ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF PRACTICE-ORIENTED SKILLS OF STUDENTS MAJORED IN RAILWAY OPERATION
Н.А. Кузьмина, Г.С. Саволайнен
Практико-ориентированные умения, студент - будущий специалист в области эксплуатации железных дорог, педагогические условия, железнодорожный вуз, железнодорожная отрасль, наставничество, образовательная среда, профессиограмма, профессиональный стандарт.
В статье обсуждаются современные подходы к формированию практико-ориентированных умений студентов -будущих специалистов в области эксплуатации железных дорог. Изложены и обоснованы педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента - будущего специалиста совместно с работодателем в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД». В качестве комплекса педагогических условий авторы выдвигают: создание образовательного и профессионального партнерства основного работодателя и заказчика образовательной услуги - железной дороги и железнодорожного вуза; создание совместно с железнодорожной отраслью практико-ориентированной образовательной среды; профессионально-педагогическое сопровождение организации практик.
O.N. Kuzmina, G.S. Savolainen
Practice-oriented skills, students majored in railway operation, pedagogical conditions, railway university, railway industry, mentoring, educational environment, professiogram, professional standard.
The article discusses the modern approaches to the development of practice-oriented skills of students majored in railway operation. The authors together with the employer represented by the Far Eastern Railway, a branch of JSC «Russian Railways», describe and justify the pedagogical conditions for the formation of practice-oriented skills of these students. The authors put forward the following things as a set of the pedagogical conditions: the creation of an educational and professional partnership of the main employer that is the railway and the customer of educational services that is the railway university; the creation of the practice-oriented educational environment together with the rail industry; professional-pedagogical support of practices organization.
Сегодня специалисты в области эксплуатации железных дорог участвуют в реализации сложнейших проектов, от которых зависит будущее национальной транспортной системы. Уровень задач, стоящих перед компанией ОАО «РЖД», требует соответствующей квалификации работников, которые должны не только обладать современными знаниями, но и уметь применять их на практике.
За последние несколько лет в нашем трудовом законодательстве произошли изменения, которые оказывают непосредственное влияние
на взаимоотношения работников и работодателей. В частности, речь идёт о внедрении системы профессиональных квалификаций в России. Это новый механизм, который должен обеспечить соответствие между интересами работодателей, системой образования и персоналом. Система нацелена на кардинальное повышение профессиональной квалификации персонала за счёт синхронизации потребности работодателей и задач системы образования.
Сегодня можно констатировать, что железнодорожная отрасль справилась со слож-
н.а. Кузьмина, г.с. саволайнен. педагогические условия формирования практико-ориентированных умений
студента - будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог
ностями, являвшимися следствием ситуации 90-х годов прошлого века. Именно тогда произошли кардинальные изменения профессиональных приоритетов. Наиболее престижными стали профессии гуманитарного и экономического профилей. Осложнилась ситуация того времени и демографическим спадом. Все это привело к тому, что в течение десятилетий в отрасли наблюдались острая нехватка специалистов, дефицит профессионалов высокого уровня.
В настоящее время транспорт (в том числе и железнодорожный) представляет собой интересную и перспективную для молодежи отрасль реального сектора экономики. Наша страна всегда славилась своей инженерной школой. И система транспортного образования должна развиваться, сохраняя базисные принципы и условия [Кузьмина, 2015].
Сегодня, сохраняя лучшие традиции, система транспортного образования России четко ориентируется на потребности отрасли и связывает свою деятельность с кадровым обеспечением железнодорожного комплекса государства. Транспортные вузы на сегодняшний день -это база для реализации «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и важнейшее звено «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», направленной на претворение в жизнь основополагающего для транспортного комплекса государства документа - «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [Стратегия..., 2006; Стратегия..., 2008; Стратегия..., 2014].
Однако сложившийся в вузах подход является отражением задач классической университетской подготовки [Саволайнен, Бедарева, 2011]. Он не в полной мере учитывает специфику отраслевого образования, его прикладной характер, требования целевой подготовки и параметры разработанной модели профессиональных компетенций ОАО «РЖД». Данное противоречие позволило сформулировать проблему, на решение которой направлена данная статья: каковы педагогические условия форми-
рования практико-ориентированных умении студента - будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог. Соответственно, целью статьи являются определение и обоснование педагогических условий формирования практико-ориентированных умений студентов вуза транспортного профиля.
В исследовании мы опирались на работы таких ученых, как Е.Б. Бабошин, Н.Г. Багда-сарьян, О.В. Ефимова, А.К. Максимов, Е.А. Малыгин, А.В. Чурилин и др. Проведенный анализ работ позволяет констатировать, что актуальная для железнодорожных вузов задача синхронизации требований федеральных государственных образовательных стандартов и требований работодателя к профессиональной компетенции выпускника вуза не являлась предметом специальных исследований. В этом заключается новизна предлагаемого подхода.
О проблеме отсутствия рабочей специальности у выпускников железнодорожных вузов говорят работники различных подразделений холдинга ОАО «РЖД». Например, на многих участках Дальневосточной железной дороги требуется совмещение инженерных и рабочих специальностей. Сегодня нужен молодой специалист (инженер), готовый дополнительно работать и приемосдатчиком, и составителем поездов, обладающий умениями и навыками других смежных специальностей. Особенно значимо это для специалистов, работающих на малодеятельных станциях.
С нашей точки зрения, целесообразно провести декомпозицию реальных вызовов образовательным организациям, осуществляющим подготовку специалистов в области эксплуатации железных дорог, с трех позиций: со стороны работодателя, со стороны вуза, со стороны студентов.
Со стороны работодателя налицо заинтересованность в качестве подготовки принимаемых на работу специалистов, мотивированных на длительное качественное сотрудничество с компанией и обладающих сформированными умениями практической деятельности, что позволит им без дополнительной адаптации и
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
«доучивания» включиться в производственный процесс.
Со стороны вуза заинтересованность выражается в выполнении требований ФГОС, в качественном теоретическом и практическом обучении студентов - будущих специалистов, обладающих набором сформированных компетенций, конкурентоспособных на рынке труда, что обеспечит доверие и лояльность со стороны работодателя.
Со стороны студентов заинтересованность выражается в получении современного качественного образования, которое обеспечит академическую и профессиональную мобильность, возможности профессионального роста и конкурентоспособности на рынке труда за счет приобретения дополнительных компетенций и профессий в своей профессиональной области.
Фактически все эти вызовы пересекаются в одной точке - проблеме недостаточной профессиональной компетентности выпускников и отсутствии диверсифицированного опыта практической деятельности.
Адекватный ответ на данные вызовы мы соотносим с реализацией в образовательном процессе железнодорожного вуза комплекса взаимосвязанных педагогических условий:
- создание образовательного и профессионального партнерства основного работодателя и заказчика образовательной услуги - железной дороги и железнодорожного вуза;
- создание совместно с железнодорожной отраслью практико-ориентированной образовательной среды;
- профессионально-педагогическое сопровождение организации практик.
Первое условие - профессионально-образовательное партнерство вуза и железной дороги для формирования профессиональной компетентности студентов с учетом реальных потребностей производства базируется на профессиограмме и разрабатываемых в настоящее время профессиональных стандартах специалистов. Профессиограмма специалиста является описанием, характеристикой профес-
сии, основным источником (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности. Профессиограмма специалиста включает основные сведения и требования к профессии: ее технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); организацию и условия труда; документацию по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; описание основных операций и действий; характеристику профессионально важных качеств. Профессиональный стандарт включает описание обобщенных трудовых и трудовых функций; требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. В них указываются конкретные трудовые действия и небходимые умения и знания.
Реализация второго педагогического условия - «создание совместно с железнодорожной отраслью практико-ориентированной образовательной среды» - позволит студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, практико-ориентированных знаний, профессиональных компетенций.
Параметрами практико-ориентированной образовательной среды железнодорожного вуза являются:
- широта образовательной среды, которая проявляется через развитый механизм профессионально-образовательного партнерства: экскурсии на предприятия железнодорожной отрасли, предоставление учебно-материальной базы предприятий для прохождения практик студентами вуза и повышения квалификации преподавателей, встречи студентов с ветеранами отрасли, организация научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, помощь со стороны предприятий железнодорожной отрасли в оборудовании кабинетов и лабораторий в вузе, предоставление тренажеров и имитаторов;
- интенсивность образовательной среды, которая проявляется в практико-ориенти-
н.а. кузьмина, г.с. саволайнен. педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента - будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог
рованных интерактивных формах и методах организации образовательного процесса, обеспечение его соответствующей учебно-методической литературой;
- обобщенность и единство образовательной среды, которая проявляется в осознанной реализации профессорско-педагогическим коллективом единой образовательной стратегии;
- когерентность образовательной среды, проявляющейся в выявлении и развитии у студентов личностных и профессиональных качеств, формирование индивидуальной образовательной стратегии студентов;
- активность образовательной среды, проявляющейся в трансляции достижений вуза по формированию компетентности и конкурентоспособности выпускников, их достижений;
- мобильность образовательной среды, которая проявляется в организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по внедрению практико-ориентированных технологий, внедрение в образовательный процесс современных наглядных пособий, макетов, тренажеров и технических средств обучения.
Третье педагогическое условие «профессионально-педагогическое сопровождение организации практик» включает две взаимодополняющие составляющие:
- руководитель практики от вуза - преподаватель. Его целью является разработка совместно с производством программы практики, ее целей, выбор адекватных целям средств достижения;
- руководитель практики от предприятия -наставник. Его целью является разработка совместно с преподавателями вуза программы практики, средств реализации этой программы, подбор площадки практики, оборудования, механизмов, приборов, тренажеров. Кроме того, на наставника от производства ложатся основная обучающая и воспитательная функция по обучению студента рабочей специальности, ознакомление его с производством, видами деятельности по данной рабочей специальности, приемами выполнения тех или иных
видов работ, расстановка студентов по рабочим местам.
Наставник на производстве является специалистом, осуществляющим обучение студентов непосредственно на рабочем месте. При этом теоретическое обучение сводится к минимуму. Основная цель практики - формирование у студента умений практической деятельности и положительной мотивации к ней и к будущей производственной деятельности.
Трудно переоценить образовательный потенциал и значение наставничества как формы адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимых профессиональных компетенций, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД» [Кузьмина, Широкова, 2014].
В процессе реализации выделенных педагогических условий и осуществления на практике синхронизации целей профессиональной подготовки и стратегических задач развития железнодорожного транспорта через участие в совместном решении образовательных и транспортно-экономических задач железнодорожный вуз выступает инновационной образовательной площадкой для предприятий отрасли, эффективно решающей вопросы не только трудоустройства выпускников, но переподготовки и воспитания кадрового резерва. Предприятия ОАО РЖД имеют возможность формулировать для образовательных учреждений задачи, связанные с частными или общими тенденциями своего развития, и, соответственно, конкретизировать программы подготовки студентов - будущих специалистов.
Библиографический список
1. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура
инженера: механизмы освоения // Экономика железных дорог. 2010. № 11. С. 53-69.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
2
3
4
5
6
Ефимова О.В., Бабошин Е.Б. Оценка эффективности системы дистанционного обучения пользователей в ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. 2004. № 10. С. 52-58. Кузьмина Н.А., Широкова В.В. Рейтинговая система оценок как один из видов контроля самостоятельной работы студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» // Педагогическое мастерство: матер. V Меж-дунар. науч. конф. М.: Буки-Веди. 2014. С. 269-272.
Кузьмина Н.А. Условия формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства // Теория и практика общественного развития. Краснодар: ХОРС. 2015. № 3. С. 178-180. Максимов А.К. Личностные особенности эффективного руководителя предприятия железнодорожного транспорта в контексте организационной культуры: автореф. Хабаровск, 2006. 18 с.
Малыгин Е.А. Вертикально-интегрированные организационные структуры кадрового обеспечения предприятий железнодо-
рожного транспорта: автореф. Екатеринбург, 2005. 19 с.
7. Саволайнен Г.С., Бедарева А.В. Развитие гуманитарной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.
2011. № 1. С. 13-18.
8. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р.
9. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» / Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 10.05.2006 г. № 933-р.
10. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). Дата официального опубликования: 16.04.2014 г.
11. Чурилин A.B. Уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта // Высшее образование сегодня.
2012. №. 6. С. 19-20.