Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОГНОЗА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ПРОГНОЗА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ / АНАЛИЗ / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / FEDERAL BUDGET / REGIONAL BUDGETS / ANALYSIS / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / BUDGET DEFICITS / STATE AND MUNICIPAL DEBT / BUDGET BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Анализ динамики доходов и расходов региональных и местных бюджетов показывает, что проблема несбалансированности консолидированных бюджетов регионов не только сохранится, но и будет стоять еще более остро. В пользу такого видения ситуации говорит продолжающийся рост расходных обязательств региональных и местных бюджетов, связанных с исполнением указов Президента Российской Федерации, а также относительное сокращение финансовой помощи из федерального бюджета. Увеличение объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также планируемое введение налогов с продаж не смогут уменьшить существующий дисбаланс. В статье предложен комплекс мер, направленных на повышение сбалансированности региональных бюджетов в среднесрочном периоде, и приведена финансовая оценка последствий их реализации. В сложившихся внешнеэкономических условиях, обусловленных введенными в 2014 году и сохранившимися в 2015 и на первую половину 2016 года экономическими санкциями европейских стран по отношению к Российской Федерации, встает вопрос формирования выполнимого Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Доходы бюджета сокращаются. Правильная оценка данного сокращения, позволит проводить наиболее оптимальную экономическую политику, целью которой должно быть приспособление страны к новым хозяйственным условиям и поиск перспективных отраслей, которые обеспечат внутренние резервы роста национальной экономики. В работе проведен анализ имеющихся данных о доходной части Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PREDICTION OF THE MAIN PARAMETERS OF CONSOLIDATED BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Analysis of the dynamics of revenues and expenditure of the regional and local budgets shows that the problem of imbalance of consolidated regional budgets not only continues, but will be even stronger. The continuing growth of expenditure responsibilities of the regional and local budgets relating to the execution of decrees of the President of the Russian Federation as well as relative reduction of intergovernmental transfers from the federal budget support this view. The increase of amount of budget credits from the federal budget, as well as the planned introduction of sales taxes will not be able to correct the current imbalance. The article presents the set of measures aimed to improve the balances of regional budgets in the medium term period, and gives the financial assessment of the consequences of their implementation. In the current external economic conditions caused by the introduction in 2014 and preserved in 2015 and the first half of 2016 the economic sanctions of the European countries in relation to the Russian Federation, there is a question of forming a workable federal budget and regional budgets. Budget revenues are declining. Proper assessment of the reduction, will allow for the optimal economic policy, the aim of which should be the country’s adaptation to new economic conditions and to search for promising industries that will provide internal resources of national economic growth. This article analyses of available data on the revenues of the federal budget and regional budgets.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОГНОЗА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.14

Казова З. М. Kazova Z. M.

АНАЛИЗ ПРОГНОЗА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ANALYSIS OF PREDICTION OF THE MAIN PARAMETERS OF CONSOLIDATED BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Анализ динамики доходов и расходов региональных и местных бюджетов показывает, что проблема несбалансированности консолидированных бюджетов регионов не только сохранится, но и будет стоять еще более остро. В пользу такого видения ситуации говорит продолжающийся рост расходных обязательств региональных и местных бюджетов, связанных с исполнением указов Президента Российской Федерации, а также относительное сокращение финансовой помощи из федерального бюджета. Увеличение объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также планируемое введение налогов с продаж не смогут уменьшить существующий дисбаланс. В статье предложен комплекс мер, направленных на повышение сбалансированности региональных бюджетов в среднесрочном периоде, и приведена финансовая оценка последствий их реализации.

В сложившихся внешнеэкономических условиях, обусловленных введенными в 2014 году и сохранившимися в 2015 и на первую половину 2016 года экономическими санкциями европейских стран по отношению к Российской Федерации, встает вопрос формирования выполнимого Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Доходы бюджета сокращаются. Правильная оценка данного сокращения, позволит проводить наиболее оптимальную экономическую политику, целью которой должно быть приспособление страны к новым хозяйственным условиям и поиск перспективных отраслей, которые обеспечат внутренние резервы роста национальной экономики. В работе проведен анализ имеющихся данных о доходной части Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджет субъектов рф, анализ, бюджетные доходы, бюджетные расходы, бюджетный дефицит, государственный, и муниципальный долг, сбалансированность бюджета.

Analysis of the dynamics of revenues and expenditure of the regional and local budgets shows that the problem of imbalance of consolidated regional budgets not only continues, but will be even stronger. The continuing growth of expenditure responsibilities of the regional and local budgets relating to the execution of decrees of the President of the Russian Federation as well as relative reduction of intergovernmental transfers from the federal budget support this view. The increase of amount of budget credits from the federal budget, as well as the planned introduction of sales taxes will not be able to correct the current imbalance. The article presents the set of measures aimed to improve the balances of regional budgets in the medium term period, and gives the financial assessment of the consequences of their implementation.

In the current external economic conditions caused by the introduction in 2014 and preserved in 2015 and the first half of 2016 the economic sanctions of the European countries in relation to the Russian Federation, there is a question of forming a workable federal budget and regional budgets. Budget revenues are declining. Proper assessment of the reduction, will allow for the optimal economic policy, the aim of which should be the country's adaptation to new economic conditions and to search for promising industries that will provide internal resources of national economic growth. This article analyses of available data on the revenues of the federal budget and regional budgets.

Key words: federal budget, regional budgets, analysis, budget revenues, budget expenditures, budget deficits, state and municipal debt, budget balance.

Казова Залина Мухамедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. Анализ прогноза основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017-2019 годы свидетельствует о положительной динамике доходов и расходов указанных бюджетов по сравнению с показателями 2015 года, а также о значительном снижении дефицита бюджетов к 2019 году.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируются на 2017 год в объеме 9 774,1 млрд. рублей, или на 2,2% больше оценки доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году, на 2018 год -в объеме 10 276,0 млрд. рублей (больше на 7,4%), на 2019 год - в объеме 10 818,9 млрд. рублей (больше на 13,1%).

При этом прогнозируется сохранение в 2017-2019 годах доли собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП на стабильном уровне в 9,5%, Доля собственных доходов в общем объеме доходов увеличивается с 84,6% в 2016 году до 86,7% в 2019 году.

По сравнению с показателями 2016 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2017 году вырастут на 4%, в 2018 году - на 2,6%, в 2019 году снизятся на 2,2%.

Прогноз налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации а также учитываются изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. [10]

Методы проведения работы: анализ, аналогия, дедукция, классификация, моделирование, прогнозирования, синтез [2].

Результаты исследования. Наблюдавшееся в течение года заметное снижение темпов роста налоговых доходов при сокращении объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета привело к нарастанию напряженности в сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муни-

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Finance chair, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

ципальных образований. Снижение темпов роста доходов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также рост потребности социально значимых расходов приводит к росту государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований [1].

По оценке Счетной палаты с учетом факторов оказывающих влияние на снижение и увеличение поступлений доходов, дополнительные поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составят в 2017 году - 29,5 млрд. рублей, при этом в 2018-2019 годах возможны риски непоступления в сумме 56,3 млрд. рублей и 116,6 млрд. рублей соответственно.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации планируются на 2017 год в объеме 9 957,0 млрд. рублей, или на 180,1 млрд. рублей (1,8%) больше оценки расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году, на 2018 год - в объеме 10 422,6 млрд. рублей (с ростом на 6,6% к 2016 году), на 2019 год - в объеме 10 923,3 млрд. рублей (с ростом на 11,7% к 2016 году). В процентах к ВВП расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сокращаются с 11,8% в 2016 году до 11% в 2019 году.

Расходы консолидированных бюджетов Российской Федерации в 2012-2019 годах увеличиваются в целом на 30,9%. Их доля в расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сократится по сравнению с 2012 годом на 3,1 процентного пункта и составит в 2019 году 32,9%.

Согласно ОНБП при планировании расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учитывалась оценка исполнения в 2016 году, уточненный прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы и следующие факторы:

• повышение оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятыми региональными планами мероприятий («дорожными картами») по развитию отраслей социальной сферы с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году;

• завершение в 2017 году в субъектах Российской Федерации мероприятий по ликвидации аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года;

• ежегодная индексация социально-значимых расходов на уровень инфляции;

• ежегодное изменение объемов целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета [4].

Таким образом, исходя из имеющейся информации можно констатировать, что прогноз расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируется Минфином России без учета прогнозных показателей субъектов Российской Федерации при отсутствии методик конкретных расчетов расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, дефицита и источников его финансирования [3].

На протяжении последних трех лет фактические (ожидаемые) расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ниже показателей сводной бюджетной росписи с изменениями на 600-800 млрд. рублей (6-8%) и отклоняются от прогноза основных параметров консолидированного бюджета Российской Федерации на соответствующий год на 300-400 млрд. рублей, что свидетельствует о недостаточно качественном бюджетном планировании расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [5].

Согласно материалам, представленным с законопроектом, прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации планируется в 2017 году по сравнению с 2016 годом, содержащейся в ОНБП, в объеме 180,1 млрд. рублей, в 2018 и 2019

годах по сравнению с предыдущим годом -465,6 млрд. рублей и 500,7 млрд. рублей соответственно [7]. Вместе с тем в 2017-2018 годах сохраниться объем расходных обязательств, необходимых для исполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Таким образом, прогнозируемая динамика сокращения темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году требует дополнительного обоснования [9].

Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с сокращением со 182,9 млрд. рублей (0,2% ВВП) в 2017 году до 104,4 млрд. рублей в 2019 году (0,1% ВВП).

В 2012-2014 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом, существенно превышающим его прогнозируемые объемы. В

2015 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сложится 171,6 млрд. рублей, что в 3,2 раза меньше прогнозируемого объема [6].

По оценке, дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в

2016 году составит 211,8 млрд. рублей, что меньше прогнозного показателя (412,0 млрд. рублей) в 1,9 раза. Однако исполнение бюджетов значительной группы регионов характеризуется устойчивой дефицитностью.

С 2017 года прогнозируется снижение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 104,4 млрд. рублей в 2019 году.

Область применения результатов: региональная экономика, государственная поддержка АПК.

Выводы. Анализ результатов исполнения консолидированных бюджетов регионов свидетельствует об их недостаточной сбалансированности и значительном уровне дифференциации между субъектами Российской Федерации. В 2012 году с дефицитом исполнены бюджеты 67 регионов, в 2013 году - 77, в 2014 году - 74, в 2015 году - 76 регионов. По состоянию на 1 октября 2017 года с дефицитом исполнены бюджеты 42 субъектов Российской Федерации, из них в 10 регионах объем дефицита превысил объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации более чем на 10%.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Рос-

сийской Федерации остаются бюджетные кредиты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, кредиты кредитных организаций, государственные (муниципаль-

ные) ценные бумаги, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности [8].

Литература

1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов. 2015. С. 151-155.

2. Дышекова А.А. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов 2015. С. 155-158.

3. Дышекова А.А. Классификация доходов региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов. 2015. С. 159-163.

4. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета: в сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» // Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

5. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков: в сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессов» // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 25.

6. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков: в сборнике «Современные аспекты 3 глобализации экономических процессов» // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 26.

References

1. Dyshekova A.A. Metody finansovoj pod-derzhki regionaF'nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 151-155.

2. Dyshekova A.A. Problemy formirovanija dohodov regionaF'nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 155-158.

3. Dyshekova A.A. Klassifikacija dohodov regionaF'nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 159-163.

4. Dyshekova A.A. Nalogovye faktory formirovanija dohodov regional''nogo bjudzheta: v sbornike «Sovershenstvovanie nalogooblozhenija kak faktor jekonomicheskogo rosta» // Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. FGAOU VPO «Severo-Kavkazskij fed-eral'nyj universitet». FGBOU VPO «Dagestans-kij gosudarstvennyj universitet». 2014. S. 153156.

5. Dyshekova A.A. Innovacii kak faktor kon-kurentosposobnosti kommercheskih bankov: v sbornike: «Sovremennye aspekty globalizacii jekonomicheskih processov» // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii. 2014. S. 25.

6. Dyshekova A.A. Napravlenija innovacion-noj dejateF'nosti kommercheskih bankov: v sbornike «Sovremennye aspekty 3 globalizacii jeko-nomicheskih processov» // Sbornik statej Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 26.

7. Дышекова А.А. Проблемы социально-экономического развития агропромышленного комплекса: в сборнике «Актуальные проблемы науки в современной России» // Сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. 2014. С. 98-102.

8. Дышекова А.А. Направления формирования инновационной системы АПК // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 228231.

9. Дышекова А.А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 231-233.

10. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. ... канд. экон. наук: 12.11.10. ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.

7. Dyshekova A.A Problemy social''no-jeko-nomicheskogo razvitija agropromyshlennogo kompleksa: v sbornike «Aktual'nye problemy nauki v sovremennoj Rossii» // Sbornik statej studentov, aspirantov, molodyh uchenyh i prepo-davatelej. 2014. S. 98-102.

8. Dyshekova A.A. Napravlenija formirovani-ja innovacionnoj sistemy APK // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenst-vovanija. 2014. № 1 (4). S. 228-231.

9. Dyshekova A.A. Klasternye metody razvitija mezourovnevyh sistem // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvo-vanija. 2014. № 1 (4). S. 231-233.

10. Pilova F.I. Integracija kak faktor povy-shenija jeffektivnosti funkcionirovanija region-al'noj jekonomiki (na materialah Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. ... kand. jekon. nauk: 12.11.10. IIPRU KBNC RAN. Nal'chik, 2010. S. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.