Научная статья на тему 'Итоги исполнения федерального бюджета за 2017 год'

Итоги исполнения федерального бюджета за 2017 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1803
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / бюджетное сальдо / federal budget / budget revenues / budget expenditures / budget surplus

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Белев, Татьяна Тищенко

Динамика основных параметров исполнения федерального бюджета за 2017 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовалась ростом доходов на 0,7 п.п. ВВП и снижением расходов на 1,3 п.п. ВВП. Это позволило сократить дефицит бюджета до 1,4% ВВП. Сложившаяся конъюнктура мировых цен на нефть стимулировала рост налоговых доходов, связанных с внутренним производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Budget in 2017

In 2017, dynamics of the federal budget’s main parameters are characterized by growth of 0.7 p.p. of GDP in the revenues and a reduction of 1.3 p.p. of GDP in the expenditures as compared to the previous year. This permitted to cut the budget deficit to 1.4% of GDP. The existing global prices of oil promoted growth in tax revenues from domestic production.

Текст научной работы на тему «Итоги исполнения федерального бюджета за 2017 год»

Макроэкономика

ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2017 ГОД*

Сергей БЕЛЕВ

Заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН; belev@iep.ru Татьяна ТИЩЕНКО

Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН; tishenko@iep.ru

Динамика основных параметров исполнения федерального бюджета за 2017 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовалась ростом доходов на 0,7 п.п. ВВП и снижением расходов на 1,3 п.п. ВВП. Это позволило сократить дефицит бюджета до 1,4% ВВП. Сложившаяся конъюнктура мировых цен на нефть стимулировала рост налоговых доходов, связанных с внутренним производством.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.

По оперативным данным Казначейства РФ, доходы федерального бюджета за 2017 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 1628,9 млрд. руб., или на 0,7 п.п. ВВП, что было обусловлено ростом нефтегазовых поступлений на 1127,9 млрд. руб., или на 0,9 п.п. ВВП. Однако ненефтегазовые доходы по ито-

гам 2017 г. сократились на 0,2 п.п. ВВП при росте на 501,0 млрд. руб. по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в структуре доходной части федерального бюджета произошли изменения в сторону увеличения нефтегазовой компоненты с 36,0% в 2016 г. до 39,6% в 2017 г.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за 2016 и 2017 гг.

2016 г. 2017 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 13 460,0 15,7 15 088,9 16,4 1628,9 0,7

втом числе:

Нефтегазовые 4844,0 5,6 5971,9 6,5 1127,9 0,9

Ненефтегазовые 8616,0 10,1 9117,0 9,9 501,0 -0,2

Расходы 16416,4 19,1 16 358,8 17,8 -57,6 -1,3

втом числе:

Процентные 621,3 0,7 678,8 0,7 57,5 0,0

Непроцентные 15 795,1 18,4 15 680,0 17,1 -115,1 -1,3

Профицит (+) / Дефицит (-) -2956,4 -3,4 -1269,9 -1,4 1686,5 2,0

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -7800,4 -9,0 -241,8 -7,9 558,6 1,1

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 85918 92082 -

Источник: Минфин России, Росстат, Федеральное казначейство, расчеты авторов.

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 5 (66) (март 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Федеральный бюджет за 2017 год; финансы стали более устойчивыми»).

Расходы федерального бюджета за 2017 г. составили 17,8% ВВП, что на 57,6 млрд. руб., или на 1,3 п.п. ВВП, ниже уровня предшествующего года. Дефицит по сравнению с 2016 г. сократился на 2,0 п.п. ВВП, однако остался еще на достаточно высоком уровне в -1,4% ВВП. В то же время следует отметить снижение ненефтегазового дефицита - его объем в 2017 г. составил 7,9% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП ниже значения предыдущего года. (См. табл. 1.)

Налоговые доходы за 2017 г. выросли к уровню предыдущего года на 2325,7 млрд. руб., или на 1,6 п.п. ВВП. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП было отмечено по всем видам налоговых доходов, за исключением доходов от внешнеэкономической деятельности, сократившихся на 0,2 п.п. ВВП, или на 3,3 млрд. руб., что связано с реализацией налогового маневра в нефтегазовом секторе: с 1 января 2017 г. была увеличена базовая ставка НДПИ на нефть с 857 до 919 руб./ т, в то время как ставка экспортной пошлины снижена с 42 до 30%. Рост налоговых поступ-

лений в большей мере обусловлен доходами от НДПИ, которые увеличились по итогам 2017 г. на 1,1 п.п. ВВП, или на 1197,9 млрд. руб. При этом в структуре доходов по НДПИ поступления от добычи нефти выросли на 0,9 п.п. ВВП (или на 43,1%), тогда как поступления от добычи природного газа увеличились на 0,2 п.п. (на 48,1%). (См. табл. 2.)

Поступления нефтегазовых доходов в 2017 г. составили 103,0% от запланированного объема.

По ненефтегазовым налоговым доходам федерального бюджета, которые за 2017 г. составили 102,2% в номинальном выражении от планируемого уровня, была отмечена следующая динамика относительно 2016 г.: • Прирост поступлений по налогу на прибыль организаций на 0,2 п.п. ВВП (на 271,4 млрд. руб.), обусловленный увеличением доходов по налогу на прибыль организаций на 191,5 млрд. руб., или на 0,2 п.п. ВВП, что, в свою очередь, объяснялось вступлением в силу в 2017 г. ограничения на пере-

Таблица 2

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в 2016 и 2017 гг.

2016 г. 2017 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП в % от планируемого объема* млрд. руб. % в % от ввп планируемого объема* млрд. руб. п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 11 225,7 13,0 13 551,4 14,6 2325,7 1,6

в том числе:

Налог на прибыль организаций 491,0 0,6 105,5 762,4 0,8 105,2 271,4 0,2

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2657,4 3,1 100,5 3069,9 3,3 100,6 412,5 0,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1913,6 2,2 100,0 2067,2 2,2 101,4 153,6 0,0

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 632,1 0,7 101,4 909,6 1,0 100,8 277,5 0,3

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 62,1 0,07 109,3 78,2 0,08 101,0 16,1 0,01

НДПИ 2863,5 3,3 98,4 4061,4 4,4 104,7 1197,9 1,1

Доходы от внешнеэкономической деятельности 2606,0 3,0 104,2 2602,7 2,8 105,3 -3,3 -0,2

* - С учетом корректировок при внесении изменений в Закон о федеральном бюджете. Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.

нос убытков прошлых периодов в размере не более 50% от налогооблагаемой прибыли. С учетом того, что прошлые годы были отмечены проблемами с финансовыми результатами предприятий, а в последние годы доля убыточных организаций снижается (с пиковых 33% в 2014 г. до 28%, по предварительным данным Росстата, за первые 11 месяцев 2017 г.), эта мера позволила не допустить сокращения налоговой базы в 2017 г.

Косвенно в пользу такого объяснения говорит то, что, согласно данным Федеральной налоговой службы, основной прирост поступлений по налогу на прибыль произошел у предприятий в отраслях с высокой конкуренцией и, следовательно, с меньшей рентабельностью. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также сфера услуг (главным образом гостиницы, рестораны, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) обеспечили от 20 до 50% прироста поступлений по налогу на прибыль в реальном выражении1. При этом прибыль успешных (прибыльных) предприятий, служащая оценкой налоговой базы по налогу на прибыль, в 2017 г. составила 15,5% ВВП против 15,4% ВВП в 2016 г. Доходы, полученные в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, также выросли на 66,4 млрд. руб., или на 13,4%.

• Рост доходов по внутреннему НДС и внутренним акцизам, составивший 0,2 и 0,3 п.п. ВВП, или 412,5 и 277,5 млрд. руб., соответственно. Основной прирост по внутренним акцизам был обусловлен поступлениями по акцизам на табачную продукцию (рост на 106,3 млрд. руб. - до 573,2 млрд. руб.), автомобильный бензин (на

110,7 млрд. руб. - до 135,9 млрд. руб.) и на дизельное топливо (на 71,8 млрд. руб. -до 84,0 млрд. руб.). • Поступления по НДС и акцизам на товары, ввозимые на территорию РФ, в долях ВВП не изменились, а в абсолютных значениях увеличились на 153,6 и 16,1 млрд. руб. соответственно. Существенных изменений в структуре поступлений по данным налогам не наблюдалось.

Значимый рост поступлений по НДС, согласно данным ФНС России, зафиксирован только в отрасли «Добыча полезных ископаемых» (более 40% в реальном выражении). Показатели качества администрирования -эффективные ставки НДС на импортные и реализуемые на территории России товары - остались на уровне 2016 г., т.е. 6,3 и 10,8% соответственно.

В целом динамика ненефтегазовых налоговых доходов федерального бюджета в 2017 г. коррелирует с общими позитивными тенденциями в экономике, обусловленными повышением цен на нефть. При этом следует отметить, что при формировании проекта федерального бюджета на 2017 г. прогнозы по поступлениям налоговых доходов, связанных с внутренним производством, были умеренно консервативными; по налогу на прибыль - 659,1 млрд. руб., по внутренним НДС и акцизам - 2960,1 и 943,9 млрд. руб. соответственно. Однако фактические доходы превысили даже прогнозы, скорректированные при внесении изменений в Закон о федеральном бюджете2 в ноябре 2017 г., по всем налоговым доходам.

По неналоговым доходам в 2017 г. было отмечено сокращение относительно предыдущего года на 0,8 п.п. ВВП - в основном из-за снижения поступлений по доходам от собственности или дивидендов по акциям предприятий (на 0,8 п.п. ВВП, или на 667,6 млрд. руб.).

1 С поправкой на ИПЦ.

2 Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017 г.) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В разрезе функциональной классификации расходов федерального бюджета за 2017 г. наблюдались следующие изменения:

• увеличение расходов на социальную политику на 0,1 п.п. ВВП (+403,6 млрд. руб.) -прежде всего за счет роста расходов на пенсионное обеспечение на 322,5 млрд. руб.;

• снижение финансирования на 1,3 п.п. ВВП по статье «Национальная оборона» и на 0,1 п.п. - по статьям «Здравоохранение», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика», хотя в абсолютных значениях по двум последним статьям зафиксирован рост. (См. табл. 3.)

В разрезе подстатей расходной части федерального бюджета в 2017 г. наибольшие изменения относительно предыдущего года в

абсолютном и относительном выражении отмечались по следующим направлениям:

• снижение финансирования Вооруженных сил на 716,1 млрд. руб., или на 24,4%, и прикладных научных исследований в области национальной обороны - на 200,8 млрд. руб., или на 42,6%;

• рост расходов на дорожное хозяйство (дорожные фонды) на 55,9 млрд. руб., или на 8,9%, и спорт высших достижений - на 37,1 млрд. руб., или на 77,5%;

• снижение финансирования на общее образование на 11,7 млрд. руб., или на 20,0%;

• рост бюджетных ассигнований на амбулаторную помощь на 27,7 млрд. руб., или на 25,1%, при сокращении расходов на стационарную медицинскую помощь на 104,9 млрд. руб., или на 45,4%;

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в 2016 и 2017 гг.

2016 г. 2017 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, в% млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, в% млрд. руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 16 416,4 19,1 98,7 16 358,8 17,8 96,1 -57,6 -1,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 1095,6 1,3 97,1 1179,4 1,3 94,5 83,8 0,0

Национальная оборона 3775,3 4,4 99,2 2852,8 3,1 93,2 -922,5 -1,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1898,7 2,2 100,4 1918,0 2,1 97,8 19,3 -0,1

Национальная экономика 2302,1 2,7 95,9 2412,7 2,6 93,5 110,6 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 72,2 0,1 95,5 118,5 0,1 94,8 46,3 0,0

Охрана окружающей среды 63,1 0,1 99,6 92,3 0,1 99,2 29,2 0,0

Образование 597,8 0,7 99,1 615,0 0,7 98,7 17,2 0,0

Культура и кинематография 87,3 0,1 96,3 89,1 0,1 90,5 1,8 0,0

Здравоохранен ие 506,3 0,6 97,6 440,0 0,5 97,3 -66,3 -0,1

Социальная политика 4588,5 5,3 99,7 4992,1 5,4 99,2 403,6 0,1

Физическая культура и спорт 59,5 0,1 88,7 96,1 0,1 93,8 36,6 0,0

СМИ 76,6 0,1 99,9 83,2 0,1 99,9 6,6 0,0

Обслуживание государственного долга 621,3 0,7 97,1 678,8 0,7 92,9 57,5 0,0

Межбюджетные трансферты 672,0 0,8 99,8 790,7 0,8 95,3 118,7 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

• увеличение расходов на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований на 100,8 млрд. руб., или на 19,6%. Динамика кассового исполнения расходов

федерального бюджета по итогам 2017 г. составила 96,1%, что на 2,6 п.п. ниже уровня 2016 г. Более низкий уровень кассового исполнения бюджета в истекшем году отмечался по подавляющему большинству разделов, кроме разделов «Физическая культура и спорт» и «СМИ».

Отставание по кассовому исполнению федерального бюджета зафиксировано по следующим направлениям; прикладные научные исследования в области национальной обороны (78,3%), другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности (16,6%), дошкольное образование (75,9%), другие вопросы в области физической культуры и спорта (75,7%), обслуживание государственного внешнего долга (78,7%), иные дотации (79,7%). И если низкий уровень кассового исполнения по некоторым подразделам функциональной классификации расходов «Другие вопросы» еще можно объяснить резервированием средств, а по обслуживанию внешнего долга - укреплением курса национальной валюты, то неполное освоение бюджетных средств на НИОКР, национальную оборону и на дошкольное образование в большей мере может быть связано с низким качеством планирования и контроля исполнения бюджета со стороны главных распорядителей бюджетных средств.

На покрытие дефицита федерального бюджета в 2017 г. были направлены;

• остатки средств Резервного фонда в объеме 1000,4 млрд. руб., который в соответствии с Законом3 упразднен с 1 февраля 2018 г.;

• средства, полученные от размещения государственных ценных бумаг на внутрен-

нем рынке, в объеме 1756,4 млрд. руб., что составило 90,0% от запланированного годового объема. При этом объем средств, направленных на погашение государственных ценных бумаг, составил 632,9 млрд. руб.; • средства от возврата предоставленных бюджетных кредитов, объем которых в 2017 г. превысил объем запланированных средств в 1,6 раза и составил 333,8 млрд. руб. (в 2016 г. - 355,0 млрд. руб.). В то же время возврат средств по бюджетным кредитам также превысил запланированный уровень (230,6 млрд. руб.), составив 317,5 млрд. руб. (в 2016 г. - 177,1 млрд. руб.). Объем средств, направленных на погашение внешнего долга, составил в 2017 г. 388,4 млрд. руб. (в 2016 г. - 106,1 млрд. руб.), или 97,8% запланированного объема. При этом 409,3 млрд. руб. (в 2016 г. - 199,1 млрд. руб.), или 97,4% запланированного объема, составляют средства, полученные от привлечения кредитов и размещения ценных бумаг на внешнем рынке.

Объем государственного внутреннего долга увеличился за 2017 г. на 686,2 млрд. руб., или на 0,1 п.п. ВВП, и на 1 января 2018 г. составил 8689,6 млрд. руб., или 9,4% ВВП. Объем обязательств федерального правительства по государственным ценным бумагам вырос с 6100,3 до 7247,1 млрд. руб.; основной прирост государственного внутреннего долга (1232,5 млрд. руб.) произошел за счет четырех выпусков облигаций с постоянным купоном с доходностью в интервале 7,0-7,7% годовых, в то время как долг по выпущенным «народным» облигациям федерального займа составляет 39,1 млрд. руб. Объем государственных гарантий сократился на 460,6 млрд. руб. - до 1442,5 млрд. руб. (1,5% ВВП).

Объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте сократился за 2017 г. на 1,4 млрд. долл. и на 1 января 2018 г. соста-

3 Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».

вил 49,8 млрд. долл., в том числе задолженность по внешним облигационным займам -38,2 млрд. долл. (прирост на 0,6 млрд. долл.) и по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте - 10,3 млрд. долл. (сокращение на 1,4 млрд. долл.).

На 1 января 2018 г. совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 3752,9 млрд. руб. (4,1% ВВП), что на 1572,8 млрд. руб. меньше совокупного объема средств суверенных фондов на начало года (на 1 января 2017 г. в Резервном фонде накопленные активы оценивались в 972,1 млрд. руб. и в ФНБ - в 4359,1 млрд. руб.). По данным Минфина России4, за весь период существования Резервного фонда (2008-2017 гг.) его совокупная доходность на отдельных счетах в иностранной валюте в Банке России составила (в % годовых): на счете в долларах - 1,01%, в евро - 1,29% и в фунтах стерлингов - 2,91%.

Доходность размещения средств ФНБ в финансовые активы за весь период деятельности фонда составила (в % годовых): • на счетах в Банке России в иностранной валюте и рублях - 1,32 и 13,48% соответственно;

• на депозитах Внешэкономбанка - 2,53% в долларах, в ценных бумагах российских эмитентов5 - от 0,6 до 11,05% (с начала проведения операций), по привилегированным акциям кредитных организаций -2,1%;

• на депозитах ВТБ и Газпромбанка при реализации инфраструктурных проектов -10,39% (с начала проведения операций). Структура средств фондов, размещаемых

в иностранной валюте в Банке России, в 2017 г. составляла: доллары - 45%, евро - 45%, фунты стерлингов - 10%. Согласно позиции Минфина России задача обеспечения сохранности и стабильности уровня доходов Резервного фонда и ФНБ в долгосрочной перспективе в целом была решена, поскольку доходность ФНБ (13,5% годовых в рублях) за 2008-2017 гг. превышала средний уровень инфляции за этот же период (8,2% в год).

Объем средств федерального бюджета на депозитах на конец 2017 г. составил 870,8 млрд. руб. (на конец 2016 г. - 232,0 млрд. руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом ситуацию, сложившуюся с исполнением федерального бюджета в 2017 г., можно охарактеризовать как более устойчивую по сравнению с 2016 г. ■

4 Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: https://www.minfin.ru/ru/press-center/ ?##ixzz58uAhW8XP

5 Связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.