Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ТОВАР / РАБОТА / УСЛУГА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДИКА СНИЖЕНИЯ РИСКОВ / СПРОС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добродеев Сергей Александрович

Актуальность исследования по данной теме определена необходимостью всестороннего изучения процессов и явлений, происходящих при организации государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях финансовой нестабильности и динамично развивающегося законодательства. Возникает необходимость разработки методологии и методических рекомендаций по разрешению проблемных вопросов в данной сфере. Это позволит снизить риски при организации государственных закупок и повысить экономическую безопасность. Современное понимание экономической безопасности многогранно и включает в себя ряд элементов и особенностей взаимодействия. По своей сути экономическую безопасность можно рассматривать как стабильность жизнедеятельности. Организация государственных закупок оказывает прямое воздействие на обеспечение экономической безопасности. При этом данную взаимосвязь можно рассматривать как на уровне макроэкономики, так и на уровне отдельных поселений. Для лучшего понимания взаимосвязи государственных закупок и жизни общества возникает необходимость исследования исторических аспектов зарождения таких общественных отношений. Регулирование закупок, особенно государственных закупок, является важной функцией государства, т.к. объем финансирования на закупки и грамотное распределение средств оказывает огромное влияние на экономику. Органы внутренних дел Российской Федерации являются неотъемлемым участником социально-экономических отношений в сфере закупок. Проблемные вопросы, возникающие в ходе организации деятельности по материально-техническому обеспечению оказывают негативное воздействие на состояние экономики. В целях повышения уровня экономической безопасности возникает необходимость выработки методики снижения рисков при организации государственных закупок для нужд органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Добродеев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT FOR THE NEEDS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of research on this topic is determined by the need for a comprehensive study of the processes and phenomena occurring in the organization of public procurement of goods, works and services for the needs of the internal affairs bodies of the Russian Federation in modern conditions of financial instability and dynamically developing legislation. There is a need to develop a methodology and guidelines for resolving problematic issues in this area. This will reduce risks in organizing public procurement and increase economic security. The modern understanding of economic security is multifaceted and includes a number of elements and features of interaction. At its core, economic security can be viewed as the stability of life. The organization of public procurement has a direct impact on ensuring economic security. Moreover, this relationship can be considered both at the level of macroeconomics and at the level of individual settlements. For a better understanding of the relationship between public procurement and the life of society, it becomes necessary to study the historical aspects of the emergence of such social relations. Regulation of procurement, especially public procurement, is an important function of the state, since amount of financing for purchases and the competent distribution of funds has a huge impact on the economy. The internal affairs bodies of the Russian Federation are an integral participant in social and economic relations in the field of procurement. Problematic issues arising in the course of organizing activities for material and technical support have a negative impact on the state of the economy. In order to increase the level of economic security, it becomes necessary to develop a methodology for reducing risks when organizing public procurement for the needs of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности при организации государственных закупок для нужд органов внутренних дел Российской Федерации

Добродеев Сергей Александрович,

адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: dobrozlodeev@mail.ru

Актуальность исследования по данной теме определена необходимостью всестороннего изучения процессов и явлений, происходящих при организации государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях финансовой нестабильности и динамично развивающегося законодательства. Возникает необходимость разработки методологии и методических рекомендаций по разрешению проблемных вопросов в данной сфере. Это позволит снизить риски при организации государственных закупок и повысить экономическую безопасность. Современное понимание экономической безопасности многогранно и включает в себя ряд элементов и особенностей взаимодействия. По своей сути экономическую безопасность можно рассматривать как стабильность жизнедеятельности. Организация государственных закупок оказывает прямое воздействие на обеспечение экономической безопасности. При этом данную взаимосвязь можно рассматривать как на уровне макроэкономики, так и на уровне отдельных поселений. Для лучшего понимания взаимосвязи государственных закупок и жизни общества возникает необходимость исследования исторических аспектов зарождения таких общественных отношений.

Регулирование закупок, особенно государственных закупок, является важной функцией государства, т.к. объем финансирования на закупки и грамотное распределение средств оказывает огромное влияние на экономику. Органы внутренних дел Российской Федерации являются неотъемлемым участником социально-экономических отношений в сфере закупок. Проблемные вопросы, возникающие в ходе организации деятельности по материально-техническому обеспечению оказывают негативное воздействие на состояние экономики. В целях повышения уровня экономической безопасности возникает необходимость выработки методики снижения рисков при организации государственных закупок для нужд органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: органы внутренних дел Российской Федерации; государственный контракт; государственные закупки; сотрудник полиции, товар, работа, услуга, материально-техническое обеспечение, экономическая безопасность, методика снижения рисков, спрос, федеральный бюджет, финансирование.

Актуальность исследования продиктована необходимостью всестороннего изучения процессов и явлений, происходящих при организации государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях финансовой нестабильности и динамично развивающегося законодательства. Возникает необходимость разработки методологии и методических рекомендаций по разрешению проблемных вопросов в данной сфере. Это позволит снизить риски при организации государственных закупок и повысить экономическую безопасность.

Вначале данной статьи предлагается рассмотреть понимание экономической безопасности.

Этой теме посвящено достаточное количество научных работ. В данной статье упор сделан на позиции, представленные в научных трудах В.Ф. Гапоненко, Л.П. Гончаренко, Л.А. Кор-чевской, В.В. Морунова В. Шлыкова, И. Стратана, и др., а также А. Яниогло и Т. Поляевой.

В.В. Морунов [9] исслдеовал существующие определения экономической безопасности. В его работе представлено 16 трактовок таких определений, которые он объединяет в три группы по основным теоретическим подходам.

1. Состояние экономики страны, которое, во-первых, по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития и, во-вторых, способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран».

2. Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию, совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз.

3. Способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях [9].

В.В. Морунов в своих исследованиях обосновывает следующие положения:

Во-первых экономическая безопасность - составная и неотъемлемая часть национальной безопасности государства, т.к. затрагивает национальные интересы, преследует цели и определяет

сз о со от m Р от

от А

задачи на уровне государственных и межгосударственных отношений [9].

Во-вторых экономическая безопасность - синтетическая категория экономики, политологии и права, т.к. связана с урегулированием отношений на разных уровнях управления (например, международном, межгосударственном, национальном, региональном) и тесно связана с категориями экономической независимости, стабильности, экономического давления, экономического суверенитета и т.д. [9].

В самом широком и распространенном смысле под «экономической безопасностью» понимают такое «состояние национальной экономики государства (страны, региона, субъекта и т.д.), которое характеризуется ее устойчивостью, способностью эффективно противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения (общества) и тем самым вызывающим повышенную напряженность в социуме (обществе), а также возможную угрозу самому существованию государства и его граждан».

Т.е. по своей сути экономическую безопасность можно рассматривать как стабильность жизнедеятельности.

Успешное и эффективное решение задач национальной экономики во многом зависит от эффективности деятельности экономических агентов. Если экономика базируется на мощной промышленной базе, на высокопродуктивных единицах, способных достигать поставленных целей, то экономические потребности общества будут своевременно и полностью удовлетворены. Хозяйствующие субъекты действуют под влиянием многочисленных факторов, в условиях нестабильности. Множественные угрозы экономической безопасности могут привести к негативным последствиям в виде нарушения платежеспособности и финансовой устойчивости, снижения рентабельности и иного ухудшения деятельности предприятия, что приведет к потере рабочих мест; снижению объемов производства, налоговых поступлений в бюджет, вплоть до негативного воздействия на деятельность их партнеров. Таким образом, возникают разнообразные эффекты угроз, которые воздействуют на предприятие: нарушается его стратегическая устойчивость, не достигаются цели и может нарушаться экономическая безопасность предприятия. В современных условиях нестабильности предприниматели берут на себя большую часть бизнес-рисков. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы обеспечения экономической безопасности [11]. Е Для выявления проблем обеспечения экономической безопасности при организации государ-£ ственных закупок следует обратиться к истокам § становления такого института как государственные закупки. Исторический экскурс в данный во-Ц прос делает Хи В. Тай, доктор философии, про-

фессор Школы государственного управления, Флорида, Атлантический Университет в научной статье «Пересмотр системы государственных закупок».

Написанный на Красной глиняной табличке, найденной в Сирии, самый ранний заказ на закупку датируется между 2 400 и 2 800 годами до н.э. заказ был на «50 банок ароматного гладкого масла за 600 небольших весов в зерне». Другие свидетельства исторических закупок включают развитие шелковой торговли между Китаем и греческой колонией в 800 году до н.э. В Соединенных Штатах государственные закупки на муниципальном уровне предшествуют государственным и федеральным закупкам. В поселениях и колониях книгопечатание было одной из немногих услуг, оказываемых правительству по контракту. Но не было профессиональных чиновников по закупкам: товары и услуги, необходимые правительству, поставлялись комиссарами и комиссионерами, которые получали комиссионные за то, что они покупали для милиции или других административных учреждений. Только в конце 1800-х годов законодательные органы штатов начали создавать советы или бюро, ответственные за закупки. Но централизованные закупки вряд ли были практикой в то время. В 1810 году Оклахома стала первым правительством штата, создавшим совет по централизованным закупкам для всех государственных департаментов и агентств. Многие местные органы власти вскоре последовали примеру Оклахомы [10].

К примеру город Филадельфия, штат Пенсильвания, создал отдел закупок в 1903 году; город Миннеаполис, штат Миннесота - в 1911 году; город Кливленд, штат Огайо, предусмотрел централизованные закупки в своем уставе 1913 года; город Лос-Анджелес, штат Калифорния, как это было разрешено в его уставе, создал департамент снабжения в 1916 году; город Балтимор, штат Мэриленд, учредил в своем уставе совет по наградам в качестве центрального закупочного агентства, и 1 января 1916 года Совет назначил помощника, который должен был взять на себя закупочные полномочия нескольких департаментов; Нью-Йорк централизовал свою закупочную функцию в 1917 году после двух лет успешных «кооперативных контрактов для всех департаментов и управлений при мэре». С тех пор централизованные закупки постепенно стали обычным явлением в государственном и местном самоуправлении [10].

Государственные закупки рассматриваются как система, состоящая из множества элементов. После объединения всех элементов система государственных закупок становится динамичной и сложной [10].

Несмотря на многочисленные усилия по реформированию государственных закупок проблемы в данной сфере сохраняются. Предприятия жалуются на бюрократию и волокиту, которая мешает им участвовать в торгах, доставлять товары и обеспечивать оплату счетов. Должностные лица, осу-

ществляющие закупки для государственных нужд вынуждены мириться с длительностью процедур.

Организационные структуры государственных закупок в рамках исполнительной власти варьируются в зависимости от размера правительственных подразделений, от очень сложной до очень простой структуры. Организационная структура закупок чрезвычайно сложна. Крайне важно, чтобы каждый уровень управления имел четко определенные полномочия и обязанности, распределенные по всей структуре, от разработки политики, правил и стандартов работы до надзора и управления персоналом.

В Соединенных Штатах федеральное правительство имеет очень сложную и фрагментирован-ную организационную структуру закупок. Во-первых, федеральные закупки осуществляются в демократических рамках, в рамках конституционных сдержек и противовесов трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной. Хотя суды не участвуют непосредственно в определении политики и правил закупок, они рассматривают все юридические дела, связанные с федеральным правительством, включая споры по контрактам, и их решения становятся источником федеральных правил закупок. Конгресс оказывает влияние на федеральную систему закупок прежде всего через законы, бюджетные ассигнования и свои надзорные полномочия. Действительно, он принимает законы, устанавливающие политику и процедуры закупок, и присваивает средства на закупочные цели, в установленные сроки и в объеме финансирования. Кроме того, Конгресс осуществляет надзор за федеральными закупками через свои различные постоянные комитеты, и главное бухгалтерское управление США [10].

Регулирование закупок, особенно государственных закупок, является важной функцией государства, т.к. объем финансирования на закупки и грамотное распределение средств оказывает огромное влияние на экономику.

В целом структура федеральных закупок весьма фрагментирована. Децентрализация необходима для удовлетворения уникальных закупочных потребностей многочисленных ведомств и их структурных подразделений.

Государственные и муниципальные органы, организации и учреждения на сегодняшний день не могут выступать с позиции главенствующей роли власти над субъектами предпринимательства. Имеет место комбинация методов государственного регулирования и взаимодействия «на равных», развиваются договорно-правовые отношения.

Органы внутренних дел не являются исключением из сложившихся правил устройства общества, и при обеспечении потребностей подразделений и сотрудников выступают субъектом правоотношений, урегулированных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Приказом МВД России от 5 марта 2014 г. № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждена Инструкция по организации материально-технического обеспечения в системе мВд России. Инструкция распределяет полномочия и ответственность между подразделениями органов внутренних дел при организации материально-технического обеспечения.

Пункт 2.2.1 данного приказа определяет материально-техническое обеспечение как комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей органов внутренних дел Российской Федерации, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, в материально-технических средствах, выполнении работ, оказании услуг.

Пункт 4 Инструкции устанавливает, что материально-техническое обеспечение подразделений МВД России осуществляется в пределах выделенных на эти бюджетных ассигнований.

Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» определено назначение и основные направления деятельности полиции. Естественно это защита жизни, здоровья, прав и свобод, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Деятельность органов внутренних дел направлена на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование противоправных деяний.

Материальные средства обеспечивают сотруднику полиции возможность выполнения поставленных задач.

Для рациональной организации государственных закупок в системе органов внутренних дел существует распределение полномочий по закупке товаров, работ и услуг.

Если рассматривать данный вопрос с позиции экономики, то органы внутренних дел являются потребителем товаров работ и услуг на рынке. Осуществление государственных закупок в таком случае образует спрос на рынке товаров, работ и услуг. Объем, который подразделения органов внутренних дел, как потребители, готовы приобрести определяется доведенным финансированием.

Спросом в экономической науке называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее покупателя, и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом, т.е. платежеспособную потребность.

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

Для экономиста действительным представителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. Платежеспособный спрос - это потребность, не только обеспеченная денежным эквивалентом, но и обязательно «вынесенная на рынок» [12].

Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Для исследования рыночной ситуации, разработки эффективных мер по ликвидации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к более точной оценке всех форм такого спроса и по объему, и по структуре, и по отдельным товарам, и по регионам, и по социально-экономическим группам [12].

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при следующих важных условиях:

а) большинство товаров и услуг не бесплатны;

б) у любого товара есть заменители (субституты);

в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

На макроуровне говорят о совокупном спросе -общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, Государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен. Настоятельность тех или иных потребностей формирует в итоге размер спроса. Но могут быть и другие причины, объясняющие разный спрос у отдельных покупателей. Количество товаров, которые покупаются, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает нарастание спроса на него [12]. Е В рамках доведенных бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий £ год контрактная служба или контрактный управ-§ ляющий осуществляют закупки товаров, работ и услуг для обеспечения существующих потребно-Ц стей подразделения и сотрудников. Закупки осу-

ществляются путем заключения государственных контрактов по результатам проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, определяемом законодательством в сфере закупок.

Органы внутренних дел заключают государственные контракты с организациями, способными обеспечить потребность подразделений и сотрудников в той или иной части.

Порядок проведения процедур определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, а также порядок заключения и исполнения государственных контрактов определен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44).

Органы внутренних дел Российской Федерации, существуют в социально-эконмической среде общества, являются его неотъемлемой частью и действуют в строгом соответствии с законодательством. Выполнение требований ФЗ № 44 не является исключением в организации материально-технического обеспечения подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Помимо ФЗ № 44 государственные закупки регламентируют многочисленные нормативные правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, кодифицированные федеральные законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), Федеральные законы (к примеру, Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»), подзаконные нормативные правовые акты (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Минэкономразвития и т.д.), нормативно-технические документы (ГОСТы, международные стандарты) и т.д.

Законодательство о закупках довольно многогранно и динамично. В один нормативный правовой акт в течение года может быть внесено несколько изменений, иные отменяются, издаются новые. Законодатель вводит новые институты, регулирующие общественные отношения в сфере государственных закупок: казначейское и банковское сопровождение, экспертиза товаров (работ и услуг), ведения планов-графиков и планов-закупок, возможность заключения государственных контрактов с единственным поставщиком по ориентировочной (уточняемой) цене, изменяются и сами основания заключения государственных контрактов с единственным поставщиком, на национальном режиме сказываются колебания внешней политики и т.д.

Рассмотрим пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44 - осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. Данное основание является своего

рода «палочкой-выручалочкой» при организации закупок товаров малого объема и при поступлении финансирования в конце года при необходимости оперативного освоения доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом помимо того, что данная норма предусматривает ряд условий, в нее неоднократно вносились изменения: Федеральные законы от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ (с 2014 года внесено 5 изменений). Кроме того, содержит отсылку к части 12 статьи 93, в которой представлены еще 9 пунктов и 28 подпунктов. Часть 12 введена в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ. То есть прослеживается динамика законодательства, требующая своевременного реагирования. Норма довольно сложная и требует дополнительного исследования для ее понимания и применения.

При осуществлении государственных закупок сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с многочисленными проблемами и сложностями. При отсутствии решения проблемных и сложных вопросов исключается возможность закупки товаров (работ или услуг). По завершении финансового года денежные средства возвращаются в бюджет. Здесь следует сказать, что сотрудники контрактной службы или контрактный управляющий являются должностными лицами, в обязанности которых входит обеспечение подразделений всем необходимым. При поступлении денежных средств у данных должностных лиц появляется возможность это сделать. Таким образом, неосвоение денежных средств граничит с халатностью. Понятие должностного лица в полной мере раскрыто в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации,субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [13].

Кроме того, неосуществление закупки товара (работы и услуги) оказывает негативное влияние на экономику. Снижается спрос на товар, как следствие, предприятия-производители товаров (работ и услуг) теряют заказы, снижается объем производства, налоговые отчисления не осуществляются. Конечно, в масштабе макроэкономики это всего лишь капля в море, но негативный эффект есть. Если рассмотреть отдаленные населенные

пункты, то отдел МВД России на районном уровне вносит немалый вклад в развитие экономики такого населенного пункта. Заказы на ремонт служебного автотранспорта может выполнять, возможно единственный автосервис на данной местности, поступление финансирования позволяет расширить ремонтную зону, стабильно и своевременно выплачивать заработную плату рабочим - жителям данного поселения. Аналогично заказы могут быть и на питание задержанных. Практика показывает, что для получения таких государственных контрактов в населенных пунктах предприимчивые граждане создают предприятия общепита.

Поступившие из федерального бюджета деньги поднимают экономику этого населенного пункта, а орган внутренних дел, находясь в данном районе, является потребителем товаров, работ и услуг, производимых предприятиями.

Следует упомянуть и о налоговых отчислениях, которые являются неотъемлемой частью товарно-денежных отношений.

Обстоятельства, препятствующие осуществлению государственных закупок, являются рисками, оказывающими негативное воздействие на экономику и снижающие экономическую безопасность.

Существуют нестандартные, нетипичные ситуации, с которым сталкиваются сотрудники подразделений по материально-техническому обеспечению, требующие незамедлительных, безотлагательных действий. Механизм действий может быть не выработан, либо не известен правоприменителю.

Нарушения, выявляемые органами федеральной антимонопольной службы, а также при ведомственных проверках и ревизиях, указывают на необходимость совершенствования деятельности контрактных служб и контрактных управляющих системы МВД России.

Организация государственных закупок в системе органов внутренних дел является одной из составляющих, обеспечивающих экономическую стабильность. Факторы, негативно влияющие на деятельность по материально-техническому обеспечению также негативно влияют на экономическую безопасность.

Зачастую сотрудники остаются один на один со всей сложностью законодательства о закупках. Со всей своей многогранностью оно приемлемо для крупных организаций, включающих в свой состав юридические и финансовые подразделения. Существующая структура органов внутренних дел предусматривает осуществление закупок в том числе на районном уровне. Без опыта работы в сфере закупок довольно сложно разобраться и реализовать механизмы, предоставленные законодательством. Это может привести к нарушениям законодательства в сфере закупок и неэффективному расходованию бюджетных средств.

Существующие механизмы разрешения проблемных ситуаций не всегда известны сотрудникам контрактной службы, либо не получают одобрения руководства ввиду их нестандартности.

сз о со от гп Р от

от А ш

Одной из задач исследования вопросов обеспечения экономической безопасности при организации государственных закупок для нужд органов внутренних деля является выработка практико-ориентированного подхода к разрешению проблемных вопросов, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел в служебной деятельности.

Возникает необходимость создания механизма методической помощи сотрудникам контрактных служб и контрактным управляющим системы органов внутренних дел. При этом необходимо разъяснение механизмов, позволяющих разрешать сложные, нестандартные ситуации, возможно понятные и доступные опытным сотрудникам, но требующие разъяснения для тех, кто с ними столкнулся на практике.

Развитие информационных технологий позволяет реализовывать механизмы методической помощи на платформе информационной системы обмена данными или иных систем.

Механизм методической помощи снизит риски при организации государственных закупок в системе органов внутренних дел, что благотворно повлияет на состояние экономической безопасности.

Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в современных условиях нестабильности социально-экономических процессов и явлений требуют рассмотрения и выработки рекомендаций по усилению каждого функционального компонента экономической безопасности, направленного на успешное и эффективное решение задач национальной экономики.

Выработка методики, позволяющей действовать эффективно в рамках существующих нормативных правовых актов, позволит подразделениям по материально-техническому обеспечению органов внутренних дел повысить профессиональный уровень и в условиях социально-экономической нестабильности обеспечить повышение экономической безопасности в данной сфере.

Литература

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» // http://www. consultant.ru.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // http://www.consultant.ru.

4. Приказ МВД России от 05.03.2014 № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // http://цумтс. мвд.рф>prikaz135.docx.

5. Гапоненко В.Ф., Долинко В.И. Особенности экономической безопасности российского го-

сударства на современном этапе: новые понятия, новые подходы // Проблемы безопасности и ее обеспечение // Сетевое издание «Академическая мысль» № 4 (5) 2018.

6. Гапоненко В.Ф., Самолысов П.В. Системно-структурный анализ административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 220-231.

7. Наумов Ю. Г., Самолысов П.В. Сговоры на торгах как угроза национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 79-89.

8. Тришкина Е.А. Организация внутреннего финансового аудита - как инструмент получения достоверной информации о имеющейся «зоне риска», в части возможных злоупотреблений и коррупции // В сборнике: Проблемные вопросы экономики и права: сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 176-178.

9. Морунов В.В. Теоретические подходы к определению сущности экономической безопасности // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 4. С. 87-89.

10. Khi V. Thai. Public Procurement Re-Examined // Journal of Public Procurement, Volume 1. 2001. Issue 1. 9-50.

11. Alina lanioglo and Tatjana Polajeva. The essence and phases of the comprehensive system of ensuring the economic security of enterprise // Int. J. Learning and Change, Vol. 9. 2017. No. 1. 5974.

12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИН-ФРА-М, 2003. - 714 с - (Серия «Высшее образование»). С. 91-113.

13. Добродеев С.А. Особенности заключения государственных контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Финансовые рынки и банки. 2021. № 6. С. 3-8.

ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT FOR THE NEEDS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Dobrodeev S.A.

Academy Of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The relevance of research on this topic is determined by the need for a comprehensive study of the processes and phenomena occurring in the organization of public procurement of goods, works and services for the needs of the internal affairs bodies of the Russian Federation in modern conditions of financial instability and dynamically developing legislation. There is a need to develop a methodology and guidelines for resolving problematic issues in this area. This will reduce risks in organizing public procurement and increase economic security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The modern understanding of economic security is multifaceted and includes a number of elements and features of interaction. At its core, economic security can be viewed as the stability of life.

The organization of public procurement has a direct impact on ensuring economic security. Moreover, this relationship can be considered both at the level of macroeconomics and at the level of individual settlements. For a better understanding of the relationship between public procurement and the life of society, it becomes necessary to study the historical aspects of the emergence of such social relations.

Regulation of procurement, especially public procurement, is an important function of the state, since amount of financing for purchases and the competent distribution of funds has a huge impact on the economy.

The internal affairs bodies of the Russian Federation are an integral participant in social and economic relations in the field of procurement. Problematic issues arising in the course of organizing activities for material and technical support have a negative impact on the state of the economy. In order to increase the level of economic security, it becomes necessary to develop a methodology for reducing risks when organizing public procurement for the needs of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Keywords: internal Affairs bodies of the Russian Federation; state contract; public procurement; police officer, product, work, service, material and technical support, economic security, risk reduction methodology, demand, federal budget, financing.

References

1. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 "On the Police" // http:// www.consultant.ru.

2. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state municipal needs" // http://www.consultant.ru.

3. Federal Law No. 275-FZ of 29.12.2012 "On the State Defense Order" // http://www.consultant.ru.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.03.2014 No. 135 "On the organization of material and technical support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // http:/A4yMTC.MB,q.p(£ >prikaz135.doc.

5. Gaponenko V.F., Dolinko V.I. Features of the economic security of the Russian state at the present stage: new concepts, new approaches // Problems of security and its provision // Online publication "Academic Thought" No. 4 (5) 2018.

6. Gaponenko V.F., Samolysov P.V. System-structural analysis of administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (56). pp. 220231.

7. Naumov Yu. G., Samolysov P.V. Collusion at auctions as a threat to national security // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2 (42). pp. 79-89.

8. Trishkina E.A. Organization of internal financial audit - as a tool for obtaining reliable information about the existing "risk zone" in terms of possible abuse and corruption // In the collection: Problematic issues of economics and law: a collection of abstracts and articles of the International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 176-178.

9. Morunov V.V. Theoretical approaches to the definition of the essence of economic security // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2011. No. 4. pp. 87-89.

10. Khi V. Thai. Public Procurement Re-Examined // Journal of Public Procurement, Volume 1. 2001. Issue 1. 9-50.

11. Alina Ianioglo and Tatjana Polajeva. The essence and phases of the comprehensive system of ensuring the economic security of enterprise // Int. J. Learning and Change, Vol. 9. 2017. No. 1. 59-74.

12. Economic Theory: Textbook / Under the general ed. akad. V.I. Vidyapin, A.I. Dobrynin, G.P. Zhuravleva, L.S. Tarase-vich. - M.: INFRA-M, 2003-714 p - (Series "Higher Education"). pp. 91-113.

13. Dobrodeev S.A. Peculiarities of concluding state contracts with sole suppliers (contractors, executors) in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation // Financial markets and banks. 2021. No. 6. pp. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.