Научная статья на тему 'Место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности'

Место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION-GRAPHIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колбаса М.А.

В статье приводится анализ психолого-педагогической литературы о сущности культуры. Уточняются понятия «профессиональная культура», «информационная культура». Раскрывается место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF INFORMATION-GRAPHIC CULTURE IN SYSTEM OF THE GENERAL CULTURE OF THE PERSONALITY

In the article the analysis of psychological and pedagogical literature on essence of culture is provided. Concepts «professional culture», «information culture» are specified. Reveals the place of information-graphic culture in system of the general culture of the personality.

Текст научной работы на тему «Место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности»

ПРО, 2003. - 101 с.

3. Каримова Л.Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 235 с.

4. Минин В.А. Формирование этической компетентности студентов в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2011. - 198 с.

5. Новейший психолого-педагогический словарь / Под общ. ред. А. П. Астахова. -Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

List of references:

1. N.M. Borytko Diagnostic activity of the teacher.-M.: Academy, 2006.-288 p.

2. D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V.Sokolova Competence approach in education. Problems, concepts, tools: Educ.- methodical manual.-M.: АПК и ПРО. 2003-101 p.

3. L.Sh. Karimova Formation of the social competence of future teachers and psychologists: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences- Kazan, 2010.-235 p.

4. V.A. Minin Formation of ethical competence of students in the learning process at the University. Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences- Samara, 2011.-198 p.

5. New psycho-pedagogical dictionary/ Edited by A.P.Astakhov - Minsk: Modern school, 2010. -

928 p.

УДК 378

М.А. Колбаса

преподаватель, кафедра теории и методики профессионального образования,

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье приводится анализ психолого-педагогической литературы о сущности культуры. Уточняются понятия «профессиональная культура», «информационная культура». Раскрывается место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности.

Ключевые слова: культура, информационная культура, профессиональная культура, информационно-графическая культура.

M.A. Kolbasa, Surgut State University

PLACE OF INFORMATION-GRAPHIC CULTURE IN SYSTEM OF THE GENERAL CULTURE OF

THE PERSONALITY

Abstract. In the article the analysis of psychological and pedagogical literature on essence of culture is provided. Concepts «professional culture», «information culture» are specified. Reveals the place of information-graphic culture in system of the general culture of the personality.

Keywords: culture, information culture, professional culture, information-graphic culture.

Издавна культура описывалась как конкретный феномен мифологического, ре-

лигиозного, этического художественного характера. На сегодняшнем этапе жизненного цикла культура становится предметом специального философского анализа и представляется в качестве особой целостности, самостоятельной системы ценностей, норм и видов человеческой деятельности [1].

Философ А.А. Зворыкин определяет культуру как все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. По его мнению, культура - продукт творчества общественного человека, располагающего специфическими, присущими только ему качествами - речью, мышлением, способностью целенаправленного труда и художественного творчества [2].

Как способ развития культуры деятельность включает в себя «культуротворче-скую» деятельность, в ходе которой создаются и преобразовываются ценности культуры. Творчество - есть признак культуры, который объединяет различные виды деятельности и ее результаты в целостное явление. Таким образом, говоря о творческой природе культуры, Н.С. Злобин утверждает, что культура - это творческая созидательная деятельность человека, как прошлая зафиксированная, определенная в культурных ценностях, так и прежде всего настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, то есть превращающая богатства человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке действительности и самого человека.

Культуру принято разделять на материальную и духовную составляющие. К материальной культуре относятся сферы материальной деятельности и ее результаты, т.е. техника, одежда, предметы потребления, и т.п. Продуктами духовной культуры являются познание, воспитание, просвещение, право, философия и т.п. Одной из важнейших сфер духовной культуры является профессиональная культура.

По мнению Е.В. Коржуевой, профессиональная культура - это комплексная составляющая личности, соединяющая в себе социальные и профессиональные характеристики, отражающие специфику профессиональной деятельности специалиста [5].

Д. В. Калинкин под понятием «профессиональная культура» понимает интегральное качество личности, проектирующее общую культуру в сферу профессии, характеризующееся целостностью системы профессиональных взглядов и убеждений, четкостью ценностных профессиональных ориентаций, владением необходимыми знаниями, умениями и навыками [3].

Т.А. Третьякова в своем диссертационном исследовании говорит о профессиональной культуре, как о личностном системном новообразовании, представляющем собой взаимосвязь профессиональных знаний, практических умений, профессиональных и социально значимых качеств личности [8].

На сегодняшнем этапе развития общества профессиональная культура неразрывно связана с информационной культурой, так как любая профессиональная деятельность, так или иначе связана с движением и преобразованием информации.

Исследованиями в области формирования информационной культуры занимались многие деятели науки (К.М. Войханская, Е.В. Гнатышина, А.Н. Григорьев, В.А. Извозчиков, Г.М. Коджаспирова и др.).

Г.М. Коджаспирова говорит об информационной культуре личности как о своде правил поведения человека в информационном обществе, о способах и нормах обще-

ния с системами искусственного интеллекта. Автор отмечает, что формирование информационной культуры личности осуществляется в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям, а так же включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс [4].

А. П. Суханов, определяя информационную культуру с философской позиции, считает, что это достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей человека в информационном общении [7].

С технологической точки зрения информационная культура определяется как степень развитости информационного взаимодействия и информационных отношений в обществе, как методический аппарат, руководящий социальной информацией [6].

Мы считаем, что информационная культура подразделяется на различные составляющие в зависимости от вида профессиональной деятельности человека. Таким образом, различают информационно-художественную культуру, информационно-библиотечную культуру, информационно-эстетическую культуру, информационно-графическую культуру и т.д. Информационная культура, связанная с компьютерной графикой, по-нашему мнению, является информационно-графической.

Информационно-графическая культура характеризуется готовностью к функционированию в информационной среде, единством знаний, умений и навыков информационной деятельности со средствами компьютерной графики, способностью к творческому познанию и самообразованию.

Графическую культуру мы понимаем, как знания, умения и готовность применять средства и возможности компьютерной графики и современных технических средств.

Анализируя мнения авторов, которые исследовали понятия «культура», «информационная культура», «профессиональная культура» мы определили место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности (см. рис.) и считаем, что информационно-графическая культура - информационная культура профессиональной деятельности человека, связанной с компьютерной графикой, которая, в свою очередь, входит в состав общей культуры личности.

Рисунок - Место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности

Список литературы:

1. Бачинин, В. А. Культурология. Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - С. 129.

2. Зворыкин А. А., История техники / А. А. Зворыкин. - М., 1962.

3. Калинкин, Д. В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Калинкин ; М-во образования Рос. Федерации, Челябинск, 2002. - С. 37.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - С.68-69.

5. Коржуева, Е. В. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста по работе с молодежью в процессе обучения в вузе автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. В. Коржуева ; М-во образования Рос. Федерации, Калуга, 2009.

- С. 8.

6. Семенюк Э. П. Технологический этап научно-технической революции и информатика / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер. 1. - 1995. - №1. - С.1-9.

7. Суханов, А. П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. - Новосибирск, 1988.

- 192 с.

8. Третьякова, Т. А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Третьякова ; М-во образования Рос. Федерации, Саратов 2008. - С. 9.

List of references:

1. Bachinin, V.A. Kulturologiya. Encyclopedic dictionary / V. A. Bachinin. - SPb.: Mikhaylov V.A. publishing house., 2005. - P. 129

2. Zvorykin A. A., Equipment history / A. A.Zvorykin. - M, 1962

3. Kalinkin, D. V. Pedagogical conditions of formation professional culture at students of legal higher education institution in the course of studying of humanitarian disciplines: diss. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / D. V. Kalinkin; Ministry of Education of the Russian Federation, Chelyabinsk, 2002. - P. 37

4. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogical dictionary: for students of the highest and average pedagogical institutions / G. M. Kodzhaspirova, A.Y.Kodzhaspirov. - 2nd prod., erased. - M: Publishing center «Akademiya», 2005. - P. 68-69.

5. Korzhuyeva, E.V. Formirovaniye of professional culture of future expert in work with youth in the course of training in higher education institution author's abstract. diss. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / E.V. Korzhuyeva; Ministry of Education of the Russian Federation, Kaluga, 2009. - P. 8

6. Semenyuk E. P. Technological stage of scientific and technical revolution and informatics / E.P. Semenyuk // NTI. Series 1. - 1995. - №. 1. - P. 1-9

7. Sukhanov, A.P. Informatsiya and progress / A.P. Sukhanov. - Novosibirsk, 1988. - 192 p.

8. Tretjakov, T.A. Formirovaniye of professional culture of future engineers of landscaping: author's abstract. diss. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / T.A.Tretjakov; Ministry of Education of the Russian Federation, Saratov 2008. - P. 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.