УДК 35.352
Сапунова Т.А., к.э.н.
доцент Петрушина А.А. студент
Академия Маркетинга и Социально-Информационных технологий
Россия, г. Краснодар ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация:
В статье обозначены главные принципы и методы разработки и реализации региональных программ в современных условиях. Определена стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Определены этапы работы с региональными программами.
Ключевые слова: стратегия развития, программа, методы и подходы, регион, прогноз развития, социально-экономическое развитие.
Sapunova T. A.
PhD., Associate Professor Academy of Marketing and Socially-Information technologies
Russia, Krasnodar Petrushina A.A. Student
Academy of Marketing and Socially-Information technologies
Russia, Krasnodar THE FORMATION OF THE PROGRAM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Abstract:
The article outlines the main principles and methods of development and implementation of regional programmes in modern conditions. The strategy of socio-economic development of the Russian Federation. Define the stages of regional programmes.
Key words: development strategy, program, methods and approaches, the region, forecast of development, socio-economic development.
Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.
Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям
и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [1].
Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно-технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем [3].
Региональные целевые программы - это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета[2].
Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.
Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны [4].
Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:
• комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
• целевая направленность и системность мероприятий программы;
• вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;
• ресурсная обеспеченность программы;
• адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);
• обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов) [5].
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например: конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности -
областной; по функциональной ориентации - экологической; по масштабности проблемы - узкоспециализированной; по продолжительности - среднесрочной и т. д.
Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона.
Программа социально-экономического развития - целевая программа, направленная на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития регионов.
Сегодня стратегия и прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Согласно статье 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. [6]
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации
[7].
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит:
1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;
3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;
4) ожидаемые результаты реализации стратегии;
5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии;
7) иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации [8].
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В стратегию социально-экономического развития входят проекты и мероприятия, финансируемые в рамках региональных целевых программ, которые реализуются на территории субъекта Российской Федерации, проекты и мероприятия, реализуемые на основе средств федерального бюджета в рамках механизмов государственно-частного партнерства (особые экономические зоны, режим промышленной сборки, технопарки, наукограды и другие), а также все иные проекты и мероприятия, реализация которых необходима для развития региона.
В работе с региональными программами выделяются следующие этапы :
1) стадия разработки (входят определение проблем и постановка целей, объяснение применения программно-целевого подхода, разработка комплекса мероприятий и системы применения ресурсов и, наконец, согласование программы с заинтересованными лицами);
2) оценка потенциала (оценка социально-экономического потенциала реализации программы, разработка критериев оценки программ и выбор программы);
В стадию оценки потенциала входят:
• определение ресурсных возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
• предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
• расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов;
• ранжирование проблем для выбора проблем по значимости и приоритетности;
• принятие решения о разработке конкретных программ
3) инициация (стадия включает принятие необходимых законодательных актов и создание управляющего органа программы) [9].
На данной стадии происходит определение управляющего органа программы, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяются функциональный «Заказчик» и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку
конкретной программы;
Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) проводят на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». Головным разработчиком могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные организации других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющие соответствующий опыт решения поставленных в программе проблем [10] .
На основе утвержденного перечня программ организация-заказчик подготавливает и выдает головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое содержит - формулировку главной цели, состав программы в рамках региона, примерную потребность в ресурсах, объем ориентировочных затрат; реализация (стадия состоит из реализации комплекса запланированных мероприятий, регулярной оценки эффективности программы и оперативной корректировки программы); оценка результатов (анализ эффективности реализованной программы и подготовка отчета о реализации программы).
Таким образом, процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит целый комплекс процедур, которые необходимо выполнять для успешного претворения в жизнь разработанной программы. Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и будет иметь положительный эффект.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (действующая редакция 21.07.2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения 20.11.2014)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17 ноября 2008 г. "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г." (действующая редакция от 8 августа 2009 г.) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;dst=0;t s=C0F91659AAB1F937869338BC1B95C9DE;rnd=0.24464036030547331 (дата обращения 23.11.2014)
3. Видяпин В.И., Степанов М.В.Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 666 с.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. 5-е издание - М.: ГУ ВШЭ, 2016.- 495 с.
5. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник - М.: «ДИАЛОГ», 2016. - 175с.
6. Сапунова Т.А., Короткая А.М. Система стратегического планирования в
Российской Федерации. Вестник ИМСИТа 2015, №1 С 12-16
7. Сапунова Т.А., Кулик Е.В. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка в РФ и Краснодарском крае. Экономика и управление: проблемы тенденции, перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.2017. С.100-104.
8. Сапунов А.В Обоснование и использования кластерного подхода в управлении развитием региональных социально-экономических систем. Новые технологии.2006. №1. С.107-109.
9. Сапунова Т.А, Астафьев Н.Е. Прогнозные оценки экспорта России в условиях санкций. Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции.2017. С.58-59.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (действующая редакция 11.07.2014) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164841 (дата обращения 05.12.2014).