Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ'

НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хагабанов К.Н.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования бюджета в сложившихся условиях; обозначаются направления оптимизации расходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR THE OPTIMIZATION OF EXPENDITURES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with actual problems of formation of the budget in the current conditions; indicates directions of optimization of expenditures of the Federal budget.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ»

источников финансирования дефицита учитывает исчерпание средств Резервного фонда уже в 2017 г. и сохранение к концу 2019 г. средств ФНБ в объеме 3,1% ВВП.

В то же время приходится признать, что текущая структура расходов бюджета и сложившиеся тенденции по ее изменению не отвечают требованиям долгосрочной бюджетной устойчивости и долгосрочного устойчивого экономического роста [2]. В условиях снижения доходов государства проведение бюджетного маневра в пользу производительных расходов сталкивается с серьезными ограничениями: его надо осуществлять на фоне сокращения общего объема расходов бюджета расширенного правительства. Для того чтобы к 2019-2020 гг. дефицит бюджета оказался не более 1-1,5% ВВП, а предельный объем расходов бюджета расширенного правительства не превышал 33-34% ВВП, можно некоторое время использовать «инфляционное расширение» экономики: сохраняя на текущем номинальном уровне непроизводительные расходы, индексировать на уровне инфляции или выше производительные. Однако затем предстоит перейти к политике «долгового тормоза» (нулевому бюджетному сальдо в реальном выражении, в расчете за рассматриваемый период), реализовав необходимые изменения в бюджетных правилах и приняв среднесрочные программы бюджетной консолидации.

Использованные источники:

1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А. 2015. С. 151-155.

2. Казова З. М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов//Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

УДК 336

Хагабанов К.Н. студент магистратуры направление 38.04.01 Экономика направленность Финансы ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет имени В.М. Кокова» Россия, г. Нальчик НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА РФ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования бюджета в сложившихся условиях; обозначаются направления оптимизации расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, социально-экономическое развитие, расходы бюджета, доходы бюджета.

Hagabanov C.N.

Student Direction 38.04.01 Economy focus Finance of the «Kabardino -Balkaria State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Nalchik

GUIDELINES FOR THE OPTIMIZATION OF EXPENDITURES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article deals with actual problems of formation of the budget in the current conditions; indicates directions of optimization of expenditures of the Federal budget.

Key words: federal budget, the socio-economic development, budget expenditures, budget revenues.

13 октября 2016 г. на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен проект закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - законопроект). В законопроекте изложены предварительные оценки исполнения федерального бюджета за 2016 г., а также основные параметры и концептуальные изменения бюджетной системы, запланированные на ближайшую трехлетку. Минфин и правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: проект включает в себя параметры не только на 2017 г., но и на плановый период 2018-2019 гг. Однако остается важный вопрос: насколько удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно-налоговой политики государства?

В этом году Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (ОНБП, ОННП, ОНТТП) впервые обсуждались на заседании правительства не в мае-июне, как в прежние годы, а за неделю до рассмотрения самого проекта федерального бюджета с подробной пояснительной запиской к нему, что фактически обесценивает значимость их представления как документов, на основе которых должен разрабатываться законопроект о федеральном бюджете. Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и 2018 и 2019 гг.

Внешние и внутренние факторы и условия

С точки зрения внешних условий развития отечественной экономики, проектировки подразумевают продолжающееся замедление темпов мирового экономического роста, в результате чего не ожидается улучшение конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта. Также предполагается сохранение режима санкций на протяжении всего рассматриваемого периода. По предварительной оценке, в 2016 г. средняя цена на нефть марки Urals составит 41 долл./барр., в 2017-2019 гг. она прогнозируется на стабильном уровне в 40 долл./барр. Что касается внутренних факторов, то ожидается возобновление роста российской

экономики после двухлетнего спада: темп роста ВВП в 2017-2019 гг. достигнет 0,6, 1,7 и 2,1% соответственно. При умеренном номинальном росте внутреннего спроса и относительно стабильной курсовой динамике замедление инфляции до 4% в год должно благоприятно отразиться на экономическом развитии. Курс национальной валюты будет колебаться в интервале 67,5-71,1 рубля за доллар.

В целом 2016 год в законопроекте о бюджете охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам 2014-2015 гг. Планируется, что на смену ему должен прийти период выхода на параметры сбалансированного развития экономики. Основные характеристики федерального бюджета сформированы в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития.

Расходы и бюджетные правила

Расходы федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформированы в рамках бюджетных правил. В среднесрочном периоде предполагается возобновить реализацию механизма бюджетных правил с целью ослабить чувствительность бюджетной системы к волатильности мировых цен на нефть. Согласно предварительным проектировкам, новая редакция бюджетных правил в полном объеме начнет действовать с 2020 г., при этом 2017-2019 гг. объявлены переходным периодом из-за необходимости избежать слишком быстрого сжатия расходов до уровня, предусмотренного концепцией новых бюджетных правил.

В соответствии с предложениями Минфина России, предельный объем расходов федерального бюджета планируется с 2020 г. определять как сумму трех компонентов: 1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне в 40 долл./барр. марки Urals и базовом обменном курсе рубля; 2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России; 3) расходов по обслуживанию долга. При этом в случае, когда прогнозный объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда на очередной бюджетный год не может превышать 1% ВВП и, исходя из этого, корректируется предельный объем расходов.

Такая конструкция правил ориентирована на снижение влияния колебаний нефтяных цен на внутренние цены и курс, бюджетная же политика сопрягается с задачами денежно-кредитного регулирования. Очевидно, что в условиях, когда первая и третья компоненты формулы будут вести себя ациклично, вторая - проциклично и наличие дефицита не предусматривается, проведение активной бюджетной политики в принципе невозможно. Наряду с тезисами о масштабной приватизации и стабилизации налоговой нагрузки это указывает на то, что взят курс на сокращение доли прямого участия государства в экономике.

Сама конструкция правил в долгосрочной перспективе не выглядит

достаточно устойчивой, так как сохранение привязки расходов к цене на нефть имеет смысл только в случае, если бюджетные правила опираются на более или менее правдоподобную гипотезу, описывающую закономерности движения цен на нефть [2]. Иначе доверие к правилам может быть подорвано, и тогда неизбежен их пересмотр, как уже было с их версией от 2004 г. Также бюджетным правилом с 2020 г. предполагается ограничить базовый уровень заимствований объемом расходов по обслуживанию долга (0,8-1,0% ВВП в год). Что в принципе верно, так как критичен не столько сам размер долга, сколько объем расходов на его обслуживание. Однако надо учитывать следующие моменты: уже в 2018 г. расходы на обслуживание долга при гипотезе, согласно которой дефицит будет сокращаться, подойдут к верхней границе (0,93% ВВП); запланировано ежегодное привлечение внутренних заимствований на сумму более 1 трлн руб.; сохраняются проблемы с растущими долгами регионов и несбалансированностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Все вышеперечисленное в совокупности свидетельствует о малой реалистичности этого ограничения.

Задача перехода к новым бюджетным правилам с 2020 г. предопределяет необходимость проведения бюджетной консолидации, которая запланирована на переходный период 2017-2019 гг. Предстоящая бюджетная консолидация предполагает в большей степени сжатие объема расходных обязательств государства с одновременным повышением их эффективности. Так, в рассматриваемом периоде расходы федерального бюджета сокращаются как в номинальном выражении почти на 0,5 трлн руб. к уровню 2016 г., так и в долях ВВП - почти на 4 п.п. (с 19,8% ВВП в 2016 г. до 16,1% в 2019 г.).

Важно также учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов федерального бюджета, которая ухудшалась в последние годы [1]. Как результат, росли расходы только по трем направлениям, причем все они не относятся к производительным - национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга. Среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия - один из рекордсменов по величине расходов на оборону. Расходы на пенсии устойчиво растут, и без пенсионной реформы этот тренд в ближайшие годы едва ли изменится. Проблема госдолга обострилась на региональном уровне - за последние годы наблюдался неуправляемый прирост объема государственного долга субъектов Федерации. Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов.

Использованные источники: 1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной

научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А. 2015. С. 151-155.

2. Казова З. М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов//Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

УДК 378:81'24

Ходжалепесова И.М.

ассистент кафедра Английского языка Каракалпакский государственный университет Республика Узбекистан, г. Нукус РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Отмечено, что в содержание обучения аудированию входят три компонента.

Ключевые слова: Аудирование, речь, восприятие, компоненты, обучение.

THE ROLE OF AUDITING IN LEARNING ENGLISH LANGUAGE

Abstract

Capture possibility to realize educator, educational and developing aims gives a listening comprehension. It is marked that three components are included in maintenance of educating to the listening comprehension

Keywords: listening Comprehension, speech, perception, components, educating.

В Республике Узбекистан последовательно осуществляется политика по реформированию сферы образования, как необходимое условие демократических преобразований. Одно из самых важных стратегических решений, которое было принято в этом направлении по инициативе Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, - это введение тестового метода при приеме в высшие образовательные учреждения. Принятие этого решения кардинально изменило отношение к учебе, обеспечило социальную справедливость при отборе наиболее способной части молодежи.

На современном этапе развития преподавания иностранных языков при выборе метода обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использовать, необходима, учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение.

Сравнение современных методов контроля играет важную роль, так как возникающие новые методики появляются на их основе, и хотелось бы, чтобы в них не было тех минусов и недостатков, присущих современным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.