Научная статья на тему 'Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества'

Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONAL INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / SPECIALIST'S INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович, Ундозерова Алла Николаевна

Статье рассматривается понятие информационной культуры в контексте развития современного информационного общества, анализируются научно-педагогические исследования в области формирования информационной культуры личности, предлагаются пути формирования информационной культуры будущего военного инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal inforormation culture in the context of development of modern information society

The article deals with the concept of information culture in the context of modern information society development, analyzes scientific and pedagogical research in the field of personal information culture development, suggests ways of developing information culture of the future military engineer

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества»

О. А. Козлов

(Москва) А.Н. Ундозерова

(Ярославль)

информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества

personal inforormation culture in the context of development of modern information society

В статье рассматривается понятие информационной культуры в контексте развития современного информационного общества, анализируются научно-педагогические исследования в области формирования информационной культуры личности, предлагаются пути формирования информационной культуры будущего военного инженера

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура личности, информационная культура специалиста

The article deals with the concept of information culture in the context of modern information society development, analyzes scientific and pedagogical research in the field of personal information culture development, suggests ways of developing information culture of the future military engineer Key words: information society, personal information culture, specialist's information culture

С середины прошлого столетия человечество включилось в общеисторический процесс построения информационного общества, характеризующегося тем, что производство, хранение, переработка и передача информации становятся основными видами деятельности. В соответствии с социологическими концепциями общество является информационным, если выполняются следующие условия:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи необходимую информацию и знания, важные для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технического и социально-исторического прогресса;

- в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг [14, с. 32].

В настоящее время к этим характеристикам можно добавить создание глобального информационного пространства и информационной экономики, появление электронных денег, развитие электронной демократии и электронного государства, предоставление услуг электронного пра-

вительства, функционирование цифровых рынков, социальных сетей и пр. Всесторонняя информатизация влечет за собой интеллектуализацию многих видов трудовой деятельности и соответствующее повышение требований к профессиональной подготовке специалистов, уровню их информационной культуры.

Понятие информационной культуры рассматривается в различных аспектах - психологическом, лингвистическом, социальном, правовом, экономическом, педагогическом и с позиций различных подходов - культурологического, информационного, социотехни-ческого. Это связано со сложностью и многогранностью феномена информационной культуры личности, специалиста, общества.

Первоначально в отечественной литературе понятие информационной культуры появилось в 70-х годах прошлого столетия и использовалось библиографами (К. М. Во-йханская, Б. А. Смирнова, Э. Л. Шапиро и др.), которые понимали «информационную культуру» как библиотечно-библиографическую грамотность. А. А. Виноградов, Э. П. Семе-нюк, А. Д. Урсул [16 и др.], придерживаясь культурологического подхода, полагали, что информационная культура является важнейшим компонентом духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности.

В конце 80 х - начале 90 х годов И. Я. Лер-нер [12 и др.] пришел к заключению о том, что информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть представляет собой взаимосвязанные общеучебные знания и умения, обеспечивающие успешное усвоение других предметных сведений. А. П. Ершов [7] связал понятие информационной культуры с компьютерной грамотностью, которая включает в себя знания и умения в области математического моделирования, алгоритмизации и программирования, использования системных и прикладных программ для решения практических задач и пр. В исследованиях Н. М. Розенберга [15] подчеркивается многокомпонентность информационной культуры - явления, включающего

общеучебную культуру, культуру диалога и компьютерную культуру.

С середины 80-х годов прошлого столетия началось интенсивное развитие вычислительной техники, информационно-вычислительных сетей, глобальной сети Интернет. Данный период также характеризуется распространением автоматизированных информационных систем и информационно-коммуникационных технологий, формированием глобального информационного пространства. В связи с этим понятие информационной культуры личности стало рассматриваться преимущественно на основе информационного подхода. Так, Г.Г. Воробьев понимал под информационной культурой «умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [3, с. 288]. Г.А. Бордовский и В.А. Извозчиков определяли информационную культуру как наличие у человека знаний об информационных процессах в окружающем его мире, об источниках информации, как понимание, насколько важно для современной личности ориентироваться в информационной среде [2].

Объектом понятия «информационная культура» выступает информация - по определению, приведенному в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сведения, независимо от формы их представления. Необходимость получения информации для выполнения поставленных задач в практической деятельности формирует информационные потребности, которые разделяются на личные, групповые, профессиональные. Следовательно, информационная деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организацию доступа к нему, осуществляется как в личных, так и в профессиональных интересах.

С момента появления электронно-вычислительных машин, массового распростране-

ния персональных компьютеров, глобальной и локальных вычислительных сетей информационная деятельность неразрывно связана с информационно-коммуникационными технологиями, включающими в себя процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Эффективность любой деятельности в значительной мере зависит как от уровня развития и способностей человека, так и от степени владения им технологиями осуществления этой деятельности, соответственно, успешность информационной деятельности специалистов находится в прямой зависимости от уровня информационной культуры, трактуемой на основе информационного подхода как владение знаниями и умениями, необходимыми для создания, поиска, представления и распространения информации с использованием средств вычислительной техники, интернета и других информационно-коммуникационных технологий.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в Российской Федерации проводились многочисленные педагогические исследования по проблемам формирования профессиональной информационной культуры и информационной культуры личности. В них отмечалось, что в отечественной практике формирования информационной культуры второй половины предыдущего столетия преобладал монодисциплинарный подход, либо предполагающий обучение основам библиотеч-но-библиографических знаний, либо делающий акцент на ликвидации компьютерной безграмотности, и подчеркивалось, что ни один из этих подходов не способен решить проблему в целом.

В 2006 г. в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств в результате многолетних исследований и в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» была разработана Концепция формирования информационной культуры личности (Н.И. Гендина и др.),

предложена типовая модель содержания учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучающихся (школьников, будущих учителей основ информационной культуры, аспирантов вузов культуры и искусств).

В соответствии с данной Концепцией информационная культура личности рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [4, с. 58].

Из определения следует, что компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение, информационная и компьютерная грамотность. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая обусловливает успешность его информационной подготовки [4, с. 59].

Информационная грамотность определяется на основе международной трактовки понятия как умение человека идентифицировать потребность в достоверной информации, разработать эффективную стратегию поиска информации, сформулировать вопросы, определить источники информации, использовать успешные стратегии поиска информации, критически и компетентно оценить качество полученной информации: точность, релевантность, относительность и т. д.; отделить факты от мнений, организовать информацию для практического применения и интегрировать ее со своими знаниями, применять информацию в критическом мышлении и решении проблем [4, с. 33]. Под компьютерной грамотностью понимается совокупность знаний и умений,

позволяющих человеку использовать ЭВМ в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни [4, с. 32].

В качестве основного способа формирования информационной культуры личности исследователями предлагается включение в образовательные программы разных уровней образования учебного курса «Основы информационной культуры личности», содержащего характеристики информационных ресурсов общества (бумажных и электронных), типизацию информационно-поисковых задач, методы аналити-ко-синтетической переработки источников информации, технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (отзывов, обзоров, рефератов, сочинений, статей, тезисов и т.д.).

Основное внимание в нем уделяется ключевым аспектам информационного поиска как в традиционной (библиотечной), так и электронной среде.

Отдельное внимание уделяется учеными анализу понятия информационной культуры различных профессиональных групп - инженеров, педагогов, экономистов, юристов и т.д. Так, в исследовании Р.А. Абду-саламова информационная культура юриста определяется как интегративное качество, представляющее собой динамическую систему ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности, реализуемое в способах взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, ее познании и преобразовании [1, с. 7].

Исследователь отмечает, что информационная культура будущего юриста обладает тремя взаимосвязанными подсистемами (научно-теоретической, эмоционально-психологической, практически-деятельност-ной), проявляется в знаниях и умениях организовывать поиск юридической информации, формализовывать и интерпретировать имеющиеся правовые знания, включая при этом мировоззренческий, пользовательский, технологический и специальный уровни [1, с. 11].

В работах С.М. Конюшенко [11 и др.] информационная культура педагога определяется как сложное системное образование, представляющее собой динамичное качество личности педагога, структурируемое компонентами (информационно-содержательный, психологический (личностный) и деятельностный). Исследователь полагает, что сущность информационной культуры педагога выражается в наличии специальных методических умений и профессионально важных качеств, позволяющих использовать знание информационных технологий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе. Особенности технологии формирования информационной культуры педагога определяются основными этапами: формирование компьютерной грамотности - овладение информационными технологиями - совершенствование проектировочного и конструктивного элементов педагогической деятельности на основе информационных технологий - совершенствование гностического, организаторского и коммуникативного элементов педагогической деятельности - осуществление проектной деятельности в единстве с учебным проектированием и применением информационных технологий - реализация психологических закономерностей развития информационной деятельности учащихся в процессе проектно-рефлексивной деятельности педагога [11, с.13].

В связи с различиями профессиональных областей исследователи выделяют различные компоненты и различные этапы формирования компонентов информационной культуры. Однако следует отметить, что среди составляющих информационной культуры специалистов разных профессий выявляются в том или ином виде когнитивный (знаниевый), коммуникативный, операционально-содержательный и ценностно-рефлексивный компоненты.

Для формирования информационной культуры студентов исследователем разработана методическая система, предполага-

ющая, что содержание курса «Информатика», дисциплин информационного цикла и профессиональных дисциплин представлено в виде сквозных содержательных линий непрерывного формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля[ 6 ].

Важность интеграции дисциплин информационного и профессионального циклов отмечается и в исследованиях Н.А. Теплой, которая определяет информационную культуру учащихся технического вуза как один из составных элементов их общей культуры, представляющий собой совокупность информационного мировоззрения инженера и степень совершенства в использовании современного информационного и коммуникационного обеспечения в процессе принятия решений в своей профессиональной деятельности. В уточненном авторском определении понятия «информационная культура студента технического вуза» информационное мировоззрение представляет собой определенный комплекс взглядов обучающегося технического вуза, как будущего инженера, на информационную среду и его место в этой среде, аккумулирующей в себе взгляды, ценности, идеалы, основы знаний и деятельности в профессиональной и информационной области, которое неразрывно связано с его мотивацией на информационную подготовку и определяет успешность последней [17, с. 14].

Ядро предложенной исследователем концепции многоуровневой системы формирования информационной культуры студентов технического вуза составляет ведущая идея исследования, заключающаяся в представлении о том, что обучение будущего инженера в техническом вузе должно основываться на тесной интеграции информационной и профессиональной составляющих и развитии его творческих и исследовательских способностей [17, с.15].

Содержание интегрированного процесса обучения студентов технического вуза, включающее помимо дисциплины «Информатика» другие дисциплины с информационной направленностью, относящиеся к

профессиональному блоку, способствующие информационной подготовленности будущих инженеров, представлено в виде содержательных линий, проходящих непрерывно в процессе многоуровневого формирования информационной культуры студентов, начиная с довузовского образования (школьники), вузовского (специалисты, бакалавры, магистры, аспиранты) и продолжая в системе дополнительного образования (слушатели курсов ДПО) при использовании авторских методик формирования и развития компонентов информационной культуры: имитационного (область моделирования), квалификационного (профессиональная область), технологического (информационная и коммуникационная область), аксиологического (социальная область), нормативно-правового (правовая область), изыскательного (творческо-ис-следовательская область) [17, с. 31].

В приведенных положениях сделаны акценты на когнитивном и операционально-содержательном компонентах информационной культуры, а именно на овладении специалистами знаниями и умениями использовать средства вычислительной техники, автоматизированные информационные системы и прикладное программное обеспечение для решения профессиональных задач. Признавая важность данных компонентов в процессе формирования информационной культуры, отметим недостаточное раскрытие коммуникативных, ценностно-рефлексивных и морально-этических аспектов феномена информационной культуры. Как следствие ограниченности понятия, представленная в работе методическая система формирования информационной культуры будущих инженеров включает в себя интеграцию курса информатики с курсами общетехнических и профессиональных дисциплин, но не содержит рекомендаций междисциплинарной интеграции с блоком гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которую, на наш взгляд, также необходимо обеспечивать в процессе формирования информационной культуры будущего инженера.

Особое место занимают исследования в области формирования информационной культуры военнослужащих, что связано со спецификой военно-профессиональной информационной деятельности военных специалистов, обусловленной усилением информационного противоборства, появлением «информационного оружия» и ведением «информационных войн» [10]. В исследовании А.Н. Григорьева профессиональная информационная культура специалиста МВД России рассматривается как интегра-тивная качественная характеристика личности специалиста, представляющая собой «сложную динамическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, определяющих успешность исполнения специалистом своих должностных обязанностей в информационной среде профессиональной деятельности, способность к ее творческому познанию и преобразованию, саморазвитию личности в условиях информационного общества» [5, с. 11].

По мнению исследователя «целостность профессиональной информационной культуры специалиста МВД России достигается взаимосвязью состояний ее компонентов: мировоззренческого, когнитивного, моти-вационно-ценностного, деятельностного, профессионально-личностного, морально-нравственного и правового и уровней процесса ее формирования с учетом факторов объективно-субъективного характера» [5, с.11]. В работе представлена многоуровневая организационно-педагогическая модель формирования профессиональной информационной культуры и информационно-педагогическая технология обучения специалистов органов внутренних дел в системе непрерывной профессиональной подготовки МВД России [5, с. 25].

В целом,анализ исследований по проблемам формирования информационной культуры показал, что становление информационной культуры человека осуществляется в условиях информационного общества в его повседневной деятельности в ходе коммуникации в профессиональной и бытовой среде, в процессе самообразования под вли-

янием информационно-коммуникационных технологий, средств массовой информации. Уровень информационной культуры может быть повышен при условии активной информационной деятельности и целенаправленного развития различных компонентов информационной культуры личности в процессе информационной подготовки в системе высшего профессионального образования.

Литература

1. Абдусаламов Р.А. Дидактические основы формирования информационной культуры будущего юриста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Махачкала, 2006. - 23 с.

2. БордовскийГ.А. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 1216.

3. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. и др. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. -512 с.

5. Григорьев А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2010. - 43 с.

6. Груздева М.Л. Методическая система формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Шуя, 2011. - 46 с.

7. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. - 1987. - №6. - С. 311.

8. Жаркова Г.А. Теоретико-методологические основы и эвристический потенциал ситуационно-прогностического подхода к развитию информационной культуры личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Ульяновск, 2014. - 50 с.

9. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И. И. Горловой. - Краснодар. гос. акад. Культуры: Краснодар.-1996. - 490 с.

10. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография. - 3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010. - 326 с.

11. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. -Ярославль, 2005. - 39 с.

12. Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика. - 1991. - №11. - С. 3438.

13. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс, 1994. - № 11. - С. 5967.

14. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

15. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1991. - №3. - С. 3338.

16. СеменюкЭ.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // Научная и техническая информация (НТИ). Серия 1. - 1994. - №1. - С. 18.

17. Теплая Н.А. Многоуровневая система формирования информационной культуры студентов технического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : - Нижний Новгород, 2015. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.