Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/181PVN315.pdf DOI: 10.15862/181PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/181PVN315)
УДК 378
Савченко Ирина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Россия, Ростов-на-Дону1 Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Бессарабова Ольга Николаевна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Россия, Ростов-на-Дону Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Шефиева Эльмира Шерифовна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Россия, Ростов-на-Дону Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Особенности подготовки инженерных кадров для железнодорожной отрасли в англоязычных странах
1 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2 1
Аннотация. Статья представляет обзорный анализ системы подготовки инженеров в сфере железнодорожного транспорта в США, Великобритании и Сингапуре. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации компетентностно-ориентированного высшего образования и подготовки качественной рабочей силы в данной отрасли. Целью статьи является определение контента инженерных компетенций и алгоритма реализации образовательных программ для достижения заявленных результатов обучения. На основе анализа широкого круга первоисточников, авторы исследуют вопросы организации университетского образования, структуры довузовской подготовки и системы повышения квалификации в указанной сфере, практики оценивания вузами готовности выпускника к профессиональной деятельности и принципы формирования требований к результатам обучения. Особое внимание уделяется субъектам образовательной системы, формирующим компетенции и требования к различным аспектам системы инженерного образования, позволяющие понять состояние инженерной отрасли в целом, ключевые проблемы и перспективы. В статье также выделены особенности реализации программ обучения в области железнодорожного транспорта, характерные для систем высшего образования англоязычных стран. Представленный в работе обзор будет интересен для научной общественности, исследователей данной проблематики, образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: компетенции; бакалавр; инженер; университет; программа обучения; железнодорожный транспорт; аккредитация; обучение в течение жизни; результаты обучения.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Савченко И.В., Бессарабова О.Н., Шефиева Э.Ш. Особенности подготовки инженерных кадров для железнодорожной отрасли в англоязычных странах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/181PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/181PVN315
В условиях непрерывной реформы системы высшего образования Российской Федерации, введения новых поколений стандартов, повышения требований рынка труда к качеству подготовки специалистов перед российскими педагогами стоит важнейшая задача сформировать логичную, всеобъемлющую, однозначно трактуемую систему требований к результатам обучения в вузах. Несмотря на то, что несколько поколений государственных образовательных стандартов реализуют принципы компетентностного подхода, многие вопросы остаются дискуссионными, например, роль профессионального сообщества в постановке требований к результатам обучения и отборе наиболее важных для специалиста компетенций, выявление четких критериев определения уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускника и построение надежной системы оценивания результатов обучения, сохранение и совершенствование системы повышения квалификации и непрерывного обучения и другие. Весьма полезным для российских педагогов может быть опыт зарубежных стран в сфере профессионального образования, где обозначенные задачи решаются различными способами с учетом специфики образовательных систем.
Авторов статьи интересуют вопросы подготовки специалистов для сферы железнодорожных перевозок в англоязычных странах, а именно США, Великобритании и Сингапуре. Среди выбранных стран есть и сильнейшее, наиболее экономически развитое государство мира, и старейшая железнодорожная держава, и небольшая страна, осуществившая экономический скачок и создавшая высокоразвитую систему образования. Авторы видят проблему данного исследования в несоответствии имеющегося уровня знаний о системе обучения инженеров железнодорожного транспорта в зарубежных странах потребности учета их положительного и негативного опыта при решении указанных выше педагогических задач. Многочисленные примеры применения современных зарубежных педагогических технологий в российской образовательной среде подтверждают возможность использования позитивных результатов работы иностранных вузов в отечественной педагогике, а быстрые темпы реформ высшего образования в Российской Федерации указывают на своевременность подобных исследований и подтверждают актуальность данной работы. Поэтому целью данного исследования является выявление особенностей подготовки инженерных кадров для железнодорожной отрасли в выбранных странах. Среди задач следует указать необходимость изучить структуру высшего образования в сфере железнодорожного транспорта этих стран, охарактеризовать роль различных полномочных органов в оценке работы высших учебных заведений, проанализировать систему требований к результатам обучения в вузах, выявить наиболее важные компетенции, используемые как критерии оценивания готовности выпускника к профессиональной деятельности в железнодорожной отрасли.
Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике как развитых, так и развивающихся стран, обеспечивая стабильную связь между государствами, регионами, отраслями и предприятиями, осуществляя перевозки в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения. Подготовка кадров для железнодорожной отрасли ведется в технических вузах каждой рассматриваемой страны с учетом потребностей национальной экономики, при этом структура обучения и требования к результатам имеют свои особенности.
В связи с растущей потребностью железнодорожной отрасли в молодых, но хорошо подготовленных инженерных кадрах, все большее число колледжей и университетов США предлагают программы и курсы, связанные с железной дорогой, для подготовки бакалавров и магистров, которые будут строить свою карьеру в области железнодорожных перевозок. Большая часть новейших программ подготовки кадров для железных дорог в США является элективными курсами. Только Государственный университет Пенсильвании Алтуна предлагает четырехлетний курс обучения в области в железнодорожной техники. Руководство
университета утверждает, что их программа обеспечивает единственный в стране диплом инженера железнодорожного транспорта [1]. Многие колледжи и университеты США предлагают факультативные занятия по тематике железнодорожного транспорта, а также знакомят студентов с особенностями организации железнодорожных перевозок с помощью исследовательских проектов. Не все студенты, принимающие участие в подобных проектах, обучаются на инженерных специальностях. Но с ростом роли транспортной системы в национальной экономике страны возрастает интерес студентов различных направлений подготовки к железнодорожной отрасли.
В целом, знания и навыки, необходимые для работы в железнодорожной отрасли США, можно получить из четырех источников: независимые семинары, проводимые консультантами в частном порядке; курсы, предлагаемые железнодорожной отраслью; частные железнодорожные академии; колледжи и университеты [2, с. 68-69]. Частные академии предлагают обучение в течение года для тех, кто хочет получить сертификат машиниста или кондуктора. Независимые консультанты с опытом работы в железнодорожной отрасли обычно предлагают помощь в подготовке к экзаменам, проводимым профессиональными организациями. Но для получения академической степени «инженера», которая позволит работать в сфере железнодорожных перевозок, студенты чаще всего обучаются в технических университетах по программе техники и технологии гражданского строительства. Специализация в сфере железнодорожного транспорта обычно реализуется при помощи элективных курсов. Университеты США часто предлагают модули или короткие курсы (от двух до пяти дней), реализуемые по контракту с железнодорожными компаниями. Тематика курсов может быть разнообразной: от основ проектирования и строительства до управления процессом перевозок. Обучение обычно комбинирует аудиторную и практическую работу непосредственно на участках, но иногда бывает теоретическим и проводится в конференц-центрах. Университеты и колледжи создают партнерские программы с железнодорожной отраслью или профсоюзами, которые предусматривают проведение стажировок и научных исследований. Сотрудничество университетов с железнодорожными компаниями может осуществляться путем спонсорской помощи и финансирования исследовательских проектов, стажировки, полевых исследований, лекций приглашенных докладчиков. Такое обучение по форме представляет собой практическую интернатуру и включает возможности консультаций и наставничества, профессионального развития и повышения квалификации. Университеты обычно предоставляют возможность продолжения образования и проведения научных исследований в области железнодорожного транспорта на базе имеющихся научных центров, а также получения академической степени «магистра» [2, с. 73-74].
Большинство технических университетов США, принимающих участие в подготовке кадров для железных дорог, предлагают отдельные курсы, интегрируемые в какую-либо программу. Обычно они берут за основу диплом в области техники и технологии гражданского строительства и включают подготовку в области железнодорожных перевозок в качестве специализации на уровне бакалавриата. Подобные курсы могут охватывать обширную тематику, включая проектирование и дизайн железнодорожного полотна, планирование и проектирование железной дороги, управление процессом перевозок, интермодальные грузовые перевозки, общественный транспорт и другие. Как правило, они интегрируются в качестве элективных блоков в программу инженерного образования, которая реализуется инженерными колледжами или факультетами гражданского строительства.
В США всего 12 университетов реализуют обучение в сфере железнодорожных перевозок. Еще 19 университетов не предлагают учебных курсов в данной области, но проводят научные исследования. Общее количество студентов, получающих образование для работы в железнодорожной отрасли в университетах США, составляет 150-250 человек в год
на всех уровнях образования. На бакалавриат ежегодно приходится не более четырех десятков студентов [3, с. 75-76]. Однако интерес университетов к железнодорожному образованию растет год от года в связи с расширением карьерных возможностей для выпускников. Это обусловлено постепенным возрастанием роли данной отрасли для экономики США.
Мы можем отметить следующие особенности образования в сфере железнодорожного транспорта в университетах:
1. Большинство программ подготовки кадров для железных дорог в США являются элективными курсами.
2. Обычно курсы в области железнодорожной инженерии интегрируются в программы гражданского строительства, предусматривающие получения академической степени.
3. Университеты поддерживают постоянное сотрудничество с железнодорожной отраслью [4, с. 28].
Выпускники технических университетов США получают диплом бакалавра и могут продолжить свое обучение для получения академической степени магистра. В некоторых вузах академическая степень «инженер» следует после степени магистра в области инженерного дела и предшествует степени доктора. Совершенно иное значение имеет звание «профессиональный инженер», поскольку только такой специалист может самостоятельно предлагать свои услуги на рынке труда, заверять личной печатью и подписью свои чертежи и расчеты. Для получения этого звания необходимо пройти в профессиональной организации процедуру лицензирования, которая включает в себя два письменных экзамена. Они проводятся Советами по лицензированию инженерной деятельности в штатах на основании требований, определенных Национальным советом экзаменаторов по инженерному делу и оценке технических систем (National Council of Examiners for Engineering and Surveying -NCEES). Между экзаменами претенденту следует поработать в течение двух-четырех лет в качестве интерна на предприятии в должности инженера. Претендентами могут являться только выпускники аккредитованных университетов, обучавшиеся по аккредитованной программе и получившие степень бакалавра. Аккредитацию инженерных программ в университетах США проводит Совет по аккредитации инженерных и технических программ (Accreditation Board for Engineering and Technology - ABET). Процессу аккредитации могут подвергаться только действующие программы университетов, по которым уже был осуществлен как минимум один выпуск студентов. Совет периодически публикует критерии оценки образовательных программ. В настоящее время повсеместно используются предложенные Советом по аккредитации Критерии инженерного дела (профессии) в 2000-х годах (ЕС2000 или Engineering Criteria 2000) [5].
Совет по аккредитации инженерных и технических программ сформулировал восемь критериев оценки образовательных программ, среди которых имеются требования к результатам обучения. Данный критерий отражает знания, умения, навыки, способности, которыми должен обладать бакалавр инженерного дела. Выпускник должен обладать следующими способностями:
• применять знания математики, естественных и прикладных наук;
• проводить эксперименты, анализировать и интерпретировать данные;
• формулировать и проектировать системы, процессы и программы в соответствии с требованиями;
• работать в междисциплинарной команде;
• определять и решать проблемы прикладных наук;
• понимать профессиональную и этическую ответственность;
• вступать в эффективную коммуникацию;
• использовать технику, навыки и современный научно-технический инструментарий, необходимый для профессиональной практики.
Выпускник должен:
• иметь широкое образование, необходимое для понимания влияния решений в глобальном и социальном контекстах;
• признавать необходимость и иметь способность к непрерывному обучению;
• знать современные проблемы .
Данные требования к результатам обучения, предложенные Советом по аккредитации, представляют собой ключевые компетенции выпускника. Ряд университетов США приняли их в качестве собственных критериев, как Университет штата Айова , другие дополнили этот список собственными требованиями к знаниям и умениям, как Университет штата Калифорния в Нортридже , или сформулировали образовательные цели и задачи, используя требования Совета в качестве ориентиров, как Инженерный колледж Университета Кентукки . Таким образом, технические университеты США различными способами включают предложенные Советом по аккредитации требования к результатам обучения (компетенции) в свой учебный процесс.
Совет по аккредитации инженерных и технических программ в числе восьми критериев оценки образовательных программ сформулировал Критерии оценки учебного плана, в которых указано, что учебный план бакалавриата инженерного дела должен включать курсы по математике и естественным наукам, соответствующие дисциплине, тематику прикладных наук, соответствующую программе обучения, и общеобразовательный компонент, дополняющий техническое содержание курса. Большинство технических университетов США выполняют данное требование и включают в учебные планы бакалавриата ключевые дисциплины (математику, химию, физику), а также инженерные курсы (инженерное дело, черчение, материаловедение, статику и динамику, сопротивление материалов и другие) . Студент выбирает специализацию к концу первого года обучения и на втором курсе начинает изучение предметов, фокусирующихся на выбранной области специализации.
Таким образом, требования к результатам обучения в технических вузах США формулируются под влиянием организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ университетов, и с учетом требований организаций, отвечающих за лицензирование профессиональных инженеров. И те, и другие принадлежат профессиональному сообществу, которое, очевидно, является ключевым субъектом сферы образования.
Являясь старейшей железнодорожной державой мира, родиной классической железной дороги и первых локомотивов с паровым двигателем, Британия, тем не менее, не располагает профильными высшими учебными заведениями по подготовке специалистов для железной дороги (как, впрочем, и для гражданского и промышленного строительства). Однако,
Великобритания, известная своими старейшими образовательными традициями, насчитывает не менее 10 технических вузов, которые предлагают образовательные программы и курсы разных уровней для будущих строителей и железнодорожников. Четыре из них -университеты Оксфорда, Кембриджа, Бирмингема, а также Имперский Лондонский колледж -входят одновременно и в десятку самых респектабельных мировых вузов с инженерными направлениями подготовки. Данная классификация была составлена на основании исследований столь уважаемых в Великобритании изданий как "The Times Higher Education" и "The Guardian University Guide" , которые приняли в качестве определяющих критериев следующие позиции: карьерные перспективы выпускников индекс репутации среди работодателей), соотношение студентов и профессорско-преподавательского состава, индекс цитирования научных статей преподавательского состава по отношению к численности преподавательского состава (база данных Scopus), уровень вступительных требований, возможности ведения научного исследования (как преподавателями, так и студентами) и качество этих исследований, т.е. их актуальность и практическое применение.
Кстати, подготовка инженера в Великобритании - процесс весьма затратный. Так, например, плата за учебный год в 2015 - 2016 годах составит порядка £10000 для жителей Объединенного Королевства, при этом, студент из Уэльса может рассчитывать на государственную дотацию по оплате обучения в размере до 30%, уроженцы Ирландии или Шотландии получают беспроцентные банковские ссуды. Отметим, что другие направления подготовки подобными привилегиями пользуются гораздо реже и в меньших объемах. Что касается иностранных студентов, они, к сожаленью, обязаны оплачивать свое образование полностью и без поддержки британского правительства. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что государство крайне заинтересовано в получении высококвалифицированных кадров для сферы строительства и железных дорог.
Необходимо отметить, что практически все инженерные университеты предлагают так называемые «общеинженерные» программы. Так, Бирмингемский университет, который, по опросам все того же "The Times Higher Education", стал техническим университетом 2013 -2014 года, предлагает программы бакалавриата и магистратуры по направлениям Гражданская и железнодорожная инженерия, Гражданская и энергетическая инженерия, а применительно к строительству - Строительная инженерия, сроки обучения по программам бакалавриата составляют 3 года, магистратуры - 4. Закончив любое из указанных направлений подготовки, можно трудоустроится по целому спектру должностей (согласно статистике университета, и, разумеется, в зависимости от уровня полученного образования), включая диспетчера, инфраструктурного менеджера, технического обслуживающего персонала, а также в строительные компании. Проанализировав учебный план указанных специальностей, мы выясняем, что набор учебных курсов практически идентичен, различие наблюдается только в объеме часов. Первые два года аккредитованных инженерных программ бакалавриата и магистратуры охватывают тот же самый набор предметов с дополнительными модулями по железнодорожной инженерии, железнодорожным системам и управлению железнодорожным движением. У студентов есть возможность работать в сфере промышленности в течение 2 лет (аналог производственной практики в российской системе образования, но более длительный), год после второго курса и еще год после третьего (если студент собирается продолжить обучение в магистратуре), что помогает быстрее ассимилироваться на рабочем месте после окончания обучения. Учебные планы третьего (бакалавриат) и четвертого (магистратура) курсов содержат специализированные инженерные дисциплины, также как проектно-исследовательскую, управленческую компоненты образовательного процесса. Ряд курсов - Автоматизированные системы управления и контроля движения поездов - обеспечивают более глубокое понимание сложных операционных систем, позволяющие сформировать свою собственную траекторию
построения карьеры, дающие знания и умения, применимые в самых разнообразных инженерных специальностях и сфере бизнеса.
На базе Бирмингемского университета также организованы довузовская подготовка, послевузовское обучение и повышение квалификации. В 2011 году при содействии образовательного сообщества Baker-Dearing Trust, Советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skill Councils), при участии работодателей, школ и Королевской Академии Инженерии (Royal Engineering Academy) учредили UTC - University Technical Colleges, который представляет собой начальный уровень профессиональной подготовки для подростков от 14 до 19 лет. Это совершенно новая концепция в образовании. Здесь предлагают технически-ориентированные курсы с полной занятостью, комбинирующие практические и академические занятия. Соотношение технических и общеобразовательных предметов составляет 40:60 соответственно с 14 до 16 лет, и 60:40 с 16 до 19 лет, при чем содержание технической части учебного плана определяется исключительно работодателями. Спонсируемый частично университетом и частично правительством, UTC, используя инновационные методики обучения, готовит будущих инженеров, исследователей, изобретателей. UTC является связующим звеном между школами, университетами и работодателями.
Внимания, несомненно, заслуживают некоторые из практических обучающих методик, используемые на железнодорожных предприятиях Великобритании. Первая из них -наставничество, цель которого состоит в определении потенциала сотрудника, имеет форму индивидуального шефства и действует с момента устройства человека на работу. Новый сотрудник получает наставника на целый год, а руководящие и обучающие способности последнего развивают на специально проводимых обучающих семинарах. Еще одна программа, облегчающая вхождение нового сотрудника в коллектив - адаптация, в ходе которой сотрудник знакомится с корпоративной культурой и этикой профессиональной деятельности железнодорожной инфраструктуры Великобритании, исследует области ее работы, учатся использовать технологии и инструменты. Руководящие работники изучают, кроме прочего, менеджмент, психологию межличностного общения, комплексную безопасность.
Подобные цели преследует и послевузовская подготовка, организованная в 2005 году на базе университета Бирмингема (BCRRE) силами университетской школа Гражданской Инженерии (School of Civil Engineering), Бирмингемского Центра Железнодорожных Исследований и Образования (the Birmingham Centre for Railway Research and Education (BCRRE) и двух французских университетов - парижского политехнического (École des Ponts ParisTech) и Национальной школы по подготовке руководящих кадров государственного аппарата (the Ecole Supérieure des Cadres de l'Infrastructure). Основной акцент образовательной программы, реализуемой BCRRE, направлен на детальное изучение интерфейса и взаимодействия между подсистемами современной железной дороги, а также на приобретение навыков управления основными железнодорожными проектами. Программу можно рассматривать как международную как по профессорско-преподавательскому составу, так и по контингенту обучаемых, мировому опыту строительства и технической эксплуатации железных дорог. Программа реализуется в течение одного года полной занятости, в течение которого преподаются специализированные дисциплины: грузовые и пассажирские перевозки на длинные расстояния, грузовой транспорт, городские и пригородные перевозки, а также ряд гуманитарных предметов и, конечно, практический опыт работы с техническими, экономическими, институциональными и регуляторными вопросами, влияющими на работу железной дороги. Финансирование данной программы лежит на французском, британском правительствах, а также на международной железнодорожной промышленности.
Одной из приоритетных задач британского правительства является повышение конкурентоспособности ее профессиональных ресурсов на мировом рынке труда. Еще в 2010 году по данным Всемирной организации труда (ILO) страна находилась на 13 месте, а уже к 2020 должна выйти на 8-е. для реализации поставленных задач Великобритания провела ряд реформ и решает важные задачи в сфере профессионального образования, связанные с контролем за качеством образования, разработкой и внедрением профессиональных стандартов, системой аккредитации и лицензирования. Для более глубокого понимания происходящих процессов проанализируем основные элементы британской системы образования.
Одним из ключевых органов рассматриваемой системы являются Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skill Councils), в состав которых входят представители крупнейших организаций работодателей страны. Советы функционируют в тесном сотрудничестве с национальными и региональными органами управления профессионального образования и проводят исследования в сфере профессиональной подготовки и дают рекомендации по развитию человеческого потенциала отрасли. Именно по рекомендации Советов образовательные учреждения включают в программу подготовки технические профилирующие предметы. Работа Советов определяется стоящими перед профессиональным образованием задачами, наиглавнейшей из которых считают формирование государственной политики в области повышения качества рабочих ресурсов, а также: определять спрос и предложение отдельной специальности на рынке труда и, анализируя ситуацию, сокращать так называемый skill gap и прогнозировать будущие потребности рынка; разрабатывать и совершенствовать профессиональные стандарты и обеспечивать свободный доступ к ним для всех образовательных учреждений; взаимодействовать с Квалификационным регулятором (The Office of Qualifications and Regulation (Ofqual) и органами по присвоению квалификаций. Сегодня в Великобритании функционируют более 20 Советов, которые охватывают около 90% экономики страны. В тех отраслях, где Советы еще не созданы, подобные функции осуществляют специальные рабочие группы по разработке стандартов standards setting bodies.
Следующими элементами системы высшего профессионального образования с не менее значимыми функциями следует назвать:
• Квалификационный регулятор, в чьи компетенции входит формирование требований к профессиональным квалификациям, аккредитация, мониторинг и контроль органов, проводящих присвоение квалификаций, а также контролирует соответствие квалификаций требованиям работодателей;
• Органы по присвоению квалификаций (Qualification Bodies) ответственны за экспертизу национальных квалификаций (их общее число - свыше 100);
• Государственная комиссия по занятости и квалификациям (The State Commission for Employment and Skills), в состав которой входят, как и в Советы, представители организаций-работодателей, выполняет работы по исследованию и анализу и профессиональных стандартов, и квалификаций, контролирует деятельность Советов по развитию отраслевых квалификаций. В их компетенции находятся также вопросы выработки рекомендаций в сфере занятости и производительности.
Учитывая вышеизложенный материал, мы можем констатировать тот факт, что комплексная и многоуровневая система управления и аккредитации высшего профессионального образования в Великобритании вполне оправдана, поскольку процесс обеспечения качественной рабочей силы и конкурентоспособности экономики находятся в
прямой зависимости от эффективной реализации образовательных услуг и контроля результатов обучения. С другой стороны, степень государственного финансирования образовательного учреждения также напрямую зависит от упомянутых показателей.
Проект Tuning-AHELO представил отчет по сравнительному анализу проектируемых результатов обучения Национальной рамки квалификаций для аккредитации инженерных программ. Указанный отчет представляет результаты инженерного образования, классифированные на общепредметные умения и профессиональные. Последние, в свою очередь подразделяются на умения, приобретенные в результате изучения базовых инженерных дисциплин, инженерный анализ, инженерное проектирование и инженерную практику, при этом самые многочисленные и глубокие представлены именно в разделе практики.
Итак, более конкретно:
• общепредметные компетенции представлены следующими позициями:
o умение эффективно работать самостоятельно и в составе команды;
o умение вести коммуникацию как в профессиональной среде, так и в общесоциальной;
o умение осознавать потребность и необходимость обучения в течение жизни;
o способность демонстрировать осведомленность (познания) широкой междисциплинарной инженерной среды.
• базовые инженерные компетенции - это способности:
o демонстрировать знания и понимание научных и математических законов, лежащих в основе их инженерной отрасли;
o демонстрировать системное понимание ключевых позиций и концепций их инженерной отрасли;
o демонстрировать общие знания своей профессиональной отрасли, включая последние открытия и разработки.
• инженерный анализ включает способности:
o применять свои знания и умения для поиска, формулировки и решения инженерных проблем с использованием традиционных методов;
o применять свои знания и умения для анализа инженерных продуктов, процессов и методов;
o отбирать и применять подходящие аналитические методы модели конструирования;
o подбирать литературу, пользоваться базами данных и другими источниками информации, в том числе Интернет;
проектировать и проводить эксперименты, данные и делать выводы.
интерпретировать полученные
инженерное проектирование предусматривает способности:
применять свои знания и умения для разработки чертежей, отвечающих определенным специфическим требованиям;
o
o
o демонстрировать понимание методологии проектирования и использование ее в работе.
• инженерная практика выражается в способностях:
o отбирать и использовать подходящие инструменты, оборудование и методы;
o комбинировать теорию и практику для решения инженерных проблем;
o демонстрировать понимание техник и методов, их ограниченность;
o демонстрировать понимание нетехнических результатов инженерной практики;
o демонстрировать умения работать в лаборатории и мастерских;
o демонстрировать понимание важности аспектов сохранения здоровья, безопасности, вопросов законодательства и ответственности инженерной практики, влияния инженерных решений на социум и окружающую среду, долга профессиональной этики и норм инженерной практики;
o демонстрировать знания управления проектом и ведения бизнеса, такими как управление рисками и изменениями .
Таким образом, заявленные компетенции позволяют понять состояние и ключевые свойства всего сектора инженерии в целом, и профессии в частности, умения, необходимые для успешной работы в профессии и, одновременно, несоответствия и слабые места в обеспеченности рабочими кадрами. Профессиональные стандарты, квалификации, а также учебные программы разрабатываются с учетом достижений и компетенций студента.
Следующая страна, рассматриваемая в нашей статье - Сингапур, город-государство, получивший независимость лишь 1965г и за короткий срок совершивший скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни. Еще больший интерес представляет система образования Сингапура, которая является одной из лучших в мире. Из имеющихся шести университетов в стране, два входят в топ-200 лучших университетов мира .
Железнодорожная отрасль страны представлена 138 км ветки малайских железных дорог и метро, который охватывает большинство районов города. Ведущим мультимодальным оператором общественного транспорта в Сингапуре является Сингапурская корпорация массового скоростного транспорта (Singapore Mass Rapid Transit -SMRT). Подготовкой кадров для железнодорожной отрасли занимается Институт SMRT и партнеры корпорации SMRT: Институт технического образования (Institute of Technical Education - ITE), Агентство развития трудовых ресурсов (Workforce Development Agency -WDA), Академия наземного транспорта (Land Transport Authority Academy - LTA), Наньянский технологический университет (Nanyang Technological University - NTU) .
Наньянгский технологическом университете (Nanyang Technological University - NTU) был создан в 1991 году на базе технологического института. Сегодня в составе этого университета входят 4 колледжа и 12 школ, школа международных исследований, главная обсерватория Сингапура и Национальный институт образования, который является гордостью университета. NTU состоит из факультетов искусств, дизайна и медиа, биологических наук, инженерии, коммуникации и информации, гуманитарных и социальных наук, бизнеса, физики и математики. Его наиболее сильной стороной считается преподавание инженерных специальностей.
NTU нацелен на обучение активных граждан мира, которые могут справиться с новыми сложными глобальными проблемами в секторах энергетики, окружающей среды и здравоохранения, и установить новые глобальные ориентиры в области научных
исследований, образования и инноваций. А изменения в образовании, в свою очередь, охватывают пять основных областей - академический опыт, студенческая жизнь, развитие карьеры, повышение педагогического мастерства и транспортные инфраструктурные изменения [11, с. 30].
Институт SMRT является образовательным учреждением, аккредитованным Институтом технического образования и Агентством развития трудовых ресурсов для общественного транспорта. Кроме разработки и предоставления междисциплинарных учебных программ, институт также является ресурсом для транспортных операторов, корпораций, институтов и государственных учреждений, нацеленных на проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание транспортной системы мирового класса. Программы института по подготовке технических специалистов включают в себя ключевые компетенции для обслуживания и эксплуатации железнодорожного бизнеса.
Институт готовит студентов по следующим направлениям:
• образовательные программы профессионального лицензирования:
о Сертификат национального института технического образования ^кес) по технологии скоростного транспорта;
о Сертификат национального института технического образования ^кес) по автомобильным технологиям для тяжелых транспортных средств;
о Сертификат железнодорожного специалиста; о Лицензия профессионального таксиста; о Сертификат автомеханика;
• программы профессионального развития:
о курсы технического обслуживания и эксплуатации:
о Железнодорожный инжиниринг;
о Железнодорожные перевозки;
о Услуги автобусов;
о Услуги такси;
• курсы повышения квалификации: о Служба передового опыта;
о Лидерство и управление людьми; о Человеческие ресурсы; о Практика безопасности; о Система качества;
о Безопасность и чрезвычайные ситуации.
Следующий источник подготовки кадров для железнодорожной отрасли - это инженерная школа института технического образования (1ТЕ), которая стремится быть адаптивным и предоставить качественные инженерные курсы для выпускников школ и взрослых, включающие в себе технологические, методологические и социальные компетенции, которые имеют отношение к требованиям глобальной экономики .
К таким курсам относятся двухгодичные курсы «Технология скоростного транспорта» и высшие инженерные курсы скоростного транспорта, разработанные институтом SMRT и институтом технического образования (ГГЕ) и, которые представляют прочную основу в
области железнодорожного машиностроения. На курсах «Технология скоростного транспорта» можно получить основные знания и навыки в таких областях, как система скоростного транспорта, средства автоматизации и система управления, система электроники и оборудования, которые имеют непосредственное отношение к отрасли:
• выполнение основных проверок железнодорожных подсистем и оборудования;
• обслуживание электрического и электронного железнодорожного оборудования и систем;
• обслуживание механического и пневматического железнодорожного оборудования и систем;
• обслуживание тягового оборудования и оборудования высокого напряжения;
• обслуживание системы подвижного состава и оборудования;
• обслуживание путей и рельсов.
Высшие инженерные курсы скоростного транспорта предоставляют необходимое теоретическое и практическое обучение для работы в качестве технических сотрудников скоростного транспорта, хорошо разбирающихся в науке и технологии железнодорожных перевозок, поездов и составов, в строении путей и рельсов, в механических и электрических системах и подсистемах, с особым акцентом на железнодорожные коммуникации и системы сигнализации и интегрированного диспетчерского управления.
Следующий партнер корпорации SMRT - Агентство развития трудовых ресурсов (WDA), которое занимается повышением конкурентоспособности рабочей силы, сотрудничая с работодателями, промышленными ассоциациями, Союзами учебных организаций для развития и укрепления системы непрерывного образования и обучения (the Continuing Education and Training - CET), открытой, доступной и основанной на навыках в качестве основного пути для всех работников - молодых и старых и всех рангов.
Система непрерывного образования и обучения (CET) совместно с системой аттестации квалификации (знаний, умений и навыков) рабочей силы (WSQ) помогают создавать источник подготовленных и сертифицированных технических талантов, совершенствовать навыки и компетенции действующих технических работников. Это система национального непрерывного образования предназначена для взрослых работников, а также дополняет формальную систему образования студентов.
WSQ доступен всем желающим и не требует никаких академических предпосылок. Этот орган готовит, разрабатывает, оценивает и признает в физических лицах ключевые компетенции, которые компании ищут в потенциальных сотрудниках, предоставляет возможность обучения с целью повышения квалификации, а также сертифицирует уже имеющиеся навыки и умения. Аккредитованное обучение согласно признанным стандартам, гарантирует трудоустройство специалистов железнодорожной отрасли .
Органом, контролирующим и аккредитирующим инженерные образовательные программы или же системы аттестации квалификаций трудовых ресурсов, является Совет по аккредитации инженерных специальностей (Engineering Accreditation Board - EAB), который был создан Сингапурским институтом инженеров (Institute of Engineers Singapore - IES).
ЕАВ призван обеспечить выполнение следующих целей:
• гарантировать соответствие аккредитованных программ требованиям для корпоративного членства IES в области академических квалификаций и тестирование этих программ в соответствии со стандартами других взаимно-
признанных договоров, заключенных ЕАВ, включая вашингтонское Соглашение (WA);
• содействовать заинтересованным сторонам, а также потенциальным студентам, их родителям, профессиональным сообществам и потенциальным работодателям в выявлении конкретных инженерных программ, которые отвечают минимальным критериям аккредитации;
• обеспечивать обратную связь с образовательными учреждениями для совершенствования и развития образовательных программ в области строительства, техники, инженерии, электроники, электротехники, железнодорожной инженерии и т.д.
Институт SMRT в сотрудничестве со своими партнерами (WDA, WSQ, ITE, NTU) подписали Меморандум о взаимопонимании (Memorandum of Understanding - MOU), чтобы утвердить программу дипломированного инженера для железнодорожных специальностей. Это позволяет поддержать на национальном уровне фонда высококвалифицированных и опытных инженеров путей сообщения, а также консультирование действующих сотрудников для продвижения по карьерной лестнице на основе навыков и мастерства .
Предполагается, что железнодорожная сеть Сингапура к 2020 году удвоится, соответственно, повысится и спрос на высокоспециализированный персонал. В связи с этим WDA с партнерами разработали карту компетенций, которая становится все более важным в 21 веке. Знания и навыки подкрепляются ценностями, а они, в свою очередь, формируют убеждения, взгляды и действия человека, и, следовательно, образуют ядро компетенций 21 века, компетенций, необходимых для глобализованного мира удвоится. Ключевыми компетенциями являются:
гражданская грамотность;
глобальная осведомленность;
межкультурные навыки;
критическое и избирательное мышление;
общение;
информационные навыки; работа в команде; приверженность к качеству; профессиональное поведение; социальная ответственность;
непрерывное обучение.
Помимо этих ключевых компетенций имеется еще ряд межкультурных, профессиональных, учебных и других компетенций, которые лежат в основе целостного образования, помогают студентам преуспеть в быстроменяющемся мире и лучше подготовиться к будущему.
Таким образом, вышеперечисленные учебные заведения по подготовке кадров для железнодорожной отрасли дают возможность студентам стать высококвалифицированными специалистами, способными проектировать, планировать, строить, обслуживать и
эксплуатировать все сферы железнодорожной отрасли, а также повысить надежность, безопасность, эффективность и ремонтопригодность транспортных услуг и инфраструктуры.
Проведя обзорный анализ системы подготовки инженерных кадров в сфере железнодорожного транспорта в США, Великобритании и Сингапуре, авторы статьи выполнили поставленные задачи и выявили особенности подготовки кадров для железнодорожной отрасли этих стран:
1. Структура образования в сфере железнодорожных перевозок, в целом, идентична в США и Великобритании: в этих странах не представлены профильные высшие учебные заведения по подготовке специалистов для железной дороги, обучение бакалавров и магистров осуществляется в технических университетах на основе инженерных программ. Подготовкой инженерных кадров в США занимаются 12 вузов, частные железнодорожные академии и колледжи, предлагающие программы и элективные курсы в сфере железнодорожных перевозок. В Великобритании 10 вузов предлагают общеинженерные образовательные программы и курсы для разных уровней подготовки. В Сингапуре существуют отдельные высшие учебные заведения, которые занимаются подготовкой кадров для железнодорожной отрасли, а именно, Институт Сингапурской корпорации массового скоростного транспорта SMART и еще 4 партнера этой корпорации, предлагающие свои программы и курсы.
2. В США и Великобритании большинство программ подготовки кадров для железных дорог представлены элективными курсами, дополнительными модулями к инженерным программам, интернатурой, курсами повышения квалификации. В Сингапуре Институт SMRT и другие высшие учебные заведения обучают студентов по аккредитованным программам подготовки в области железнодорожных перевозок.
3. Во всех рассмотренных странах университеты поддерживают постоянное сотрудничество с железнодорожной отраслью, при этом профессиональные организации принимают непосредственное участие в процессах аккредитации образовательных программ вузов, сертификации и лицензировании специалистов для сферы железнодорожного транспорта. Очевидно, что требования к результатам обучения в вузах, профессиональные инженерные компетенции и механизмы определения готовности выпускника к профессиональной деятельности определяются не только образовательным, но и профессиональным сообществами.
Авторы статьи проанализировали системы требований к результатам обучения инженерных кадров во всех странах и обнаружили, что они представляют собой весьма схожие наборы общепредметных, предметных и профессиональных компетенций. Среди наиболее важных для инженеров компетенций можно выделить следующие способности: работать в междисциплинарной команде, вступать в эффективную коммуникацию, применять свои знания и умения для решения инженерных задач, а также способность к непрерывному обучению. Специалисты должны демонстрировать информационную компетентность, профессиональное поведение и социальную и этическую ответственность. В целом, технические университеты всех рассмотренных стран стремятся подготовить инженеров, готовых осуществлять профессиональную деятельность в глобальной, межкультурной, быстроменяющейся, высококонкурентной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шнейдер, Дж. Колледжи, университеты разрабатывают курсы, образовательные программы для студентов, нацеленных на железнодорожное образование // Интернет-журнал «Прогрессивная железная дорога», сентябрь 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.progressiverailroading.com/rail_industry_trends/article/Colleges-ип1уег8111е8-ёеуе1ор-еоиг8е8-ёе§гее-рго§гаш8-Гог-га11ш1пёеё-еп§1пеег1п§-81иёеп18-41770 (дата обращения: 20 марта 2015).
2. Хаас Р.Дж., Хернандес П.Д., Эстрада К. Оценка развития рабочей силы нужна для развития высокоскоростных железных дорог в Калифорнии: Доклад 11-16 // Транспортный институт Минета, март 2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://transweb.sjsu.edu/PDFs/research/1027-california-high-speed-rail-workforce-needs.pdf (дата обращения: 20 марта 2015).
3. Руководство для железнодорожного образования / П. Лаутала, В. Спроуле, Р. Макарио, В. Рейс, Р. Эдвардс, Ч. Баркан, Дж. Пачл, М. Маринов // Проект ТернРайл: Настройка Трансатлантического сотрудничества в высшем железнодорожном образовании, ноябрь 2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mtti.mtu.edu/sites/default/files/project_summaries/Lautala_ TUNRail.pdf (дата обращения: 22 марта 2015).
4. Бессарабова О. Особенности подготовки кадров для железнодорожной отрасли в США / Труды 12-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в ХХГ веке». Сборник 12. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015. С. 21-30 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rgups.ru/doc/sbornik_12cong.pdf (дата обращения: 25 июня 2015).
5. Орр Дж.А. Критерии АБЕТ 2000: Подготовка учреждения и критерии // Факультет электро- и компьютерной инженерии, Политехнический институт Вустера, Вустер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bioinfo.uib.es/~joemiro/semdoc/PlansEstudis/ABET_Criteria_PTE/AbetCriteria 2000.pdf (дата обращения: 15 апреля 2015).
6. Груздева О. Г. Сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере стран ЕЭС) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №6. с. 29-38.
7. Дмитриенко Н.В. Опыт индустриально развитых стран в подготовке молодых кадров для железнодорожного транспорта // Реформе российского образования — профессиональную направленность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. Вып. 85 с.168.
8. Адамс С. «Образовательные результаты как основа высшего образования: опыт Шотландии». [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/BolognaSeminars/Edinburgh2008.ht ш (дата обращени: 07.06.2015).
9. Шмид Ф. Партнерские отношения железнодорожных инженеров: отпраздновано железнодорожное соединение Бирмингем - Франция [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/conege-eps/civil/news/railway.pdf (дата обращения: 05.06.2015).
10. Вагенаар Р. «Концептуальная рамка ожидаемых результатов обучения в инженерии», рабочие документы в образовании Организации экономического сотрудничества и развития, № 60, Изд-во ОЭСР. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/5kghtchn8mbn-en (дата обращения: 02.06.2015).
11. Шефиева Э. Особенности системы образования и реализации обучения в технических вузах Сингапура / Труды 12-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 12. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015. - С. 30-36 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rgups.ru/doc/sbornik_12cong.pdf (дата обращения: 25 июня 2015).
Рецензент: Стеценко Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета «Экономики и права» Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)».
Savchenko Irina Vladimirovna
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education
The Rostov State Transport University Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Bessarabova Olga Nikolaevna
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education
The Rostov State Transport University Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Shefieva Elmira Sherifovna
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education
The Rostov State Transport University Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Features of railway engineering training in English-speaking countries
Abstract. The article presents a summarizing review of engineering educational system for the railway sphere in the USA, Great Britain and Singapore. The paper is devoted to the matter of topical interest - the organizing of competence-oriented higher education and a qualitative labour training. The object of the article is to determine the engineering competences content and the algorithm of the educational programmes implementation for achieving the declared learning outcomes. On the basis of broad spectrum of primary sources the authors investigate the questions of a university training organizing, pre-university preparation structures and development of vocational competences in the sphere, the universities assessment practice of the graduates vocational readiness and the requirement formation concepts towards learning outcomes. Particular attention is turned to existing accrediting bodies, as the subjects of educational system establishing learning outcomes and requirements towards various aspects of engineering education, which allow to understand the state of the engineering industry on the whole, its problems and prospect. The peculiarities of the educational programmes realization which are essential for English-speaking countries are shown in the article. The review introduced in the article presents a certain interest for scientific community, researchers of the problem, establishments of higher vocational education in the sphere of railway transport.
Keywords: competences; bachelor; engineer; university; educational programme; railway transport; accreditation; life-long learning; learning outcomes.
REFERENCES
1. Sneider, J. Colleges, universities develop courses, degree programs for rail-minded engineering students // Internet journal "Progressive Railroading", September 2014 [Electronic resource] - Access Mode: http://www.progressiverailroading.com/rail_industry_trends/article/Colleges-universities-develop-courses-degree-programs-for-railminded-engineering-students-41770 (accessed date: March 20, 2015).
2. Haas P.J., Hernandes P.D., Estrada K. Estimating workforce development needs for high-speed rail in California: Report 11-16 // Mineta Transportation Institute, March, 2012 [Electronic resource] - Access Mode: http://transweb.sjsu.edu/PDFs/research/1027-california-high-speed-rail-workforce-needs.pdf (accessed date: March 20, 2015).
3. Handbook for rail higher education / P. Lautala, W. Sproule, Macario R., V. Reis, R. Edwards, Ch. Barkan, J. Pachl, M. Marinov // TurnRail Project: Tuning Transatlantic Cooperation in Rail Higher Education, November, 2011 [Electronic resource] -Access Mode: http://www.mtti.mtu.edu/sites/default/files/project_summaries/Lautala_ TUNRail.pdf (accessed date: March 22, 2015).
4. Bessarabova O. Features of rail higher education in the USA / Proceedings of the 12th international scientific-practical internet conference "The teacher of a higher school in the 21st century". Volume 12. - Rostov n/D: RSTU, 2015. P. 21-30 [Electronic resource] - Access Mode: http://www.rgups.ru/doc/sbornik_12cong.pdf (accessed date: June 25, 2015).
5. orr J.A. ABET Criteria 2000: Institutional Preparations and Criteria // Electrical and Computer Engineering Department, Worcester Polytechnic Institute, Worcester [Electronic resource] - Access Mode: http://bioinfo.uib.es/~joemiro/semdoc/PlansEstudis/ABET_Criteria_PTE/AbetCriteria 2000.pdf (accessed date: Apr 15, 2015).
6. Gruzdeva O.G. Comparative analysis of domestic and foreign railway specialist training model (on an example of EEC countries) // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013. №6. p. 29-38.
7. Dmitrienko N.V. The experience of industrially developed countries in young personnel training for railway transport. // Professional orientation to the Russian educational reform: Materials of the International scientific-practical conference. Yekaterinburg: 85-th edition p.168.
8. Adam, S. (2008), "Learning outcomes based higher education: the Scottish experiences [Electronic resource] - Access Mode: Website: www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/BolognaSeminars/Edinburgh2008.ht m (accessed date: June 7, 2015).
9. Schmid F. An Entente Cordiale of Railway Engineers: Birmingham - France railway connections celebrated [Electronic resource] - Access Mode: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/college-eps/civil/news/railway.pdf (accessed date: June 5, 2015).
10. Wagenaar R. "A Tuning-AHELO Conceptual Framework of Expected Desired/Learning Outcomes in Engineering", OECD Education Working Papers, No. 60, OECD Publishing [Electronic resource] - Access Mode: http://dx.doi.org/10.1787/5kghtchn8mbn-en (accessed date: June 2, 2015).
11. Shefieva E.O. Features of education system and implementation of teaching in technical universities of Singapore / Proceedings of the 12th international scientific-practical internet conference "The teacher of a higher school in the 21st century". Volume 12. - Rostov n/D: RSTU, 2015. P. 30-36 [Electronic resource] - Access Mode: http://www.rgups.ru/doc/sbornik_12cong.pdf (accessed date: June 25, 2015).