Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТ / АНАЛИЗ / ДЕФИЦИТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунов А.В., Михуля В.Г.

В статье рассмотрены и проанализированы основные параметры государственного бюджета Российской Федерации на 2018-2019 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN PARAMETERS OF THE NATIONAL BUDGET OF RUSSIA

In this article, the main parameters of the national budget of the Russian Federation for 2018-2019 will be examined and analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ»

УДК 330

Сапунов А.В., к.э.н.

доцент Михуля В.Г. студент

Академия Маркетинга и Социально-Информационных технологий- ИМСИТ Российская Федерация, г. Краснодар АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТА РОССИИ

Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы основные параметры государственного бюджета Российской Федерации на 20182019 годы.

Ключевые слова: экономика, бюджет, анализ, дефицит, доходы, расходы.

Sapunov A.-candidate of economic Sciences, associate ProfessorAcademy

of Marketing and Socially-Information technologies

Krasnodar, Russia Mihulya V. G. student

Academy of Marketing and Socially-Information technologies - IMSIT

Krasnodar city, Russian Federation ANALYSIS OF THE MAIN PARAMETERS OF THE NATIONAL

BUDGET OF RUSSIA

Abstract: In this article, the main parameters of the national budget of the Russian Federation for 2018-2019 will be examined and analyzed.

Key words: economy, budget, analysis, deficit, incomes, expenditures.

При разработке бюджета на 2018 год Минфин ставил перед собой задачу перейти от стабилизации экономики к перспективе ее роста, который, по оценке экспертов, составит около 2%, о чём сообщил замминистра финансов Владимир Колычев, представляя на Общественном совете в Минфине основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2018-2020 годы.

Главные принципы, заложенные в бюджет и направленные на решение этих задач: бюджетное правило, которое призвано снизить зависимость российской экономики от цен на нефть, и фискальная нейтральность[2].

В данной работе будут рассмотрены и проанализированы основные параметры государственного бюджета Российской Федерации на 2018-2019 годы.

Проект федерального бюджета на плановый период 2018-2019 гг. имеет следующие основные показатели:

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета в 2018-

2019 гг.

Млрд руб. % ВВП

2018 2019 2018 2019

Доходы 14 029 14 845 15,2 15

Нефтегазовые доходы 5 114 5 348 5,5 5,4

Ненефтегазовые доходы 8 915 9 497 9,7 9,6

Расходы 16 040 15 987 17,4 16,2

Дефицит (-) / профицит (+) -2 011 -1 142 -2,2 -1,2

Ненефтегазовый дефицит -7 125 -6 490 -7,7 -6,5

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

2017-2019 гг. при планировании федерального бюджета прогнозируются как период выхода на параметры сбалансированного развития экономики [1].

Минфин и Правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: законопроект включает в себя параметры не только на 2017 г., но и на плановый период 2018-2019 гг. Однако остается неясным, насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно-налоговой политики государства.

В соответствии с законопроектом доходы федерального бюджета продолжат снижение в долях ВВП. К 2019 г. их объем не превысит 15% ВВП, относительно показателей прошлых лет. Сокращение доходов федерального бюджета будет обусловлено снижением нефтегазовых поступлений за рассматриваемый период до 5,4% ВВП в 2019 г. в условиях сохранения низких цен на нефть. При этом объем не нефтегазовых доходов будет проявлять устойчивость и в соответствии с бюджетными проектировками не опустится ниже 9,7-9,6% ВВП [5].

Динамика общего объема расходов будет снижаться как в долях ВВП, так и в номинальном выражении, что связано с проведением курса, направленного на бюджетную консолидацию в рамках переходного периода. К 2019 г. объем расходов федерального бюджета опустится к отметке 16,1% ВВП. Таким образом, ежегодное сокращение общего объема федеральных расходов составит порядка 1-1,3 п.п. ВВП.

Бюджетными проектировками на 2017-2019 гг. запланировано значительное снижение объема дефицита федерального бюджета темпами, равными около 1 п.п. ВВП в год. Так, по итогам 2019 г. общий объем дефицита составит 1,2% ВВП. При этом снижается и не нефтегазовый дефицит до 6,5% ВВП к 2019 г., что будет означать снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры [4].

На фоне общего сокращения объема дефицита в плановом периоде существенно изменится соотношение источников его финансирования. До 90% всего объема дефицита будет компенсироваться источниками

внутреннего финансирования дефицита, преимущественно государственными ценными бумагами. Такая структура источников финансирования дефицита учитывает сохранение к концу 2019 г. средств ФНБ в объеме 3,1% ВВП.

Таким образом, проект федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг. предусматривает резкое увеличение внутренних заимствований, в результате которого чистое привлечение ресурсов за счет выпуска государственных ценных бумаг будет превышать 1 трлн рублей ежегодно. В принципе, Минфин России вполне способен привлечь такие займы на внутреннем рынке без существенных негативных последствий для процентных ставок и финансовой стабильности. Государственный внутренний долг вырастет до 16,8% ВВП в 2019 г., что является сравнительно невысоким уровнем для развивающихся стран.

Спрос на российские государственные ценные бумаги является и будет оставаться высоким: инвестирование в облигации федерального займа представляет собой одну из лучших стратегий на внутренних долговых рынках развивающихся стран, что во многом связано с предсказуемой, понятной и пользующейся доверием политикой Банка России по снижению инфляции. К тому же наличие объемного и ликвидного рынка внутреннего государственного долга является необходимым условием признания национальной валюты страны в качестве резервной валюты, хотя бы регионального масштаба [3].

Следовательно, если фактическое исполнение бюджета будет придерживаться заложенных в проекте параметров и дефицит бюджета снизится до минимальных значений к 2019 г., заложенные в проект параметры внутренних заимствований представляются вполне реалистичными. Однако необходимость финансирования значительно большего бюджетного дефицита может столкнуться с трудностями и привести к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций.

Таким образом, период 2018-2019 гг. можно назвать переходным с точки зрения проводимой бюджетной консолидации. Снижение дефицита бюджета достигается в основном за счет сокращения объема государственных расходов не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. При этом общий объем доходов продолжит снижение за счет нефтегазовой составляющей в условиях сохранения низких цен на нефть. Поступления не нефтегазовых доходов прогнозируются на стабильном уровне. Также нельзя забывать о том, что цены на нефть могут опуститься и ниже прогнозируемого уровня (даже с учетом консервативности текущего прогноза). При этом планы по номинальному сокращению расходов задают достаточно жесткие рамки для бюджетной политики и без реализации системных мер по повышению эффективности расходов и оптимизации их структуры могут оказаться либо трудно выполнимыми на практике, либо стать фактором для сдерживания экономического роста, особенно в условиях сокращения бюджетных инвестиций.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";

2. Приходченко Ю.Н., Сапунов А.В. Стратегическое планирование регионального развития. Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2017. С.217-220

3. Сапунова Т.А., Кулик Е.В. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка в РФ и Краснодарском крае. Экономика и управление: проблемы тенденции, перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.2017. С.100-104.

4. Сапунова Т.А., Самодурова Т.В. Проблема прогнозирования уровня жизни населения Российской Федерации и Краснодарского края. Экономика и управление: проблемы тенденции, перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции.2017. С.97-100.

5. Сапунова Т.А, Астафьев Н.Е. Прогнозные оценки экспорта России в условиях санкций. Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции.2017. С.58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.