Научная статья на тему 'Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы'

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА / ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А. Д., Бойко Ю. О.

Но современная российская государственная пенсионная система не в состоянии предоставить российским пенсионерам достаточный уровень социальной защиты. В настоящее время трудовые пенсии возмещают только четверть предыдущего заработка граждан России. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионных событий, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем оплаты труда, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы»

3. Ковалева А.М. Финансы: учебник [Текст] / А.М. Ковалева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 443 с.

4. Привести бюджетные расходы к новым экономическим реалиям [Текст] // Финансы. - 2015. - № 1. - С. 31-50.

5. Структура доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] // Сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 16.03.2016).

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Лебедева А.Д.1, Бойко Ю.О.2

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Но современная российская государственная пенсионная система не в состоянии предоставить российским пенсионерам достаточный уровень социальной защиты. В настоящее время трудовые пенсии возмещают только четверть предыдущего заработка граждан России. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионных событий, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем оплаты труда, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса.

Ключевые слова внебюджетные фонды, пенсионный фонд, доходы и расходы пенсионного фонда, финансирование социальной сферы.

В современных условиях одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России.

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

Социальная значимость пенсионной системы неоспорима, так как она задевает жизненно важные интересы практически всех граждан страны. В Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ) [1, с. 307].

Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2010-2015 годах.

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году - 6,388 трлн. руб., в 2014 году - 6,159 трлн. руб. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 20122013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99 %). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов - это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98-99 %). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. - понижение (рисунок 1).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14 %, в 2012 г. - на 12 %, в 2013 г. - на 8,5 %, а в 2014 г. снизились на 4 %. Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов.

8000 6000 4000 2000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010-2015 гг.

Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. В 2015 году наблюдается увеличение темпа роста на 15,7 %, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снимается ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшило его финансовое положение (рисунок 2). 20

15

10

5

0

-5

Рис. 2. Темп роста доходов Фонда в 2011-2015 гг.

В 2012 г. расходы Фонда составили 5,451 трлн. руб., в 2013 г. - 6,378 трлн. руб., в 2014 г. - 6,190 трлн. руб. Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98 %).

Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное обеспечение (более 80 %). Следующее место в структуре расходов на реализацию социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7 %).

В 2014 году Пенсионный фонд обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн. пенсионерам.

6388,39

7127

4610,08

5255,64

В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6 %. На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн. рублей, что на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5 % в размере 429 408,5 рублей.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда за 2014 год составили 22,1 млрд. рублей (в 2013 году - 391,7 млрд. рублей) [3, с. 22].

Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились. В 2015 году наблюдается увеличение расходов (рисунок 3).

10000 8000 6000 4000 2000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010-2015 гг.

В 2011 г. расходы выросли на 15,8 %, в 2012 г. - на 10,8 %, в 2013 г. - на 17 %. Это объясняется аналогичной ситуацией, что и с доходами Пенсионного Фонда. В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3 % по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период.

В 2015 году видим увеличение расходов на 23,9 %, так как Пенсионный фонд в 2015 году продолжил мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.

Размер страховых пенсий исчисляется по новой пенсионной формуле, в связи с чем среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составил не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2 % к прожиточному минимуму пенсионера. В течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличилась более чем на 600 тысяч человек - с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек. В 2016- 2017 гг. прогнозируется уменьшение темпа роста расходов: в 2016 г. - увеличение на 0,42 %, в 2017 г. - увеличение на 5,14 % (рисунок 4).

Анализ формирования и расходования средств бюджета позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда. Одной из значительных проблем Пенсионного Фонда является дефицит бюджета. Пе-

6378,55

7670

4249,23

4922,11

5451,22

6190,13

риод 2011-2012 гг. характеризовался профицитом бюджета, но в 2013 г. он резко уменьшился с 439,14 млрд. руб. до 9,84 млрд. руб. В 2014 г [4, с. 11].

30 25 20 15 10 5 0 -5

23,9

2011

2012

'2013

2014

12015

Рис. 4. Темп роста расходов Фонда в 2011-2015 гг.

Фонд столкнулся с дефицитом в - 31,06 млрд. руб. Разница между доходами и расходами Пенсионного фонда России в 2015 году составляет 543,6 млрд. руб. [5, с. 8]. Большая часть этих средств образована в результате перевода гражданами своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды. Передача пенсионных накоплений в НПФ происходит не из ПФР, а из управляющих компаний, которым ПФР передает все поступающие на накопительную пенсию взносы. При этом средства пенсионных накоплений (около 2 трлн. рублей на начало 2015 года) не отражаются в доходах Фонда, а направляемые в НПФ средства при этом фиксируются как расходы (рисунок 5).

600 400 200 0 -200 -400 -600

„439,14

360,85

2010

333,53

-31,06

2011 2012 2013 201^ 2015

-543

Рис. 5. Дефицит / профицит Пенсионного Фонда РФ

Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. Пенсионная реформа 2002 года не привела к положительным результатам. На данный момент проводится масштабная реформа 2015, предоставляющая ответственность гражданам в формировании своей будущей пенсии, а именно выбор, формировать накопительную пенсию или отказаться от нее. В России лишь небольшой процент населения перевел свои средства из Пенсионного Фонда в негосудар-

ственные пенсионные фонды. Большая часть осталась в «молчунах» и не заявила о желании формировать индивидуальную накопительную пенсию.

Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа 2015 г. точно продумана и рассчитана, она не будет иметь положительного эффекта, пока не будет решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.

Список литературы:

1. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / В.Б. Христенко. -М.: Дело, 2014. - 600 с.

2. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ [Текст] / К. Арыстанбеков // Экономист. - 2015. - № 3. - С. 11-12.

3. Виленский А. Концепции значимости государства: декларации и реалии [Текст] / А. Виленский // Экономист. - 2015. - № 4. - С. 22.

4. Виссарионов А. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования / А. Виссарионов, И. Федорова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 1. - С. 11.

5. Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Б. Грозовский // Ведомости. - 2015. - № 5. - С. 8-9.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

© Лебедева А.Д.1, Голубева Т.Г.2

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный бюджет, расходы бюджета, налоговые доходы бюджета, неналоговые доходы бюджета.

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.