Научная статья на тему 'Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования'

Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / заказчики / инструменты реагирования / контрактная система / организационные инструменты / поставщики / проблемы закупок / санкции / public procurement / customers / response tools / contract system / organizational tools / suppliers / procurement problems / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Николаевич Литвиненко

Анализируется вопрос адаптации системы государственных закупок к складывающимся в российском экономико-правовом пространстве реалиям с началом специальной военной операции (СВО). Информационной базой исследования стали аналитические отчеты по рассмотрению сложившихся проблем в рамках осуществления государственных закупок. Предложено разделение выделенных проблем на системные, существующие в разных форматах с момента начала работы российской контрактной системы, и постсанкционные проблемы. Автором рассмотрены используемые законодательной и исполнительной властью меры как инструменты ситуационного реагирования по разрешению проблем, оказывающих влияние на систему государственного заказа. Результаты анализа свидетельствуют о наличии некоторого уменьшения конкурентной борьбы между потенциальными поставщиками товаров (услуг) и увеличении протекционистских мер для отдельных категорий поставщиков. Достижение цели экономического обеспечения национальной безопасности страны потребовало использования инструментов ситуационного реагирования, зачастую идущих вразрез не только с принципами закупочной деятельности, но и с ранее принятыми решениями в области экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public procurement system: problems and response tools

The issue of adapting the public procurement system to the realities emerging in the Russian economic and legal space with the beginning of a special military operation (SMO) is being analyzed. The information base of the study was analytical reports on the study of existing problems in the framework of public procurement. It is proposed to divide the identified problems into systemic problems that have existed in different formats since the beginning of the Russian contract system and post-sanctions problems. The author considers the measures used by the legislative and executive authorities as tools of situational response to resolve problems affecting the system of public procurement. The results of the analysis indicate that there is some decrease in competition between potential suppliers of goods (services) and an increase in protectionist measures for certain categories of suppliers. Achieving the goal of economic ensuring the national security of the country required the use of situational response tools, which often run counter not only to the principles of procurement activities, but also to previously adopted decisions in the field of economic policy.

Текст научной работы на тему «Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 338.24

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-197-203 EDN: https://elibrary.ru/grmsch NIION: 2003-0059-1/24-972 MOSURED: 77/27-003-2024-01-171

Александр Николаевич Литвиненко

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, lanfk@mail.ru

Аннотация. Анализируется вопрос адаптации системы государственных закупок к складывающимся в российском экономико-правовом пространстве реалиям с началом специальной военной операции (СВО). Информационной базой исследования стали аналитические отчеты по рассмотрению сложившихся проблем в рамках осуществления государственных закупок. Предложено разделение выделенных проблем на системные, существующие в разных форматах с момента начала работы российской контрактной системы, и постсанкционные проблемы. Автором рассмотрены используемые законодательной и исполнительной властью меры как инструменты ситуационного реагирования по разрешению проблем, оказывающих влияние на систему государственного заказа. Результаты анализа свидетельствуют о наличии некоторого уменьшения конкурентной борьбы между потенциальными поставщиками товаров (услуг) и увеличении протекционистских мер для отдельных категорий поставщиков. Достижение цели экономического обеспечения национальной безопасности страны потребовало использования инструментов ситуационного реагирования, зачастую идущих вразрез не только с принципами закупочной деятельности, но и с ранее принятыми решениями в области экономической политики.

Ключевые слова: государственные закупки, заказчики, инструменты реагирования, контрактная система, организационные инструменты, поставщики, проблемы закупок, санкции

Для цитирования: Литвиненко А. Н. Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 197-203. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-197-203. EDN: GRMSCH.

Original article

Alexander N. Litvinenko

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, lanfk@mail.ru

Abstract. The issue of adapting the public procurement system to the realities emerging in the Russian economic and legal space with the beginning of a special military operation (SMO) is being analyzed. The information base of the study was analytical reports on the study of existing problems in the framework of public procurement. It is proposed to divide the identified problems into systemic problems that have existed in different formats since the beginning of the Russian contract system and post-sanctions problems. The author considers the measures used by the legislative and executive authorities as tools of situational response to resolve problems affecting the system of public procurement. The results of the analysis indicate that there is some decrease in competition between potential suppliers of goods (services) and an increase in protectionist measures for certain categories of suppliers. Achieving the goal of economic ensuring the national security of the country required the use of situational response tools, which often run counter not only to the principles ofprocurement activities, but also to previously adopted decisions in the field ofeconomic policy.

Keywords: public procurement, customers, response tools, contract system, organizational tools, suppliers, procurement problems, sanctions

For citation: Litvinenko A. N. The public procurement system: problems and response tools. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1): 197-203. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-197-203. EDN: GRMSCH.

Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования

The public procurement system: problems and response tools

© ^HTBHHeHKO A. H., 2024

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Введение.

Экономические решения в нашей стране вот уже два года предопределяются международной политической ситуацией и во многом стали направлены на экономическое обеспечение военной мощи страны.

С момента начала СВО в системе государственных закупок были приняты существенные решения органами публичной власти. Проанализируем складывающиеся тренды в ходе реализуемой экономической политики закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Характеристика проводимой экономической политики достаточно противоречива. Э. Набиуллина отметила — на сессии Петербургского международного экономического форума 2023 года, — что российская экономика развивается сегодня по сценарию ускоренной адаптации. По мнению первого вице-премьера А. Р. Белоусова, мы реализуем сценарий ситуационного реагирования. Такая политика предполагает искусство сочетания и реализации набора инструментов кратко-, средне- и долгосрочного действия.

Неприятие многими странами мира нашей СВО сформировало с ними антагонистические противоречия, приведшие к враждебным действиям, в том числе и экономического характера. Постпред РФ при ООН Небензя назвал санкции США «экономическим терроризмом».

И в сложившейся обстановке представляется возможным использовать ленинский термин о навязанных формах, — в нашей ситуации вынужденных формах экономического реагирования — которые Россия уже использует в условиях затяжного разрешения политических антагонизмов.

С точки зрения теории ситуационные подходы в управлении известны в экономической политике. Различия в содержании подходов объединяют два признаваемых ими факта: базовым является принцип ситуа-ционности; отсутствует один универсальный стиль управления. Собственно конечная цель предопределяет выбор стиля управления лицом, принимающим решения — решение должно стать эффективным. Ключевым тут становится обеспечение эффективности управления с учетом влияния сложившихся условий и факторов на планируемые результаты.

В этом контексте последние решения власти во многом могут быть оценены идеей Шувалова об актах быстрого реагирования. Его предложение сводилось к возможности оперативно в упрощенном порядке принимать программный документ с набором антикризисных мероприятий. По своему статусу такие акты должны быть экстраординарными — действовать только во время кризисов в социально-экономической сфере и иметь приоритет над отраслевым законодательством [1].

Проблемы осуществления государственных и муниципальных закупок.

В сложившейся ситуации актуальной проблемой

построения экономической политики в области государственных закупок — именно проблемой как ситуацией, для решения которой нет готовых рецептов — является выбор концептуального подхода и его увязка с используемым инструментарием.

Актуальные проблемы осуществления государственных и муниципальных закупок предлагается разделить на два вида: системные, существующие в разных форматах с момента начала работы российской контрактной системы и постсанкционные, возникшие после 24.02.2022.

К системным проблемам относятся:

• проблема одновременного повышения эффективности бюджетных расходов государственных (муниципальных) закупок и обеспечения качества закупаемых товаров и услуг;

• соблазн управлять структурной перестройкой экономики потенциально может привести к подавлению частной инициативы и возникновению риска реставрации плановой экономики [2];

• формирование противоречия между потребностью строить административные барьеры в ответ на санкции других стран и расширением экономических свобод для обеспечения экономической деятельности [3];

• нестабильность законодательства в контрактной системе требует временных и финансовых затрат для актуализации знаний у работников контрактной службы и для замены шаблонов, используемых при подготовке документации;

• недостаточная открытость и прозрачность проведения государственных закупок, что не позволяет избавиться от коррупции в этой сфере. Причины неэффективности методов по противодействию коррупции состоят в том, что до начала торгов используются неполные и нечеткие критерии отбора победителей, в ходе торгов отсутствует должный уровень конкуренции, а по окончании торгов — слабость контроля за оплатой и исполнением заключенного контракта;

• монополизм и коррупция — председатель профильного Комитета Государственной Думы отметил, что сейчас главные проблемы в стране. Автор отождествляет эти явления, считая, что они практически однопорядковые. Их можно рассматривать как два вида ренты: коррупционная, извлекаемая из должностного статуса, и монопольная - извлекаемая за счет положения на рынке. Они резко ограничивают инициативу малого и среднего бизнеса. А как следствие — тормозится импортозамещение и развитие высоких технологий. Монополисты довлеют над рынком и не дают развиваться никаким стартапам. Выходом из этой ситуации является только поддержка конкуренции [4];

• недостаточный уровень качества закупаемой

ECONOMIC SCIENCE

технологически сложной продукции, причиной которого кроются в некорректности формулирования технических заданий;

• недостаточность государственного контроля за системой государственных закупок. Причина в законодательном урегулировании превентивной деятельности по недопущению нарушений со стороны заказчиков в ходе государственных закупок, а также неэффективностью проактивных мер, направленных на противодействие криминальным проявлениям;

• нехватка квалифицированных специалистов для работы с документацией о закупке и контроля заказчиков за исполнением контракта.

Постсанкционные проблемы:

перестают работать базовые принципы действующей контрактной системы, — открытость, прозрачность закупок и механизм твердого, неизменного контракта — что предопределено нынешней ситуацией и в сложившихся условиях потребовало использования специфических инструментов;

• перестали или перестают работать другие инструменты, входящие в состав контрактной системы. В частности, добросовестные участники рынка зачастую вынуждены обходить формальные правила для обеспечения конечных содержательных результатов закупки. Следствием является рост числа нарушений, выявляемых в ходе проверок ФАС, и рост числа штрафов, но это не приводит к улучшению ситуации;

• стремительный, двадцатипятикратный рост количества закупок — в электронной форме (электронный магазин) — у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом [5; 11];

• высокая ценовая неопределенность на рынках предопределяет сложности для поставщиков: планирование будущей прибыли от закупки; выполнение заключенных контрактов с выросшими ценами на продукцию; недостаточность оборотных средств и удорожание кредитов лишает возможности участвовать в нескольких закупках одновременно; в ситуации частого демпинга со стороны поставщиков участвовать в таких закупках стало невыгодно;

• проблемы вокруг товаров выразились в следующем: сложности с организацией доставки этих товаров из-за проблем с логистикой; наличие дефицита продукции у производителей; трудности с расчетами за товар с иностранными продавцами в силу ограничений переводов денег за границу и опасениями навлечь на себя вторичные санкции;

• с рынка ушел бизнес, связанный с торговлей импортными товарами, так как многие иностранные поставщики прекратили поставки

в Россию; одновременно уходящие из России компании отменяют закупки и разрывают контракты, а иностранные площадки закрылись для рекламы;

• участилось банкротство заказчиков, неоплата по контрактам, заказчики размещают меньше тендеров — выросла конкуренция в закупках среди поставщиков;

• игнорирование на торгах технических заданий недобросовестными поставщиками провоцирует на аукционе других поставщиков снижать цену, заказчики на втором этапе отклоняют их заявки, а побеждает участник, снизивший цену из-за недобросовестных конкурентов [6].

Проблемы системы государственных закупок, возникшие после 24.02.2023 г. [7], собственно не отменили и не разрешили проблем первой группы, а лишь усложнили работу и исполнителей, и лиц, принимающих решения, и органов законодательной власти. Проанализируем принятые и принимаемые властями решения в системе государственных закупок в этот период.

Для минимизации негативного влияния санкций, бесперебойности государственных и муниципальных закупок заказчиками в условиях текущей экономической ситуации — недружественные страны могут получить доступ к чувствительной (в том числе технологической) информации, с целью ее последующего использования — в 2022 году скорректирована нормативная база контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [8]:

• отменена обязательность публикации информации о закупках государственных компаний и перевод конкурентных закупок в закрытый режим, что, безусловно, минимизировало риски, но одновременно сделало рынок менее прозрачным, что деформировало конкурентную среду усложнило аналитические и оценочные процедуры в данной сфере;

• дана возможность вносить изменения любых, что важно существенных условий контрактов, предназначенных для обеспечения государственных нужд, которые были заключены до 2024 года по соглашению сторон, согласно решениям органа исполнительной власти;

Правительство страны и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации получили полномочия по установлению дополнительных случаев закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также право вносить изменения в механизм осуществления таких закупок; эта мера должна выявлять сегменты, в которых отсутствует предложение при наличии платежеспособного спроса;

• введены полномочия российского Правительства: по списанию неустоек, начисленных по-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ставщикам из-за невыполнения контракта, а также по не включению их в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнить контракт оказалось невозможно из-за введения иностранных санкций или мер ограничительного характера; как результат — сокращены основания — в случаях необоснованного отказа поставщиков от исполнения контракта с заказчиком — для включения в реестр недобросовестных поставщиков;

• предоставлено право для заказчика не учитывать коммерческие предложения поставщиков, — если они не поступили по запросу заказчика — при обосновании начальной (максимальной) цены контракта;

• укорочен максимальный срок оплаты товара (услуги) до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;

• скорректировано нормирование в сфере закупок — в связи с ростом цен на товарных рынках — в части введения механизма индексации нормативов цены, предусматривающего возможность изменения принятых нормативов в пределах значения индекса потребительских цен (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2022 г. № 1051);

• внесены изменения в порядок заключения офсетных контрактов, включающих встречные инвестиционные обязательства (ФЗ от 28 июня 2022 г. № 2Э1-ФЗ);

• смягчено законодательство после объявления мобилизации в части полного списания неустоек (штрафов, пеней) (постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783);

• уточнен порядок применения стоимостных критериев оценки заявок, используемый в отношении услуг по обеспечению охраны отдельных объектов (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604);

• предусмотрено: изменение порядка проведения отдельных закупок у единственного поставщика; расширение для заказчиков случаев, позволяющих не размещать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информации о контрактах.

Период действия всех названных ограничительных мер как временных был продлен до конца 2023 года.

В 2023 году происходили дальнейшие изменения — адаптационного характера — нормативной базы о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [5]:

• сокращен срок обязательного рассмотрения контрольным органом в сфере закупок обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком [12];

• заключены соглашения о функционировании специализированной электронной площадки;

• скорректирован порядок уплаты налога на добавленную стоимость в случае заключения с поставщиком, зарегистрированным на территории государства-члена ЕАЭС, контракта, предусматривающего поставку товара, импортируемого в Россию из государств ЕАЭС (письмо Минфина России от 10 июля 2023 г. № 24-04-08/64183);

• внесены изменения в режим закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц, в том числе предоставлены преференции организациям инвалидов (письмо Минфина России от 25 сентября 2023 г. № 2403-09/90944).

В целом идет работа по преодолению организационно-технологических трудностей в ходе реализации имеющегося военно-экономического потенциала в конкретные формы военной мощи государства. Речь идет о гармонизации военных и экономических усилий государства. Изменения в контрактном законодательстве должны способствовать (и уже способствуют!) разрешению сложившихся в этой сфере проблем и противоречий, и, в первую очередь, в реальном секторе экономики. Среди названных мер выделим следующие [7]:

• создание Координационного совета при Правительстве России для принятия решений по согласованной работе органов власти по широкому кругу вопросов всестороннего обеспечения всех воинских формирований [13];

• введение мер согласно Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О военном положении», вводящих временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временные изменения формы собственности организаций, порядка и условий процедур банкротства, режима трудовой деятельности, а также установление особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования;

• принятие закона [14], существенно скорректировавшего нормативно-правовую базу за счет одобренных законодателем прав для Правительства [15] не только расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать ресурсы государственного резерва, но и шире использовать право привлечения к исполнению государственных контрактов единственного поставщика;

ECONOMIC SCIENCE

• подписание указа о мерах экономического реагирования на санкции ряда иностранных государств [16], согласно которому федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов страны, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией России, теперь запрещено: совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с лицами, находящиеся под санкциями; исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Важным, на наш взгляд, явилось и решение о проверке ценообразования госконтрактов Минобороны, которое организационно реализовано в поручении Федеральному Казначейству [9].

Характер организации закупок предопределил приоритеты сегодняшней политики, изложенные в позиции Совета по науке и образованию и отраженные в трех критериях: абсолютный приоритет оборонной и национальной безопасности [17]; достижение технологического суверенитета и устойчивости относительно введённых и прогнозируемых санкций; укрепление кадрового потенциала и создание нового поколения молодых амбициозных учёных. Именно эти усилия должны обеспечить внедрение передовых технологий при производстве вооружений и техники, которые обеспечат повышение качественного потенциала Вооруженных Сил [10].

Названные меры собственно являются донастрой-кой системы закупок — по словам заместителя министра финансов А. Лаврова — так как базовое законодательство в своей основе гибкое, автоматизация далеко продвинутая.

Заключение.

После начала СВО контрактная система претерпела серьезные изменения с приоритетом на новое применение механизма осуществления закупок. Целью этих изменений стала поддержка государством возможностей развития российского производителя и независимости от зарубежных поставок. До настоящего времени продолжают вступать в силу поправки «оптимизационного» закона и антикризисные меры.

Таким образом, страна мобилизует все ресурсы для решения возникших военно-технологических проблем, а главным приоритетом является не обеспечение конкурентоспособности и прибыльности функционирования предприятий, а их способность встроиться в механизм обеспечения военно-экономических потребностей вооруженных сил.

Поэтому и российская контрактная система адаптируется под ситуацию — обеспечение экономической деятельности в условиях санкционного давления. Достижение этой цели шире — экономическое

обеспечение национальной безопасности страны — и требует сегодня использования инструментов ситуационного реагирования, которые зачастую идут вразрез не только с принципами и правилами закупочной деятельности, но и с ранее принятыми решениями в области экономической политики.

Список источников

1. Акты быстрого реагирования // rbc.ru/economics/19/09/2022/632824b39a7947397 1й98а15 (дата обращения: 20.06.2023).

2. Глава ЦБ заявила о риске реставрации плановой экономики // https://www.kommersant.ru/ аос/6044169.

3. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры // http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/70678 (дата обращения: 20.05.2023).

4. Повышение эффективности закупок. Совершенствование конкурентных процедур. М. : Издание Государственной Думы (электронное), 2022. http://duma.gov.ru/media/files/NHW 3R7vLR5MdSvIm7oDru59PIuOkalLW.pdf (дата обращения: 21.12.2023).

5. Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за III квартал 2023 г. // Мопйоп^_3_куаг1а1_2023. pdf(дaтa обращения: 21.12.2023).

6. Как изменилась жизнь поставщика после введения санкций // ЬйрвУ/гакиркгкопШг. ги/8ке/агйс1е8/25350-как_1гтеш1а8_гЫгп_ postavshhika_posle_vvedeniya_sankcij?yscl id=lqeqdv6szhl06485569 (дата обращения: 17.12.2023).

7. Литвиненко А. Н., Соболева В. О. Рынок публичных закупок: конкуренция, эффективность и целеполагание // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4(142). С. 81-85. ЕБМ игУБЯК.

8. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г. // https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2023/05/main/Monitoring_2022_ ^^Г?у8сШ=1о165кт1уо364809324 (дата обращения: 17.12.2023).

9. Премьер Мишустин прекращает монопольный разврат на оборонзаказе // ЬйрвУМгеп. ru/a/Y8rsAqAphACVTgiO (дата обращения: 07.12.2023).

10. Заседание Совета по науке и образованию 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

февраля 2023 года // http://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/78/events/70473 (дата обращения: 07.12.2023).

11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2023 г. № 1156 «О внесении изменения в абзац первый пункта 11 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // http:// publication.pravo.gov.ru/document/000120230717 0033?ysclid=lr3cw77u8ml2898852.

13. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210210003 (дата обращения: 07.03.2023).

14. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201806040032?ysclid=lr3dl m68is316095791.

15. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202207140026?index=0&rangeSize=l (дата обращения: 07.03.2023).

16. Указ Президента РФ от 3 мая 2022 г. № 252 (ред. от 22.12.2022) «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» //https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_416210/?ysclid=lof mn6v4xl423 024485.

17. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

References

1. Acts of rapid response // https://www.rbc.ru/eco nomics/19/09/2022/632824b39a7947397fd98al5 (accessed: 20.06.2023).

2. The head of the Central Bank announced the risk

of restoration of the planned economy // https:// www.kommersant.ru/doc/6044169.

3. Extended meeting of the Board of the Prosecutor General's Office // http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/70678 (accessed: 20.05.2023).

4. Improving procurement efficiency. Improvement of competitive procedures. Moscow : Publication of the State Duma (electronic), 2022. http://duma. gov.ru/media/files/NHW3R7vLR5MdSvIm7oDru 59PIuOkalLW.pdf (accessed: 21.12.2023).

5. Quarterly report on the results of monitoring purchases of goods, works, services for state and municipal needs, as well as purchases of goods, works, services by certain types of legal entities for the third quarter of 2023 // Monitoring_3_ kvartal_2023.pdf (accessed: 21.12.2023).

6. How the supplier's life changed after the sanctions were imposed // https://zakupki.kontur. ru/site/articles/25350-kak_izmenilas_zhizn_ postavshhika_posle_vvedeniya_sankcij?ysclid=lq eqdv6szhl06485569 (accessed: 17.12.2023).

7. Litvinenko A. N., Soboleva V. O. The public procurement market : competition, efficiency and goal-setting // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2023. № 4(142). P. 81-85. EDN UZYSRR.

8. Summary analytical report on the results of monitoring purchases of goods, works, and services for state and municipal needs, as well as purchases of goods, works, and services by certain types of legal entities for 2022 // https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2023/05/main/Monitoring_2022_itog. pdf?ysclid=lol65kmlyo364809324 (accessed: 17.12.2023).

9. Premier Mishustin stops monopoly debauchery on defense orders // https://dzen.ru/a/ Y8rsAqAphACVTgiO (accessed: 07.12.2023).

10. Meeting of the Council for Science and Education on February 8, 2023 // http://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/78/events/70473 (accessed: 07.12.2023).

11. Federal Law № 44-FZ of April 5,2013 (as amended dated 07/02/2013) «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // SPS «Consultant Plus».

12. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1156 dated July 17, 2023 «On Amending the First Paragraph of Paragraph 11 of the Rules for Approval by the control body in the field of Procurement of Goods, Works, services for State and Municipal Needs of concluding a contract with a single supplier (contractor, contractor)» // http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202 307170033?ysclid=lr3cw77u8ml2898852.

ECONOMIC SCIENCE

13. Decree of the President of the Russian Federation № 763 dated October 21, 2022 «On the Coordinating Council under the Government of the Russian Federation for Ensuring the needs of the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210210003 (accessed: 07.03.2023).

14. Federal Law № 127-FZ of June 4, 2018 «On Measures to Influence (counteract) Unfriendly Actions of the United States of America and other foreign States» // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201806040032?ysclid=lr3dl m68is316095791.

15. Federal Law № 272-FZ dated July 14, 2022 «On

Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202207140026?inde x=0&rangeSize=l (accessed 07.03.2023).

16. Decree of the President of the Russian Federation dated May 3, 2022 № 252 (ed. dated 22.12.2022) «On the application of retaliatory special economic measures in connection with the unfriendly actions of some foreign States and international organizations» // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_416210/?ysclid=lofmn 6v4xl423024485.

17. Federal Law «On the State Defense Order» dated December 29, 2012 № 275-FZ // SPS Consultant Plus.

Информация об авторе

A. H. Литвиненко — профессор кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ.

Information about the author A. N. Litvinenko — Professor of the Department of Economic Security of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Economist of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 09.02.2024.

Основы экономической безопасности. Учеб. пособие. Эриа-швили Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Основы

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Второе издание

Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике РФ, ее регионов и хозяйствующих субъектах.

Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике.

Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.