschenko, candidate of Sciences in public administration, associate Professor of the Department

of transport technologies

Zaporozhye National Technical University, Zaporozhye (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to the problem of making more pedagogically oriented the formation of managerial culture of future engineers of railway transport in the process of professional training. The author describes the directions and the terms of updating the process, taking into account current market conditions and peculiarities of the development of railway industry.

Keywords: managerial culture, professional training, pedagogical orientation, engineer of railway transport, high school teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.