УДК 330
Сапунов А.В., к.э.н.
доцент Глазова С.А. студент
Академия Маркетинга и Социально-Информационных технологий- ИМСИТ Российская Федерация, г. Краснодар СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГНОЗОВ, ПРОГРАММ И ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
Аннотация: в статье определена роль государственной системы прогнозирования и планирования. Представлена классификация госпрогнозов. Дана характеристика макроэкономическим прогнозам и планам.
Ключевые слова: прогноз, план, программа, социально-экономическое развитие, экономика, стратегия.
Sapunov A.-candidate of economic Sciences, associate Professor Academy of Marketing and Socially-Information technologies -IMSIT
Krasnodar city, Russian Federation
Glazov S. Student
Academy of Marketing and Socially-Information technologies - IMSIT
Krasnodar city, Russian Federation SYSTEM STATE PROJECTIONS, PROGRAMMES AND PLANS
FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract: the article defines the role of the state system of forecasting and planning. The classification of voprosov. The characteristic of macroeconomic forecasts and plans.
Key words: forecast, plan, program, socio-economic development, Economics, strategy.
Система прогнозов разрабатывается для формирования стратегии и тактики развития экономики. Такая система включает комплексные и частные прогнозы социального и экономического развития не только страны, но и регионов.
На основе результатов прогнозных расчетов определяются основные направления стратегии социально-экономического развития, а также составляются индикативные планы, вырабатывается механизм государственного регулирования экономики.
По масштабу прогнозирования можно выделить макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы,
прогнозы звеньев экономики (предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов) [5].
Прогнозы делятся на оперативные (на каждый день, неделю, декаду), краткосрочные (от месяца до года), среднесрочные (от 3-5 лет) и долгосрочные (от 5 до 15-20 лет).
Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы .
Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулирование рождаемости, сокращение смертности и т.д.), определяются потребности в продовольственных и непродовольственных товарах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства [3].
Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду[6].
Обоснованные представления о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах народного хозяйства, об экономических, социальных, экологических последствиях научно-технического прогресса дают прогнозы развития науки и техники. Это направление прогнозирования включает такие виды прогнозов как :
• прогнозы развития фундаментальных наук, предвиденных научных открытий;
• научно-технические прогнозы по комплексным направлениям научно-технического прогресса (комплексная автоматизация производства, электронизация и т.д.);
• прогнозы развития отдельных видов продукции и технологических процессов[2].
На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов научно-технического прогресса .
Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.
Экономические прогнозы устанавливают динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения [4].
Для обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макроуровня и микроуровня разрабатывается система планов, которая включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.
На макроуровне разрабатываются планы, программы экономического и социального развития страны, на региональном уровне — планы развития регионов (областей, районов, городов).
Система планов временного аспекта включает долгосрочные планы (15—20 лет), среднесрочные планы (3—5 лет), краткосрочные планы (до 1 года) и оперативные планы (сутки, неделя, декада) [1].
Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. А стратегия развития отдельных предприятий или отражается уже в бизнес-планах.
В среднесрочных планах конкретизируются основные направления стратегии. Их разрабатывают сроком на 3—5 лет. Самым оптимальным сроком является пятилетний период, так как в течении этих пяти лет можно выполнить строительство и ввести в действие крупные объекты . Также за это время можно провести реконструкцию предприятий и подготовить кадры специалистов. Все показатели определяются по каждому году в течении пяти лет. Мероприятия по достижению целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий . Изменения, которые происходят в течение пятилетки, необходимо отображать в долгосрочном плане.
Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. При этом должны учитываться изменения условий в соответствующем году и вносится поправки . Одновременно с этим должны вносится поправки и в пятилетний план .
Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, которые направленны на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
Использованные источники:
1. Сапунов А.В. Кластерно-когнитивный подход в стратегическом планировании на мезо-уровне. Вестник Адыгейского государственного университета . Серия 5: Экономика.2013. С. 120.
2. Приходченко Ю.Н., Сапунов А.В. Стратегическое планирование регионального развития. Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2017. С.217-220
3. Сапунова Т.А., Петрушина А.А. Оценка социально-экономического развития Краснодарского края. Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции.2017.Часть 3 С.63-68
4. Сапунова Т.А., Кулик Е.В. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка в РФ и Краснодарском крае. Экономика и управление: проблемы тенденции, перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.2017. С.100-104.
5. Сапунова Т.А., Самодурова Т.В. Проблема прогнозирования уровня жизни населения Российской Федерации и Краснодарского края. Экономика и управление: проблемы тенденции, перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.2017. С.97-100.
6. Сапунова Т.А, Астафьев Н.Е. Прогнозные оценки экспорта России в условиях санкций. Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции.2017. С.58-59.