Научная статья на тему 'ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ'

ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хагабанов К.Н.

В статье рассматриваются проблемы формирования государственного бюджета в условиях сложившейся кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL BUDGET DEFICIT AND BUDGET STRATEGY

In the article the problems of formation of the state budget in the current crisis situation.

Текст научной работы на тему «ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ»

производства и потребления товаров и услуг.

Снижение показателей развития МСП свидетельствуют о том, что самостоятельно предпринимателям, особенно в кризисное время, продолжать развитие, да и просто «держаться на плаву», очень сложно. В стране, конечно, имеются инструменты поддержки малого

предпринимательства, но они, к сожалению, не эффективны.

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» опубликовала «Национальный доклад о состоянии предпринимательской активности в Республике Казахстан», в котором проанализированы существующие барьеры развития предпринимательства в стране и пути их решения. Основными проблемами, по-мнению экспертов НПП «Атамекен», являются: низкая доступность рынков сбыта, низкая доступность финансовых средств, низкая доступность человеческих ресурсов, низкая доступность инфраструктуры, низкий уровень защиты прав предпринимателей [2].

Что касается именно малого бизнеса, то проведенный автором опрос индивидуальных предпринимателей г. Темиртау, Карагандинской области, показал, что, с их точки зрения, основным барьером развития малого предпринимательства является низкий уровень защиты прав предпринимателей. Это подтверждается и данными рейтинга «Деловой климат» (2015 год). Согласно этим данным, низкая правовая защищенность -на первом месте среди основных барьеров бизнеса [2].

Таким образом, для успешного развития предпринимательства в стране и в регионе необходимо, в-первую очередь, принимать меры по обозначенным вопросам.

Использованные источники:

1. http://stat.gov.kz/.

2 . http://www.atameken.kz/uploads/content/files/Национальный%20доклад.pdf. УДК 336

Хагабанов К.Н. студент магистратуры направление 38.04.01 Экономика направленность Финансы ФГБОУВО «Кабардино-Балкарского государственный аграрный

университет имени В.М. Кокова» Россия, г. Нальчик ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНАЯ

СТРАТЕГИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования государственного бюджета в условиях сложившейся кризисной ситуации.

Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит бюджета, бюджетная политика.

Hagabanov C.N.

Student Direction 38.04.01 Economy focus Finance of the «Kabardino -Balkaria State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Nalchik

THE FEDERAL BUDGET DEFICIT AND BUDGET STRATEGY Abstract: in the article the problems of formation of the state budget in the current crisis situation.

Key words: state budget, budget deficit, budget policy. Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Проблема госдолга обострилась на региональном уровне - за последние годы наблюдался неуправляемый прирост объема государственного долга субъектов Федерации. Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов.

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета по статьям функциональной классификации на 2017-2019 гг._

М [дрд. руб. % ВВП

2015 2016 2017 2018 2019 201 5 201 6 201 7 201 8 201 9

Расходы всего, в том 1562 1640 1618 1597 1596 19,3 19,8 18,6 17,3 16,1

числе: 0 3 1 8 4

Общегосударственн 1118 1098 1170 1126 1115 1,4 1,3 1,3 1,2 1,1

ые вопросы

Национальная 3181 3889 2840 2728 2856 3,9 4,7 3,3 3,0 2,9

оборона

Национальная 1966 1943 1968 1945 2007 2,4 2,3 2,3 2,1 2,0

безопасность и

правоохранительная

деятельность

Национальная 2324 2166 2292 2247 2054 2,9 2,6 2,6 2,4 2,1

экономика

Жилищно- 144 57 60 30 27 0,2 0,1 0,1 0,0 0,0

коммунальное

хозяйство

Охрана 50 65 76 78 80 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

окружающей среды

Образование 611 558 568 589 586 0,8 0,7 0,7 0,6 0,6

Культура и 90 92 94 88 80 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

кинематография

Здравоохранение 516 466 377 394 360 0,6 0,6 0,4 0,4 0,4

Социальная 4265 4631 5080 4962 5054 5,3 5,6 5,9 5,4 5,1

политика

Физическая 73 66 86 55 34 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0

культура и спорт

СМИ 82 76 74 68 67 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Обслуживание государственного долга 519 640 729 848 870 0,6 0,8 0,8 0,9 0,9

Межбюджетные трансферты 682 656,4 768 770 776 0,8 0,8 0,9 0,8 0,8

Источник: 2015г. - фактические значения. 2016-2019гг. -пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов»

Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2016 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. Более того, в кризисной ситуации последних лет адаптация федерального и региональных бюджетов к «новой реальности» происходила в основном за счет сокращения расходов по статьям, определяющим будущее страны и регионов, - расходов инвестиционного характера [1].

Бюджетные проектировки на 2017-2019 гг. хотя и не переламывают ранее сформировавшиеся тенденции, все же содержат определенные позитивные сдвиги в структуре расходов (см. табл. 1). В частности, сокращаются расходы на оборону, запланировано снижение социальных расходов, хотя это, скорее, инерционное движение при общей бюджетной консолидации, нежели осознанное изменение характера бюджетной политики. Последний тезис можно проиллюстрировать тем, что расходы на здравоохранение и образование также несколько снижаются в долях ВВП.

Почему бюджетная политика может измениться. Существуют три предпосылки для кардинального пересмотра характера бюджетной политики:

1. Долгое время зависимый от сырьевых поступлений бюджет стал серьезным сдерживающим фактором и даже тормозом структурной перестройки экономики: гарантированные рентные доходы и отсутствие спроса со стороны сырьевого сектора на прямую бюджетную поддержку дестимулировали меры по изменению структуры экономики. Начиная с 2015 г. объем перераспределяемой через бюджет нефтяной ренты устойчиво сокращается, что создает условия для изменения приоритетов бюджетных расходов.

2. Одной из целей бюджетной политики провозглашалось снижение дефицита, однако наличие резервов в суверенных фондах позволяло не искать ответов на стоящие перед бюджетом вызовы долгосрочной сбалансированности (старение населения, инерционно-негибкая структура расходов с перекосом в социальные и силовые направления, изменение структуры поступлений в бюджет, теневой сектор и низкая стабильность банковской системы). Сейчас очевидно, что Резервный фонд исчерпается полностью в 2017 г., а ликвидных средств ФНБ (не размещенных в

инфраструктурных проектах) едва хватит, чтобы сбалансировать федеральный бюджет в плановом периоде. Эта ситуация тоже подталкивает к переосмыслению подходов к бюджетной политике.

3. «Самовоспроизводящийся» размер долга консолидированных бюджетов субъектов РФ при педантичном исполнении «указных» показателей окончательно перенесет проблему сбалансированности региональных бюджетов на федеральный уровень, который уже не имеет собственных резервов по поддержанию устойчивости не только бюджетной системы в целом, но и самого федерального бюджета. Проводимая бюджетная политика ведет к нарастанию фискального разрыва и ухудшению долгосрочной бюджетной устойчивости, что фактически означает откладывание кризисных явлений в государственных финансах на не совсем уже отдаленную перспективу.

Ожидается, что меры по бюджетной консолидации должны привести к значительному снижению объема дефицита федерального бюджета темпами, равными примерно 1% ВВП в год (см. табл. 2). Так, к концу 2019 г. общий объем дефицита должен составить около 1% ВВП относительно его ожидаемой величины в 3,7% ВВП в 2016 г. (4,5% ВВП без учета доходов от частичной приватизации акций ПАО «Роснефть»). За этот период ненефтегазовый дефицит также заметно сократится - до 6,5% ВВП в 2019 г. (почти на 3 п.п. ВВП относительно уровня 2016 г.).

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2016-2019 гг. млрд. руб._

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Источники финансирования дефицита: 3034 2744 1989 1139

Использование Резервного фонда и ФНБ 2144 1812 1140 137

Не связанные с использованием Резервного фонда и ФНБ 890 932 849 1002

Источники внутреннего финансирования дефицита 897 1136 1078 1130

государственные ценные бумаги 449 1050 1050 1050

приватизация 382 138 14 14

бюджетные ссуды и кредиты, предоставленные внутри страны -183 29 133 155

Прочие 249 -81 -119 -89

Источники внешнего финансирования дефицита -7 -203 -229 -127

На фоне общего сокращения объема дефицита в плановом периоде существенно изменится соотношение источников его финансирования. В то время как в 2016 г. около 70% дефицита покрывается за счет средств суверенных фондов, к 2019 г. до 90% всего объема дефицита будет компенсироваться источниками внутреннего финансирования дефицита, преимущественно государственными ценными бумагами. Такая структура

источников финансирования дефицита учитывает исчерпание средств Резервного фонда уже в 2017 г. и сохранение к концу 2019 г. средств ФНБ в объеме 3,1% ВВП.

В то же время приходится признать, что текущая структура расходов бюджета и сложившиеся тенденции по ее изменению не отвечают требованиям долгосрочной бюджетной устойчивости и долгосрочного устойчивого экономического роста [2]. В условиях снижения доходов государства проведение бюджетного маневра в пользу производительных расходов сталкивается с серьезными ограничениями: его надо осуществлять на фоне сокращения общего объема расходов бюджета расширенного правительства. Для того чтобы к 2019-2020 гг. дефицит бюджета оказался не более 1-1,5% ВВП, а предельный объем расходов бюджета расширенного правительства не превышал 33-34% ВВП, можно некоторое время использовать «инфляционное расширение» экономики: сохраняя на текущем номинальном уровне непроизводительные расходы, индексировать на уровне инфляции или выше производительные. Однако затем предстоит перейти к политике «долгового тормоза» (нулевому бюджетному сальдо в реальном выражении, в расчете за рассматриваемый период), реализовав необходимые изменения в бюджетных правилах и приняв среднесрочные программы бюджетной консолидации.

Использованные источники:

1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А. 2015. С. 151-155.

2. Казова З. М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов//Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

УДК 336

Хагабанов К.Н. студент магистратуры направление 38.04.01 Экономика направленность Финансы ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет имени В.М. Кокова» Россия, г. Нальчик НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА РФ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования бюджета в сложившихся условиях; обозначаются направления оптимизации расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, социально-экономическое развитие, расходы бюджета, доходы бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.