Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / БЮДЖЕТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / САНКЦИИ / ECONOMIC POLICY / NON-BUDGETARY FUNDS / PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / BUDGET PRIORITIES / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье рассматриваются внебюджетные фонды как объекты общественного контроля. Особое внимание уделяется характерным особенностям деятельности таких внебюджетных фондов, как Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. В статье анализируются порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, права и обязанности контролирующих и подконтрольных субъектов, проблемы, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Одной из основных обязанностей плательщиков страховых взносов согласно нормам законодательства является обязанность по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В статье анализируются основные принципы взимания страховых взносов. Исследуются принцип эквивалентной возвратности, принцип справедливости тарифообложения, принцип автономности финансовых средств государственных социальных внебюджетных фондов. Сделаны выводы о необходимости законодательного закрепления принципов взимания страховых взносов. Статья посвящена рассмотрению основных направлений преобразований в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается новая концепция формирования страховых взносов, которая базируется на необходимости перераспределения обязательств по уплате взносов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Модель страховых взносов предполагает предоставление налогового вычета для физических лиц по налогу на доходы физических лиц на сумму уплаченных взносов. Каждый год государство меняет правила обложения расходов на оплату труда и иных выплат работникам организаций страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды. Не стал исключением и 2017 г. Однако в текущем году внесенные изменения также узаконивают уже сложившуюся практику взаимодействия плательщиков взносов и органов, осуществляющих контроль за уплатой взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS OF THE BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers non-budgetary funds as public control objects. Special attention is paid to characteristic features of activity of such non-budgetary funds as the Pension Fund of the Russian Federation, non-state pension funds, Compulsory Medical Insurance Fund and Social Insurance Fund. The article analyzes the procedure for monitoring the payment of insurance premiums in the state budget funds, the rights and duties of controlling and control edentities, the problems arising in the implementation of control over the payment of insurance premiums. One of the main responsibilities of payers of insurance premiums under the law is the obligation to correct the calculation and timely payment (transfer) of insurance premiums in the state budget funds. The article analyzes the basic principles of charging insurance contributions. The principles of equivalent repayment, of imposition of tariff justice and of autonomy of the funds of the state social off-budget funds are investigated here. The importance of legislative consolidation of the principles of charging insurance contributions was found in this article. The article is devoted to the basic trends of social contributions development. The author offers a new social contributions idea based on necessary redistribution of liabilities on social contributions between employers and employees. The model determines an income-tax deduction on social contributions for employees. Every year the state changes rules of taxation of expenses on payment and other payments to workers of the organisations insurance payments in the state social off-budget funds. Did not become an exception and 2015. However during the current year the made changes also legalise already developed practice of interaction of payers of payments and the bodies which are carrying out control over payment of payments.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.14

Казова З. М. Kazova Z. M.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS OF THE BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматриваются внебюджетные фонды как объекты общественного контроля. Особое внимание уделяется характерным особенностям деятельности таких внебюджетных фондов, как Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.

В статье анализируются порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, права и обязанности контролирующих и подконтрольных субъектов, проблемы, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Одной из основных обязанностей плательщиков страховых взносов согласно нормам законодательства является обязанность по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В статье анализируются основные принципы взимания страховых взносов. Исследуются принцип эквивалентной возвратности, принцип справедливости тарифообложения, принцип автономности финансовых средств государственных социальных внебюджетных фондов. Сделаны выводы о необходимости законодательного закрепления принципов взимания страховых взносов.

Статья посвящена рассмотрению основных направлений преобразований в отношении страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается новая концепция формирования страховых взносов, которая базируется на необходимости перераспределения обязательств по уплате взносов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Модель страховых взносов предполагает предоставление налогового вычета для физических лиц по налогу на доходы физических лиц на сумму уплаченных взносов.

The article considers non-budgetary funds as public control objects. Special attention is paid to characteristic features of activity of such non-budgetary funds as the Pension Fund of the Russian Federation, non-state pension funds, Compulsory Medical Insurance Fund and Social Insurance Fund.

The article analyzes the procedure for monitoring the payment of insurance premiums in the state budget funds, the rights and duties of controlling and control edentities, the problems arising in the implementation of control over the payment of insurance premiums.

One of the main responsibilities of payers of insurance premiums under the law is the obligation to correct the calculation and timely payment (transfer) of insurance premiums in the state budget funds.

The article analyzes the basic principles of charging insurance contributions. The principles of equivalent repayment, of imposition of tariff justice and of autonomy of the funds of the state social off-budget funds are investigated here. The importance of legislative consolidation of the principles of charging insurance contributions was found in this article.

The article is devoted to the basic trends of social contributions development. The author offers a new social contributions idea based on necessary redistribution of liabilities on social contributions between employers and employees. The model determines an income-tax deduction on social contributions for employees.

Каждый год государство меняет правила обложения расходов на оплату труда и иных выплат работникам организаций страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды. Не стал исключением и 2017 г. Однако в текущем году внесенные изменения также узаконивают уже сложившуюся практику взаимодействия плательщиков взносов и органов, осуществляющих контроль за уплатой взносов.

Ключевые слова: экономическая политика, внебюджетные фонды, пенсионный фонд РФ, бюджетные приоритеты, санкции.

Every year the state changes rules of taxation of expenses on payment and other payments to workers of the organisations insurance payments in the state social off-budget funds. Did not become an exception and 2015. However during the current year the made changes also legalise already developed practice of interaction of payers of payments and the bodies which are carrying out control over payment of payments.

Key words: economic policy, non-budgetary funds, pension fund of the russian federation, budget priorities, sanctions.

Казова Залина Мухамедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of Finance chair, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. Анализ основных показателей бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации свидетельствует о росте в прогнозируемом периоде доходов и расходов в абсолютном выражении. В % к ВВП доходы и расходы государственных внебюджетных фондов увеличиваются в 2017 году по сравнению с 2016 годом, и сокращаются в 2018 и 2019 годах. В среднесрочной перспективе прогнозируется бездефицитный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение дефицита Фонда социального страхования Российской Федерации к 2019 году и профицит бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 году.

Доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ежегодно сокращается с 35,4% в 2016 году до 32,8% в 2019 году.

Вместе с тем сохраняется высокая зависимость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сокращается к 2019 году, но по-прежнему составляет более 40% общего объема доходов.

Трансферт из федерального бюджета бюджету ПФР на обязательное пенсионное страхование определен с учетом принятия решения о продлении моратория на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования на 20172019 годы. Указанный межбюджетный трансферт в 2017 году составит 989,1 млрд. рублей (95,9% к уровню 2016 года), в 2018 году -954,1 млрд. рублей (96,5% к уровню 2017 года), в 2019 году - 955,0 млрд. рублей (100,1% к уровню 2018 года).

Бюджет ПФР принят в отсутствие государственной программы Российской Федерации «Развитие пенсионной системы». Сроки подготовки госпрограммы неоднократно корректировались. Отсутствие государственной программы, как инструмента формирования бюджетных расходов на пенсионное обеспечение, оказывает негативное влияние на решение задач сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и обеспечения ее долгосрочной финансовой устойчивости.

Методы проведения работы. В работе применялся диалектический метод как общий научный метод познания, приёмы статистического, системного, сравнительного, экономического и финансового анализа, а также общеэкономические методы индукции, дедукции, экспертных оценок.

Результаты исследования. При расчете поступлений страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, ПФР применялся повышающий коэффициент в размере в 2017 году - 1,02345, в 2018 году - 1,02345, в 2019 году - 1,02378. При этом применение указанного повышающего коэффициента законодательными и нормативными правовыми актами не предусматривается.

Таким образом, объем указанных поступлений в бюджете ПФР завышен в связи с применением повышающего коэффициента в 2017 году на 47,49 млрд. рублей, в 2018 году -на 50,19 млрд. рублей, в 2019 году - на 53,47 млрд. рублей.

Сложившаяся ситуация создает риски неисполнения прогнозных показателей доходов от взносов на пенсионное страхование, что может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР. Кроме того, в 2017-2019 годах соответственно снижен объем трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов, при расчете которого учитываются в том числе поступления страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования. Также не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента.

Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017-2019 годах обеспечивается за счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, доля которых в доходах фонда остается значительной.

При этом объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации возрастает в 2019 году по сравнению с 2016 годом на 8,7%, что, соответственно, увеличивает нагрузку на федеральный бюджет.

За 2016 год по сравнению с 2015 годом ре-

альные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,9%. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций составила 36 703 рубля и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,7 процента.

Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2017 года составила 2725 млн. рублей.

Численность экономически активного населения на конец 2016 года составила, по данным Росстата, 76,9 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны, общее число безработных составило 4,1 млн. человек, из них численность официально зарегистрированных безработных - 0,9 млн. человек. Уровень безработицы составил 5,3 процента.

По доходам бюджет Фонда исполнен в объеме7625247502,00 тыс. рублей, или 99,9% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда (7625622433,00 тыс. рублей),и на 0,2процентных пункта выше уровня доходов 2015 года (7126633858,20 тыс. рублей, или 99,7%).

Доходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, составили 7493904612,10 тыс. рублей, или 99,7% от прогнозируемого показателя (7518461863,20 тыс. рублей) и на 0,4 процентных пункта выше уровня доходов 2015 года (6957394435,00 тыс. рублей, или 99,3%).

Доходы в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии составили 131342889,90 тыс. рублей, или на 22% больше прогнозируемого показателя (107264324,4 тыс. рублей)и практически на уровне доходов 2015 года (169240329,1 тыс. рублей, или 21,3%).

По состоянию на 1 января 2017 года средства резерва по обязательному пенсионному страхованию оставили 41200,00 млн. рублей, из них размещено на депозитных счетах -6765,37 млн. рублей, на счете ПФР - 53,23 млн. рублей.

Средства выплатного резерва оставили 6818,60 млн. рублей, из них в доверительном управлении в управляющих компаниях -6765,37 млн. рублей, на счете ПФР - 53,23 млн. рублей, резерв средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пе6снионная выплата, -

18930,43 млн. рублей, из них в доверительном управлении в управляющих компаниях -1793,00 млн. рублей, на счете ПФР - 37,43 млн. рублей.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР перечислено 3352160719,50 тыс. рублей, или 98,4% от объема межбюджетных трансфертов, утвержденного Законом о бюджете Фон-да(3407703260,1 тыс. рублей).

В бюджет ПФР из федерального бюджета не поступило 55542540,60 тыс. рублей.

В целом доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме доходов бюджета ПФР составила 44% (в 2015 году - 43,4%).

ПФР в 2016 году израсходовано 7829672207,203 тыс. рублей, или 100,4% от утвержденных бюджетных ассигнований Законом о бюджете Фонда (7800794410,20 тыс. рублей) и 99% от показателя сводной бюджетной росписи (7906052285,30 тыс. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, - 7531373385,00 тыс. рублей, в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, -298298822,10 тыс. рублей.

С 1 августа 2016 года ПФР произведено уточнение размеров страховых пенсий по данным индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица на основании сведений о сумме страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2015 года (корректировка). Уточнение страховой пенсии осуществлено в отношении 12,9 млн. человек. Средний размер увеличения страховой пенсии составил 149 рублей.

На выплату накопительной пенсии израсходовано 327840,50 тыс. рублей, или 129,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете, и 96,8%от показателя сводной бюджетной росписи и на 98053,60 тыс. рублей, или 42,7% больше расходов 2015 года (229786,90 тыс. рублей).

На предоставление срочной пенсионной выплаты израсходовано 159194,30 тыс. рублей, или 276,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете, и 80,6% от показателя сводной бюджетной росписи и на 105 295,90 тыс. рублей, или в три раза больше расходов 2015 года (53063,90 тыс. рублей). Срочную пенсионную выплату на 1 октября 2016 года

получали 6,6 тыс. человек (на 1 октября 2015 года - 4 тыс. человек).

Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составили 414886376,90 тыс. рублей, или 98,8%к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью, и на 23936632,30 тыс. рублей, или на 6,1% больше расходов 2015 года (390949744,60 тыс. рублей). Численность пенсионеров данной категории на 1 октября 2016 года составляла 3 590,9 тыс. человек и уменьшилась за год на 46,8 тыс. человек (на 1 октября 2015 года -3544,2 тыс. человек).

Анализ показал, что уменьшилась численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности вследствие военной травмы (на 7,9 тыс. человек), за выслугу лет федеральной государственной гражданской службы (на 6,0 тыс. человек). Численность получателей социальных пенсий увеличилась на 23,6 тыс. человек.

Средний размер социальной пенсии на конец 2016 года составил 8645,58 рубля, пенсии военнослужащим и членам их семей -11943,61 рубля, пенсии за выслугу лет федеральной государственной гражданской службы - 18156,89 рубля.

Объем дефицита бюджета Фонда на 2016 год в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, планировался в объеме 175068222,6 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита явились остатки средств бюджета ПФР по накопительной составляющей, в том числе средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, во временном размещении, который на начало 2016 года составлял 1509958376,80 тыс. рублей.

Остаток средств на 1 января 2017 года составил 174122391,75 тыс. рублей (на 1 января 2016 года - 219548370,60 тыс. рублей), в том числе 120081528,40 тыс. рублей по распределительной составляющей (остатки на счетах) и 54040863,34 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, из которых 44799999,00 тыс. рублей временно размещены на депозитах в кредитных организациях.

Область применения результатов: региональная экономика, государственная поддержка АПК.

Выводы. По информации ПФР, в структуре остатка средства федерального бюджета составили 22457677,70 тыс. рублей (на 1 января 2016 года - 101559623,60 тыс. рублей), или 12,9% к общей сумме остатка.

Наибольший остаток средств федерального бюджета сложился на ежемесячную денежную выплату - 4802364,30 тыс. рублей, выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 4851245,64тыс. рублей, на оплату компенсации затрат, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации и оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, - 3299787,95 тыс. рублей, на ежемесячную выплату лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами

и детьми-инвалидами, - 2095954,94 тыс. рублей.

Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы, меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Литература

1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов. 2015. С. 151-155.

2. Дышекова А.А. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов 2015. С. 155-158.

3. Дышекова А.А. Классификация доходов региональных бюджетов: в сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции; ответственный редактор А.А. Горохов. 2015. С. 159-163.

4. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета: в сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» // Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

References

1. Dyshekova A.A. Metody finansovoj pod-derzhki regional''nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 151-155.

2. Dyshekova A.A. Problemy formirovanija dohodov regional''nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 155-158.

3. Dyshekova A.A. Klassifikacija dohodov regional''nyh bjudzhetov: v sbornike «Instituty i mehanizmy innovacionnogo razvitija: mirovoj opyt i rossijskaja praktika» // Sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii; otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2015. S. 159-163.

4. Dyshekova A.A. Nalogovye faktory formirovanija dohodov regional''nogo bjudzheta: v sbornike «Sovershenstvovanie nalogooblozhenija kak faktor jekonomicheskogo rosta» // Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGAOU VPO «Severo-Kavkazskij federally) universitet». FGBOU VPO «Dagestans-kij gosudarstvennyj universitet». 2014. S. 153156.

5. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков: в сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессов» // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 25.

6. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков: в сборнике «Современные аспекты 3 глобализации экономических процессов» // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 26.

7. Дышекова А.А. Проблемы социально-экономического развития агропромышленного комплекса: в сборнике «Актуальные проблемы науки в современной России» // Сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. 2014. С. 98-102.

8. Дышекова А.А. Направления формирования инновационной системы АПК // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 228231.

9. Дышекова А.А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 231-233.

10. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. ... канд. экон. наук: 12.11.10. ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.

5. Dyshekova A.A. Innovacii kak faktor kon-kurentosposobnosti kommercheskih bankov: v sbornike: «Sovremennye aspekty globalizacii jekonomicheskih processov» // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii. 2014. S. 25.

6. Dyshekova A.A. Napravlenija innovacion-noj dejatel''nosti kommercheskih bankov: v sbornike «Sovremennye aspekty 3 globalizacii jeko-nomicheskih processov» // Sbornik statej Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 26.

7. Dyshekova A.A Problemy social"no-jeko-nomicheskogo razvitija agropromyshlennogo kompleksa: v sbornike «Aktual'nye problemy nauki v sovremennoj Rossii» // Sbornik statej studentov, aspirantov, molodyh uchenyh i prepo-davatelej. 2014. S. 98-102.

8. Dyshekova A.A. Napravlenija formirovani-ja innovacionnoj sistemy APK // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenst-vovanija. 2014. № 1 (4). S. 228-231.

9. Dyshekova A.A. Klasternye metody razviti-ja mezourovnevyh sistem // Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvo-vanija. 2014. № 1 (4). S. 231-233.

10. Pilova F.I. Integracija kak faktor povy-shenija jeffektivnosti funkcionirovanija region-al'noj jekonomiki (na materialah Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. ... kand. jekon. nauk: 12.11.10. IIPRU KBNC RAN. Nal'chik, 2010. S. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.