Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ'

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ / РАЗМЕЩЕНИЕ КОНТРАКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна, Горчакова Мария Евгеньевна

Рассмотрены государственные закупки, которые являются одним из важнейших институтов государственного сектора и ключевым механизмом взаимодействия с бизнес-структурами. В условиях любого типа экономики государство является крупнейшим потребителем товаров, работ, услуг для общественных потребностей. В связи с формирующейся глобальной тенденцией перехода от традиционных закупок к новому порядку бюджетных ограничений и необходимости действенно удовлетворять государственные нужды в условиях лимитированных ресурсов трансформируются принципы осуществления государственных закупок и встает вопрос о разработке и внедрении подходов к эффективному управлению участием в государственных закупках коммерческих организаций-поставщиков. Анализ содержания и систематизация результатов опубликованных научных исследований и прикладных работ позволяют утверждать, что в настоящее время вопросы совершенствования механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации в целом подробно исследуются с точки зрения улучшения законодательства, устранения способов недобросовестной конкуренции в контрактной системе, борьбы с коррупцией, усиления контроля, стимулирования развития малого и среднего бизнеса и т.д. При этом в литературе недостаточно освещены вопросы анализа и оценки современного состояния регионального механизма государственных закупок во взаимосвязи с общероссийскими тенденциями, а также локальными проблемами, с которыми сталкиваются отдельные заказчики и поставщики. Именно проблеме активизации участия в государственных закупках предприятий сферы производства строительных материалов на основе анализа современных тенденций в этой сфере посвящено данное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASED PARTICIPATION OF ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF BUILDING MATERIALS PRODUCTION IN PUBLIC PROCUREMENTS

The research considers public procurement, which is one of the most important institutions of the public sector and a key mechanism for interaction with business structures. In the conditions of any type of economy, the state acts as the largest consumer of goods, works, services for public needs. In connection with the global trend of moving from traditional procurement, characterized by close cooperation, to a new order of budget constraints and the need to effectively meet public needs in conditions of limited resources, the principles of public procurement are changing. The issue of developing and implementing approaches to the effective management of participation in public procurement in commercial supplier organizations comes forefront. The content analysis and the literature review revealed that the issues of improving the mechanism of state (municipal) procurement in the Russian Federation as a whole have been studied from the point of view of improving legislation, eliminating methods of unfair competition in the contract system, and fighting corruption , strengthening control, stimulating the development of small and medium-sized businesses, etc. At the same time, the previous research did not examine the issues of analysis and assessment of the current state of the regional public procurement mechanism in conjunction with all-Russian trends, as well as local problems faced by individual customers and suppliers. The current study analyzes the issues of developing participation in public procurement of enterprises of manufacturers in the production of building materials based on an analysis of current trends in this area.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ»

Научная статья УДК 658.71 EDN PJLWOB

DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(1).37-45

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

Т.В. Щукина, М.Е. Горчакова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 10 февраля 2023 г.

Дата принятия к печати 3 марта 2023 г.

Дата онлайн-размещения 12 апреля 2023 г.

Ключевые слова

Государственные закупки; сфера производства строительных материалов; корпоративные финансы; выручка от продаж; размещение контрактов

Аннотация

Рассмотрены государственные закупки, которые являются одним из важнейших институтов государственного сектора и ключевым механизмом взаимодействия с бизнес-структурами. В условиях любого типа экономики государство является крупнейшим потребителем товаров, работ, услуг для общественных потребностей. В связи с формирующейся глобальной тенденцией перехода от традиционных закупок к новому порядку бюджетных ограничений и необходимости действенно удовлетворять государственные нужды в условиях лимитированных ресурсов трансформируются принципы осуществления государственных закупок и встает вопрос о разработке и внедрении подходов к эффективному управлению участием в государственных закупках коммерческих организаций-поставщиков. Анализ содержания и систематизация результатов опубликованных научных исследований и прикладных работ позволяют утверждать, что в настоящее время вопросы совершенствования механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации в целом подробно исследуются с точки зрения улучшения законодательства, устранения способов недобросовестной конкуренции в контрактной системе, борьбы с коррупцией, усиления контроля, стимулирования развития малого и среднего бизнеса и т.д. При этом в литературе недостаточно освещены вопросы анализа и оценки современного состояния регионального механизма государственных закупок во взаимосвязи с общероссийскими тенденциями, а также локальными проблемами, с которыми сталкиваются отдельные заказчики и поставщики. Именно проблеме активизации участия в государственных закупках предприятий сферы производства строительных материалов на основе анализа современных тенденций в этой сфере посвящено данное исследование.

Original article

INCREASED PARTICIPATION OF ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF BUILDING MATERIALS PRODUCTION IN PUBLIC PROCUREMENTS

Tatyana V. Shchukina, Maria E. Gorchakova

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received February 10, 2023

Accepted March 3, 2023 Available online April 12, 2023

© Щукина Т.В., Горчакова М.Е., 2023

Abstract

The research considers public procurement, which is one of the most important institutions of the public sector and a key mechanism for interaction with business structures. In the conditions of any type of economy, the state acts as the largest consumer of goods, works, services for public needs. In connection with the global trend of moving from traditional procurement, characterized by close cooperation, to a new order of budget constraints and the need to effectively meet

Ф

3

s

я

Б

û) s< я û> л

т

о *

о

о

о

а

Û) ■о

о

H

00 ф

X X

о

п

о у

X

s

00 ф

■о о s

3

ф

?

2 о

К) W

W W

W >1

4

Keywords

Government procurement; construction materials production; corporate finance; sales revenue; placement of contracts

public needs in conditions of limited resources, the principles of public procurement are changing. The issue of developing and implementing approaches to the effective management of participation in public procurement in commercial supplier organizations comes forefront. The content analysis and the literature review revealed that the issues of improving the mechanism of state (municipal) procurement in the Russian Federation as a whole have been studied from the point of view of improving legislation, eliminating methods of unfair competition in the contract system, and fighting corruption , strengthening control, stimulating the development of small and medium-sized businesses, etc. At the same time, the previous research did not examine the issues of analysis and assessment of the current state of the regional public procurement mechanism in conjunction with all-Russian trends, as well as local problems faced by individual customers and suppliers. The current study analyzes the issues of developing participation in public procurement of enterprises of manufacturers in the production of building materials based on an analysis of current trends in this area.

Государственные закупки являются одним из важнейших институтов государственного сектора и ключевым механизмом взаимодействия с бизнес-структурами. При любом типе экономики государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров, работ, услуг для общественных нужд. В связи с глобальной тенденцией перехода от традиционных закупок, характеризующихся тесным сотрудничеством, к новому порядку бюджетных ограничений и необходимости эффективно удовлетворять государственные нужды в условиях лимитированных ресурсов меняются принципы осуществления госзакупок и встает вопрос о разработке и внедрении подходов к эффективному управлению участием в госзакупках коммерческих организаций-поставщиков.

С момента внедрения Федеральной контрактной системы популярность госзакупок в России неизменно растет. Однако большое количество организаций-поставщиков разных сфер деятельности, в том числе сферы производства строительных материалов, сталкиваются с проблемами в процессе участия в госзакупках. Многие авторы, исследующие эти вопросы, отмечают, что управление процессами участия выстроено не всегда корректно, и объясняют это относительной новизной института госзакупок, а также постоянными изменениями, присущими законодательству в данной сфере [1—4].

Вопросы, касающиеся сферы государственных закупок по различным направлениям, рассматривались в работах Н.Ю. Андреева [5], Г.Т. Гафуровой [6], Л.И. Юзвович [7].

Анализ содержания и систематизация результатов опубликованных научных исследований и прикладных работ позволяют утверждать, что в настоящее время вопросы совершенствования механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации в

целом подробно исследуются с точки зрения улучшения законодательства, устранения способов недобросовестной конкуренции в контрактной системе, борьбы с коррупцией, усиления контроля, стимулирования развития малого и среднего бизнеса и т.д. При этом в литературе недостаточно освещены вопросы анализа и оценки современного состояния регионального механизма государственных закупок во взаимосвязи с общероссийскими тенденциями, а также локальными проблемами, с которыми сталкиваются отдельные заказчики и поставщики. Также в результате проведенного анализа отечественных и зарубежных работ, посвященных участию организаций в госзакупках, было выявлено, что перспектива именно поставщиков освещена слабее, чем заказчиков (государственных организаций), а применение процессного и системного подходов в отношении исполнения поставщиками госзакупок в научной литературе мало исследовано.

Наряду с этим регулярные изменения законодательства и влияние внешних макроэкономических факторов на финансовую систему России, таких как пандемия коронави-руса в 2020-2021 гг., снижают актуальность исследований в области совершенствования государственных закупок. Современная государственная политика в сфере закупок находится в стадии постоянного совершенствования и развития, включая правовые аспекты, а вопросам построения системы наблюдений за показателями объема, структуры, прозрачности и эффективности закупочной деятельности в России и ее субъектах уделяется недостаточно внимания, несмотря на постоянную актуализацию на государственном уровне задач противодействия коррупционным процессам в данном секторе.

Анализ научной литературы показал, что понятие государственных закупок имеет

дифференцированный и неоднозначный подход у многих авторов.

По мнению Н.И. Клейн, слово «государственный» в данном термине подчеркивает участие государства в договорных отношениях и особую значимость поставок продукции для государственных нужд, а «заказ» выражает договорный характер взаимоотношений государства и хозяйствующего субъекта по закупкам товаров (работ, услуг) в публичных интересах [8].

С точки зрения экономической теории ряд авторов, таких как А.А. Яковлев, И.В. Кузнецова, А.Т. Шамрин, считают, что государственные закупки представляют собой часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ и услуг, закупаемых государством за счет доходов и расходов государственного бюджета путем реализации оптимального размещения собственных средств [9].

С.С. Шувалов считает, что с точки зрения макроэкономики под государственными закупками в узком их значении понимают эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций, в широком же смысле — перераспределение денежных средств для удовлетворения общественных потребностей[10].

Государственные закупки выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:

- воспроизводственная функция (приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд и для реализации функций соответствующих органов власти и учреждений);

- ценовое регулирование (обеспечение ценообразования на некоторые товары в

силу масштабности участия государства в экономике);

- стимулирующая функция (государственные закупки являются мощным фактором роста для национальных производителей, а также выступают инструментом для регулирования отраслевой и региональной структуры экономики);

- социальная функция (содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе с использованием рабочей силы социально уязвимых групп);

- инновационная функция (формирование условий для создания продукции с новыми качественными и потребительскими свойствами).

Представленные в таблице данные подтверждают, что в условиях нестабильной экономической ситуации роль закупок для общественного потребления возрастает из-за того, что существенная часть средств, выделяемая на функционирование внутренней экономики, распределяется именно в виде госзаказов, и государство в таком случае является одним из самых платежеспособных покупателей [11].

Общая сумма заключенных контрактов по федеральным законам 44-ФЗ и 223-Ф3 представлена на рис. 1, где видно, что значительную долю в закупках занимают контракты, заключенные по закону № 223-Ф3.

В целом активность заказчиков в Иркутской области по размещению контрактов в системе государственных закупок в некоторой мере соответствует общероссийским тенденциям с определенными отклонениями.

Вклад проведения государственных закупок в национальную и региональную экономику в известной степени аналогичен. Средняя доля всех государственных и корпоративных закупок в совокупном объеме номинального ВВП составила 28,5 % [12].

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п S

ч

ф

ч

2 О

м ы

ы

Z

10

U

■ч

4 №

Динамика количества субъектов единой информационной системы в период с 2017 по 2021 г.*

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Заказчики, всего, в том числе: федеральные региональные муниципальные 68 380 7 641 18 952 41 787 75 021 8 112 20 149 46 760 89 648 8 742 21 667 59 239 100 802 10 065 24 608 66 129 64 390 7 215 19 665 37 510

Участники закупок, всего, в том числе: отнесены к субъектам МСП юридические лица физические лица, в том числе: ИП 420 961 319 524 294 328 103 661 101 628 443 007 374 094 301 635 106 824 104332 497 564 396 542 307 651 1 12 854 108 349 483270 401 317 343 828 139 442 111 630 572 209 488 545 392 635 179 574 135146

Операторы электронных и специализированных электронных площадок 9 9 9 9 9

Органы контроля в сфере закупок 12 109 12 074 12 486 12 335 12 189

* Составлена по: Мониторинг закупок // Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). М., 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases.

30 25 20 15 10 5

000 000 000 000 000 000 0

2017

2018

□ № 44-ФЗ

2019

2020

2021

№ 223-ФЗ

Рис. 1. Сумма заключенных государственных контрактов по 44-ФЗ и 223-Ф3 в России

в период с 2017 по 2021 г., млрд р.*

* Составлен по: Единая информационная система в сфере закупок. М., 2022. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html.

Организации-поставщики разных сфер деятельности активно принимают участие в госзакупках. На рис. 2 представлена структура деятельности организаций, участвующих в госзакупках, на основе средних показателей объемов заключенных договоров в период с 2017 по 2021 г.

Предприятия, занимающиеся строительными и ремонтными работами в России, со-

Иные 19

Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью 5

Услуги транспорта и складского хозяйства 6

Финансовые и страховые услуги

ставляют практически 22 % от общей структуры деятельности предприятий, в то время как организаций, специализирующихся на производстве строительных материалов, насчитывается порядка 11 %.

Сфера производства строительных материалов занимается обеспечением строительной индустрии необходимыми конструкционными материалами, изготовлением в промышленных

Сооружения и строительные работы 22

Продукция обрабатывающих производств 25

Продукция горнодобывающих производств 12

Рис. 2. Структура предприятий, участвующих в госзакупках в зависимости от вида деятельности по средним показателям объемов заключенных договоров в период с 2017 по 2021 г., %*

* Составлен по: Единая информационная система в сфере закупок.

условиях материалов, предназначенных для создания строительных конструкций, зданий, сооружений для жилищного, гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и иных видов деятельности.

Доля средних и малых предприятий сферы производства строительных материалов в госзакупках составляет примерно 68 %. Государство, согласно 44-ФЗ, обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов среднего и малого предпринимательства в объеме не менее чем 25 % совокупного годового объема закупок. В свою очередь, государство поддерживает такие предприятия.

Сфера производства строительных материалов занимает немалую долю во всей структуре деятельности предприятий Российской Федерации и, как и любая сфера деятельности, подвержена прямому или косвенному влиянию факторов, таких как высокий уровень налогообложения, изменение стоимости материалов, конструкций и изделий, слабая платежеспособность заказчиков, низкая квалификация рабочих и инженеров, недостаточный уровень конкуренции субподрядных строительных фирм по качеству выполняемых работ, невозможность импортозамещения, нарушение договоров поставки материалов, комплектующих со стороны поставщиков из-за изменений в логистике и др. Также на состояние рассматриваемой сферы влияют социально-демографические показатели и реальный уровень располагаемых доходов населения страны.

Иные способы

Конкурс с ограниченным участием

Открытый конкурс

Запрос котировок

Закупка у единственного поставщика

Электронный аукцион

Самым распространенным способом государственных закупок в России и Иркутской области является электронный аукцион — как по сумме договоров, так и их количеству (структура представлена на рис. 3). Доля электронного аукциона по сумме в России за 2021 г. составила 65,4 %, в Иркутской области — 60,31 %.

В ходе проведения процедуры государственных закупок зачастую используется способ открытого электронного аукциона, где основополагающим фактором является стоимость контракта. В данном способе заказчик рассматривает ценовые предложения с точки зрения критерии «цена товара, работ, услуг». Соответственно, победителем становится тот поставщик, который указал наименьшую цену контракта.

В момент заключения контракта цена по договору является актуальной и устанавливается исходя из стоимости материалов, таких как профиль, стеклопакеты, крепежные и комплектующие материалы, стоимости производственных и монтажных работ, а также транспортных расходов.

Как правило, с момента выставления заявки от заказчика до реализации контракта проходит длительный период времени. Строительство многоквартирных жилых домов, школ, детских садов, коттеджей и других зданий занимает в среднем от одного года.

На рис. 4 представлен график изменения цены на алюминий и средний курс доллара в период с 2017-2021 гг.

ZZ] Г Г

1

□ 2021

0 2 4

■ 2020 □ 2019 □ 2018 □ 2017

Рис. 3. Структура цены заключенных контрактов по способам определения поставщика по закону № 44-ФЗ в период с 2017 по 2021 г., трлн р.*

'Составлен по: Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2 Ы

Ы Z

10

U

■ч

4 №

6

3 500 3 000 2 500 2 000 1500 1 000 500 0

22 7 4,76 74

п -,-г 67 ,34 7. ,76 74 22 7 ',89 65

¡6,44 5 8,576 0,77 56 ,44 5£ 57

82

7 7 7 8 8 8 8 9 9 9 9 0 0 0 0 1 1 1 1 2 2 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

л л л л л д л л л л л л л л л л л л л л л л л

л л р р л с ю X р р л л р р л л р р ел л р р л л р

е ю VO а е VO а е ю VO а е ю VO а ю VO а е ю VO

р о X я т са н р о я т са н р о X я т са н р о X я т са н р X я т са н р X я т

< к о с* < к о с* < к о с* < к о с* < к о с* < к о

Средний курс доллара

Средняя цена на алюминий за тонну, долл.

Рис. 4. Динамика цен на алюминий и среднего курса доллара в период с 2017 по 2021 г.*

' Составлен по: URL: https://bhom.ru/commodities/aluminii ; URL: https://www.banki.ru/products/currency/usd.

Основываясь на данных рис. 4, мы можем сделать вывод о том, что стоимость на алюминий за указанный период подвижна, т.е. пока идет строительство объекта, цена, которая была указана при заключении контракта, под влиянием объективных внешних факторов изменяется.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», установлена возможность изменять цену (не более чем на 30 %) действующего контракта стоимостью более 1 млн р., заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного заказа. Что касается государственных контрактов, стоимость которых составляет менее 1 млн р., на данный момент нет каких-либо законодательных актов, регламентирующих данное условие.

В таком случае при заключении контракта рекомендуется обращать особое внимание на один из немаловажных пунктов в договоре — «форс-мажорные обстоятельства». Именно в данном пункте указано, что при наступлении чрезвычайных обстоятельств, предотвратить которые при существующих условиях нельзя и которые влекут за собой невозможность исполнения договорных обязательств, поставщики уйдут от ответственности платить

штрафы или пени за нарушение обязательств по причине названных обстоятельств.

На данный момент рост цен, экономические ограничения, санкции, финансовый экономический кризис, инфляционные процессы не считаются обстоятельствами непреодолимой силы, следовательно, финансовые риски поставщик несет сам.

Таким образом, рекомендуется в пункте «форс-мажорные обстоятельства» в контракте по закону № 44-ФЗ уделить особое внимание и дать подробное разъяснение понятиям, подразумевающим обстоятельства непреодолимой силы, а именно экономическим ограничениям, санкциям, росту цен, резкому изменению курса валют. Следует указать критерии оценки, на которые будут полагаться поставщики при наступлении подобных ситуаций.

В настоящее время назрела потребность в разработке единой стратегии формирования системы государственных закупок. Это позволит установить четкие критерии и показатели для оценки их эффективности. Необходимость разработки стратегического документа в области государственных закупок косвенно подтверждается также и постоянным внесением «точечных» изменений в законодательство о закупках. Период стабильности закона № 44-ФЗ на протяжении семи лет не превышал полутора месяца, а с учетом принятых подзаконных актов — и двух недель.

На рис. 5 представлена структура числа нарушений, выявленных Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации в сфере государственных закупок в 2021 г. Следует отметить, что не происходит уменьшения количества нарушений (их выявляют органы контроля — аудита — в сфере закупок). Наоборот, их общее число в динамике с 2017 по 2021 г. увеличилось в 4 раза, а общая сумма финансовых нарушений выросла почти в 6 раз.

Особенности 2020 г. продемонстрировали проблемы правового регулирования порядка осуществления закупок в условиях чрезвычайной ситуации (недостаточность заложенных в законе механизмов, позволяющих действовать оперативно в условиях чрезвычайных ситуаций, и недостаточная гибкость положений, регулирующих исполнение контрактов).

Меры, принятые Правительством Российской Федерации, были направлены на бесперебойное обеспечение необходимыми товарами, работами, услугами, минимизацию

рисков невыполнения принятых контрактных обязательств и расширение условий, способствующих своевременному исполнению заключенных контрактов [13].

Анализ динамики закупок в период с 2017 по 2021 г. показал, что в этом периоде распределение расходов на закупки по отраслям носило достаточно устойчивый характер. При этом объемы государственных и корпоративных закупок оказывают значимое влияние на выпуск продукции в 11 из 21 вида экономической деятельности.

Развитая система государственных и корпоративных закупок может быть использована в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, развития конкуренции на предприятиях сферы производства строительных материалов. Данные рекомендации и предложения для внесения в законодательство будут способствовать улучшению ситуации в сфере госзакупок и активизации участия в госзакупках предприятий изучаемой сферы.

Неправомерное внесение изменений в контракт 11,50

Нарушение условий исполнения контрактов 9,50

Неприменение мер ответственности по контракту 6,40

Нарушения при приемке и оплате 1,10

При выборе способа закупки 26,90

При порядке оценки заявок 44,60

Рис. 5. Структура числа нарушений, выявленных Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации в сфере государственных закупок в 2021 г., %*

* Составлен по: Отчеты министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области // Министерство финансов Иркутской области. Иркутск, 2022. URL: http://www.gz.gfu.ru/cms/chapter. do?chapterId=137&cache=1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобров А.С. Законодательные, финансовые и экологические ограничения деятельности в сфере производства строительных материалов / А.С. Бобров // Global and Regional Research. — 2020. — T. 2, № 1. — С. 127-132.

2. Дорошенко Т.Г. К вопросу совершенствования механизма осуществления контроля закупок / Т.Г. Дорошенко, И.А. Суханова. — DOI 10.17150/2500-2759.2016(4).583-590. — EDN WZXTKP // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 4. — С. 583-590.

3. Тищенко В.А. Сравнительно-правовое исследование реестров недобросовестных участников конкурентных процедур, урегулированных федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Земельным, Жилищным и Лесным кодексами Российской Федерации / В.А. Тищенко. — DOI 10.17150/2411-6262.2017.9(2).20 // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22119.

4. Бижоев Б.М. Управление государственными и муниципальными закупками в контексте реализации национальных проектов: экономико-правовой анализ / Б.М. Бижоев, Ю.И. Обаляева. — DOI 10.17150/2411-6262.2019.10(4).13. — EDN FFPVXE // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 4. — C. 13.

5. Андреев Н.Ю. Анализ размещения и бюджетирования государственных и муниципальных закупок на электронных торгах / Н.Ю. Андреев, А.О. Бобровицкий. — EDN YZPRXN // Горизонты экономики. — 2019. — № 1. — С. 55-61.

6. Фукина С.П. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России / С.П. Фукина, Г.Т. Гафурова, Г.Н. Нотфуллина. — DOI 10.17059/2016-4-23. — EDN XBKIBV // Экономика региона. — 2016. — T. 12, № 4. — С. 1233-1243.

7. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты / под ред. Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исаковой. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 233 с. — EDN QHVOXI.

8. Клейн Н.И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности / Н.И. Клейн. — EDN NTUPZR // Российское право. — 2008. — № 1. — С. 27-33.

9. Российская система государственных закупок: закон меняется, проблемы остаются / А.А. Яковлев,

A.В. Ткаченко, О.Н. Балаева, Ю.Д. Родионова // ЭКО. — 2018. — № 9. — С. 17-38.

10. Шимширт Н.Д. Проблемы разработки программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики / Н.Д. Шимширт. — EDN NTVWNL // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 2. — С. 161-169.

11. Мельников В.В. Становление системы правительственных закупок России на рыночных принципах /

B.А. Мельников. — DOI 10.18522/2073-6606-2016-14-4-54-72. — EDN XMAXQP // Terra Economicus. — 2016. — T. 14, № 4. — С. 54-72.

12. Дюкарев В.В. Правовые аспекты контрактной системы в сфере закупок для удовлетворения публичных нужд / В.В. Дюкарев, Е.В. Мигачева, И.И. Передеряев // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : c6. ст. — Москва, 2022. — С. 189-196. — EDN HTCYJF.

13. Беляева О.А. Торги: основы теории и проблемы практики / О.А. Беляева. — Москва : ИНФРА-М, 2016. — 250 с. — EDN YUKSYT.

REFERENCES

1. Bobrov A.S. Legislative, Financial and Environmental Restrictions in the Construction Material Industry. Global and Regional Research, 2020, vol. 2, no. 1, pp. 127-132. (In Russian).

2. Doroshenko T.G., Sukhanova I.A. On the Subject of Improving the Procurement Control Mechanism. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 583-590. (In Russian). EDN: WZXTKP. DOI: 10.17150/2500-2759.2016(4).583-590.

3. Tishchenko V.A. Comparative and Legal Study of Registries of Unscrupulous Participants of Competitive Procedures Regulated By Federal Laws «On the Contract System in the Sphere of Purchase of Goods, Jobs and Services for Providing the State and Municipal Needs», «On Purchase of Goods, Jobs, Services by Certain Types of Legal Entities», as Well as By the Land, Housing and Forest Codes of the Russian Federation. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22119. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2017.9(2).20.

4. Bizhoev B.M., Obalyaeva Yu.I. Management of Public and Municipal Procurements in the Context of the Implementation of National Projects. Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 13. (In Russian). EDN: FFPVXE. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(4).13.

5. Andreev N.Yu., Bobrovitskii A.O. Analysis of Allocation and Budgeting of State and Municipal Procurement in Electronic Trading. Gorizonty ekonomiki = Horizons of economics, 2019, no. 1, pp. 55-61. (In Russian). EDN: YZPRXN.

6. Fukina S.P., Gafurova G.T., Notfullina G.N. Public Procurement as an Instrument for the Development of Small and Medium-Sized Business in Russia. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 4, pp. 12331243. (In Russian). EDN: XBKIBV. DOI: 10.17059/2016-4-23.

7. Yuzvovich L.I., Isakova N.Yu. (eds.). Public Procurement System: Theoretical and Practical Aspects. Ekaterinburg, Ural University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Publ., 2019. 233 p. EDN: QHVOXI.

8. Klein N.I. The principle of freedom of contract and the grounds for its restriction in entrepreneurial activity. Rossiiskoe pravo = Journal of Russian Law, 2008, no. 1, pp. 27-33. (In Russian). EDN: NTUPZR.

9. Yakovlev A.A., Tkachenko A.V., Balaeva O.N., Rodionova Yu.D. Russian Public Procurement System: Law Changes, Problems Remain. EKO = ECO, 2018, no. 9, pp. 17-38. (In Russian).

10. Shimshirt N.D. Problem of the Development of Program Budgets as a Modern Direction of an Increasing Budgetary Policy Efficiency. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2011, no. 2, pp. 161-169. (In Russian). EDN: NTVWNL

11. Mel'nikov V.V. The Formation of Russian Public Procurement System on Market Principles. Terra Economicus, 2016, vol. 14, no. 4, pp. 54-72. (In Russian). EDN: XMAXQP. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-4-54-72.

12. Dyukarev V.V., Migacheva E.V., Perederyaev I.I. Legal Aspects of the Contract System in the Field of Procurement to Meet Public Needs. Actual problems of modern Russia: psychology, pedagogy, economics, management and law. Collected Papers. Moscow, 2022, pp. 189-196. (In Russian). EDN: HTCYJF.

13. Belyaeva O.A. Bidding: fundamentals of theory and problems of practice. Moscow, Infra-M Publ. 250 p. EDN: YUKSYT.

2016.

Информация об авторах

Щукина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: schukinatv@bgu.ru, О https://orcid. org/0000-0002-0175-669X, SPIN-код: 2024-1682, AuthorlD РИНЦ: 516760.

Горчакова Мария Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: gorchakovame@bgu.ru, © https://orcid. org/0000-0003-3679-8002, SPIN-код: 1283-9053, AuthorlD РИНЦ: 301933.

Authors

Tatyana V. Shchukina — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Finance Institutions, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: schukinatv@bgu.ru, © https://or-cid.org/0000-0002-0175-669X, SPIN-Code: 2024-1682, AuthorlD RSCI: 516760.

Maria E. Gorchakova — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Finance Institutions, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: gorchakovame@bgu.ru, © orcid.org/0000-0003-3679-8002, SPIN-Code: 1283-9053, AuthorlD RSCI: 301933.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Щукина Т.В. Активизация участия организаций сферы производства строительных материалов в государственных закупках / Т.В. Щукина, М.Е. Горчакова. — DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(1).37-45. — EDN PJLWOB // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33, № 1. — С. 37-45.

For Citation

Shchukina T.V., Gorchakova M.E. Increased Participation of Organizations in the Sphere of Building Materials Production in Public Procurements. Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 1, pp. 37-45. (In Russian). EDN: PJLWOB. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(1).37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.