Научная статья на тему 'Механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России'

Механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
контрактная система / закупка товаров / работ / услуг / органы внутренних дел / риск-ориентированный подход / риски / результативность закупок / эффективность закупок / механизм снижения рисков / управление рисками / риск-менеджмент / contract system / procurement of goods / works / services / internal affairs bodies / risk-oriented approach / risks / procurement effectiveness / procurement efficiency / risk reduction mechanism / risk management / risk management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самолысов Павел Валерьевич, Белова Светлана Николаевна, Цвилий-Букланова Анна Александровна

В статье на основе риск-ориентированного подхода предлагаются механизмы снижения экономических и правовых (экономико-правовых) рисков при организации государственных закупок органами внутренних дел Российской Федерации. При этом механизмы снижения экономических и правовых (экономико-правовых) рисков рассмотрены как система мер, направленных на снижение различного рода потерь, отклонений, возможного ущерба (убытков) и ограничений в исследуемой сфере. Актуальность разработки общих подходов к минимизации рисков заказчика в лице органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью создания единообразного научного понимания и подхода с учетом сферы и направлений деятельности правоохранительных органов. Кроме того, актуальность заявленной проблематики определяется и перманентными изменениями законодательства о контрактной системе, неоднозначностью правоприменительной и судебной практики, усложнением и так сложных «правил игры» практически для всех субъектов правоприменения указанного законодательства. В статье предложены механизмы снижения экономических и правовых рисков, институционализирующих соблюдение заказчиком антикоррупционного, антимонопольного, контрактного законодательств. Постановка проблемы: закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются важнейшим элементом социально-экономического развития страны, в связи с чем особого внимания заслуживают механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок, которые представляют собой ключевые инструменты регулирования устойчивого развития страны, достижения эффективности и результативности деятельности всех экономических субъектов. Целью исследования является решение комплексной научной проблемы по выработке механизмов снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России и разработка предложений по повышению эффективности бюджетирования и администрирования в сфере закупок товаров, работ, услуг. Методы исследования: общенаучные, частно-научные и специальные методы познания: системно-структурный, функциональный, формально-юридический, с помощью которых осуществлена систематизация легальных и доктринальных подходов по снижению экономических и правовых рисков в сфере закупок для заказчиков. Результаты и ключевые выводы: анализ научных публикаций и практики по теме исследования, с учетом наработанного эмпирического материала, в том числе авторский опыт подготовки сотрудников (работников), обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) комиссий по осуществлению закупок для обеспечения нужд МВД России, контрактных служб, со трудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих полномочия контрактных управляющих (по программе углубленной подготовки), позволил на основе ранее разработанной типологизации рисков в сфере государственных закупок предложить механизмы их снижения с учетом существующих положений теории трансакционных издержек для различных этапов закупочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самолысов Павел Валерьевич, Белова Светлана Николаевна, Цвилий-Букланова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for Reducing Economic and Legal Risks in the Field of Procurement for the Needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Based on a risk-based approach, the article suggests mechanisms for reducing economic and legal (economic and legal) risks in the organization of public procurement by the internal affairs bodies of the Russian Federation. At the same time, the mechanisms for reducing economic and legal (economic and legal) risks are considered as a system of measures aimed at reducing various kinds of losses, deviations, possible damage (losses) and restrictions in the field under study. The relevance of developing common approaches to minimizing the risks of the customer represented by the internal affairs bodies of the Russian Federation in the procurement of goods, works, services is beyond doubt and is due to the need to create a uniform scientific understanding and approach taking into account the scope and activities of law enforcement agencies. In addition, the relevance of the stated issues is determined by permanent changes in the legislation on the contract system, the ambiguity of law enforcement and judicial practice, the complication of the already complex “rules of the game” for almost all subjects of law enforcement of this legislation. The article suggests mechanisms for reducing economic and legal risks that institutionalize the customer’s compliance with anti-corruption, antimonopoly, and contract legislation. Problem statement: procurement for state and municipal needs is the most important element of the socio-economic development of the country, in connection with which special attention should be paid to mechanisms for reducing economic and legal risks in the field of procurement, which are key instruments for regulating the sustainable development of the country, achieving efficiency and effectiveness of all economic entities. The purpose of the study is to solve a complex scientific problem of developing mechanisms to reduce economic and legal risks in the field of procurement for the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to develop proposals to improve the efficiency of budgeting and administration in the field of procurement of goods, works, services. Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition: systemstructural, functional, formal-legal, with the help of which the systematization of legal and doctrinal approaches to reduce economic and legal risks in the field of procurement for customers is carried out. Results and key conclusions: analysis of scientific publications and practice on the subject of the study, taking into account the accumulated empirical material, including the author’s experience in training employees (employees) studying under the additional professional training program for managers (deputy managers) of procurement commissions to meet the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia, contract services, employees of internal affairs bodies Of the Russian Federation exercising the powers of contract managers (under the advanced training program), based on the previously developed typologization of risks in the field of public procurement, it allowed us to propose mechanisms for their reduction, taking into account the existing provisions of the theory of transaction costs for various stages of procurement activities.

Текст научной работы на тему «Механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России»

138

Самолысов Павел Валерьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-3645-3234

E-mail: academyc@mail.ru

Белова Светлана Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-3306-9405

E-mail: cweta@inbox.ru

Цвилий-Букланова Анна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса, Краснодарский университет МВД России, Российская Федерация, 350005, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128

ORCID 0000-0002-0602-3313

E-mail: AnnTsviliy@mail.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 339.186

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-138-146

Дата поступления: 14 июля 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Pavel Valerievich Samolysov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization of Financial-Economic, Logistic and Medical Support, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St. 8

ORCID 0000-0002-3645-3234

E-mail: academyc@mail.ru

Svetlana Nikolaevna Belova,

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor, Deputy Head

of the Department of Organization of Financial-

Economic, Logistic and Medical Support,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St. 8

ORCID 0000-0002-3306-9405

E-mail: cweta@inbox.ru

Anna Alexandrovna Tsviliy-Buklanova,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Russian Federation, 350005,

Krasnodar Territory, Krasnodar, Yaroslavskaya St., 128

ORCID 0000-0002-0602-3313

E-mail: AnnTsviliy@mail.ru

Scientific Specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России

Mechanisms for Reducing Economic and Legal Risks in the Field of Procurement for the Needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

В статье на основе риск-ориентированного подхода предлагаются механизмы снижения экономических и правовых (экономико-правовых) рисков при организации государственных закупок органами внутренних дел Российской Федерации. При этом механизмы снижения экономических и правовых (экономико-правовых) рисков рассмотрены как система мер, направленных на снижение различного рода потерь, отклонений, возможного ущерба (убытков) и ограничений в исследуемой сфере.

Актуальность разработки общих подходов к минимизации рисков заказчика в лице органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью создания единообразного научного понимания и подхода с учетом сферы и направлений деятельности правоохранительных органов. Кроме того, актуальность заявленной проблематики определяется и перманентными изменениями законодательства о контрактной системе, неоднозначностью правоприменительной и судебной практики, усложнением и так сложных «правил игры» практически для всех субъектов правоприменения указанного законодательства.

В статье предложены механизмы снижения экономических и правовых рисков, институционализирующих соблюдение заказчиком антикоррупционного, антимонопольного, контрактного законодательств.

Постановка проблемы: закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются важнейшим элементом социально-экономического развития страны, в связи с чем особого внимания заслуживают механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок, которые представляют собой ключевые инструменты регулирования устойчивого развития страны, достижения эффективности и результативности деятельности всех экономических субъектов.

Целью исследования является решение комплексной научной проблемы по выработке механизмов снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России и разработка предложений по повышению эффективности бюджетирования и администрирования в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Методы исследования: общенаучные, частно-научные и специальные методы познания: системно-структурный, функциональный, формально-юридический, с помощью которых осуществлена систематизация легальных и доктринальных подходов по снижению экономических и правовых рисков в сфере закупок для заказчиков.

Abstract

Based on a risk-based approach, the article suggests mechanisms for reducing economic and legal (economic and legal) risks in the organization of public procurement by the internal affairs bodies of the Russian Federation. At the same time, the mechanisms for reducing economic and legal (economic and legal) risks are considered as a system of measures aimed at reducing various kinds of losses, deviations, possible damage (losses) and restrictions in the field under study.

The relevance of developing common approaches to minimizing the risks of the customer represented by the internal affairs bodies of the Russian Federation in the procurement of goods, works, services is beyond doubt and is due to the need to create a uniform scientific understanding and approach taking into account the scope and activities of law enforcement agencies. In addition, the relevance of the stated issues is determined by permanent changes in the legislation on the contract system, the ambiguity of law enforcement and judicial practice, the complication of the already complex "rules of the game" for almost all subjects of law enforcement of this legislation.

The article suggests mechanisms for reducing economic and legal risks that institutionalize the customer's compliance with anti-corruption, anti-monopoly, and contract legislation.

Problem statement: procurement for state and municipal needs is the most important element of the socio-economic development of the country, in connection with which special attention should be paid to mechanisms for reducing economic and legal risks in the field of procurement, which are key instruments for regulating the sustainable development of the country, achieving efficiency and effectiveness of all economic entities.

The purpose of the study is to solve a complex scientific problem of developing mechanisms to reduce economic and legal risks in the field of procurement for the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to develop proposals to improve the efficiency of budgeting and administration in the field of procurement of goods, works, services.

Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition: system-structural, functional, formal-legal, with the help of which the systematization of legal and doctrinal approaches to reduce economic and legal risks in the field of procurement for customers is carried out.

Results and key conclusions: analysis of scientific publications and practice on the subject of the study, taking into account the accumulated empirical material, including the author's experience in training employees (employees) studying under the additional professional training program

140

Результаты и ключевые выводы: анализ научных публикаций и практики по теме исследования, с учетом наработанного эмпирического материала, в том числе авторский опыт подготовки сотрудников (работников), обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) комиссий по осуществлению закупок для обеспечения нужд МВД России, контрактных служб, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих полномочия контрактных управляющих (по программе углубленной подготовки), позволил на основе ранее разработанной типологизации рисков в сфере государственных закупок предложить механизмы их снижения с учетом существующих положений теории трансакционных издержек для различных этапов закупочной деятельности.

Ключевые слова: контрактная система; закупка товаров, работ, услуг; органы внутренних дел; риск-ориентированный подход; риски; результативность закупок; эффективность закупок; механизм снижения рисков; управление рисками; риск-менеджмент.

for managers (deputy managers) of procurement commissions to meet the needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia, contract services, employees of internal affairs bodies Of the Russian Federation exercising the powers of contract managers (under the advanced training program), based on the previously developed typologization of risks in the field of public procurement, it allowed us to propose mechanisms for their reduction, taking into account the existing provisions of the theory of transaction costs for various stages of procurement activities.

Keywords: contract system; procurement of goods, works, services; internal affairs bodies; risk-oriented approach; risks; procurement effectiveness; procurement efficiency; risk reduction mechanism; risk management; risk management.

Деятельность по осуществлению закупок для обеспечения нужд МВД России регламентирована Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе'1 и содержит в себе ряд самостоятельных этапов проведения. На этапе принятия любых управленческих решений в сфере закупок, особенно в ходе реализации самих этапов закупок, велика вероятность встречи со всевозможными рисками [9]. Сущность и происхождение рисков в сфере закупок не в полной мере изучены в современной доктрине, хотя это имеет первостепенное практическое значение в части минимизации различного рода потерь, отклонений, возможного ущерба (убытков) и ограничений. В таких обстоятельствах оценка возможных (вероятных) экономических и правовых последствий от принимаемых управленческих решений в сфере закупок становится непростым, но требующим разрешения вопросом для заказчика в лице МВД России,

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон № 44-ФЗ : принят Гос. Думой 22 марта 2013 г. : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г. // // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 15.06.2023).

что, как правило, обусловливает предпочтение той или иной стратегии поведения.

Результативное управление рисками (риск-менеджмент), кроме основной его цели — оценки степени влияния риска на возможные последствия, предполагает также разработку мер по минимизации, а в идеальном случае — полное избегание ущерба и нейтрализацию причин образования рисков. С целью снижения возможных рисков при размещении государственного (муниципального) заказа (например, невыполнение условий государственного контракта) разрабатываются соответствующие мероприятия, включающие в себя систему механизмов их снижения или полного устранения. При этом главной проблемой управления рисками в деятельности заказчика являются такие риски, наступление которых не зависит от усилий заказчика, и наступление которых невозможно избежать. Необходимо также учитывать природу экономических рисков, так как любая экономическая деятельность связана с экономическими рисками.

Анализ публикаций, родственных теме исследования, позволяет систематизировать научные подходы авторов (юристов и экономистов) следующим образом:

— большинство публикаций посвящены коррупционным рискам в сфере госзакупок [4; 5; 7; 14];

— имеются отдельные публикации, относимые к конкретным этапам организации процесса закупки, например, касающиеся рисков надежности поставщиков [11];

— в некоторых работах прослеживается взаимосвязь экономических рисков с этапами закупочного процесса (планирование, определение поставщика, заключение и исполнение контракта) [1];

— имеются научные труды, касающиеся правовых рисков в сфере закупок [15];

— исследования отраслевого характера, в которых рассматриваются риски отдельных органов государственного сектора при осуществлении госзакупок, например, налоговых органов [2] и другие работы, в той или иной степени затрагивающие управление рисками [10; 13].

Как и в любой сфере деятельности, управление рисками при организации государственных закупок имеет свой объект и субъект управления.

В более ранних публикациях авторами статьи была предложена классификация экономических и правовых рисков в сфере государственных закупок на примере закупок для органов внутренних дел Российской Федерации [9], на основании которой в данном исследовании в качестве субъекта риска будем рассматривать заказчиков в лице органов внутренних дел Российской Федерации, при этом механизмы снижения экономических и правовых рисков будут направлены как на самого заказчика, так и на остальных участников закупок, включая контролирующие органы. В качестве объектов (источников) рисков определим экономические, правовые и смешанные (экономико-правовые) риски, при этом задействованные механизмы снижения указанных рисков, как правило, будут иметь смешанный (синергетический) характер.

Механизм снижения экономических и правовых рисков в сфере государственных закупок будем рассматривать как систему мер, направленных на снижение различного рода потерь, отклонений, возможного ущерба (убытков) и ограничений. Меры «по предотвращению или как минимум смягчению последствий возникновения рисков» [12, с. 50] будем рассматривать в разрезе стадий реализации рисков.

Также при определении составляющих механизма снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России были использованы результаты исследования, проведенного авторами по заявке Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 23 сентября 2020 г. № 22/3-20945.

Авторами в целях сбора эмпирического материала были проанализированы 626 решений

арбитражных судов первой инстанции (без учета решений апелляционной и кассационной инстанций) по делам, связанным с применением Закона о контрактной системе для нужд органов внутренних дел Российской Федерации. Полученные данные показывают устойчивую тенденцию на протяжении 3 лет к распределению нарушений по трем группам субъектов:

— ошибки, допускаемые заказчиками в лице органов внутренних дел — 45—50 % от общего числа решений, при этом большинство нарушений (более 75 %) связано с рисками неоплаты задолженностей по государственным контрактам и неоплаты стоимости фактически выполненных работ;

— ошибки, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) — 45—50 % от общего числа решений, при этом большинство нарушений (более 80 %) связано с рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактом, и рисками злоупотребления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своим правом по требованию взыскания с заказчика денежных средств;

— ошибки, допускаемые контролирующими органами при вынесении решений — 1 % от общего числа решений.

При этом систему мер, направленных на снижение экономических и правовых (а равно экономико-правовых) рисков, в зависимости от стадии их реализации целесообразно представить в следующем виде:

1. Механизмы снижения рисков при планировании закупки.

1.1. На стадии планирования закупок большинство рисков связаны с определением начальной (максимальной) цены контракта (далее — Н(М)ЦК) в связи с чем, по мнению Ю. И. Сыроватко, заказчику необходимо [12]:

— осуществлять непрерывный мониторинг актуального и прогнозируемого рынка по требуемым группам услуг и товаров;

— активно использовать методики макроанализа и правильно прогнозировать динамику в экономике.

На наш взгляд, указанных позиций недостаточно для эффективного снижения рисков, в связи с чем их необходимо дополнить мерами, которые должен осуществить заказчик, среди них:

— разработка четких инструкций по определению Н(М)ЦК, отражающих специфику органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации2, и разъяс-

2 См.: Об утверждении Методических рекомендаций по при-

142

нительных писем Министерства финансов Российской Федерации3;

— документальное оформление результатов мониторинга рынка идентичных товаров, работ, услуг (далее — ТРУ), планируемых к закупкам;

— учет при формировании Н(М)ЦК информации, размещенной в Реестре контрактов, заключенных заказчиками в Единой информационной системе, в котором отображается в том числе объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;

— формирование Н(М)ЦК по минимальной стоимости товара, работы, услуги при условии соблюдения требований к их качеству и удовлетворения потребностей заказчика;

— привлечение к процессу планирования специалистов с соответствующей квалификацией, в том числе владеющих теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками как в сфере закупок, так и в сфере риск-менеджмента (управления рисками) (далее — специалистов в сфере госзакупок и риск-менеджмента). Данное направление необходимо реализовывать и стимулировать поддержание уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, посредством систематического обучения по дополнительным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок, в том числе с разделением по уровням подготовки: базовый уровень — для вновь назначенных сотрудников, не проходивших ранее обучение в сфере закупок, углубленный уровень — для продвинутых пользователей, которые уже проходили ранее обучение в сфере закупок и осуществляют определенные полномочия в закупочном процессе4.

менению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) : приказ Минэкономразвития России от 2 окт. .2013 г. № 567 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153376/ (дата обращения: 30.06.2023).

3 См., например: О применении методов определения и обоснования НМЦК : письмо Минфина России от 18 авг. 2020 г. № 24-01-06/72363 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.06.2023).

4 Например, в Академии управления МВД России в настоящее время реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей (заместителей руководителей) комиссий по осуществлению закупок для обеспечения нужд

МВД России, контрактных служб, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих полномочия контрактных управляющих (по программе углубленной подготовки) (с применением системы дистанционных образовательных технологий), а в Филиале Академии управления МВД России «Болшево» -базовый уровень, для вновь назначенных сотрудников.

1.2. Второй крупный блок рисков — риски при разработке документации о закупке, извещения об осуществлении закупки и непосредственно описание объекта закупки.

Заказчику для минимизации рисков необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработать типовые формы документации о закупке с учетом требований законодательства Российской Федерации и особенностей, присущих деятельности органов внутренних дел Российской Федерации;

— использовать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд5 как правовой механизм снижения вероятности возникновения ошибок при перечислении информации о ТРУ в соответствующей документации при организации закупочного процесса, а именно: в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в документации о закупке, в контракте, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также при описании объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;

— привлекать к деятельности по формированию документации о закупке, извещения об осуществлении закупки, описания объекта закупки квалифицированных специалистов по управлению рисками в сфере госзакупок и риск-менеджмента в сферах антимонопольного и антикоррупционного законодательств;

— использовать типовые формы контрактов и типовые условия контрактов как механизм исключения наличия юридико-технических ошибок;

— в государственном контракте необходимо полно и объективно предусмотреть все условия выполнения работ, оказания услуг, поставки товара;

— не допускать использование не предусмотренных Законом о контрактной системе критериев или их величин значимости для оценки заявок на участие в закупке ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— учитывать целесообразность определяемого срока исполнения контракта;

— исключать личные контакты должностных лиц заказчика с участниками закупки на данном этапе.

В качестве дополнительного механизма стимулирования снижения нарушений при пла-

5 Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства Рос. Федерации от 8 февр. 2017 г. № 145 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 7. Ст. 1084.

нировании закупок законодатель предусмотрел наличие административной ответственности (ст. 7.29.3 КоАП РФ6) за каждый факт несоблюдения порядка или формы обоснования Н(М) ЦК, обоснования объекта закупки. Имеются также научные подходы по применению системно-структурного анализа в части административной ответственности в исследуемой сфере [2].

2. Механизмы снижения рисков при осуществлении закупки.

Этап осуществления закупки включает в себя и определение поставщика (подрядчика, исполнителя), и процедуру заключения контракта по результатам закупок. В связи с этим в качестве минимизации рисков заключения контрактов с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодателем предусмотрен механизм включения информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, в Реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП).

2.1. При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчику рекомендуется:

— наряду с Законом о контрактной системе руководствоваться специальным законодательством;

— формировать Комиссию по осуществлению закупок из квалифицированных специалистов в области закупок и риск-менеджмента в сферах антимонопольного и антикоррупционного законодательств;

— запрещать членам Комиссии по осуществлению закупок неправомерный допуск участников к участию в закупках (неправомерный отказ в допуске);

— не допускать членами Комиссии по осуществлению закупок неправомерное признание заявок на участие в закупках соответствующими установленным требованиям.

2.2. На этапе заключения контракта по результатам закупок заказчик в целях минимизации рисков должен:

— назначить ответственное должностное лицо за заключение и исполнение государственного контракта;

— осуществлять оперативный контроль за ходом заключения и исполнения контракта;

— обеспечить соблюдение всех необходимых процедур.

2.3. Важно учесть, что поставка товаров, оказание услуг, выполнение работ в отсутствие государственного контракта недопустимы, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон № 195-ФЗ : в ред. от 3 апреля 2023 г. : принят Гос. Думой 20 дек. 2021 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?ysclid=ln3645y ag7887022385 (дата обращения: 30.06.2023).

В качестве дополнительного механизма стимулирования снижения нарушений при осуществлении закупок законодатель предусмотрел наличие как административной, так и уголовной ответственности.

3. Механизмы снижения рисков при исполнении контракта.

Исполнение, изменение, расторжение контракта представляют собой комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заказчику в лице органов внутренних дел при исполнении контракта необходимо учитывать следующее:

— размер пеней и штрафов, установленный нормами специального законодательства для определенного вида услуг, не может быть уменьшен условиями заключенного государственного контракта на оказание данного вида услуг;

— заказчик обязан принимать все зависящие от него необходимые меры для устранения обстоятельств, грозящих срывом исполнения государственного контракта;

— изменение сроков исполнения обязательств по государственному контракту путем заключения дополнительного соглашения между сторонами не допускается, за исключением случаев, прямо поименованных в ст. 95 Закона о контрактной системе;

— заказчику запрещено неправомерно отказываться от заключения и исполнения государственного контракта;

— не допускается переплата (излишне уплаченные средства федерального бюджета) по государственным контрактам;

— удержание заказчиком денежных средств, перечисленных участником закупки в ходе обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и в иных случаях не допускается, за исключением случаев, прямо поименованных в ст. 44 Закона о контрактной системе;

— образование задолженностей по контрактам (в основном, энергосервисным) не допускается;

— оплата фактически выполненных работ осуществляется по стоимости того материала, которым был заменен материал, указанный в государственном контракте;

— обеспечение в обязательном порядке заказчиком присутствия своих представителей в судебных заседаниях по делам о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе [13].

Законодателем за неисполнение или исполнение ненадлежащим образом обязательств, предусмотренных контрактами, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) предусмотрено включение таких лиц в РНП.

144

Кроме того, в качестве дополнительного механизма стимулирования снижения нарушений предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение государственного контракта.

4. Механизмы снижения рисков при мониторинге и аудите закупки.

При осуществлении мониторинга и аудита закупок необходимо для минимизации рисков:

— назначить ответственное должностное лицо, отвечающее за взаимодействие с аудиторами, которое выбирается из квалифицированных специалистов в сфере госзакупок и риск-менеджмента в сферах антимонопольного и антикоррупционного законодательств.

5. Механизмы снижения рисков при осуществлении контроля закупки.

При осуществлении контроля закупок заказчика необходимо для минимизации рисков:

— назначить ответственное должностное лицо, отвечающее за взаимодействие с контролирующими органами, которое выбирается из квалифицированных специалистов в сфере госзакупок и риск-менеджмента в сферах антимонопольного и антикоррупционного законодательств.

Кроме того, необходимо учитывать имеющиеся научные публикации, касающиеся темы исследования [10; 13], а также последние тенденции риск-ориентированного подхода при выборе субъекта контроля7.

Предусмотрено, что контрольный орган включает субъекты контроля в план проведения плановых проверок с учетом их отнесения к категориям риска.

Категории риска при этом подразделяются на три: высокую, среднюю и низкую. Установлено, что отнесение субъектов контроля к той или иной из установленных трех категорий риска производится на основании следующих параметров (в части нарушений субъектами контроля):

— количество закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, выявленными по результатам рассмотрения жалоб участников закупок и проведения на их основании внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;

— количество случаев неисполнения субъектами контроля предписаний;

7 Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений : постановление Правительства Рос. Федерации от 1 окт. 2020 г. № 1576 : в ред. от 27 янв. 2022 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_364390/ (дата обращения: 30.06.2023).

— количество случаев по невключению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в РНП при одностороннем отказе со стороны заказчика от исполнения контракта с таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Исследуя механизмы снижения рисков при осуществлении государственных закупок для нужд органов внутренних дел Российской Федерации, необходимо отметить следующее:

1. Большинство приведенных в исследовании механизмов снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок (сгруппированных особым образом) нашли свое отражение в Законе о контрактной системе и в настоящее время достаточно эффективно функционируют.

2. Заказчику для минимизации и устранения рисков необходимо поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации (профессиональной переподготовки) в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (применительно к органам внутренних дел Российской Федерации целесообразно с учетом специфики предмета закупки реализовывать обучение на базе Академии управления МВД России).

3. При нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе для должностных лиц, заказчика и иных участников высока вероятность наступления административно-правовых и уголовно-правовых рисков, что тем не менее не исключает сам факт нарушения законодательства.

Предложенные механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок коррелируют с экономической теорией трансакци-онных издержек [6; 8] и являются ее развитием.

Таким образом, реализация предлагаемых механизмов должна обеспечиваться разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер на плановой основе, направленных на достижение целей и решение задач, связанных с минимизацией имеющихся рисков. Ответственность за реализацию таковых мер следует возлагать в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за достижение намеченных результатов, является Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДТ МВД России), являющийся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающего и осуществляющего в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нор-

мативному правовому регулированию в различных областях, в частности, в области организации государственных закупок.

Реализация целей и задач механизма снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок будет способствовать переходу организации и осуществлению закупок для нужд МВД России на качественно иной, более высокий уровень и обеспечит:

— эффективность нормативного правового регулирования в этой сфере;

— повышение эффективности реализации государственных закупок в системе МВД России;

— комплексное совершенствование ведомственного законодательства, включая механизмы обеспечения экономической безопасности в закупочной сфере;

— совершенствование контрольной деятельности в сфере закупок с применением преимущественно риск-ориентированного подхода;

— повышение эффективности судебно-правовой защиты МВД России по спорам в сфере закупок с участием органов внутренних дел Российской Федерации;

— повышение правовой грамотности руководителей (заместителей руководителей) комиссий по осуществлению закупок для обеспечения нужд МВД России, контрактных служб, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих полномочия контрактных управляющих.

Обобщая рассмотренные выше аспекты, подчеркнем, что масштабность и глубина функционирования контрактной системы в сфере закупок требует всестороннего усиления роли руководителя в непосредственном регулировании их планирования и реализации, в том числе активизации организационного и правового механизмов на основе научно обоснованных экономических приоритетов.

Список литературы: References:

1. Белокрылова О. С., Гуцелюк Е. Ф. Эконо- 1. мические риски системы государственных

и муниципальных закупок // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6. № 4. С. 154-161. 2.

2. Гапоненко В. Ф, Самолысов П. В. Системно-структурный анализ административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 220-231.

3. Грязных С. Н. Основные риски нарушения 3. антимонопольного законодательства при осуществлении государственных закупок

в России (на примере налоговых органов) // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности : сб. статей. Челябинск, 2020. С. 84-90.

4. Землин А. И. Актуальные вопросы миними- 4. зации коррупционных рисков в сфере закупок для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации // Военное право. 2021.

№ 5 (69). С. 140-148.

5. Землин А. И. Коррупционные риски при осу- 5. ществлении государственных закупок // Государственный аудит. Право и экономика. 2016. № 3. С. 92-102. 6.

6. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Москва, 7. 1993.

7. Наумов Ю. Г., Самолысов П. В. Меры по совершенствованию противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му-

Belokrylova O. S., Gutselyuk E. F. Economic risks of the system of state and municipal procurement // Issues of regulation of the economy. 2015. Vol. 6. № 4. P. 154-161. Gaponenko V. F., Samolysov P. V. System-structural analysis of administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4 (56). P. 220-231.

Gryaznyh S. N. Osnovnye riski narusheniya antimonopol'nogo zakonodatel'stva pri osush-chestvlenii gosudarstvennyh zakupok v Rossii (na primere nalogovyh organov) // Gosudarst-vennoe regulirovanie social'no-ekonomich-eskih processov regiona i municipaliteta: vyzovy i otvety sovremennosti : sb. statej. Chelyabinsk, 2020. S. 84-90.

Zemlin A. I. Topical issues of minimizing corruption risks in the field of procurement for the needs of the Armed Forces of the Russian Federation // Military law. 2021. № 5 (69). P. 140-148.

Zemlin A. I. Corruption risks in the implementation of public procurement // State audit. Law and economics. 2016. № 3. Pp. 92-102. Kouz R. Firma, rynok i pravo. Moskva, 1993. Naumov Yu. G, Samolysov P. V. Measures to improve anti-corruption in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs // Education. The science. Scientific personnel. 2020. № 2. P. 153-158.

146

ниципальных нужд // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 153-158.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва, 1997.

9. Самолысов П. В., Цвилий-Букланова А. А., Белова С. Н. Экономические и правовые риски в сфере закупок для нужд органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 41-51.

10. Самолысов П. В., Белова С. Н. Правовые и экономические инструменты осуществления государственного финансового контроля в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 21-29.

11. Синькова К. Н., Опарин С. Г. Надежность поставщика и контрактный риск: есть ли связь? // Управление рисками в экономике: проблемы и решения (РИСКЭ-2018). Санкт-Петербург, 2018. С. 282-288.

12. Сыроватко Ю. И. Риски закупочного процесса, технологии устранения причин, распределение рисков // Госзаказ. 2019. № 2. С. 28-33.

13. Цвилий-Букланова А. А., Самолысов П. В., Белова С. Н. Методические основы исследования судебной практики по спорам и делам о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок для нужд органов внутренних дел // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 4 (28).

14. Шурпаев Ш. М. Факторы повышения кор-рупциогенности сферы публичных закупок в условиях усиления санкционной политики // Актуальные вопросы противодействия коррупции в публичном и частном секторах : матер. III всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 7 дек. 2022 г.). Санкт-Петербург, 2022. С. 115-121.

15. Щербакова М. А., Опарин С. Г. Правовые аспекты и пути минимизации рисков заказчика при осуществлении закупок // Управление рисками в экономике: проблемы и решения (РИСКЭ-2018). Санкт-Петербург, 2018. С. 298-306.

Для цитирования:

Самолысов Павел Валерьевич, Белова Светлана Николаевна, Цвилий-Букланова Анна Александровна. Механизмы снижения экономических и правовых рисков в сфере закупок для нужд МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 138-146.

8. Nort D. Instituty, institucional'nye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki. Moskva, 1997.

9. Samolysov P. V., Tsviliy-Buklanova A. A., Be-lova S. N. Economic and legal risks in the field of procurement for the needs of internal affairs bodies of the Russian Federation // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 2 (66). P. 41-51.

10. Samolysov P. V., Belova S. N. Legal and economic instruments for the implementation of state financial control in the field of procurement // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2 (54). P. 21-29.

11. Sin'kova K. N, Oparin S. G. Nadezhnost' post-avshchika i kontraktnyj risk: est' li svyaz'? // Upravlenie riskami v ekonomike: problemy i resheniya (RISK E-2018). Sankt-Peterburg, 2018. S. 282-288.

12. Syrovatko Yu. I. Risks of the procurement process, technologies for eliminating causes, risk distribution // Goszakaz. 2019. № 2. P. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Tsviliy-Buklanova A. A, Samolysov P. V., Belo-va S. N. Methodological foundations of judicial practice research on disputes and cases of violations of the legislation on the contract system in the field of procurement for the needs of internal affairs bodies // Russian Competition Law and Economics. 2021. № 4 (28).

14. Shurpaev Sh. M. Faktory povysheniya korrupci-ogennosti sfery publichnyh zakupok v usloviyah usileniya sankcionnoj politiki // Aktual'nye vo-prosy protivodejstviya korrupcii v publichnom i chastnom sektorah : mater. III vseros. nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peterburg, 7 dek. 2022 g.). Sankt-Peterburg, 2022. S. 115-121.

15. Shcherbakova M. A, Oparin S. G. Pravo-vye aspekty i puti minimizacii riskov zakaz-chika pri osushchestvlenii zakupok // Uprav-lenie riskami v ekonomike: problemy i reshe-niya (RISK E-2018). Sankt-Peterburg, 2018. S. 298-306.

For citation:

Samolysov Pavel Valerievich, Belova Svetlana Nikolaevna, Tsviliy-Buklanova Anna Alexandrovna. Mechanisms for Reducing Economic and Legal Risks in the Field of Procurement for the Needs of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 138-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.